Журнал "союзное государство". Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения Проблемы оао минский тракторный завод

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания РУП "Минский тракторный завод". Задачи планово-экономического и маркетингового отделов. Специфика закупочной и распределительной логистики. Пути повышения конкурентоспособности завода и стимулирования сбыта, оптимизация ценовой политики.

    отчет по практике , добавлен 03.11.2013

    Ассортимент продукции и структура основных фондов предприятия. Расчет показателей материально-технического обеспечения и затрат. Оценка финансовых результатов деятельности. Функции отдела маркетинга. Изучение товарной, ценовой и коммуникационной политики.

    отчет по практике , добавлен 16.11.2013

    Оценка внешней макросреды, условий конкуренции и проведение SWOT-анализ деятельности предприятия с целью разработки маркетинговой (конкурентной) и инструментальной (товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной) стратегий развития организации.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Характеристика хозяйственной деятельности. Исследование товарной политики организации. Показатели рентабельности товарной номенклатуры. Исследование ценовой, коммуникационной и сбытовой политики. Анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Теоретические основы формирования товарной политики, примеры реализации стратегии ее проведения в зарубежных компаниях. Анализ эффективности товарной политики в ОАО "Минский завод игристых вин", ее проблемы, внешние и внутренние условия формирования.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2011

    Анализ технико-экономических показателей деятельности ОАО "Гомельдрев". Анализ товарной политики предприятия. SWOT–анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности организации. Совершенствование линий производства и формирования ассортимента товаров.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Характеристика организационной структуры и управления ОАО "Минский лакокрасочный завод", изучение его видов деятельности, основных покупателей и конкурентов. Маркетинговые коммуникации предприятия. Методы совершенствования маркетинговой деятельности.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2010

    Состояние рынка мебели и конкуренции на нем. Анализ хозяйственной деятельности, товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия, его сильных и слабых сторон. Разработка стратегии маркетинга и совершенствования системы маркетинговых исследований.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2014

Во время встречи с представителями трудового коллектива

Сохранение трудовых коллективов в непростых экономических условиях является одной из главных задач руководства предприятий. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 15 мая при посещении ОАО "Минский тракторный завод".

"Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать, - сказал Глава государства. - Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего".

Александр Лукашенко констатировал, что ситуация в мире непростая, а мировая экономика медленно и тяжело восстанавливается. По его словам, главная причина того, что происходит в белорусской экономике, кроется во внешних факторах, в том числе ситуации на российском рынке, куда поставляется около половины производимой в Беларуси продукции. "МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека", - заметил Президент.

Вместе с тем Александр Лукашенко подчеркнул, что "со счетов нельзя сбрасывать и еще одну причину существующих проблем: это наша безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность". В этой связи Глава государства указал на необходимость сокращения себестоимости выпускаемой продукции. Эту задачу он назвал вопросом номер один. "Если мы не будем сокращать себестоимость и понижать цену товаров, никогда богатыми не будем", - сказал белорусский лидер.

Во время посещения ОАО "МТЗ" Президенту было доложено о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития. В частности, у руководства завода есть четкий план по дальнейшему развитию входящих в "МТЗ-Холдинг" предприятий, планы по модернизации выпускаемой техники и освоению новых перспективных линеек продукции, видение перспектив по ее продвижению на внешние рынки, тактика по сокращению имеющихся объемов складских запасов. Президент ознакомился с образцами выпускаемой на предприятии техники, в том числе перспективными разработками, а также осмотрел линейку навесного оборудования производства ОАО "Амкодор". Кроме того, Александр Лукашенко посетил производственные помещения тракторного завода, ознакомился с современными технологическими процессами.

Говоря о состоянии дел на Минском тракторном заводе по итогам посещения предприятия, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Однако реальность оказалась несколько иной. Несмотря на наличие ряда серьезных трудностей, завод имеет перспективу. "Главное, что вы - ваши руководители от технологов до гендиректора - видите перспективу развития завода на ближайшие пять лет. И я уверен, что те деньги, которые нужны на модернизацию, вы найдете в собственном производстве", - отметил Глава государства на встрече с представителями трудового коллектива предприятия.

Президент также напомнил, что как МТЗ, так и другие предприятия получают природный газ по цене практически в два раза дешевле, чем на Западе, и это также является немаловажным конкурентным преимуществом. "Это, наверное, не вечно. Хотя мы будем стараться делать так, чтобы эта составляющая себестоимости была как можно ниже. А в остальном, если вы хотите больше зарабатывать, смотрите на себестоимость от включенной или выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись", - сказал белорусский лидер.

"Никакого популизма не будет. Но завод ваш в Беларуси был, есть и будет всегда. Это бренд, лицо страны", - подчеркнул Президент.

Александр Лукашенко также подтвердил свои прежние заявления о том, что рассчитывать на получение бюджетной поддержки можно только под конкретные бизнес-планы, контракты и проекты. "Просто так деньги никому давать не будут. Нужен результат, реальный план", - добавил он. В этом же ключе ставится задача по диверсификации внешних рынков сбыта, снижению зависимости от поставок на рынки традиционных партнеров.

Наряду с этим Президент потребовал от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в Беларуси. "Упаси вас господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим", - сказал Президент.

Александр Лукашенко не исключил, что у новых современных образцов техники могут быть определенные недочеты. "Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику, - сказал Президент. - Поэтому, если и есть где-то минусы... Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммунальных служб. Зачем? Завод (где производятся отечественные трактора) рядом. Ну вышел из строя какой-нибудь узел, так его мгновенно отремонтируют".

Обращаясь к руководству правительства, Александр Лукашенко подчеркнул: "Мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля".

По словам Главы государства, в ближайшее время на эту тему запланировано специальное совещание, где правительство доложит о принимаемых мерах и отчитается по поводу обоснованности того или иного импорта.

"А то мы сейчас страну открыли: делайте с нами, что хотите. Этого быть не должно. Мы собственного производителя должны защищать, поддерживать и продвигать. Только так мы диверсифицируем рынки", - добавил Глава государства.

Александр Лукашенко также поручил правительству принимать ответные меры в случае создания барьеров для экспорта белорусской продукции на Запад. "По поводу Запада: они (представители западных стран) у меня бывают, и я их предупредил. Хочу, чтобы правительство это реализовало. Мы их предупредили: вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы через Балтику или Украину будете торговать", - отметил Президент.

Александр Лукашенко напомнил, что даже в условиях введения Россией ответных санкций в отношении целого ряда западных товаров, Беларусь не прекращала сотрудничать с поставщиками на Западе.

Во время посещения МТЗ речь зашла и о сотрудничестве с Китаем. Как доложили Главе государства, прошедший недавно государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь среди прочего позволил решить ряд вопросов в сотрудничестве МТЗ с китайскими партнерами. "Если уже после этого вы не сможете выйти на китайский рынок и работать там, то грош нам цена", - заметил Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Си Цзиньпин является другом Беларуси и в ходе визита проявлял неподдельную заинтересованность в поиске новых направлений для развития сотрудничества. "Он собирал своих людей, давал конкретные задания. Цель была одна - белорусам надо подставить плечо, потому что они никогда не подводили. Это был этапный визит, - сказал Глава государства. - Он уезжал отсюда и говорил: я никогда не думал, что Беларусь такая и что визит окажется настолько результативным. Китайцы никогда просто так ничего не говорят".

По словам Президента, большой шаг также сделан в развитии межрегиональных связей между Беларусью и Китаем.

Глава государства отметил, что выделяемые льготные и коммерческие кредитные ресурсы КНР будут направляться не только на крупные проекты в масштабах страны, но также доступ к части из них планируется предоставить малому бизнесу. "Я хочу эти кредиты и малому бизнесу отдать, частникам. Пускай берут, но чтобы были железные гарантии возврата. Надо сегодня быстрее создавать альтернативную экономику, чтобы частник приходил и работал. Пускай развиваются", - заявил белорусский лидер.

В целом Александр Лукашенко отметил, что по итогам визита в белорусско-китайских отношениях произошли серьезные подвижки, которые в том числе позволят поправить некоторые проблемные места в экономике Беларуси.

Говоря о социальной тематике, Президент заявил, что при ограниченных возможностях на рост зарплат в Беларуси сохранится контроль над ценообразованием. "Мы постараемся при отсутствии роста заработной платы сбалансироваться так, чтобы цена не захлестывала зарплату", - сказал белорусский лидер.

"Главная задача по стране до выборов: мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом и нагонять зарплату, - подчеркнул Глава государства. - Нам надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года".

"По ценообразованию мы проконтролируем. Практически все цены зависят от нас. Мы видим, где они падают, где поднимаются. Если растут цены на импорт, то и господь с ним. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли", - отметил Александр Лукашенко.

Вместе с тем Глава государства подчеркнул, что в ряде случаев сдерживание цен недопустимо, так как это приведет к вымыванию товаров из розницы. "Но по многим видам мы цены видим и контролируем", - заявил он.

Общаясь с представителями трудового коллектива предприятия, Президент, в частности, заявил, что "по коммуналке мы не будем двигаться так, как раньше".

Что касается возможности роста заработных плат, Александр Лукашенко подчеркнул, что в конечном счете это зависит от руководства конкретного предприятия. По его словам, если позволяют финансовые возможности, то всегда можно дополнительно материально простимулировать труд конкретных специалистов, которых важно сохранить для дальнейшего развития предприятия. "Будешь в хорошем плюсе - доплати. Но людям нужно объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году реализовать эти планы", - сказал белорусский лидер, обращаясь к генеральному директору МТЗ Федору Домотенко.

Глава государства призвал граждан не слушать болтунов, которые обещают легкую и счастливую жизнь, а держаться за рабочие места и своими руками создавать материальное благополучие. "Вы должны понимать ситуацию, которая складывается сегодня. Держитесь за свои рабочие места. Поменьше слушайте болтунов", - сказал Александр Лукашенко.

По словам Президента, сегодня в мире развернулась жесточайшая конкуренция, соответственно, белорусским предприятиям необходимо производить конкурентоспособную продукцию, в первую очередь по дизайну и качеству. "По цене мы выигрываем почти в два раза на некоторых образцах. Это уже хорошо. Но не думайте, что так будет всегда", - отметил белорусский лидер.

В большинстве своем конфликты и войны, происходящие в мире, имеют под собой экономическую основу, считает Президент Беларуси. "Нефть, природный газ, металлы, конечная реализация товаров - там интересы и основные деньги. Идет борьба вплоть до горячей войны. Нам в это трудное время, среднему по размеру государству, надо выстоять, выдержать, сохранить страну, производства и трудовые коллективы", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что предстоящие в нынешнем году президентские выборы - это экзамен для власти в целом. "И к этому экзамену мы должны достойно подготовиться без всякого популизма, чтобы вы нас потом после выборов не упрекали, что что-то пообещали, но после выборов забыли", - отметил Александр Лукашенко.

Представители трудового коллектива МТЗ задали Президенту ряд вопросов, которые касались поддержки семей с детьми, развития торговой инфраструктуры, обустройства площадок для молодежных видов спорта, роли профсоюзного движения.

"Берегите себя, своих детей и семью. Все остальное образуется. Не переживайте. Худо-бедно сорганизуемся, сгруппируемся и выдержим. Белорусы и не это выдерживали. Это же не война. Поэтому все в наших руках. Мы способны не просто выживать, а обеспечивать себя так, как надо. Только нужно шевелиться. И берегите свое здоровье. Его ни за какие деньги не купишь", - напутствовал в заключение Александр Лукашенко.

О результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МТЗ» доложил Президенту Республики Беларусь генеральный директор Федор Домотенко.

Ряд совещаний провел глава государства с руководителями Мингорисполкома, министерств и ведомств по ситуации, сложившейся в экономике и на рынке труда. Логическим продолжением стало обещанное Александром Лукашенко посещение крупнейших предприятий Минска, чтобы на местах убедиться в том, как обстоят дела в коллективах. 15 мая Президент Республики Беларусь посетил Минский тракторный завод.

Предприятие наше знаковое во всех отношениях. Градообразующее, валообразующее, один из крупнейших поставщиков продукции на экспорт (сегодня каждый десятый трактор в мире – марки «Беларус»). МТЗ – это свое-образная площадка, где в миниатюре можно изучать тенденции и ситуацию, которая складывается в частности на промышленных предприятиях и в целом в экономике страны. В структуру «МТЗ-ХолдингА» входят десять предприятий, головное – ОАО «Минский тракторный завод», на котором трудится около 18 тысяч человек, а в целом в холдинге – около 30 тысяч. Как отметил глава государства, если помножить эту цифру на четыре (среднестатистическая белорусская семья), получим внушительную цифру людей, которых кормит эта внушительная махина. И под «кормит» здесь надо понимать не только заработную плату, но и тот социальный пакет, который обеспечивает определенные условия комфорта, труда и быта. Поэтому и поставил глава государства перед правительством и руководителями предприятий одну из важнейших на сегодня задач – сохранение трудовых коллективов.


Глава государства посетил корпус сборки тракторов, где посмотрел, как работает главный конвейер, и встретился с заводчанами.

– Ситуация в мире непростая, – сказал на встрече с заводчанами Александр Лукашенко. – Держитесь за свои рабочие места. Поменьше слушайте болтунов. Развернулась жесточайшая конкуренция. Нефть, природный газ, металлы, конечная реализация товаров – там интересы и основные деньги. Идет борьба, вплоть до горячей войны. Нам в это трудное время надо выстоять, выдержать, сохранить страну. Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать. Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего.

Минский тракторный завод, как и другие предприятия нашей страны, уже проходил трудные времена. Зарплата задерживалась, были задолженности по платежам в бюджет. И тогда нашлись те, кто хотел дестабилизировать обстановку, рассуждая о том, что предприятие надо продать, что у него нет будущего. Но благодаря разумной политике руководства страны и государственной поддержке, благодаря взвешенному решению Президента Беларуси коллектив поддержали. И коллектив доказал – он может, хочет и будет работать так, чтобы марка «Беларус» по-прежнему была известна во всем мире.

Объективная реальность нынешнего времени – мировой финансово-экономический кризис, изменение политического баланса сил на постсоветском пространстве оказали влияние на развитие экономики нашей страны в целом и предприятий в частности. Качество товара, создание инновационной продукции, жесткая маркетинговая политика плюс взвешенные управленческие решения – основа стабильной работы любого субъекта хозяйствования, особенно промышленного предприятия. Объективно надо признать, что на МТЗ есть свои трудности, но есть и свои позитивные наработки, есть опыт решения проблем, и самое главное – есть те, кто эти проблемы способен преодолевать.


В МЦ-5 главе государства генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко (справа) и главный технолог ОАО «МТЗ» Александр Лебедев (слева) рассказали о современном немецком и итальянском оборудовании с высококачественной обработкой деталей.

Говоря о состоянии дел на Минском тракторном заводе по итогам посещения предприятия, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Но, осмотрев модельный ряд тракторов, выставленных на призаводской площади, побывав в механическом цехе № 5, корпусе сборки тракторов, оценив информацию о финансово-хозяйственной деятельности, которую доложил генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко, глава государства сделал вывод, что завод имеет перспективу.

– Главное, что вы – ваши руководители от технологов до гендиректора – идите перспективу развития завода на ближайшие пять лет. И я уверен, что те деньги, которые нужны на модернизацию, вы найдете в собственном производстве, – отметил Александр Григорьевич на встрече с представителями трудового коллектива предприятия.

В своем докладе генеральный директор не скрывал ни одной «проблемной» цифры и четко доложил стратегию развития на ближайшую перспективу. Она касалась передачи части производства на предприятия, входящие в холдинг, для высвобождения площадок под сборку энергонасыщенных мощных тракторов. При этом Федор Александрович заверил главу государства, что ни один сантиметр производственных площадей не будет отдан под аренду. Пристальное внимание будет уделено всем предприятиям, входящим в холдинг, но особый упор – на предприятия, которые производят готовый продукт (ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и ОАО «Мозырский машиностроительный завод»). Руководитель рассказал о планах по модернизации производства (до 2020 года в нее будет вложено более двухсот миллионов евро), о перспективных новых моделях и модификациях выпускаемой техники, о ее продвижении на внешние рынки и тактике по сокращению имеющихся объемов складских запасов. Президент ознакомился с образцами выпускаемой на предприятии техники, в том числе с перспективными разработками, а также осмотрел линейку навесного оборудования производства ОАО «Амкодор». Александр Григорьевич с удовлетворением отметил, как изменились внутренний и внешний дизайн и комфортность кабины малогабаритных тракторов. Глава государства обратил внимание на недопустимость необоснованного импортирования продукции, которая производится на предприятиях Беларуси. Президент потребовал от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок:

– Упаси вас Господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим. Мы все умеем делать сами. И надо прежде защищать, поддерживать и продвигать собственного производителя.

По словам главы государства, в ближайшее время на эту тему запланировано специальное совещание, где правительство доложит о принимаемых мерах и отчитается по поводу обоснованности того или иного импорта.


На главном конвейере Александр Лукашенко включился в производственный процесс и помог устанавливать кабину трактора.

Конечно, пробиться в Европу или на какой-либо другой рынок не так просто. Конкуренты и не думают пропускать нашу продукцию или делают это очень неохотно. Но если для наших производителей будут ставить барьеры, то и наша страна вправе ответить тем же.

Как сказал глава государства:

– Мы предупредили: вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы будете торговать через Балтику или Украину.

Александр Лукашенко напомнил, что даже в условиях введения Россией ответных санкций в отношении целого ряда западных товаров Беларусь не прекращала сотрудничать с поставщиками на Западе.

По словам Президента, есть несколько причин, вызвавших те процессы, которые сегодня происходят в белорусской экономике. Прежде всего – внешние, учитывая, насколько медленно и тяжело идут процессы восстановления мировой экономики. Например, непростая ситуация сейчас на российском рынке. Для наших предприятий это основной потребитель продукции (туда ее поставляется около половины).

– МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека, – заметил Президент.

Информация генерального директора МТЗ Федора Домотенко о стратегических направлениях по освоению новых рынков сбыта и закреплению на существующих стала предметом обсуждения и на выставке готовой техники, и в разговоре с коллективом. Маркетинговая политика предприятия делает упор на диверсификацию рынков сбыта и продвижение новых моделей энергонасыщенных тракторов. Если уменьшились поставки тракторов на традиционный российский рынок, идет усиленная проработка новых. По словам генерального директора, проведены переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, уже получены официальные приглашения и в ближайшее время планируется подписание контрактов. Создается сборочное производство в Пакистане и уже создано в Литве. Сейчас идет сертификация продукции под требования европейского законодательства об экологии и так далее. Определенная часть продукции пойдет на рынок Европы. После недавнего визита в нашу страну Председателя КНР Си Цзиньпина в числе других рассмотрен вопрос о создании еще одного сборочного производства в Китае.

Два работающих сборочных производства тракторов МТЗ в этой стране показали, что рынок этот громадный и за него надо держаться.

Главе государства в модельном ряду техники был продемонстрирован трактор « », который собирается в Китае. Еще одна новинка минских тракторостроителей – «Беларус», работающий на газомоторном топливе. Как доложил генеральный конструктор МТЗ Андрей Стасилевич, использование этого вида топлива позволяет существенно сэкономить на эксплуатации. Это показатель становится третьим и неотъемлемым звеном в уже известной цепочке «цена – качество» и играет немаловажную роль в решении потребителя приобрести или нет технику. Так вот, перевод даже 10 процентов коммунальной техники и транспорта на газ позволит экономить десятки миллионов долларов. В Минске уже эксплуатируются пробные партии подобной техники. Подписанная в конце 2014 года «Газпромом газомоторное топливо» и «Газпромом трансгаз Беларусь» дорожная карта по развитию рынка газомоторного топлива Беларуси предусматривает активное взаимодействие с органами власти по введению стимулирующих механизмов приобретения техники, работающей на природном газе, и сотрудничество с заводами-изготовителями автотранспорта по развитию производства газобаллонной техники. Выпустив новую модель трактора, МТЗ вошел в число таких предприятий.

Александр Лукашенко не единожды высказывался о том, что рассчитывать на получение бюджетной поддержки можно только под конкретные бизнес-планы, контракты и проекты:

– Просто так деньги никому давать не будут. Нужен результат, реальный план.

Президент отметил, что белорусские предприятия, в том числе и МТЗ, получают природный газ по цене практически в два раза дешевле, чем на Западе. В формировании цены на готовый продукт это немаловажное конкурентное преимущество.

– Это, наверное, не вечно. Хотя мы будем стараться делать так, чтобы эта составляющая себестоимости была как можно ниже. А в остальном, если вы хотите больше зарабатывать, смотрите на себе-стоимость от включенной или выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись, – сказал глава государства.


Заводчане показали, как они реализовывают план техперевооружения и модернизации своего производства. Президент побывал в механическом цехе № 5, где установлено современное немецкое и итальянское оборудование с высоким качеством обработки деталей.

В линейке техники был представлен и трактор на гусеничном ходу. Президент посоветовал подумать о расширенном производстве такой машины. Среди новинок заводчане продемонстрировали трактор с электромеханической трансмиссией, способный в случае острой необходимости при аварии обеспечить электроэнергией небольшую ферму. Особое внимание было обращено на энергонасыщенные «Беларусы». На выставке 450-сильный трактор выделялся своими габаритами и, конечно же, функциональными возможностями и техническими характеристиками. Причем на этом заводские конструкторы не остановились – на очереди трактор мощностью 500 лошадиных сил.

Подняв вопрос о качестве продукции, Александр Лукашенко сказал, что у новых образцов современной техники могут быть определенные недочеты.

– Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику, – сказал Президент. – Поэтому, если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммунальных служб. Зачем? Завод (где производятся отечественные трактора) рядом. Ну, вышел из строя какой-нибудь узел, так его мгновенно отремонтируют.

На встрече с трудовым коллективом глава государства добавил, что не дай Бог откуда-нибудь из любого уголка мира поступит претензия на качество – пощады бракоделам не будет.

Александр Лукашенко подчеркнул также, что «со счетов нельзя сбрасывать и еще одну причину существующих проблем: это наша безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность». Задача номер один – необходимость сокращения себестоимости выпускаемой продукции.

Что касается возможности роста заработных плат, то, по словам главы государства, если позволяют финансовая ситуация, возможность дополнительно материально простимулировать труд конкретных специалистов, которых важно сохранить для дальнейшего развития предприятия, всегда есть.

– Будешь в хорошем плюсе – доплати. Но людям нужно объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году реализовать эти планы, – подытожил Президент Беларуси, обращаясь к генеральному директору МТЗ Федору Домотенко.

И добавил, что необходимо трезво смотреть на эти вещи. «Гнать» зарплату никто не будет, важно сохранить ее на уровне прошлого года. При этом Александр Лукашенко добавил, что при ограниченных возможностях поднимать зарплату в Беларуси сохранится контроль за ценообразованием.

– Мы постараемся при отсутствии роста заработной платы сбалансироваться так, чтобы цена не захлестывала заработную плату, – сказал глава государства.
Вместе с тем Александр Григорьевич подчеркнул, что по ряду товаров сдерживание цен недопустимо, так как это приведет к их вымыванию из розницы. А вот по коммуналке двигаться так, как раньше, не будем, добавил глава государства.


На встрече с заводчанами Президент ответил на вопросы и дал оценку работе предприятия.

При общении с коллективом звучали и юмор, и серьезные оценки, и житейские пожелания. Тракторозаводчане задали ряд вопросов, которые касались развития социальной инфраструктуры, молодежной политики, спорта, оценки работы и роли в общественных процессах профсоюзов.

На вопрос о развитии торговой сети, в частности строительства крупного супермаркета в Дражне, глава государства сказал, что разберется. И тут же добавил, что крупные супермаркеты – это не всегда благо, надо взвешенно принимать решение об их строительстве, а желающих возводить такие торговые объекты предостаточно. На вопрос, будут ли возводиться в стране объекты для занятия молодежными видами спорта, Александр Лукашенко ответил утвердительно.

Отвечая на вопрос о роли профсоюзов в общественных процессах, глава государства отметил, что такие общественные организации, как профсоюзные, ветеранские, молодежные и женские, – это основа гражданского общества.

Как уже говорилось выше, Президент Беларуси, оценивая увиденное на заводе, сказал, что ожидал худшего. Конечно, и сегодня ситуация непростая. Но заводчане не стоят на месте, выпускают новую продукцию, продвигают ее на мировые рынки. И самое главное, что хотели услышать заводчане, они услышали. Государство, однажды сохранив завод, поддержит его и сейчас. Но иждивенческий подход в этом вопросе не уместен. Иначе, как сказал белорусский лидер, надо было еще в те далекие времена продать его частнику. Вот только что стало бы с предприятием, трудно сказать, и был бы на рынке знаменитый трактор «Беларус», неизвестно. Заводчане это хорошо прочувствовали. И благодарили за внимание к их трудовому коллективу. А глава государства еще раз подчеркнул, что несмотря на непростые времена, у завода есть перспектива.

– Главное, что ваше руководство видит перспективу развития предприятия. Завод ваш был, есть и будет всегда. Это бренд, лицо страны, – сказал Александр Лукашенко.

– Берегите себя, своих детей и семью. Все остальное образуется. Не переживайте. Худо-бедно сорганизуемся, сгруппируемся и выдержим. Белорусы и не это выдерживали. Это же не война. Поэтому все в наших руках. Мы способны не просто выживать, а обеспечивать себя так, как надо. Только нужно шевелиться. И берегите свое здоровье. Его ни за какие деньги не купишь, – пожелал заводчанам в конце разговора Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Есть то, что зависит от государства, и оно обещало помочь и поддержать заводчан. А есть то, что в силах решить трудовой коллектив самостоятельно. Качество и количество – понятия не взаимозаменяемые, а взаимопоглощаемые. От того, как мы будем рассматривать эти понятия, зависит и продвижение продукции на рынках, и эффективность производства, и благосостояние страны, коллектива, каждого работника. И здесь, на предприятии, нет главных и второстепенных ролей. Есть свое место в производственной, технологической и управленческой цепочке, объединенной главной задачей. Приоритеты для коллектива МТЗ расставлены. Будем работать.

Алиция Пинюта.
Фото БЕЛТА.

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная производственная практика проводится в сельскохозяйственных организациях, согласно учебному плану после изучения основных разделов теоретических и специальных дисциплин на первых четырёх курсах.

Место прохождения практики - ОАО «Минский Тракторный Завод», город Минск.

Продолжительность практики составляет - 55дней.

Цель практики состоит в закреплении на производстве знаний, полученных в процессе изучения общеметодологических и профилирующих дисциплин, формирующих профиль экономистов АПК Республики Беларусь.

В задачи практики входит:

  • – ознакомление со структурой и функциями организации - базы практики, изучение показателей, отражающих результаты деятельности, проблемы и перспективы ее развития;
  • – изучение взаимодействия организации - базы практики с другими организациями;
  • – подробное изучение структуры и функций основных структурных подразделений базового предприятия;
  • – проведение анализа информационного обеспечения управления организации - базы практики;

Общая характеристика ПО «Минский Тракторный Завод» и эффективность его работы

Производственное объединение "Минский тракторный завод" создано на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 20.12.1994г. № 33 в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ от 15.06.1994г. № 447. За более чем шестидесятилетнюю историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает более 30 000 человек. трудовой хозяйственный инвестиционный маркетинговый

На сегодняшний день ПО "Минский тракторный завод" является одним из крупнейших производителей тракторов в мире, а на постсоветском пространстве это единственное предприятие отрасли, сохранившее свой научный, производственный и экспортный потенциал. Продукция с маркой «Беларус» - это высокое качество, надежность и экономичность.

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. ПО "Минский тракторный завод" осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли, основными видами которой являются тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, плуги, продукция металлургического производства -- поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка, узлы для сельхозмашин и гидроаппаратура для станочных гидроприводов, зубчатые колёса.

В настоящее время в состав ПО "МТЗ" входят следующие предприятия.

Открытое Акционерное Общество "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ").

Основным видом производственно-хозяйственной деятельности ОАО "МТЗ" является производство тракторной техники.

В настоящее время МТЗ выпускает:

  • – более 100 моделей тракторов и более 200 вариантов их сборки для всех климатических и эксплуатационных условий;
  • – универсально-пропашные тракторы;
  • – тракторы общего назначения;
  • – машины специального назначения для коммунального и лесного хозяйства, выполнения вспомогательных работ в шахтах.

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод специального инструмента и технологической оснастки" (УП "МЗ СИиТО") выпускает:

  • – широкий ассортимент специального инструмента (металлорежущего, вспомогательного, измерительного, садоводческого, строительного и др.) и оснастки;
  • – различные приспособления;
  • – штампы;
  • – пресс-формы; товары народного потребления.

Республиканское унитарное предприятие "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" (РУП "БЗТДиА") выпускает:

  • – малогабаритные тракторы;
  • – малогабаритную коммунальную технику (погрузчики и уборочные машины на базе тракторов);
  • – детали, узлы и агрегаты к тракторам;
  • – запасные части к тракторам;
  • – прицепное и навесное оборудование к тракторам.

Открытое акционерное общество "Витебский завод тракторных запасных частей" (ОАО "ВЗТЗЧ") изготавливает:

  • – узлы и детали для сборочного конвейера МТЗ;
  • – запасные части к тракторам МТЗ;
  • – экскаваторы-погрузчики ДЭМ-1143.

Республиканское унитарное предприятие "Сморгонский агрегатный завод" (РУП "САЗ") выпускает:

  • – мини-тракторы мощностью;
  • – садоводческие тракторы;
  • – машины шахтные;
  • – навесное оборудование (плуги полунавесные и оборотные, шести, семи и восьмикорпусные);
  • – навесное оборудование для производства коммунальной и уборочно-погрузочной техники;
  • – детали автоматного производства;
  • – детали и сборочные узлы задней навески тракторов "БЕЛАРУС".

Открытое акционерное общество "Мозырский машиностроительный завод" (ОАО "Мозырский машиностроительный завод") выпускает:

  • – гусеничные тракторы;
  • – коммунальную технику;
  • – лесохозяйственную технику;
  • – запасные части;
  • – товары народного потребления;
  • – продукцию металлургического производства -- поковки, стальное литье; инструмент и оснастку.

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод шестерен" (РУП "МЗШ") выпускает:

  • – почвообрабатывающую технику (плуги);
  • – зубчатые колеса для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, двигателей, различных типов редукторов, станков и другой техники;
  • – шестерни;
  • – стальные штампованные поковки;
  • – металлокерамические изделия.

Республиканское унитарное предприятие "Гомельский завод "Гидропривод" (РУП "Гидропривод") выпускает:

  • – станочную гидроаппаратуру;
  • – гидроузлы для тракторов;

Открытое акционерное общество "Наровлянский завод гидроаппаратуры" выпускает:

  • – гидроаппаратуру;
  • – товары народного потребления.

Открытое акционерное общество "Хойникский завод гидроаппаратуры" выпускает:

  • – гидравлическое оборудование для станкостроения;
  • – гидроузлы для сельскохозяйственной техники;
  • – запорную арматуру для трубопроводов;
  • – товары народного потребления.

Об эффективности работы предприятия может свидетельствовать ряд различных коэффициентов, но наиболее точным являются коэффициенты оборачиваемости и рентабельности. Данные полученные при расчёте выше указанных коэффициентов представлены в таблице 1.1.

На 01.12.2011 г. оборачиваемость оборотного капитала составила 172 дня, наблюдается ускорение оборачиваемости на 36 дней по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 01.12.2010 г. - 208 дней).

Оборотные активы на 01.12.2011 г. составили 3 366,2 млрд. руб. (в т.ч. 1 069,6 млрд. руб. - собственные оборотные средства). Остается достаточно высокой доля активов, сформированных за счет заемных средств: 29,2% оборотных активов обеспечивались за счет собственных средств предприятия и 70,8% - за счет заемных.

Таблица 1.1 - Показатели оборачиваемости и рентабельности за 2009 - 2011годы

ПОКАЗАТЕЛИ

Значение показателя

Оборачиваемость

Оборачиваемость капитала

Оборачиваемость оборотных средств

Оборачиваемость готовой продукции (средний срок хранения)

Средний срок оборота дебиторской задолженности (по выручке без налогов)

Средний срок возврата долгов предприятием

Рентабельность

Коэффициент рентабельности реализованной продукции

Коэффициент рентабельности продаж (по выручке с налогами)

Рентабельность всего капитала

МТЗ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Каждый десятый колёсный трактор в мире сделан в Белоруссии

На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает генеральный директор ПО «МТЗ» - генеральный директор РУП «МТЗ» Александр Пуховой

- Александр Алексеевич, сразу после 20 марта 2002 года, когда Указом Президента Республики Беларусь вы были назначены генеральным директором ПО «МТЗ», вы заявили, что Минский тракторный завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Более чем смелое заявление, ведь к тому времени на складах завода накопилось свыше 3,2 тысячи нереализованных тракторов - больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли свыше 90 % от объемов реализации. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли, а в последние годы в мире каждый десятый выпускаемый колесный трактор - белорусский. Минский тракторный завод в условиях все более жесткой конкуренции не просто не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта.
Каким образом возглавленному вами коллективу удалось совершить такое чудо?

- Никакого чуда не было - была напряженная работа. Прежде всего, мы сразу определили основные приоритеты и выработали программу на 2002–2010 годы по выходу завода из кризисной ситуации. Ориентируясь на мировые тенденции в тракторостроении, мы поставили целью наращивать долю производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов, не собираясь при этом снимать с производства старые, но проверенные модели, если на них будет спрос. Перед маркетингом была поставлена задача научиться продавать свою продукцию, выстраивая четкую схему продвижения товара на внешних рынках и ликвидируя лишние звенья посреднических услуг. В итоге уже в ближайшее время наметилась устойчивая тенденция к снижению запасов готовой продукции на складах, заметно снизился процент бартерных сделок.

Подписывая указ о мерах поддержки МТЗ, призванный дать предприятию «второе дыхание», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «сельскохозяйственное машиностроение - это один из государственных приоритетов, который способствует обеспечению продовольственной, а значит, и государственной безопасности». Поддерживая своё крупнейшее предприятие, руководство республики ориентировалось не только на финансовую помощь, выражавшуюся в реструктуризации задолженностей завода. Во главу угла сразу, изначально была поставлена необходимость сделать самое крупное производство Беларуси эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий.

В результате уже в 2004 году мы на два года опережали прогнозы своей же антикризисной программы, а в декабре следующего года Глава белорусского государства поздравил коллектив работников ПО «Минский тракторный завод» с настоящей трудовой победой - выпуском в 2005 году сорокатысячного трактора «Беларус» и отметил, что продукция производственного объединения по праву пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, и это результат высокого профессионализма, ответственного, творческого, инициативного труда всего коллектива.

Последние два года объем товарной продукции МТЗ превышает миллиард долларов США. С конвейера завода ежесуточно сходит около 250 тракторов, одновременно находится на сборке более 60 моделей и модификаций машин.

Производственное объединение «Минский тракторный завод» сегодня - это промышленный гигант, который включает в себя одиннадцать предприятий республики. На головном заводе работает более 24 тысяч человек, по сравнению с 18 тысячами в 2002 году, при этом выработка на одного работающего по сравнению с тем периодом практически удвоилась. МТЗ является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, сохранившим свой производственный потенциал. Удельный вес тракторов «Беларус» в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2007 году составил 87 %.

Согласно нашим планам, кардинальная модернизация производства на 2005–2011 годы предусматривает объем инвестиций на уровне 680 млн. долларов, из них только 70 млн. - заемных. При этом мы отказались от точечной реконструкции: серьезный эффект может дать лишь полное обновление технологии. В прошлом году мы заключили контракт на 65 млн. евро на поставку комплекта оборудования для выпуска валов и шестерен - оснащенное им производство будет по всем показателям не хуже, чем, скажем, на «Джон Дир».

Минский тракторный завод всерьез намерен конкурировать и даже бороться за лидерство с ведущими мировыми производителями тракторной техники?
- Огромный производственный и экспортный потенциал позволяет предприятию на равных конкурировать со всеми известными грандами мирового тракторостроения - АГКО, «Джон Дир», «Клаас», «Нью Холланд». Скептики могут воспринимать это с улыбкой, тем не менее, мы успешно догоняем «Джон Дир» не только по объемам продаж, но и по техническому уровню машин. Уже сегодня есть модели трактора «Беларус», цены на которые практически равны аналогам «Джон Дир», хотя, если брать в среднем по линейке энергонасыщенных тракторов, наши цены пока на 10–15 % ниже.

Если говорить о конструктивной составляющей, то одним из наиболее перспективных направлений в мировом тракторостроении стал переход на бесступенчатые трансмиссии. Здесь пока лидирует «Джон Дир», но уже в ближайшее время мы намерены представить модель трактора, которая может стать неприятным сюрпризом для наших конкурентов. Не буду пока говорить о деталях, скажу одно: в своей разработке мы полностью ушли как от механики, так и от гидравлики.

Особое значение в новых разработках принадлежит научному обеспечению. Вместе с Национальной академией наук Беларуси МТЗ реализует Государственную программу «Белавтотракторостроение». На предприятии работают четыре кафедры университетов, где готовят молодых специалистов.

Что ж, перспективы заманчивые. А какую продукцию мирового уровня МТЗ может предложить покупателю уже сегодня?
- В производственной программе ПО «МТЗ» - мотоблоки, малогабаритные тракторы мощностью до 60 л. с. для обеспечения механизации работ в малых и индивидуальных хозяйствах, универсально-пропашные тракторы и тракторы специального назначения мощностью 60–130 л. с., тракторы общего назначения высокой мощности от 150 до 300 л. с., лесные, коммунальные машины, погрузчики.

Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.

Пользуются устойчивым спросом модели тракторов мощностью 80 л. с. «Беларус-80.1 / 82.1», сотни тысяч их разошлось по всему миру. Они модернизированы с установкой переднего ведущего моста повышенной несущей способности, гидрообъемного рулевого управления, обновлен их дизайн с применением стеклопластиковых капота, крыльев и крыши кабины.
Для стран Африки и Юго-Восточной Азии предлагается конструкция упрощенного и удешевленного трактора мощностью 50–90 л. с. На европейском рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления. Все это обусловило разработку и внедрение в производство в кратчайшие сроки тракторов нового поколения «Беларус-923 / 922 / 1222». Наращивается и производство трактора-труженика «Беларус-1221» мощностью 130 л. с. Эта модель заслужила популярность благодаря своей мощности и простоте. По экономичности при выполнении сельхозработ она не имеет аналогов в своем классе.

Наши главные приоритеты на сегодня в разработке и производстве колесных тракторов - производ­ство продукции повышенного технического уровня с обновленным интерьером и внешней облицовкой, с мощностью двигателя 65–105 л. с. Еще одна важная задача - установка на тракторы двигателей, соответствующих экологическим требованиям TIER-2 и TIER-3А.
Уже сертифицированы тракторы «Беларус» с двигателями, соответствующими требованиям TIER-3A
мощностью свыше 130 л. с., - «Беларус-1221.4 / 1222.4 / 1523.4 / 2022.4», и тракторы мощностью 30 л. с. - «Беларус-320.3», а в июне нынешнего года планируется сертифицировать тракторы в мощностном диапазоне 80–105 л. с., соответствующие требованиям TIER-3A.

Насколько уверенно удерживает МТЗ свой самый емкий рынок - российский? Нет ли в перспективе опасности, что на рынке России «Беларуса» могут потеснить импортные, в том числе подержанные, тракторы?
- Сегодня поставки нашей продукции осуществляются по трем основным направлениям: в Российскую Федерацию, в другие страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. Для Минского тракторного завода Российская Федерация была и остается главным стратегическим партнером. Удельный вес России в экспорте тракторов МТЗ за 2007 год составил порядка 38 % при увеличении объема поставок по сравнению с прошлым годом более чем на 30 %.

Для стабилизации рынка, увеличения объемов реализации и продвижения продукции предприятия в Москве открыто и работает Представительство Минского тракторного завода в Российской Федерации. В России в каждом федеральном округе созданы Торговые дома - совместные предприятия с контрольными долями уставного капитала, принадлежащими МТЗ, и сегодня поставка его продукции на российский рынок производится исключительно через них. Каждый Торговый дом, реализующий тракторы, обеспечивает их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилерская сеть Торговых домов в Российской Федерации насчитывает около ста организаций практически во всех регионах.

На территории России функционируют два сборочных производства - ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).
Чтобы выработать единый механизм обеспечения запасными частями российских потребителей, Минский тракторный завод создал в Подмосковье ЗАО «ЦАСК МТЗ-Запчасть-Сервис» по поставкам запасных частей в Российскую Федерацию.

Что касается перспектив, то, согласно нашим аналитическим исследованиям, рынок России характеризуется положительной динамикой таких показателей, как «производство», «емкость», и в то же время - отрицательной динамикой по показателю «парк». Если в 1990 году парк тракторов в России составлял более миллиона штук, то сегодня - полмиллиона, притом что срок службы двух третей парка составляет более 20 лет при норме 10 лет. Обеспеченность посевных работ исправными тракторами составляет 5–6 машин на 1000 га пашни - это 65 % от нормы. Представьте, какими темпами нам необходимо наращивать производство, чтобы удовлетворить потребности только российского рынка. А в Украине и в других странах СНГ ситуация еще хуже. И мы никому не собираемся уступать эти рынки. Кстати, все западные производители реализовали за прошлый год в России порядка 1,5 тысячи тракторов (включая подержанные), мы - более 16 тысяч.

Минские тракторы производятся при участии российских смежников. Расскажите, пожалуйста, как и насколько эффективно сотрудничаете с российскими коллегами?
- Доля российской продукции в составе серийных тракторов «Беларус» составляет около 10 %. С российскими заводами РУП «МТЗ» связывают давние партнерские отношения. Начавшийся в последние годы общий подъем российской промышленности позволяет нам плодотворно сотрудничать как экономически, так и технически.

Основными российскими поставщиками РУП «МТЗ» являются оренбургское ОАО «Радиатор» (годовой объем 258,1 млн. российских рублей), елецкое ОАО «Елецгидроагрегат» (101,9 млн.), волгоградский ВЗТДиН (88,8 млн.).

Тесно сотрудничаем по кооперации, получая высокотехнологичные сборочные узлы для наших тракторов, с Елабужским автомобильным заводом и СААЗ АМО ЗИЛ в Смоленске. В 2007 году объем поставок комплектующих с этими предприятиями составил более 290 млн. российских рублей, а в 2008 году мы планируем довести его до 1,2 млрд. российских рублей.

Видимо, нелегко руководить более чем двадцатитысячным коллективом. Притом что на любом производстве человеческий фактор был и остается главным. Каковы основные критерии вашей кадровой политики? И насколько престижно и денежно работать на Минском тракторном заводе?
- Учитывая современную реальность нашего предприятия - постоянное наращивание объемов производства, освоение и выпуск нового модельного ряда машин, совершенствование технологических процессов производства, высокие темпы компьютеризации - вопрос подготовки, сохранения высококвалифицированных работников и привлечение молодых кадров является не просто основой кадровой политики на РУП «МТЗ», это одна из главнейших составляющих всей нашей работы.
Только на головном предприятии сегодня работает порядка 24,6 тысячи человек, из них более 19 тысяч - рабочие, около 5,5 тысячи - служащие (из них, в свою очередь, 2 тысячи руководителей всех уровней). На РУП «МТЗ» высшее образование имеют 15,7 % от общего числа работающих, среднее специальное - 19,8 %, среднее и профессионально-техническое - 58,6 %. На заводе работают 10 кандидатов и 2 доктора наук.

На предприятии постоянно проводится обновление кадров, замена работников пенсионного возраста молодыми кадрами с более высоким уровнем квалификации. За счет приема молодых рабочих и специалистов число молодежи в возрасте 16–30 лет только в истекшем 2007 году увеличилось на 6,2 %, а средний возраст тракторозаводцев составил 38,7 года (в 2000 году - 44,5 года).

Каков, образно говоря, наш «социальный пакет» по закреплению высококвалифицированных кадров? Это, прежде всего, подбор рабочих, специалистов, руководителей и других служащих с учетом их профессиональных качеств методом профессионального тестирования, рациональное использование кадров и достойная мотивация их труда, моральное и материальное стимулирование кадров и четкая система их карьерного роста и, конечно, постоянное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Успешная и стабильная работа позволила МТЗ выйти на ведущее место по оплате труда среди промышленных предприятий Беларуси. Сегодня на минском рынке труда считается престижным получить работу на МТЗ, так что у нас есть реальная возможность отбора лучших рабочих и специалистов.

- Для многих крупных предприятий, завоевавших нелегким трудом высокий авторитет своей продукции, достаточно болезненна проблема контрафакта, когда мелкие, не обладающие необходимой производственной базой фирмы «штампуют» заведомо некачественные запчасти и без зазрения совести ставят на них известную марку. А в итоге предприятие не только терпит убытки - у потребителей совершенно незаслуженно падает авторитет его товарной марки.
Насколько актуальна такая проблема для МТЗ, насколько быстро можно обнаружить подмену оригинальных запчастей контрафактными, и как руководство завода намерено бороться с этой напастью?

- Действительно, проблема такая есть. Между тем распознать контрафакт, причем практически сразу, нашим специалистам, как и торговым представителям, не составит большого труда. На РУП «МТЗ» разработана и действует инструкция «Маркировка деталей и сборочных единиц тракторов «Беларус» - по маркировке деталей и узлов комбинацией цифр, выполненных спецшрифтом и на спецоборудовании собственного изготовления. Информация по маркировке заносится в заводскую базу, а номера всех крупных узлов и наиболее ценных покупных комплектующих вносятся в паспорт сборки трактора, что позволяет прямо на месте безошибочно установить факт подмены. К примеру, в МЦ-5 изготавливаются валы для ПВМ (передний ведущий мост), которые пользуются повышенным спросом. Когда возникли проблемы с качеством данной продукции, выяснилось, что изделия были изготовлены не на РУП «МТЗ», - это показала спецмаркировка. Аналогично обстоит дело и с другими деталями и узлами.

Конечно, оставлять без реагирования любой подобный факт руководство завода не собирается. И все-таки наиболее результативное противодействие этому видится, с одной стороны, в своевременном насыщении рынка оригинальными запчастями, а с другой - в профилактической работе, проводимой нашей службой маркетинга и нашими торговыми представителями. Покупателю можно доходчиво объяснить, что, приобретая контрафактную деталь и, допустим, где-то выигрывая по цене и по времени, он теряет намного больше, ведь некачественная запчасть ускоряет износ всего трактора. То есть здесь для потребителя гоняться за дешевизной - в итоге будет себе дороже.

Александр Алексеевич, насколько амбициозны, в хорошем смысле, ближайшие планы Минского тракторного завода? Иначе говоря, каким образом намерены производить лучше и продавать больше?
- Несмотря на усиление конкуренции, ПО «Минский тракторный завод» в качестве своих приоритетных задач на 2008 год определил дальнейшее увеличение доли тракторов «Беларус» в продажах на мировом рынке и совершенствование товаропроводящей сети. При этом главным направлением нашего экспорта остается Россия.
Мы намерены выпустить в 2008 году порядка 66 тысяч тракторов и машин, в том числе на экспорт - более 59 тысяч штук, или 89,5 % от общего количества. Изменится в 2008 году по сравнению с 2007 годом и структура поставляемых тракторов и машин - в сторону увеличения доли энергона­сыщенных тракторов (серии 1200, 1500, 2000, 3000, их планируется произвести более 9 тысяч), тракторов, соответствующих экологическим стандартам Евро-3А, а также новых моделей и тракторов, производимых с использованием новых технологий.

Необходимо больше использовать возможности сборочного производства тракторов «Беларус» за рубежом, увеличивать поставки тракторокомплектов в страны СНГ и дальнего зарубежья. В странах, где существует собственная товаропроводящая сеть ПО «МТЗ», особенно актуально, наряду с увеличением продаж, совершенствование гарантийного и послегарантийного обслуживания реализованной техники - аттестация технических центров, занимающихся реализацией и сервисным обслуживанием тракторов «Беларус», и создание на их базе фирменной сервисной сети.

Но главным залогом новых достижений, безусловно, должно стать качество наших тракторов, их соответствие самым высоким мировым требованиям. МТЗ не может отставать ни на день в развитии новейших производственных технологий.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.