Не пробили чек по кассе штраф. Когда можно не пробивать кассовый чек при оплате наличными

от 28/05/2019

Уполномоченные органы назначат штраф за непробитый чек потому, что такое деяние образует состав правонарушения. Ответственность за совершение которого устанавливает часть 6 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А все правонарушения главы 14 имеют особый объект правонарушения – посягают на общественные отношения в сфере торговли и финансов, ведения предпринимательской деятельности. Очень близко по своей специфике правонарушение, за которое назначат .

Когда назначают штраф за непробитый чек

Влечет . Равно как и отсутствие . Поэтому сначала о составе.

Объективная сторона правонарушения по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ выражается в бездействии. А именно:

  • ненаправление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо
  • непередача таких документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

Когда субъект правонарушения вообще не применяет контрольно-кассовую технику, то ему назначат штраф за неприменение ККМ. А вот когда не направил в электронной форме или не выдал чек на руки, тогда штраф за непробитый чек.

В целом, согласно Закону от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты). Исключения устанавливает статья 2 этого Закона.

Размер штрафа за непробитый чек

За непробитый чек КоАП РФ устанавливает в твердом размере. Для должностных лиц, а значит, в , и индивидуальных предпринимателей – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб. Для организаций размер штрафа составит 10 000 руб. При этом назначение не освобождает лицо, которое его совершило, от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно наказано.

Лицо, в отношении которого составлен протокол по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ вправе просить о снижении . Для этого необходимо, чтобы правонарушение налоговый орган выявил в ходе автоматизированной проверки. Чтобы лицо признало нарушение до вынесения постановления. И добровольно его устранило (ч. 3, 4 ст. 4.1. КоАП РФ). При одновременном соблюдении этих условий штраф за непробитый чек можно снизить до 1/3 от его размера.

Подведомственность правонарушения

Надзор за применением ККТ осуществляют налоговые органы. В частности, они вправе беспрепятственно получать доступ к ККМ и фискальным данным, проверять документацию, проводить проверки. И, собственно, привлекать к административной ответственности в сфере применения ККМ.

Таким образом, составляют налоговые органы. Причем по общему правилу независимо от того, на учете какой инспекции состоит организация, если иное не установлена в положении такой инспекции.

Как избежать ответственности за невыбитый кассовый чек

Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприме нение ККМ. Общие это.

Где купить онлайн-кассу

Что делать, если чек пробит ошибочно

В отличие от обычного кассового оборудования, онлайн-кассы оснащены фискальным накопителем для хранения информации. Его предназначение – ежедневная отправка в налоговый орган сведений о вырученных деньгах посредством оператора фискальных данных.

Если кассир допустил ошибку в чеке, обращаются к положениям Федерального закона №54 «О применении контрольно-кассовой техники».

Важно! Чтобы внести исправления в уже произведённую финансовую операцию, необходимо оформить возврат прихода или чек коррекции.

Некорректная информация в кассовом чеке исправляется, если имеет место быть:

  1. Неточность, оказавшая влияние на возникновение недостачи.
  2. Ошибка кассира, которая привела к проведению лишних денег по онлайн кассе и он желает её устранить.
  3. Сбои в работе, повлекшие неисправности кассового оборудования.

Корректировка осуществляется, если кассиром пробит чек по онлайн кассе не на ту сумму или чек не выбит и продажа не учтена. Правильный кассовый документ оформляется в момент выявления расхождений.

Если кассир сам обнаружил ошибочный чек на онлайн кассе, он должен действовать согласно следующему алгоритму:

  1. Оформить бумагу – служебную записку. В ней указывают дату и время ошибки, которая спровоцировала неучтённую выручку.
  2. В коррекционном чеке обозначают номер, присвоенный при регистрации, дату составления служебной записки. Также определяют признак расчета: самостоятельная операция или приход.
  3. Откорректированный чек пробивают. Его оправляет ОФД в налоговый орган. После совершения описанных выше действий нужно связаться с ФНС, чтобы уведомить об обнаружении и устранении ошибки.

Может возникнуть сложная ситуация – операционист обнаружил свою ошибку, когда покупатель уже ушёл. Выдать другой кассовый документ невозможно. К примеру: человек купил фен за 2000 рублей, а кассир пробил чек на 200 рублей и не заметил этого. Чтобы в кассовом аппарате излишние средства учитывались правильно, совершают следующие действия:

  1. Пробивают коррекционный чек.
  2. Сохраняют в отдельной папке исправленный чек.
  3. Прилагают объяснительную записку относительно этого кассового документа.

Сведения будут направлены в Федеральную Налоговую службу посредством оператора фискальных данных, с которым компания заключила контракт. Если ФНС затребует сохранённый документ, его предъявляют.

Обязательно ли ставить в известность налоговую службу

Плательщики налогов обязаны передавать в налоговую структуру сведения в электронном виде о применении контрольно-кассовой техники.

Важно! Закон №54 «О применении ККТ» не обязывает пользователей онлайн касс к информированию ФНС о самостоятельном оформлении коррекционного чека.

Всю фискальную документацию, в том числе и корректировки, в налоговый орган передаёт оператор фискальных данных. Норма прописана в ст. 1 Федерального закона №54. Налоговый орган, осуществляя контроль за полученной информацией, устанавливает нарушения. Владельцам кассового оборудования направляются предписания для исполнения или привлечения к ответственности. Если неверно выбит чек, лучше сразу устранить ошибку, чтобы она не оказалась на виду у налоговой структуры.

Как сделать коррекцию чека, пробитого по ошибке

Коррекция оформляется, когда до закрытия смены в кассе оказалось больше выручки, чем должно быть. Кроме объяснительной записки, кассир должен составить акт, чтобы объяснить ФНС причины корректировки и доказать, что излишние деньги оказались в кассе случайно. В данной ситуации невозможно оформить чек на возврат.

В каких случаях нужна корректировка

Чек коррекции оформляют, когда нужно исправить ошибку, допущенную кассиром, или в работе кассы-онлайн возникли неполадки.

Распространёнными ошибками операционистов являются:

  1. Пробивание чека возврата прихода вместо корректировки.
  2. На сумму, переданную покупателем за товары, чек не пробит.
  3. Чек оказался пробитым на более крупную сумму, чем заплатил покупатель, и ошибка обнаружилась к закрытию смены.

Сбои в работе онлайн ККМ могут быть связаны с её перегревом и выходом из строя или с отключением электричества в магазине.

Реквизиты коррекционного чека такие же, как у обычного: номер ККТ, ИНН, фискальный признак и другие. Их отличительной особенностью является то, что в откорректированном чеке не указывается номенклатура товара, его объём и стоимость, поскольку его не выдают покупателю. Коррекция нужна оператору фискальных данных для отправки в налоговый орган. В таком кассовом документе не требуется разбивка по товарам. Обозначается лишь общая сумма корректировки.

Порядок оформления чека

В ФНС необходимо представить следующие бумаги:

  1. Откорректированный чек.
  2. Акт об обнаружении излишков средств.
  3. Объяснительную записку об ошибке, составленную кассиром.

Важно! В налоговую структуру передают копии указанных документов. Подлинники оставляют у себя.

Пошаговый алгоритм корректировки чека с ошибкой:

  1. Оформление акта об обнаружении лишних денег с коррекционным чеком.
  2. Составление кассиром объяснительной записки с полным описанием причины ошибки.
  3. Письменное уведомление ФНС о проведённой корректировке.

Важно! Письмо следует отправить раньше, чем налоговая служба выявит нарушение. Иначе на организацию наложат штраф в размере 30 000 рублей в соответствии с положениями КоАП (ст. 14.5, п.2).

Пояснительная записка и акт должны храниться у кассира, если налоговая потребует объяснения причины корректировки.

Лучшие предложения по цене и качеству

Как аннулировать неправильный чек

Если неправильно кассиром пробит чек по онлайн кассе, его можно отменить.

Аннулирование чека по контрольно-кассовой технике – это отмена операции по приёму наличности от покупателя и дальнейшие действия с чеком. На онлайн-кассах чек аннулируется при условии, если он не пробит. Программное обеспечение кассового оборудования онлайн даёт возможность отменить неправильный чек до того, как он напечатан и передан оператору фискальных данных. Если кассовый аппарат прошит ОФД «Эвотор», можно совершить возврат к процессу внесения товаров в кассовый документ, а также провести корректировку товаров или аннулировать чек.

Когда кассовый документ выбит, его отмену осуществить невозможно ввиду внесения изменений в Федеральный закон №54 «О применении ККТ». Исправлять такую ошибку разрешено только коррекцией чека.

В кассовом оборудовании онлайн имеется признак «возврат прихода». Расчёты можно откорректировать в присутствии покупателя. При обнаружении неправильно выбитого чека, клиенту, который совершил оплату в кассу, пробивается новый документ на аналогичную сумму с признаком расчёта «возврат прихода». На данном чеке будет обозначен фискальный признак ошибочного. Кассир-операционист своеобразно аннулирует неверно выбитый документ. Покупателю пробивает новый на правильную сумму.

Возврат денег, когда неверно выбит чек

Операция по возврату денежных средств осуществляется, если нарушение обнаружено до окончания смены кассира посредством оформления чека на возврат. Составленный документ на возвращение денег вместе с отчётом по вырученным средствам направляется операционистом в налоговый орган. В отчётности присутствует пояснение-указание на первоначальный документ, составленный с ошибкой, которая повлекла к вычету обозначенной в чеке суммы из общего показателя выручки за день.

Возврат оформляется и при возвращении финансовых средств не в день покупки, а в течение 14 дней с момента приобретения. Этот срок регламентирован законом «О защите прав потребителей». Кассир выписывает расходный кассовый ордер и выдаёт покупателю денежную сумму из кассы.

Важно! Перед совершением данной операции покупатель обязан составить заявление с описанием проблемы и просьбой возвратить средства за товар.

Когда лицо оплачивало покупку банковской картой, финансы вернут в безналичной форме.

Важно! Если компании станут пренебрегать устранением нарушений по онлайн кассам, к ним будут применяться штрафные санкции.

Во время работы кассир может ошибиться и неверно пробить чек по онлайн-кассе. Если оплошность замечена в присутствии покупателя, операционист пробивает возврат прихода, формирует правильный документ и отдаёт покупателю. За совершённое действие необходимо отчитаться перед налоговой структурой. Для этого составляют служебную записку и прилагают 2 чека – с ошибкой и исправленный. Желательно избегать ошибок во время работы на онлайн ККТ. Налоговый орган может наложить штраф в сумме до 30 000 рублей, расценив это, как работу без использования контрольно-кассовой машины.

Организация получает на расчетный счет денежные средства от покупателей (клиентов) — физических лиц (не индивидуальных предпринимателей) за товары, работы и услуги. Начиная с какой даты, эта организация обязана применять контрольно-кассовую технику (ККТ) и оформлять кассовые чеки (бланк строгой отчетности — БСО), а также возможно ли избежать ответственности за непробитие чека по безналу?

Согласно новым требованиям (далее — Закон № 54-ФЗ), если на расчетный счет компании денежные средства поступают от физического лица (то есть от обычного гражданина), то применение кассы является обязательным. Данная норма действует с 1 июля 2019 года.

При поступлении оплаты на расчетный счет от физлица кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств на расчетный счет компании. Сделать это необходимо не позднее момента выдачи товара покупателю, начала выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, с июля 2019 года не использовать кассу и не выдавать кассовый чек при проведении безналичных расчетов будут вправе только ИП и организации в случае платежей с иными организациями и ИП без предъявления электронного средства платежа получателю средств. В том случае, если расчеты с физлицами (не ИП) осуществляются с использованием электронных средств платежа, применение онлайн-кассы является обязательным на общих условиях.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с 1 июля 2019 года при получении на расчетный счет денежных средств от покупателей (клиентов) — физических лиц (не ИП) за товары, работы, услуги организация обязана применять ККТ и оформлять кассовые чеки (БСО) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения оплаты на счет организации.

Штрафы за непробитие чека на безнал

Все организации и ИП, которые должны с 1 июля 2019 года применять кассы, обязаны пробить и передать чек клиенту. Непробитие чека по безналу с 1 июля 2019 года приравнивается к неприменению онлайн-кассы. В этом случае к организации и ИП могут быть применены штрафные санкции согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юрлиц — от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб.

Согласно части 3 статьи 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники», повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет; в отношении ИП и юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно Примечанию к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и порядка ее применения, и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи.

Однако такой порядок применим только в случае, если соблюдены в совокупности следующие условия: на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом, чтобы избежать ответственности за непробитие чека, следует воспользоваться примечанием к статье 14.5 КоАП РФ и в письме в адрес ИФНС подробно описать состав своего правонарушения, а также указать способ исправления его последствий.
По мнению ряда специалистов, для исправления ситуации неприменения ККТ следует на каждую сумму поступления пробивать отдельный чек. При этом в чеке надо указать обязательные реквизиты, в частности, номенклатуру и адрес электронной почты плательщика, на который должен быть отправлен чек (ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). В этом случае чек будет не корректировочный, а обычный — на приход. То есть так как организация не пробивала прежде ошибочные чеки, так что и корректировать нечего.

С другой стороны, согласно пункту 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ:

При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (БСО коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ о применении ККТ (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ).

При этом чек коррекции оформляется на общую сумму поступления и в чеке коррекции не указывается номенклатура, так как чек коррекции необходим, прежде всего, для полноты отражения выручки. Таким образом, по мнению налоговых органов, от ответственности может быть освобождено лицо, которое само нашло ошибку, добровольно в письменной форме уведомило ИФНС о неприменении кассы и пробило чек коррекции.

С 01 июля 2019 года при получении на расчетный счет денежных средств от покупателей (клиентов) — физических лиц (не ИП) за товары, работы, услуги организация обязана применять ККТ и оформлять кассовые чеки (БСО) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения оплаты на счет организации.

За неприменение ККТ предусмотрена административная ответственность согласно статье 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».

Чтобы избежать ответственности за неприменение ККТ, надо в письменной форме уведомить ИФНС о неприменении кассы и пробить чек коррекции на общую сумму поступления.

Чек-коррекция используется в следующих ситуациях:

— кассир допустил ошибку и хочет её исправить,

— при технических неисправностях кассового аппарата, из-за которых оборудование дало сбой.

То есть речь идёт о ситуациях, когда происходит корректировка расчётов, произведённых ранее, согласно пункту 4 статьи 4.3 закона о ККТ.

Например, ситуация, когда кассир забыл пробить чек и продажа осталась неучтённой, или когда был выбит чек на неправильную сумму.

Чтобы лучше понимать, как правильно оформляется коррекция, приведем небольшой алгоритм:

  1. После того как обнаружена ошибка в расчетах, необходимо документально сформулировать юридическое обоснование, которым может быть служебная записка или акт.
  2. Пробивается чек коррекции, в котором для обоснования указывается составленный документ, его дата и номер. Признак расчета может быть сформулирован только в 2 возможных вариантах: расход или приход. Тип коррекции — самостоятельная операция .
  3. Документы — обоснования чека коррекции нужно хранить в течение 5 лет как первичный бухгалтерский документ (ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло до ухода покупателя.

Возврат товара онлайн-касса проводит без особых проблем. Оформляется обычный кассовый чек с отметкой: «Возврат прихода», деньги возвращаются покупателю.

1. Кассир пробивает чек на возврат прихода (на неверную сумму);

2. Кассир формирует «правильный чек», который квалифицируется как приход;

3. Кассир отдаёт покупателю правильный чек, и забирает ошибочный.

Таким образом и ОФД, и налоговая инспекция получат верные данные, что позволит обойтись без создания чека коррекции.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя

Чек коррекции — документ, при помощи которого можно решить проблему отсутствия кассового чека по проведенной операции, избежав административного наказания.

Данная ситуация иллюстрирует факт появления неучтённой выручки от продаж, то есть у налоговой может возникнуть вопрос о сокрытии части налогооблагаемого дохода. Неучтённая выручка также может свидетельствовать о неиспользовании ККТ, что влечёт за собой соответствующие штрафные санкции. Тоже самое происходит, когда кассир неумышленно не пробивает чек.

Важный момент: для того, чтобы избежать штрафа необходимо пробить чек коррекции, данная мера действует тогда и только тогда, когда обнаружение и исправление ошибки произошло до проверки налоговой инспекцией

Каков порядок действий, если ошибка найдена «самостоятельно»?

1. Создаётся специальный документ - служебная записка , в которой обозначен момент (дата и время) ошибки, которая привела к появлению неучтённой выручки, этот документ регистрируется (присваивается номер и дата);

2. В чеке коррекции указывается регистрационный номер и дата служебной записки - это служит основанием для операции коррекции;

3. В чеке коррекции должен быть определён «Тип коррекции»

Этот реквизит отражает причину введения корректировки:

  • «0» - корректировка проведена самостоятельно (по собственной инициативе);
  • «1» - корректировка проведена по предписанию (по инициативе налогового органа, обнаружившего нарушение).

4. Вы должны передать в налоговую 3 документа:

  • сам чек коррекции;
  • акт об обнаружении излишних средств;
  • объяснительную записку от кассира об ошибке.

Отправьте письмо раньше чем налоговая заметит нарушение. В противном случае компания может получить штраф в 30 тыс. руб. согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ . Если исправите ошибку до того, как ее нашла ФНС — штрафа не будет.

Каков порядок действий, если ошибка найдена «по предписанию»?

Ошибка, найденная «по предписанию», то есть налоговая узнала о неучтённых продажах. Такое может произойти в том числе после жалобы покупателя о невыданом чеке.

Порядок действия кассира таков:

1. Пробивается чек коррекции;

2. Основанием коррекции служит дата и номер предписания (которое ИФНС направляет в бухгалтерию компании);

3. В чеке коррекции должен быть определён тип расчёта «приход» и «операция по предписанию» как признак коррекции.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую, чем была получена им на самом деле, и это произошло после ухода покупателя.

Данная ситуация иллюстрирует факт преувеличения выручки от продаж, так как эти данные меньше фискальных данных, то есть реально получено меньше денег, а следовательно - появляется недостача в денежном ящике.

Та же ситуация возникает, когда продавец-кассир пробивает несколько раз один и тот же чек.

Есть ли необходимость в создании чека коррекции? Преобладающее число экспертов в области кассовой дисциплины утверждает, что этого делать не нужно, так как данная ситуация не провоцирует штраф из-за неприменения кассовой техники.

Какой порядок действий в этой ситуации?

1. Кассир пробивает чек, который квалифицируется как «возврат прихода», который создаётся на сумму недостачи;

2. Создаётся пояснительная записка с раскрытием причины недостачи по кассе.

Ситуация: кассир пробил чек на сумму большую /меньшую, чем была получена им на самом деле, и это произошло в предшествующей смене .

Этот вопрос касается корректировок после закрытия смены.

Чек коррекции можно оформить в любой день. Например, если неприменение ККТ выявлено самостоятельно в течение смены, то чек коррекции можно пробить до формирования отчета о закрытии смены. Если излишек денег обнаружен после формирования отчета о закрытии смены, то чек коррекции допустимо сформировать на другой день после открытия смены.

Оформлять чек коррекции следует отдельно по каждой операции, совершенной без применения ККТ, либо данные о которой не были переданы ОФД (Письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899 ). Сделать один чек коррекции на общую сумму непроведенных операций разрешено только в случае массового технического сбоя в работе ККТ (Письмо ФНС России от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867).

Важный момент: Согласно мнению специалистов ФНС , не запрещено создание чеков коррекции после закрытия смены, однако важно в таких чеках указывать момент, когда была допущена ошибка (дата и время).

1. Кассир пробивает чек коррекции;

2. Кассир указывает в нём дату и время ошибки прихода (в опции «описание коррекции»). Например, может быть такое описание коррекции: «20.07.2018 в 15:25 был сформирован кассовый чек с ошибочной суммой». (А чек коррекции может быть составлен гораздо позже, например 10.08.2018).

Вид нарушения

Размер штрафа или вид наказания в соответствии 54-ФЗ

должностное лицо

Организация или ИП

Не применение кассового аппарата после 01.07.2017

Штраф от 25% до 50% от непробитой суммы продажи (но не менее 10 тыс. рублей)

Штраф должен составить от 75% до 100% от непробитой суммы продажи (но не менее 30 тыс. рублей)

Повторное неприменение кассы в течение одного года, в том числе, если сумма расчётов составила 1 млн. руб.

(после 01.07.2017)

Дисквалификация от года до двух лет

Приостановка деятельности на срок до трёх месяцев (90 суток)

ККТ не соответствует новым требованиям, нарушены правила регистрации после 01.07.2017

Штраф на сумму от 1,5 до 3 тыс. руб.

Штраф для ИП:

1,5 — 3 тыс. руб.

для юр.лица:

5 — 10 тыс. руб

Нарушение срока представления документов и данных по запросу налоговой (ФНС)

Штраф для ИП и должностного лица:

1,5 — 3 тыс. руб.

для юр.лица:

5 — 10 тыс. руб

Невыдача чека или прочего БСО (бланка строгой отчётности) в печатном виде/неотправка данных в электронном виде по просьбе покупателя

Предупреждение и штраф в 2 тыс. руб.

Предупреждение и штраф:

для ИП: 2 тыс. руб.;

для юр.лица: 10 тыс. руб.

Важно! Теперь к ответственности могут привлечь в течение года (ранее период привлечения к ответственности был равен двум месяцам).

Реквизиты чека коррекции

Реквизиты чека коррекции такие же, как и у обычного. Например: ИНН, номер ККТ, адрес расчета, система налогообложения, фискальный признак.

Разница между ними в том, что в коррекционном чеке не отражается номенклатура товара, цена и объем . Это связано с тем, что коррекционный чек нужен только ОФД и ФНС для проверок, а покупателю его не предоставляют. По этой же причине в нем нет QR-кода, по которому клиенты проверяют подлинность документа.

В таком чеке указывается всего одна общая сумма корректировки. Разбиение по товарам не нужно.

В реквизите «Кассир» должны быть указаны ФИО и должность соответствующего лица.

На форуме официального сайта ФНС России forum.nalog.ru размещены методические рекомендации по формированию кассовых чеков в соответствии с приказом ФНС России от 21.03.2017 ММВ-7-20/229@ .

Мария Кошкина, юрист

Журнал «Современный предприниматель », № 3 (март 2009 года)

  • Какие методы проверки работы бизнесмена с ККМ применяются инспекторами?
  • Чем отличается контрольная закупка от покупки в личное пользование?
  • Помогают ли аргументы арбитражного суда для отмены санкций?

Стоит не пробить на рубль, и предприниматель «попадет» на штраф. Ведь нарушение кассовой дисциплины чревато санкциями. До недавнего времени даже в суде было сложно отстоять свою точку зрения – арбитраж нередко принимал сторону инспекторов, даже если проверка проводилась с нарушениями. Пока дело не дошло до Высшего арбитражного суда, который поставил под сомнение использование проверочной закупки в качестве метода контроля кассовой дисциплины в недавно обнародованном постановлении от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Правда, налоговики с решением судей не согласны.

Проверка, не определенная законом

При продаже товара в обязательном порядке применяется кассовый аппарат (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ далее – Закон о ККМ). Причем, требование обязательно для всех предпринимателей, независимо от применяемого режима расчета налогов. Исключение: коммерсанты, применяющие бланки строгой отчетности (БСО). Непробитый чек (как и не выданный БСО) карается штрафом. За такую провинность с коммерсанта могут взыскать до 4 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

Законом о ККМ обязанность контролировать повсеместное применение кассовой техники возложена на инспекторов. Согласно пункту 1 статьи 7 этого закона работники налоговой службы, в частности, «проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков». Такая обязанность возлагается на них и нормами других документов. Например, статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, пунктом 5.1.6 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. Кроме того, в статье 23.5 Кодекса об административных правонарушениях прямо сказано, что дела связанные с продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг без применения ККМ рассматривает налоговая служба. Однако ни в одном из перечисленных документов нет методики проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины.

Творчество инспекторов

Отсутствие нормативного регламента «кассовых» проверок привело к тому, что контролеры пошли по самому очевидному пути их проведения – контрольным закупкам. Обескураженные внезапным визитом бизнесмены практически не пытались противиться штрафам. Немногие из них шли отстаивать свои права в суд. Причем, до недавнего времени гарантий единообразного решения не было. Да и подход инспекторов к такой проверке отличался разнообразием. Дело в том, что контрольная закупка является разновидностью оперативно-розыскных мероприятий (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, далее – Закон). А их проведение – вне компетенции налоговиков. Поэтому, дабы контролеров не заподозрили в превышении полномочий, инспекторы называют контрольную закупку как только возможно: проверочная закупка, покупка в личное пользование и т. д. Еще бы, ведь «покупку для себя» к оперативно-розыскным мероприятиям не отнесешь.

К примеру, в пункте 4.2 приказа УМНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189 сформулированы методы проверки применения ККМ. Здесь названо визуальное наблюдение за продажей товаров клиентам (оказанием услуг, проведением работ), приобретение проверяющими товаров в личное пользование. Отдельно выделяется покупка товаров сотрудниками ведомства, участвующими в проверке, у которых есть право на контрольную (проверочную) закупку с последующим оформлением акта. Последнее в перечне – выявление нарушений Закона о ККМ в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее 2 месяцев).

Таким образом, столичные контролеры показали, что контрольная закупка и личное приобретение в ходе проверки – разные вещи. Поддержал налоговую службу и Минфин России. В письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23 ведомство указывает, что совершаемые в ходе контроля покупка в личное пользование и проверочная закупка – методы разные. Вот только в чем разница, финансисты пояснить так и не смогли. Указанное письмо интересно еще и тем, что в нем фактически содержится инструкция для контролеров.

Совершив «покупку в личное пользование», ревизоры должны предъявлять представителю ИП поручение налоговой инспекции на проверку, служебные удостоверения, а также документально оформить результаты проверки.

Такая прыткость объясняется просто. Дело об административном правонарушении может быть открыто при наличии хотя бы одного повода, указывающего на наличие нарушения. Поэтому, если проверяющий при личной покупке обнаружил, что продавец не выдал чек ККМ, для него это является основанием немедленно составить протокол о провинности, караемой статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (подп. 1 п. 1 ст. 28.1, п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Ведь в процессе покупки товаров в личное пользование как раз и обнаруживается нарушение. Заметим: в данном письме чиновники призывают к «распространению судебно-арбитражной практики о правомерности привлечения к административной ответственности при непосредственном обнаружении налоговыми органами нарушений Закона о ККМ». Это в свою очередь необходимо для изменения или отмены судебных актов, принятых арбитражными судами, как нарушающих единообразие в толковании норм права. Имеется в виду толкование судами норм права, которое шло в разрез с позицией инспекторов, запрещая проводить контрольные закупки.

До ВАС...

Справедливости ради отметим, что в спорах, доходивших до суда, арбитры нередко принимали решение в пользу инспекторов.

Один из аргументов – Закон о ККМ не содержит каких-либо запретов или ограничений на действия инспекции в ходе выполнения предусмотренной обязанности контроля за соблюдением норм Закона о ККМ, в том числе запрета на проведение контрольной закупки. Нередко дополнительным фактом является то, что товар приобретается налоговым служащим для личных нужд, на собственные деньги и не возвращается продавцу. Так сказано в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2008 г. № А79-2134/2008. К аналогичным выводам приходили и судьи других регионов. Например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 января 2008 г. № Ф04-14/2008(377-А75-27), Поволжского округа от 1 июля 2008 г. № А12-19067/ 07-С10.

Следуя примеру коллег, судьи Федерального арбитражного суда Уральского округа отметили, что в силу статей 23.5 и 28.3 Кодекса об административных правонарушениях у инспекторов есть полномочия составлять протоколы и рассматривать дела о привлечении к ответственности за неприменение ККМ. Следовательно, проведение контрольной закупки проверяющими направлено на реализацию предоставленных им полномочий (постановление от 10 октября 2007 г. № Ф09-8271/ 07-С1).

Довольно странно, но столь распространенная отрицательная практика шла вразрез с позицией Конституционного суда. Еще в 2005 году конституционные судьи рассматривали проблему контрольных закупок.

В Определении от 22 апреля 2005 г. № 198О они подчеркнули, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона оперативно-розыскные мероприятия (к коим относится контрольная закупка) проводятся на основании сведений «о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших». При этом под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Когда обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином нарушении, проведение оперативно-розыскного мероприятия должно быть прекращено. Если же признаков возможного преступления нет до начала проверки, то оперативно-розыскное мероприятие не может быть начато вовсе.

... и после ВАС

Видимо так, с переменным успехом и продолжались бы разбирательства коммерсантов и налоговиков, если бы вопрос правомерности проверочных закупок не дошел до Президиума Высшего арбитражного суда РФ. Проследим логику арбитров в постановлении от 2 сентября 2008 г. № 3125/08.

Во-первых, судьи указали, что приобретение товара для проверки применения ККМ, когда по окончании проверки товар возвращается продавцу, а деньги покупателю, все-таки контрольная закупка, которая в свою очередь относится к оперативно-розыскным мероприятиям. При этом она была произведена «должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия».

Во-вторых, ни один из нормативных документов, уполномочивших инспекторов проверять работу с кассой, не определяет методов и порядка проведения таких проверок и полномочия налоговых работников при их проведении.

В-третьих, статья 26.2 Кодекса об административных правонарушениях не допускает использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Все это позволило сделать вывод, что проведение инспекцией проверочной закупки в ходе контроля за применением ККМ «не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения». Как следствие, осталась ни с чем.

Выводы ВАС РФ не могут не порадовать, и теперь можно смело утверждать, что рассмотрение аналогичных дел чаще будет решаться в пользу предпринимателей. Ведь позиция высших арбитров учитывается арбитражными судами. На сегодняшний день изложенный выше подход уже активно применяется.

Так в постановлении от 21 ноября 2008 г. № А54-3934/2007-С8 Федеральный арбитражный суд Центрального округа указал: проведение инспектором проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа обратил внимание на то, что произведенная инспекцией покупка товара является контрольной (проверочной) закупкой, поскольку из акта проверки видно, что приобретенный товар был возвращен продавцу, а уплаченные за товар деньги – проверяющим. Следовательно, инспектором лично осуществлена проверочная закупка в торговой точке, что противоречит статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (постановление от 13 января 2009 г. № Ф09-10062/08-С1).

Правда, обратите внимание! Все эти дела объединяет то, что товар и деньги были возвращены, и это зафиксировано в акте проверки.

Закономерен вопрос: повлияло бы на решение судей отсутствие в акте проверки указания на такой возврат? Пока на этот вопрос сложно ответить однозначно. Но в любом случае решение ВАС РФ дает коммерсантам несколько козырей в борьбе с произволом инспекторов.

Защита от штрафа

Разберемся, что делать, если инспекторы пришли с проверкой. Даже если вас поймали на неприменении кассового аппарата, не отчаивайтесь. Дело в том, что стремясь наказать нарушителя, инспекторы подчас допускают массу ошибок.

Основу документального оформления контрольной закупки составляет протокол. Он должен оформляться немедленно после обнаружения провинности (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Внимательно изучите составленный контролерами документ. Протокол, оформленный с нарушениями, судьи в расчет не примут. А значит, у предпринимателя есть шанс избежать наказания.

Содержание протокола регламентировано (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). В нем, в частности, указываются дата и место составления, должность и имя проверяющего, сведения о нарушителе и свидетелях, место, время совершения и описание нарушения, объяснения нарушителя. Если хоть одного из этих реквизитов в протоколе не будет, взыскать штраф налоговикам не удастся (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

Обнаружив такие недочеты, сообщать инспекторам о них не стоит. Приберегите свои аргументы для суда, чтобы контролеры не успели исправить документ до рассмотрения дела. Так, например, если документы не содержат точных данных о времени совершения нарушения, то привлечение бизнесмена к ответственности можно признать незаконным (постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2007 г. № Ф09-928/07-С1, Поволжского округа от 5 апреля 2007 г. № А65-26215/2006-СА3-38).

Не получится взыскать штраф и в том случае, если неприменение ККМ было выявлено в магазине предпринимателя в его отсутствие, и о рассмотрении дела ИП не был уведомлен. Ведь протокол можно составлять только в присутствии бизнесмена или его представителя, уполномоченного на это нотариальной доверенностью. Если протокол о правонарушении инспекция составит без участия коммерсанта (его представителя), судьи такой протокол во внимание не примут и нарушение признают недоказанным (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А55-9961/ 2008).

налоги и учет
Настойчивость ФНС
Екатерина Ромашкина, налоговый консультант Вместе с тем, контролеры не собираются совсем отказываться от привычной практики проведения закупок в ходе проверки соблюдения бизнесменами кассовой дисциплины. Об этом однозначно заявляет письмо ФНС России от 11 января 2009 г. № ШС−22−2/1@. В данном документе чиновники рекомендуют инспекторам «учитывать сложившуюся в регионе судебную практику». А значит, в тех регионах, где суды считают это законным, контрольные закупки будут продолжаться. Подобные указания налоговая служба периодически рассылает своим территориальным отделениям (письма ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС−6−14/389@, от 14 сентября 2007 г. № ШС−6−18/716@ и от 30 мая 2006 г. № ШС−6−14/550@). Более того, на официальном сайте ФНС России 10 февраля 2009 года опубликована позиция ведомства относительно постановления Высшего арбитражного суда от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Чиновники указывают, что налоговая служба должна осуществлять контроль за соблюдением бизнесменами требований Закона о ККМ, в том числе проводить проверки выдачи покупателям кассовых чеков. Факт неприменения кассовой техники, в том числе невыдачи чека должен подтверждаться соответствующими доказательствами. А доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными дока
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.