Проект яхты для самостоятельной постройки натали 800. Каков реальный флот “Т800”

Яхта класса Т800 своими руками

Круизно-гоночная трейлерная яхта «Кавалер 800» задумана и спроектирована нами как лодка, которую можно построить в мастерских яхт-клуба или в домашних условиях из доступных материалов. Кроме того, поскольку класс Т800 предполагается свободным, то заранее предусмотрены варианты модификации этого проекта. Мы вовсе не настаиваем на постройке лодки «один в один» по проекту, а просим воспринимать публикуемые чертежи как прототип и предоставляем строителям простор для полета конструкторской мысли (разумеется, при надлежащем техническом обосновании).

Несколько слов о работе, предшествовавшей непосредственно разработке чертежей. Она несколько облегчалась тем, что ранее нами был разработан аналогичный по обводам и конструкции проект 5,9-метрового круизера «Пилигрим 590» (Назаров А., Ковалев М. «Пилигрим 590» - семейная трейлерная круизная яхта - «Шкипер» №6 – 2001. - С.12-15. и №1 – 2002. - С.13-15.). С одной стороны, нам хотелось обеспечить достаточно высокие гидродинамические характеристики лодки для возможности успешного участия в гонках. В то же время обводы должны быть достаточно технологичными - для обшивки листами фанеры, что в наших условиях наиболее доступно. Известно, что для минимизации отрицательного влияния скул необходимо ориентировать их по линиям тока и избегать пересечения скулами ватерлинии, в том числе и при ходовых углах крена.

Основные данные яхты «Кавалер 800»
Длина наибольшая, м 8,00
Длина по КВЛ, м 8,00
Ширина наибольшая, м 2,50
Осадка, м 0,63/2,00
Вес порожнем, кг 1200
Площадь парусности, м²:
– грот 30,0
– стаксель 13,5
– спинакер 38
Динамические характеристики:
– относительная длина корпуса L/ 3 √D SPL 7,52
– относительная энерговооруженность √SA/ 3 √D SPL 6,21

Для детального изучения вопроса с помощью специалистов судостроительного предприятия «AWL» была изготовлена модель корпуса в масштабе 1:8 и проведены ее буксировки в лаборатории мореходных испытаний Севастопольского национального технического университета. Помимо измерения буксировочного сопротивления, выполнялась фото- и видеосъемка модели.


На малых относительных скоростях, как и ожидалось, сопротивление несколько больше, чем рассчитанное для традиционных «круглоскулых» обводов. Но при высоких числах Фруда за счет лучшего отрыва воды от скул сопротивление корпуса «Кавалера 800» меньше.

Подводная видеосъемка движущейся модели была выполнена с помощью дайвинг-центра «Юнион-Крым». Просмотр видеозаписей для различных скоростей показал, что обтекание подводной части модели с приклеенными к днищу «колдунчиками» происходит вдоль линий скул. Доказал свою эффективность и примененный в проекте слегка погруженный транец. Материалы этих проектных исследований позволили усовершенствовать обводы окончательного варианта «Кавалера 800».

Концепция проекта

Разрабатывая этот проект, мы ставили перед собой цель предложить яхтменам современную трейлерную круизно-гоночную яхту, экономичную и технологичную в любительской постройке из листов фанеры. Яхтсмен-гонщик найдет в этом проекте необходимую «базу» для совершенствования ходовых качеств для гонок в «круизном» дивизионе (Правила класса Т800 см. на сайте www.kompanmarine.com).

Для семейного экипажа первостепенными качествами окажутся простота в управлении, достаточно высокий комфорт, безопасность в эксплуатации на внутренних водах и в прибрежной зоне морей. Базовый вариант «Кавалера 800» снабжен швертом, что делает доступными мелководные акватории. Вспомогательным средством движения служит подвесной мотор мощностью около 12 л. с., навешиваемый на транец. В то же время, сразу оговоримся, «Кавалер 800» - это достаточно быстроходная, но все же не экстремальная лодка. Любителям экстрима мы можем порекомендовать проект «Pluto 800» (см. журнал «КиЯ» №184).

Архитектура корпуса и палубы яхты «Кавалер 800»

Обводы корпуса многоскулые, с разворачивающейся на плоскость обшивкой; расширяющийся выше КВЛ нос улучшает всхожесть на волну. Широкая кормовая оконечность со слегка погруженным транцем, коэффициент продольной полноты корпуса C P =0,57 и положение центра величины по длине L CB =3,5% L WL оптимизированы на движение с высокими относительными скоростями.



Таблица плазовых ординат корпуса

Номера шпангоутов
0 1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полушироты от ДП, мм
Киль 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Ск1 5 13 27 78 153 214 246 256 255 234 195 144
Ск2 47 131 234 438 630 790 887 915 895 818 691 533
Ск3 96 209 344 598 817 984 1086 1120 1109 1051 955 835
ЛБ 195 345 500 758 961 1108 1185 1214 1217 1186 1125 1041
Высоты от КВЛ, мм
Киль -89 -138 -159 -183 -192 -196 -195 -190 -176 -138 -76 2
Ск1 -89 -138 -159 -183 -192 -196 -195 -190 -176 -138 -76 2
Ск2 140 121 99 58 21 -7 -25 -29 -19 6 43 86
Ск3 415 398 378 342 314 293 280 280 280 289 301 315
ЛБ 970 956 940 909 883 862 848 836 826 816 808 800

Применение надстройки «от борта до борта» позволяет получить более просторную каюту, упростить постройку и существенно повысить остойчивость на больших углах крена.

Просторный «двухъярусный» самоотливной кокпит длиной 2,4 м - основное место пребывания экипажа в хорошую погоду. В палубе предусмотрены входной люк и форлюк, используемый для работы с парусами.

Мы постарались уделить внимание дизайну экстерьера «Кавалера». Применены более эстетичные многоскулые обводы, граненая форма надстройки и современные контуры иллюминаторов. В то же время, экстерьер яхты не должен быстро устареть, как это бывает с «ультрамодными» лодками.

Общее расположение яхты «Кавалер 800»

«Кавалер 800» имеет несимметричную компоновку каюты. Эффект объемности помещений усиливается просторной надстройкой и большими иллюминаторами. В форпиковой части яхты выгорожен рундук; далее - носовая каюта фактически представляющая собой изолированную носовую койку. Далее по правому борту расположен санузел, напротив – шкаф. В салоне по правому борту размещены Г-образный диван и стол, по левому – камбуз и штурманский стол. Высота в каюте составляет 1,50 м. По бортам от кокпита устроены койки в гробах, незаменимые для отдыха на ходу. Пространство под кокпитом отведено под рундуки. Для хранения подвесного мотора, газового баллона и шкиперского имущества используется изолированный рундук ахтерпика, доступный через открывающуюся кормовую банку кокпита.



1 - форпик; 2 - койка двуспальная; 3 - шкаф платяной; 4 - гальюн; 5 - камбуз; 6 - диван; 7 - сиденье; 8 - штурманский стол; 9 - койка; 10 - рундук; 11 - отсек газового баллона; 12 - отсек для хранения подвесного мотора; 13 - стол; 14 - кокпит; 15 - подмачтовый пиллерс.

Балластный плавник, шверт и руль

Профилированный шверт - поворотного типа, он заподлицо убирается в балластный плавник, закрепленный под днищем. Навесной руль имеет подъемное перо.


Парусное вооружение и палубное оборудование


Рангоут: мачта - профиль 130x80x2,5 мм, к топу уменьшить до 100x80x2,5 мм, АМг; гик - труба 120x2 мм, АМг; бушприт - труба 80x2 мм, АМг; краспицы - труба 28x3, АМг; стоячий такелаж: ванты основные - трос 1x19, d=5; ванты средние - трос 1x19, d=4; ванты верхние - трос 1x19, d=4; форштаг - трос 1x19, d=5; ахтерштаг - трос 1x19, d=4; бакштаги - трос 1x19, d=4.

Мачта раскреплена фор- и ахтерштагами, бакштагами и вантами, отнесенными в корму. Проектом предусмотрены: грот с большим серпом, стаксель с закруткой, асимметричный спинакер на выдвижном 1,5-метровом бушприте. Деталировку палубного оборудования и парусного вооружения мы оставляем на усмотрение строителя - у опытного яхтсмена всегда есть свои предпочтения...

Конструктивные чертежи яхты «Кавалер 800»

Конструктивно корпус «Кавалера 800» выдержан в лучших традициях отечественного «самостроя». Применена продольная система набора с большим количеством балок главного направления - стрингеров. Как показывает опыт, применение продольной системы набора позволяет снизить вес по сравнению с поперечной примерно на 30% при одновременном уменьшении трудоемкости постройки. При этом расположение рамных шпангоутов и переборок максимально увязано с планировкой лодки, а элементы обстройки одновременно обеспечивают прочность судна. Предусмотрены носовой A и кормовой P транцы, переборки и полупереборки по шпангоутам B, F, H, L, N, рамные шпангоуты D, J, M и флоры C, E, G, I, K.

Конструктивный продольный разрез, конструкция корпуса
и конструкция палубы


Корпус обшивается листами фанеры, разворачивающимися на плоскость. Расчет конструкции выполнен по правилам Американского бюро судоходства (ABS), что на сегодняшний день является общепринятым стандартом в яхтостроении.

Принципиальная технология постройки

Постройка корпуса ведется на шпангоутных рамах в положении килем вверх. Подробное описание можно найти в великолепно и доступно написанной книге Д. А. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки».

Вкратце, последовательность работ такова:
- изготавливается сварной стапель из проката, устанавливается и выверяется по уровню;
- с помощью плаза изготавливаются шпангоутные рамы;
- рамы устанавливаются на стапель, выверяются, выполняется малковка кромок;
- килевая балка выклеивается по месту - на шпангоутах, из досок толщиной 10 мм;
- устанавливаются ламинированные стрингера, которые выклеиваются по месту из двух-трех реек по толщине;
- корпус обшивается листами фанеры толщиной 8 мм;
- днище оклеивается стеклопластиком на эпоксидной смоле в два-три слоя, на скулах укладываются дополнительные полосы, после чего корпус шпаклюется и готовится под покраску;
- корпус снимается со стапеля и перекантовывается в положение палубой вверх;
- монтируются наиболее громоздкие элементы внутренней обстройки;
- устанавливаются карленгсы (по аналогии со стрингерами) (на приводимых фото видны дополнительные бимсы);
- палуба обшивается листами фанеры. Листы надстройки можно собирать на проволочных скрепках с последующей проклейкой швов полосами стеклоткани;
- палуба оклеивается стеклопластиком, шпаклюется и готовится под покраску;
- корпус окрашивается и выполняется монтаж киля и палубного оборудования.




1 – килевая балка, ламинированная из дуба, сечение у миделя 200x40; 2 – кница (носового транца), сосна, δ=40 мм; 3 – старн-кница, сосна, δ=40 мм; 4 – переборка (шп. А), фанера, δ=8 мм; 5 – шпангоут А, 40х60; 6 – бимс (шп. А), 40х60; 7 – переборка (шп. В), фанера, δ=8 мм; 8 – шпангоут B, 40х60; 9 – бимс (шп. B), 40х60; 10 – обвязка койки (шп. B), 20х30; 11 – переборка (шп. C), фанера, δ=8 мм; 12 – шпангоут C, 40х60; 13 – флор (шп. C), 40х80; 14 – обвязка койки (шп. C), 20х30; 15 – переборка (шп. D), фанера, δ=8 мм; 16 – шпангоут D, 40х60; 17 – бимс (шп. D), 40х60; 18 – флор (шп. D), 40х80; 19 – обвязка койки (шп. D), 20х30; 20 – кница (шп. D), фанера, δ=8 мм; 21 – переборка (шп. E), фанера, δ=8 мм; 22 – шпангоут E, 40х60; 23 – флор (шп. E), 40х80; 24 – обвязка койки (шп. E), 20х30; 25 – переборка (шп. F), фанера, δ=8 мм; 26 – шпангоут F, 40х60; 27 – бимс (шп. F), 40х60; 28 – флор (шп. F), 40х80; 29 – обвязка (шп. F), 20х30; 30 – переборка (шп. G), фанера, δ=8 мм; 31 – шпангоут G, 40х60; 32 – флор (шп. G), 40х100; 33 – обвязка (шп. G), 20х30; 34 – переборка (шп. H), фанера, δ=8 мм; 35 – шпангоут H, 40х60; 36 – бимс (шп. H), 40х60; 37 – флор (шп. H), 40х100; 38 – обвязка (шп. H), 20х30; 39 – переборка (шп. I), фанера, δ=8 мм; 40 – шпангоут I, 40х60; 41 – флор (шп. I), 40х100; 42 – обвязка (шп. I), 20х30; 43 – переборка (шп. J), фанера, δ=8 мм; 44 – шпангоут (шп. J), 40х60; 45 – бимс (шп. J), 40х60; 46 – флор (шп. J), 40х100; 47 – обвязка (шп. J), 20х30; 48 – кница (шп. J), фанера, δ=8 мм; 49 – переборка (шп. K), фанера, δ=8 мм; 50 – шпангоут (шп. K), 40х60; 51 – флор (шп. K), 40х100; 52 – обвязка (шп. K), 20х30; 53 – переборка (шп. L), фанера, δ=8 мм; 54 – шпангоут (шп. L), 40х60; 55 – бимс (шп. L), 40х60; 56 – флор (шп. L), 40х100; 57 – обвязка (шп. L), 20х30; 58 – кница (шп. L), фанера, δ=8 мм; 59 – обвязка входного люка (шп. L), 20x40; 60 – переборка (шп. M), фанера, δ=8 мм; 61 – шпангоут (шп. M), 40х60; 62 – бимс (шп. M), 40х60; 63 – флор (шп. M), 40х100; 64 – обвязка (шп. M), 20х30; 65 – кница (шп. M), фанера, δ=8 мм; 66 – переборка (шп. N), фанера, δ=8 мм; 67 – шпангоут (шп. N), 40х60; 68 – бимс (шп. N),40х60; 69 – флор (шп. N), 40х100; 70 – обвязка (шп. N), 20х30; 71 – обшивка транца (шп. P), фанера, δ=8 мм; 72 – шпангоут (шп. P), 40х60; 73 – бимс (шп. P), 40х60; 74 – флор (шп. P), 40х100; 75 – стойка (шп. P), 40х150; 76 – привальный брус, ламинированный из дуба, 50х30; 77 – стрингер, ламинированный из сосны, 40х25; 78 – стрингер, ламинированный из сосны, 45х30; 79 – стрингер, ламинированный из сосны, 45х30; 80 – стрингер, ламинированный из сосны, 45х25; 81 – стрингер, ламинированный из сосны, 50х30; 82 – настил койки, фанера,δ=8 мм; 83 – пайол, фанера, δ=8 мм; 84 – стенка гальюна, фанера, δ=8 мм; 85 – стенка дивана, фанера, δ=8 мм; 86 – настил дивана,фанера, δ=8 мм; 87 – стенка шкафа, фанера, δ=8 мм; 88 – пиллерс, сталь δ=50 мм; 89 – стенка камбуза, фанера, δ=8 мм; 90 – стенкадивана, фанера, δ=8 мм; 91 – столешница камбуза, фанера, δ=8 мм; 92 – настил дивана, фанера, δ=8 мм; 93 – обвязка дивана, 20х30; 94 – настил койки, фанера, δ=8 мм; 95 – продольная переборка, фанера, δ=8 мм; 96 – рейка, 40х25; 97 – карленгс койки, 20х30; 98 – настил ахтерпика, фанера, δ=8 мм; 99 – рейка, 50х25; 100 – рейка, 40х25; 101 – продольная переборка, фанера, δ=8 мм; 102 – оформитель носового транца, пенопласт; 103 – обшивка днища, фанера, δ=10 мм; 104 – скула 1, фанера, δ=8 мм; 105 – скула 2, фанера, δ=8 мм; 106 – борт, фанера, δ=8 мм; 107 – настил палубы, фанера, δ=8 мм; 108 – комингс надстройки, фанера, δ=8 мм; 109 – крыша надстройки, фанера, δ=8 мм; 110 – карленгс, 50х25; 111 – карленгс, 40х25; 112 – карленгс, 40х25; 113 – карленгс, 40х25; 114 – карленгс, 80х25; 115 – карленгс, 40х25; 116 – карленгс, 40х25; 117 – карленгс, 40х25; 118 – карленгс, 40х25; 119 – полубимс, 40х25; 120 – карленгс, 50х25; 121 – карленгс, 40х25; 122 – карленгс, 40х25; 123 – карленгс, 45х25; 124 – карленгс, 40х25; 125 – карленгс, 40х25; 126 – карленгс, 40х25; 127 – карленгс, 40х25; 128 – карленгс, 40х25; 129 – обвязка комингса, 20х20; 130 – обвязка кормового отсека, 20х15; 131 – карленгс, 40х25;132 – карленгс, 40х25; 133 – карленгс, 40х25.

Киль

Плавник киля изготавливается сварным (набирается из вертикальных пластин) либо литым. Общий вес плавника (без шверта) должен составить 300 кг. При необходимости в корпус яхты «Кавалер 800» можно уложить дополнительный внутренний балласт.

Альберт Назаров, Максим Ковалев, Дмитрий Долинский.

В сентябре 2001 г. на вебсайте «Стугна» под рубрикой «Обсуждаем идею» появилась заметка яхтенного конструктора А. Назарова (г. Севастополь) о предлагаемом классе трейлерных круизно — гоночных яхт “Т800”. Активно поддержал идею известный яхтенный конструктор А. Тараненко (г. СанктПетербург) - автор популярных «Алекстаров». К разработке Правил класса постепенно подключились конструкторы и яхтсмены. После бурного обмена идеями и родилась более — менее окончательная, 12я, редакция Правил. В настоящее время происходит законодательное закрепление класса “Т800”, создание Ассоциации класса и включение его во Всероссийский календарь соревнований. Рассказать о новом классе “Т800” мы попросили одного из его создателей.

Основные идеи проекта .

При сегодняшней неопределенности с обмером и классификацией крейсерских яхт на просторах СНГ яхтсмены, строители и конструкторы находятся в некоторой растерянности, большинство же просто выжидает. Старение флота существующих яхт вкупе с отсутствием внятной стратегии развития национальных классов и правил обмера ставит яхтсменов в тупик - неясно, что следует покупать или строить: отсутствует ясная перспектива и пугает возможность остаться “не у дел” с готовым корпусом…

Мировой опыт свидетельствует, что все попытки “уравнивания шансов” и создания гандикапных систем для крейсерскогоночных яхт оказываются не слишком удачными. Навряд ли “абсолютно справедливый обмер” вообще достижим на практике.

В то же время яхтсмены — крейсерщики, безусловно, должны встречаться на гоночных дистанциях. К сожалению, даже в мировой практике политика официальных “парусных властей” зачастую не содействует демократизации и массовости парусного спорта, а направлена на защиту интересов конкретных производителей. Поэтому многие яхтсмены и особенно судостроители — любители зачастую “выпадают” из гоночного процесса. Возможно, им стоит взять инициативу в свои руки и самим предложить “правила игры”…

Одним из выходов и очень перспективным направлением может стать культивирование свободных (“open” – дословно открытый) классов яхт - таких, как предлагаемый “Т800”. К преимуществам свободных классов можно отнести отсутствие всяких формул и простоту обмера, проведение гонок без гандикапа, широчайшие возможности для совершенствования материальной части, достаточно долгую спортивную жизнь судов и т.д. Следует заметить, что в последние годы в мире наблюдается поистине второе рождение свободных классов - от “International 14” до современных “Mini 6.5” и “Open 60”.

Яхта класса “Т800” видится как небольшое и сравнительно недорогое, но довольно быстроходное комфортабельное судно на четырех человек, пригодное для перевозки на трейлере за автомобилем к месту отдыха или соревнований. Планировка каюты должна обеспечить хорошую обитаемость. В зависимости от акватории и пристрастий владельца это могут быть швертботы, компромиссы или яхты с подъемным бульбкилем.

“Т800” может иметь водяной либо твердый балласт, различные типы обводов, парусного вооружения и т.д. К яхте должны предъявляться разумные требования по безопасности и оборудованию. Немаловажно, что класс будет наилучшим образом приспособлен к нашим условиям. Но главное в том, что статус “свободного класса” оставляет пространство для развития судов, технического творчества яхтсменов, конструкторов и судостроителей — любителей.

При разработке проекта Правил авторы во многом ориентировались на уже существующие и пользующиеся спросом яхты и возможности самостоятельной постройки. С учетом этого в Правила введен ряд допущений упрощающего характера, которые, тем не менее, не должны ухудшить ходовые качества и привлекательность лодки.

Основные положения Правил.

Предусмотрены два дивизиона - круизный и гоночный. Длина корпуса не должна превышать 8.0 м, ширина - 2.50 м, осадка - 2.00 м, минимальный вес - 1200 кг для круизного и 1000 кг для гоночного вариантов. Существенным требованием является возможность уменьшения осадки до 0.7 м для перевозки на трейлере. Введены ограничения минимального надводного борта. Площадь парусности не нормируется, но лимитированы габариты рангоута. Обводы корпуса, количество и форма килей, швертов, рулей и т.д не ограничены.

Планировка круизного варианта яхты: четыре спальных места, камбуз с плитой и мойкой, гальюн. Высота в каюте - не менее 1.50 м на площади не менее 0.75 м 2 при ее длине 1.50 м и ширине не менее 0.3 м. Для гоночного варианта высота - не менее 1,3м на площади 0.6 м 2 при ее дли не 1.30 м.

Правилами нормируется способность к самоспрямлению: при крене 90° яхта должна самостоятельно восстанавливаться с грузом 15 кг на топе мачты. Запрещены наклоняемые кили и мачты, любой перемещаемый балласт, трапеции и применение некоторых дорогостоящих материалов. Разработаны также требования к оборудованию и снабжению. По авторскому замыслу, “Т800” должен заполнить нишу стремительно стареющих “четверть” и “полутонников”.

На приводимых иллюстрациях представлены некоторые наши проекты яхт класса “Т800”.

В заключение хотелось бы сразу ответить на ряд возможных вопросов:

- Почему мы назвали этот класс яхт Т800?

Прежде всего потому, что он трейлерный и его длина ограничена 800 см (что требуется для перевозки яхты за легковым автомобилем). И, наконец, что особенно приятно, в названии налицо некая преемственность со старыми советскими “тэшками” (которые, кстати, тоже являлись свободным классом).

- Каков реальный флот “Т800”?

С учетом уже построенных и еще строящихся яхт флот“ Т800” в России к наступающему сезону составит более 30 лодок.

- Почему ограничен минимальный вес яхты?

Вопервых, чтобы как — то уровнять шансы фанерных яхт любительской постройки с формованными “сэндвичами”. Во — вторых, чтобы обеспечить достаточную прочность и долговечность яхт.

- Почему площадь парусности не ограничена?

Парусность все равно придется ограничить из конструктивных соображений, ведь высота мачты, длина гика и бушприта лимитированы. Кроме того, на практике способность к несению парусов определяется остойчивостью яхты.

- Во сколько может обойтись лодка класса “Т800” при самостоятельной постройке?

Это зависит от региона. Реально, минимальная стоимость деревянного варианта составит около 3000 долл. США в зависимости от качества материалов и комплектующих.

Надеемся, что появление “Т800” будет содействовать развитию парусного спорта и яхтостроения в странах СНГ. Приглашаем яхтсменов, судостроителей, конструкторов яхт к творческому сотрудничеству. Думается, что общими усилиями удастся создать действительно «народный класс», позволяющий строить и совершенствовать яхты нового поколения.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.