Изображение крестьян в записках охотника проект. Презентация по литературе Электронный альбом "Словесные и живописные портреты русских крестьян (по "запискам охотника" И.С.Тургенева)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
. Словесные дидактические игры в детском саду Выполнила: учитель-логопед 1квалификационной категорииШашерина Г.П. Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры – потешки «Ладушки», «Сорока – воровка», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например: «Каравай», «Гуси – гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании. Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Краски», «Море волнуется», «Свети – свети ясно» и прочие. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов. Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют словесные дидактические игры. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи формирование грамматического строя речи обогащение словарного запаса развитие связной речи С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.Основная цель словесных игр для малышей – развивать речевую активность, умение соотносить действия со словом потешки, стихотворения, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь. Так, для того, чтобы приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы, улавливать ритм, упражнять в правильном звукопроизношении и выразительном чтении можно проводить такие словесные игры как: Ладушки, Сорока, Коза рогатая, Заинька, Петушок, Хохлатка. Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы. Учит детей по громкости определять, кому принадлежит голос. Например – взрослому животному или его детёнышу. Игры и упражнения с детьми раннего возраста«Что это? Кто это?» , «Где?», «Целое и части» и др.Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков«Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др.Используйте звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи;машина гудит - би-би-би;лягушка квакает - ква-ква-ква;молоток стучит - тук-тук-тук;дудка дудит - ду-ду-ду;покатаемся на лошадке - но-но-но;малыш смеётся - ха-ха-ха;звонок звенит - динь-динь. Словесная дидактическая игра «На птичьем дворе»Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д.Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»!А как Петя – петушокРано – рано поутруНам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.Необходимо использовать игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух -, а также трёх-, четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Угадай, что звучит. Чудесный мешочек. Магазин. Возьми игрушку.Скажи, как я.Цель: учить детей говорить громко, тихо, шёпотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесённых слов).Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик». Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. «Угадай игрушку», «Назови как можно больше предметов», «Скажи, какой?», «Кто больше действий назовёт?» и др. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.В этом разделе и предлагается ряд таких игр, многие из них народные, известные воспитателям с детства, как «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и др.Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей. На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребёнок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм, поэтому необходимы такие словесные игры.Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:«Узнай по описанию», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Кафетерий», «Ателье», «Петрушкины команды», «Вы хотите? – Мы хотим», «Прятки», «Почтальон принёс открытки» и др.Игры на словообразование:«Страшный зверь», «День рождения Пуха», «Что за животное?», «Магазин посуды», «Чьё, чьё? Моё!» и др.Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:«Что мы делали», «Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что делает Буратино?», «Найди ножку», «У кого такой предмет», «Бывает – не бывает», «Какая, какой, какое?» и др. Речевые ситуации. Они не дают готовый ответ, а побуждают к активизации знаний, представлений, заставляют совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).«Скажи наоборот», «Кто внимательный?», «Назови ласково», «Что умеют делать звери?», «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает другое слово?», «Помоги Петрушке выбрать слово», «Скажи наоборот», «Расколдуй картинку», «Дополни предложение», «Исправь ошибку Незнайки», «Подбери словечко» и др. Словесные игры.Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др. 3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др. 2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Они учат детей слушать, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. Общие методические советы по проведению словесных дидактических игр 2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад. «Дети, хотите поиграть?» или: «Ребята, давайте поиграем!» - предлагает он. Если надо играющих разделить на две группы, по считалочке выбирают двух вожаков.Считалочка используется также при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.). Считалочка вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость. 3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, ломать голову, так и в широком использовании игровых элементов: считалочки, сговора, соревнования, разыгрывания фантов и т. д. 4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного; в этом случае используют брошенный мяч, считалочку, переданный предмет. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и средне­го возраста. Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения. 5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях. Воспитатель сам может придумывать различные варианты, зная, какие у детей сформированы представления, умения. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. 6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож - не похож», «Где был Петя?». «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например: познакомив детей с овощами, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки - корешки».В таких играх принимают участие все дети. Но чаще всего следует проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных с менее активными. Последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.Можно использовать словесные игры и в часы развлечений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.Любая дидактическая игра содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о её правилах. Объяснение правил - первый этап в обучении детей путем дидактической игры. От того, насколько чётко правила будут объяснены, зависит успех игры.В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что, если они не будут выполняться, игра прервётся. Желаю вам дальнейших успехов в работе!. Используемые материалы:1.А.К.Бондаренко.»Словесные игры в детском саду».2.А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»3.Интернет-ресурсы. detsad-kitti.ru .images.yandex.ru

Тургенев в «Записках охотника» показал крестьян в одном ряду с помещиками. Оказалось, что крестьяне, как люди, часто бывают лучше помещиков, что они бывают умны, сметливы, иногда наделены поэтической душой.

Обратимся к рассказу «Хорь и Калиныч». Один из героев, хорь, хозяйственный, всё у него добротно, и дом, и семья у него большая.

Он себе на уме, обмануть его невозможно. Хорь давно уже мог бы купить себе вольную, но он не хочет этого делать, ему и так хорошо.

Калиныч - другая натура. Он и выглядит иначе. Хорь коре­наст и плотен. Калиньгч высок и худощав. Он прекрасно знает лес, без него помещик не ходит на охоту. Калиныч умеет лечить народными средствами, а из леса приносит различные травы.

Хорь и Калиныч притягиваются как две противоположнос­ти. В тексте есть такая деталь: Калиныч приносит из леса свое­му другу пучок земляники.

Тургенев со вниманием и даже с любовью относится к своим героям. До него никто так крестьян не изображал.

В рассказе «Бежин луг» показаны крестьянские дети. Турге­нев описывает пятерых мальчиков, которые ночевали у костра, пасли лошадей. Из всех детей он сразу выделяет Павла. Это яв­ный лидер среди детей, хотя среди ребят есть и дети из небед­ных семей.

Павел рассудителен, смел (поскакал один во тьму, когда воз­никла опасность, не задумываясь о том, что там могут быть вол­ки). Дети рассказывают друг другу былички, от которых веет духом народной поэзии.

Крестьяне в записках охотника Тургенева

3 (60%) 2 votes

На этой странице искали:

  • образы крестьян в записках охотника
  • Крестьяне в записках охотника
  • какими тургенев изображает крестьян в записках охотника
  • словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам записки охотника
  • словесный портрет крестьян из записок охотника

Слайд 1

ПРОЕКТ учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.

Слайд 2

Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника»

Слайд 3

Слайд 4

Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

Слайд 11

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

Слайд 12

« Певцы »
Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

Слайд 13

« Бежин луг »
Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века. Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

Слайд 14

Слайд 15

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША, КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ.КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,

Слайд 16

Слайд 17

Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана. Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

Слайд 18

КОСТЯ -
« мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие. Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать,для чего на языке, -на его языке, по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»

Слайд 19

ФЕДЯ
«…был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»

Слайд 20

У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»

Слайд 21

Слайд 22

« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

Слайд 23

И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый.,мрачный, нелюдимый, одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти, не ради наживы, а от безысходности, тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием. Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает, что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.

Слайд 24

В рассказе « БУРМИСТР» (1847)

описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов - бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.

Слайд 25

Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. « Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

ПРОЕКТ учащихся 6 класса МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А. Словесные и живописные портреты крестьян По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г. Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

« Певцы »

  • Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.
« Бежин луг »
  • Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
  • Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.
ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША, КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ.КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША, Лицо ИЛЮШИ « было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана. Тщательно стягивала его опрятную черную свитку». КОСТЯ - « мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие. Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать,для чего на языке, -на его языке, по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.» ФЕДЯ «…был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.» У Павлуши « волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.» « Бирюк » «Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.» И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности. Бирюк-угрюмый.,мрачный, нелюдимый, одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти, не ради наживы, а от безысходности, тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием. Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает, что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность. В рассказе « БУРМИСТР» (1847) описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов - бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную. Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
  • Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
  • Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

Дата публикации: 2016-09-13

Краткое описание: ...

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Рассказы И.С.Тургенева

«Записки охотника»

Защита индивидуального проекта»

Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

2016 год

Урок

РАССКАЗЫ И. С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: иметь знания о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературных героев; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (презентация книжной выставки), групповая (презентация и защита проектов, демонстрация электронной презентации).

Интернет-ресурсы:

1. Бем, Елизавета Меркурьевна. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бём,_Елизавета_Меркурьевна

2. Дехтерев, Борис Александрович. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дехтерёв,_Борис_Александрович

3. Русская живопись. Русские художники. – Режим доступа: http://ruspainting.blogspot.ru/2011/01/blog-post_2901.html

Оборудование : плакат с названием урока; портрет И. С. Тургенева, обложка книги «Записки охотника» И. С. Тургенева (40  50); книжная выставка «Он прежде всего был художником...»; стенды «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”», «Три портрета (по рассказу “Бирюк”)»; компьютер.

Основные понятия и термины: крепостное право, сострадание, национальный характер.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас царит атмосфера тургеневского праздника. Об этом говорит и оформление кабинета, и свежие буклеты на столах, и ваше приподнятое настроение. Тема сегодняшнего урока: «Рассказы И. С. Тургенева “Записки охотника”. Защита проектов». Проделана достаточно большая работа по подготовке к данному уроку. Прочитаны несколько рассказов из цикла «Записки охотника». Самостоятельно изучен теоретический материал, проведены репетиции, консультации учителя. Коллективно двумя проектными группами разработаны и выпущены буклеты. Сегодня состоится презентация и защита коллективных проектов по следующим темам: первая – «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», вторая «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)». Также мы познакомимся с материалами электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской» (индивидуальный проект). Оценивать работу двух коллективных проектов будет наше уважаемое жюри в составе группы учителей и учащихся из параллельного класса. Критерии оценки разработаны и внесены в карту оценивания коллективного проекта. (См. Ресурсный материал.)

Разрешите сказать несколько напутственных слов участникам: выступайте грамотно, аргументированно, эмоционально, показывая глубину знаний, эрудицию, выразительность речи. Пожелание членам жюри: стремитесь внимательно выслушать каждое выступление, задать свои вопросы, всесторонне оценить работу проектной группы. Удачи!

II. Практическая деятельность.

1. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», выполненного в форме буклета.

И в дымке розовой летая,

Заходит в душу доброта,

Так мысли грубые стирает

Земли святая красота.

Т. Жадова

План

1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

3. Инсценирование отрывка из рассказа со слов «На заре Федя разбудил меня» до слов «...Я не ожидал таких нежностей от мужика».

Действующие лица : Хорь, Калиныч, Полутыкин, невестка Хоря, сыновья Хоря.

4. Устный рассказ «Словесное описание Хоря».

5. Устный рассказ «Словесное описание Калиныча».

6. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).

7. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

8. Экспресс-опрос по рассказу «Хорь и Калиныч». (См. Ресурсный материал.)

Вопросы

1. Верста, как известно, старая мера длины. Чему равна верста? И далеко ли находится вотчина Полутыкина, до которой, по словам помещика, «верст сто»? (Верста равна 1,06 км. Следовательно, сто верст это 106 км.)

2. Кому принадлежат слова: «И хорошо, батюшка, делаешь: стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще»? (Это Хорь дает совет господину Полутыкину.)

3. Кто кому дает такую характеристику: «Этому шалопаю грамота далась, у него и пчелы отродясь не мерли»? (Так Хорь говорит о Калиныче.)

4. О ком идет речь: «Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии...»? (Речь идет о калужском мелком помещике Полутыкине.)

5. Что удивило Полутыкина? «Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких нежностей от мужика». (Полутыкин удивился тому, что Калиныч своему другу Хорю принес из леса пучок полевой земляники.)

2. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)», выполненного в форме буклета.

В страданьях сгорбилась Россия.

Без умудренной головы

В душе народ находит силы

Для состраданья и любви.

Т. Жадова

План проведения презентации (примерный)

1. Инсценирование отрывка из рассказа «Бирюк» со слов «Я ехал на охоту...» (начало рассказа) до слов: «Извольте сидеть!».

Действующие лица : охотник, лесник (обязательно в костюмах).

2. Краткий пересказ рассказа «Бирюк», начатый сразу после инсценирования следующими словами: «Вот так, на первый взгляд, незатейливо начинается повествование рассказа».

3. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

4. Словесный портрет героя на основе собственного рисунка: «Фома по прозвищу Бирюк», «Лесникова дочь», «Бедняк есть бедняк». (Используются материалы стенда «Три портрета».)

5. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

6. Проведение викторины по рассказу «Бирюк». (См. Ресурсный материал к уроку.)

Вопросы для защиты проекта (примерные):

1. Каково ваше общее впечатление от рассказа?

2. Продолжите ряд определений, характеризующих Бирюка как главного героя: гостеприимный, спокойный, «человек подневольный»...

3. Почему окрестные мужики Бирюка «боялись, как огня»?

4. Что заставило крестьянина в такую непогоду (дождь, гром) рубить дерево у Кобыльего Верху?

5. Как объяснить, что сначала мужик называет лесника по имени-отчеству Фома Кузьмич, а затем обрушивается с ругательствами: «азиат», «кровопийца», «душегубец окаянный», «зверь»?

6. За что охотник назвал Бирюка «славным малым»?

7. В чем вы видите современное звучание этого рассказа?

3. Демонстрация электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова».

Слайд 1. Название презентации: «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской».

Слайд 2. Портрет Н. А. Некрасова.

Подобно муравью, трудолюбив мужик.

Ни грубости их рук, ни лицам загорелым

Я больше не дивлюсь: я видеть их привык

В работах полевых чуть не по суткам целым.

Н. А. Некрасов

Портрет Ю. В. Жадовской.

Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Любя свою страну, любя родной народ...

Ю. В. Жадовская

Слайд 3. Картина В. Серова «Мужичок с ноготок» (1896).

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 4. Картина В. Маковского «Игра в бабки» (1870).

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 5. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (1872).

Унеси ты, ветер,

Тучу градовую,

Сбереги нам, Боже,

Ниву трудовую!..

Ю. В. Жадовская «Нива»

Слайд 6. Картина В. Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).

Как тут таланту вырасти,

Как ум тут развернешь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живешь!

Н. А. Некрасов «Жизнь и приключения Тихона Тростникова»

Слайд 7. Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» (1820-е).

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

Н. А. Некрасов

Слайд 8. Картина В. Е. Маковского «Свидание» (1883).

Нам домой скорей бы воротиться, –

Но зачем идем мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться

Встретит нас забота и нужда.

Н. А. Некрасов «Плач детей»

Слайд 9. Иллюстрация В. Серова «Матрена Тимофеевна» к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1951).

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 10. Картина А. А. Пластова «Жатва».

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 11. Картина И. Н. Крамского «Полесовщик» (1874).

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик трудясь, не думает,

Что силы надорвет.

Н. А. Некрасов

Слайд 12. Картина И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой» (портрет Мины Моисеева) (1883).

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Н. А. Некрасов «Деревенские новости»

Слайд 13. Картина А. Степанова «Журавли летят» (1891).

Говорят – придет пора,

Будет легче человеку,

Много пользы и добра

Светит будущему веку.

Ю. В. Жадовская

4. Презентация книжной выставки «Он прежде всего был художником...».

5. Подведение итогов членами жюри. Вручение памятных призов.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Защита коллективных проектов состоялась и прошла довольно успешно. Интересный материал был предложен в электронной презентации. Живо и по-своему оригинально была представлена книжная выставка. Мне думается, что имя И. С. Тургенева (мастера портрета, мастера пейзажа, наконец, мастера художественного слова) стало ближе, понятнее и роднее каждому из нас. В заключение хочу привести слова исследователя творчества И. С. Тургенева доктора филологических наук, профессора Ю. В. Лебедева, который справедливо утверждает: «“Записки охотника” – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере». Читайте книги И. С. Тургенева – великого русского писателя!

Домашнее задание.

1. Познакомиться со стихами Ф. И. Тютчева, вспомнить известные стихи автора.

2. Индивидуальное задание: подготовить книжную выставку, придумать к ней название.

3. Индивидуальное задание (готовят вместе 2 ученика): подготовить презентацию, посвященную жизни и творчеству Ф. И. Тютчева.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Карта оценивания коллективного проекта
(по 10-балльной системе)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Замечания, пожелания членов жюри

Председатель жюри _______________________

Члены жюри _____________________________

Экспресс-опрос по рассказу И. С. Тургенева
«Хорь и Калиныч»

1. Чем отличается орловский мужик от калужского? («Породой людей».)

2. Почему «для охотника в Калужской губернии лучше»? («В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет, в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».)

3. Что такое пенька? (Пенька – это грубое прядильное волокно из конопли.)

4. Сколько детей было у Хоря? (Шестеро.)

5. Где Хорь построил избу после пожара? (На болоте.)

6. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч? (На балалайке.)

7. Как называется любимая песня Хоря? («Доля ты моя, доля!»)

8. «Крепок ты на язык и человек себе на уме». О ком идет речь? (О Хоре.)

9. Чье это портретное описание: «Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо»? (Калиныча.)

10. О ком идет речь? «Подсадить Астронома!» – воскликнул г-н Полутыкин. (О собаке г-на Полутыкина по кличке Астроном.)

11. Чья это портретная характеристика: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»? (Хоря.)

12. Кому принадлежат слова: «А что мне жениться? Мне и так хорошо. На что мне жена? Лаяться с ней, что ли?» (Феде.)

13. Солнечную или дождливую погоду предсказал Калиныч по следующим приметам: «Утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет»? (Предсказал, что будет дождь.)

Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. Как звали дочь лесника? (Улитой.)

2. Какую картину увидел охотник в избе лесника, отчего «сердце его заныло»? (Он увидел по середине комнаты люльку, которую качала 12-летняя дочь лесника.)

3. Чей это портрет? «Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глазки». (Бирюка.)

4. Кому принадлежат слова: «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»? (Так окрестные мужики говорили о Бирюке.)

5. Как называли в Орловской губернии овраг? (Овраг называли верхом. Например, говорили: «Встретил у Кобыльева Верху».)

6. О ком речь? «Другой голос закричал жалобно, по-заячьи». (Речь о воре-бедняке.)

7. У Бирюка было двое детей. Что ответил лесник на вопрос охотника о хозяйке? (Лесник ответил, что «с прохожим мещанином сбежала».)

8. Кому принадлежат слова: «Даром господский хлеб есть не приходится»? (Бирюку.)

9. Какое освещение было в избе лесника? (Лучина.)

10. О ком просит Бирюка бедняк: «Ее-то... один живот и есть... отпусти»? (Бедняк просит о лошаденке – единственной кормилице.)

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.