Внедрение электронного правосудия как важнейшее направление совершенствования судебной системы российской федерации. Электронное правосудие Что по плану

Что же понимается под термином электронное правосудие и какие возможности она представляет нам. Электронное правосудие - это способ осуществления правосудия, основанный на использование информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, систем автоматизации судопроизводства. Электронные инструменты обеспечивают абсолютную открытость и доступность судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений.

Электронное правосудие предоставляет участникам судебного процессы различные возможности: подача обращений и отправка необходимых документов в суд в электронной форме, отслеживание движения дела в суде, в электронном виде, через сеть интернет, получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств связи, проведение судебных заседаний с использованием видеоконференц связей, транслирование заседаний при режиме онлайн в сети интернет и ряд других возможностей. Также необходимо отметить такой важный показатель, как экономия времени как работников суда и судей, так и участников судебных разбирательств, при использовании электронного правосудия. У сотрудников аппарата сокращается время на обслуживание посетителей, а участники процесса могут, не выходя из дома подавать заявления, отслеживать движение дела в суде, оперативно получать уведомления суда, участвовать в заседаниях суда в режиме онлайн.

Таким образом, следует стоит сделать вывод о том, что электронное правосудие к Казахстане развивается причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим, считаю необходимым уделять достаточно внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.

Государство, внедряя информационные технологии в гражданский процесс, реализуя модели электронного правосудия в целом, в основу ставит в качестве стратегической задачи доступность правосудия. Немаловажным является наличие в сервисе виртуальных услуг СМС оповещение участников процесса, а также аудио протоколирование хода судебного заседания. На сегодняшний день плюс электронного правосудия для всех наиболее очевидна. Во первых- это удобство для участников процесса, многим из которых приходится не по одному разу преодолевать сотни км, чтобы подать те или иные документы через канцелярию суда либо направлять документы почтой. Соответственно, это экономия на почтовых расходах, снижение роли человеческого фактора в судебном процессе, повышение его эффективности, приобщение к стандартам, которые приняты в цивилизованном мире. Во - вторых, изменен порядок извещения участников процесса. Информация о времени, месте и дате очередного слушания ныне поступает сторонам прямо на мобильный телефон в виде СМС сообщений.

Таким образом, последовательно наращиваются возможности суда как главного правозащитного института, полагаю, что наше современное судопроизводство по законодательному регулированию и практике его применения обладает многими признаками характерными для правосудия стран с развитой демократической правовой системой.

Судья

Есильского районного суда

Акмолинской области Саян Жилхайдаров

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Актуальность темы "электронное судопроизводство", определение его понятия, сущности, внедрения технологий в процесс осуществления правосудия обусловлены развитием информатизации общества, государства в целом, а также судебной системы как части государственного аппарата.
Определяя понятие "электронного судопроизводства" необходимо исходить из его понимания в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле электронное судопроизводство, или электронное правосудие, представляет собой совокупность различных автоматизированных информационных систем - сервисов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения электронного дела и доступа сторон к материалам электронного дела. Данные сервисы позволяют более ярко отследить взаимоотношения суда и участников процесса. В узком смысле электронное судопроизводство - это возможность суда и иных участников судебного процесса осуществлять предусмотренные нормативными правовыми актами действия, непосредственно влияющие на начало и ход судебного процесса (например, такие действия, как подача в суд документов в электронной форме или участие в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи).
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сократить сроки осуществления правосудия и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.
Внедрение современных технологий в систему правосудия предусмотрено в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406 (в ред. от 25.12.2014) .
В рамках реализации Программы в судебной системе должны быть созданы информационные технологии, которые позволяют реализовать функцию по переходу информации по этапам судебного процесса, обеспечивающую принятие обоснованного решения по иску. Необходимо максимально исключить из цикла судебного разбирательства человеческий фактор, не вносящий интеллектуальной составляющей в судопроизводство посредством автоматизации деятельности судебного делопроизводства. При электронной версии бланка заявления эту проблему можно решить путем создания комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведения работ по переводу судебных архивов в электронную версию и формирование на этой основе электронных дел. Например, "в настоящее время в гражданском процессе Германии сложилась система электронного документооборота, которая присутствует на всех стадиях процесса, от предъявления иска в электронной форме и представления электронных доказательств до вынесения решения в электронной форме. Возможность принятия судебного решения в электронной форме в германском гражданском процессе неразрывно связана с его доставкой и связанной в некоторых случаях с этим трансформацией документа" .
Механизмы реализации электронного правосудия в России предусматриваются в Приказе от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" (в ред. от 07.02.2014) . Задачей утвержденного регламента является создание организационно-правовых условий для сканирования судебных документов (актов) и последующего размещения их электронных образов в электронном хранилище (ПИ БСР).
Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершенствуется правовое регулирование применения электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве . Вносятся изменения в УПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части, касающейся особенностей применения электронных документов, а также их использования в качестве доказательств в суде .
Кроме того, планируется, что с 1 января 2016 г. подавать определенные документы в суды можно будет не только на бумажном носителе, но и в электронном виде . При этом согласно законопроекту в рамках гражданского и арбитражного процессов можно будет подавать в электронном виде любые документы, в пределах уголовного процесса - ходатайства, заявления, жалобы и представления.
Возможность подавать документы в электронном виде в арбитражные суды предусмотрена действующей редакцией АПК РФ (см. абз. 2 ч. 1 ст. 41). Однако делать это вправе только лица, участвующие в деле. Согласно же законопроекту подавать документы в электронном виде сможет любое лицо, а не только участвующее в деле. Кроме того, планируется установить, что некоторые судебные акты могут быть изготовлены в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствии с законопроектом в рамках гражданского судопроизводства таким актом может являться только судебное решение. Аналогичное положение предлагается предусмотреть и в уголовном судопроизводстве (за исключением решения, которое содержит сведения, составляющие гостайну). В пределах арбитражного процесса к таким документам планируется отнести все судебные акты.
В настоящее время в системе арбитражных судов функционирует комплекс сервисов Высшего Арбитражного Суда в составе картотеки, банка решений и системы электронной подачи исковых заявлений.
Судебным департаментом при ВС РФ проведены работы по созданию и развитию Государственной автоматизированный системы РФ "Правосудие", предусмотренной для судов общей юрисдикции.
В своем интервью генеральный директор Судебного департамента при ВС РФ Гусев А.В. пояснил, что в настоящее время разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры и нотариата", находящийся на согласовании в Правительстве Российской Федерации.
После вступления в силу данного Федерального закона планируется подготовка ведомственного нормативного акта, регулирующего порядок применения электронной подписи в судах общей юрисдикции, в том числе в части подачи документов в электронном виде .
Стоит отметить, что работы по внедрению в деятельность судов информационных и коммуникационных технологий проводятся уже давно.
В системе арбитражных судов сформирована автоматизированная информационная система "Банк решений арбитражных судов" (далее - БРАС). На сегодняшний день все арбитражные суды оснащены информационными сенсорными киосками, для которых разработана автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ посетителей к информации о суде и централизованным системам БРАС, и Графикам рассмотрения арбитражных дел, размещенным на интернет-ресурсах Высшего Арбитражного Суда РФ. Структура сайтов арбитражных судов организована таким образом, чтобы обеспечить размещение на них всех данных, необходимых для информационной открытости деятельности суда и удобства пользователей .
Теперь на официальных сайтах арбитражных судов можно быстро получить информацию о движении дел, дате, времени и месте судебного рассмотрения, о принятом решении в режиме реального времени, ознакомиться с текстами практически всех решений всех арбитражных судов в банке данных арбитражных судов.
В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений и пр. Остановимся на каждом из перечисленных видов подробнее на примере арбитражных судов в силу большей развитости электронного документооборота.
Подача документов в суд является начальным этапом судебного процесса. С 1 ноября 2010 г. начали действовать поправки к АПК РФ, допускающие подачу исковых заявлений в электронной форме. В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК документы, полученные посредством электронной связи, относятся к письменным доказательствам . Согласно ст. 125 АПК РФ, устанавливающей форму и содержание искового заявления, исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Электронные формы документов - это не только исковые заявления. Посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете, могут подаваться:
- исковое заявление (ч. 1 ст. 125 АПК РФ);
- отзыв на исковое заявление (абз. 2 ч. 1 ст. 131 АПК РФ);
- заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 159 АПК РФ);
- апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 260 АПК РФ);
- отзыв на апелляционную жалобу (ч. 4 ст. 262 АПК РФ);
- кассационная жалоба (ч. 1 ст. 277 АПК РФ);
- отзыв на кассационную жалобу (ч. 4 ст. 279 АПК РФ);
- заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 1 ст. 294 АПК РФ);
- отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 4 ст. 297 АПК РФ);
- заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 313 АПК РФ);
- заявление об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 231 АПК РФ);
- заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 237 АПК РФ);
- заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (абз. 1 ч. 2 ст. 242 АПК РФ).
Другие необходимые документы также могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. Пока электронное делопроизводство в суде является альтернативным традиционному бумажному делопроизводству. Тем самым за сторонами сохраняется право выбора способа подачи того или иного документа. Более того, представление копий документов в электронном виде не исключает права суда требовать представления оригиналов этих документов (ст. 75 АПК РФ). Однако данная норма исходит из того, что оригинал документа - это документ на бумажном носителе. Но в настоящее время все чаще документы сразу создаются в электронной форме, и тогда возникает вопрос о том, что считать оригиналом, а что копией документа. Вероятно, в недалеком будущем данная норма потребует уточнения.
Однако есть и некая сложность при подаче документов в электронной форме. Ею является необходимость идентификации отправителя. В настоящее время надежная идентификация возможна в основном путем использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Таким образом, для надежности идентификации заверять заполненные электронные документы придется ЭЦП, которая позволяет гарантировать, что информация действительно была направлена отправителем и что она не подверглась изменениям во время передачи. Однако до сих пор в нашей стране ЭЦП имеет слабое применение, что объясняется рядом факторов, и в первую очередь сложностью требований законодательства об ЭЦП, отсутствием единого удостоверяющего центра.
Следующим элементом электронного правосудия является отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений. Данный элемент наиболее характерен для судов как раз общей юрисдикции.
Извещение участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела судами или совершении отдельных процессуальных действий посредством отправки им смс-сообщений с использованием ГАС "Правосудие" предусмотрено Регламентом организации извещения участников судопроизводства посредством смс-сообщений, утвержденным Приказом Судебного департамента от 25.12.2013 N 257. Данный функционал ГАС "Правосудие" доступен для всех федеральных судов общей юрисдикции. Использование смс-извещений участников судебного делопроизводства существенно оптимизирует работу судов, способствует ускорению осуществления правосудия и оперативности передачи информации . Однако не стоит забывать, что для оповещения лиц, участвующих в деле вышеуказанным способом, необходимо их согласие. Согласие на извещение посредством смс-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой указывается также номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
Частью 1 ст. 123 АПК предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии процессуального акта или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
При этом не определено, что считать надлежащим извещением применительно к случаям направления судебных извещений посредством электронной почты. В данном случае можно было бы установить презумпцию надлежащего извещения по истечении определенного срока после направления извещения.
В главе 10 ГПК РФ "Судебные извещения и вызовы" аналогичные положения отсутствуют. В этой связи представляется необходимым унифицировать соответствующие нормы и предусмотреть в ГПК положения о направлении судебных извещений и вызовов посредством электронной почты и иных средств связи, а также размещения информации о дате и времени проведения судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет .
Надлежащим уведомлением лиц, участвующих в деле, является и размещение на официальном сайте суда в сети Интернет информации о состоянии поданного заявления. То есть заявитель открыто может ознакомиться с полным текстом судебных актов в электронной форме. При этом судебная практика исходит из того, что в случае если при своевременной публикации судебных актов заявитель не предпримет попыток исполнить судебный акт, это не говорит о том, что заявитель не был надлежащим образом проинформирован о судебном процессе .
Весьма актуальной стала и видеоконференцсвязь. Видеоконференция представляет собой компьютерную технологию, которая позволяет субъектам, находящимся на значительном расстоянии, видеть и слышать друг друга, обмениваться информацией в режиме реального времени.
В ст. 153.1 АПК РФ говорится о том, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом, заблаговременного предоставления суду всех документов и, при наличии в арбитражном суде технической возможности, ее проведения. При этом суд, организующий видеоконференцсвязь, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности участия в судебном заседании.
Проведение судебных заседаний в форме видеоконференций удобно прежде всего тем, кто территориально удален от судов либо по состоянию здоровья не имеет возможности участвовать в судебном разбирательстве.
Проведение судебного разбирательства в виде видеоконференции полезно и в уголовном судопроизводстве, т.к. отпадает необходимость доставки и конвоирования подозреваемых и осужденных на судебные заседания, что существенно снижает финансовые расходы и сокращает сроки рассмотрения уголовных дел.
Видеоконференцсвязь в системе судов общей юрисдикции применяется в различных ситуациях, включая также и уголовный процесс. Однако в отличие от уголовного и арбитражного процессов порядок проведения видеоконференций гражданским процессуальным законодательством не урегулирован. Полагаем, что это дело ближайшего будущего, поскольку потребность в видеоконференцсвязи в гражданском процессе очевидна: здесь требуется корректировка норм ГПК РФ. Представляется, что регламентация организации видеоконференцсвязи в гражданском процессе не будет существенно отличаться от аналогичных норм АПК РФ .
Организация видеоконференций стала повседневным явлением в деятельности суда. Так же как и аудиозапись судебных заседаний.
В соответствии с российским процессуальным законодательством судебный процесс должен быть дословно отражен в протоколах судебных заседаний. Несомненно, что записи судебных разбирательств в цифровом формате на аудио- и видеоносители обеспечат наиболее информативные протоколы судебных заседаний, ведь они способны в полной мере отразить все события, происходящие в зале судебного заседания, передать поведение участников процесса в определяющие моменты судебного процесса.
Обобщая вышесказанное, отметим, что, безусловно, большим плюсом введения электронного судопроизводства является то, что пользователи системы имеют возможность подавать документы 24 часа в сутки, не тратя времени на ожидания. С помощью электронного документооборота возможно быстрое получение копий подаваемых сторонами документов, различных уведомлений и т.д. Суд также получил возможность электронного общения со сторонами, в том числе судебного извещения лиц, участвующих в деле. Разработчики Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ приветствуют и поддерживают развитие электронного судопроизводства, считая, что в едином ГПК РФ должны быть сохранены наиболее удачные наработки АПК РФ и ГПК РФ в данной области. В то же время они отмечают, что судьба ряда институтов электронного правосудия еще недостаточно определена (например, электронная подача документов в арбитражный суд посредством использования сервиса "Мой арбитр").
В настоящее время Государственной Думой внесены поправки в ФКЗ о Конституционном Суде РФ, устанавливающие порядок трансляции судебных заседаний КС в Интернете. Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 августа 2015 г.
ФКЗ предусматривает два вида трансляции заседания КС в зависимости от инициаторов ее проведения:
а) по инициативе Конституционного Суда;
б) и с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Предполагается, что порядок проведения трансляции будет устанавливаться регламентом Конституционного Суда. По общему правилу допускается интернет-трансляция только открытых заседаний КС. Информация о дате и времени проведения заседаний также должна будет размещаться в Интернете.
Обратиться в Конституционный Суд РФ можно будет через Интернет, заполнив специальную форму на его официальном сайте. В этом случае переписка с судом также будет вестись в электронном виде .
Таким образом, становление электронного правосудия в России при условии решения отмеченных выше проблем, несомненно, несет в себе явные удобства и преимущества как для граждан, так и для организаций. Внедрение информационных технологий нацелено на упрощение и повышение оперативности судопроизводства. Кроме того, на наш взгляд, активное использование телекоммуникационных средств в гражданском судопроизводстве будет способствовать более полной реализации принципов диспозитивности, состязательности и равноправия.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2013 г. N 1 ст. 13.
2. Брановицкий К.Л. Судебное решение в электронной форме (правовое регулирование в ФРГ) // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 4. С. 32 - 34.
3. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" (с изменениями и дополнениями). Текст Приказа официально опубликован не был.
4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (совершенствуется правовое регулирование применения электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве) // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. N 10. Ст. 1411.
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
6. Проект Федерального закона N 686611-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред., принятой ГД ФС РФ в I чтении 07.04.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем // Российский судья. 2014. N 5. С. 3 - 4.
8. Доржиев Э.П. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе помощника судьи арбитражного суда // Администратор суда. 2013. N 3. С. 15 - 18.
9. Жижина М.В. Документы, полученные посредством электронной связи: практика использования в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Арбитражные споры. 2013. N 3. С. 95.
10. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем // Российский судья. 2014. N 5. С. 3 - 4.
11. Тульская О.В. Актуальные проблемы применения электронных документов в административном судопроизводстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. N 2. С. 256.
12. Определение ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2013 по делу N А82-6599/2004 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография. М.: Ин-т зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2013. С. 96.
14. Федеральный конституционный закон от 8 июня 2015 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

А.А.Алексеев

В статье анализируются современные нормативные и концептуальные основы электронной гражданской процессуальной формы, существующие в российском праве. Выделяются основные проблемы теории и практики ее применения, а также предлагаются способы их решения. В целом развитие электронного судопроизводства рассматривается как положительное явление в гражданском процессе России, которое выступает при этом одним из основных направлений реформирования ее судебной системы.

Ключевые слова: электронное судопроизводство, электронный документ, электронная гражданская процессуальная форма, судебная реформа.

На сегодняшний день одной из основ российского гражданского процесса является принцип сочетания устных и письменных начал судопроизводства. Последнее проявляется в том, что основная часть процессуальных действий, как правило, имеет не только устное выражение, но и письменное закрепление: исковое заявление подается в письменной форме, но его содержание оглашается судом при начале судебного заседания и истцом при даче объяснений; письменные доказательства оглашаются судом в ходе судебного заседания; устные показания свидетеля заносятся в протокол судебного заседания и т.д.

Вместе с тем законодатель в ряде случаев допускает отсутствие устной гражданской процессуальной формы, тогда как несоблюдение письменной ее составляющей законом не предусмотрено. В частности, при применении упрощенных форм рассмотрения гражданских дел в гражданском и арбитражном процессах итоговый судебный акт выносится без вызова сторон и заслушивания их объяснений (ч. 2 ст. 126 ГПК РФ, ч. 2 ст. 226 АПК РФ). Более того, в п. 24.1 Концепции единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014 предлагается ввести упрощенное производство, в рамках которого позиции и доказательства обеих сторон представляются только в письменном виде, в связи с чем его предлагается именовать не иначе как «письменное производство».

Подобное положение вещей позволяет говорить о том, что основная роль все же отведена письменной гражданской процессуальной форме, значение которой отмечается и в теории гражданского процесса. В частности, С.К. Загайнова подчеркивает, что правила оформления судебных актов являются неотъемлемой частью процессуальной формы, несоблюдение которой может стать основанием для их отмены или изменения вышестоящим судом. Более того, степень проработанности подобных правил отражает уровень развития всей гражданской процессуальной формы <1>.

———————————

<1> Загайнова С.К. Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе: теоретические и прикладные проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 22.

Вместе с тем, учитывая современный уровень развития техники, можно говорить и об «электронных» началах гражданского процесса, которые активно применяются в зарубежных странах (Англия, Германия, Италия, Канада, Латвия, Литва, США и др.) <2>. Кроме того, в последние годы можно отметить значительное повышение интереса к различным аспектам рассматриваемого явления и в отечественном праве.

———————————

<2> См.: Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 4.

В частности, вопросам правовой природы документов, предоставляемых в суд в электронном варианте, посвящены работы А.Т. Боннера <3> и О.С. Смолиной <4>, которые рассматривали их как вещественные или письменные доказательства соответственно.

———————————

<4> Смолина О.С. Электронные документы как доказательства в арбитражном процессе // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 117.

С.П. Ворожбит исследовала вопросы применения электронных доказательств, в том числе полученных при помощи сети Интернет, а также особенности их обеспечения <5>.

———————————

<5> Ворожбит С.П. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 7 — 10.

С.К. Загайнова говорила об использовании в деятельности суда электронной почты для извещения участников процесса <6>.

———————————

И наконец, Ю.Н. Зипунникова предложила объединить все имеющиеся нормативные предписания и теоретические разработки в едином понятии «электронная процессуальная форма», которая должна была охватить процессы передачи (трансляции) и фиксации полученной информации <7>.

———————————

<7> Зипунникова Ю.Н. Некоторые вопросы классификации цивилистической процессуальной формы // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 8. С. 54.

Учитывая сказанное, основной целью настоящей статьи является анализ и обобщение имеющихся теоретических и нормативных основ электронного правосудия в российском гражданском процессе.

На сегодняшний день в современном гражданском процессе уже активно применяется ряд новшеств: системы видеоконференц-связи (ст. 155.1 ГПК РФ); аудио- и видеозаписи, в том числе на электронном носителе (ст. 77 ГПК РФ); возможность использования электронной формы судебного приказа (ст. 130 ГПК РФ); СМС-уведомления для вызова участников процесса (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»); размещение информации о движении дела в сети Интернет и т.д. Кроме того, в ближайшее время в гражданский процесс будет введена возможность предоставления в суд в электронном варианте заявлений и документов, прилагаемых к ним (п. 12.1 Концепции единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014). Попробуем проанализировать некоторые из указанных выше процессуальных действий.

В данный момент исковое заявление в электронном виде может быть подано только в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 1 ст. 125 АПК РФ), а прилагаемые к нему документы могут быть представлены в электронном виде (ч. 1 ст. 126 АПК РФ). Подобные нововведения привели ученых к вопросу о правовой природе документов, представленных в электронном виде, которые было предложено рассматривать как особый вид вещественных доказательств <8> или как письменное доказательство <9>. Так, к письменным доказательствам, помимо прочего, относятся документы, выполненные в форме цифровой, графической записи (ч. 1 ст. 75 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ). К вещественным же доказательствам относятся предметы, которые по своим признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 76 АПК РФ, ст. 73 ГПК РФ). Таким образом, документы, представленные в электронном виде, могут рассматриваться как письменное доказательство, если они исследуются с точки зрения их содержания, или как вещественное доказательство, когда исследуется его носитель, в том числе в связи с наличием в нем следов подлога.

———————————

<8> Боннер А.Т. Указ. соч. С. 8.

<9> Смолина О.С. Указ. соч. С. 117.

Несколько иной подход был использован в Германии, где электронные документы, имеющие квалифицированную электронную подпись, расцениваются как письменные доказательства, а документы, не имеющие таковой, как вещественные доказательства <10>.

———————————

<10> Брановицкий К.Л. Указ. соч. С. 7 — 8.

Помимо теоретических споров относительно правовой природы электронных документов, их использование вызывает множество практических вопросов у участников гражданского процесса. Так, техническая сторона вопроса заключается в том, что для полноценного использования электронного документооборота необходимо создание специального программного обеспечения, которое сейчас достаточно успешно применяется лишь в арбитражных судах. Так, в рамках автоматизированной системы «Банк решений арбитражных судов» была собрана информация более чем по девяти миллионам судебных дел, а в ее состав вошли такие подсистемы, как «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных заседаний». Кроме того, были созданы «Мобильная картотека арбитражных дел», информационный сервис «Электронный страж», а также сервис подачи в арбитражные суды лицами, участвующими в деле, заявлений и документов в электронном виде. Аналогичные нововведения согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» в ближайшее время ожидаются и в судах общей юрисдикции.

Кроме того, стремительное развитие цифровых технологий требует от суда и других участников процесса не только регулярного технического переоснащения, но и постоянного повышения уровня их знаний в указанной области. Как справедливо отмечают некоторые авторы, при использовании электронных документов значение будет иметь не только их содержание, но и «служебная информация», которая включает в себя сведения о дате создания или изменения файла; о программе, при помощи которой он был создан; об устройстве, на котором он был создан, и т.д. <11>. Другими словами, без специальных знаний и техники оценить степень вмешательства в содержание электронного документа гораздо сложнее, чем в его письменный аналог, что все чаще требует привлечения в процесс специалистов и экспертов.

———————————

<11> Смолина О.С. Указ. соч. С. 117 — 118.

В связи с последними изменениями законодательства участники процесса при невозможности их реального присутствия в судебном заседании получили возможность участвовать в нем путем использования систем видеоконференц-связи (ст. 153.1 АПК РФ, ст. 155.1 ГПК РФ). При этом все требования к доказательствам, предоставляемым подобным образом (объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей и т.д.), а также порядок их исследования остаются прежними. Например, свидетель по-прежнему будет обязан честно сообщать всю известную ему информацию, будет предупреждаться об уголовной ответственности, его показания будут протоколироваться и т.д. Другими словами, несмотря на способ предоставления доказательств (в традиционном или электронном виде), они все равно будут подчиняться общим требованиям письменной или устной гражданской процессуальной формы, что отмечается и некоторыми современными авторами <12>.

———————————

<12> Ворожбит С.П. Указ. соч. С. 7 — 8.

Следует отдельно отметить, что в судах общей юрисдикции с недавних пор стало использоваться извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания при помощи СМС-извещений, которое предусмотрено п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству». При этом, на наш взгляд, подобный способ извещения является не вполне приемлемым. Так, с одной стороны, соответствующий участник гражданского процесса в письменной форме выражает согласие на получение уведомлений от суда при помощи СМС-извещений, направляемых на определенный номер телефона. То есть обязанность суда по надлежащему извещению участника процесса о времени и месте судебного заседания считается исполненной после отправления сообщения на указанный номер телефона, а риск его неполучения берет на себя сам участник.

Вместе с тем подобное положение вещей не соответствует требованиям ст. 113 ГПК РФ, где говорится о том, что уведомление должно происходить любым способом, обеспечивающим фиксирование не только самого факта судебного извещения, но и факта его вручения адресату. Последнее обусловлено тем, что зафиксировать факт вручения СМС-сообщения конкретному лицу (адресату) невозможно, в отличие, например, от вручения расписки или заказного письма, где проверяется и фиксируется личность получателя.

По аналогичным причинам вызывает сомнения возможность использования электронной почты и соответствующих сайтов судов в сети Интернет для направления судебных извещений и вызовов. Так, на официальном сайте одного из судов общей юрисдикции г. Челябинска в течение нескольких недель отсутствовала информация о назначенных судебных заседаниях, что объективно препятствовало получению данной информации заинтересованными лицами.

Таким образом, достаточно узкая область применения и неразработанность электронной процессуальной формы в гражданском процессе не позволяет в настоящее время выделять ее как полноценный отдельный вид. Вместе с тем в теории все чаще встречаются работы, посвященные ее отдельным элементам, в частности разрабатывается порядок обеспечения электронных доказательств, процедура признания общеизвестных фактов, сведения о которых получены судом из общедоступного и надежного источника, в том числе веб-сайта; особенности применения электронной цифровой подписи <13>; обязательная рассылка судебных актов по электронной почте <14> и т.д. Более того, Концепция единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014 уже сейчас содержит значительное количество элементов, которые можно отнести к электронной процессуальной форме (создание в судах общей юрисдикции электронной канцелярии, подача заявления через Интернет, представление доказательств в электронном виде, перевод в электронный вид поступивших письменных доказательств и т.д.), в связи с чем ее актуальность постоянно возрастает.

———————————

<13> Ворожбит С.П. Указ. соч. С. 8 — 10.

<14> Загайнова С.К. Указ. соч. С. 10.

При этом активное введение цифровых технологий в процесс рассмотрения гражданских дел имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, возникает целый ряд теоретических и практических проблем, связанных с недостаточной проработкой нормативной основы их применения, необходимостью дополнительного технического оснащения судов, отсутствием необходимых технических знаний у отдельных участников процесса, в том числе у самих судей, и т.д. С другой стороны, электронный документооборот и использование систем видеоконференц-связи позволяет повысить уровень доступности правосудия (личная явка в суд в некоторых случаях является затруднительной, поскольку один суд может обслуживать большую территорию) и значительно сократить сроки рассмотрения дел (почтовые отправления могут задерживаться или вообще не доходить до адресата).

Литература

  1. Боннер А.Т. Доказательственное значение информации, полученной из Интернета // Закон. 2007. N 12. С. 85 — 98.
  2. Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 28 с.
  3. Ворожбит С.П. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2011. 25 с.
  4. Загайнова С.К. Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе: теоретические и прикладные проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 50 с.
  5. Зипунникова Ю.Н. Некоторые вопросы классификации цивилистической процессуальной формы // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 8. С. 53 — 57.

6. Смолина О.С. Электронные документы как доказательства в арбитражном процессе // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 116 — 124.

Арбитражный и гражданский процесс №2 — 2016

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, говорится о развитии гражданского общества и устойчивой демократии, обеспечивающей права человека, гражданские и политические свободы.

Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов электронной демократии, способных установить партнерские отношения и обоюдную ответственность между гражданами и властью.
В связи с этим актуальным посылом является обсуждение проекта Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года (Единый портал электронной демократии).

В законодательных новеллах, направленных на укрепление демократических институтов общества, содержатся меры и по совершенствованию системы правосудия в свете потребностей общества и государства.
Россия делает уверенные шаги в направлении развития и укрепления демократических основ правосудия. Система функционирования электронного государства, и в частности электронного правосудия, в России базируется на следующих принципах: открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, транспарентности. Механизмы реализации указанных принципов отражены в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы (далее - Программа до 2012 года), Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Концепция до 2020 года). Принят ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В процессе совершенствования системы правосудия учитывается и международный законодательный опыт по соблюдению демократических принципов, применению новых механизмов их реализации. В основу национального законодательства в сфере развития судебной системы России легли и базовые рекомендации (G 46 - G 50) Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) (Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров)).

Для решения поставленных задач применяются информационные технологии, уровень развития которых позволил осуществить переход от "традиционного процесса" отправления правосудия к системе электронного правосудия. Так, например, в системе арбитражных судов полностью реализована электронная процедура от подачи заявления в суд, предоставления документов и до решения суда, опубликованного на сайте.

Примечание. Электронное правосудие - это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера. См.: Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров). Единый портал электронной демократии.

Раскроем основные преимущества электронного правосудия:
- открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- достоверность информации о и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
- соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
- невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Приведем основные результаты информатизации судебной системы в соответствии с положениями Программы до 2012 года:
- созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- созданы автоматизированные рабочие места, которые интегрированы в информационные системы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- в арбитражных судах внедрена система автоматической публикации судебных решений, которые принимались судами. Эти данные доступны на портале "Банк решений арбитражных судов", в структуру которого входят подсистемы: "Календарь судебных заседаний", "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов". Заработали модуль "Мобильная картотека арбитражных дел" и сервис "Электронный страж";
- предоставлена возможность подачи заявлений в электронном виде в арбитражные суды;
- оцифрованы и в открытом доступе размещены решения Конституционного Суда Российской Федерации;
- осуществляется создание системы судебных архивов в электронном виде для ознакомления с материалами дел.
Изначально система электронного правосудия имела в своем арсенале лишь необходимый набор механизмов, позволяющих ей работать в тестовом режиме. По мере использования системы происходила отладка отдельных модулей и наблюдалась потребность в создании новых подсистем, сервисов, которые в полной мере могли бы обеспечить процесс отправления правосудия "нового электронного формата". Так, за последнее время были разработаны и внедрены в эксплуатацию следующие сервисы:
- "Интернет-приемная", в которой ведется прием официальных обращений в адрес суда в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- "Гостевая книга председателя", в которой ведется онлайн прием жалоб, отзывов, можно задать вопрос и предложить меры по эффективной работе суда;
- внедрен новый модуль - "видеоприемная" посредством использования программы IP-телефонии Скайп (Skype).
В зданиях судов заработали "Информационные киоски", предоставляющие информацию по делам и жалобам, находящимся в производстве Верховного Суда Российской Федерации. В данных киосках размещена информация о делах, назначенных к слушанию, интегрирован банк судебных документов Верховного Суда Российской Федерации, содержится справочно-правовая информация. Безусловно, данное средство доступа к информации востребовано гражданами, но, по мнению автора статьи, необходимо создавать "универсальные информационные киоски", в которых интегрировалась бы информация в формате открытых данных, и не только судебная информация, но и из иных сфер и отраслей, которые располагались бы в общедоступных местах, так как физический доступ в здание судов ограничен и не все граждане могут использовать данное средство. Более того, часть граждан используют свои собственные "гаджеты", что гораздо удобнее для различных операций в системе электронного правосудия, и не прибегают к "Информационным киоскам". Размещая "универсальные информационные киоски" в общедоступных местах, можно решить проблему цифрового неравенства и обеспечить бесплатный доступ к запрашиваемым открытым данным.
Возможности видеоконференцсвязи также наращиваются. Если раньше эта технология использовалась для обеспечения дистанционного присутствия в зале судебного заседания отдельных участников процесса, то на сегодняшний день применяется при опросе потерпевших по программе защиты свидетелей, а специально разработанное программное обеспечение позволяет изменить голос, скрыть лицо человека.
Акцентируя внимание на совершенствовании демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей перехода на "электронную систему правосудия" и вызовах, которые возникают вследствие развития общества, следует по-новому взглянуть на механизмы реализации общепринятых принципов правосудия.
Под демократическими основами (принципами) правосудия следует понимать общие руководящие, закрепленные в законодательных актах положения, которые определяют наиболее значимые стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения составляют основу законодательства в сфере отправления правосудия, а также содержат предписания о деятельности соответствующих органов.
Совокупность принципов образует каркас, который является опорой для законодательных предписаний, регулирующих правосудие.
Принципы правосудия в основе своей базируются на демократических столпах Конституции РФ, конституционных и федеральных законах. Базовые положения были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которых отражены положения по вопросам организации и осуществления правосудия, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и др.
Понятие общепризнанных принципов международного права, общепризнанных норм международного права и разъяснение роли международных договоров России даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

К принципам правосудия следует отнести: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип равенства граждан перед законом и судом; принцип независимости судебной власти; принцип независимости судов и судей; принцип презумпции невиновности; принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда; принцип состязательности и равноправия сторон; принцип открытости и гласности судопроизводства; принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; принцип обязательности судебных решений; принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона; принцип государственного или национального языка в судах; принцип свидетельского иммунитета; принцип диспозитивности судопроизводства; принцип государственного языка судопроизводства; принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда; принцип участия граждан в отправлении правосудия; принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.
Проанализируем демократическую природу отдельных принципов правосудия.
Например, принцип состязательности является важным показателем демократичности правосудия, предусматривающим возможность эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов. Принцип состязательности закреплен в положениях гражданского, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального законодательства. Так, в ст. 15 УПК РФ отражены следующие положения.
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Или, скажем, суть презумпции невиновности, изложенная в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Данное положение также подчеркивает демократические начала отправления правосудия.

Рассматривая основные положения принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы", следует подчеркнуть предоставленную законодателем возможность суда не всегда безоговорочно следовать предписаниям законов и указов (в случае, если они, например, противоречат Конституции РФ).
С признанием особой роли в отечественной правовой системе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "...если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора") понятие законности как правового принципа проявляет свою демократическую природу. Так, согласно положению Международного пакта о гражданских и политических правах, у судов появилась возможность приема жалоб граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, а ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности данных действий.

Примечание. Подобные положения закреплены в ст. 6 Конституции США, в ст. 25 Конституции Германии, в ст. 96 Конституции Испании (см.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 28 - 29, 165, 323).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия наглядно отображает картину демократизации современного российского общества. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина - ценности, которые в первую очередь должны соблюдаться при отправлении правосудия. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Несмотря на законодательное закрепление демократических основ правосудия, сложившиеся механизмы (правовые, организационные, технические), которые закладывались столетия, дают существенные трещины и не отвечают уже современным потребностям общества и государства. Возможности же системы "Электронного правосудия" практически в полной мере обеспечивают соблюдение гарантий демократической составляющей принципов правосудия. Например, если обратиться к ч. 4 ст. 7 УПК РФ, законодатель отмечает, что "определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными". Через систему "Электронного правосудия" участники судопроизводства, общественность смогут дать оценку процессуальным решениям, действиям участников процесса и обжаловать их в случае нарушения закона.

Активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, по данным мониторинга, безусловно делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем. В частности, угрозы информационной безопасности автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем, используемых в судах; установление правового режима информационных ресурсов; возникает необходимость совершенствования механизма размещения информации о деятельности судов на официальных сайтах, в том числе и в формате "открытых данных". Так, возникают вопросы соблюдения паритета между предоставлением доступа к информации об участниках процесса, их процессуального статуса, действиях, иной информации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е., с одной стороны, речь идет об обезличивании персональных данных, а с другой - правоохранительные органы предоставляют информацию СМИ о лицах, попавших в сферу судопроизводства. Следует определиться и с понятийным аппаратом, ибо многие термины, пришедшие из информационной сферы, не закреплены законодательно или наблюдаются разночтения в их трактовке в различных нормативных правовых актах (например, под понятием "электронное правосудие" достаточно долгое время понимали информатизацию деятельности арбитражных судов). Необходимо также преодолеть цифровое неравенство с целью обеспечения доступа к информации о деятельности судов и др.
В статье рассмотрены новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия в соответствии с потребностями современного общества. Таким образом, дальнейшее развитие системы правосудия осуществляется через призму новых информационных технологий, обеспечивающих открытость, транспарентность и доступность для граждан.

28 октября 2015 г. 11:10

Карина Кассис, Synerdocs

Что по плану?

В целях развития ИТ в Верховном суде РФ и в судах общей юрисдикции Программа предлагает:

· создать комплекс сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также перевести судебные архивы в электронный вид;

· создать условия для электронного судопроизводства: упростить процедуру подачи исковых заявлений, жалоб путем их перевода в электронный вид;

· оснастить суды программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения ЭДО с применением ЭП и т.п.

В целях развития ИТ в арбитражных судах Программа предусматривает:

· создание «облачной» системы для использования специализированного ПО в целях автоматизации делопроизводства в судах;

· развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

· сканирование всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел и т.п.

Интересно, что количество арбитражных судов, использующих систему электронного правосудия, должно увеличиться с 1-го до 113 единиц к 2020-му году:

Также Программа предлагает ряд мероприятий по информатизации Конституционного суда РФ, исполнительного производства, повышение уровня оперативности проведения судебных экспертиз.

Так выглядит развитие электронного правосудия в России на бумаге. Давайте посмотрим, что на деле.

А что по факту?

Февраль

Март

Президент России подписал Федеральный закон N 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» , который направлен на совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. В частности:

· «Исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью…».

· «Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа».

Июнь

Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О конституционном суде РФ». С 1 августа 2015 года обращения и прилагаемые к ним документы можно подать в Конституционный суд в электронном виде. Для этого достаточно воспользоваться специальной формой на сайте суда или отправить документы по электронной почте. Во втором случае потребуется квалифицированная электронная подпись.

Октябрь

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что российские суды в следующем году будут максимально задействовать систему электронного правосудия. Лебедев считает, что электронные технологии позволят ускорить правосудие и сделают его максимально открытым для общества.

«Создан информационный центр, задача которого – замкнуть всю правовую информацию, которая исходит не только от судов, но и от других правоохранительных органов, чтобы все судьи могли получить всю информацию, а также и работники правоохранительных органов могли быстро найти информацию о правовой позиции Верховного суда», – добавил председатель Верховного суда.

Интересно, что в октябре кассация разъяснила, как все-таки работать с электронными оригиналами в арбитражном суде, обязательно ли их печатать. В соответствии с абз. 12 п. 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ материалами судебного разбирательства могут быть электронные документы или электронные образы документов. Согласно п. 3.3.6 этой же Инструкции изучение электронных документов осуществляется судьями с помощью технических средств суда, если такие имеются. По требованию судьи электронные оригиналы могут быть распечатаны специалистами суда.

Важно понимать, что отсутствие в деле бумажных копий электронных документов не говорит о процессуальных нарушениях.

***

Хочется отметить, что на протяжении всего года каждый месяц появлялись новости, связанные с развитием электронного правосудия. Есть Программа развития, появляются поправки в нормативные акты, громкие заявления о том, что электронное правосудие заработает уже с 2016 года, но так ли это на практике? Узнаем еще больше новостей и выясним, работают ли нововведения в жизни, в ходе онлайн-семинара 29 октября 2015 г. в 11:00 (мск) . Не пропустите!

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.