Нужное время нужное место логистика. R» - главное правило логистики

Логистика как экономическая составляющая предпринимательства признается самой наукоемкой. Для реализации логистического подхода, обоснования и принятия логистических решений необходимы знания общенаучных, экономических, специальных дисциплин, а в последнее время – и знания из области бурно развивающихся междисциплинарных исследований, например, таких, как управление цепями поставок. Научные дисциплины, на которых базируется современная логистика, представлены на рис. 1.1.

Особо следует отметить связь логистики со смежными экономическими дисциплинами, конкретно – маркетингом, коммерцией, организацией производства и менеджментом. Вместе данные дисциплины формируют комплексную эко-

Рис. 1.1.

номическую составляющую производственно-коммерческой деятельности в предпринимательстве. При этом продуктами сопряжения смежных дисциплин предстают: маркетинговая логистика, коммерческая логистика, производственная логистика, логистический менеджмент. Взаимосвязь задач, решаемых при использовании знаний по данным дисциплинам, представлена в табл. 1.2.

В условиях экономики, ориентированной на потребителя, функциональное разобщение логистики, маркетинга, коммерции, организации производства и менеджмента недопустимо. Подчиняясь главной цели коммерции – получению прибыли от производства и продажи товаров и услуг, логистика и маркетинг обеспечивают стратегические приоритеты менеджмента, выполняют тактические задачи.

Исторически выйдя на предпринимательскую арену в более поздний период, логистика реализует маркетинго-

Таблица 1.2

Взаимосвязь логистики с задачами маркетинга, организации производства, коммерции и менеджмента

дисциплина

Цель практической реализации знаний

Задачи, пересекающиеся с объектно-предметной областью логистики

Маркетинг

Максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни

Маркетинговая логистика:

  • исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в целевых сегментах рынка;
  • развитие отношений с потребителями;
  • формирование ассортиментной политики фирмы;
  • разработка ценовой политики фирмы;
  • послепродажное обслуживание;
  • выбор тары и упаковки и т.д.

Коммерция

Закупка и продажа товаров и услуг с максимальной прибылью

Коммерческая логистика:

  • развитие отношений с поставщиками;
  • развитие отношений с покупателями;
  • организация каналов товародвижения;
  • управление производственными и товарными запасами;
  • логистические услуги и т.д.

Организация производства

Рациональная организация технологического процесса, включая развитие техникотехнологической базы производства

Производственная логистика:

  • поддержка технологических процессов;
  • организация внутрипроизводственных каналов движения сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и пр.;
  • управление запасами незавершенного производства и т.д.

Менеджмент

Управление предпринимательской деятельностью, обеспечение прибыльности или доходности фирмы путем эффективного использования ресурсов, реализации кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника

Логистический менеджмент:

  • контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • обеспечение автоматизации производства и управления и т.д.

вый выбор, увязывая покупателя, транспорт и поставщика в мобильную, организационно-технологически и планово-экономически согласованную бизнес-систему.

Маркетинг отслеживает и фиксирует возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.

Маркетинг предполагает применение системного подхода к организации товародвижения. При эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы организационно-технологической интеграции всех участников товародвижения являются компетенцией не маркетинга, а логистики.

Маркетинг предусматривает исследование рынка, организацию рекламы, активное воздействие на покупателя и т.д. Логистика же обеспечивает формирование организационно-технологически сопряженных систем товародвижения по каналам распределения, а также систем контроля за их прохождением.

Целью логистики является создание эффективной системы менеджмента материальных, финансовых, сервисных, информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставок продукции с минимальными затратами. Изначально система логистического менеджмента создается как система функционального менеджмента и подчиняется реализации базовой концепции логистики. Дальнейшее развитие системы связывается с достижением межфункциональной координации посредством перехода к процессному (управление процессами) и операционному (управление операциями) менеджменту, а также позаказному менеджменту (управление заказами).

Функциональный логистический менеджмент па предприятии имеет двоякий смысл. Содержательно логистический менеджмент представляет собой сочетание общих функций управления (планирование, организация, контроль, учет и анализ, регулирование, координация) со специальными функциями управления (управление качеством логистического обслуживания, управление логистическими издержками, управление риском, управление логистическими инновациями) для достижения цели предприятия. Это с одной стороны, а с другой – логистический менеджмент реализуется в функциональных сферах логистики, которые соотносятся со стадиями воспроизводственного цикла – материально-техническое снабжение, производство, сбыт.

Соответственно этому понимается достижение межфункциональной координации в логистическом менеджменте – установление и развитие межфункциональных связей предприятия, обусловленных потоком заказов. В этом смысле главная задача логистики заключается в том, чтобы согласовать потоки заказов от потребителей – покупателей готовой продукции с потоками заказов к поставщикам материально-технических ресурсов и обеспечить их исполнение организацией движения материальных, сервисных, финансовых, информационных потоков, поддерживающих межфункциональные связи. По сути, эта задача направлена то, чтобы разрушить межфункциональные барьеры, стоящие на пути к интеграции. Учитывая, что потребительскую ценность создают не функции, а процессы, вся организационная активность должна быть направлена на переход от управления по функциям к управлению процессами при создании межфункциональной команды менеджеров-логистов. Следствием такого перехода может стать трансформация функционального логистического менеджмента в процессный менеджмент и операционный менеджмент, имея в виду, что операции и процессы подвергаются комбинированию сообразно содержанию заказа.

По общим правилам, логистический менеджмент осуществляется через процедуры управления. Особенностью логистического менеджмента является необходимость согласования со всеми областями менеджмента функционирования и развития предприятия, в том числе материального, производственного, кадрового, финансового, информационного, инновационного, инвестиционного в процессах управления снабжением, производством и сбытом готовой продукции.

Логистика способствует повышению эффективности предпринимательства при соблюдении следующих условий согласования:

  • поддержание связи логистики с корпоративной стратегией фирмы;
  • налаживание межфирменного взаимодействия и координации при выработке стратегии;
  • проектирование логистических процессов и логистических операций;
  • совершенствование организации движения материальных потоков;
  • организация обмена информацией, применение современных технологий обработки и передачи пользователям;
  • эффективное использование человеческого капитала и управление трудовыми ресурсами;
  • определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания для повышения рентабельности;
  • учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей.

При соответствующей постановке логистического менеджмента главная задача логистики преобразуется в ряд частных задач:

  • разработка алгоритмов управления операциями товарного обмена и товародвижения;
  • обеспечение адекватности материального, сервисного, финансового, информационного и других потоков;
  • быстрая реакция на требования потребителей;
  • минимизация расхождения между потребностями и возможностями закупки и производства;
  • определение стратегии и технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров;
  • совместное планирование объемов производства, транспортировки и складирования;
  • диспетчирование материального потока и передача данных о нем в единый управленческий центр;
  • выработка стандартных требований к качеству товаров, тары и упаковки;
  • сокращение времени хранения и транспортировки грузов; и пр.

Современная логистика базируется на принципах системности, комплексности, научности, конкретности, конструктивности, надежности, вариантности, интегративности, эффективности, гибкости, превентивности . Смысловое содержание данных принципов раскрыто в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Принципы логистики

Системность

Формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода.

Связь затрат на отдельные операции по поставкам и перевозкам товаров со стратегическим планом фирмы.

Достижение связности логистики с маркетингом и производством.

Организация снабжения, производства, сбыта, хранения и транспортировки как единого материального потока

Комплексность

Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях. Координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов.

Осуществление централизованного контроля по выполнению задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы.

Стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами но товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности

Научность

Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком – от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока. Признание за квалифицированным персоналом статуса важного ресурса логистических структур фирмы

Конкретность

Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями.

Осуществление движения с наименьшими затратами всех видов ресурсов

Конструктивность

Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

Тщательное выявление деталей всех операций материально-технического снабжения, хранения и транспортировки товаров

Надежность

Обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока. Широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением.

Повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки

Вариантность

Возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса. Целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы

Интегративность

Искомые качества присущи лишь логистической системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности

Эффективность

Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий, при данных субъектах этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек

Гибкость

Встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия

Превентивность

В логистике допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений, диспропорций и их отрицательных воздействий на логистическую систему

Цель, задачи и принципы логистики являются достаточно универсальными и вполне органично вписываются в стратегические цели и тактические задачи субъекта предпринимательства. Они считаются реализованными, если выполнены семь правил логистики , в терминах, заимствованных из зарубежной литературы, их именуют правшами 7R :

  • 1) right product нужный товар ,
  • 2) right quantity нужное количество ,
  • 3) right condition нужное качество ,
  • 4) right place нужное место ,
  • 5) right time – нужное время ,
  • 6) right cost нужная стоимость ,
  • 7) right customer – нужный потребитель.

Вместе правила 7R означают следующее: обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с минимальными затратами. При переходе от функционального логистического менеджмента к процессному менеджменту в дополнение к ним вводится правило right personification нужная индивидуализация (от лат. personalis – касающийся только данного лица, личный), которое требует формирования системы обслуживания для каждого отдельного заказа.

Правила исходят из содержания базовой концепции логистики и получают воплощение в концепции предпринимательской логистики, ориентируя ее па удовлетворение потребностей заказчиков. При этом становится очевидным, что соблюдение требований способствует превращению потенциальных потребителей в фактические и, наоборот, несоблюдение ведет к потере потребителей и, соответственно, доли рынка. Такое действие проистекает оттого, что логистика участвует в формировании потребительской ценности продукта труда.

Ценность, как известно, складывается из четырех видов экономической полезности: форма, владение (физическое обладание), время, место. Форма продукта создается в процессе производства и преобразуется в процессе до- и послепродажного обслуживания; полезность формы поддерживается при выполнении операций по упаковке, маркировке заказа, хранению и пр., которые можно рассматривать как подготовку к перемещению объектов будущего материального потока посредством оказания услуг. Полезность владения обнаруживается в свете открывающихся перспектив использования объектов как продуктов производственнотехнического назначения и конечного потребления, т.е. извлечения их полезных свойств, или передачи их в пользование и распоряжение посредством перемещения. Однако наибольшее участие в формировании потребительской ценности логистика проявляет относительно времени и места – она обеспечивает наличие продукта тогда и там, где он необходим потребителю.

  • Мясникова Л. А. Основы логистики: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 37.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Развитие услуг сервиса на современном уровне.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производств и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтом все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т.п.

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

Материальные потоки и их классификация

Материальный поток – это все виды материальных ресурсов, циркулирующие в логистической системе: сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, незавершенное производство, неоконченная и готовая продукция, товары, предметы и средства труда.

Характеристиками материального потока являются: отправитель, получатель, место и время отправления и получения товара, ассортимент, количество и качество груза, маршрут доставки и его длина, время доставки, интенсивность потока.

Основными измерителями материалопотока являются:

· транспортная масса (ТМ) – количество транспортных или производственных единиц, прошедших в логистической системе за определенный период, измеряется в натуральных единицах, шт., тоннах и др.;

· транспортный путь (L) – расстояние между пунктами отправления и получения груза, км.;

· транспортное время – время необходимое для процесса перевозки, сут., час.;

· мощность потока – количество единиц груза, проходящее в единицу времени через определенный пункт;

· транспортная работа(ТМ*L) – произведение транспортной массы на транспортный путь, измеряется в тонно-километрах.

Материальные потоки по отношению к предприятию делятся на:

· входные – поступающие на предприятие (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, товары);

· внутренние – обрабатываемые и перемещаемые внутри предприятия (незавершенное производство, неоконченная продукция, товары на складе);

· выходные – выходящие из предприятия (готовая продукция, товары);

· внешние – проходящие во внешней для предприятия среде.

Классификация МП:

· составу: много- и одноассортиментные;

· количеству: массовые – перевозимые ж/д составами и автоколоннами; крупные – перевозимые несколькими ж/д вагонами и автомашинами; средние – перевозимые одиночными вагонами и автомашинами; мелкие – не использующие полностью грузоподъемность транспортного средства и требующие совмещения при перевозке с другими грузами;

· удельному весу на: тяжеловесные и легковесные;

· степени совместимости на: совместимые и несовместимые;

· по консистенции на: тарно-штучные, насыпные, навалочные, наливные.

Основные правила логистики:

Доставка нужной продукции в нужном ассортименте и количестве

В нужное место

В нужное время

Нужным потребителям

С нужным сервисом

С минимальными затратами времени и денежных средств

Логистические функции – повторяемые действия, обеспечивающие решение задач логистики и достижение ее целей.

Общие (основные) функции логистики – планирование, организация, учет, контроль и оперативное управление движением материальных потоков; поддержание параметров логистической системы в заданных пределах.



Системные функции логистики:

· интегрирующая – обеспечение организационного, технического, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов в сферах производства, снабжения и сбыта товаров и услуг.

· Организующая – обеспечение согласования и взаимодействия всех стадий и участников товародвижения.

· оптимизирующая – оптимизация потоковых процессов в логистической системе с точки зрения максимизации качества и прибыли и минимизации затрат связанных с ее функционированием.

Конкретные функции логистики:

1. Заключение договоров поставок.

2. Закупки материальных ресурсов.

3. Транспортировка материальных ресурсов.

4. Складирование и хранение материальных ресурсов.

5. Управление материальными запасами.

6. Управление производственными перемещениями.

7. Управление затратами и ценообразование в логистике.

8. Управление договорами на поставку готовой продукции.

9. Физическое распределение и поставка готовой продукции.

10. Поддержание стандартов качества обслуживания потребителей.

Понятие лог-го процесса связано с построением и функционированием лог-ой системы (ЛС). Цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения ЛС).

Логистический процесс - определенным образом организованная во времени последовательность выполнения лог-их операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее функциональных подразделений.

Эл-ты лог-го проц: снабж., матер.-технич. обеспечение произв-ва, физич. распредел..

Снабжение - деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Требует планирования потребности в ресурсах; выбора источника поставок; переговоров об условиях поставок; размещения заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения, обработки и контроля качества ресурсов. Включает в себя координацию с поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок; поиск новых источников или разработку новых схем поставок. Главная цель – поддержка производства и продаж путём своевременных закупок с наименьшими общими издержками.

Материально-техническое обеспечение производства - деятельность, связанная с планир. и поддержкой производственного процесса. Требует составления календарных планов выпуска продукции; хранения незавершённого производства; обработки, транспорт. и своеврем. пополнения запасов материалов и комплектующих. Включает в себя хранение запасов на произв-ных площадках, а также максим. гибкую координацию между пр-вом и физич. распределением в географическом и временном аспектах.

Физическое распределение - деятельность, связанная с обслуживанием потребителей. Требует получения и обработки заказов; размещения, хранения и обработки запасов; транс-ки внешним потребителям по распр-ным каналам. Включает в себя координацию с маркетинговыми каналами в вопросах ценообр-ния, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки, процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача – помощь в создании дохода от реализации путём обеспеч. уровня обслуживания потребителей с миним. общими издержками.

Для достижения целей лог-ой деятельности взаимодействие элементов лог-го процесса должно соответствовать семи правилам логистики. Иногда встречается шесть золотых правил логистики, т.к. поиск нужного потребителя - маркетинговая задача. Для сравнения – маркетинговая концепция управления предприятием начинает работать только, если создан маркетинговый микс или система 4-Р: товар, его цена, места распределения и способы продажи.


Семь правил логистики.


1. Обеспечение нужного продукта;

2. Нужного количества;

3. Нужного качества;

4. В нужном месте;

5. В нужное время;

6. Для нужного потребителя;

7. С наилучшими затратами.

Научная база логистики

Научная база логистики:

1. Теория:

·Теория соц.-эк. систем изучает данный вид систем, обладающих след. особенностями (целенаправленное поведение в каждом элементе структуры соц.-эк. системы, которое обусловлено присутствием в нем человека, способного реализовывать целенаправленное поведение; неиерархичность структуры; изменяющийся как по кол-ным хар-кам, так и по составу спектр внешних условий; перестроение структуры как инструмент адаптации; наличие черт как естественных, так и искусственных систем).

·Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

·Кибернетика – наука об общих законах управлении объектами любой физической природы – реализует механизм целенаправленного функционирования систем в любой сфере человеческой деятельности. -

Теоретический аспект организации базируется на принципах кибернетики, важнейшими из которых являются принципы: целесообразности, необходимого разнообразия, появления нового в теории систем. Проектирование и функционирование логистических систем и цепей поставок основывается на всех указанных принципах.

Характерными особенностями, на которые опирается кибернетический подход, в логистике выступают: информационное представление систем; управление только динамическими системами подвергающейся воздействию изменчивой внешней и внутренней среды; использование вероятностных методов в изучении поведения этих систем; построение моделей систем, с заданной степенью точности отражающих процессы, происходящие в реальной системе; оптимизация логистических систем управления.

Кибернетическая логистическая система должна обеспечивать компенсирующую адекватную реакцию на изменения, происходящие вне логистической системы и внутри нее, что является условием устойчивости этой системы и ее развития. Вместе с тем логистическая система должна быть достаточно гибкой, способной переориентироваться при изменении стратегических и тактических целей и задач объекта управления. Важно отметить, что для оптимизации логистической системы управления требуется выбирать такие пути решения задач, которые были бы лучшими и для системы в целом, и для ее отдельных подсистем.

· Системотехника – научная дисциплина, охватывающая вопросы создания, проектирования и эксплуатации сложных систем, при этом составляющие системы рассматриваются во взаимодействии.

2. Методология:

·Математика (с разделами: теория вероятностей (организация выборочного контроля, оценка риска), математическая статистика (статистическая оценка риска), теория случайных процессов и др.).

·Исследование операций (с разделами: оптимальное программирование (закрепление поставщиков за потребителями, определение места расположения склада), динамическое программирование (маршрутизация перевозок, определение времени и размера поставки), теория игр (принятие решений в условиях конкуренции), теория принятия решений (выбор посредн.), теория упр. запасами (модели управл. запас.) и др.).

Предмет метода исследования операций - задачи, связанные с поиском наилучшего решения на основе оценки эффективности функционирования управляемой логистической системы. Он позволяет моделировать будущие действия исследуемой логистической системы с использованием разнообразного математического аппарата.

В кач-ве операции в логистике понимается законченное действие или мероприятие, подчиняющееся некому замыслу и направленное на решение конкретной логистической цели или задачи (закупка, транспортировка, складирование, упаковка и др.).

Выражение критерия через параметры логистической системы или операции представляет собой целевую функцию. Оптимальным решением считается такое, при котором достигается максимальное (минимальное) значение целевой функции при соблюдении заданных ограничений.

Подходы для оценки эффект-ти лог-ой операции, соизмеряя результаты и затраты:

а) достижение максим. результата (эффекта) при заданных затратах (ресурсах);

б) достижение минимума затрат при заданном результате (эффекте)

·Эконометрия (регрессионный анализ, анализ временных рядов, экономико-математическое моделирование и др.) – прогнозирование спроса, расходов.

·Системный анализ с вербальными (мозговая атака, метод «дерева» целей; метод сценариев; метод Дельфи, морфологический анализ и др.) и формальными (комбинаторика (группировка товаров, комплектация заказа), топология и др.) методами.

Суть методов системного анализа состоит в том, что любая производственно-хозяйственная, социально-экономическая деятельность сначала может быть представлена в форме нескольких потоков, образуемых разными по характеру процессами (например, научных исследований, складирования, технологических операций, сбыта и др.). При этом формирование системы обеспечивается действием различных внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Так, перемены во внешней среде(появлении у населения потребностей в новых товарах) могут подтолкнуть к разработке спец. оборудования, привести к изменениям в финанс. и сырьевых потоках. Одновременно перемены затрагивают и внутр. среду лог-их цепей из поставщ., посредн., трансп. организаций и т.д. Системный анализ позволяет разрабатывать комплексы моделей, которые характеризуют решаемую проблему с разных сторон. Благодаря такому анализу возможны многоэтапное изучение проблемы и формулирование ее в доступном для решения виде.


Похожая информация.


Лог-ка произошла от греч.слова logistike - искусство вычислять, рассуждать.История возник-я и развит лог-ки уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появ-сь в Др.Афинах. В период Римской империи сущ-ли служители логисты или логистики, к-ые заним-сь распред-ем продуктов, формир-ем запасов, обменом м/у провинциями. В Византии в 1 тысячилетии н.э. задачами лог-ки явл вооружение армии, снабж-е ее военным имущ-ом.

Первые науч труды по лог-ки появ во Франции в нач XIX в автор А. Жомини военный спец-т.

Особенно бурное развит лог-ка получ в период II мир войны, к-да была применена для решения страт-их задач и четкого взаимод-ия оборотнной промыш-ти, снабж-их баз и транспорта с целью своеврем-го обеспеч-я армии вооруж-ем и продовольствием. В 60-ые г. лог-ка постепенно переходит из военной обл в гражд-ую, а потом в пр-во. В конце XXв логистич наука вкл в себя закупочную, транспортную, произв-ую, информац-ую, сбытовую лог-ку. Т/о лог-ка стремится max-но удовл-ть запросы потреб-ля с min-ми з-тами для произв-ля.

Лог-ка - это наука о планир-нии, контроле и упр-ии транспортиров-ем, складир-ем и др. матер-ми и нематер-ми операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и мат-лов до произ-го пред-ия, внутризаводской переработки сырья и мат-лов и п/ф, доведения ГП до потреб-ля в соот-ии с интересами и треб-ями последнего, а также передачей хранения и переработки соот-щей инф-ции и соот-щих фин.потоков. Лог-ка - наука об упр-ии товародвиж-ем.

2. Концепции и основные понятия логистики

К- это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.

Система взглядов на совершенстввование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками характеризует концепцию логистики. Основные сосотовляющие данной концепции являются:

Реализация принципа системного подхода при решении логистических задач (управляемая на основе информации получаемая из внешней среды)

Принятие решений на основе экономических компромиссов(интересы различных подразделений предп-я)

Учет издержек на протяжении всей логистической цепи(управление затратами по доведению матер. Потока от первич. до конеч. потреб.

Оритация на логистику как фактор повышения конкурентноспособности предприятий.(с точки зрения их вличния на доходы от продажи товаров.)

Материальный поток (МП) - совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование - элементарный МП).

Множество элементарных МП формирующихся на предприятии составляют общий мат. поток, обеспечивающий функционирование предприятия. МП имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования МП может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).

Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).

Логистический канал - частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.

Потребитель или поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора по различным критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов.

Производственный цикл - часть логистического цикла (от запуска на операцию до полного изготовления).

Логистический цикл - включает сферу обращения. Логистические издержки - затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение...). По эк. содержанию логистические издержки представляют:

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой.

Семь правил логистики:

1. продукт должен быть необходим потребителю

2. продукт должен быть сооответсвующего качества

3. продукт должен быть в необходимом количестве

4. продукт должен быть доставлен в нужное время

5. продукт должен быть доставлен в нужное место

6.продукт должен быть доставлен с минимальными затратами

7. продукт должен быть конкретному потребителю


3.Логистичесик функции и операции

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Каждая из функций логистики предоставляет собой однородную (сточки зрения цели) совокупность действий.

К основным логистичеким функциям относят планирование материального обеспечения производственных заказов, управление запасами, управление распеделением продукции. К логистическим функциям могут быть также онесены прогнозирование, контроль, регулировние.

Логистичекая операция – это обособленнная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационого потока. К ним относится складирование, транспортировку, упаковку и др. Выделяет внешние и внутрение логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним – операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, опрециии могут быть односторронними или двухстроними, связанными с переходом права сосбственности на товар с одного юридического лица на другое.

4 Матер. поток

Материальные потоки образуются в резузультате трансортировки, складтровния и выполнения других материльных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от певичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Мат. поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистичесикх опрераций.

Совокупность ресурсов одного наиманования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный метериальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, состовляет общий материальный поток, обеспекчивающий нормальное функционирование предприятия.

Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий матер. потоки.

Внешний мат. поток – это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.

Внутренний м. п. – это п. кот. протекает во внутреней среде ао отнош. данной логистич. системе.

Входящий – это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.

Выходящий материальный п. – это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы

Управление мат. п. предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

Наим. мат. ресурсов, - кол-во мат. ресурсов,-начальная точка (выбор поставщика), -время (срок выполнения заказа)

Понятие распределительной логистики.

Задача - довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок.

Место распределительной логистики и ее

функции в логистической системе

Распределительная логистика связана с товародвижением в сфере распределения:

Планирование и контроль за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования.

Существует два подхода к определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй - более широкий. В этом случае считается, что распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции начинающийся с момента, когда она попадает на склад потребителя. При этом следует иметь ввиду, что задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.

Планирование процесса реализации;

Выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;

Организация отгрузки продукции;

Контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;

Организация послереализованного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

Выбор схемы распределения материальных потоков;

Формирование какнадлв распределения;

Размещение распределительных центров.


5. Логист. системы и их виды.

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Дипозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.

6.Производственная логистика

Сравнение толкающей и тянущей систем Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей операции на последующую) Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий. Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов.

Под толкающей с-мой поним с-ма орг-ии пр-ва в к-ой детали и п/ф подаются с предыдущ технологич-кой операции на последующую в соот-ии с заранее сформиров-ми жестким графиком, а также, это такая стратегия сбыта к-ая направлена на опережающее (по отнош-ю к спросу) формир-ия запасов товара в оптовых и розничных торговых орг-иях.

В рамках толкающих с-м разраб-ны микрологистич-ие концепции: MRP, MRP-2, ERP, DRP,DRP-2.

Тянущая с-ма – это с-ма организ-ии пр-ва в к-ой детали и п/ф подаются на последующую технологич-ую операцию с предыдущей по мере необх-ти или эта стратегия сбыта направлена на опережающее по отнош-ю к формир-ию товарных запасов, стимулир-ию спроса на прод-ию в розничном торговом звене. В рамках этого подхода разраб-ны микрологистич-ие концепции: JIT, KANBAN, LP.

JIT- это с/с орг-ии пр-ва основ-ая на синхронизации работы различ-х цехов предпр-ия, связ-ых технологич-ой цепочкой на синхронизации графика поставок и графика пр-ва.KANBAN-сущность в том, что все производст-ые подразд-ия з-да вкл линии конечной сборки, снабжаются матер-ми ресурсами, только в том кол-ве и к тому сроку к-ые необх-мы для выпол-ия заказа подразд-ия потреб-ля.

Преимущества тянущей системы

Отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса.

Замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров.

Задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу.

Снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки.

Выполнение заказов с высоким качеством

Сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.


7.Понятие закупочной логистики.

Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и вы­дачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребно­стей производства в материалах с максимально возможной эконо­мической эффективностью.

Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материа-лов и комплектующих изделий.

2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потреб­ностям в них.

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, ма­териалов и комплектующих изделий.

Без закупочной логистики невозможна нормальная деятель­ность предприятия. Она является связующим звеном между раз­ными товаропроизводителями и координаторами их работы.

Логистика закупок выполня­ет следующие функции:

Формирование стратегии приобретения материальных ресур-, сов и прогнозирование потребности в них;

Получение и оценка предложений от потенциальных постав­щиков;

Выбор поставщиков;

Определение потребностей в материальных ресурсах и рас­чет количества заказываемых материалов и изделий;

Согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

Контроль за сроками поставки материалов;

"входной контроль качества материальных ресурсов и их раз­мещение на складе;

Доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

Поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Охарактеризованные функции реализуются службой материаль­но-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвя­зи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетин­га, производством, службой подготовки производства, бухгалтери­ей, финансовым и юридическим отделами.


Логистические каналы и цепи

Канал распред-ия - это сов-ть орг-ий или отдел-х лиц, к-ые приним на себя или помогают передать др орг-ям и лицам право собств-ти на конкретный товар или услугу на пути от произв-ля к потреб-ю. Использ-ие каналов распредя приносит произв-ям определ-ые выгоды:-экономию фин-х ср-в на распред-ие прод-ии; -возмож-ть влож-я сэконом-ых ср-в в основное пр-во; -продажу прод-ии более эф-ми сп-ми; - высокую эф-ть обеспеч-я широкой доступности товара и доведения его до целевых р-ков; -сокращ-е V работ по распред-ию прод-ии.

Решение о выборе каналов распред-ия необх-мо принимать руководству орг-ии. Выбранные каналы непсредст-но влияют на скорость, время, эф-ть движ-я и сохранность прод-ии при ее доставке от производ-ля к конечному потреб-лю.

Каналы распред-ия товаров можно охар-ть по числу составляющих их уровней. Уровень канала - это посредник, к-ый выполняет работу по приближ-ию товара и права собств-ти на него к конечному потреб-лю. Протяженность канала опред-ся по числу промежут-х уровней м/у производ-ем и потреб-лем.

Горизонт-ые каналы состоят из независимого производ-ля и одного пли неск-их независ-ых посредников. Каждый член канала представ-ет собой отдельное предпр-ие, стремящ-ся обеспе­чить себе max прибыль. max возмож-ная прибыль отдел-го члена канала может идти в ущерб max извлечению прибыли с-мой в целом, т.к ни один из членов канала не имеет достаточного контроля над деят-тью остальных членов.

Вертикал-ые каналы распред-я – ка- налы, состоящие из производ-ля и 1-го или неск-их посред-ков, действу­ющих как одна единая с-ма Один из членов канала либо явл собствен-ом остальных компаний-участниц, либо предостав-ет им опред-ые привилегии. Таким членом м/б производ-ль, оптовый или розничный посредник. Вертик-ые каналы возникли как ср-во контроля за поведением канала. Они экономичны и

искл-ют дублир-ие ф-ций

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.).

Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого и производства, потреблении материальных ресурсов.

По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:

Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за воротами предприятия.

Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.

Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными.

Классы сложности логистических цепей

1. Простая логистическая цепь Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями, которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.

2. Средней сложности(перевозчие посредник)

3. Сложной


Ценообразование в логистике

Методология ценообразования в логистической системе предприятия включает: 1) концепцию ценообразования (обеспечить кон курентоспособность изделия, требуемую рентабельность как для изготовителя, так и для потребителя); 2) классификацию цен с выделением отдельных их видов, прежде всего рыночных цен, и внутрипроизводственных планово-расчетных цен с учетом добавленных издержек производства данного подразделения и одинаковой для всех подраз делений рентабельности продукции; 3) структуру цен с выделением их элементов (себестоимость, прибыль, надбавки, налоги, наценки) и учетом их соотношений; 4) функции цен (учетно-измерительная, учетно-контрольная, распределительная и др.). Среди них функция сбалансированности спроса и предложения, которая обеспечивает непосредственную рыночную связь между изготовителем в потребителем изделия. Важнейшей является также стимулирующая функция цен, которая позволяет сдерживать потребление отдельных изделий в зависимости от уровня качества и себестоимости изготовления; 5) принципы ценообразования - обеспечивают требуемый уровень рентабельности и повышают стимулирующую роль цен; б) методы ценообразования (затратный - калькуляционный метод, метод средних издержек производства, метод скидок и надбавок за качество в др.); 7) управление ценообразованием - сводится к вы бору цели (например, завоевание рынка), анализу издержек производства и цен конкурентов, выбору вида цен в


Логистич с-ма МРП1, МРП2 Канбан.

Логистическая система – представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, предназначеннную для управления потоками. В качестве звеньев лог. системы могут выступать предприятия – постовщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, транспортные предпрития, банки, биржи и т.д.

Сущ-ет неск-ко способов снабжения, ориентир-х на конкретную потребность пр-ва. Одним из них явл с/с планир-ия мат-х потребн-ей МРП1, МРП2. МРП – это с/с орг-ии пр-ва и мат-но-техн-го обеспечения, относящаяся к классу толкающих с/с. Цели MRP-с/с:-удовлетвор-ие потреб-ти в мат-лах, комплектующих для планир-ия пр-тва и доставки потреб-лю,

Планир-ие пр-х операций, расписаний доставки, закупочных операций.

Наличие недост-ов в MRP с-мах повлекло за собой создание MRP2 с-м, обладающих большей гибкостью планир-ия, лучшей орг-цией поставок и реакцией на измен-я спроса.

Важное место в MRP2 занимает прогнозир-ие спроса, размещения заказов и управ-ия запасами.

С/с MRP II - имеет целью интеграцию всех осн-х процессов, реализ-х предп-ем, таких как снабж-е, запасы, пр-во, продажа и план-е, контроль за выполн-ем плана, з-ты, фин-сы и т.д. Задачей MRP II явл оптимальное формир-ие потока мат-лов (сырья), п/ф и ГП

Концепция МРП вкл 3 этапа: 1)программное планир-ние планов сбыта, с учетом планов пр-тва и т.д. 2)распредхие матхлов, с учетом остатков. 3)управ-ие закупками.

С-ма МРП1, МРП2, была разраб-на в 60-е года. Ее развитие совпало с появл-ем компьютеров, техники 3-го поколения и возмож-тью оперативно корректировать планы пр-ва и снабж-я в режиме реального времени

KANBAN – в переводе означкарточка. Впервые с-ма была разраб-на Тойота-моторс, в нач 60-х г.

Сущность с-мы в том, что все производ-ые подразд-ия з-да, включая линии конечной сборки, снабжаются матер-ми ресурсами только в том кол-ве и к такому сроку, к-ые необ-мы для выпол-ия заказа подраздел-ия потреб-ля.

Ср-вами передачи инф-ии в этой с-ме служат 2 вида пластиковых карточек: 1) карточка отбора, в к-ой указ-ся кол-во деталей, к-ое д/б взято на предшествующем участке обраб-ки или сборки. 2) Карточка производ-ого заказа, в к-ой указ-ся кол-во деталей, к-ое д/б изготовлено или собрано на предшествующем участке.


Информационная логистика

Понятие и задачи информационной логистика. достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех под разделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение.

Потоки информации являются теми связующими «нитями», которые соединяют все элементы логистической системы. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт.

Задачей информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а. также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации

должного качества и в необходимые сроки.

Основные функции информационного процесса в логистике.

Информационная логистика организует информационные потоки

и реализует информационные процессы, протекающие в логистической системе.

Информационный поток это информация, находящаяся в упорядоченном движении по заданным направлениям с фиксированными начальными, промежуточными и конечными точками.

Информационный процесс - это процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определен ной последовательностью изменений. При этом имеет место сбор, анализ, преобразование, хранение, поиск и распространение ин формации.

В ходе информационного процесса, протекающего в логистической системе, реализуются следующие функции:

Сбор информации в местах ее возникновения;

Анализ информации и ее преобразование;

Накопление информации и ее хранение;

Транспортировка информации;

Фильтрация потока информации, т.е. отбор необходимых

для того или иного уровня управления данных и документов;

Логистика запасов

Запас - обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наличие запаса может рас сматриваться как положительный, так и отрицательный момент в экономике организации - все дело в мере обоснованности запаса. Лишние запасы отвлекают значительные финансовые ресурсы. Запасы - это резерв материальных ценностей организации (системы). В организациях, как правило, хранятся сотни и даже тысячи наименований предметов, начиная с таких мелочей, как карандаши, скрепки, болты, гайки, и кончая производственным оборудованием, грузовиками, автомобилями и т. д.

Большая часть запасов связана с деятельностью организации. Так, промышленная фирма имеет запасы сырья, комплектующих, де талей, готовой продукции, а также оборудования, инструмента и запасных частей для оборудования и др. для промышленной организации запас - совокупность предметов труда и орудий труда, хранящихся в соответствующих хозяйственных структурах как сферы производства, так и сферы обращения.

Материальные запасы

Управление запасами - это процесс прогнозирования, нормирования, планирования, организации, контроля, стимулирования и регулирования сроков и объемов выполнения заказов на восполнение нормы запасов в логистической системе «закупки - производство - распределение (т. е. в системе обеспечения материалами, полуфабрикатами, покупными изделиями и в системе распределения готовой продукции и услуг). Управление запасами материалов можно представить как процесс непрерывного поиска решения двух основных задач: 1) определение размера необходимого запаса (нормы запаса); 2) создание системы управления фактическими размерами запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой с целью минимизации затрат на движение материального потока в организации (логистической системе). Совокупность правил по которым принимаются эти решения, называются стратеги ей управления запасами. Каждая такая стратегия связана с определенными затратами по доведению материального потока до потребителя. Стратегия, которая минимизирует эти затраты, называется оптимальной. Поиск оптимальных стратегий достижения наивыгоднейшего компромисса между противоречивыми требованиями со крашении расходов на хранение и обеспечения платежеспособного спроса является предметом теории управления запасами.

Склдская логистика.

Под складом поним здания, сооруж-ия, оснащ-ные спец-ым технологич-им оборуд-ием, ср-вами автоматизации, механизации для осущ-ния опред-ых функциональных операций.

Основные функции склада: 1.Созд-ие необх-ого ассортимента в соотв-ии с заказом потреб-ля. 2 Концентрация запасов, их складир-ия и хранения. 3.Унитизация грузов (объедин-е мелких грузов в более крупную партию) 4.Оказ-ие услуг клиенту:фасовка прод-ии; заполн-ие и распаковка контейнеров; проверка функционир-ия приборов; придание товарного вида; трансп-но-экспеди-ционные услуги; первичная обраб-ка.

Виды складов в отличии от их места в логистич цепи:1.Склады снабженческой лог-ки;2.Склады производств-ой лог-ки (инструменты, НЗП, приборы);3.Склады распределит-ной лог-ки:-склад ГП; -распределит-ые склады произв-лей;-склады оптовой продажи; -склады розничной торговли.4.Склады трансп-ых орг-ций (авио терминалы, речные, морские).

Виды посредников в логист-их каналах.

При формир-ии канала распредел-я товара на 1-ое место выдвиг-ся решение о стр-ре канала, необх-мо опред-ся с типом использ-ых посред-ков.

Дилеры - это оптовые посред-ки, к-ые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, дилер станов-ся собствен-ом прод-ии после полной оплаты поставки. Отнош-ия м/у произв-ем и дилером прекращ после выполн-ия усл по договору поставки. В логист-ой цепи дилеры занимают полож-е, наиб близкое к конечным потреб-ям. Различ 2 вида дилеров. Эксклюзивные дилеры явл единст-ми представит-ми произв-ля в регионе и наделены исключ-ми правами по реализ-ии прод-ии. Дилеры, сотруднич-щие с произв-лем на условиях франшизы, назыв авторизованными.

Дистрибьюторы- оптовые и розничные посред-ки, ведущие операции от имени производ-ля и за свой счет. Дистрибьютор не явл собств-ом прод-ии. По договору им приобрет-ся право продажи прод-ии. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. Тогда в рамках договора на предоставление права продажи закл договор поставки. В логист-ой цепи дистриб-ры обычно заним положение м/у производ-лем и дилерами.

Комиссионеры - оптовые и рознич посред-ки, ведущие операции от своего имени иза счет производ-ля.. Производ-ль остается собствен-ом прод-ии до ее передачи и оплаты конечным потреб-лем. Договор о поставке прод-ии заключ от имени комиссионера, он явл посред-ком только для произв-ля, а не для конечного потреб-ля, деньги к-го перечисл-ся на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели прод-ии лежит на произв-ле.

Агенты – посред-ки, выступающие в кач-ве представителя или помощника др-го, основного по отнош-ю к нему лица(принципала). Агенты явл юр лицами, закл сделки от имени иза счет принципала

Брокеры – посред-ки при заключ сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не явл собств-ми прод-ии, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряж-ся прод-ей -

Понятие склад-ой груз ед-цы.

Груз. ед-ца – это элемент сквозного логистич-го процесса, нек-ое кол-во грузов, к-ое погружают, транспорт-ют, выгружают и хранят как единую массу

Размеры; - способ-ть к сохранению целостности и геометр-ой формы при логистич операциях

Способ-ть груз ед-цы сохранять целостность достиг-ся операцией пакетирования, т.е. форммир-е на поддоне базовых модулейДва вида груз. ед-ц:

Первичная гр.ед. – груз в трансп-ой таре (ящиках)

Укрупненная гр.ед. – грузовой пакет, сформир-ый на поддоне из первичных груз-х ед-ц.

Расходы, связ-е с погрузкой, разгр-й и транспотир-й гр.ед-цы, обратно пропорц-ны ее массе и соответ-но размеру. При выборе размера гр.ед-цы необходим поиск компромисса.

Сущест-ми хар-ми груз-ой ед-цы явл.:

Размеры; - способ-ть к сохранению целостности и геометр-ой формы при логистич операциях.

Огром знач-е в с-ме складир-ия придается опред-ию оптим-го вида и размера товароносителя, на к-ом формир-ся складская груз-ая ед-ца. Таким товароносителем м/б: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны. На выбор товароносителя влияют: - вид и р-ры упаковки и трансп-ой тары; -с-ма комплектации заказа; -оборачив-ть товара; -применяемое технологич-ое оборуд-ие для скадиров-я груза; - особен-ти подъемно-трансп-ых машин и механизмов обслуж-их склад.

Способ-ть груз ед-цы сохранять целостность достиг-ся операцией пакетирования, т.е. форммир-е на поддоне базовых модулей


Служба лог-ки на предприятии.

На предпр-ях примен 2 формы орг-ии МТО, функционир-их на принципах лог-ки,- централиз-ая и децентр-ая. Осн-ые преимущ-ва централизации управ-я службами МТО закл в сниж издержек и создании усл для разраб-ки единой заготовит-ой, сбыт-ой и трансп-ой политики фирм. Централ-ая форма управ-я МТО примен-ся на фирмах, выпуск-щих однородную прод-ию и имеющих небольш число предпр-ий, располож-х в одном регионе. Децентр-ая форма управ-я примен на предпр-ях размещ-ых в различ районах и специализир-ся на выпуске опред-ой прод-ии. Смешанная форма управ-я использ на предпр-ях, потребляющих разные мат-лы и имеющих большой V поставок нек-ых из них.

У каждая из форм м/б сгруппир-ая или разбросанная служба снабж-я и сбыта.

Централиз-ое управ-е со сгруппиров-ми службами, при к-ой центральная служба – МТО несет ответст-ть за движ-е мат-ов внутри предпр-ий за потоки входящего сырья, п/ф и ГП, отправл-ой потреб-лям, за обеспеч-е произв-го процесса всеми необх-ми При такой орг-ии служба управ-я мат-лами подчин-ся вице-президенту фирмы и м/б объединена со службой пр-ва и проектир-ия. Ф-ии: снабж-е и сбыт прод-ии, планир-ие и контроль ее произв-ва. Централиз-ое управ-е МТО без групп-ки его служб примен-ся, к-да отдел-ые подразд-ия службы имеют наиб знач-е для деят-ти компании в целом. В кач-ве отдел-го звена могут выдел-ся ф-ции закупок и орг-ии трансп-го обеспеч-я. Децентрализ-ое управ-е со сгруп-ными службами МТО предусм отдел-ую ответст-ть за снабж-е пр-ва и сбыт на каждом предпр-ии фирмы, специализ-щемся на выпуске опред-ой прод-ии.

Роль в логистике развитии Российских реформ

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.

Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Основные трудности, имеющиеся, на мой взгляд, на пути развития логистики в России:

Нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

Слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

Отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

Отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

Низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.


Сервис в логистике

Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распре деления и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население. Логистической сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.

Все работы в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы:

    1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ В логике термин «понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.

    Overview Лист1 Лист2 Лист3 Лист4 Лист5 Лист6 Лист7 Sheet 1: Лист1 Наименование судохлдной компании Доходы, тыс.грн. Расходы, тыс.грн. Первоначальная стоимость ОПФ, млн.грн.

    примерный перечень экзаменационных вопросов ЛОГИСТИКА Дайте определение термина «логистика». Назовите цель логистики и шесть условий, при которых цель логистики считается достигнутой.

    СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. 2.2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И

    Referats: «Autobāzes noliktava» Введение: В данном реферате речь пойдет о материально-техническом снабжении автобазы и в частности о работе склада данного предприятия.

    Postavka: Качество продукции (KACH); Доставка продукции (DOST); Цена продукции (SENA); Ассортимент продукции (ASSOR); Скидки постоянным клиентам

    Технико-эксплутационные характеристики судов (весовые, объемные, линейные) Технико-эксплутационные характеристика судна: размерения, весовые и объемные характеристики; мощность главной силовой установки, скорость хода и расход топлива; конструктивные особенности и архитектурный тип; степень эксплуа...

    I. ТРАНСПОРТ. Основные принципы технологии перевозочного процесса. Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии совершенствовани...

    История и развитие понятия логистики. Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

    Программа информатизации управления пассажирскими перевозками Необходимость информатизации управления пассажирскими перевозками сегодня вытекает, прежде всего, из проведения на железнодорожном транспорте новой экономической политики на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерч...

    Эволюция понятия “логистика ”. В экономической литературе встречаются различные определения логистики. Приведем некоторые из них. Логистика (Logistics) это:

    1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а о...

    Логистика Лекция 1 1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом. 2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.