Что такое го за каждого работника. Надо Ли Вводить Должность Специалиста по ГО и ЧС? Кого это касается

Деятельность по обеспечению гражданской обороны (ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. Даже назначили Вас уполномоченным не просто так, а в соответствии с «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО» и «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" .

Уполномоченный работник по ГО назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ. В организациях, отнесенных к категории по ГО , кандидатура уполномоченного работника по ГО согласовывается с органами МЧС, органами управления ГО и ЧС местных администраций и вышестоящих органов управления (по отраслевой подчиненности).

Обязанности уполномоченного работника по ГО могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, прекращающих работу в военное время, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно. Обязанности по ведению ГО может выполнять один из заместителей руководителя организации или иной работник по распоряжению руководителя организации, что закрепляется приказом или распоряжением по организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника.

В зависимости от категории организации по ГО должностные обязанности уполномоченного работника по ГО могут дополняться и детализироваться. Таким образом, Ваши должностные обязанности, права и ответственность должны быть официально закреплены в должностной инструкции, утверждаемой руководителей организации.

Основными документами по формированию структур, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны;

Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются);

Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;

Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны;

Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;

Ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время;

Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;

Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций;

Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты i и ii классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций;

Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет;

Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне;

Организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны;

Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны;

Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

С чего начинать работу по организации гражданской обороны?

Повторим, что деятельность по обеспечению ГО в организациях, учреждениях и на предприятиях четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. В первую очередь это Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ". Мы советуем еще раз внимательно перечитать эти документы, обратив внимание на основные понятия, цели и задачи ГО.

По всем направлениям деятельности по обеспечению ГО в организациях имеются соответствующие нормативные и методические документы, поэтому начинать работу следует с формирования комплекта действующих нормативно-правовых актов по ГО и защите от ЧС. Удобнее это делать на своем компьютере. Перечень таких документов по направлениям деятельности будет опубликован в ближайших номерах нашего журнала..

Второй важнейший шаг - разработка (при их отсутствии) или актуализация локальных нормативно-правовых документов по гражданской обороне в Вашей организации. Помните, что эффективность деятельности по ведению ГО во многом зависит от качества документации и организации делопроизводства в этой сфере. Разработка, согласование, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ГО, а также ведение соответствующей учетно-отчетной документации - это не просто пожелание, а требование закона. Все направления деятельности по ГО подлежат документированию. Кроме того, не секрет, что любая проверка состояния ГО, как правило, начинается с проверки документации.

Локальные документы по ГО разрабатываются на основе действующих нормативно-правовых актов в этой сфере с учетом особенностей производственной деятельности организации и ее категории по ГО. Повторим еще раз, что в настоящее время практически все мероприятия по ведению ГО четко регламентированы действующими нормативно-правовыми актами, поэтому не нужно придумывать что-то особенное. Задачей уполномоченных на решение задач в области ГО в организациях является грамотное применение действующих законодательных и нормативных документов по ГО в своих организациях с учетом специфики их деятельности, что и должно быть отражено в локальных нормативных актах.

Разработка локальных документов по ГО достаточно трудоемкое дело, поэтому в нашем журнале планируется публикация серии статей по этой тематике.

Вашим третьим (или одновременным с другими) шагом должно быть установление деловых взаимоотношений с местными территориальными органами управления ГО, где Вы всегда можете получить организационно-методическую помощь по организации и ведению ГО в Вашей организации. Оказание такой помощи входит в их служебные обязанности. Кроме того, система ГО в Вашей организации является частью системы ГО муниципального образования, поэтому необходимо знать, как она управляется и какие задачи перед ней стоят. Далее по тексту рассмотрены основные мероприятия в области ГО, планируемые на муниципальном уровне. В некоторых из них будет задействована и Ваша организация (в зависимости от профиля организации и ее категории по ГО).

Гражданская оборона в муниципальных образованиях и организациях

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ - главным управлением МЧС России.

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Подготовка к ведению ГО на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении ГО в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО на муниципальном уровне осуществляется на основе планов ГО и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО и ликвидации ЧС.

Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются МЧС России и главными управлениями МЧС России по субъектам РФ.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, а в организациях - их руководители.

Руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории РФ организуется сбор информации в области ГО (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Органы местного самоуправления представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов РФ, организации - в орган местного самоуправления и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся.

Мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МЧС России и настоящим Положением.

Основные мероприятия в области гражданской обороны в муниципальных образованиях

Разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

Организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

Подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований;

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

Организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

Создание, оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

Поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

Подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

Разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

Планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО;

Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.

Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

Предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

Развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения;

Оказание населению первой помощи;

Определение численности населения, оставшегося без жилья;

Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

Размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

Предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

Создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

Организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;

Заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

Организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);

Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

Создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО;

Организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения;

Обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

Усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

13. По срочному захоронению трупов в военное время:

Заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

Оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

Организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

Организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

Подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

Разработка и корректировка планов действий сил ГО;

Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

Основные мероприятия в области гражданской обороны в организациях

1. По подготовке населения в области ГО:

Разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;

Осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

Пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

Создание и совершенствование системы оповещения работников;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

Комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

Сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

Подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

Создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;

Разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;

Строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;

Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

Разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

Определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

Разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

Создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;

Создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

Организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);

Введение режимов радиационной защиты организаций;

Создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;

Обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

Создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;

Организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

Создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;

Усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

Обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;

Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

Разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

Заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

Создание страхового фонда документации;

Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

Создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

С 2 мая 2017 года все организации должны проводить с новыми сотрудниками вводные инструктажи по гражданской обороне. А со всеми остальными нужно раз в год проводить курсовое обучение. Если организация не проведет обучение, то ее оштрафуют. Размер штрафа до 200 тыс. руб.

Проводить инструктажи и обучение должны все организации независимо от их форм собственности. Для этого нужно назначить ответственного по гражданской обороне. Количество сотрудников, которые будут этим заниматься, зависит от того, есть ли у организации категория по гражданской обороне и будет ли она продолжать работу в военное время.

Чтобы проводить вводный инструктаж и курсовое обучение, организации нужны локальные акты. В данном ответе вы найдете образцы вводного инструктажа и курсового обучения, которые соответствуют рекомендациям МЧС.

Обязанность проводить мероприятия по гражданской обороне
Какие организации обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Так, организации обязаны:
· планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
· проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; · обучать своих работников в области гражданской обороны;
· создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;
· создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Такой порядок установлен в статье 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. Гражданская оборона и системы защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна для того, чтобы:
· сохранить жизнь работников и населения при авариях и природных катастрофах;
· провести аварийно-спасательные работы и другие неотложные действия в очаге катастрофы;
· обеспечить устойчивую работу объекта в чрезвычайной ситуации и не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Ответственный по гражданской обороне
Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной
Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, продолжает организация работу в военное время или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме.

Так, в организациях, которые не относятся к категориям по гражданской обороне, но продолжают работу в военное время, с количеством работников: · до 200 человек – один из работников организации по совместительству. Совмещение по такой должности оформлять нельзя (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440);
· свыше 200 человек – 1 работник.
В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне и продолжают работу в военное время, с количеством работников:
· до 500 человек – 1 работник;
· от 500 до 2000 человек – 2–3 работника;
· от 2000 до 5000 человек – 3–4 работника;
· свыше 5000 человек – 5–6 работников.

В организациях, которые прекращают работу в военное время, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда по совмещению. Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).
Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:
· в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
· на курсах гражданской обороны. Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.
Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации. Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.
Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.
Обучение сотрудников
Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов. Порядок обучения установлен в Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Так, все работодателя обязаны:
· разработать программу курсового обучения в области гражданской обороны сотрудников; · проводить курсовое обучение сотрудников по утвержденной программе;
· разработать программу проведения с сотрудниками вводного инструктажа по гражданской обороне; · организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми сотрудниками в течение первого месяца их работы. Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841. Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Вводный инструктаж

Как провести вводный инструктаж по гражданской обороне с сотрудником
Чтобы провести вводный инструктаж с сотрудником при приеме на работу, разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14. Разработанную программу согласуйте в отделе ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления (подп «в» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841). На основе программы создайте инструкцию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Вводный инструктаж с новым сотрудников проводит работник, который ответствен в организации за гражданскую оборону.

Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.
Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знаниями по гражданской обороне, в частности:
· поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
· порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
· правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;
· порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;
· правила оказания первой помощи. Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки.

Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.
Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала произвольная. В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.
Курсовое обучение

Как провести курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне Чтобы провести курсовое обучение сотрудников организации, разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14. Разработанную программу согласуйте в отделе ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления (подп. «в» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).
Обучение по программе проводите ежегодно в объеме не менее 16 часов.
Сотрудников организации распределите по учебным группам. Количество сотрудников в группе должно быть не более 25 человек с учетом должностей работников, а также особенностей их профессий.
Занятия проводите ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время. Проводит занятия работник, который ответствен за гражданскую оборону в организации. План по обучению на учебный год утвердите приказом в произвольной форме.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала произвольная. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.
В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в произвольной форме. Такой порядок предусмотрен в разделе IIпримерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Совет: чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:
· постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;
· используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;
· чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, памятку действий во время чрезвычайных ситуаций. А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время
чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.
Ответственность за нарушения
Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по гражданской обороне
За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена административная ответственность.
Так, если работодатель не проводит мероприятия по подготовке к защите и по защите работников от опасностей, которые возникают при военных действиях или вследствие них, то его оштрафуют. Размер штрафа составляет:
· для должностных лиц организации, например ее руководителя, – от 10 000 до 20 000 руб.;
· для организации – от 100 000 до 200 000 руб. Об этом говорится в статье 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверки соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны проводит МЧС России.

И.И. Шкловец
© Материал из КСС «Система Кадры» Готовые решения для службы персонала на

Давайте рассмотрим нововведения с точки зрения малого бизнеса.

С 2 мая 2017 года все организации должны проводить с новыми сотрудниками вводные инструктажи по гражданской обороне. А со всеми остальными нужно раз в год проводить курсовое обучение. Если организация не проведет обучение, то ее оштрафуют . Размер штрафа до 200 тыс. руб.

Проводить инструктажи и обучение должны все организации независимо от их форм собственности . Для этого нужно назначить ответственного по гражданской обороне .

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Так, организации обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • обучать своих работников в области гражданской обороны ;
  • создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;
  • создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону ( , ).

Так, в организациях, которые не отнесены к категориям по гражданской обороне, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совместительству или совмещению . Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда или кадровому специалисту.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника ().

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения , утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

* Необходим курс обучения по ГО и ЧС. Он очный и занимает 16 часов.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Чтобы провести вводный инструктаж с сотрудником при приеме на работу, разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14 . Разработанную программу согласуйте в отделе ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления (подп «в» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного

19 апреля 2017 года Правительство России приняло Постановление № 470, которым внесены поправки в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

В чем суть изменений?

Расширен круг обязанностей организаций, касающихся подготовки работников в области гражданской обороны. Предусмотрены следующие дополнительные обязанности:
  • разрабатывать программу вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовывать и проводить вводный инструктаж с новыми работниками;
  • планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

С какой целью были внесены эти изменения?

Постановление подготовлено МЧС России и в целом направлено на повышение качественного уровня подготовки населения в области гражданской обороны. Кстати, дополнительные задачи в этом плане появились не только у организаций, но также у органов исполнительной власти субъектов РФ, у МЧС России. Кроме того, уточнены основные задачи подготовки, перечни лиц, подлежащих подготовке, а также порядок её осуществления. Что касается организаций, то документ призван преодолеть их формальное отношение к вопросам гражданской обороны и, конечно, усилить работу в этом направлении.

Что такое гражданская оборона?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015), «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

В какой срок необходимо инструктировать новых работников?

Вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками необходимо организовывать и проводить в течение первого месяца их работы.

Следует отметить, что заниматься подготовкой своих работников в области гражданской обороны организации были обязаны и до настоящих изменений (п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ). Согласно подпункту "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 2.11.2000 № 841 в перечень подобных обязанностей входят: разработка программы обучения, его проведение, а также создание и поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы. Все эти обязанности сохранятся, но уточняется, что организации теперь обязаны осуществлять курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны.

Что ещё за курсовое обучение?

Это целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты.

Цель курсового обучения - повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям и военным конфликтам. В начале этого года МЧС России утвердило Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. 22.02.2017 № 2-4-71-8-14).

А как должен быть зафиксирован результат проведения обучения? Как раз в Примерной программе курсового обучения, утвержденной МЧС 22.02.2017, указано, что с целью учета проведения занятий, присутствия на них обучающихся должны вестись и хранится в течение года специальные журналы. Форма такого журнала установлена Приложением 3 Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденных МЧС России 02.12.2015 № 2-4-87-46-11.

Нужно ли приглашать кого-то для проведения обучения работников?

В общем случае, не нужно. Однако согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 руководители организаций обязаны пройти обучение как в области защиты от чрезвычайных ситуаций, так и в области гражданской обороны. Причем такое обучение руководители организаций проходят в соответствии с п. 22 Приказа МЧС России от 13.11.2006 № 646 в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, учебно-методических центрах субъектов РФ по ГО и ЧС, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Когда изменения вступают в силу?

Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 № 470 вступило в силу 2 мая 2017 года.

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение порядка обучения и инструктажа работников?

За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.7 КоАП в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Кто контролирует соблюдение законодательства в области ГО?

Соблюдение требований законодательства в области гражданской обороны контролирует МЧС России.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Вам необходимо обучить хотя бы одного работника по ГО и ЧС, иначе - минимальный штраф 100 тыс. рублей.

КТО ДОЛЖЕН ВЕСТИ ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ?

Если компания продолжает работать в военное время, вы обязаны иметь в штате специалиста ГО, для которого эта работа будет основной. Сколько человек будут заниматься вопросами ГО, зависит от численности сотрудников (п. 6 Положения, утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440). Компания должна работать в военное время и иметь категорию по ГО - численность специалистов ГО определяйте по таблице:

численность сотрудников компании количество работников, которые отвечают за ГО
До 1000 1
От 1000 до 5000 2–3
Свыше 5000 4–5

Если компания должна работать в военное время, но не имеет категории по ГО, а численность сотрудников превышает 200 человек, она должна иметь отдельного специалиста ГО, для которого эта работа будет основной. Если численность сотрудников меньше 200 человек - специалист ГО может работать по совместительству.

Компании, которые не работают в военное время и не имеют категории по ГО, могут принять специалиста ГО по совместительству. Это следует из постановления Правительства от 10.07.1999 № 782 и приказа МЧС № 440. Кому поручить эти обязанности, решает руководитель.

Кого назначить ответственным по гражданской обороне?

ЧТО ВАМ ПРИДЕТСЯ ДЕЛАТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ

Шаг 1. Примите сотрудника на должность специалиста ГО или оформите возложение обязанностей на работающего сотрудника с его согласия.

Шаг 2. Направьте специалиста ГО на курсовое обучение.

  • на курсах ГО муниципальных образований;
  • в учебно-методических центрах по ГО и ЧС регионов;
  • в других организациях, которые обучают по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС.

Минимальная продолжительность курсового обучения для специалиста ГО - 12 часов (Примерная программа, утв. МЧС 22.02.2017 № 2-4-71-8-14). Конкретную продолжительность обучения узнаете из программы курсового обучения учебного центра.

По итогам обучения работник получит удостоверение. Оно подтвердит проверяющему, что вы выполнили мероприятия по подготовке к ГО.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ ПОРУЧИЛИ ВЕСТИ ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ

Вводный инструктаж по ГО проводите для новых сотрудников в первый месяц их работы (подп. «г» п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства от 02.11.2000 № 841). Для этого разработайте программу вводного инструктажа и согласуйте ее в отделе ГО и ЧС местной администрации.

Чтобы не тратить много времени на вводный инструктаж, используйте наглядные материалы, например информационный стенд.

После инструктажа в журнале вводного инструктажа по гражданской обороне укажите дату, попросите сотрудника поставить подпись и распишитесь сами. Так вы докажете проверяющему, что соблюдаете правила - инструктируете нового сотрудника по ГО в пределах месячного срока с даты приема на работу.

Курсовое обучение по ГО проводите для всех сотрудников компании. Продолжительность обучения - не меньше 16 часов ежегодно.

Для курсового обучения вам также понадобится программа.

Программу курсового обучения по ГО согласуйте в отделе ГО и ЧС местной администрации.

Чтобы провести курсовое обучение, распределите сотрудников компании на группы не более 25 человек. Группы формируйте с учетом должностей работников и особенностей их профессий. Так рекомендует МЧС.

Составьте план занятий на учебный год. МЧС советует распределить занятия так, чтобы работники учились ежемесячно в течение года, кроме месяцев массовых отпусков. План занятий утвердите приказом.

Занятия проводите в рабочее время. Тратить свободное время на обучение по ГО работники не обязаны, привлечь их к ответственности, если откажутся, не сможете.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях рассказывайте тему устно. «Оживить» их помогут наглядные пособия: плакаты, видеофильмы.

Практические занятия - тренировки и комплексные занятия. На них работники учатся оказывать первую помощь, использовать средства защиты и первичные средства пожаротушения. Комплексные занятия проводите в обстановке обычного рабочего дня, чтобы сотрудники научились правильно действовать после сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

Чтобы сэкономить время, сделайте по каждой теме раздаточный материал для самостоятельного изучения. Тогда вам не придется тратить учебное время на общую информацию. Вместо этого во время занятий вы проработаете действия в экстраординарных ситуациях, которые могут возникнуть в вашей компании.

Не забудьте учитывать присутствие работников на занятиях и результаты обучения. Заведите журнал учета на каждую группу и отмечайте в нем дату и тему занятия, присутствующих, результаты итогового зачета.

С мая 2017-го компании должны не только обучать сотрудников правилам ГО, но и проводить вводный инструктаж по ГО. Проигнорируете эти обязанности – компанию оштрафуют минимум на 100 тыс. рублей, руководителя - на 10 тыс. рублей.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.