Библиотечные ситуации деловая игра для библиотекарей. «учимся вместе»: как и чему нужно обучать современных библиотекарей? «Солнце» - педагогические ситуации

Деловые игры в библиотеке

Оренбург

Оренбург

2008
т

Государственное учреждение культуры
Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской

Научно – методический отдел

Деловые игры в библиотеке

Сборник методических материалов

Оренбург

Составитель Утевалиева А. А., главный библиотекарь научно – методического отдела
Редактор Камскова Т. А., заведующая редакционно – издательским отделом
Ответственный за выпуск Кучапина Л. Л., заместитель директора по научной работе
Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; НМО; Сост. А.А. Утевалиева. – Оренбург, 2008. - 54 с.

Уважаемые коллеги!
Предлагаемые вашему вниманию материалы сборника «Деловые игры в библиотеке» выходит в серии «Наша профессия», издаваемой НМО ОУНБ им. Н.К. Крупской.

Цель сборника – активизация, применение инновационных технологий в системе непрерывного образования, помощь библиотекарям в преодолении психологических барьеров в ходе повышения профессиональной квалификации.

Сборник содержит комплекс тренингов, обучающих и моделирующих игр, являющихся авторскими разработками ведущих библиотековедов России Э.Р. Сукиасяна и Н.В. Збаровской, а также материалы, апробированные библиотечными специалистами в системах повышения квалификации США.

Надеемся, что материалы сборника окажут помощь в работе над совершенствованием профессионального мастерства библиотекарей.

НМО ОУНБ им. Н.К. Крупской

^ Деловые игры как форма эффективного обучения библиотекарей

Изменение социокультурной среды, принципов организации деятельности библиотек определяет новые требования к библиотечному персоналу. Несомненно, устаревшие профессиональные знания сдерживают модернизацию муниципальных и сельских библиотек. Поэтому наличие возможностей для актуализации профессиональных знаний и навыков библиотечных специалистов является важным фактором успешного развития библиотек и удовлетворения ими потребностей общества в информации и знаниях.

В условиях ограниченности бюджетного финансирования по дополнительному образованию библиотечных работников и труднодоступности для сельских библиотекарей источников профессиональной информации особенно важен выбор форм обучения, позволяющих эффективно и в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями и навыками. Вместе с тем, необходимы не только постоянное обновление знаний, но и выработка новых подходов, воздействующих на изменение способа мышления.

Для решения этих задач традиционные формы обучения (лекции, дискуссии, даже семинары) в большинстве недостаточно эффективны. Поэтому одной из форм подготовки специалистов являются динамичные формы, такие, как деловые игры.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в деловых играх около 90%. Принципиальное отличие деловых игр от традиционных методов обучения в том, что при тренинге члены группы сами «добывают» знания, активизируя участие каждого, а при традиционном обучении осуществляется передача готового знания.

Сущность деловых игр заключается в отработке реальных проблем и принятии связанных с ними решений на примере заданных ситуации. Главная особенность деловой игры в том, что предложенные задачи не имеют правильных готовых решений. Варианты вырабатываются и рассматриваются непосредственно во время игры, ход которой невозможно предсказать. При проведении деловых игр обучение производится по принципу «задача - решение», а не по принципу «вопрос-ответ».

Различные исследователи выдвигают свои виды классификации деловых игр. Н.В. Збаровская – преподаватель СПбГУКИ классифицирует следующие виды деловых игр: игры-тренинги, ролевые игры, моделирующие игры, организационно-деятельностные игры.

По данной классификации, игры-тренинги направлены на развитие умений и навыков систематизации информации.

Ролевые игры предусматривают распределение ролей, переработку информации и подготовку материала в соответствии с предложенной ролью.

Моделирующие игры – игры, содержащие элементы моделирования деятельности или объектов. Они позволяют органически соединить приемы работы с информацией и конкретную профессиональную деятельность библиотеки.

Автор учебника «Деловые игры: разработка, организация, проведение» В.Я. Платов приводит свою типологию деловых игр, где помимо ролевых, имитационных, организационно-деятельностных игр, уделяет огромное внимание методу анализа конкретных ситуаций (МАКС).

При использовании метода анализа конкретных ситуаций обучаемым представляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной организации, предприятия. Задачей обучаемых является коллективное принятие управленческого решения в указанной ситуации. Особенность метода и его отличие от ролевых и имитационных игр состоит в отсутствии ролей (ниже приведены примеры игр, связанных с МАКС, апробированные в библиотеках России и США).

^ Этапы проведения деловых игр

В структуре деловых игр обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводная часть, работа в группах (собственно деловая игра), анализ результатов, подведение итогов.

^ Подготовительный этап . Осуществляется диагностика состояния игрового объекта, выявляются проблемы, болевые точки, определяется стратегия игры, формируется её предварительная структура, продумывается состав групп с учетом различных подходов игроков к рассматриваемой проблеме, подготавливается раздаточный материал, разрабатываются критерии игры.

^ Вводная часть . Здесь предусматриваются ориентирование коллектива на цели и задачи игры, осуществляется психологическая подготовка участников, мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала. Команды получают заранее подготовленные материалы. Если игра разбита на несколько этапов и её проведение требует предварительного изучения литературных источников и правовой документации, то участникам может быть предложена лекция, консультация, обзор литературы, сформулировано домашнее задание.

^ Работа в группах . Каждая группа работает обособленно, вступая в деловой контакт с другими группами или исполнителями ролей только при функциональной игровой необходимости. Участники в каждой команде выдвигают предложения по решению проблемы.

В ходе анализа результатов и подведения итогов деловой игры целесообразно корректно разъяснить причины возникавших в ходе игры проблем, отметить недостатки в проектах команд, сообщить, что все проекты будут доработаны и приняты за основу, разъяснить участникам, что результаты не приведут к административным и организационным выводам, так как раскрывают проблемную ситуацию и намечают пути её разрешения.
^ Ситуационный анализ или метод «кейс-стади»:

опыт российских библиотек

Анализ конкретных ситуаций позволяет в условиях обучения обратиться к конкретному опыту с целью его осмысления. Основная задача – помочь участникам соотнести свой опыт с предлагаемыми подходами и моделями, провести их обсуждение в ходе групповой работы, самостоятельно выработать ориентиры и способы действий в реальных ситуациях.

Ситуационный анализ как метод обучения показал свою жизнеспособность и высокую эффективность. Об этом свидетельствует опыт организации тренинг-семинара в Республике Карелия, проведенный под руководством известного библиотековеда Э.Р. Сукиасяна в 2002 году.

Модель обучения с применением данного метода интерпретируется автором так: задается ситуация и для анализа предлагаются 3 – 4 варианта её развития в зависимости от принятого руководителем решения, причем ни один из них не должен носить характер явно надуманного, искусственного.
Метод ситуационного анализа при проведении тренинг-семинара

в библиотеках Республики Карелия

Общая структура программы тренинг-семинара состояла из пяти блоков:

Предварительного или вводного;

Три блока, непосредственно связанных с анализом ситуаций:

Ситуации подбора, приема, увольнения, расстановки кадров,

Ситуации, связанные с повышением квалификации,

Ситуации оперативного управления персоналом;

Заключительный, или итоговый.

Ниже приведены варианты ситуаций для анализа, предложенные Э.Р. Сукиасяном для библиотечных работников Республики Карелия. (Анализ конкретных ситуаций и выводы по проведенному тренинг-семинару см. в журнале «Научные и технические библиотеки». – 2002. - №11. – С. 25-45).

^ Ситуации подбора, приема, увольнения, расстановки кадров.
I. Вам нужно принять на работу библиотекаря. Выскажите свое мнение, кого бы Вы предпочли (при прочих равных условиях):

1) сотрудника со специальным (библиотечным) образованием;

2) сотрудника со стажем работы в библиотеке:

3) человека образованного и начитанного;

II. Вы развиваете в своей библиотеке компьютерное хозяйство (или только приступаете к автоматизации). Вам необходимо пору­чить руководство этим направлением определенному лицу. Какое решение Вы примите:

1) поручу это направление своему заместителю, библиотекарю-профессионалу;

2) возьму на должность нового сотрудника с подходящим обра­зованием (математика, программиста, инженера);

3) организую в структуре отдел автоматизации, руководителем назначу опытного библиотекаря-профессионала, имеющего стаж ра­боты в нашей библиотеке;

4) приму такое же решение, но руководителем назначу сотрудника с подходящим образованием (математика, программиста, инженера).

III. Вам надо заполнить неожиданно образовавшуюся вакансию заведующего отделом. У Вас три кандидатуры, все чем-то хороши. Придется делать выбор:

1) в этом отделе есть заместитель заведующего, стаж рабо­ты в этом качестве более десяти лет. Плюсы: работу и людей знает. Минусы: полное отсутствие инициативы - как работали, так и будут работать. А как хотелось бы "перестройки"..;

2) в другом отделе библиотеки есть подходящая кандидатура. Плюсы: хорошее образование, молодость, инициатива, желание и – что важно, - умение руководить. Минусы: в обиде окажутся многие сотруд­ники, которые работают давно и ждут "своей очереди" продвинуться;

3) давно хочет перейти в наш коллектив сотрудник из другой библиотеки. Плюсы: хорошее образование, стаж работы, желание взять на себя ответственность. Минусы: трудно сказать - мы его со­всем не знаем. Ясно только одно: там, у себя, что-то не получается, не хочет там оставаться...

IV. Сотрудник, завершивший образование, размахивает дипло­мом и требует немедленно повысить разряд ETC. Ваши действия:

1) обещаю разобраться; не предпринимаю никаких действий, так как фонд оплаты труда исчерпан;

2) принимаю соответствующее заявление и соглашаюсь с повы­шением;

3) прошу заведующего отделом подготовить должностную инст­рукцию с соответствующими изменениями и дополнениями, после ее утверждения соглашаюсь с повышением.

V. Сотрудник окончил курсы, показывает полученное на них свидетельство (удостоверение, сертификат) и требует повысить ему разряд ETC. Ваши действия:

1) отказываю без объяснения причин (достаточно того, что в период учебы часть коллектива брала на себя его обязанности, рабо­тала за него);

2) обещаю пойти навстречу при первой возможности, хотя пер­спектив не вижу;

3) объясняю, что окончание курсов и получение этого документа никаких особых прав не дает. Будущее покажет;

4) предлагаю сотруднику на деле продемонстрировать эффектив­ность полученных знаний: составить проект, подготовить мероприятие, разработать документацию. Ухожу от прямого ответа на вопрос: «И тогда?» - считая его лишним. Повышение разряда проводится в каче­стве поощрения, если полученные знания применены на практике.

VI. В кабинет входит М.П. (опытный, уважаемый в коллективе сотрудник, профессионал, зав. подразделением). М.П.: "Мужа пригла­сили в другой город, через месяц-полтора - уезжать. Прошу уволить меня поскорее, за несколько дней, надо собраться". Ваша реакция:

1) дорогая М.П., поздравляю! А жилье дадут? Все сделаем. Но обещайте, что придете в санитарный день, посидим, вспомним, как работали с Вами, скажем Вам на дорогу хорошие слова;

2) вот это да, неожиданно как-то. От Вас не ожидала, сколько лет работали, я на Вас так надеялась. За несколько дней не получит­ся. Недели две по закону придется отработать..;

3) не получится у Вас, М.П., что Вы задумали! Быстро не уй­дете! Месяц, а то и все полтора отработать! Еще я подумаю, как Вам дела сдавать и кому. Как так можно? Вдруг приходите, не преду­преждая... Вот что: пусть муж едет, а Вы с детьми потом к нему по­едете. Поработаете пока. Вы же сами замену не подготовили!

VII. Опытный кадровый работник старше 65 лет, заведующий отделом, приносит заявление об увольнении. Состояние здоровья работать по­зволяет. Замена подготовлена. Ваши действия:

1) когда-нибудь это должно было произойти: нельзя же вечно работать! Подписываю заявление. Приглашаю заходить;

2) провожу неторопливую беседу, пытаясь понять, что подтолк­нуло к решению уйти (возможные мотивы и аргументы: ухудшение состояния здоровья, необходимость ухода за близкими дома, жела­ние "омолодить" штат и открыть дорогу молодежи, неприятный раз­говор в отделе). Соглашаюсь с просьбой. Приглашаю сотрудника, принимающего отдел, прошу собрать коллектив. Представляю нового руководителя в присутствии уходящего в отставку. Прошу произне­сти напутственные слова;

3) прошу ветерана дать согласие на временную работу (варианты: с сокращенным рабочим днем, на контрактной основе, с использованием для обучения новых сотрудников, с поручением пе­ресмотреть документацию, принять участие в разработке плана и со­ставлении отчета и т. п.).

VIII. Молодая сотрудница со средним образованием (стаж работы - почти год) увольняется из библиотеки в связи с поступлением в вуз. Ваши действия:

1) подписываю заявление с грустью: уходят молодые кадры. Прошу не забывать;

2) пытаюсь отговорить от увольнения, убеждаю, что можно и нужно учиться, не покидая коллектив библиотеки. Попробую пого­ворить с родителями;

3) кто решил уйти - уйдет, но с коллективом придется разо­браться: надо знать о планах молодежи и вести работу по профори­ентации и профадаптации, закреплению молодежи. Если работа и люди по душе, человек не уйдет на дневное…

^ Ситуации, связанные с повышением квалификации

I. В поступившей на Ваше имя почте Вы обнаружили пригла­шение на учебу в Москву: срок - две недели, командировочные рас­ходы оплачиваются). Ваши действия:

1) без всяких сомнений: еду. Учить своих заместителей или рядовых сотрудников опасно - они не должны быть умнее своего ру­ководителя. Разве отсюда не следует, что сначала надо ехать на учебу руководителю?

2) надо выяснить, что за курсы (в приглашении об этом не ска­зано, но телефон есть). А затем уж решить, кого стоит послать;

3) в библиотеке и так плохо с людьми, а тут на 14-15 дней надо будет лишиться сотрудника. Эффект всяких курсов весьма сомните­лен... Отказаться;

4) прекрасно! Давно ищем деньги на командировку в Москву - надо привезти заказанную технику и отложенные книги. На «курсы» поедет наш автоматизатор: для виду посидит пару дней, но дело сде­лает.

II. Сотрудница-библиограф подала заявление с просьбой напра­вить ее на компьютерные курсы. Приложена программа курсов: тек­стовые и графические редакторы, электронные таблицы, финансовые операции в Интернете (электронные платежи, банковские карты). Говорит, что она таким образом лучше освоит Интернет (библиотека подключена). Деньги не бог весть какие, но и не малые... Ваши дей­ствия:

1) подписываю заявление, предлагаю искать спонсоров;

2) понимаю, что в скрытой форме готовится переход на работу в другую организацию с предварительным обучением за счет библио­теки. Предлагаю сотруднику сначала обратиться к юристу, чтобы перейти на контрактную систему, оговорив в трудовом договоре от­ветственность за увольнение по собственному желанию (с указанием срока);

III. Вы или Ваши сотрудники возвратились из служебной коман­дировки за рубеж или в пределах России (участвовали в совещании, конференции, выступали с докладом):

1) это хороший повод для того, чтобы собрать весь коллектив для отчета и подробного рассказа о том, что было, какая была про­грамма, как был принят аудиторией доклад. Надо показать всем привезенные материалы;

2) темы бывают разные и не всем всегда все надо знать. Соби­раются те лица, которых я определю, формальный отчет заслушаем в узком составе;

3) вообще не вижу смысла отчитываться в коллективе, отчет бу­дет направлен "наверх": будет меньше разговоров о том, что "одни работают, другие ездят".

IV. Студентка-заочница библиотечного факультета возвратилась с очередной экзаменационной сессии:

1) надо поинтересоваться, все ли сдала: главное - получить ди­плом;

2) руководитель отдела, в котором она работает, должен быть в курсе ее дел;

3) студенты отчитываются в дирекции; темы рефератов, курсо­вых, дипломных работ обязательно предлагаются библиотекой. Иначе какой смысл в учебе?;

4) с целью повышения ответственности и информации коллек­тива полезно дать возможность выступить перед всеми, рассказать, чтонового говорили преподаватели;

5) предложите свой вариант.

V. Обсуждается вопрос о системе повышения квалификации со­трудников. Вы должны высказать свое мнение:

1) должен быть жесткий план, каждый должен повышать ква­лификацию хотя бы раз в 3-4 года. Учебу можно организовать в библиотеке;

2) может быть план, но он всегда будет иметь формальный ха­рактер. Учить надо "по потребностям" и тех, кому это нужно;

3) в план надо включить только ежемесячную информацию на общем собрании коллектива. Остальное - как получится: вызовут -пошлем, захотят - отпустим.

VI. В Вашей библиотеке есть план обучения новых сотрудников. Однако некоторые из них под разными предлогами ("у меня боль­шой стаж работы, "имею библиотечное образование") уклоняются от обучения по этому плану). Ваши действия:

1) не хотят - не надо. В работе скажется, тогда заставим изу­чать все, что надо, самостоятельно и в нерабочее время;

2) вызову и объясню, что у нас принят такой порядок для всех без исключения;

3) придется проявить настойчивость. Потребую обеспечить кон­троль;

4) не буду доводить до конфликта. Попрошу заведующего отде­лом познакомить сотрудника с содержанием плана и убедить, что многое, относящееся к нашей библиотеке и ее традициям, он пока не знает и поэтому должен учиться.

VII. В процессе внедрения компьютерной техники и освоения но­вой технологии коллектив раскололся на две группы: одни работают на компьютерах хорошо, другие заявляют принципиально, что овла­девать компьютерными знаниями не будут. Ваши действия:

1) жесткими волевыми действиями весь коллектив вовлекается в производственное обучение;

2) морально и материально стимулируются только "прогрессив­ные сотрудники";

3) вопрос "спускается на тормозах": опыт показывает, что те, кто боялся, очень быстро перевоспитывается….

2018 год

Библиотечные специалисты Новоаннинского района стали участниками семинара «Библиотеки МКУК «НМБ»: актуальность оптимизации и трансформирование библиотечной деятельности». В рамках семинара были рассмотрены вопросы организации и пути дальнейшего развития библиотек района в рамках библиотечной системы, подведены итоги работы библиотек в 2017 году, отмечены их достижения и проблемы.


Участники семинара получили содержательные консультации по организации работы к празднованию 90-летия района, по продвижению книги и чтения среди различных групп пользователей, исполнению ФЗ от 29.10.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Для эффективности работы семинара для библиотечных специалистов оформлена выставка «Библиотечные ориентиры», на которой представлены законодательные документы в области библиотечного дела, а также профессиональные периодические издания. В заключении каждый участник семинара получил пакет методических материалов.

2017 год

Профессиональные встречи


В очередной раз библиотекари собрались в читальном зале межпоселенческой библиотеки для участия в семинаре «Библиотека: новые возможности и новое качество. Работа с отдельными категориями пользователей». В программе семинара: консультации, профессиональные сообщения, обмен опытом по таким вопросам как, создание доступной среды и организация обслуживания различных групп пользователей, формы библиотечного обслуживания социально-незащищенных категорий читателей, современные подходы привлечения к чтению детей младшего школьного возраста, электронные услуги как одна из форм обслуживания удаленных пользователей. Коллеги приняли активное участие в семинаре, обменивались опытом работы по теме занятий. В заключении участники ответили на вопросы мини-анкеты «Как вам наш семинар?».

2016 год

Творческая лаборатория "В поисках нового"

На базе Бочаровской библиотеки состоялась творческая лаборатория для коллег-библиотекарей МКУК «НМБ». Ее тема «Библиотека и молодежь: в поиске новых идей». Отправной точкой для начала творческой лаборатории стала виртуальная экскурсия по Бочаровской библиотеке. Участники познакомились с книжными выставками, творческими работами читателей библиотеки. Главный библиотекарь, Бигилева Т.А. отметила, что ее библиотека – это не только собрание книг, но и образовательное учреждение, место общения, проведения досуга среди молодежи. Татьяна Александровна представила формы работы с молодежью, которые она активно использует в своей работе: литературный калейдоскоп, интерактивные игры, шок-урок, библиобродилки и т.д. Рассказ сопровождался электронной презентацией «С библиотекой по жизни».

Для коллег организована профессиональная трибуна «Библиотеки – молодежи», в рамках которой состоялся обмен опытом работы Дурновской, Поповской (Березовского сельского поселения), Полевой, Черкесовской, Галушкинской, Деминской, Краснокоротковской библиотек.

Заключительным мероприятием стало проведение среди участников лаборатории фрагмента библиотечного квеста «Книжные чувства». Соревнующиеся проходили станции, каждая из которых связана с органами чувств человека. Попадая на станцию «Зрение», игроки соотносили портреты авторов книг с иллюстрациями к литературным произведениям, проверить слуховое восприятие участники могли, угадывая литературные образы по описанию на слух, на станции «Осязание» с помощью тактильного восприятия угадывали предметы, скрытые под тканью и соотносили их с героями литературных произведений.

В заключение коллеги выразили благодарность организаторам и участникам лаборатории и пожелали в дальнейшем не оставлять такую форму профессиональной учебы.

Семинар-практикум «Библиотека – территория здорового образа жизни»

Библиотекари МКУК «НМБ» в очередной раз собрались в межпоселенческой библиотеке чтобы принять участие в семинаре-практикуме «Библиотека – территория здорового образа жизни». Тема семинара выбрана не случайно, потому что именно молодежь и подростки наиболее подвержены негативному влиянию среды и общества. А свою долю ответственности за пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений в обществе несет и библиотека.

Собравшихся приветствовала заведующая отделом инновационно-методической деятельности Бирюкова С.М., которая в своем выступлении отметила актуальность работы библиотек по продвижению здорового образа жизни, обратила внимание на использование инновационных форм работы с молодежью, на необходимость более активного использования в этой работе современных информационно-коммуникационных технологии.

В ходе семинара состоялся обмен передовым опытом работы библиотек района, ведущих активную работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений. О своей работе рассказали коллеги из библиотеки семейного чтения, центральной детской библиотеки, Березовской, Староаннинской, Поповской (Тростянское сельское поселение) библиотек.

Заместитель директора по работе с детьми Яровая О.О. провела с участниками семинара фрагмент литературно-спортивного праздника «Будь здоров без докторов».

Библиотекари делали утреннюю зарядку, составляли распорядок дня, участвовали в импровизированной рыбалке, отгадывали загадки.

Программу семинара завершил информационный обзор «Тема здорового образа жизни в русской литературе». Методист З.И. Лаврентьева представила творчество таких известных авторов как: А.С. Пушкина, С. Есенина, М. Булгакова, В. Высоцкого, Ч. Айтматова и других.

Участники выразили благодарность организаторам семинара, о чем оставили запись в книге отзывов.


Профессиональные встречи

Специалисты библиотек района стали участниками семинара-совещания «Итоги работы библиотек Новоаннинского района за 2016 год».

С приветственными словами к участникам обратилась директор МКУК «НМБ» Власова Л.В. Прозвучали поздравления с днем рождения в адрес главного библиотекаря Тростянской библиотеки Мордвинцевой А.В., была представлена коллективу новый работник Краснокоротковской библиотеки, Ломтева Т.Н.

Деловая часть совещания содержала информационно-аналитический обзор «Работа библиотек МКУК «НМБ» в 2015 году». Заведующая инновационно-методическим отделом Бирюкова С.М. проанализировала деятельность библиотек системы, отметила положительные и отрицательные моменты в работе библиотек.

Подробный анализ массовой работы с детьми подготовили Яровая О.О. заместитель директора по работе с детьми.

Особое внимание библиотекарей было обращено на консультацию «Порядок заполнения бланков отчетности и порядок предоставления статистических отчетов» в связи с новыми изменениями в бланках ежеквартальной отчетности и форм 6-НК. Методист, Лаврентьева З.И. на конкретных примерах продемонстрировала заполнение отчетных форм.

В заключении все участники семинара получили пакет с методическими материалами.

2015 год

Семинар «Планирование в библиотеке: опыт и поиск»

«Планирование в библиотеке: опыт и поиск» так назывался семинар библиотечных работников района. Теоретическую часть семинара составили сообщения: «Планирование и отчетность в библиотеке», подготовленный методистом З.И. Лаврентьевой, «Библиотечные фонды и каталоги» заведующая отделом обработки и комплектования Л.Н. Болдыревой, «Продвижение ресурсов и услуг библиотек через Интернет-сайт» заведующая сектором автоматизации и информационных технологий Н.В. Власовой.

В практической части состоялась презентация коллекции творческих идей центральной детской библиотеки. Яровая О.О. заместитель директора по работе с детьми предложила коллегам формы и названия мероприятий к юбилейным датам детских писателей, книг-юбиляров, а также мероприятия краеведческой, экологической, исторической направленности.

Вниманию участников семинара заведующая отделом инновационно - методической деятельности С.М. Бирюкова представила информационный обзор профессиональных журналов и методических материалов «Профи-пресса».

В заключении коллеги получили пакет методических материалов, которые будут использовать в работе своих библиотек.

В межпоселенческой библиотеке состоялась торжественная церемония вручения благодарственных писем Волгоградской областной Думы работникам межпоселенческой библиотеки.


Награда вручена Тихоновой Т.П. главному библиотекарю читального зала и Петранчак О.И. главному библиотекарю филиала межпоселенческой библиотеки, помощником депутата Волгоградской Областной Думы Шабуниным А.П.


Коллектив тепло поздравил своих коллег с заслуженной наградой.

03 сентября 2015 года главный библиотекарь Новосельской библиотеки

Дробышева Нина Владимировна отмечает свой юбилей.

«Библиотечное краеведение — территория больших возможностей»

Под таким названием в межпоселенческой библиотеке состоялась креатив-лаборатория для специалистов библиотек города, сельских библиотекарей. Тема эта взята не случайно, потому что краеведение всегда было и остается одним из важнейших направлений деятельности библиотек.

Рабочая программа лаборатории включала: консультацию «Библиотечное краеведение: формы позиционирования краеведческой литературы», площадку по обмену опытом «Мастерство и поиск», где главные библиотекари Дурновской, Староаннинской, Деминской, Филоновской, Мартыновской, Болыше-Головской библиотек активно, творчески представили свою библиотечную краеведческую деятельность, обменялись опытом по внедрению инновационных форм работы в этом направлении.

Положительных отзывов коллег удостоилась литературная встреча с местными поэтами и писателями «Путешествие по литературной карте Новоаннинского района», на которую были приглашены все участники творческой лаборатории.

При подведении итогов работы лаборатории коллеги отметили разнообразие форм краеведческой деятельности, их яркое нестандартное содержание, использование богатого краеведческого материала, объединение творческого потенциала библиотек с клубами, учебными учреждениями и другими организациями.

Семинар «Роль современной библиотеки
в гражданско-патриотическом воспитании личности»

В межпоселенческой библиотеке состоялся семинар «Роль современной библиотеки в гражданско-патриотическом воспитании личности», на котором присутствовали библиотекари городских и сельских муниципальных библиотек Новоаннинского района.

Рабочая программа семинара включала консультации по определению роли книги и чтения в системе гражданско-патриотического воспитания личности, эффективным формам библиотечной работы с детьми и подростками.

Творчески прошел обмен опытом «Сохраним героическую историю героического народа», где выступления участников сопровождались показом презентаций, тематических папок, фотоальбомов.

Многих участников семинара заинтересовал обзор материалов, изданных областной библиотекой для молодежи: обзор литературы «Дети пустоты», где раскрыта тема беспризорников в современной российской прозе, библиографический обзор «Воспитание чувств» раскрывает тему толерантности в зарубежной художественной литературе, пособие «Люди с неограниченными возможностями» предлагает обзор произведений художественной литературы, главными героями которых являются люди, преодолевшие определенные жизненные барьеры, люди, попавшие в трудные жизненные ситуации.

Обзор «Главные герои-сверстники» составлен по страницам книг современных авторов о сегодняшней молодежи и другие.

Участники семинара отметили необходимость работы библиотек по гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, особенно в свете последних происходящих событий в мире, о необходимости формирования гражданственности и патриотизма на основе изучения истории родного края, посредством художественной литературы, использования интерактивных форм массовых мероприятий.

2014 год

Ах, юбилей, юбилей!

28 октября 2014 года методист межпоселенческой библиотеки

Людмила Валентиновна Ребрина отмечает свой юбилей.

Работники

Библиотека и молодежь: проблемы, формы работы

Под таким названием состоялся семинар библиотечных работников, на котором присутствовали библиотекари городских и сельских библиотек района, а также библиотекарь новоаннинского сельскохозяйственного колледжа. Открыла семинар директор МКУК «НМБ» Власова Л.В., осветив вопросы организационного характера, обозначила задачи и направления деятельности учреждений на предстоящий период.

Тему интерактивной организации библиотечного пространства для молодежи освятила заведующая отделом инновационно-методической деятельности Бирюкова С.М., обратив внимание слушателей на необходимость совершенствования форм и методов привлечения молодежи к чтению, использования в работе интерактивных, презентационных, мультимедийных, мобильных форм, подчеркнув целесообразность использования традиционных и инновационных форм массовой работы, таких как библиотечный Non Stop, арт-терапия, буккроссинг, флэшмоб, молодежный библиосейшн, квест и другие.

Опытом работы в этом направлении поделилась главный библиотекарь Новосельской библиотеки Дробышева Н.В., проведя с участниками семинара эпистолярный лабиринт «Я к Вам пишу…» к 215-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Для прохождения лабиринта потребовались знания произведений А.С.Пушкина, особенно тех мест произведений, которые содержали переписку главных героев. Проведение таких мероприятий наглядно продемонстрировало необходимость от организаторов и участников глубокого прочтения произведений, а также способствовало развитию кругозора у его участников и воспитанию любви и уважения к русской классике.

Тему пропаганды книг и чтения среди молодежи продолжила библиограф МКУК «НМБ» Лаврентьева З.И., осветив важный аспект «Через чтение к развитию личности», отметив важные моменты в организации чтения молодежи, в том числе необходимость более тщательного подхода к комплектованию фонда для молодежного чтения, а также порекомендовала книги наиболее интересных и популярных авторов.


14 мая в рамках школы библиотечного мастерства «Уверенный библиотекарь» на базе Панфиловской библиотеки состоялся воркшоп «К книге и чтению-через досуг и общение». Воркшоп – это интенсивное учебное мероприятие, мастерская на которой профессионалы делятся друг с другом своим мнением и опытом по определенной тематике. Открыла воркшоп директор МКУК «НМБ» Власова Л.В., которая отметила необходимость заполнения досуга населения через организацию клубов и любительских объединений в библиотеке. Участникам, библиотекарям АМОвской, Новокиевской, Полтавской, Новосельской библиотек, предложена консультация «Любительские объединения: от идеи к воплощению», состоялся обмен опытом по организации клубов и кружков в библиотеке.

Главный библиотекарь Панфиловской библиотеки Васильева Л.И. подготовила презентацию о деятельности кукольного театра «Забава» и детского клуба «Зернышко», рассказала о создании этих объединений, о проведенных мероприятиях, о трудностях с которыми столкнулась при организации. Стоит отметить высокую организацию работы в этих объединениях, творческую активность библиотекаря, Васильевой Л.И., участников-детей, родителей.

Успешно функционирует в Новокиевской библиотеке клуб «Хуторянка». О его деятельности рассказала главный библиотекарь Маслиева Н.И. Участники клуба, люди пожилого возраста, находят здесь общение, знакомятся с новинками литературы, с актуальными статьями из периодических изданий. Особой популярностью пользуется газета «ЗОЖ».

Воркшоп, как форма повышения квалификации библиотечных работников, в нашей работе использовалась впервые и получила положительный отзыв коллег.

Ах, юбилей, юбилей!

17 марта 2013 года заведующая отделом инновационно- методической деятельности
Светлана Матвеевна Бирюкова отмечает свой юбилей.

Работники
МКУК «Новоаннинская межпоселенческая библиотека»

сердечно поздравляют коллегу.

Библиотекарю, как никому другому, просто необходимо не только знать правила коммуникации, но и уметь эффективно применять их в жизни. Каждый день мы (в том числе и вне зависимости от нашего желания) становимся участниками различных видов общения, которые нам в любом случае предлагает семья и общество. Как правильно вести себя в ситуациях, грозящих нам конфликтом, ведь от участия в них никто не застрахован? Для библиотекаря, даже если он непосредственно не общается с читателем, задачи оптимального общения остаются актуальными ежедневно: мы общаемся с коллегами, у каждого из нас есть начальник, а кроме того мы каждый день ездим в транспорте, общаемся с родными, друзьями, а часто и с незнакомыми людьми... Так что, нам, сотрудникам методического отдела, оказался весьма полезным тренинг “Искусство разрешения конфликтов” , проходивший 27 октября в нашей библиотеке (модератор А.В.Подгайная) .

Возможность посмотреть на себя со стороны и учесть опыт своих коллег, приблизиться к умению выходить из любой непростой ситуации спокойно и с достоинством, научиться правильному отношению к личности другого была у каждого, кто стал участником тренинга.
С первого взгляда, довольно легко ответить на вопрос, какие позитивные качества помогают бесконфликтно решить «острую» ситуацию, а какие, наоборот, ее затрудняют – но это, когда не касается вас лично… Каждому из нас нужно было честно сказать себе (в письменом виде и конфиденциально), что помогает лично мне и что мешает при мирном решении конфликта. А «индикатором» собственной честности могло стать и количество ответов в каждой графе. И тут уж ваш выбор: хотите разобраться в себе - отвечайте на вопросы искренне…Очень понравилась ролевая игра «начальник - подчиненный»: каждый участник мог почувствовать, а легко ли быть «строгим» руководителем и как выйти из ситуации спокойно и справедливо… На отработку умения держать состояние и контролировать эмоции была направлена и игровая ситуация «ты спокоен, на все негативные утверждения, обращенные к тебе, отвечаешь спокойно «нет». Как всегда, большим плюсом тренинга была непринужденная атмосфера и чувство юмора. А главное – никто не оказался в стороне, каждый участник был вовлечен в игру, активная форма занятий – очень эффективна, мы убедились в очередной раз сами. Думаю, что все мы приблизились и к решению основных задач этого тренинга – наработке уверенного и бесконфликтного взаимодействия, а также повышению самооценки и самоуважения путем самоанализа личностных свойств и качеств.

3 комментария:

Takira комментирует...

Молодцы! Очень полезное мероприятие! А какие материалы использовали? Хотелось бы провести подобный тренинг для своих сотрудников.

metodist комментирует...

Тренинг проводила Подгайная Анжелика, которая является коуч-консультантом, тренером. Поэтому, соответственно, использовались техники коучинга - коуч-клуб (вопросы-ответы)+ролевые игры.
Можете ознакомиться с частью тренинга:
Начало.
Для разминки и создания доброжелательной атмосферы поиграем в игру «Комплименты».
Разбиваемся по 2 человека. Начинаем говорить друг другу комплименты и пожелания. Смена. – 3 мин.

Вопросы к участникам:
1. Что такое конфликт?
2. Конфликт – это хорошо или плохо? Если хорошо, то почему? Чем полезен конфликт?
3. Как часто вы становитесь участником конфликта? На рабочем месте? Попробуйте оценить объем времени, который вы тратите на урегулирование или просто участие в конфликте? Как показывает статистика от 25 до 60% рабочего времени!
4. Что мешает эффективно разрешать конфликт?
5. Каковы последствия конфликтов (самочувствие, взаимоотношения, мотивация, производительность труда)?
6. Что помогает разрешить конфликт (настрой «я хочу и могу разрешить конфликт», спокойствие, позитивность мышления)?
7. Если вы раздражены, то насколько вы владеете ситуацией, можете управлять процессом? Если вы агрессивны, кричите – вас поймут, услышат?
8. Кто является причиной конфликтов? Кто несет ответственность за причину конфликта и разрешение конфликта? (слайд на экране «Изменения начинаются с меня»). Кто несет ответственность за то, как проходит разговор во время ситуации?

Игровой блок.
Нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему «Я и конфликт». Талант художника не обязателен. Главное передать чувства. И подпишите внизу рисунка: «Во время конфликта чаще всего я испытываю чувства…(гнев, раздражение, агрессию или спокойствие, я контролирую эмоции, готова понять и выслушать другого т.д.) – 5 мин.

Вопрос:
- Какие личные качества помогают в разрешении конфликта (позитивные): спокойствие, доброжелательность др.
На доске пишем за участниками перечисляемые +.

Какие мешают (на доске пишем негативные качества).

Письменное задание.
Напишите, пожалуйста, какие качества лично вам помогают разрешить конфликт, а какие – мешают.
Друг у друга не списывать.
После окончания обмен мнениями (30 с).
Вопрос: У кого + больше, чем - ? Кто принял решение, что спокойствие и позитивный настрой помогают разрешать ситуации более эффективно, а негативные качества разрушают здоровье, отношения, мешают жить – и с негативом надо бороться?

Следующее задание. Рисование
Нарисуйте, пожалуйста, как вы хотели бы действовать и чувствовать себя во время конфликта.

Теперь небольшой информационный блок – что же такое конфликт (5 мин).

Задание. Ролевая игра «Агрессия».
Вопрос группе: «если кто-то проявляет агрессию, то как вы реагируете?»
Разбиваемся на команды по 4 человека. 2 человека разыгрывают ситуацию, в которой: один из участников:перебивает партнера, либо нападает, обвиняет, унижает, оскорбляет др., т.е. негативен, а другой ищет правильный выход из ситуации. по 3 мин. на каждого участника. Один встает и подходит к любому из трех оставшихся. Роль: отпросится у начальника в отпуск на три дня. Начальник может отпустить, а может и нет. Разные участники играют роль с разных позиций (уход, выигрывает один, вынужденная уступка, компромисс, сотрудничество). 2 других участника наблюдают, следят за эмоциональным состоянием. Затем дают оценку происходящего: состояние, мимика, поза, интонации др. Участники ролевой игры рассказывают, что чувствовали, как хотелось бы переиграть ситуацию.

ЧТО в библиотеке работать легко и скучно???

ЧТО библиотекари целыми днями читают???

ЧТО в библиотеке работают только бабушки???

ЧТО и СКОЛЬКО должен знать, и уметь БИБЛИОТЕКАРЬ?

ПОЧЕМУ учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие библиотекарей?

В ЧЕМ сегодня «ПЛЮСЫ» и «МИНУСЫ» в планировании обучения библиотекарей?

КАК и ЧЕМУ нужно обучать современных библиотекарей?

КАК и с ЧЕГО начать планирование?

КАК написать грамотно План повышения квалификации библиотекарей?

КАКИЕ инновационные формы обучения приходят на смену традиционным?

КАК добиться успеха в обучении?

2016 год: «Что год, грядущий нам готовит?»

На эти вопросы мы постарались дать ответы на вебинаре, который 9 сентября прошел для специалистов муниципальных библиотек Псковской области. Он-консультацию провела А.Л. Левченко, зав. сектором непрерывного образования отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ.

В Вашем профессиональном обучении и самообразовании Вам помогут...

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Сайт «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» – http://www.mcbs.ru

Сайт «Школа библиотечного лидерства» – http://biblider.ru (проект НФ «Пушкинская библиотека»)

Портал информационной поддержки руководителей учреждений культуры -http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/92/2294 /

Сайт Российской библиотечной Ассоциации - http://www.rba.ru /

«Компетентный библиотекарь» (презентация) - http://www.myshared.ru/slide/264333/


РЕСУРСЫ Псковской областной универсальной научной библиотеки:

Сайт Псковской ОУНБ – Раздел «КОЛЛЕГАМ» - www.pskovlib.ru ;

Блог «Методическая служба ПОУНБ» - http://metodistam.blogspot.ru ;

- «Библиотечный портал Псковской области» - Раздел «Непрерывное образование» - ;

Раздел "Методический штурвал" - на сайте «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» - http://kaverin.ru ;

Раздел «В помощь профессионалам» - на сайте «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» - http://pskov-sbs.ru .

МЕТОДИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ (ПОУНБ):

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ:

Ветчанова, О. В. Повышение квалификации работников культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 7. - С. 56-63.

Головко, С. И. Специалист: Образование, компетентность, новаторство. – М. : 2005.

Збаровская, Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов. – М. : 2005.

Примерные программы городских (районных) семинаров библиотечных работников. – Красноярск, 2003.

Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование. – М.:ФАИР - ПРЕСС, 2004.

Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент. – СПб. : 2011.

ПОМНИТЕ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

«ЧТОБЫ ОБУЧИТЬ ДРУГОГО,
ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ УМА, ЧЕМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ САМОМУ».

Мишель Монтень

«ОБУЧАЯ, МЫ УЧИМСЯ САМИ»!

Участники: воспитатели, родители, работники библиотеки.

Предварительная работа: подготовить выставку современной детской литературы разных жанров. Подобрать советы и рекомендации, призы для родителей. Изготовить игровое поле, разрезанные пополам карточки с пословицами о книгах, жетоны.

Ход мероприятия

Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня у нас деловая игра «Книга - это серьёзно». Мы узнаем много нового о книгах и их роли в воспитании ребёнка. Для игры нам нужно разделиться на команды. Выберите жетоны и займите свои места за столами. (С помощью жеребьёвки родители делятся на команды.)

Представляем вам членов жюри: (заведующая, работники библиотеки).

Правила игры:

1. В соответствии с результатами жеребьёвки участники на игровом поле берут по очереди карточки-символы. Под каждым символом зашифровано задание: «звёзды» - это практические вопросы, «солнце» - педагогические ситуации, «метеориты» - проблемные вопросы.

2. Команда, которая первой даёт полный правильный ответ, получает 3 балла, другие команды могут вносить дополнения и получать за это 1 или 2 балла. Обсуждение длится до 5 минут.

3. Баллы суммируются, побеждает команда, набравшая их больше.

«Звёзды» - практический блок

1. Соберите пословицы о книгах (каждой команде дают 20 половинок карточек с пословицами о книгах, надо сложить из них 10 пословиц).

2. Отберите с выставки 5 книг для чтения детям 3 - 4 лет. Обоснуйте свой выбор.

Ответ-обобщение специалиста. Содержание круга чтения зависит от возраста ребёнка, от его предпочтений и пристрастий. Дошкольник постепенно становится читателем. Он воспринимает литературу на слух. Глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше внимания обращает на описание. Эмоциональнее воспринимает стихи, сложнее - прозу. Детям свойственна наивность, в произведениях они не любят плохого конца. Ребёнок 3 - 4 лет лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрацию, поэтому книги должны быть хорошо иллюстрированы.

«Метеориты» - проблемные вопросы

1. Как вы думаете, почему психологи и педагоги во всём мире озабочены снижением у детей интереса к чтению? (Высказывания родителей.)

Ответ-обобщение. Озабоченность специалистов связана с тем, что с уменьшением роли книги в воспитании детей значительно снижается его эффективность.

2. С какого возраста можно начинать водить ребёнка в библиотеку? (Высказывания родителей.)

Ответ-обобщение. Чем раньше начинается этот процесс, тем лучше для формирования интереса к книгам, к их чтению.

3. Всегда ли стремление родителей купить для ребёнка как можно больше книг приводит к положительным результатам?

Ответ-обобщение. Нет, не всегда. Всё зависит от поведения взрослого. Если родитель читает ребёнку приобретённые книги, обсуждает с ним прочитанное, то малыша, как правило, удаётся приобщить к чтению. Но если взрослый приобрёл книгу для того, чтобы занять ребёнка рассматриванием иллюстраций и лишь изредка чтением, то вряд ли результат будет положительным.

«Солнце» - педагогические ситуации

Ситуация 1. Ваня не любит слушать чтение, он никогда не просит маму почитать ему книгу, лишь изредка рассматривает в ней иллюстрации. Зато Ваня любит смотреть мультфильмы. Мама этим сильно обеспокоена. Что вы ей посоветуете? Какие ошибки, на ваш взгляд, допускают при этом взрослые? (Высказывания родителей).

Ответ-обобщение. Взрослые зачастую заменяют чтение книг просмотром мультфильмов. В итоге длительное сидение у телевизора негативно отражается на здоровье ребёнка. В мультфильме образ героя и сюжет, как правило, заданы однозначно, а при прочтении книг есть возможность собственной версии, её толкования. Если ребёнок любит рассматривать иллюстрации - это очень хорошо. Можно вместе с ним сделать книгу, нарисовать в ней картинки.

Ситуация 2. Андрею нравятся книги, он любит слушать, когда ему читают взрослые. Однако после чтения мальчик часто берёт фломастер и рисует прямо на страницах. На мамины запреты Андрей не реагирует. Что вы посоветуете в таком случае? (Высказывания родителей.)

Ответ-обобщение. Разрисовывая книгу, ребёнок начинает осознавать, что может оставить в ней свой след.

Ситуация 3. Ваш сын или дочь строят из книг гараж для машин или домик для кукол. Ваши действия? (Высказывания родителей.)

Ответ-обобщение. Не спешите ругать ребёнка, объясните ему, что книжка - не игрушка, её рассматривают, читают. Предложите взамен вместе построить гараж или домик из других материалов.

Завершение игры. Проводится подсчет баллов, заработанных игроками и каждой командой, подводятся итоги игры, вручаются призы победителям.

Ведущий. Сегодня у нас нет проигравших, мы все победители.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.