Морфология и физиология сельскохозяйственных животных. Происхождение сельскохозяйственных животных Что изучает биология сельхоз животных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Томский сельскохозяйственный институт-филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Новосибирский государственный аграрный университет"

Агротехнологический факультет

Контрольная работа

по теме: "Морфология и физиология сельскохозяйственных животных"

Выполнила: студентка группы 410/1

2 курса №Т 09

Направление: "Технология ППСХТ"

Науменко И.Н.

Томск - 2013

Особенности дробления и ранних стадий развития млекопитающих. Роль трофобласта в питани и зародыша

Эмбриональное развитие разных групп млекопитающих протекает неодинаково. У низших, яйцекладущих, форм развитие происходит за счёт запасов яйца. У высших же, плацентарных, животных, у которых развитие зародыша совершается в теле матери, исчезли некоторые черты приспособления к развитию во внешней, неводной среде, но появились черты приспособления к развитию в утробе матери, в частности к получению питания из материнского организма (через плаценту).

Дробление. У разных животных время, которое проходит от оплодотворения до начала дробления, и продолжительность дробления различны. Поданным Г.А. Шмидта, процесс дробления зиготы крупного рогатого скота длится восемь дней, из них четыре дня-в яйцеводе и четыре дня - в матке. У яйцекладущих, как и у птиц, дробление частично меробластшеасоедискоидальное. У сумчатых плацентарных млекопитающих дробление полное (голобластическое). Однако родство с животными, имеющими телолецитальньге яйцеклетки и меробластический тип дробления, наложило отпечаток и на процесс дробления и на последующее развитие, которое у плацентарных млекопитающих протекает иначе, чем у ланцетника, имеющего тоже изолецитальную яйцеклетку. так, во-первых, в отличие от ланцетника полное дробление у млекопитающих несколько неравномерно и несинхронно. В результате, как и при меробластическом дроблении у птиц, образуются бластомеры различной величины, и в увеличении числа бластомеров не наблюдается той правильности, которая присуща ланцетнику. Во-вторых, особенность развития млекопитающих заключается в раннем обособлении зародышевого материала от внезародышевого. В процессе дробления образуются бластомеры двух типов: мелкие, светлые и более крупные, темные. Мелкие и светлые бластомеры располагаются снаружи и, обрастая более крупные и темные бластомеры, дают начало трофобласту (trophe - пища, blastos - зародыш, зачаток), который в дальнейшем не участвует в построении тела зародыша, а, вступая в контакт со слизистой оболочкой матки, служит лишь для снабжения зародыша питательным материалом. Крупные и темные клетки образуют эмбриобласт, за счет его формируется тело зародыша и позже возникающие внезародышевые органы. Таким образом, на ранней стадии зародыш имеет вид вначале плотного, а затем полого шара, часть клеток которого не участвует в дальнейшем построении тела зародыша.

Какие ткани входят в состав кости как о ргана? Развитие трубчатой кости

Кость (os) - это орган, являющийся компонентом системы органов опоры и движения, имеющий типичную форму и строение, характерную архитектонику сосудов и нервов, построенный преимущественно из костной ткани, покрытый снаружи надкостницей (periosteum) и содержащий внутри костный мозг (medulla osseum). В состав каждой кости входят несколько тканей, находящихся в определенных соотношениях, но, безусловно, основной является пластинчатая костная ткань. Кости покрыты плотной соединительной тканью - надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Рассмотрим ее строение на примере диафиза длинной трубчатой кости. Основную часть диафиза трубчатой кости, расположенную между наружными и внутренними окружающими пластинками, составляют остеоны и вставочные пластинки (остаточные остеоны). Остеон, или гаверсова система, является структурно-функциональной единицей кости. Остеоны можно рассмотреть на шлифах или гистологических препаратах.

Рис. Внутреннее строение кости: 1 - костная ткань; 2 - остеон (реконструкция); 3 - продольный срез остеона

Остеон представлен концентрически расположенными костными пластинками (гаверсовыми), которые в виде цилиндров разного диаметра, вложенных друг в друга, окружают гаверсов канал. В последнем проходят кровеносные сосуды и нервы. Остеоны большей частью располагаются параллельно длиннику кости, многократно анастомозируя между собой. Количество остеонов индивидуально для каждой кости, у бедренной кости оно составляет 1,8 на 1 мм 2 . При этом на долю гаверсова канала приходится 0,2-0,3 мм 2 . Между остеонами располагаются вставочные, или промежуточные, пластинки, которые идут во всех направлениях. Вставочные пластинки представляют собой оставшиеся части подвергшихся разрушению старых остеонов. В костях постоянно происходят процессы новообразования и разрушения остеонов. Снаружи кость окружают несколько слоев генеральных, или общих, пластинок, которые располагаются непосредственно под надкостницей (периостом). Через них проходят прободающие каналы (фолькмановские), которые содержат кровеносные сосуды того же названия. На границе с костномозговой полостью в трубчатых костях находится слой внутренних окружающих пластинок. Они пронизаны многочисленными каналами, расширяющимися в ячейки. Костномозговая полость выстлана эндостом, который представляет собой тонкий соединительнотканный слой, включающий уплощенные неактивные остеогенные клетки.

Строение вымени коровы. Какие изменения происходят в молочной железе в период лактации, запуска и сухостоя?

Вымя-uber-крупного рогатого скота простое, расположено в лонной области между бедрами. Снаружи вымя одето кожей, которая у животных, содержащихся на холоде, покрыта волосами. Каудальная поверхность вымени с ясно выступающими отвесными складками кожи и заметными линейными потоками волос называется молочным зеркалом. Под кожей вымени располагается поверхностная фасция (рис. 169), а под ней-глубокая фасция вымени (3), являющаяся продолжением желтой брюшной фасции. Глубокая фасция, отдавая на середине вымени два эластических листка, идущих от белой линии живота к основанию вымени, разделяет вымя на правую и левую половины и поддерживает его. Эти листки глубокой фасции составляют подвешивающую связку вымени (4). Поперечно, между сосками, вымя разделяется условно на переднюю и заднюю половины, то есть имеет четыре четверти, нерезко разграниченные между собой. Каждая четверть вымени имеет свои выводные протоки (7) и отдельный сосок. Иногда бывает шесть сосков. Чаще добавочные соски встречаются на задней половине вымени. Эти соски иногда функционируют. Железистая часть вымени - паренхима (9) построена по типу сложной альвеолярно-трубчатой железы и одета собственной соединительнотканной капсулой со скоплением жировых клеток и эластических волокон. От капсулы внутрьвымени направляется ряд пластинок и тяжей, разделяя его на отдельные железистые участки-дольки вымени. От междольковых соединительнотканных пластинок внутрь дольки идут нежные пучки, оплетающие конечные трубочки и альвеолы, или альвеолотрубки железы. Соединительнотканный остов вымениназывается стромой или интерстицией. По ней проходят сосуды и нервы внутрь железы.

Рис. 169. Строение вымени коровье Л - общая схема вымени в разрезе; Б - концевой отдел железы; В - крупный выводной кроток; 1-кожа; 2 - поверхностная фасция; 3-глубокая фасция; 4 - подвешивающая связка; 5-стро-ма; 6 - концевые отделы; 7 - мелкие выводные протоки; 8 - молочные ходы; 9 -- паренхима; 10 - молочная цистерна; //-сосковый проток; 12 - гладкие мышечные клетки вокруг соска; 13-кольцевые мышцы, образующие сфинктер соскового канала; 14 - пучки гладких мышц, сопровождающие крупные выводные каналы; 15 - миоэпителий, окружающий концевые отделы и выводные протоки; 16 - нервы; 16а - нервные окончания; 17 - артерия и ее ветвь, оплетающая концевой отдел железы; 18 - вена вымени; 18а - венозное сплетение соска; 19 - элементы молока; 20 - миоэпителий; 21 - эпителий выводного протока

Из альвеолотрубок (6) молоко переходит в тончайшие выводные протоки, выстланные однослойным кубическим эпителием, которые, соединяясь между собой, образуют видимые простым глазом молочные каналы (протоки), соединяющиеся в молочные ходы (в них эпителий становится двухслойным), которые, расширяясь около основания соска, открываются в полость - молочную цистерну (10). Выводные протоки и концевые отделы молочной железы густо оплетаются сетью кровеносных капилляров (17, 18а) и нервными окончаниями (16а). Сосок имеет молочную цистерну (10) и сосковый проток (11). Внутренний слой стенки молочной цистерны - слизистая оболочка - состоит из двухслойного призматического эпителия, слоя миоэпителия и собственной оболочки, снаружи от нее находятся пучки гладких мышечных волокон. Слизистая оболочка молочной цистерны образует много продольных складок, расправляющихся при наполнении цистерны молоком. Нижний конец молочной цистерны суживается и переходит в короткий сосковый проток (11), стенки его выстланы плоским многослойным эпителием. Гладкая мускулатура соска состоит из четырех слоев (12): продольного (глубокого), кольцевого, смешанного и радиального (поверхностного). Кольцевой слой, сильно развиваясь вокруг соскового канала, образует сфинктер соска (13).

Снаружи сосок одет кожей, в нем нет ни сальных, ни потовых желез, ни волос, но имеется большое количество нервных окончаний (16а).

Лактационный период - время, в течение которого молочная железа синтезирует и выделяет молоко. У животных он находится в обратной пропорциональности с продолжительностью беременности: чем длительнее беременность, тем короче лактация, и наоборот. Американский опоссум, например, вынашивает плод всего 11 дней, а кормит детенышей молоком длительный срок, превышающий срок беременности в 6 раз, тол есть 60 и более дней. Утконос насиживает яйца в течение 13-14 дней, а вскармливает молоком свой выводок в течение 3-4 месяцев. В том случае, если беременность продолжительна, рождаются детеныши, приспособленные вскоре после рождения наряду с молоком использовать и другие корма. Так, морские свинки вынашивают плод 2 месяца, а кормят его молоком всего 10-12 дней, у тюленя при продолжительности беременности 275 дней период молочного вскармливания составляет всего 14-17 дней.

Сухостойный период необходим для восстановления запаса питательных веществ в организме коров, подготовки их к отелу, создания необходимых предпосылок для получения высокой молочной продуктивности в следующую лактацию и своевременного проявления воспроизводительной функции. При несвоевременном запуске коров задерживается не только рост и развитие плода, но снижается надой в следующую лактацию. Если у коров не было сухостойного периода, то надой в следующую актацию уменьшится на 40 %. Продолжительность сухостойного периода - 45-60 дней. Животные за время пребывания в цехе сухостойных коров должны обеспечить прирост 40-50 кг живой массы, а животные средней и нижесредней упитанности - на 10-15 % выше. Но ожирение коров допускать нельзя, так как при этом ослабляется здоровье телят, снижаются надои и оплодотворяемость их после отела.

Запуск коров. Прекращение доения коровы перед отелом. Необходим для подготовки коровы к отелу, получения здорового приплода и высоких удоев в последующую лактацию Животные с низкой продуктивностью имеют укороченный период лактации и легко самозапускаются. Коров с высокими удоями запускают в зависимости от состояния здоровья, упитанности и молочной продуктивности за 45-60 сут. до отела. Запуск проводится постепенно: особей с суточным удоем к концу лактации 2-4 кг - в течение 2-3 сут., 6-8 кг и 3-5 сут., 15-20 кг и 8-12 сут. Для прекращения образования молока в вымени снижают уровень кормления (из рациона исключаются концентраты и сочные корма), ограничивают поение, изменяют условия содержания, кратность и время доения.

Опишите кости голени, заплюсневый суст ав и мышцы, действующие на него

Большеберцовая кость . Большеберцовая кость на верхнем своем конце расширяется, образуя медиальный и латеральный мыщелки. На мыщелках сверху находятся суставные поверхности, которые служат для сочленения с мыщелками бедра;

Между ними расположено межмыщелковое возвышение. Снаружи на латеральном мыщелке имеется суставная поверхность для сочленения с головкой малоберцовой кости. Тело большеберцовой кости похоже на трехгранную призму, основание которой обращено кзади; оно имеет три поверхности соответственно трем сторонам призмы: внутреннюю, наружную и заднюю. Между внутренней и наружной поверхностями острый передний край. В верхнем своем отделе он переходит в хорошо выраженную бугристость большеберцовой кости, которая служит для прикрепления сухожилия четырехглавой мышцы бедра. На задней поверхности кости находится шереховатая линия камбаловидной мышцы. Нижний конец большеберцовой кости расширяется и на внутренней стороне имеет направленный книзу выступ - медиальную лодыжку. На дистальном эпифизе большеберцовой кости находится нижняя суставная поверхность, служащая для сочленения с таранной костью.

Малоберцовая кость . Малоберцовая кость длинна, тонка и расположена латерально. В верхнем конце она имеет утолщение, головку, сочленяющуюся с большеберцовой костью, в нижнем - также утолщение, латеральную лодыжку. Как головка, так и лодыжка малоберцовой кости выступают кнаружи и легко прощупываются под кожей.

Мышцы голени . На голени мышцы располагаются с трех сторон, составляя переднюю, заднюю и наружную группы. Передняя группа мышц разгибает стопу и пальцы, а также супинирует и приводит стопу. К ней относится: передняя большеберцовая мышца, длинный разгибатель пальцев и стопы. К задней группы относится: трехглавая мышца голени, задняя большеберцовая мышца. Наружняя группа мышц отводит, сгибает стопу; к ней относится длинная и короткая малоберцовая мышцы.

Заплюсневый сустав (articulatio tarsi) по числу входящих в него костей и характеру их внутрисуставных соединений, которое проявляется в различной пространственной ориентации мноя^ества сочленяющихся фасеток разной формы, является сложным соединением. Он состоит из комплекса более простых суставов. Движения большой амплитуды в нем совершаются за счет соединения костей голени с таранной. Блок таранной кости состоит из двух циркулярных валиков: латерального 1 и медиального 2, разделенных желобом 3, который расположен ближе к медиальному валику. Среднее значение радиуса сагиттальной кривизны в желобе составляет 9, а на валиках 12 мм. Медиальный валик имеет более крутой скат. Дистальные концы костей голени жестко соединены между собой и несут общую суставную ямку в виде вилки, плотно охватывающей блок таранной кости. Сустав допускает одно вращательное движение, которое происходит вокруг фронтальной оси, и поэтому его следует классифицировать как сустав I рода.

Несмотря на то, что нижние этажи заплюсневого сустава по своей топографии и числу элементов сходны с таковыми запястного, с функциональной точки зрения они отличаются от последних - в них значительно уменьшены движения малой амплитуды, а сохраняются только тугие установочные смещения.

Строение, топография и типы почек у коровы и лошади

Почки - парные органы плотной консистенции, красно-бурого цвета, гладкие, покрытые снаружи тремя оболочками: фиброзной, жировой, серозной. Они имеют бобовидную форму и расположены в брюшной полости. Почки располагаются ретроперитонеально, т.е. между поясничными мышцами и пристенным листком брюшины. Правая почка (за исключением свиней) граничит с хвостатым отростком печени, оставляя на ней почечное вдавление. вымя вегетативная гипофиз трофобласт

Строение. Снаружи почка окружена жировой капсулой, а с вентральной поверхности покрыта, кроме того, серозной оболочкой - брюшиной. Внутренний край почек, как правило, сильно вогнут, и представляет собой ворота почки - место вхождения в почку сосудов, нервов и выхода мочеточника. В глубине ворот находится почечная полость, а в ней помещается почечная лоханка. Почка покрыта плотной фиброзной капсулой, которая рыхло соединяется с паренхимой почки. Около середины внутреннего слоя в орган входят сосуды и нервы и выходит мочеточник. Это место называется воротами почек. На разрезе каждой почки выделяют корковую, или мочеотделительную, мозговую, или мочеотводящую и промежуточную зоны, где расположены артерии. Корковая (или мочеотделительная) зона расположена на периферии, она темно-красного цвета; на поверхности разреза видны почечные тельца в виде точек, расположенных радиально. Ряды телец отделяются друг от друга полосками мозговых лучей. Корковая зона вдается в мозговую зону между пирамидами последней, в корковой зоне происходит отделение продуктов азотистого обмена из крови, т.е. образование мочи. В корковом слое расположены почечные тельца, состоящие из клубочка - гломерулы (сосудистый клубочек), образованного капиллярами приносящей артерии, и капсулы, а в мозговом - извитые канальцы. Начальный отдел каждого нефрона представляет собой сосудистый клубочек, окруженный капсулой Шумлянского-Боумена. Клубочек капилляров (мальпигиевый клубочек) формируется приносящим сосудом - артериолой, распадающейся на множество (до 50) капиллярных петель, которые затем сливаются в выносящем сосуде. От капсулы начинается длинный извитой каналец, который в корковом слое имеет сильно извитую форму - проксимальный извитой каналец I порядка, а выпрямляясь, переходит в мозговой слой, где делают изгиб (петля Генле) и возвращаются в корковое вещество, где снова извиваются, образуя дистальный извитой каналец II порядка. После этого они впадают в собирательный каналец, служащий коллектором многих канальцев.

Почки крупного рогатого скота. Топография: правая в области от 12-го ребра до 2-3-го поясничного позвонка, а левая - в области 2-5-го поясничного позвонка.

У крупного рогатого скота вес почек достигает 1-1,4 кг. Тип почек у крупного рогатого скота: бороздчатые многососочковые - отдельные почки срастаются своими центральными участками. На поверхности такой почки явно заметны дольки, разделенные бороздками; на разрезе видны многочисленные ходы, а последние уже образуют общий мочеточник.

Почки лошади. Правая почка имеет сердцевидную форму и расположена между 16-м ребром и 1-м поясничным позвонком, а левая, бобовидной формы, - между 18-м грудным и 3-м поясничным позвонками. В зависимости от типа кормления за сутки взрослая лошадь выделяет 3-6 л (максимум 10 л) мочи слабощелочной реакции. Моча - это прозрачная, соломенно-желтого цвета жидкость. Если же она окрашена в интенсивный желтый или коричневый цвет, это свидетельствует о каких-либо нарушениях здоровья.

Тип почки у лошади: гладкие однососочковые почки, характеризуются полным слиянием не только корковых, но и мозговых зон - у них лишь один общий сосочек, погруженный в почечную лоханку.

Морфологические и функциональные отличия симпатического и парасимпатического отде ла вегетативной нервной системы

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивая поддержание гомеостаза и приспособление организма к требованиям окружающей среды. Как правило, деятельность автономной нервной системы не подчиняется сознанию человека (исключение - феномены йоги, гипноза и биологической обратной связи). Традиционно вегетативную нервную систему разделяют на две части: симпатическую и парасимпатическую. Большинство, но не все системы организма получают волокна от обеих систем. Поскольку обе они работают согласованно, трудно бывает определить, связано ли данное изменение функции с активностью той или другой из них. Например, расширение зрачка может быть связано с усилением активности симпатической системы или же с ослаблением активности парасимпатической.

Симпатический отдел вегетативной нервной системы обширно представлен во всех органах. Поэтому процессы в разных органах и системах организма находят отражение и в симпатической нервной системе. Её функция зависит и от центральной нервной системы, эндокринной системы, действий, протекающих на периферии и в висцеральной сфере, а поэтому её тонус неустойчив, подвижен, просит неизменных приспособительно-компенсаторных реакций. Симпатический отдел ВНС имеет центры в ядрах боковых рогов С 8 - L3 сегментов спинного мозга. От ядер в составе передних корешков спинного мозга идут преганглионарные волокна, которые переключаются в симпатических ганглиях. Ганглии располагаются двумя цепочками спереди и латерально вдоль позвоночного столба и образуют симпатические стволы (truncus syumpatiicus). Они тянутся от основания черепа до вершины копчика, где сливаются в нижнем копчиковом узле. Стволы делятся на шейную, грудную, крестцовую и копчиковую части. В шейной части 3 узла (верхний, средний, нижний). Они отдают постганглионарные волокна к органам головы, шеи и к сердцу. В грудной части 10-12 узлов. Они отдают ветви к сердцу, легким и органам средостения. От 5-11 узлов отходят внутренностные ветви, образующие солнечное (чревное) сплетение (plexus coeliacus). В поясничной части 3-5 узлов. От них ветви идут к сплетениям брюшной полости и таза. В крестцовой части 4 узла, отдающие ветви к сплетениям таза.

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы является более старым. Он регулирует деятельность органов, ответственных за обычные характеристики внутренней среды. Симпатический отдел развивается позже. Он изменяет обычные условия внутренней среды и органов применительно к выполняемым ими функциям. Это приспособительное значение симпатической иннервации, изменение ею функциональной способности органов было установлено И.П. Павловым. Симпатическая нервная система тормозит анаболические процессы и активизирует катаболические, а парасимпатическая, напротив, провоцирует анаболические и тормозит катаболические процессы. Центральные структуры парасимпатического отдела вегетативной нервной системы расположены в стволе мозга (средний мозг, Варолиев мост и продолговатый мозг) и в крестцовом отделе спинного мозга. Периферические части образованы эктрамуральными и интрамуральными ганглиями и нервами.

Строение рефлекторной вегетативной дуги также отличается от строения рефлекторной дуги симпатической части нервной системы. В рефлекторной дуге вегетативной части эфферентное звено состоит не из одного, а из двух нейронов.

Простая вегетативная рефлекторная дуга представлена тремя нейронами. Первое звено рефлекторной дуги - это чувствительный нейрон, тела которого находятся в спинномозговых узлах и в чувствительных узлах черепных нервов. Периферический отросток такого нейрона, имеющий чувствительное окончание - рецептор, берет начало в органах и тканях. Центральный отросток в составе задних корешков спинномозговых нервов или в составе черепных нервов направляется к соответствующим ядрам в спинной и головной мозг. Второе звено рефлекторной дуги является эфферентным, поскольку несет импульсы от спинного или головного мозга к рабочему органу. Это эфферентный путь вегетативной рефлекторной дуги с двумя нейронами. Первый из этих нейронов (второй по счету в вегетативной рефлекторной дуге) располагается в вегетативных ядрах ЦНС и называется вставочным, так как он находится между чувствительным (афферентным) звеном рефлекторной дуги и вторым (эфферентным) нейроном эфферентного пути. Эффекторный нейрон представляет собой третий нейрон вегетативной рефлекторной дуги; тела его находятся в периферических узлах вегетативной нервной системы (симпатический ствол, вегетативные узлы черепных нервов и др.). Отростки этих нейронов направляются к органам, тканям и сосудам в составе вегетативных или смешанных нервов. Заканчиваются постганглионарные нервные волокна на гладких мышцах, железах и других тканях, где являются концевыми нервными волокнами.

Строе ние и функции гипофиза и эпифиза

Эпифиз - (шишковидная, или пинеальная, железа), небольшое образование, расположенное у позвоночных под кожей головы или в глубине мозга; функционирует либо в качестве воспринимающего свет органа либо как железа внутренней секреции, активность которой зависит от освещенности. У некоторых видов позвоночных обе функции совмещены. У человека это образование по форме напоминает сосновую шишку, откуда и получило свое название (греч. epiphysis - шишка, нарост). Эпифизу придают шишковидную форму импульсный рост и васкуляризация капиллярной сети, которая врастает в эпифизарные сегменты по мере роста этого эндокринного образования. Эпифиз выпячивается в каудальном направлении в область среднего мозга и располагается в бороздке между верхними холмиками крыши среднего мозга. Форма эпифиза чаще овоидная, реже шаровидная или коническая. Масса эпифиза у взрослого человека около 0,2 г, длина 8-15 мм, ширина 6-10 мм.

По строению и функции эпифиз относится к железам внутренней секреции. Эндокринная роль шишковидного тела состоит в том, что его клетки выделяют вещества, тормозящие деятельность гипофиза до момента полового созревания, а также участвующие в тонкой регуляции почти всех видов обмена веществ. Эпифизарная недостаточность в детском возрасте влечет за собой быстрый рост скелета с преждевременным и преувеличенным развитием половых желез и преждевременным и преувеличенным развитием вторичных половых признаков. Эпифиз также является регулятором циркодианных ритмов, поскольку опосредованно связан со зрительной системой. Под влиянием солнечного света в дневное время в эпифизе вырабатывается серотонин, а в ночное время - мелатонин. Оба гормона сцеплены между собой, поскольку серотонин является предшественником мелатонина.

Гипофиз представляет собой эндокринную железу, которая находится в головном мозге. На самом деле человеческий организм построен таким образом, что данная железа получила очень сильную защиту. Защищают ее кости, которые располагаются со всех ее сторон. Размеры данной эндокринной железы в ее нормальном состоянии составляют около одного сантиметра. Каковы же функции данной железы? Прежде всего, данная железа отвечает за работу всех остальных эндокринных желез, таких как половые железы, щитовидная железа, а также надпочечники. Помимо этого, данная железа отвечает и за рост, а также созревание органов человеческого организма. Более того, именно гипофиз контролирует координацию работы таких жизненно важных органов как молочные железы, матка, почки и так далее и тому подобное. Все эти действия данная железа осуществляет посредством выделения тех или иных сигнальных гормонов, которые в свою очередь воздействуют непосредственно на нужный орган либо систему. Современная медицина выделяет две части гипофиза. Это передняя и задняя части. Сразу же отметим, что передняя часть данной железы намного больше задней, она составляет около восьмидесяти процентов всего объема железы. Стоит обратить внимание читателей и на то, что передняя часть в свою очередь подразделяется на две доли - переднюю и промежуточную. В ней сосредоточены как гормоны роста и эндорфины, так и адренокортикотропные, лютеинизирующие, тиреотропные и некоторые другие гормоны.

Список использованной литературы

1. Антипова Л.В., Слободяник В.С., Сулейманов С.М. Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных. - Изд-во "КолосС", 2009. - 384 с.

2. Васильев А.П., Зеленевский Н.В., Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. - Издательство "Академия", 2009. - 464 с.

3. Вракин В.Ф. и др. Практикум по анатомии с основами гистологии и эмбриологии сельскохозяйственных животных. - М.: "КолосС", 2008 г. - 273 с.

4. Вракин В.Ф., Сидорова М.В., Панов В.П., Семак А.Э. Морфология сельскохозяйственных животных. Анатомия и гистология с основами цитологии и эмбриологии. - Изд-во ООО"Гринлайт", 2008. - 616 с.

5. Вракин В.Ф., Сидорова М.В. Морфология с/х животных. - М.: "Агропромиздат", 2007 г. (Морфология животных; Морфология и физиология животных).

6. Голиченков В.А. и др. Эмбриология. Учебное пособие для студентов университетов. -М.: Издательский центр "Академия", 2009 г. (Цитология).

7. Гуков Ф.Д., Соколов В.И., Гусева Е.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии сельскохозяйственных животных. - Владимир, Изд-во "Фолиант". - 2007.

8. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. - Изд-во "Аспект-Прес", 2008. - 304 с.

9. Климов А., Акаевский А. Анатомия домашних животных. - Изд-во "Лань", 2007. - 1040 с.

10. Селянский В.М. Анатомия и физиология сельскохозяйственной птицы. М., 2007, - 270 с.

11. Скопичев В.Г., Шумилов В., Шумилова Б.В. Морфология и физиология животных. Учебн. Пособие. - Изд-во "Лань", 2009. - 416 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анатомно-гистологическое строение трахеи и бронхов. Особенности кровообращения плода. Строение среднего и промежуточного мозга. Железы внешней и внутренней секреции. Роль трофобласта в питании зародыша. Дробление яйца млекопитающих и формирование зиготы.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2013

    Понятие вегетативной нервной системы, ее влияние на работу органов. Расположение центров парасимпатического и симпатического отделов, гипоталамуса. Двухнейронная структура вегетативного эфферента рефлекторной дуги. Виды ганглиев и спинальных рефлексов.

    презентация , добавлен 29.08.2013

    Строение и типография желудков лошади и собаки. Микроскопическое строение кардинальной, донной и пилорической частей. Анатомическое и гистологическое строение лимфатических узлов, их функции. Строение семенника и придатка, стадии сперматогенеза.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2013

    Строение, морфофункциональные особенности и функции вегетативной нервной системы. Классификация ганглий и нервных окончаний. Действие медиаторов и рецепторов. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов.

    презентация , добавлен 09.11.2013

    Классификация органов эндокринной системы. Регуляция деятельности эндокринных желез и их связей с центральной нервной системой посредством гипоталамуса. Функции и расположение гипофиза, развитие и строение эпифиза. Особенности эндокринных желез птиц.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2011

    Эмбриология - наука, занимающаяся изучением различных аспектов развития зародыша, индивидуальных организмов. Общий эмбриогенез нервной системы, образование невробластов и спонгиобластов. Развитие спинного и головного мозга, нервные функции зародыша.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2010

    Функции вегетативной нервной системы. Парасимпатический и симпатический отделы вегетативной нервной системы. Двигательная и секреторная активность пищеварительного тракта. Мобилизация ресурсов организма и активность вегетативной нервной системы.

    презентация , добавлен 04.06.2012

    Железы внутренней секреции у животных. Механизм действия гормонов и их свойства. Функции гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, зобной и щитовидной железы, надпочечников. Островковый аппарат поджелудочной железы. Яичники, желтое тело, плацента, семенники.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2009

    Части скелета животного. Основное положение при соединении костей. Мышцы плечевого пояса, плечевого, локтевого, запястного и пальцевых суставов. Структурная и функциональная единица нервной системы. Расположение и структура спинного и головного мозга.

    отчет по практике , добавлен 15.07.2014

    Зубы: молочные, постоянные, их формула и строение. Желудок: положение, части, строение стенки, функции. Структурно-функциональные единицы легких, печени, почек. Сердце: размеры, форма, положение, границы. Особенности строения и функций нервной системы.

Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных и лабораторный практикум, является единой для обучения юношей и девушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Северная СШ

Согласовано: «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор школы

Осипова Г.А. Виноградова Н.М.

«___» ________ 2016 г. «___» _________ 2016 г.

Рабочая программа

по биологии

элективный курс «Биология сельскохозяйственных

животных с основами ветеринарии»

в 11 классе

количество часов в неделю – 1

методическое объединение учителей естествознания (физики, химии, биологии)

учитель: Осипова Татьяна Николаевна

Составлена в соответствии с программой по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____2016г.

Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии»

11 КЛАСС

(для химико – биологического профиля)

Продолжительность курса – 1год. 1 час в неделю.

Количество часов – анатомии, физиологии сельскохозяйственных животных -28 часов; основы ветеринарии – 6 часов.

Итого - 34 часа.

Пояснительная записка

В современных условиях развития села становится эффективной деятельность людей в фермерских крестьянских хозяйствах. Занятия животноводством требует знаний в области анатомии, физиологии домашних животных, зоотехники и ветеринарии.

Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных и лабораторный практикум, является единой для обучения юношей и девушек. В процессе обучения используются знания обучающихся не только по биологии, но и по физике, химии, технологии. Основными формами обучения являются теоретические и лабораторные занятия.

Курс плотно соприкасается с разделом биологии «Животные». Данная программа позволяет конкретно изучить анатомию, физиологию домашних животных. Разделы «Анатомия, физиология сельскохозяйственных животных» и «Основы ветеринарии» могут быть использованы в преподавании как отдельные модули.

Цели программы:

Углубить знания в области животноводства, закрепление полученных навыков;

Овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, а также заведения сельскохозяйственного направления по специальностям: ветеринария, зоотехния.

Задачи программы:

  1. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;
  2. Формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за домашними животными.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся должны знать:

– значение и основные отросли животноводства;

– виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;

Анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направления их продуктивности;

Способы определения болезней с/х животных, приёмы их лечения и предупреждения;

Основы ветеринарии и зоотехнии;

Системы и способы содержания с/х животных, основы организации труда в животноводстве.

2 . Учащиеся должны уметь:

Определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;

Использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоогигиене и ветеринарии;

Ухаживать за животными;

Осуществлять простейшую диагностику и лечение некоторых заболеваний, соблюдать санитарно – гигиенические требования.

Курс также будет способствовать:

Формированию личностного отношения к сельскохозяйственному труду, дальнейшему выбору профессии;

Осознанию значимости сельскохозяйственного труда;

Развитию профессиональных навыков деятельности будущих фермеров – животноводов в современных условиях развития сельскохозяйственного производства.

Профориентационный эффект программы:

  1. Определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях.

Учебно – материальная база :

  1. Личное подсобное хозяйство.
  2. Учебное пособие «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» (автор В.М. Жуков, под редакцией Г.В. Небогатикова)

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии»

Дата

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Предмет анатомии, физиологии с/х животных

Строение и функции клеток животных.

Понятие о тканях животного организма.

Органы и системы органов с/х животных

Опроно – двигательная система с/х животных (скелет).

Мышечная система сх. Животных.

Кожный покров, его строение и функции.

Молочные железы (вымя коровы)

Пищеварительная система и её функции (строение, особенности пищеварения у животных с однокамерным и многокамерным желудком)

Патология органов пищеварения, лечение и профилактика болезней органов пищеварения.

Кровь, её состав и функции.

Сердечно – сосудистая система. Кровообращение и лимфообращение.

Патология органов кровообращения и её лечение.

Дыхательная система и её функции.

Лечение патологий дыхательной системы.

Система органов размножения.

Уход за новорожденными и молодняком.

Обмен веществ и энергии.

Патология обмена веществ.

Органы мочевыделения.

Железы внутренней секреции.

Нервная система и её функции.

Условные и безусловные рефлексы.

Происхождение сельскохозяйственных животных.

Породы домашних животных (рыбы, птицы).

Породы домашних животных (млекопитающие: овцы, свиньи, коровы, лошади).

Условия содержания и ухода за с/х животными.

«Строение животной клетки», «Строение кожи», «Строение крови»

л/р

«Основные части скелета лошади, коровы. Строение отдельных костей, соединение костей»

л/р

«Топография внутренних органов животных»

л/р

Основы клинической диагностики домашних животных.

Болезни общие для человека и животных, диагностика, принципы лечения.

Хранение и переработка с/х продукции.

Обобщающий урок «Роль с/х животных для человека»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП01 Биология сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии

36.01.02 Мастер животноводства.

Программа базовой подготовки в очной форме обучения

Профиль получаемого профессионального образования - естественнонаучный

2017 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОАУ АмАК

_____________________ М.И. Горевая

«___» ________________ 2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО ) 36.01.02 Мастер животноводства.

Образовательная организация:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный колледж», г. Благовещенск

Составитель рабочей программы :

Дудкин В.М., преподаватель специальных дисциплин ГПОАУ АмАК

Рассмотрена на заседании предметно – цикловой комиссии

Протокол №__________ от__________________________

Председатель ПЦК Вобликова Н. Г. /__________________/

Одобрена научно – методическим советом ГПОАУ АмАК

Протокол №__________ от____________________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной

стр.

2. СТРУКТУРА и примерное содержание учебной дисциплины

3. условия реализации учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. паспорТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины

Биология сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии

1.1. Область применения программы

Рабочая учебная программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 36.01.02 Мастер животноводства по специальности: Мастер животноводства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

Морфологические особенности строения тела сельскохозяйственных животных;

Происхождение домашних животных;

Внешнее и внутренние строение сельскохозяйственных животных и птиц;

Эволюцию и происхождение домашних животных

Время одомашнивания сельскохозяйственных животных

Общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц;

Уметь:

Использовать основные законы естественно научных дисциплин в профессиональной деятельности;

Ориентироваться в расположении органов, границ областей по скелетным ориентирам тела различных видов и возрастов домашних животных;

Определять видовую принадлежность органов по анатомическим признакам: величине, консистенции, цвету;

Сравнивать получаемые данные и индифицировать их с применяемыми методами;

Определять различные породы сельскохозяйственных животных;

1.4. Количество часов на освоение учебной программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 55 часов , включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 14 часов;

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание Учебной дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

14

В том числе:

Рефераты, тесты, кроссворды, сообщения

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Содержание обучения по учебной дисциплины

Тема 1. Введение.

Учебная дисциплина «Биология с-х животных», ее задачи, значение и связь с другими дисциплинами.

1,2,3

Тема 2. Понятие о клетке

Содержание учебного материала

Основные процессы жизнедеятельности клетки. Органеллы клетки.

2,3

Основные этапы жизненного цикла клетки: рост, способность к делению, дифференциация, старение и смерть.

Лабораторные работы

Отличия животной клетки, от растительной

Тема 3. Основы гистологии

Содержание учебного материала

Учение о тканях. Эпителиальные ткани: секреция строение желез.

2,3

Ткани внутренней среды или опорно-трофические(соединительные ткани). Общая характеристика: кровь, лимфа.

Рыхло-волокнистая соединительная ткань. Ретикуло-эндотелиальные ткани. Хрящевая ткань, Костная ткань.

Мышечная ткань. Гладко мышечные ткани. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Сердечная поперечно-полосатая ткань.

Лабораторные работы

Основные функции соединительной ткани.

Основные функции сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани.

Тема 4. Основы анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала

Общие принципы построения и развития организма. Полости тела и термины для обозначения расположения органов. Отделы и области тела животного и их костная основа. Скелет. Соединение костей тела. Учение о костях (остеология).

2,3

Мускулатура. Учение о мышцах (миология). Строение кожного покрова. Строение молочной железы. Система органов пищеварения. Система органов дыхания. Система органов мочевыделения. Система органов размножения.

Центральная нервная система. Центральный отдел нервная системы. Периферический (соматический) отдел нервной системы. Вегетативный (автономный) отдел нервной системы.

Лабораторные работы

Отличие органов пищеварения у сельскохозяйственных животных.

Тема 5. Биология размножения сельскохозяйственных животных и породообразование

Содержание учебного материала

Социально-экономические факторы породообразовательного процесса. Структура породы.

2,3

Методы разведения сельскохозяйственных животных. История развития искусственного осеменения и его значение для улучшения породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.

Лабораторные работы

Организация осеменения сельскохозяйственных животных.

Тема 6. Происхождение сельскохозяйственных животных и учения о породах

Содержание учебного материала

2,3

История происхождения домашних животных. Понятие породы. Классификация и специализация пород. Конституция, интерьер и экстерьер животного.

Классификация пород крупного рогатого скота, лошадей, овец, свиней и коз.

Значение скотоводства как основной отрасли животноводства.

Лабораторные работы

Классификация пород сельскохозяйственных животных

Тема 7. Особенности анатомии сельскохозяйственной птицы

Содержание учебного материала

Аппарат движения. Скелет. Мышцы. Кожный покров и его производные.

2,3

Система органов пищеварения. Система органов дыхания. Система органов мочевыделения и размножения. Сердечно-сосудистая система. Железы внутренней секреции.

Лабораторные работы

Строение пера функции и значение.

Нервная система. Органы чувств.

Тема 8. Происхождение домашней птицы. Породы домашней птицы.

Содержание учебного материала

2,3

История происхождения домашней птицы. Продуктивность птицы.

Значение птицеводства. Основные породы и особенности птицы: куры, гуси, индейки, цесарки, перепелки и др.

Лабораторные работы

Классификация домашней птицы.

Самостоятельная работа при изучении.

    История развития дисциплины «Биология сельскохозяйственных животных.

    Клетки организма, особенности строения и развития.

    Особенности тканей, виды и их различия, функции.

    Особенности осеменения различных пород сельскохозяйственных животных.

    Мясные и молочные породы крупного рогатого скота.

    Пищеварение жвачных животных.

    Происхождение пород сельскохозяйственных животных.

    Основные отрасли свиноводства.

    Особенности пищеварительного тракта у птицы.

    Редкие породы сельскохозяйственной птицы.

    Особенности одомашнивания: кур, гусей, индеек и перепелов

Примерная тематика домашних заданий

    Какие виды сельскохозяйственных животных разводят на Дальнем Востоке.

    Повторение эволюции животных.

    Анатомическое строение парнокопытных животных

    Какие секреты вырабатывают железы животных.

    Какие сельскохозяйственные животные получены с помошью селекции.

Всего

55

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации учебной программы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной программы предполагает наличие учебных кабинетов:

    «Зоотехния»;

    «Животноводство»

Лаборатории:

    Микробиологии, санитарии и гигиены;

    Технологии производства продукции животноводства

Залы:

    Библиотека,

    читальный зал с выходом в сеть Интернет

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Зоотехнии»:

    раздаточный материал,

    комплекты таблиц

    плакаты

    макеты

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Животноводство»:

    раздаточный материал,

    комплекты таблиц

    плакаты

    макеты

Технические средства обучения:

    компьютеры,

    проектор,

    DVD – плеер,

    телевизор,

    интерактивная доска

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

    препараты с клетками,

    муляжи с/х животных,

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Климов А.Ф., Акаевский А.И.. Анатомия домашних животных. Лань 2007г.

    Костомакин Н.М., Бакай Л.В., Потокин В.П. «Животноводство» учебник издательство КолосС 2006,448 с. www.dogpile.com

4. Контроль и оценка результатов освоения

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

Морфологические особенности тела с/х животных.

Тестирование

Опрос

Работа с текстом, конспектирование

Практическая работа

Тест

Опрос

Практическая работа

Практическая работа

Письменных опрос

Происхождение домашних животных

Внешнее и внутренние строение с/х животных

Эволюция и происхождение домашних животных.

Время одомашнивания сельскохозяйственных животных.

Общие особенности строения с/х животных и птиц.

Ориентироваться в расположении органов и границ систем.

Определять видовую принадлежность органов и систем по строению.

Определять различные породы с/х животных


Элективный курс

«Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии»

.
Пояснительная записка

В современных условиях развитиесела становится эффективной деятельностью людей в фермерских крестьянских хозяйствах . Занятие животноводством требует знаний в области анатомии, физиологии домашних животных, зоотехники и ветеринарии.

Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных является единой для обучения юношей и девушек.

Основными формами организации обучения являются теоретические занятия, экскурсии на животноводческую ферму.

Курс плотно соприкасается с разделом биологии «Животные». Изучение данного элективного курса позволяет изучить анатомию, физиологию крупного рогатого скота (КРС). Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов в качестве предпофильной подготовки, направленной для организации обучения по агротехническому профилю. Рассчитан на 17 часов.

Цели программы:


  • углубление знаний в области животноводства;

  • овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные учебные заведения по специальностям ветеринария, зоотехния.
Задачи программы:

  1. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;

  2. Формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за животными.
Планируемые результаты:

  1. Учащиеся должны знать:

  • значение и основные отрасли животноводства;

  • виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;

  • анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направление их продуктивности;

  • способы определения болезней сельскохозяйственных животных, приемы их лечения и предупреждения:

  • основы ветеринарии и зоотехнии;

  • физиологические основы доения сельскохозяйственных животных, системы и способы их содержания , основы организации труда в животноводстве.

  1. Учащиеся должны уметь:

  • определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;

  • использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоотехнике и ветеринарии;

  • ухаживать за животными.
Профориентационный эффект программы

  1. Изучение основ животноводства закладывает фундамент для овладения учащимися специальностей оператор животноводческой фермы, ветеринар и зоотехник;

  2. Определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях животноводческого профиля.
Учебно-материальная база:

  1. Учебное пособие «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» (автор В.М.Жуков)

  2. Учебное пособие «Основы ветеринарии» (автор В.М.Жуков)

Тема1. Анатомия, физиология сельскохозяйственных животных. 11 часов

Строение и функция клеток и тканей животного организма.Органы и системы органов с/х животных. С. Происхождение сельскохозяйственных животных. Лабораторные работы.

Тема2. Ветеринария. 6 часов

Предмет ветеринарии. Общая патология. Учение о болезни. Этнология и патогенез. Реактивность организма и ее значение в патологии. Воспаление. Лекарственные вещества. Патология систем органов кровообращения, дыхательной системы, системы органов пищеварения. Лечение и профилактика болезней. Болезни, общие для человека и животных, диагностика, принципы лечения.


Тематический план элективного курса

№ п/п

Название тем

Кол-во

Дата

1.

Введение. Предмет анатомии, физиологии с/х животных

1

2.

Строение и функция клеток и тканей животного организма

1

3.

Органы и системы органов с/х животных

5

4.

Лабораторная работа «Строение клетки и ткани животного организма»

1

5.

Лабораторная работа «Строение крови»

1

6.



1

7.

Происхождение сельскохозяйственных животных

1

8.

Предмет ветеринарии. Общая патология. Учение о болезни

1

9.

Этнология и патогенез. Реактивность организма и ее значение в патологии

1

10.

Воспаление

1

11.

Лекарственные вещества

1

12-14.

Патология систем органов кровообращения, дыхательной системы, системы органов пищеварения. Лечение и профилактика болезней

1

15-17.

Болезни, общие для человека и животных, диагностика, принципы лечения

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ПО КУРСУ

Все виды домашних животных произошли от диких предков. При раскопках поселений людей, живших в глубокой древности, за много тысячелетий до нашей эры, были найдены кости домашних животных, рисунки на стенах древних жилищ, на посуде, утвари, изображающие ловлю диких зверей и их приручение. Прирученные животные давали потомство, которое вырастало около человека и пользовалось его покровительством. Приручению животных способствовал и голод, гнавший их к человеческому жилью, где можно было найти корм.

Домашние животные и их предки: 1 - прирученные слоны; 2, 3 - породы домашней собаки и её дикий предок волк; 4 - верблюды; 5, 6 - с давних времен лошадь широко использовалась на войне и в спорте; 7 - дикий предок домашней лошади - тарпан; 8 - породы домашних кур; 9 - дикие банкивские куры; 10, 11 - домашняя свинья и ее дикий предок - кабан.

Домашние животные и их предки: 12 - английская верховая лошадь; 13 - изображения домашних животных на древнеегипетских фресках свидетельствуют о развитом скотоводстве; 14 - тур - предок крупного рогатого скота; 15 - красная степная порода крупного рогатого скота; 16 - американские ламы; 17, 18 - дикий безоаровый козел и домашняя коза; 19, 20 - дикий баран архар и домашняя овца; 21 - нубийская кошка - предок многочисленных пород домашних кошек.

Человек, заметив, что прирученные животные приносят пользу, стремился разводить их, переходя от приручения к одомашниванию. Сначала одомашненные животные служили людям источником мясной пищи. Позже они стали верными помощниками человека.

Различают два понятия: домашние и прирученные животные. Домашними называют животных, которые дают продукцию (мясо, молоко, шерсть, яйца и др.) и размножаются в неволе под контролем человека. В отличие от них прирученные животные в неволе не размножаются, например индийские слоны. Воздействие человека на этих животных было не таким сильным и длительным. Одомашнивание прирученных животных совершалось постепенно, под влиянием созданных для них человеком новых условий жизни, путем отбора особей с полезными Признаками и размножения их потомства. Домашние животные резко отличаются от своих диких прародителей, такими они стали благодаря огромному труду, который вложил человек, совершенствовавший их признаки и свойства в нужном ему направлении.

Полагают, что одомашнивание животных происходило в разных районах мира не одновременно.

Древнейшими сельскохозяйственными животными были овцы и козы . Дикими родоначальниками овец считают муфлона, аргали, архара. Европейские овцы произошли от муфлона, который и сейчас обитает на островах Средиземного моря. Аргали и архары - родоначальники азиатских овец. Аргали обитает в высокогорных районах Тянь‑Шаня, Саянских гор, Камчатки. Архар - дикий баран, обитающий у нас в горах Средней Азии.

Козы были одомашнены раньше овец. Происхождение их смешанное. Основными родоначальниками современных коз считаются безоаровые козы, обитающие в горных районах Закавказья, Туркмении, Ирана, и винторогие гималайские козы.

Творческая деятельность человека продолжает вовлекать в сельскохозяйственное производство все новые виды животных. Этот процесс продолжается и в настоящее время.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.