План фактный анализ бюджета. Качественный план-фактный анализ в Excel

Как провести факторный анализ отклонений?

Сравнение гибкого бюджета и фактического выполнения плана показывает, насколько организация смогла выдержать нормативы расходов, удержать плановые цены продаж. Очевидно, что если руководство организации сочтет это целесообразным, можно рассчитывать отклонения по видам переменных и постоянных затрат, по видам продукции, учитывать структурные сдвиги, информацию о региональных продажах и т.д.

Пример 6.6

Рассмотрим отклонения от гибкого бюджета по основным материалам и выявим причины этих отклонений. Данные табл. 6.12 позволяют провести факторный анализ для компании по производству посуды "КрЕНЗа".

Таблица 6.12

Исходные данные для анализа отклонений по основным материалам

Влияние отклонения расхода глины (норм расхода) рассчитывается следующим образом:

(1153,6 – 1043,6) × 290,9 = 31 999 руб.

Влияние отклонения цены материалов рассчитаем так:

(323,8 – 290,9) × 1153,6 = 37 953,4 руб.

Таким образом, увеличение стоимости основных материалов на 70022 руб. произошло на 54% (37953 руб.) за счет увеличения цены материала и на 46% (31999 руб.) за счет превышения норм расхода.

Расчеты, подобные тем, что приведены в примере 6.6, позволяют менеджеру искать резервы снижения стоимости материалов. Так, увеличение цены единицы сырья может произойти из-за общего инфляционного повышения цен (здесь менеджеры бессильны), из-за недостаточно эффективной работы отдела снабжения, который упустил наиболее выгодные предложения в этом месяце (получение скидки за быстрые сроки оплаты, за покупку большой партии товара и т.д.); из-за улучшения качества закупаемого сырья и т.д. Здесь необходимо выявить факторы, зависящие и независящие от деятельности организации и направить усилия на исправление контролируемых негативных явлений.

Выявление отклонений по затратам на оплату прямого труда проводится аналогично, при этом может быть выявлен перерасход средств как за счет увеличения времени изготовления продукции, так и за счет увеличения почасовой оплаты. Менеджерам важно понять, почему увеличилось время изготовления продукции (поломка техники, некачественный материал, перебои с доставкой сырья в цех и т.д.), почему возросла стоимость человеко-часа (в связи с повышением оплаты труда из-за инфляционных процессов в стране, использования более квалифицированного и высокооплачиваемого труда (и была ли в этом необходимость), из-за требований профсоюза и т.д.).

В примере 6.6 показано, как уточнить отклонения от гибкого бюджета по отдельным видам переменных затрат. Однако для многих российских организаций может быть полезным проводить такой анализ для постоянных издержек, так как именно они составляют огромный удельный вес в расходах, оценивать влияние структурных сдвигов.

Анализируя отдельные отклонения, менеджер должен понимать, что это не является самоцелью. Основная задача на данном этапе – поиск резервов снижения себестоимости – может быть решена разными путями. Например, некоторое превышение трудозатрат на одно изделие может сопровождаться снижением расхода материалов за счет изменения технологии и снижением общей суммы затрат; закупка более дорогих материалов, имеющих меньше брака и позволяющих более рационально их использовать, также может привести к снижению себестоимости, а применение более дешевых материалов может привести к увеличению потребности в них.

Рассмотрение отклонений по гибким бюджетам показывает, что организации, использующие их, разрабатывают нормативы (стандарты) для основных видов затрат. Отклонение фактических данных от нормативов помогает оценить эффективность работы организации. В связи с этим встает вопрос качества этих нормативов, реальности их выполнения. Считается, что нормативы можно чуть-чуть завышать, т.е. наделять мотивационной составляющей для того, чтобы персонал видел, к чему следует стремиться. Иногда считают, что небольшое отклонение от нормативов, например, их невыполнение в пределах 5% можно вообще не изучать. В кризисе, при серьезных финансовых затруднениях, возможна разработка и применение временных нормативов (в зависимости от обстоятельств – выше или ниже обычных) для стабилизации деятельности компании.

В целом можно сказать, что гибкие бюджеты и управление по отклонениям целесообразно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании они помогают выбрать оптимальный объем производства; при анализе выполнения плана – оценить фактические результаты.

Бюджетный контроль - процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализа отклонений и внесения необходимых корректив.

Бюджетный контроль осуществляется с помощью отчета об исполнении бюджетов характеристика которых приведена в предыдущем разделе учебника.

Отчет о выполнении содержит сравнение запланированных и фактических показателей с расчетом отклонений и указанием их причин. Он составляется бухгалтером-аналитиком и предоставляется менеджеру, который отвечает за принятие соответствующих решений.

Форма Отчета о выполнении бюджета аналогична форме бюджета, который подлежит контролю с добавлением граф:

- "фактическое исполнение бюджета";

- "отклонения от бюджета положительное";

- "отклонения от бюджета отрицательное".

Бухгалтер-аналитик должен вместе с Отчетом об исполнении бюджета предоставить обоснованные комментарии о существенность отклонений.

Решение менеджера (руководителя структурного подразделения, отраслевого специалиста, руководителя предприятия) на отклонение должно быть адекватным размера отклонений и причин их возникновения.

Если отклонения незначительные, менеджер их может игнорировать, то есть не исследовать причин этих отклонений.

Значительный размер отклонений требует более детального изучения их причин с помощью дополнительной информации.

Причинами отклонения от бюджета могут быть:

Ошибки и просчеты в процессе составления соответствующих бюджетов;

Неправильное определение функций затрат и доходов и калькулирования производственной себестоимости и себестоимости реализации;

Вследствие неэффективной деятельности и действий персонала;

Изменения спроса;

Колебания цен на производственные запасы;

Колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, производимую предприятием;

Невыполнение договоров покупателями и подрядчиками. В случае наличия значительных отклонений в зависимости от их возможных причин принятия таких решений:

Корректировка или пересмотр бюджета, если результаты контроля свидетельствуют, что выполнять их дальше нецелесообразно;

Внесение соответствующих коррективов в действия структурных подразделений для обеспечения достижения запланированных мер по предпринимательской деятельности;

Усиление функций материального и морального стимулирования работников, задействованных в предпринимательской деятельности.

Отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь, привлекая внимание руководителей структурных подразделений и специалистов к значительным отклонениям от ожидаемых результатов, что, в свою очередь, дает возможность осуществлять управление отклонениями.

Бюджетный контроль дополняется детальным анализом исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Направления анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится по следующим блокам (направлениям):

Факторный анализ с применением метода цепных подстановок;

Структурный анализ активов и пассивов и расчет балансовых предложений;

Анализ текущего финансового состояния предприятия;

Экспресс-анализ финансового состояния предприятия;

Анализ рентабельности.

Факторный анализ исполнения бюджетов

Процесс контроля исполнения бюджета осуществляют с помощью метода цепных подстановок. Суть этого метода заключается в определении влияния факторов на изменение результативного показателя соответствующего бюджета путем последовательной замены бюджетной величины каждого фактора в объеме изучаемого показателя и его фактической величиной указанной в Отчете об исполнении бюджета. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в расчетной формуле, тем больше и расчетов.

С этой целью рассчитывается ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, двух, трех и более факторов, предполагая, что все другие факторы соответствующего бюджета остаются неизменными.

Степень влияния того или иного фактора определяется вычитанием: из второго расчета первого, из третьего-второго и т.д. В первом расчете все величины, указанные в соответствующем бюджете (или базисные), в последнем фактические (или отчетные), а все промежуточные расчеты - условные. Количество расчетов результативных показателей должно соответствовать определенному правилу: общее их количество должно быть на единицу больше числа факторов, а количество условных результативных показателей всегда на единицу меньше численности факторов. То есть, если определяется влияние двух факторов, то необходимо рассчитать три результативных показатели: бюджетный, фактический и условный. Если требуется определить влияние трех факторов, то в этом случае рассчитываются уже четыре результативных показатели, из которых два условных.

Схематично порядок определения результативных показателей для чотирьохфакторної модели отражено в таблице 3.1.

Таблица 3.1. в

Метод применения цепных подстановок рассмотрим на примере трьохфакторної модели валового сбора зерна по группе однородных культур (выполнения бюджета реализации сельскохозяйственной продукции), формируется под воздействием:

а) размера посевной площади, га:

б) структуры посевных площадей, %;

в) урожайности отдельных культур, ц/га.

Факторную модель валового сбора зерна по группе однородных культур можно представить в таком виде:

ВЗ - валовой сбор по группе однородных культур; £ - размер посевной площади по группам культур; ПВіБ - удельный вес каждой отдельной культуры в общей площади посевов;

У/ - урожайность отдельной культуры; и - отдельная культура.

По данным таблицы 3.2 расчет проводится согласно установленной схемы, для чего сначала необходимо определить дополнительно к бюджетному и фактического валового сбора две условные показатели (на единицу меньше количества факторов) валового сбора, а именно:

Валовой сбор при фактической площади, бюджетной структуре посевных площадей и бюджетной урожайности зерновых культур. Валовой сбор определяется по формуле:

Валовой сбор при фактической площади, фактической структуре посевных площадей и бюджетной урожайности зерновых культур. Валовой сбор определяется по формуле:

Общее отклонение фактического валового сбора от валового сбора, предусмотренного бюджетом реализации и бюджетом производства, определяется путем сравнения. В нашем примере это отклонение составляет;

В процессе дальнейшего анализа абстрагируемся от влияния всех факторов, кроме тех, что изучаются на данный момент; и получим отклонение валового сбора за счет изменения:

а) размера посевной площади:

б) структуры посевной площади:

в) урожайности отдельных культур:

Проверяется правильность расчетов:

Финансовый результат исполнения бюджета (прибыль или убыток) формируется под воздействием:

а) себестоимости продукции, грн;

б) цены реализации продукции, грн;

в) объема реализации продукции, тыс. грн.

Факторную модель размера финансового результата от реализации сельскохозяйственной продукции растениеводства можно представить в таком виде:

Фр - финансовый результат по реализации продукции растениеводства;

Пи - количество реализованной продукции отдельных культур;

Эти ~ цена реализации продукции отдельных культур;

Си - производственная себестоимость продукции отдельных культур;

/ - отдельная продукция.

Расчет производится по данным таблицы 3.3 по методике, приведенной при определении влияния отдельных факторов на валовой сбор зерна, а именно, дополнительно определяется до бюджетного и фактического финансового результата от реализации сельскохозяйственной продукции растениеводства несколько условных показателей:

Финансовый результат при фактическом объеме реализации, фактической реализационной цене и бюджетному производственной себестоимости. Финансовый результат определяется по формуле:

Финансовый результат при фактическом объеме реализации, бюджетной реализационной цене и бюджетному производственной себестоимости по формуле:

Финансовый результат при бюджетном объеме реализации, фактической реализационной цене и фактической производственной себестоимости по формуле:

реализации сельскохозяйственной продукции

Общее отклонение фактических финансовых результатов от финансовых результатов, предусмотренных бюджетом, определяется путем сравнения. Это отклонение составляет:

Отклонение произошло за счет изменения:

Анализ выполнения бюджета реализации сельскохозяйственной продукции и/или дополнительных биологических активов приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3. в

Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.

В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей – управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

Проверенные методы

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод «освоенного объема» для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:

  • контроль бюджетов по отклонениям;
  • оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

  • выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);
  • оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат;
  • определяют характер отклонений (например, регулярное или случайное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий;
  • подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений.

Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула «факт» - «план», по расходным статьям - формула «план» - «факт».

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

(«отклонение по статье»/ «отклонение по прибыли») х 100%

В столбце «Отклонение» мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец «Удельный вес»), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье «Охрана» на 10 000 рублей, а по статье «Заработная плата» - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей природе является «контролем по факту свершившейся операции». Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям «Расходные материалы» и «Реклама». Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Оценка отклонений и анализ

Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или показателей, необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения такого показателя, как курс валют – это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями «производственная себестоимость» или «себестоимость реализации продукции» можно управлять. Для этого достаточно определить структуру себестоимости. Далее нужно определить предел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений может достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела – это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи. Если удельный вес статьи «Заработная плата» составляет 30 процентов от всех затрат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов.

Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют планово-экономические службы. Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, "план-факт" анализ и прочие.

Ранжирование применяется в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений деятельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравниваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на изменение значений анализируемых бюджетных статей или показателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние каждого из филиалов на общую сумму реализации товаров и услуг. Суть факторного анализа сводится к тому, чтобы определить причину отклонений показателей и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмотрели пример выявления отклонений от запланированного результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового результата. Тем самым мы провели факторный анализ.

План-факт анализ может проводиться как для всех основных, так и для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель - выявить причины отклонений, а именно – какие из показателей, бюджетных статей, сценарных условий повлияли на исполнение бюджета компании.

Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство российских компаний.

Казначейский контроль

Существенная составляющая системы контроля - контроль казначейского исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в бюджете движения денежных средств.

Оперативный контроль бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержденными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате.

Пример

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в различных регионах, не распоряжаются денежными средствами, за исключением выплаты заработной платы персоналу. Все остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казначейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система позволяет повысить эффективность использования денежных средств компании. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость оплатить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты.

Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком виде контроля - жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие лишено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предприятиям стоит это учитывать.

Пример

Так, бюджет одного металлургического завода строго регламентировал расходы по списанию технологических материалов на производство продукции. Закупка данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой величины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость увеличить нормы расхода и приобрести более дорогие технологические материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми данными, ее сократил. Ведь корректировка расходов на закупку была разрешена только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства.

В современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительным развитием технологий, растущей диверсификации бизнеса, эффективное управление предприятием предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы.

Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур бюджетного управления. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля и анализа исполнения бюджета устанавливают порядок и последовательность работ в соответствии с принятыми ориентирами и целями предприятия, подготовки для внешних и внутренних пользователей. При его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ полученных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Условия работы механизма контроля определяются масштабом деятельности компании; определением и документальным закреплением процедур контроля; реакцией руководителей соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям; налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления.

Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета - это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, компании в течение бюджетного периода. Система контроля исполнения бюджета является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроллинг в экономическом смысле - это наблюдение и управление. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Основными элементами системы контроля являются:

·объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

·предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

·субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов.

Рис. 13.1. Схема формирования бюджета по результатам план-факт анализа.

Контрольно-стимулирующая цель план-фактного анализа реализуется с помощью информации об отклонениях «факта» от плана при оценке результатов работы структурного подразделения предприятия и службы. Бюджетные задания по объемам продаж продукции, по объемам производства в ассортиментном разрезе, по объемам закупок сырья и материалов, по уровню затрат, по срокам взыскания или срокам погашения можно рассматривать как базу для оценки работы подразделений, их руководителей и отдельных специалистов. По результатам этой оценки возможно применение мер материального и морального стимулирования персонала. С помощью различных схем «привязки» результатов план-фактного анализа к стимулам (поощрениям и наказаниям). В одном случае возможны поощрения за перевыполнение плановых заданий по продажам, получение , взыскание и т.п. и наказания за невыполнение этих заданий. В другом случае поощрения и наказания могут быть связаны с размером экономии ресурсов и сокращением затрат.

Информационным обеспечением анализа исполнения сводного бюджета является система, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических.

Система контроля исполнения бюджета может состоять из двух контуров, отражающих фактическую информацию: оперативного и бухгалтерского учета.

По данным оперативного учета на основании казначейского исполнения бюджета, производственно-диспетчерской информации и другой управленческой информации, осуществляется оперативный контроль и мониторинг производственно-финансовой деятельности предприятия.

Фактическое отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, связанным с обработкой первичных учетных документов и дальнейшему формированию учетной информации, является исходной информационной базой осуществления контроля выполнения планов. Фактические данные формируются на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета в течение всего бюджетного периода.

Информация для контроля исполнения бюджета обусловливается единой кодировкой справочной информацией и установления таблиц соответствия аналитических регистров бухгалтерского и оперативного учета и кодов бюджетной классификации. Контроль исполнения бюджета по данным бухгалтерского учета осуществляется центрами финансовой ответственности после закрытия отчетного периода. В целом отчет по исполнению сводного бюджета осуществляется финансово-экономической службой на основании данных центров ответственности, подтвержденные бухгалтерским учетом.

Контроль исполнения операционных и финансовых бюджетов осуществляется соответствующими центрами ответственности, по следующим направлениям: реализация продукции, расходы по материалам, заработной платы, амортизационные отчисления и др.

Программно-методический комплекс

В ПМК имеются поручения для формирования информации, которая еще фактически не получена, но отражает ожидаемую деятельность предприятия за отчетный период, данная информация определяется в разделе Фактические данные.

Документ «Ожидаемый фонд оплаты труда»

Документ в программном продукте предназначен для ожидаемого отражения затрат на трудовые ресурсы.

Рис. 13.2. Документ «Ожидаемая заработная плата».

Работа с документами


Бюджетирование является одним из важнейших элементов управленческого учета, основными задачами которого является составление предварительных бюджетов, оперативное выявление отклонений, факторный анализ полученных результатов и поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

Анализ исполнения бюджета компании - это сопоставление фактических результатов с плановыми и выявление причин отклонений в натуральных, абсолютных и относительных величинах.

Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, особенно в условиях экономической нестабильности должна уделять особое внимание анализу исполнения бюджета, так как это позволяет вскрыть многие проблемы в управлении, усилить контроль над расходами, определить ответственных за результаты деятельности.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.


Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.