Лейпциг корабль. Боевая карьера легких крейсеров «Лейпциг» и «Нюрнберг

Сергей Борисович Трубицын

Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг.

«Лейпциг» и «Нюрнберг» Неосуществленные проекты

Боевые корабли мира

C-Пб.: Издатель Р. Р. Муниров, 2006. - 64 с.: илл.

Историко-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ» Самара 2006 г.

ISBN 5-98830-010-3

Издатель выражает благодарность В. В. Арбузову, Ю. В. Апалькову и Е. Ю. Кобчикову за предоставленные фотографии и материалы

на 1 -й стр. «Нюрнберг»;

на 2-й, 3-й и 4-й стр. «Лейпциг»

Текст: 1-я стр. «Нюрнберг»

Тех. редактор Ю.В. Родионов

Лит. редактор С.В. Смирнова

Корректор В.С. Волкова

Легкий крейсер «Лейпциг»

Проектирование и модернизации

В начале 1930-х гг.флот Веймарской Германии имел 4 легких крейсера, из которых «Эмден», заложенный в декабре 1921 г., был уже морально устаревшим, а три типа «К» - «Кельн», «Карлсруе» и «Кенигсберг» являлись эталоном в мировом судостроении того времени[* С.Б. Трубицын Легкие крейсера Германии. Часть I. БКМ. С-Пб. 2003.]. На них появился целый ряд новинок: три орудийные башни, комбинированная главная энергетическая установка, состоявшая из паровых турбин и дизелей, а при строительстве использовались новые технологии: сварка и облегченные алюминиевые конструкции надстроек.

В 1928 году немецкий конструктор Блешчмидт получил задание на проектирование очередного легкого крейсера для Рейхсмарине. Конструкторы взяли за основу крейсера типа «К», но сделали внутреннюю перекомпоновку: дымоходы котлов свели в одну трубу, а кормовые башни расположили более традиционным способом - в диаметральной плоскости. Так появился новый проект крейсеров, получивший условное обозначение тип «Е».

Технико-тактические элементы проекта нового крейсера были следующими:

Стандартное водоизмещение 6619 т (подругам данным, 6614 т), полное 8382 т (по другим данным, 8427 т.).

Размерения: длина корпуса 177,1 м (наибольшая), 165,8 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,2 м, осадка 5.69 м (максимальная), 4,88 м (средняя).

Корпус имел продольную систему набора, делился на 16 водонепроницаемых отсеков, двойное дно проходило на 75% его длины. От предшественников новый крейсер унаследовал легкость набора и недостаточную прочность. Одной из причин этого стало то, что надстройка не входила в составляющую общей прочности корпуса, что впоследствии приводило к авариям. Для экономии веса широко использовалась сварка.

Для защиты «Лейпцига» использовали никелевую сталь завода Круппа. Пояс по ватерлинии имел 50 мм, в кормовой части в районе румпельного отделения 25 мм, в носовой части 20-мм (по другим данным, 18 мм) плиты. Бронированная палуба, толщиной 20 мм, имела закругленный 25-мм скос к нижней кромке пояса.

Противоминная защита состояла из 15-мм продольной переборки. Боевая рубка защищалась 100-мм (вертикальные) от 50 до 30 мм (горизонтальные) плитами. Из боевой рубки в центральный пост вела 50-мм наклонная шахта, со скоб-трапом внутри. Марс фок-мачты был забронирован 20-мм (вертикальные), 15-мм (горизонтальные) плитами. Носовой дальномер имел 20-мм вертикальное и горизонтальное бронирование, стабилизированный пост управления огнем 88-мм орудий - 14-мм защиту.

Башни главного калибра имели лобовое бронирование из 80-мм, боковое из 20-мм. тыльной части из 32-мм плит. Барбет башен имел 60-мм броню выше ватерлинии, 32 мм ниже ее. Верхняя палуба в некоторых, наиболее жизненно важных местах, достигала толщины от 20 до 32 мм. Бронирование щитов 88-мм орудий состояло из 12-мм лобовых и 10-мм боковых листов.

Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов низкого давления (16 атмосфер), размещенных в трех котельных отделениях. Котлы вырабатывали пар для 2 турбин системы Парсонса производства Кильского завода «Германия», работавших через турбо-зубчатый агрегат каждая на свой вал. Кроме того, на корабле имелось 4 дизеля фирмы «MAN», работавших на один (центральный) вал. Всего крейсер имел три винта. Мощность турбин составляла 60000 л.с., дизелей 12400 л.с.

Скорость хода при работе турбин достигала 32 узлов, при работе только дизелей 18 узлов (маршевая скорость), дальность плавания 3780 миль со скоростью 15 узлов, 2980 миль 21 узел и 2220 миль при скорости 32 узла. Запас топлива равнялся 1200 т (нефти) и 310 т мазута (дизельное топливо). «С учетом того, что турбинные и дизельные установки значительно отличались по мощности, на среднем валу крейсера был установлен винт регулируемого шага (ВРШ), позволявший разворачивать лопасти в положение, наиболее эффективное для каждого конкретного режима дизельной установки с учетом скорости корабля. В случае выхода из строя дизельной установки, а также при ходе только под котлотурбинной установкой предусматривалось разворачивать ВРШ во „флюгерное“ положение вдоль оси гребного вала. Это позволяло до минимума снизить сопротивление неработающего винта.

Электроэнергию для многочисленных потребителей вырабатывали 3 турбо-генератора и 1 дизель-генератор мощностью по 180 киловатт каждый - всего 720 киловатт. Напряжение в сети составляло 220 вольт.

На испытаниях „Лейпциг“ во время пробега развил мощность 65585 л.с., 309 оборотов, и достиг скорости 31,9 узла.

Главный калибр артиллерии „Лейпцига“ состоял из 9 150-мм орудий системы SKC-25. Размещены они были так же, как на крейсерах типа „К“, в трех трехорудийных башнях - одна в носовой части, две в корме. В отличие от предшествующей серии, кормовые башни находились в диаметральной плоскости. Каждая из башен весила 137 т (из них бронирование 24,8 т). Углы возвышения орудий достигали 40°, снижения 10». Максимальная дальность стрельбы составляла 25000 м. Для этих орудий имелись фугасные и бронебойные снаряды весом 45,5 кг. Боекомплект включал 1080 снарядов или 120 снарядов на ствол. Во время войны боекомплект увеличивался до 1500 снарядов.

Основу системы управления огнем артиллерии главного калибра составляли три дальномера с базой б метров: один на топе фок-мачты, второй на носовой надстройке, третий на кормовой надстройке.

Первоначально на крейсерах планировалось установить 4 88-мм орудия С25, такие же, какими были вооружены крейсера типа «К». Из-за их неготовности крейсер вооружили 2, а затем 4 одноствольными 88-мм орудиями времен первой мировой войны. В 1936 году па «Лейпциге» все же установили 88-мм орудия системы С32. Первоначально смонтировали две двухствольные, затем добавили еще одну двухствольную установку. Основные характеристики установки и орудий были следующими: угол возвышения 80", угол снижения 10", угол поворота орудий 360°, вес снаряда 9 кг, вес заряда 15 кг, дальность стрельбы 19200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели). Боекомплект составлял: 800 снарядов для старых 88-мм, и от 1600 до 2400 снарядов для новых 88-мм орудий.

Малокалиберная зенитная артиллерия включала 8 37-мм орудий системы СЗО (4 двухствольных установки имели угол возвышения 85", снижения 10", дальность стрельбы 8500 м по морской цели, 5800-6800 по воздушной цели) с максимальной скорострельностью 160 выстрелов в минуту на ствол, практической 80 выстрелов. Боекомплект 37-мм снарядов состоял из 9600 выстрелов.

8 20-мм одноствольных орудий имели угол возвышения 85°, снижения 11°, дальность стрельбы 4900 м по морской цели, 3700 м по воздушной цели, максимальную скорострельность 280 выстрелов в минуту на ствол, фактическую 120 выстрелов в минуту.

Первоначально "Лейпциг" вооружили 12 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных, по два на борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппарата. Боекомплект состоял из 24 торпед: 12 в аппаратах, 12 около них. Имелась централизованная система управления торпедной стрельбой.В случае необходимости крейсер мог выставить 120 мин заграждения.

Проект четвертого легкого крейсера был разработан в 1927 г. Речи об отмене версальских ограничений пока не было, следовательно, не представлялось возможным, увеличение размеров следующего корабля. Недостаток времени и средств не позволял разработать новый проект, однако у конструкторов появился шанс избавиться от тактических и технических недостатков, свойственных . Впрочем, о коренном измнении казавшегося удачным проекта не было и речи. Недостаточная прочность корпуса просто не могла проявиться, поскольку более ранние единицы еще не вступили встрой.

Хотя по внешнему виду новый корабль; весьма незначительно отличался от своих предшественников (главными из видимых отличий были одна широкая труба вместо двух и расположение кормовых башен главного калибра по диаметральной плоскости), его "начинка" была во многом другой. Прежде всего, конструкторы попытались исправить неудачный выбор механизмов, сделанный для крейсеров типа . Число котельных отделений сократили с 4 до 3. Котлы, по-прежнему имевшие невысокие параметры пара (рабочее давление 16 атм.); размещались попарно в котельных отделениях, которые стали несколько менее тесными. Общая нагревательная поверхность составляла 1054 кв.м. при 18 форсунках в двух задних кочегарках и 926 кв.м при 16 форсунках - в передней. Перед котельными отделениями находился топливный отсек и помещения дизель- генераторов. Два малых вспомогательных водотрубных котла располагались на верхней палубе, в небольшой надстройке за дымовой трубой. Их задачей являлось обеспечение паром судовых механизмов на стоянке, когда пары а главных котлах не разводились. Однако мощность вспомогательных котлов оставалась, как и на предшествующих единицах, недостаточной, а их размещение на верхней палубе - просто опасным.

По-прежнему сложной оставалась турбинная установка. Две главные турбины, изготовленные на заводе Круппа "Германия", состояли из ступени высокого давления и двух ступеней низкого давления, в каждую из которых была встроена турбина заднего хода. Правый вал приводился во вращение из переднего турбинного отделения, левый - из заднего. Между обоими турбинными отделениями находилось помещение редукторов.

Существенным изменениям подверглась дизельная установка. На "Лейпциг" для нее был специально выделен отдельный, центральный вал.

Разработчики проекта попытались устранить недостатки конструкции корпуса, однако возможности для этого оказались весьма ограниченными. Корпус был немного уширен, но оставался весьма легко построенным. Применялся продольный набор с 4 продольными стрингерами с каждой стороны от киля. Шпация равнялась 1,5 м; листы обшивки накладывались внахлест и сваривались. Шагом вперед являлось то, что на этот раз надстройки не включались в расчет продольной прочности, как на кораблях первой серии. По-прежнему при постройке широко использовалась электросварка.

Разделение корпуса оставалось для 6000-тонного корабля по-немецки тщательным: двойное дно занимало 2/3 длины; имелось 17 основных поперечных водонепроницаемых переборок, деливших корпус на 16 главных отсеков. Была изменена форма форштевня, а верхняя палуба в корму за полубаком имела отчетливую выпуклость по диаметральной плоскости, напоминая широко применявшуюся на эсминцах "спину черепахи". Принципиально новым стало применение небольших булей, захватывавших весь пояс (аналогично германским тяжелым крейсерам), а также бульбообразного образования носовой оконечности. Були разделялись на многочисленные небольшие отсеки, предназначенные для топлива или воды для котлов. Подобная система несколько увеличивала остойчивость, однако предъявляла повышенные требования к балансировке при заполнении отсеков.

Значительно изменилась и схема защиты. Немецкие конструкторы вернулись к хорошо проверенной схеме "пояс + скос палубы". Ввиду наличия булей пояс в центральной части имел довольно значительный наклон (18 гр.) верхней кромкой наружу, что заметно увеличивало его эффективную толщину, в особенности на больших дистанциях боя. Толщина пояса в средней части равнялась 50 мм и уменьшалась до 20 мм в носу и до 35 мм - в районе рулевых механизмов. Броневая палуба, толщиной 20 мм, имела в середине плоскую площадку, и закруглялась к борту в виде дуги круга, вместо обычного скоса. Толщина листов закругленной части была увеличена до 25 мм. Такая конструкция защищала свыше 70 % длины ватерлинии.

Единственным элементом, не претерпевшим скольнибудь заметных изменений, являлось вооружение. Как уже отмечалось, ликвидировали только странное "шахматное" расположение кормовых башен, в связи с чем несколько изменилось расположение задних погребов.

Таким образом, очень близкий по "табличным" элементам к крейсерам типа , "Лейпциг" имел заметные отличия от предшествующей тройки, заключавшиеся в основном в улучшении оборонительных и эксплуатационных свойств, которых так недоставало стиснутым версальскими рамками немецким легким крейсерам.

8 октября 1931 г "Лейпциг" занял свое место стоянки A3 на ВМБ Военно-морская база в Вильгельмсхафене, и для него началась реальная служба. 26-28 октября крейсер принимал боезапас и снабжение, а 29-го было проведено пробное кренование. Командование кораблем принял капитан цур зее Штробвассер.

31 октября новую единицу посетил командующий флотом, вице-адмирал Гладиш, а на следующий день "Лейпциг" вышел на ходовые испытания в Северном море. Начало 1938 г также было посвящено различным маневрам и упражнениям в Кильской бухте. До 1941 г. "Лейпциг" участвовал в маневрах, блокаде Испании и зарубежных походах.

В начале войны "Лейпциг", командиром которого в это время был капитан цур зее Нордманн, базировался на Киль. Зоной его действий была Балтика, однако крейсер не принимал участия в боевых действиях против Польши, поскольку в октябре его поставили на двухнедельный ремонт механической установки. После обязательных ремонтных испытаний и учебных торпедных стрельб обновленный корабль перешел Кильским каналом на Северное море, где провел остаток месяца на буе стоянки Брунсбюттель. Не имевшее конкретных целей командование Кригмарине вновь перевело корабль на Балтику, и 1 ноября он прибыл в Свинемюнде, где должен был принять участие в маневрах. В дождливую и темную ночь 7 ноября он столкнулся вблизи Киля с учебно- артиллерийским судном "Бремзе", получив повреждения обшивки правого борта. Последовал недельный ремонт в Киле, после которого был получен приказ войти в состав действующего на Северном море отряда контр-адмирала Лютьенса.

Основной задачей отряда, состоявшего из Нюрнберг , Кёльн и "Лейпциг", являлось прикрытие минных постановок у восточного побережья Британии, выполнявшихся германскими эсминцами. Первый выход на задание состоялся 12 ноября; в начале декабря последовали еще три - все без потерь и происшествий. 8 декабря последовало распоряжение на очередное задание: прикрытие минной постановки в районе Ньюкасла. Этот выход, названный операцией "Наини-Софи", обещал быть опасным, поскольку разведка доносила о возможности встречи со 2-й крейсерской эскадрой англичан, периодически базировавшейся на Фирт-оф-Форт. Крейсерам предписывалось занять позицию к северо-востоку от Доггер-банки к моменту возвращения в эту точку эсминцев. Операция несколько раз откладывалась, и только вечером 12 декабря отряд покинул стоянку Шиллинг.

На несчастье немцев, в этот раз у них совершенно отсутствовали силы прикрытия для крейсеров. Все 5 готовых к действиям эсминцев принимали участие в постановке, а сопровождавшие отряд Льютенса во всех предыдущих выходах миноносцы были небоеспособны или находились на Балтике. Между тем, отряду прикрытия приходилось идти в район, где не раз отмечались дозорные английские лодки.

Погода оставалась ясной, и на утро следующего дня Льютенс принял решение использовать в качестве противолодочного патруля свои гидросамолеты. Около 8 часов отряд прибыл в точку ожидания и приготовился к выпуску гидроавиации. "Арадо" имели только "Лейпциг" и Нюрнберг ; на Кёльн же катапульту демонтировали еще весной 1938 г. В течение нескольких часов крейсера (в строе треугольника) и их самолеты утюжили на большой скорости заданный район, ожидая появления своих эскадренных миноносцев с задания. Предполагалось отослать "арадо" на берег, получив взамен прикрытие из летающих лодок с базы гидроавиации. Однако смена не прибыла, и в последующий критический час отряд остался без противолодочного прикрытия.

В 10:40 на горизонте появился датский пароход "Шарков", и "Лейпциг" получил приказ досмотреть его. Два других крейсера образовали противолодочный патруль вокруг застопорившего машины "Лейпциг". После досмотра отряд восстановил строй и дал ход 24 узла. Казалось, наиболее опасный момент миновал, но тут в небе появился самолет - явно не германский. Напряженность сохранялась в течение получаса, когда около 11:20 наконец прибыли долгожданные два "He-115" прикрытия. Корабли и самолеты еще обменивались опознавательными сигналами, когда головной "хейнкель" начал радировать сигнал: "UUU". К неудаче немцев, позывной дня был именно "U". Пока удивленные офицеры крейсера пытались понять смысл сигнала, британская подводная лодка "Сэмон" успела дать залп и уйти на глубину. В 11:22 с "Лейпциг" заметили в 700 м от корабля следы торпед. Нордман дал команду "Лево на борт", но уклониться от торпед, выпущенных с 30 каб. уже не удалось.

Англичане ошиблись с объектом атаки. В попытке "зацепить" более тяжелый крейсер командир лодки приказал выпустить торпеды широким, веером. Возможно, это спасло германский крейсер от верной гибели, поскольку хотя он находился в отличной позиции для подводной атаки, попала только одна торпеда.

Тем не менее, эффект вначале показался сокрушительным. Попадание пришлось в середину корпуса, вблизи переборки между 1-м и 2-м котельными отделениями, на глубине 3-4 метра под ватерлинией. Пробоина имела в длину около 13м, простираясь от 83-го до 96-го шпангоута. Броневая палуба над местом взрыва вспучилась, а килевая балка деформировалась. Котлы левого борта оказались уничтоженными взрывом, а правого - сброшенными с оснований. Оба отсека почти мгновенно наполнились водой; из них не спасся ни один человек. От толчка обе турбины остановились; правда, правую удалось спустя 15 минут ввести в дело, однако и она постепенно сбрасывала обороты по мере того, как "садился" пар в котельном отделении N3 правого борта, где в питательную воду для котлов попала нефть. Все питательные трубопроводы, паровые магистрали и кабели связи с левого борта оказались разорванными. Сила удара вывела из строя оба гирокомпаса и рулевое управление. Через несколько минут "Лейпциг" накренился на 8° на левый борт. Несмотря на значительный объем затопленных помещений (крейсер принял свыше 1700 т воды), корабль не опрокинулся, поскольку вода заполнила симметрично расположенные отсеки.

Спустя 2 минуты торпеду получил и флагманский Нюрнберг . Его повреждения оказались менее существенными, а вот "Лейпциг" действительно находился в тяжелом состоянии. Единственным средством передвижения оставались его дизели, которые, к счастью, не пострадали. Крейсер медленно дал ход и покинул поле битвы на скорости 10 узлов. "Зависший" над отрядом британский самолет отогнали огнем, а спустя 2 часа на горизонте показались долгожданные эсминцы. Теперь прикрываемым пришлось самим заняться прикрытием. "Байтцен" и "Хайнеманн" взяли под опеку "Лейпциг", отставший от ушедшего вперед флагмана. Кёльн остался с тяжело поврежденным "сослуживцем"; только ранним утром следующего дня он ушел на базу большим ходом. К эскорту присоединился эсминец "Шеманн" и сторожевые корабли "F-7" и "F-9", группа тральщиков и морских охотников ("раумботов"). Суда эскорта образовали плотное кольцо вокруг крейсера. И не напрасно.

Находившаяся на боевой позиции в Гельголандской бухте английская ПЛ Подводная лодка "Урсула" около полудня заметила, но не смогла из-за неудачной позиции атаковать шедшую на большой скорости группу Кёльн . Однако спустя полтора часа в перископе появилась вторая группа, состоящая из крейсера в эскорте, как показалось капитан- лейтенанту Филипсу, 6 эсминцев. Британский командир переоценил скорость "хромого" "Лейпциг" и только последняя торпеда из четырехторпедного залпа, выпущенного с расстояния 7 каб., прошла в 50 м перед его форштевнем. Тем не менее, Нордманну пришлось отвернуть сначала влево, застопорить дизели, а затем дать полный ход (10 узлов!) и повернуть вправо, чтобы избежать попадания. Однако одна, а возможно и две, торпеды попали в сторожевик "F-9", принятый Филипсом за эсминец. Небольшой корабль взрывом буквально разорвало на части, а "Лейпциг" вновь уцелел. Впоследствии Нордманн подвергся критике за ордер своего отряда. Специалисты флота считали, что завеса должна была быть открытой спереди, чтобы мощные гидрофоны крейсера смогли обнаружить шумы ПЛ Подводная лодка . Однако именно это построение спасло практически беспомощный "Лейпциг". Только к полуночи ему удалось благополучно достичь устья Эльбы.

После временного ремонта на заводе "Блом унд Фосс" в Гамбурге крейсер перевели на верфь "Дойче Верке" в Киле, куда он прибыл 27 февраля 1940 г. Ремонт оказался длительным и трудоемким. Пришлось извлечь все котлы, насосы и трубопроводы из отделений 1 и 2, заменить магистрали левого борта, заделать пробоину в борту и вновь установить оборудование. Работы завершились только к концу года, и 1 декабря 1940 г крейсер вновь приняла комиссия флота. Однако "Лейпциг" был уже не тот: 4 котла так и не заняли своих мест; вместо них в бывшем котельном отделении разместились помещения для кадетов. Бывший легкий крейсер стал учебным кораблем; теперь он мог развить не более 24 узлов.

Период ремонта пришелся на самые горячие для германского флота дни: вторжение в Норвегию (Операция "Везерюбунг"), в котором участвовали все боеспособные корабли флота, обошлось без "Лейпциг". С 5 по 13 декабря 1940 г он принимал боезапас и снабжение, затем, с 21 декабря по 6 января, состоялись испытания оружия. 8 января корабль вновь оказался в доке "Дойче Верке", на сей раз совсем ненадолго. Конец января и начало февраля заняли испытания механизмов и вооружения. Поскольку наиболее существенным достоинством крейсера стали теперь обширные кубрики, способные служить помещениями для жизни и учебы большого числа моряков, 15 февраля 1941 г командование Кригсмарине включило его (вместе с остальными уцелевшими легкими крейсерами) в состав учебной эскадры на Балтике. (Задачи и действия этой эскадры подробнее описаны ранее, в истории деятельности "Кельна".) Начало 1941 г прошло б небольших учебных походах, а в июне "Лейпциг" посетил с кратким визитом захваченную Норвегию, зайдя в Хортен и Осло. В начале июля на борту "Лейпциг" появился начальник штаба флота, контр-адмирал Тиле, наблюдавший за маневрами, проходившими уже в условиях начавшейся войны с Советским Союзом. Первоначально корабль не предназначался для боевых действий: в августе он спокойно посетил Копенгаген, и только в сентябре его включили в состав так называемого "Балтийского флота" - отряда, предназначенного для действий против СССР.

Первой значительной операцией "Лейпциг" на Балтике стал выход германского флота для блокирования Финского залива в конце сентября 1941 г. В то время, как Кёльн и Нюрнберг в составе северной группы прикрывали линкор Тирпиц , менее ценные в боевом отношении Эмдем и "Лейпциг", входившие в состав южной группы, вступили в бой. Им выпало поддержать огнем своих 150-миллиметровок действия немцев на о.Эзель. Советские войска продолжали удерживать полуостров Сворбе - ключ к Рижскому заливу.

23 сентября оба крейсера вышли из Свинемюнде, заправились в Пиллау и направились в захваченную германскими войсками Лиепаю, куда прибыли вечером следующего дня, потратив несколько часов на преодоление полосы густого тумана. Операция по обстрелу Сворбе ("Вестштурм") была назначена на раннее утро 26 сентября. Кораблям соединения, в которое кроме крейсеров входили 4 миноносца, предписывалось обстрелять объекты и коммуникации в тылу советских войск (район Каунисто-Карги), не перенося огонь к линии фронта. Вечером 25-го отряд покинул Либаву и пошел к входу в Рижский залив. "Лейпциг" вновь принял на борт свой гидросамолет, который предполагалось использовать для разведки и корректировки. Рано утром он был выпущен, но отряд подошел к заданной точки слишком рано: самолету пришлось ждать в воздухе, а кораблям - временно повернуть на обратный курс, поскольку видимость не позволяла разглядеть цели на берегу. В 6:00 корабли открыли огонь, который с перерывами велся в течение 5 часов. "Лейпциг" израсходовал 327 снарядов главного калибра. Самолет оказался малополезным, и во втором вылете использовался для противолодочного патрулирования.

Операцию предполагалось повторить на следующие сутки. Германские корабли отошли с тем, чтобы рано утром вновь оказаться у Сворбе. Вновь "Лейпциг" выпустил гидросамолет и спустя 5 минут открыл огонь. На этот раз с берега ответила тяжелая батарея, накрыв крейсер, которому пришлось отойти. На сей раз "Арадо" сослужил свою службу, донеся о наличии советских торпедных катеров. Дело перестало быть легким, поскольку 180-мм снаряды вновь стали разрываться поблизости от немецких кораблей, а атака быстроходных катеров на маневрирующие на малом ходу крейсера могла оказаться опасной.

В 9:17 4 советских торпедных катера (ТКА-72, 82, 92 и 102) под командованием капитан-лейтенанта Гуманенко были замечены наблюдателями с Эмдем . Оба крейсера немедленно прервали бомбардировку и увеличив ход, отвернули в море, возложив отбитие атаки на эскорт. Спустя 2 минуты после обнаружения Эмдем открыл огонь из носовых орудий с дистанции 60 каб., а через несколько минут, когда дистанция сократилась до 35 каб., к нему присоединился "Лейпциг". Первый катер скрылся в дымзавесе, а немецкий крейсер перенес огонь на второй, который по донесениям "получил попадание и взорвался". К 10:00 атака закончилась; "Лейпциг" израсходовал при стрельбе по торпедным катерам 153 150-мм снаряда (несколько больше выпустил Эмдем). Немцы считали, что потопили 2 катера, но на деле погиб только ТКА-82. Атаку катеров удалось сорвать: немцы видели только один торпедный след, от которого даже не пришлось уклоняться. Этот бой, несправедливо обойденный военными историками обоих сторон, заслуживает несомненного внимания. Лихая атака столь незначительного числа торпедных катеров на сильный отряд, в который кроме двух крейсеров входил десяток легких кораблей, несомненно принадлежит к славным страницам советского флота. При таком соотношении сил можно было рассчитывать только на внезапность; после обнаружения катеров на большой дистанции шансов на успех у них практически не оставалось. Все же задачу- минимум отряд Гуманенко выполнил, заставив германские крейсера сменить позицию и на время прекратить обстрел. Обращает на себя внимание большой расход боезапаса германских кораблей (свыше 300 только 150- мм снарядов) при единственном попадании. После того, как советские катера отошли под защиту береговых батарей, открывших точный огонь по преследовавшим их миноносцам, крейсера вернулись на позицию и продолжили обстрел берега. За 5 артналетов "Лейпциг" выпустил еще 320 снарядов, расстреляв за 2 дня около 700.

После полудня отряд вновь отошел, взяв курс на Лиепаю для дозаправки и пополнения боезапаса. В 14:27, когда корабли находились в в 20 милях к западу от Виндавы (Венспилс), наблюдатели с "Лейпциг" заметили следы торпед с правого борта. Крейсер резко отвернул влево и пропустил торпеды по носу, в то время как миноносец эскорта Т-7 атаковал глубинными бомбами советскую ПЛ Подводная лодка "Щ-317". Обе стороны разошлись "вничью", не пострадав. Вечером отряд без дальнейших происшествий достиг Лиепаи. Для "Лейпциг" боевая деятельность закончилась: 28 сентября оба крейсера вышли в море в сопровождении двух миноносцев, а на следующий день "Лейпциг" в эскорте "Т-11" прибыл в Киль, где ему предстояло пройти профилактический ремонт и чистку днища.

Крейсер оставался в доке до 20 октября, а по выходе вновь приступил к тренировочной службе. Из-за "ущербной" скорости его активное использование для боевых целей не предусматривалось.

Фронт ушел далеко на Восток, и "Лейпциг", остававшийся в восточной части Балтийского моря, не имел противников. С 11 апреля 1942 г на крейсере поднял флаг начальник учебных сил флота, контр-адмирал Лейтцман. В конце 1942 - начале 1943 г корабль находился на очередном профилактическом ремонте на заводе "Дойче Верке" в Киле, а 4 марта 1943 г его перевели в Либаву (Лиепаю), где "Лейпциг" был выведен в резерв.

После 5-месячного бездействия в медленно протекавшем ремонте, корабль, вновь вошел в строй 1-го августа, теперь - под командованием капитана цур зее Хюльземанна. Весь август и сентябрь крейсер проходил послеремонтные испытания механизмов и оружия. Фактически к регулярной службе "Лейпциг" приступил только в октябре. Затем вновь потянулись будни учебы и подготовки специалистов. В январе 1944 г последовал очередной ремонт на заводе "Дойче Верке" в. Готенхафене, в ходе которого особо тщательному осмотру подверглась артиллерия главного калибра, стволы которой уже однажды были сменены. За ремонтом прошли обычные испытания, и только в марте "Лейпциг" вновь стал полноправным членом "учебной команды". К концу года крейсер находился все в той же роли, только сменив командира (им с 26 августа 1944 г стал капитан цур зее Шпорель).

Мощное наступление Советской Армии, заставило зашевелиться все мало-мальски боеспособные корабли. Но вновь в числе участников обстрела побережья "Лейпциг" не оказалось. Для него нашлась, казалось бы, более спокойная задача: усилить минные заграждения в Датских проливах, поскольку Верховное командование ожидало высадки союзников на Ютландском полуострове. Для окончательной "доводки" пришлось поставить крейсер в док, и он был готов к действиям только 14 октября. На следующий день он вышел из Готенхафена и взял курс на Свинемюнде, где следовало принять мины и следовать затем в Скагеррак, подальше от Восточного фронта.

Все же "Лейпциг" пал жертвой советского наступления, пусть даже и косвенной. В это же время к Готенхафену подходил тяжелый крейсер Принц Ойген , возвращавшийся с четырехдневного обстрела позиций в районе Риги. В районе господствовал густой туман, а осенний вечер делал видимость практически нулевой. В 20:01 легкий крейсер внезапно оказался прямо под форштевнем Принц Ойген . Попытка 18-тысячетонной махины дать задний ход и отвернуть оказалась бесполезной. "Лейпциг" получил удар почти под углом 35 градусов в середину корпуса между мостиком и трубой. Если массивный и прочно построенный Принц Ойген отделался погнутым форштевнем, то положение его "младшего брата" оказалось просто трагическим. Легкий крейсер спасло странное обстоятельство: нос Принц Ойген настолько плотно вошел в сделанную им пробоину, что корабли оказались как бы "слепленными" друг с другом, и поступление воды через огромную "рану" на какое-то время оставалось ограниченным. Тем не менее, оба передних котельных отделения (N2 и N3) заполнились водой, которая постепенно стала распространяться в нос и в корму. Крейсер принял свыше 1600 т, а вся его энергетика полностью вышла из строя. Повреждения удивительно напоминали полученные от торпеды "Сэмона" 5 годами ранее, только на этот раз более искореженной выглядела верхняя палуба. 11 человек погибло при столкновении, еще 6 пропало без вести, а 31 получили ранения.

Теперь следовало расцепить корабли. В район происшествия, находившийся всего в 2,5 милях от полуострова Хела, быстро прибыли мощные буксиры, которые, однако, долго не могли выполнить свою задачу. Первоначально предлагалось даже, чтобы тяжелый крейсер толкал перед, собой "жертву", выбросив ее таким образом на отмель полуострова! В конце концов Принц Ойген все же выручил: пока все буксиры и спасательные суда удерживали "Лейпциг", он дал полный задний ход и освободил свой нос. Эти "хирургические упражнения" окончились только в 14:30 следующего дня.

Несчастный "Лейпциг" все это время не мог дать ход, поскольку с 1939 г имел только два котельных отделения, теперь оба затопленные, а дизели запустить не удалось. Правда, его плавучести ничего не угрожало, и изуродованный крейсер в эскорте спасательных судов был отбуксирован в Готенхафен. Обычно двухчасовое путешествие заняло теперь полтора дня и закончилось только поздно вечером 17-го октября.

Судьба крейсера по сути дела была решена. Прибывшая в Готенхафен комиссия и вице-адмирал Мендсен-Болькен однозначно определили, что полный ремонт малоценной боевой единицы в тяжелых условиях Восточной Пруссии не имеет смысла. Пробоину, имевшую размер 10х10 м, заделали, а вдоль корпуса по ватерлинии наварили мощные полые металлические брусья, чтобы легко построенный "Лейпциг" не развалился на стоянке. 16 ноября 1944 г его вывели из состава действующего флота и низвели до уровня плавучей казармы. В декабре корабль оказался в огромном 70000-тонном плавучем доке. Его команду растащили по кораблям и фронтам. Бывший крейсер все же предполагали вновь ввести в строй где-то в августе 1945 г, но война диктовала свои условия. Кое-какие работы в доке велись; удалось даже завезти 4 новых котла (все котлы "Лейпциг" полностью вышли из строя при столкновении), однако казалось, что увести корпус из-под ударов Советской Армии просто нереально. Было решено использовать его в качестве стационарной батареи. На борт вновь приняли боезапас, и приступили к укреплению дна гавани (командование порта опасалось, что крейсер может перевернуться при попадании авиабомб). Тем не менее, уцелевший после стольких неприятностей "Лейпциг" вновь продемонстрировал свою "волю к жизни". Добросовестно отстреляв по подходившим к городу войскам с 16 по 28 февраля, он вышел-таки из порта 28-го буквально под носом советских танков, едва двигаясь под дизелями. Путь крейсера лежал в небольшой датский залив Абенраа к северу от Фленсбурга. Там его и застала капитуляция Германии.

Наполовину разрушенный корабль не интересовал союзников в качестве возможного трофея, и в том же году его отбуксировали сначала в Киль, а затем в Вильгельмсхафен. Там он благополучно ржавел до пета 1946 г, когда в соответствии со статьей 7 Потсдамского соглашения его полагалось либо разобрать, либо затопить в открытом море.

16декабря 1946 г. в 11:00 подрывные заряды отправили многострадальный "Лейпциг" на дно в точке к юго-западу от Фарзунда (южная Норвегия). Предварительно крейсер был нашпигован устаревшим химическим оружием.

За свою относительно недолгую для крейсера боевую службу (чуть более 13 лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году службы был переведён в разряд учебных кораблей. Фактически крейсер оказался ненужным во время Второй мировой войны, а появление подобных кораблей в немецком флоте можно объяснить инерцией мышления тогдашних флотоводцев, прошедших Первую мировую войну

Лёгкий крейсер «Лейпциг» вместе с крейсером «Нюрнберг» принадлежали к серии германских крейсеров типа «Е», представлявшей собой следующий этап развития крейсеров серии «К» – эталонных боевых кораблей середины 1920-х годов. Крейсер, получивший литерное обозначение Kreuzer «E» и условное название «Ersatz Amasone» (нем. – «замена «Амазонки»), обусловленное политическими целями (Германия старалась представить постройку нового корабля как замену крейсера «Амазонка», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля (по другим данным – 14 апреля) 1928 года. 18 октября 1929 года (в очередную годовщину Битвы народов под Лейпцигом) крейсер спустили на воду и назвали «Лейпцигом»

Спуск крейсера «Лейпциг» на воду, 18 октября 1929 года
Источник:
vetrabotnik.narod.ru

Технические характеристики

В ходе своей относительно непродолжительной службы крейсер неоднократно модернизировался, что привело к разнице в данных о его тактико-технических характеристиках в различных источниках. Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:

Силовая установка крейсера существенно отличалась от устанавливавшихся на предыдущих крейсерах. Корабль был спроектирован трёхвальным и имел две силовые установки: основную и установку экономичного хода. Основная силовая установка состояла из двух турбин суммарной мощностью 60 000 л.с. и шести котлов. Установка экономичного хода носила экспериментальный характер (в её составе впервые в истории немецкого кораблестроения были использованы дизельные двигатели), состояла из четырёх дизелей MAN суммарной мощностью 12 600 л.с. и была смонтирована на среднем валу (при подключении турбин средний вал разобщался с дизелями). Силовые установки обеспечивали «Лейпцигу» максимальную скорость хода в 32 узла или экономичную скорость в 16,5 узлов.

Данные о дальности хода корабля и численности его экипажа довольно противоречивы. Вероятнее всего, приводимые данные относятся к различным периодам службы корабля.


Схема крейсера «Лейпциг»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Система броневой защиты крейсера «Лейпциг» существенно отличалась от систем защиты его предшественников. При проектировании крейсера конструкторы вернулись к так называемой системе «пояс+скос». Главный броневой пояс имел угол наклона 18 градусов, с заметным уменьшением толщины брони от середины пояса к корме и носу. Броневая палуба в середине корабля была плоской, а к бортам закруглялась и соприкасалась с нижней кромкой пояса. Протяжённость броневой цитадели составляла около 70% от общей длины корабля, при этом на крейсере «Лейпциг» впервые была применена улучшенная броня марки Wh. Данные о толщине брони в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также несколько разнятся:

Источники времён войны вообще имели тенденцию к завышению толщины брони главного пояса и занижению толщины брони башен и боевых рубок. Можно предположить, что подобная тенденция могла быть результатом дезинформации со стороны немецкой разведки.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано прогрессивным способом и состояло из артиллерии главного калибра, размещённой в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения «Лейпцига» в различных источниках практически идентичны. Артиллерия главного калибра состояла из девяти орудий калибра 150 мм (длина ствола – 55 калибров, дальность стрельбы – 120 кабельтовых, масса снаряда – 45,3 кг, скорострельность – 10 выстрелов в минуту), установленных в трёх трёхорудийных башнях, одна из которых располагалась на носу, а две – на корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями. В процессе эксплуатации состав зенитного артиллерийского вооружения «Лейпцига» неоднократно изменялся. Первоначально на крейсере были установлены четыре одинарных зенитных орудия калибра 88 мм. Однако опыт их эксплуатации и развитие авиации потребовали усиления ПВО. В 1936 году на «Лейпциге» установили 88-мм орудия системы С32 – первоначально смонтировали две, а затем добавили ещё одну двухорудийную установку. На аналогичном крейсере «Нюрнберг» установили четыре двухорудийные установки, что приводит к ошибочному указанию рядом источников восьми орудий калибра 88 мм в составе вооружения «Лейпцига». В результате модернизаций зенитная артиллерия крейсера стала состоять из шести универсальных орудий калибра 88 мм (длина ствола – 76 калибров, дальность стрельбы – 94 кабельтовых, масса снаряда – 9 кг), восьми зенитных автоматов (четыре спаренных установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и четырёх зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия (расположенные треугольником в кормовой части) и зенитные автоматы (располагались по периметру) обеспечивали практически круговой перекрёстный огонь, при этом единственной уязвимой зоной был нос корабля, но воздушная атака из этой зоны считалась маловероятной. Летом 1943 года на крейсере была установлена радиолокационная станция FuMO-22.


Крейсер «Лейпциг»
Источник: wunderwaffe.narod.ru

Минно-торпедное вооружение

Первоначально «Лейпциг» вооружили двенадцатью 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных установки, по две на каждый борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппаратов. Однако последующий боевой опыт немецких кораблей показал, что острой необходимости в подобном вооружении нет. В марте 1941 года с крейсера сняли два трёхтрубных торпедных аппарата и установили их на линкоре «Гнейзенау», а к 1944 году демонтировали и оставшиеся два аппарата. Лёгкие крейсеры изначально рассматривались немецкими адмиралами как универсальные корабли, поэтому для использования «Лейпцига» в качестве минного заградителя была предусмотрена возможность принятия на борт 120 мин.

Авиация

В 30-х годах в ВМС ведущих стран мира существовала мода на морские самолёты-корректировщики. Не миновала эта мода и Германию: после отмены ограничений Версальского договора в стране усиленно создавалась военная авиация, поэтому в декабре 1935 года «Лейпциг» получил авиационное вооружение, состоявшее из катапульты и крана для подъёма самолётов, располагавшихся около дымовой трубы. По штату авиагруппа корабля включала два гидросамолёта. Сначала на крейсере базировались бипланы Не-60С, а затем на вооружение крейсера поступили гидросамолёты Ar-196.


Крейсер «Лейпциг», 1936 год. На крейсер уже установлен гидросамолёт
Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Боевая служба

Испытания «Лейпцига» начались 8 октября 1931 года и проводились в Северном и Балтийском морях. В целом они прошли успешно, и 18 декабря крейсер вернулся на «родную» верфь для устранения замечаний приёмной комиссии. К 12 февраля 1932 года работы были завершены, корабль прошёл испытания и приступил к боевой подготовке. 18 августа того же года крейсер зачислили в состав разведывательных сил флота. В мирное время «Лейпциг» как символ возрождающегося немецкого военно-морского флота участвовал в торжествах по случаю памятных дат и спусков на воду новых кораблей, а также занимался демонстрацией флага, посещая иностранные порты.

Особняком стоит участие крейсера в гражданской войне в Испании. В ходе войны крейсеры «Лейпциг» и «Кёльн», сменяя друг друга, несли патрульную службу у побережья Испании, обеспечивая контроль транспортных потоков, сопровождая суда, следовавшие в порты франкистов, а также собирая информацию о судах, следующих в порты, контролируемые республиканцами. 15 и 18 июня 1937 года крейсер «Лейпциг» был атакован неизвестными подводными лодками. Большинство историков считают, что эти атаки были проведены подводной лодкой испанских республиканцев – возможно, под руководством советского специалиста. Упоминание этого факта в советских источниках отсутствует, что подтверждает вероятность случайной атаки крейсера подводной лодкой франкистов или итальянцев. В результате этой атаки крейсер повреждений не получил. В процессе эксплуатации «Лейпцига» командование кригсмарине столкнулось с невозможностью использовать его по прямому назначению. Использование крейсера в качестве разведчика для эскадры было невозможно по причине отсутствия самой эскадры. Атаки же вражеских океанских конвоев, как показал опыт Первой мировой войны, не представлялись возможными без наличия военно-морских баз за рубежом, поэтому использование крейсера для атак на океанские конвои исключалось. Весь 1938 год экипаж крейсера провёл, отрабатывая навыки по выполнению альтернативных боевых задач, таких как постановка мин и использование корабля в качестве базы для эскадренных миноносцев (производились опыты по перегрузке топлива в открытом море).


Крейсер «Лейпциг», 1939 год
Источник: Роберт Джексон «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

23 марта 1939 года «Лейпциг» в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии города Мемеля (ныне Клайпеда), в ходе Польской кампании участвовал в блокаде побережья Польши, а в ночь с 19 на 20 сентября 1939 года – был флагманом миннозаградительного соединения, устанавливавшего заграждение «Марта-4» (часть оборонительного минного заграждения Westwall («Западный вал»), прикрывавшего подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии).

В период с 18 ноября по 13 декабря 1939 года крейсер «Лейпциг» являлся флагманом соединения разведывательных сил, которое сначала прикрывало уход шедших в Атлантику линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а с 22 ноября приступило к поиску вражеских и нейтральных судов с контрабандой – сначала в Северном море, а затем и в Балтийских проливах.

13 декабря 1939 года в 11 ч 25 мин крейсер был торпедирован британской подводной лодкой «Сэлмон». Взрыв прогремел около 89-го шпангоута, в результате чего корпус получил пробоину – 13 метров в длину и 5–6 метров в высоту, что привело к затоплению котельных отделений №2 и №1. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. «Лейпциг» стоял с креном в 8 градусов на левый борт, его положение было критическим (корабль принял 1700 тонн воды), но не безнадёжным (из-за удачного деления корпуса на отсеки). В 12 ч 25 мин команде корабля удалось запустить дизель, и повреждённый крейсер пошёл на базу Свинемюнде. 14 декабря в 12 ч 30 мин «Лейпциг» и его охранение было атаковано британской подводной лодкой «Урсула» – с лодки был произведён четырёхторпедный залп. Сам крейсер не пострадал, но одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль F-9.

После ремонта, в связи с невозможностью использования «Лейпцига» по прямому назначению, 27 февраля 1940 года его исключили из списков флота, но практически сразу приняли решение восстановить его в составе кригсмарине как учебный крейсер. С «Лейпцига» сняли 4 котла (вместо них оборудовали кубрики для курсантов), поэтому скорость хода корабля упала до 24 (по другим данным, до 14) узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» вернулся в состав флота и был приписан к артиллерийской и торпедной школам. В апреле 1941 года он привлекался для проведения боевой подготовки линкора «Бисмарк» : участвовал в учениях и артиллерийских стрельбах.

Использование крейсера в Норвежской кампании свелось к его кратковременному участию в переброске войск второго эшелона в уже захваченный Осло в период с 11 июня по 7 июля 1940 года.

В сентябре 1941 года крейсер был включён в состав немецкого Балтийского флота, предназначенного для предотвращения прорыва советских кораблей в нейтральную Швецию. Учитывая низкую скорость корабля, его, скорее всего, предполагалось использовать в качестве плавучей батареи для прикрытия минных заграждений. В дальнейшем «Лейпциг» вместе с крейсером «Эмден», 8-й флотилией эсминцев и 2-й флотилией миноносцев был привлечён к артиллерийской поддержке немецких войск, ведущих бои на Моонзундских островах. Участие крейсера в боях за Моонзундские острова свелось к двум эпизодам: обстрелам 26 и 27 сентября 1941 года позиций советских войск на полуострове Сырвесяар (Сворбе) острова Сааремаа (Эзель). 26 сентября в 6 часов утра немецкие корабли (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) впервые обстреляли позиции советских войск и береговую батарею №315. Из-за плохой видимости самолёт-корректировщик использовался только для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие корабли отошли (крейсер «Лейпциг» израсходовал 377 снарядов). Данные об ответном огне батареи №315 отсутствуют. Более драматичным и результативным оказался бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу.

Этот бой, не имевший для кригсмарине большого значения, является одним из наиболее крупных боевых столкновений советской береговой обороны с военными кораблями противника за всю историю её существования. Благодаря этому ход боя описан весьма авторитетными источниками – в частности, такими как:

  • Ю. Чернов «Война погасила маяки»;
  • А. И. Матвеев «В боях за Моонзунд»;
  • С. И. Кабанов «На дальних подступах».

Несмотря на кажущееся обилие информации, история боя в бухте Лыу содержит в себе целый ряд загадок.

Силы сторон

Германия

Первой загадкой боя является состав немецких сил – как это ни странно, но все советские источники называют различный состав немецкой эскадры, участвовавшей в бою:

  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): крейсер и 6 эскадренных миноносцев;
  • А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два больших торпедных катера»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): вспомогательный крейсер и 6 эсминцев.

Вспомогательный крейсер, упомянутый в книге А. И. Матвеева «В боях за Моонзунд», – это однозначно «Лейпциг», уже официально ставший к тому времени учебным кораблём. С составом же кораблей эскорта ситуация выглядит неоднозначно. Все советские источники говорят о наличии шести эскадренных миноносцев (миноносцы типа «Леберехт Маас» в немецкой номенклатуре обозначаются как «эсминцы типа «1934», так что у Матвеева явная ошибка), что полностью противоречит немецким данным. По немецким данным в состав Балтийского флота кригсмарине в сентябре 1941 года входили: 8-я флотилия эсминцев (эсминцы Z-25, Z-26 и Z-27 типа «1936А») и 2-я флотилия миноносцев (миноносцы Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935»). Вероятнее всего, с немецкой стороны в бою участвовали крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А» водоизмещением 3079 тонн, пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935») водоизмещением 844 тонны и, возможно, два торпедных катера типа «S-26» водоизмещением 112 тонн.

СССР

Советская береговая оборона в районе бухты Лыу состояла из 315-й батареи (командир – капитан Стебель) и батареи 25-А (командир – старший лейтенант Букоткин). Если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была типичным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие (в перспективе планировалась установка ещё двух орудий). Кроме артиллерии советское командование располагало четырьмя торпедными катерами (№67, №83, №111 и №164 под командой лейтенантов Б. П. Ущева, Н. П. Кременского, А. И. Афанасьева и В. Д. Налётова) под общим руководством старшего лейтенанта В. П. Гуманенко.


Крейсер "Принц Вильгельм"
Германский океанский лайнер, в годы Первой мировой войны использовавшийся в качестве вспомогательного крейсера. Потопил 11 судов противника общим тоннажем 33 423 брт. Назван в честь принца Прусского Вильгельма Эйтеля Фридриха Кристиана Карла. В 1915 году интернирован в США, в апреле 1917 года переоборудован в войсковой транспорт и переименован в USS DeKalb. После войны вернулся к мирной службе под именем Mount Clay. Пущен на слом в 1934 году.

Крейсер "Манц"

Легкий крейсер “Дрезден”
одоизмещение 3800 т, мощность паровых турбин 15000 л. с. скорость 27 узл. Длина между перпендикулярами 111 м, ширина 13,5, среднее углубление 4,85 м.Бронирование: палуба 51 мм.Вооружение: 10 - 105 мм, 4 - 57-мм орудия, 2 торпедных аппарата. Всего построено два: "Дрезден" и "Эмден".

Крейсер "Кельн"
немецкий легкий крейсер служивший до и во время Второй Мировой войны, один из трёх крейсеров К-класса, названных по названиям городов на букву «К». Корабль назван по городу Кёльн (Cologne). Другие корабли были Кёнигсберг и Карлсруе. Крейсера К-класса проектировались в 1920-е годы, в рамках 6000 тонного лимита водоизмещения по Версальским соглашениям. Для этого при постройке широко применялись сварные соединения (85 %) вместо заклёпочных. Это вызывало проблемы с усталостью соединений в долговременной перспективе, так как сварные оказались не настолько прочными, как предполагалось.

Легкий крейсер “Карлсруэ”
Водоизмещение 4800 т. мощность паровых турбин 26 000 л. с., скорость 27 узл. Длина между перпендикулярами 139 м, ширина 13,7, среднее углубление 5,4 м.Бронирование: пояс 63 мм, палуба 19 мм. Вооружение: 12 - 105-мм орудий, 2 торпедных аппарата. Всего построено два: "Карлсруэ" и "Росток".

Легкий крейсер "Росток"

Легкий крейсер "Лейпциг"

Линейный крейсер "Страсбург"

Легкий крейсер “Франкфурт”

Линейный крейсер "Мольтке"
Построен Blohm & Voss, Гамбург 7.4.10/7.4.10/30.9.1911 затоплен 21.6.1919 в Скапа-Флоу
22979/25400 т, 186,5х29,5х8,77 м. паровые турбины - 2, 24 паровых котлов, 85720 л.с. = 28,4 уз., 3100 т угля. Броня: пояс до 270 мм, башни до 230 мм, барбеты до 265 мм, рубка носовая до 350 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм. Экипаж 1053 чел. Вооружение: 10 - 280 мм/50, 12 - 150 мм/45, 12 - 88 мм/45, 4 - 88 мм/45 зенитных орудий, 4 торпедных аппарата 500 мм подв.

Линейный крейсер "Гебен"
Построен Blohm & Voss, Гамбург 28.8.09/28.3.11/2.7.1912 искл. 1964
22979/25400 т, 186,5х29,5х8,77 м. паровые турбины - 2, 24 паровых котлов, 85720 л.с. = 28,4 уз., 3100 т угля. Броня: пояс до 270 мм, башни до 230 мм, барбеты до 265 мм, рубка носовая до 350 мм, кормовая до 200 мм, казематы 150 мм, палубы 50 мм. экипаж 1053 чел. Вооружение: 10 - 280 мм/50, 12 - 150 мм/45, 12 - 88 мм/45, 4 - 88 мм/45 зенитных орудий, 4 торпедных аппарата 500 мм подв. Вскоре после вступления в строй “Гебен” вошел в состав Средиземноморской эскадры, которую образовал вместе с легким крейсером “Бреслау”. С началом боевых действий был вынужден войти в Дарданеллы. По соглашению с турецким правительством стал флагманским кораблем турецкого флота, сохраняя немецкий экипаж. 2.11.1918 был интернирован Турцией. В 1926-1930 гг.- ремонт в Сен-Назере, после чего назывался “Явуз Селим”. С 1936 г. - “Явуз”. С 1948 г. стационер в Измире. В 1973 г. продан на слом.


Броненосный крейсер "Кайзерин"

Броненосный крейсер "Блюхер"
Построен Kaiserl. Werft, Хафен 1907/11.4.08/1. 10.1909 погиб 24.1.1915.
15842/17500 т, 161,8х24,5х8,84 м. паровые машины - 3, 18 паровых котлов, 38320 л.с. = 25,4 уз., 2510 т угля. Броня: пояс до 180 мм, башни до 180 мм, казематы 140 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 140 мм, палуба до 70 мм. экипаж 853 чел. Вооружение: 12 - 210 мм/45, 8 - 150 мм/45, 16 - 88 мм/45, 4 - 450 мм торпедных аппаратов подв. Крейсер представлял собой облегченный вариант германского дредноута “Нассау”, но вооруженный 210-мм орудиями. Ввиду слабости вооружения не мог считаться линейным крейсером. С 1911 г. использовался как учебный артиллерийский корабль. С 1914 г. вошел в состав Флота Открытого моря. Участвовал в набеговых операциях германских крейсерских сил на побережье Великобритании. Во время одной из таких операций 24 января 1915 г. был потоплен артиллерийским огнем английских линейных крейсеров.


Линейный крейсер "Зейдлиц"
Линейный крейсер строился по программе 1910-1911 гг. на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург), которая также изготавливала его машинную установку. 4 февраля 1911 г. на верфи "Блом унд Фосс" закладкой киля вновь строящегося линейного крейсера "Т" началась биография корабля, наиболее известного среди всех крупных кораблей кайзеровского флота. Его водоизмещение составляло: нормальное 24 988 т, полное 28 550 т, что на 2 000 т больше, чем у "Мольтке". Conway приводит соответственно 24 594 т и 28 510 т. Длина корабля: полная 200,6 м, между перпендикулярами 200 м (на 14 м длиннее, чем у "Мольтке"). Ширина составляла 28,5 м (на 1 м уже, чем у "Мольтке"). Максимальная ширина с учетом уложенных вдоль бортов выстрелов противоторпедной сети 28,8 м.
В качестве рядового корабля 1-й разведывательной группы "Зейдлиц" принимал участие в ее последующих учениях в составе группы, пока 23 июня 1914 г. ее командующий контр-адмирал Хиппер не перенес на него свой флаг с "Мольтке". С тех пор почти весь период первой мировой войны, за исключением коротких перерывов, "Зейдлиц" был флагманским кораблем до 26 октября 1917 г., когда линейный крейсер "Гинденбург" вступил в строй (хотя флагманским кораблем в Ютландском бою был "Лютцов"). В июле 1914 г. "Зейдлиц" принял участие в походе флота Открытого моря в Норвегию, который пришлось прервать из-за опасности возникновения войны. Его частично разобрали в Лайнессе в 1927, затем в мае 1928 г. отбуксировали в Розайт и там до 1930 г. окончательно разобрали на металл.

Канонерская лодка "Блиц"

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.