Эсминцы проекта 956 эм. Отечественное оружие и военная техника

Эскадренный миноносец проекта 956 относится к суднам третьего поколения. Его проектированием и реализацией занимались в СССР. Шифр проекта – «Сарыч». В документальной литературе корабль часто упоминают под разными названиями. Это обусловлено серией модернизацией и разнообразием миноносцев. Название для эсминца – Сарыч, дали в честь хищной птицы, отряда ястребиных.

История

В начале 1950 года большинство кораблей СССР были ликвидированы. Это связано с их неэффективностью и невозможностью справляться со своими прямыми обязанностями (обороной). В указанном году, руководством было принято решение о разработке более качественных и выносливых кораблей.

Так, впервые заговорили об эсминце Адмирал Ушаков. Решение о создании нового универсального боевого судна было принято быстро, но реальные варианты проектирования и разработки, отсутствовали.

В 1960 году Военно-Морской Флот принимает решение о необходимости наращивания морских суден. Советский ВМФ активно выходил на просторы Мирового океана, но соответствующего его масштабам корабля не было.

ВМС СССР необходимо было решать поставленные боевые задачи:

  • содержать лодки подводного типа;
  • отслеживать передвижение лодок врага;
  • моментально приходить в полную боевую готовность;
  • осуществлять разведывательную работу;
  • определять месторасположение кораблей противника.

Справиться с поставленными задачами могли только корабли нового поколения, которых не было. Руководством ВМФ принимает решение о создании универсальных суден, которые смогут преодолеть любые трудности.

Устаревшие эсминцы нуждались в незамедлительной ликвидации и замене более маневренными кораблями. Так, в 1970 году вступил в силу проект 956, согласно которому проектировщикам необходимо было создать универсальные боевые машины.

История создания

Создание эсминцев проекта 21956 началось в 1969 году. Первые указания о необходимости замены боевых машин упоминались в постановлении ЦК КПСС№715-250 от 1 сентября 1969 года. На заседании был утвержден план по дальнейшему проектированию и строительству кораблей и суден. Его действие распространялось на 1971-1980 годы.

Согласно документально описанию, история создания начинается с проекта. За его разработку принялись в 1971 году. Современные миноносцы предназначались для:

  • подавления атаки со стороны противника;
  • противодесантной обороны;
  • огневой поддержки при обстреле с воздуха;
  • уничтожения вражеских кораблей;
  • ликвидации противника совместно с боевыми машинами наземного типа.

Эскадренные миноносцы нового проекта 21956 работали в унисон с кораблями противолодочного типа (проект 1155). Разработчики считали, что не смогут справляться с типовыми задачами в совместной работе.

Проектирование

Аванпроект “Адмирал Ушаков” разрабатывался в Ленинграде. Эскизы постоянно видоизменялись, будущую конструкцию постоянно дополняли новыми деталями. Проект занимал длительный срок, ведь прототипов новому судну не должно быть.

Предполагалось создать крупносерийное строительство, с более чем 50 единицами боевых машин. Основные корабли проекта 956: Современный, Боевой и Адмирал Ушаков.

В 1971 году проектировщики приступили к созданию эскиза. Работа выполнялась под руководством А.К. Перькова, согласно договору о создании нового эсминца проекта 956 под названием Сарыч.

Кропотливая проектная работа предполагала глубокий анализ состава вооружения, всего было представлено более 30 вариантов. Выбор пал на №4. Этот вариант не отличался хорошими характеристиками в плане веса вооружения и боезапаса. Для ликвидации возможных недочетов, параллельно установленному проекту, разрабатывались и дополнительные. Эскиз несколько раз изменялся, вносились новые конструктивные элементы. Самым последним вариантом оказался №10. Он полностью удовлетворял потребности ВМФ СССР.

Выбор оптимальной конфигурации

Для эсминца Ушакова подобрали энергетический тип установки, вместо привычного газотурбинного варианта. Такое решение было принято не просто так. Основной поставщик газотурбин был переполнен заказами, а времени на ожидание у ВМФ не было. Несколько аргументов в сторону энергетического типа заставило руководством отдать предпочтение непосредственно ему.

Технический проект миноносца Сарыча была разработан в 1973 году. Договор был подписан, и команда разработчиков приступила к работе. Составление проекта обошлось в 204 000 рублей, а за весь период было затрачено порядка 9 447 000 рублей.

Окончательный вариант эсминца проекта 956 был завершен к 1973 году. Но некоторые изменения все же вносились по мере конструирования.

Испытания новых миноносцев

Строительство эсминцев началось в 1973 году. Все действия осуществлялись на судостроительном заводе №190. По мере завершения работы, проводились активные испытания. Первым миноносцем оказался «Современный. Его начали испытывать в 1980 году. Следом за ним отправился «Отличный».

Корабли удачно прошли испытания, но на совете было принято решение отстроить всего 30 суден, вместе 50 запланированных. Двадцать из них сразу отправились в состав Военно-Морского Флота, а остальные отданы в КНР.

Примечательно, что испытания новых эсминцев проходили на Феодосиевском полигоне. Балтийские полигоны не были готовы к работе с новыми комплексами оружия.

Описание конструкции

Для тщательного изучения корпуса эсминца была разработана объемная модель. Отличительной чертой кораблей проекта 956 является внешняя эффективность, тесно перекликающаяся со строгим экстерьером. По мнению экспертов, это сделано с целью создания пропагандистского эффекта.

Примечательно, что военная техника должна была решать ряд задач. Основная из них заключалась в политическом убеждении. Внешний вид корабля и его эффективность показывали, насколько хорошо поработали разработчики СССР.

Проект 956 – это уникальное сочетание целесообразности и многофункциональности. При этом во время разработки корабля учитывалась внешняя эстетика и художественная стилистика.

Корпус корабля

Отличительная черта боевых машин проекта 956 заключалась в самой конструкции. Она представляла собой длиннополубачный тип с -образной седловатостью в носовой части. Конструктивная особенность обеспечивала хорошие углы обзора во время активных боевых действий. Согласно документальным данным, КУД корпуса составлял 8,7.

Площадь корпуса эсминца составляла 1700 кв.м. Все палубы выстроены вдоль конструктивной ватерлинии. Подобное решение положительно отражалось на установке пушек и артиллерии.

Все обводы изготовлены с учетом сопротивления воды. Это действие позволило обеспечить достойный уровень незаливаемости в период активного шторма. Дополнительная отличительная черта заключается в наличии антенны гидроакустического комплекса.

Постройка носовой части корпуса отвечает за маневренность боевой машины. Корабли свободно преодолевали волны, и в случае необходимости, осуществляли быструю смену курса.

Все миноносцы оснащены шестью палубами. Большинство элементов корпуса изготавливали из стали нержавеющего типа. Подобное решение уберегало от преждевременного выхода из строя и гарантировало длительный срок службы.

Надводные части корпуса изготавливали из листов прочной стали. Кормовую часть дополнительно оснащали ребрами жесткости. Надстройки дополняли алюминиево0магниевыми сплавами. В совокупности, такое решение позволило создать прочный корпус эсминца, который свободно преодолевал любые расстояния.

Основные характеристики кораблей:

  • водоизмещение – 7900 т;
  • габариты: максимальная длина и ширина 156,5м х 17,2м;
  • габариты: длина и ширина ватерлинии 145м х 16,8 м;
  • средний параметр осадка – 6м.

Последние эсминцы проекта 956 отличались неограниченной мореходностью. Оружие можно было использовать в любых условиях качки, вплоть до 15°.

Энергетическая установка

Примечательно, что корабли нового поколения стали единственными моделями с энергетической установкой котлотурбинного типа. Она состояли из двух агрегатов, один располагался в носовой части судна, второй занимал выжидающую позицию в кормовой.

Автоматизированная система управления позволяла регулировать и контролировать все процессы и изменения. Наличие высоконапорных котлов усилило выработку пара, что положительно отразилось на уровне давления. Производимая энергия обеспечивала быстрый нагрев воздуха, что приводило в действие основные турбины.

Модернизация

Некоторые модели миноносцев потерпели преображения в процессе проектирования. Обновленные корабли располагали лучшими техническими характеристиками. Модели современного типа оснащались двумя паротурбогенераторами с максимальной мощностью 1250 кВт. Примечательно, что у каждого из них был резервный дизель-генератор, с адаптированной мощностью 2400 кВт.

Вооружение эсминцев «Сарыч»

Артиллерийское и ракетное вооружение представлено ЗРК М-22 «Ураган». Установка является модернизированной версией Бука. Это один из самых лучших комплексов, которые участвовал во многих сражениях. Для повышения эффективности, конструкция неоднократно подвергалась модернизации.

Каждое судно оснащалось двумя системами пускового типа, общей массой 194 тонны. Полноценный боекомплект был представлен 48 ракетами управляемого типа. Оснащенные ракетным вооружением корабли поражали цели в радиусе 25 км. У модернизированной версии «Ураган-Торнадо» дальность обнаружения составляла целых 70 км.

Эсминцы проекта 956 всегда отличались мощным артирелийским вооружением, основанным на многоканальной системе управления. Каждая установка осуществляла до 90 выстрелов в минуту, а дальность полета составляла 24 км. По мере усовершенствования, все процессы были автоматизированы, что позволило вести огонь до полного расходования боеприпасов.

Еще одной особенностью эсминцев являлась зенитная артиллерия. Каждое судно было оснащено автоматическими комплексами АК-630М. Дальность выстрела установки составляла 4 км, в минуту вылетало порядка 4 тыс. боеприпасов.

Минное вооружение

На особом счету было противокорабельное вооружение – ракеты типа «Москит». Они поражали цель на расстоянии до 140 км, а средняя масса одного боеприпаса составляла целых 300 кг.

Что касалось минного вооружения, то в его основе лежали два стандартных миномета реактивного типа. Они свободно вели огонь на дистанции до одного километра. Основная задача минометных установок заключалась в поражении подводных лодок противника.

Боевая эффективность

Отличительной чертой всех эсминцев считалась внушительная боевая эффективность. Каждая конструкция была оснащена адаптированной информационно-управляющей системой. Дополнительно использовались системы разведки, с применением средств активного и пассивного противодействия. Продуманная система значительно повышала боевую эффективность кораблей. Судна готовы были в любую минуту отразить атака и уничтожить противника.

Вспомогательное оборудование

Все корабли проекта оснащались специализированными цистернами для утилизации сточных и фановых вод. Наличие модернизированной системы являлось обязательным условием санитарного режима.

Для пополнения продовольственных и топлевных запасов было установлено специальное устройство передачи грузов. Оно осуществляло свою деятельность согласно традиционному кильватерному способу.

Экипаж корабля увеличивался с линейной прогрессией. На борту могли находиться 340 человек, включая 25 офицеров. По мере строительства новых единиц, экипаж постепенно увеличивался, что позволяло размещать на борту до 360 человек. Примерно с седьмой серии модернизации, на корабле появилась штатная группа ОСНАЗ, ведущая разведывательную деятельность.

Оценка проекта

Дать точную оценку техническим характеристикам проект, сложно. Особое внимание уделялось экипажу, каютам и условиям существования. Офицеры желали пребывать в удобных условиях, а механики сетовали над имеющимися установками. К сожалению, корабль не отвечал всем требованиям.

Но, отсутствие удобных элементов, позволило проектировщикам внести внушительные изменения в корабли последующих поколений. Они смогли обрести требуемые боевые качества, что положительно отразилось на флоте ВМС.

June 14th, 2015

Окончание (предыдущие записи - )

Если провести специализированный опрос общественного мнения на тему "Хотели бы вы, чтобы оставшиеся эсминцы пр. 956 были отремонтированы (модернизированы) и снова введены в строй?", б"ольшая часть опрошенных, скорее всего, даст положительный ответ - настолько велика народная симпатия к этим мощным и красивым кораблям. К сожалению, одной лишь симпатии здесь мало, и, перед тем как начинать сбор подписей за спасение "Сарычей", следует трезво оценить возможность и целесообразность их восстановления.

"Адмирал Ушаков" готовится дать полный бортовой залп главным калибром, 17.08.05 (фото от Shtorm_DV с navsource.narod.ru)


Возможность

Двумя краеугольными камнями в данном вопросе являются паровые котлы и турбины. Несмотря на острую критику турбинного (в частности - лопаточного) производства Кировского завода, прозвучавшую со стороны одного из бывших работников предприятия (ссылка 1 ), положение дел на Киров-Энергомаше далеко не столь плачевно. На станках с ЧПУ, которых "всего три", исправно изготавливаются лопатки ( ), а выигранный тендер на производство паротурбинной силовой установки для головного атомного ледокола ЛК-60 пр. 22220 (ссылка 3 ) позволит заводу быстро восстановить навыки, приобретённые им при создании ПТУ для кораблей ледокольного и военно-морского флота СССР.

О хорошем самочувствии Киров-Энергомаша говорит и тот факт, что буквально на днях завод приступил к комплексной дефектации энергооборудования ТАРКР "Адмирал Нахимов", проходящего модернизацию на Севмаше ( ссылка 4 ) . Основные блоки ГТЗА, включая паровую турбину и редуктор (в сообщении - в единственном числе), были доставлены на предприятие в начале июня. . После утверждения заказчиком (Севмашем) дефектовочных ведомостей будет заключён контракт на выполнение ремонтных работ ( ссылка 5 с подачи flotprom.ru ) . С учётом того, что на сайте предприятия говорится об обслуживании на базе комплекса "Турбосервис" ГТЗА-674, ТНА-4 и вспомогательных механизмов ( ссылка 6 ) , относящихся к ГЭУ эсминцев пр. 956, можно утверждать о готовности Киров-Энергомаша к участию в ВТГ "Сарычей".

Производство котлов КВГ-3, в свою очередь, может быть восстановлено на Балтийском заводе, который в 2006 г. изготовил восемь КВГ-3Д для "Викрамадитьи" (ссылка 7 ), а в 2013 г. выполнил их аварийный ремонт после частичного разрушения теплоизоляции в ходе испытаний по причинам, не связанным с конструкцией самого агрегата (ссылка 8 ). Котлы индийского авианосца отличаются от применённых в пр. 956 в основном использованием дизельного топлива вместо флотского мазута, и особых препятствий для изготовления или ремонта КВГ-3 силами Балтийского завода быть не должно. Кроме того, в СКБ котлостроения уже разработан усовершенствованный котлоагрегат КВГ 6М-1, полностью взаимозаменяемый с котлами КВГ-3, способный работать на дизельном топливе и без постоянной вахты (ссылка 9 ).

Целесообразность

Доводы, изложенные в предыдущем разделе, позволяют сделать вывод о возможности восстановления работоспособности ГЭУ всех эсминцев пр. 956, выведенных в резерв, и даже замены отдельных её элементов (в частности, котлов) на более совершенные (при этом замену КТУ на ГТУ, требующую дефицитных двигателей и перекомпоновки большого количества помещений, следует сразу исключить из рассмотрения как практически невыполнимую). Однако весьма затратный восстановительный (средний) ремонт сразу нескольких морально устаревших кораблей 3-го поколения требует серьёзного безэмоционального обоснования с точки зрения полезности "Сарычей" для ВМФ РФ.

При всей симпатии к выдающемуся проекту приходится признать, что :
1) в ближней морской зоне, где сейчас в основном используются эсминцы, в них попросту нет необходимости - с обязанностями охраны водного района прекрасно справляются МРК (РКА) и МПК;
2) относительно использования 956-х в дальней морской зоне у командования ВМФ, надо полагать, уже давно сложилось стойкое предубеждение, которое препятствует и будет препятствовать их назначению в состав сил боевой службы;
3) выполнение "Сарычами" представительских функций может серьёзно осложнить повышенное дымообразование, свойственное их КТУ в режиме прогрева, которое вряд ли будет способствовать поддержанию положительного имиджа ВМФ России в мире (в том, что СКБК удастся справиться с этим недоразумением полной уверенности нет);
4) "нестандартный" флотский мазут является лишней, никому не нужной проблемой снабжения как в районе постоянного базирования, так и на боевой службе, а ремонт котлов и подготовка котельных машинистов - головной болью СРЗ и учебных центров (всё это ВМФ вынужден терпеть из-за наличия в его составе других кораблей с КТУ - ТАВКР и ТАРКР).

Острая нехватка корабельного состава для БС в дальних водах могла бы послужить стимулом к восстановлению технической готовности эсминцев пр. 956, однако производственных мощностей для этого явно не хватает, а первым номером в списке на выход из резерва 2-й категории значится "Адмирал Харламов" - один из надёжных, проверенных временем БПК пр. 1155. Поэтому повлиять на судьбу невезучей серии эсминцев 1-го ранга способна только экстраординарная ситуация, в которой уникальность (незаменимость) "Сарычей" не вызывала бы никаких сомнений. 17 июня 2011 г. именно такая ситуация возникла в связи с заказом во Франции двух ДВКД типа "Мистраль".

Последний шанс "Сарычей"

Для того, чтобы по окончании строительства и испытаний "Мистрали" не повисли в воздухе, требовалось не только обеспечить надлежащие условия базирования (во Владивостоке и Севастополе), но и создать организационную структуру тактической группы, возглавляемой ДВКД. Вот тут-то и пригодились бы ЗРК средней дальности, противолодочное и противокорабельное вооружение и, самое главное, мощнейшая батарея главного калибра суперэсминцев пр. 956, одной из главных задач которых считалась и считается огневая поддержка десанта (ссылка 10 ).

По мнению автора, два "Сарыча" идеально вписались бы в состав десантной тактической группы (ДТГ), состоящей кроме них из одного ДВКД и двух БДК пр. 775. При проведении морской десантной операции эсминцы обеспечили бы достаточно надёжное боевое охранение на переходе морем и огневую поддержку первой волны десанта, загоризонтную высадку которой одновременно с вертикальным охватом выполнил бы ДВКД, после чего БДК осталось бы высадить вторую волну непосредственно на побережье, а эсминцам - перенести огонь вглубь обороны противника.

По одной такой группе можно было бы иметь на Дальнем Востоке и в Средиземном море, а в случае предполагавшейся постройки ещё двух ДВКД боевая служба двух ДТГ могла бы осуществляться практически на постоянной основе. Подобный сценарий развития событий предоставлял "Сарычам" уникальную возможность начать жизнь заново. Государственная необходимость "отработки" вложенных в "Мистрали" бюджетных средств вывела бы вопрос восстановления технической готовности эсминцев пр. 956 совсем на другой уровень.

Почти не приходится сомневаться, что в этом случае в разумно короткие сроки были бы введены в строй как минимум три самых ремонтопригодных корабля ("Беспокойный", "Бурный", "Безбоязненный"), как максимум - ещё два (выведенные из состава флота бывшие "Гремящие", находящиеся в достаточно приличном техсостоянии). Неожиданно возобновившийся в начале 2013 г. ремонт "Бурного" (ссылка 11 ) - практически одновременно с закладкой "Владивостока", возможно, был связан с некоторым единством взглядов автора блога и ГК ВМФ.

Отремонтированные ГЭУ (как вариант - с новыми усовершенствованными котлами) и комплектование дивизионов движения исключительно на контрактной основе (с высоким денежным довольствием) позволили бы эсминцам пр. 956 снова ходить в дальние воды, при этом два-три корабля можно было бы включить в состав Черноморского флота для несения регулярной боевой службы в Средиземном море. Однако крымские и донбасские события привели к приостановке поставки "Мистралей", и если передача России построенных во Франции ДВКД так и не состоится, это будет означать крушение надежд на лучшее будущее "Сарычей", т. к. шансов дождаться вступления в строй аналогичных кораблей отечественной постройки у эсминцев пр. 956 крайне мало, если не сказать, что их нет совсем.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

По-видимому политическое решение модернизировать эсминцы проекта 956 принято, и я не смог остаться в стороне

Текст и чертежи модернизации эсминцев проекта 956 - далее.

Министр обороны Российской Федерации пристально смотрел на Главкома ВМФ. За окном шел снег и.. двое солдат срочной службы. Рапорт «О результатах выполнения гособоронзаказа за 2013 год по направлению Военно-Морской флот» уныло лежал на приставном полированном столике между ними.
Да.. – проговорил министр. – Вероятно бывает хуже, но я о таком не слышал. Подведу итог прочитанному: Французы затягивают сдачу «Мистралей», ОСК нарушила сроки по всем без исключения заказам. Оба корвета (и Совершенный, и Стойкий) перенесены с 2013 на 2014 год, при том, что заложены в 2006. Фрегаты 11356 тоже отстают - «Адмирал Григорович» перенесли на 2014, а остальные из первой тройки – с 2014 на 2015. Но вряд ли выдержат и это. По оценкам Главкомата скорее всего первая тройка войдет в строй в 2016 году.. Когда войдет в строй первый фрегат проекта 22350, не говоря о последующих - так и вовсе не ясно. Но понятно что даже не в 2014 и не в 2015. По новым вооружениям – того хлеще. Универсальные артиллерийские установки (как А-190 и А-192) очередями не стреляют. Противовоздушная оборона отсутствует - морского ЗРК дальнего действия нет и в проекте, от морского ЗРК среднего радиуса действия есть только наименование ЗРК «Редут», но комплекс пока так и ни разу не попал ни в одну цель, а комплекса ПВО ближнего действия (ни на основе Панциря, ни какого-либо другого) нет и в обозримом будущем не будет. Из работоспособного - только Гибка (турель с ПЗРК) и старый добрый АК-630. Торпед, сравнимых по характеристикам с мировыми аналогами нет. РЭБ нет. Неатомных современных подлодок нет. Воздухонезависимой двигательной установки нет, срок, когда она будет представлена на госиспытания - не понятен. Атомные подлодки есть, но им нечем стрелять (кроме Калибра). Булава 50% пусков 2013 года провалила. И даже банальный ремонт редко обходится без пожара. Я прав?
- в целом - да. подтвердил Главком.

Сколько будете ремонтировать Петра Великого?

Лет пять. Если сроки не сорвут

А если как всегда?

То десять. И по Кузнецову – также.

Ну а как ты будешь выполнять приказ Верховного Главнокомандующего о усилении присутствия в Средиземном Море. Арктике и Тихом Океане?

Прикажут - сделаем. Пошлю тральщики и МПК.

Ты еще буксиры пошли- возмутился министр

А что делать? - спросил Главком

Наконец, решившись, министр достал из верхнего ящика стола письмо на причудливом бланке с иероглифами и протянул Главкому ВМФ.

Южнокорейский судостроительный концерн Hanjin Heavy Industries & Constructions Co. предлагал провести модернизацию эсминцев проекта 956 за.. 14 календарных дней до варианта эсминца- вертолетоносца, близкого к японскому DDH-143 Shirane

П**ж или провокация – сразу отреагировал Главком

Не в казарме – насупился не одобряющий ненормативную лексику министр – ты дальше читай!

Далее по тексту письма корейцы сообщали, что готовы за 3 месяца с момента получения аванса изготовить и собрать новые кормовые секции эсминца, включая двигательную установку и винты, предусмотрев также фундаменты и кабельные трассы для последующего монтажа средств ПВО на российских мощностях. Сетевой график предусматривал разгрузку боекомплекта в пункте базирования силами ТОФ, затем переход эсминца в Пусан, а после постановки в док - демонтаж существующей кормовой части и пристыковку готовой кормовой части. Срок этого этапа составлял 14 дней, включая швартовые испытания, но без учета ходовых испытаний. В результате Россия получала ударный эсминец-вертолетоносец на ходу, правда без ПВО самообороны. При необходимости корейцы были готовы оставить кормовую часть у себя для резки на металл. или герметизировать и отбуксировать во Владивосток.

А что, мысль. ЗРК Ураган и ПКР Москит можно модернизировать, а в носовой артустановке и трогать ничего не надо, кроме РЛС СУО - все равно лучше не сделают, а то и сломают. Только противоторпедную защиту поставим, скажем тот же Пакет-НК - и в путь. Уж это-то за годик осилим - несмело улыбнулся Главком.

Годик я тебе не дам. Если в конце 2014 года не введешь в строй хотя бы два корабля – сниму с должности – неожиданно жестко, с нажимом завершил разговор министр.

В Главкомате ВМФ предложение корейцев детально рассмотрели и, с сожалением, отвергли. Во-первых, тут требовалась еще новая гидроакустика, как буксируемая, так и активная, а с ее производством пока не все было ясно. Кроме конечно того, что успеть за 2014 год и спроектировать, и произвести, и отладить гидроакустику никак не выходило. Да и вообще, противолодочных возможностей у ВМФ РФ пока было достаточно, в отличие от авианесущих. Да и честно говоря, не хотелось признаваться, но офицерам было не понятно - куда делись дымоходы

Но идея о превращении эсминца в эсминец-вертолетоносец показалась Главкомату ВМФ не лишенной определенного смысла.

Во-первых, его можно использовать в учебных целях: ВМФ уже получил часть авиагруппы на Мистраль, вертолеты стоят в ангарах, а у вертолетчиков опыта полетов над морем недостаточно.

Во-вторых, эсминец-вертолетоносец вполне годится на роль огневой поддержки десанта: тройка вертолетов Ка-52К гораздо лучше усилит высадившуюся морскую пехоту, чем малый артиллерийский корабль с пушкой калибра 100 мм, или даже с реактивной системой залпового огня. Для собственно же транспортировки морпехов у флота уже имеется вполне достаточное число специализированных десантных кораблей, и при десантировании эсминец-вертолетоносец будет удачно действовать с ними совместно.

В-третьих, эсминец-вертолетоносец с ударным ракетным комплексом будет вполне на своем месте при политической необходимости обеспечить присутствие российского флота у берегов Сирии или в районе Курильских островов.

В ходе дискуссии сформировалось и название получающегося класса кораблей - ударный вертолетоносец.

Тендер на эскизное проектирование ударного вертолетоносца провели за три недели, и выиграло его почему-то КБ МГТУ им Баумана, которое через неделю после подписания договора представило Заказчику готовый эскиз. Столь рекордный срок был вызван тем, что фактически бауманцы чертили проект с момента объявления конкурса, а после подписания договора только внесли в чертеж несколько штрихов. Корабль получил две артустановки АК-630М-2 «Дуэт» и 8 барабанных пусковых установок ЗРК Кинжал, а также комплекс ПЛО/ПТЗ Пакет-НК

Преимуществом проекта автор считал его дешевизну и скорость реализации (все вооружение находилось на хранении в арсеналах, куда его переправили в момент разоружения кораблей флота в 90х годах). При этом производители вооружения с удовольствием взялись модернизировать и ЗРК «Ураган», и ПКР «Москит» и ЗРК «Кинжал», обещая за относительно скромные деньги новую электронику с повышенной надежностью и более низким энергопотреблением и новые ракеты с помехоустойчивыми ГСН и увеличенной дальностью.

Как и японский эсминец-вертолетоносец DDH-143 Shirane, проект 956B предполагал постоянную авиагруппу из 3 вертолетов (например Ка-52К или Ка-29), или мог нести взамен них 3..4 контейнера с пусковыми установками универсальных ракет семейства Калибр(для их перемещения использовались рельсовые пути).

«Альтаир» умолял разрешить им замену «Урагана» на Штиль-1 с ВПУ, и «Москита» до уровня «Москит-МВЕ». Дальше всех пошел «Купол», и пообещал не только доработать ЗРК «Кинжал» под уровень Тор-М2, но и поменять устаревшие подпалубные барабаны на современную вертикальную пусковую установку, хотя, конечно, не в 2014 году.

К сожалению, жесткий срок возможности провести серьезную модернизацию не давал - ограничились новыми ракетами и новыми СУО для всех трех систем, но одновременно оплатили «Куполу» разработку вертикальной пусковой установки. В конце концов, именно семейство Тор-2 заслужило уважительные отзывы сухопутных ракетчиков, и к 2015 году флот вполне мог надеяться на новый ЗРК на его базе.

В марте 2014 года по утвержденному эскизному проекту (он получил название 956В) Главкомат ВМВ провел тендер на рабочее проектирование и модернизацию двух головных кораблей. Тендер в апреле выиграло известное судостроительное предприятие. К концу апреля туда на буксирах пришли «Боевой» и «Бурный». Первого июня (через месяц после подписания договора) предприятие неожиданно посетил офицер генеральной инспекции при Главкоме ВМФ, и рапортовал, что аванс предприятие получило, к работам ни по рабочему проектированию, ни по реконструкции фактически не приступило. Ограничились только пескоструйной обработкой небольшого фрагмента корпуса.

Разразился скандал, в результате Главком ВМФ провел повторный тендер, но уже не среди кораблестроителей, а среди обычных строительных компаний, который выиграло московское ООО, широко известное в узких строительных кругах.

В июле москвичи оперативно привезли на судостроительное предприятие (док которого им передали в оперативное управление приказом сверху) интернациональную команду строителей (македонский прораб управлял белорусскими стропальщиками, украинскими сварщиками, таджикскими слесарями и молдавскими малярами). Главный (имеющий модную в московских кругах, но непонятную должность руководитель проекта) быстро договорился с крановщиками местного судоремонтного завода о подработке за нехилую прибавку к заплате, с проходной и Первым отделом - о пропуске людей в ночное время и расписал график поступления баллонов с кислородом и пропаном. Никаких супер-навороченных заплечных сварочных агрегатов у «москвичей» не было, а были обычные газорезки. Но их было много, и рабочие трудились по 12 часов в день без выходных. К истечению третьей недели демонтажные работы на корабле были завершены. С эсминца срезали все что надо, и кое-какие лишние переборки. Впрочем, выяснив от представителя заказчика в чем ошибка - оперативно приварили обратно.

Наблюдающий от ВМФ, осмотрев качество сварки, задумался на тему «а не предложить ли москвичам, кроме демонтажа, еще и реконструкцию, но тут вступил в игру новый фактор.

В июле главный инженер судостроительного завода был твердо уверен, что москвичи облажаются, и флот приползет к нему на коленях. А вот в начале августа ему стало.. по мужски обидно. Как же так – неграмотные узбеки могут делать так быстро, а ему слабо? Главный инженер пошел на принцип, и добился своего – к сентябрю заменили движительные установки (их начали изготавливать еще в январе 2014 по отдельному договору), к октябрю закончили дымоходы и вертолетные ангары, смонтировали Пакет-НК и спустили корабли в воду.

Наконец, в ноябре 2014 был завершен монтаж ЗРК «Кинжал» и 30-мм артавтоматов.

В последний день, когда ледовая обстановка еще позволяла провести ходовые испытания, их успешно провели, и с неполностью отлаженными системами «условно» «Боевой» и «Бурный» приняли в строй.

В действительности, зимой 2014/2015 года на формально вошедших в строй кораблях продолжалась пусконаладка, но весной 2015 года оба ударных вертолетоносца вышли в море и приступили к задачам К-1 и К-2.

В течении 2015 года по опробованной технологии были модернизированы «Быстрый» и «Расторопный».

К началу 2016 года настало счастье – ракетчики доработали вертикальную пусковую установку ЗРК «Кинжал» и убедили флот на замену ЗРК «Ураган» на Штиль-1. Чести стать первыми ударными вертолетоносцами с вертикальными пусковыми установками обоих ЗРК удостоились «Безбоязненный» и «Гремящий».

В 2017 году, кроме всего прочего, на оставшейся тройке эсминцев поменяли Москит на универсальные наклонные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр». Так повторно были введены в строй «Беспокойный», «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков», поменявший свое имя на «Бесстрашный».

Приложение:

Эсминец проекта 956:

Фрегат проекта 11356:

Годичной давности Джейн.
С тех пор только переименовали в "Адмирала Ушакова"
бедолагу "Бесстрашного".

Готовность 2х ЭМ с ТОФ под вопросом, но
"Бурный" в 2004 году вроде в море выходил.

В недрах форума попробуйте найти отзыв тов. Exeter"а
о недостатках 956. Объясняет почему "Удалые" в массе своей
еще бегают а "Современные" нет.

3 Images
DESTROYERS, Russian Federation

Jane"s Fighting Ships

SOVREMENNY (SARYCH) CLASS (PROJECT 956/956A) (DDGHM)
IN SERVICE: 5

Name
No
Builders
Laid down
Launched
Commissioned

BURNY
778

4 Nov 1983
30 Dec 1986
30 Sep 1988

BYSTRY
715
Zhdanov Yard, Leningrad (190)
29 Oct 1985
28 Nov 1987
30 Sep 1989

BESPOKOINY
620
Zhdanov Yard, Leningrad (190)
18 Apr 1987
22 Feb 1992
29 Dec 1993

NASTOYCHIVY (ex-Moskowski Komsomolets)
610
Zhdanov Yard, Leningrad (190)
7 Apr 1988
15 Feb 1992
27 Mar 1993

BESSTRASHNY
434
Zhdanov Yard, Leningrad (190)
16 Apr 1988
31 Dec 1992
17 Apr 1994

Displacement, tons: 6,500 standard; 7,940 full load
Dimensions, feet (metres): 511.8 × 56.8 × 21.3
(156 × 17.3 × 6.5)
Main machinery: 4 KVN boilers; 2 GTZA-674 turbines; 99,500 hp(m) (73.13 MW) sustained; 2 shafts; bow thruster
Speed, knots: 32
Range, miles: 2,400 at 32 kt; 6,500 at 20 kt; 4,000 at 14 kt
Complement: 296 (25 officers) plus 60 spare

Missiles: SSM: 8 Raduga SS-N-22 Sunburn (3M-80 Zubr) (2 quad) launchers ; active/passive radar homing to 110 km (60 n miles) at 2.5 (4.5 for attack) Mach; warhead nuclear 200 kT or HE 300 kg; sea-skimmer. From Bespokoiny onwards the launchers are longer and fire a modified missile (3M-82 Moskit) with a range of 160 km (87 n miles).
SAM: 2 SA-N-7 Gadfly 3S 90 (Uragan) ; command/semi-active radar and IR homing to 25 km (13.5 n miles) at 3 Mach; warhead 70 kg; altitude 15-14,020 m (50-46,000 ft); 44 missiles. Multiple channels of fire. From Bespokoiny onwards the same launcher is used for the SA-N-17 Grizzly/SA-N-12 Yezh.
Guns: 4-130 mm/70 (2 twin) AK 130 ; 35-45 rds/min to 29.5 km (16 n miles); weight of shell 33.4 kg.
4-30 mm/65 AK 630 ; 6 barrels per mounting; 3,000 rds/min combined to 2 km.
Torpedoes: 4-21 in (533 mm) (2 twin) tubes . Combination of 53 cm torpedoes (see table at front of section).
A/S mortars: 2 RBU 1000 (Smerch 3) 6-barrelled ; range 1,000 m; warhead 100 kg; 120 rockets carried. Torpedo countermeasure.
Mines: Mine rails for up to 22.
Countermeasures: Decoys: 8 PK 10 and 2 PK 2 chaff launchers.
ESM/ECM: 4 Foot Ball (some variations including 2 Bell Shroud and 2 Bell Squat). 6 Half Cup laser warner.
Combat data systems: Sapfir-U.
Weapons control: 1 Squeeze Box optronic director and laser rangefinder . Band Stand datalink for SS-N-22. Bell Nest, 2 Light Bulb and 2 Tee Pump datalinks.
Radars: Air search: Top Plate (MR-750 Fregat) ; 3D; D/E-band.
Surface search: 3 Palm Frond (MR 212/201) ; I-band.
Fire control: 6 Front Dome ; F-band (for SA-N-7/17). Kite Screech (MR-184) ; H/I/K-band (for 130 mm guns). 2 Bass Tilt ; H/I-band (for 30 mm guns).
IFF: Salt Pot A and B. High Pole A and B. Long Head.
Tacan: 2 Light Bulb.
Sonars: Bull Horn (MGK-335 Platina) and Whale Tongue; hull-mounted; active search and attack; medium frequency.

Helicopters: 1 Kamov Ka-27 Helix .

Programmes: Type name is eskadrenny minonosets meaning destroyer. From Bespokoiny onwards the class is known as 956A. Total of 17 built for Russia, two (hulls 18 and 19) for China, and one more (Bulny) which is unlikely to be completed unless for export.
Structure: Telescopic hangar. The fully automatic 130 mm gun was first seen in 1976. Chaff launchers are fitted on both sides of the foremast and either side of the after SAM launcher. A longer range version of SS-N-22 has been introduced in the Type 956A. This has slightly longer launch tubes. Also the SAM system has been improved to take the SA-N-17. There are also some variations in the EW fit.
Operational: A specialist surface warfare ship complementing the ASW-capable `Udaloy" class. Based as follows: Northern Fleet-Besstrashny. Pacific Fleet-Burny and Bystry. Baltic Fleet-Nastoychivy and Bespokoiny. So far 12 others have paid off or are non-operational although Bystry completed refit in 2002. Steam-plant reliability has been a class problem.
Sales: Two others which were near completion in 1996, were sold to China and sailed in December 1999 and December 2000 respectively, from the Baltic to the South China Sea. A contract for the procurement of two new ships was signed by the Chinese government on 3 January 2002.

BURNY - (Scale 1: 1,200), Ian Sturton

BESPOKOINY - 5/2001

Displacement Full Load (tonnes): 8067
Displacement Standard (tonnes): 6604
Length (m): 156
Beam (m): 17.3
Draught (m): 6.5
Range (nm): 2400
Speed (knots): 32

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» - эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.


В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:
- обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок;
- поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника;
- вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ);
- обнаружение коммуникаций противника;
- готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах;
- выполнение внешнеполитических задач.

Были пересмотрены различные варианты решения данных задач:
- соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства;
- массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;

Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения - ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.

Начало эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину - 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.

Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов:
- наличие площадки для вертолета типа Ка-252;

Установка ЗРК «Ураган»;
- пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц);
- артустановки АК-130;
- установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов - их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Строительство ЭМ проекта 956
1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование
У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.

Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.

ЭМ проекта 956 - единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара. Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.

Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».

Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:
- ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект - 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;

Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.
- Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» - 0.4 -1.0.
- ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения - 0.94-0.99;

РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра.
- 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.
- РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.
- КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
- 21-КМ – салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:
-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»;
- систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ.
- комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК;
- ГАК «Платина-С» - станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»;
- станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:
- МП-401 – комплекс РТР;
- МП-407 – станция постановки активных помех;
- ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121;
- СУ «Смета» - система управления ПК-2М
- с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей;
- СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.

Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:
- списаны корабли: "Отчаянный", "Современный", "Отличный", "Окрыленный", "Безупречный", "Расторопный", "Боевой", "Безудержный"/"Гремящий".
- проданы КНР: "Важный"/"Екатеринбург"/"ХАНЬЧЖОУ", "Вдумчивый"/"Александр Невский"/ "ФУЧЖОУ", "Внушительный"/ "ТАЙЧЖОУ", "Вечный"/"НИНБО".
- утилизация: "Осмотрительный", "Стойкий", "Внушительный".
- недостроенный: "Внушительный".

В составе ВМФ России:
- КТОФ –"Бурный" (ремонт), "Быстрый", "Безбоязненный"(резерв)
- КСФ – "Адмирал Ушаков".
- ДКБФ – "Беспокойный" (резерв), "Московский комсомолец"/"Настойчивый".
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы

Основные характеристики:
- водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн;
- длина по ватерлинии/макс - 145/156.5 метра
- ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра;
- осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра;
- автономность до 30 суток;
- дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.