Как эффективнее читать. Эффективное чтение для копирайтера: что, как, зачем

«Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.

Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.

Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.

О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.

Как быстро вы читаете?

Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.

Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:

Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8-9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13-14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.

Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.

Как много вы читаете?

Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение - совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.

Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?

Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.

5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей

1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).

Его метод состоит из 2 приемов:

  1. Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
  2. Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.

Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:

«Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение... полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».

Как видят наши глаза?

Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.

Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.

2. Новые методики Spritz и Blinkist

Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.

Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.

Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.

Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.

На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).

Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное . Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.

3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом

Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.

4. Купите читалку

Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?

5. Читайте больше, но не читайте все подряд

Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.

Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»

Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:

  • книги, которые мы прочитали;
  • книги, которые мы просмотрели;
  • книги, о которых мы слышали;
  • книги, о которых мы забыли;
  • книги, которые никогда не открывали.

Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.

3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали

Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:

  • впечатления;
  • ассоциации;
  • повторение.

Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.

Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.

Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.

Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.

Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.

4 уровня чтения

Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:

  1. Элементарный.
  2. Инспекционный.
  3. Аналитический.
  4. Тематический.

Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».

Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:

  1. Классифицируйте книгу по тематике.
  2. Кратко сформулируйте, о чем книга.
  3. Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
  4. Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.

Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.

По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.

Делайте заметки!

Вот вам небольшой совет: делайте заметки.

Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:

«После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».

Заключение

Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.

Успехов вам и высоких конверсий!

Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям и смыслу - от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг - это кинокамера, снимающая все в виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием декораций, с персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой сцен.

1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы будут живыми иллюстрациями представлямых ими идей.

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.

4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом вы «запишите» текст одновременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что наиболе эффективно.)

Эффективное чтение

Это очень простой метод, который поможет вам улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и т.д.

Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает Что, Когда, Почему, Где и Как? К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события. Вы можете использовать его при всестороннем рассмотрении любых бесед, радиопередач, сообщений или публичных выступлений. Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.

Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

Стратегия эффективного чтения

Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель - «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью».

Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забыванию, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в ходе чтения надо: бегло просматривать текст, задавать упомянутые вопросы, делать пометки, пересказывать прочитанное, повторно просматривать текст.

Технология запоминания

Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как. можно сильнее - для большей концентрации внимания. Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.

И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, - тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

Зачем читать когда можно слушать?

Да, я сам сторонник такого мнения. И по этому смотрю на этот вопрос точно таким же взглядом, как и большинство. Но при этом я имею собственный подход, который ставит меня между людьми, которые любят читать книги в печатном виде по старинке или загрузив понравившуюся аудио книжку с какого-нибудь сервиса, скидывают её себе на электронные носители и слушают их: в маршрутках, в поездах, на прогулках и т.д. Перед тем, как я опишу Вам свой срединный путь, я хочу коснуться самой ценности чтения книг.

Зачем нам читать книги?

Ещё со школы нам твердили, что чтение-это важно и нужно. И даже, если это действовало на нас, от этого мы не стали читать чаще и больше. Все дело в подаче. В современном образовании в головах учеников и студентов чтение книг скорее принуждение чем нужда. Прочитайте и перескажите, прочитайте и выучите, а ещё обязательно напишите сочинение на тему героя книги или тезиса.

В чтении книг все завязано не на запоминании и пересказе содержания, а на понимании. А вот понять книгу это совсем не значит её запомнить. Чтобы понять книгу нужно соотнести себя с ней, сопоставить её со своим эмоциональным опытом. Транслируя суть книги и происходящие в ней события на свою жизнь и картину мира, мы можем более ясно видеть, то что пытался донести нам её автор. В наш 21 век нам доступны все творения великих умов планеты. Достаточно лишь отрыть их книги для себя.

Разные книги — разные способы чтения

Для чтения разной литературы существуют свои собственные правила чтения. Кратно их можно разделить на следующие категории.

Практические книги — помогают Вам понять суть явлений и показывают, как можно решить ту или иную задачу рассматриваемую в книге. Технические, медицинские, бизнес книги — это все практическая литература. Чтобы эффективнее читать подобный тип книг, Вы должны держать в голове следующие вопросы:

  1. Какие цели преследует автор в данной книге?
  2. Какие методы решения он Вам предлагает?

Художественная литература — основная её задача это приблизить читателя к прекрасному, позволить ему пережить события книги и почувствовать себя одним из её героев. Большинство изучаемых в школьное время книг именно такого типа. Для эффективного изучения подобных книг совсем не нужно искать в них ни основную мысль, ни терминов, ни аргументов и уж совсем не старайтесь осмыслить сюжет таких книг с логической точки зрения. Самое ценное в таких книгах- это их эстетические качества и красота.

Научная литература -рассказывают читателю о различных явлениях и событиях окружающих его в повседневной жизни. В них более детально разбирается какая-либо тема выбранная автором. Цель этих книг заключается в объяснении читателю сложных вещей на примере простых повседневных явлений. Чтобы с легкостью читать подобную литературу, Вы должны быть готовы к обращению к различным дополнительным источникам информации для улучшения понимания раскрываемой темы. Читая подобные книги, старайтесь активировать свою исследовательскую жилку и искать описываемые явления в окружающем вас мире.

Каковы основные правила при чтении книг?

Чтобы лучше понимать выбранное Вами произведение, необходимо при чтении помнить о следующих правилах эффективного чтения.

  1. Анализируйте, то что читаете. Старайтесь определить основную идею книги. Для более глубокого понимания нужно держать структуру книги в голове и уметь связать отдельные её части между собой.
  2. Интерпретируйте написанное автором. Старайтесь понять смысл ключевых слов и найти общий язык с автором. Закончив прочтение главы или всей книги проследите, удалось ли автору ответить на заявленные вопросы или проблемы.
  3. Прочитайте, потом критикуйте. Окончательно поняв суть произведения можно приступать к его критической оценке. Критика позволяет Вам выработать свой путь понимания произведения и формирование собственных суждений. Конструктивная критика позволяет более лучше осознать произведение найдя его сильные и слабые стороны.

От цифры к бумаге

Когда я слышу о каком-либо произведении, я в первую очередь начинаю с изучения его типа и темы, которая раскрывается в нем.

Если же мне близка эта тема или интересен автор, то я в первую очередь ищу краткое содержание данного произведение, которое позволило бы мне аналитически взглянуть на произведение и быстро вникнуть в его идею.

В последнее время существует огромное количество сервисов предоставляющих выжимки различных книг в виде аудио или электронных книг. Мне довелось активно работать с сервисом smartreading .

Если после знакомства и основными идеями книги она меня заинтересует, то я буду искать её полный вариант (приоритетно в аудио формате).

Ну и если мне очень сильно близки мысли и суждения автора и я полностью интерпретировал его идеи по отношению к себе, я обязательно возьму себе вариант его книги в печатном виде.

Таким образом, я получаю некий цикл знакомства с книгами который позволяет мне эффективнее выбирать именно те книги, с которыми я хочу познакомиться.

Итог

В итоге можно сказать, что придерживаясь данных правил при чтении книг, Вы сможете более эффективно читать книги, извлекая большую пользу для себя и своего личного развития.

А какой способ повышает вашу эффективность? Делитесь вариантами в комментариях.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Почему эта статья лучшая?

  • В ней есть все, что нужно знать. Я собрал мнения 10 человек, читающих до сотни книг в год. Это достаточно большая выборка. Обычно для выявления самых важных аспектов какого-либо явления достаточно опросить 3–5 экспертов. Все что вы способны найти в интернете уже есть в статье или не релевантно.
  • Мало воды. Отжал воду из их рассказов, сопоставил мнения между собой, выделил основные смыслы и связи между ними.
  • Текст структурирован и понятен. В ходе своей основной работы я занимаюсь тем, что собираю и анализирую информацию для топ-менеджеров крупной компании. Уже несколько лет я превращаю сотни страниц текста, содержащих противоречивые факты в 1–2 страницы саммари из которого все становится понятно. При этом важные детали не теряются.
  • Статья обновляется. Если вы считаете, что чего-то нехватает - сообщите мне и я добавлю это в текст. Таким образом статья со временем будет становиться только лучше.

Составляющие эффективности чтения

  • Ясная цель. Четко определите для чего вы хотите прочесть книгу: что-то узнать, чему-то научиться, что-то понять, изменить в себе. Отсутствие цели = отсутствие результата.
  • Выбирайте хорошие книги. Отсеивайте плохие.
  • Работайте с книгой, чтобы получить максимум пользы от нее.
  • Экономьте время, чтобы читать больше хороших книг и поддерживать интерес к чтению. Время ограничено, его не так много как вы думаете.
  • Лайф-хаки: как удобнее читать, обрабатывать информацию и получать книги бесплатно!

Может показаться, что все эти пункты очевидны, но когда вы прочтете расшифровку каждого из них, то поймете, что не выполняете работу должным образом даже наполовину.

Постановка цели

  • Формулировать цель желательно письменно. Когда сформулирована цель, выделять нужные мысли становится проще, скорость чтения повышается. На письме размытость и несостоятельность цели гораздо заметнее, чем в мыслях или на словах.
  • Перечислите несколько вещей, которые хотели бы узнать после прочтения или навыки, которые хотите повысить. Так книга становится инструментом для оттачивания навыков и закрытия существующих пробелов в знаниях.

Поиск хороших книг

  • Познакомьтесь с биографией автора и его библиографией. Если вы уже прочли хотя бы одну его книгу и она вам понравилась, вероятно, что и другие его книги придутся вам по вкусу. Однако, учтите, что скорее всего вы уже знакомы с большинством идей этого писателя.
  • Ценность автора можно определять по приводимым в книге собственным примерам. Если у автора нет достаточной практики, то велик риск, что он плохо разбирается в предмете.
  • Читайте саммари книг и отзывы. Они дают общее представление о произведении, рассматриваемых идеях. Там же могут быть ссылки на других авторов: возможно вам стоит прочесть другую книгу на эту тему. Где брать: smartreading.ru , getabstract.com , livelib.ru , makeright.ru briefly.ru
  • Выбирайте книги, авторы которых сами организуют обратную связь: ведут сайт / блог / электронную рассылку, где корректно отвечают на вопросы своих читателей, участвуют в работе профессиональных конференций. Это пригодится, если вы захотите задать вопрос по тексту. А также является маркером вовлеченности человека в данную тему.
  • Узнайте что читают ваши друзья и люди, которые вам интересны. Необходимый функционал есть на Bookmate и Goodreads.
  • Обратитесь за советом к эксперту. Если вы совсем не разбираетесь в теме, то он подскажет с чего начать и что читать не нужно. Такое общение будет полезно в т.ч. для составления словаря принятых в этой области знаний терминов. Без знания терминологии понять книгу будет трудно.

И еще…

  • Читайте книги разных авторов на одну тему. Это сделает ваш взгляд на предмет исследования стереоскопическим. Ищите различия в точках зрения.
  • Метод экспресс оценки деловой литературы: прочитать описание книги на обложке спереди и сзади, прочесть содержание и просмотреть наиболее интересные главы, постоянно задавая себе вопрос: «Хочу ли я прочитать эту книгу? Если да, то с какой целью?».

Отсеивание плохих книг

  • Правило 50 страниц. Если за первые 50 страниц книга не заинтересовала - отложите ее. Не вымучиваю все 300 страниц. Освободитесь из ментальной ловушки «заканчивать». Amazon дает скачать 50 страниц любой книги для ознакомительного чтения.
  • Заставляя себя читать неинтересные книги, вы формируете у себя негативное отношение к чтению.
  • Черный список книг. Если один из блогеров или экспертов, за которыми вы следите, оставляет негативный отзыв, занесите книгу в такой список, чтобы не тратить время и случайно не купить / прочитать.

Работа с книгой

Подготовка упрощает процесс чтения.

  • Определите тип книги: это руководство, теоретическое описание или сборник информации. В зависимости от этого метод чтения будет отличаться. Теоретические книги самые тяжелые, т.к. требуют больше всего усилий для понимания.
  • Перед началом чтения нон-фикшен книги изучите ее содержание: обложку с обеих сторон, введение, послесловие, название глав и частей, синопсис, рисунки. Это поможет составить в голове начальную схему книги и которой затем родится план. Этой же цели служит прочтение саммари.
  • Составьте вопросы к книге. Конечный результат чтения - приблизиться к желаемым целям. Когда знаешь, что ищешь, проще концентрироваться на процессе поиска. Внимание высвечивает из текста все, что, так или иначе, ассоциируется с предметом поиска. Стоит потратить еще 15–30 минут, чтобы написать ответы на вопросы из первого списка.

Процесс чтения нацелен на понимание.

  • Чтение состоит из трех этапов: декомпозиция, композиция и анализ. Во время декомпозиции вы разбираете книгу на составные части (тезисы, аругменты, примеры). Композиция - обратный процесс, необходимый для осознания взаимосвязей составных частей книги. На этапе анализа читатель проводит критическую оценку текста: верны ли аргументы, достаточно ли примеров, нет ли противоречий, каковы следствия.
  • Выделяйте важное в тексте. Например, зелёным цветом те места в книге, которые составляют каркас текста (тезисы, аргументы, примеры). Голубым - то, что хотите внедрить на практике (позже можно выписать это в блокнот). Сиреневым - то, что пригодится для цитирования. Выделение имеет смысл только если вы планируете снова вернуться к обозначенным частям текста.
  • Делайте записи. Записывая, вы еще сильнее фиксируете важное в памяти за счет дополнительной активации мозга мелкой моторикой.
  • Пропускайте «воду», останавливаясь только на тех абзацах, которые привлекают ваше внимание. (При этом помните, что в хорошей книге минимум воды).
  • Перед каждой сессией чтения, кратко освежите в памяти содержание прочитанного ранее текста и его структуру. Легче всего это сделать по оглавлению.

Работа после прочтения сводится к тому, чтобы осмыслить и запомнить прочитанное.

  • Составьте план книги. Лучше в формате mind-карты. План должен отражать структуру знания, заключенного в тексте. Структурируя знание вы лучше понимаете и запоминаете суть. План полезен и для самопроверки: если вы не можете его составить, значит вы не поняли книгу.
  • Составьте список идей и задач, возникших на основе прочитанного. Книга нужна нам для того, чтобы достичь понимания. Понимание без действия - информационный жир.
  • Обсудите книгу с другим читателем или расскажите о её содержании друзьям. Это полезно для запоминания материала, проверки понимания и критического анализа.
  • Пишите обзоры для блога. Чтение с мыслью о необходимости составить обзор становится более внимательным, т.к. возникает чувство ответственности перед читателями.
  • Повторяйте прочитанное по своим заметкам и обзорам. Можно использовать готовые саммари других читателей.
  • Составляйте майнд-карты. Они полезны для целостного восприятия книги и быстрого возвращения к ней; в общем также ценны, как и собственные обзоры.
  • Сразу внедряйте полученные знания. Через неделю после прочтения книги забывается почти все, что вы хотели предпринять.

Общие советы по работе с книгой.

  • Читайте утром. В это время мозг лучше всего настроен на восприятие нового, вы полны сил. Вечер можно посвятить художественной литературе, которая больше подходит для эмоционального восприятия.
  • Аудиокниги подходят для художественных текстов и не подходят для нон-фикшен, т.к. в этом случае с книгой невозможно полноценно работать.
  • Правило альфы-омеги: важная информация имеет обыкновение концентрироваться в начале и в конце всего - книги, глав, абзацев. Порядочные авторы повторяют основные идеи в конце каждой главы и показывают как эта глава связана со всем текстом.
  • В процессе чтения (например, после каждой главы) задавайте себе вопросы: Что я понял из прочитанного? Как и где я могу применить то, что сейчас узнал? Есть ли аналогии между тем, что я читаю, и моими нынешними задачами?

Экономия времени, как читать больше

В мире миллионы книг. Даже при очень высоких навыках чтения и усердии, за всю жизнь человек может прочесть порядка 4–5 тыс книг. Необходимо очень внимательно относиться к их выбору.

  • Читайте классику. Фундаментальные законы общества и мироздания способны пережить вечность. Хорошие книги остаются, а плохие забываются. Поэтому актуальность книги на длинном отрезке времени говорит о её качестве.
  • Иногда достаточно саммари, после прочтения которого не возникает желания тратить время на чтение книги целиком.
  • Читайте электронные книги. Это намного удобнее (меньше весят, проще делать заметки). А удобство означает, что по разным производным причинам вы будете читать больше и чаще.
  • Скорочтение. Пропускайте части книги, которые вам понятны. Не обязательно читать каждое слово. Иногда достаточно прочесть начало и конец главы, просмотреть середину, если что-то осталось непонятным, и при этом получить достаточное понимание сути. Нельзя применять скорочтение, если книга по новой для вас тематике или вы во всех деталях не понимаете ход мыслей автора. В этих случаях вы просто пробежите текст, а глубинного понимания не сформируется. Зачем тогда читать? Мортимер Адлер считал, что великие книги невозможно читать быстро.
  • Скорость чтения приходит сама. Один из читателей делится опытом: Я много лет по-разному осваивал скорочтение. Потом увлекся фоточтением. А потом забыл и об одном, и о другом. Я просто стал быстро извлекать из книг нужную мне информацию. Оказалось, мне подсознательно было неинтересно просто учиться быстрее читать. Это походило на какое-то трюкачество с целью удивить или привлечь внимание.
  • Удалите из телефона все социальные приложения, чтобы у нас не было возможности тратить время на их просмотр. Освободившееся время можно посвятить чтению.
  • Выберите следующую книгу еще до окончания прочтения предыдущей. Так вы избежите паузы и срыва ритма.
  • Запланируйте 1 час на чтение ежедневно. Относитесь к этому, как если бы это была важная встреча.
  • Чтобы мотивировать себя читать больше, стоит вести список прочитанного. Когда считаешь, хочется «набить» побольше, поставить рекорд. Также это лишний повод похвалить себя за достижения.
  • Ритмичность. Для формирования привычки важно создать некий режим чтения. Становится проще настроиться на чтение и выделять для него время.

Разное

  • Если у вас есть мало-мальски популярный блог (300 читателей и выше) обращайтесь к издательствам, чтобы получить бесплатную бумажную книгу.
  • Ранжирование. Собирайте книги по рекомендациям, затем оценивайте по параметрам: актуальность (см. целеполагание), качество, доступность. И выбирайте что стоит прочесть именно сейчас.

Где брать книги:

  • Внутренний поиск «ВКонтакте» по документам.
  • Поиск Google по файлам.
  • Либрусек, Рутрекер и другие трекеры.
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.