Вопросы к тестированию директоров школ. Тест для руководителя при аттестации

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2019 года подразумевает некоторые мероприятия, направленные на оценку квалификации сотрудника, его умений, знаний и опыта. Для руководителей образовательных учреждений, подведомственных Минобразования и науки, она проводится не менее, чем один раз за период действия трудового договора. Что касается оценки на соответствие занимаемой должности, то она должна проходить в течение года после вступления руководителя в должность.

Правила проведения аттестации, список лиц, освобожденных от ее прохождения, и другие детали этого мероприятия оговариваются в нескольких нормативных актах. Например, в законе об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказе Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 и других.

Порядок проведения аттестации

Оценивание состоит из двух последовательных этапов: изучение предоставленных документов и собеседование. Для этого соответствующее ведомство создает аттестационную комиссию, подготавливает список кандидатов, а также необходимые бумаги. Затем запрашиваются документы у кандидатов. Порядок работы комиссия определяет самостоятельно.

За семь рабочих дней до начала кандидат уведомляется о проверке телефонограммой или почтой. В уведомлении указывается дата, время и место проведения проверки знаний. Если аттестуемый не явился в указанное время без уважительной причины или предварительного отказа, ему сулит дисциплинарная ответственность, а мероприятие переносится.

Увидеть, как на практике проходит процесс проверки можно на официальном сайте Департамента образования города Москвы: аттестация руководителей, видео .

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

На официальном сайте Московского Института Открытого Образования (МИОО) можно ознакомиться с порядком проведения проверки знаний, а также подать заявку для ее прохождения. Для этого на специальной странице необходимо заполнить анкету. В ней указываются основные сведения, контактные данные испытуемого и прикрепляются сканы требуемых документов.

Что нужно для аттестации

Кандидат или действующий глава учреждения должен предоставить определенный в Приказе комплект документов. Все они должны быть на русском языке. Среди них:

  • отчет о деятельности на руководящей должности — результаты выполнения программы развития;
  • справка о соответствии руководителя требованиям ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;
  • согласие на проведение оценки — включает контактные данные, перечень предоставленных бумаг и др.;
  • согласие на рассмотрение и исследование предоставленных документов;
  • мнение коллегиального органа управления образовательным учреждением по результатам изучения предоставленного отчета.

Также могут быть предоставлены и другие документы, несущие полезную для комиссии информацию. Кроме этого, кандидаты на должность руководителя должны предоставлять справку об отсутствии судимости. Список варьируется в зависимости от подведомственности учебного учреждения. В представленной таблице приведен перечень документов, необходимых для прохождения аттестации в ведомственных учебных учреждениях.

Если какие-либо документы не были представлены в полном объеме либо не поданы, испытуемый отстраняется от оценивания.

Кто освобожден от прохождения

Согласно Приказу и закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ, от прохождения проверки освобождаются:

  • руководители, назначенные на должность Президентом или Правительством РФ;
  • проработавшие на занимаемой должности менее одного года;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Что касается двух последних категорий работников, то оценивание их знаний производится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.

В зависимости о того, какому ведомству подчиняется учреждение, варьируется частота проверок. Например, проверка знаний руководства образовательных учреждений, находящихся в ведении Росавиации, Минюста, ФАНО, ФТС, проходит раз в пять лет.

Результаты аттестации

Если по результатам проверки будет выявлено, что глава учреждения не отвечает существующим требованиям, он сможет пройти ее еще раз. Повторное оценивание проводится на основании заявления экзаменуемого. При этом комиссия может разрешить или отказать в проверке. В случае отказа руководитель отстраняется от выполнения своих обязанностей до успешного прохождения аттестации.

Если комиссия приняла решение о несоответствии главы организации занимаемой должности, он может быть уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не проводится, поскольку ее должны проходить только специалисты, трудящиеся на промышленных и строительных объектах, а также опасных производствах. Такое оценивание также должны проходить работники организаций, подведомственных Ростехнадзору.

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1.1. Настоящие Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, (далее - Порядок) определяют процедуру проведения аттестации кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и сроки её проведения (далее соответственно - аттестация, кандидаты, руководители образовательных организаций, Министерство).

1.2. Целями аттестации являются:

а) повышение эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций;

б) оценка знаний и квалификации кандидатов (кандидата) на должность руководителя образовательной организации;

в) оценка знаний и квалификации руководителей образовательных организаций и подтверждение их соответствия занимаемой должности;

г) стимулирование профессионального роста руководителей образовательных организаций.

1.3. Аттестации подлежат:

а) кандидаты (кандидат) на должность руководителя образовательной организации;

б) руководители образовательных организаций.

1.4. Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций:

назначенные на должность Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

беременные женщины;

женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

1.5. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. Аттестация руководителя с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в течение года после назначения на должность.

1.6. Аттестация осуществляется на русском языке и состоит из следующих последовательных этапов: анализа представленных документов и материалов о кандидате на должность руководителя (руководителя) и собеседования.

1.7. Для проведения аттестации Министерство:

а) создает Аттестационную комиссию по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций (далее - Аттестационная комиссия);

б) формирует списки подлежащих аттестации кандидатов на должности руководителей образовательных организаций на основании поступивших в установленном порядке предложений, в том числе от постоянно действующего совещательного органа Министерства, рассматривающего вопросы по кадровому обеспечению образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства (далее - совещательный орган);

в) составляет списки руководителей образовательных организаций, подлежащих аттестации;

г) определяет график проведения аттестации;

д) готовит необходимые документы для работы Аттестационной комиссии;

ж) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций, совещательного органа необходимые для обеспечения деятельности Аттестационной комиссии документы, материалы и информацию;

з) осуществляет иные полномочия в целях обеспечения деятельности Аттестационной комиссии.

1.8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.

1.9. Основными принципами Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

1.10. Методическое, аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.

II. Функции, полномочия, состав и порядок работы Аттестационной комиссии

2.1. Аттестационная комиссия:

проводит аттестацию кандидатов (кандидата) на должность руководителя образовательной организации;

проводит аттестацию руководителей образовательных организаций;

осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннее и объективное изучение кандидатов для назначения на должности руководителя образовательной организации.

2.2. Аттестационная комиссия имеет право:

а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций, совещательного органа необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;

б) устанавливать сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации;

в) проводить необходимые консультации;

г) создавать рабочие группы с привлечением экспертов и специалистов, составы которых утверждаются Аттестационной комиссией;

2.3. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.

В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители федеральных органов государственной власти, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена организация*(1) , а также члены наблюдательных советов автономных организаций и члены совещательного органа *(2) .

Председателем Аттестационной комиссии является Министр образования и науки Российской Федерации.

Председатель Аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии, председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.

Заместителями председателя являются заместитель Министра образования и науки Российской Федерации и представитель общественной организации. В отсутствие председателя Аттестационной комиссии обязанности председателя исполняет один из его заместителей, на которого возложены такие обязанности председателем Аттестационной комиссии.

Заместитель председателя Аттестационной комиссии в случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии исполняет функции председателя Комиссии в полном объеме.

Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.

Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, направляет от имени Аттестационной комиссии запросы и уведомления, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации.

2.4. Аттестационная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.

Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания. О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии её члены уведомляются письмом или телефонограммой.

Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от общего числа ее членов.

Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.

Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.

Член Аттестационной комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации или руководителю образовательной организации, в виде выписки из протокола в течение семи рабочих дней со дня заседания Аттестационной комиссии направляются в образовательную организацию, а также, соответственно, кандидату на должность руководителя или руководителю образовательной организации.

IV. Проведение аттестации

4.1. Предложения по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации и материалы по ним представляются в Аттестационную комиссию:

б) структурным подразделением Министерства, осуществляющим кадровую политику, по согласованию со структурным подразделением Министерства, осуществляющим координацию деятельности образовательной организации.

Предложения по кандидатам (кандидату) и материалы должны быть представлены в Аттестационную комиссию не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока полномочий действующего руководителя образовательной организации (при досрочном прекращении его полномочий - в течение 15 рабочих дней) и/или в сроки, установленные Министерством.

4.2. Материалы для аттестации руководителя образовательной организации представляются в Аттестационную комиссию непосредственно руководителем или уполномоченным им лицом в сроки, установленные Министерством.

4.3. Комплект материалов по кандидату на должность руководителя образовательной организации оформляется на русском языке и должен включать:

заявление кандидата с просьбой о проведении его аттестации Аттестационной комиссией и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, места жительства и электронной почты (при наличии), прилагаемых документов);

заявление кандидата о согласии на проверку и обработку представленных сведений о кандидате;

сведения о кандидате согласно приложению к Порядку;

программу развития соответствующей образовательной организации, а также основные положения программы кандидата на должность руководителя образовательной организации (не более 2-х страниц);

выписку из решения уполномоченного коллегиального органа управления образовательной организации о включении кандидата в список кандидатов на должность руководителя образовательной организации (в случае представления образовательной организацией предложений по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации);

представление наблюдательного совета автономной организации о кандидате на должность руководителя в случае, предусмотренном уставом организации;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;*(4)

согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;*(5)

заверенные копии документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, ученой степени, ученом звании;

дополнительные документы по усмотрению кандидата.

4.4. Комплект материалов по руководителю образовательной организации, подлежащему аттестации, оформляется на русском языке и должен включать:

заявление руководителя образовательной организации о согласии на проведение его аттестации Аттестационной комиссией и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, адреса проживания и электронной почты (при наличии), прилагаемых документов);

заявление руководителя о согласии на проверку и обработку представленных сведений о руководителе;

отчет о результатах выполнения программы развития образовательной организации и отчет руководителя за соответствующий календарный год (далее - отчет);

выписку из решения уполномоченного коллегиального органа управления образовательной организацией о результатах рассмотрения отчета;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям*(6) ;

дополнительные документы по усмотрению руководителя.

4.5. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, документы и материалы по которым не поступили, поступили не в полном объеме, позднее установленных сроков или замечания по документам и материалам которых не были устранены в установленный срок, решением Аттестационной комиссии к аттестации не допускаются.

4.6. О месте, дате и времени проведения аттестации кандидаты (кандидат) на должность руководителя образовательной организации и руководитель, подлежащий аттестации, уведомляются по почте или телефонограммой не позднее чем за 7 рабочих дней до аттестации.

4.7. Аттестация проводится с приглашением руководителя на заседание Аттестационной комиссии. В случае неявки руководителя на заседание Аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа от аттестации он привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а аттестация переносится на более поздний срок.

4.8. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, в отношении которых на любом из этапов аттестации выявились их несоответствие установленным квалификационным требованиям или профессиональным стандартам, или наличие у них ограничений на занятие педагогической деятельностью, или ограничений для работы в сфере образования, или нарушение установленного в соответствии с уставом образовательной организации порядка выдвижения кандидата на должность руководителя, или подлог представленных документов, решением Аттестационной комиссии признаются не прошедшими аттестацию и к иным её этапам не допускаются.

4.10. В случае неучастия в собеседования кандидат на должность руководителя, а также руководитель образовательной организации признается Аттестационной комиссией не прошедшим аттестацию.

4.12. В случае получения отрицательного результата при прохождении собеседования кандидата на должность руководителя образовательной организации или руководителя образовательной организации Аттестационная комиссия принимает соответствующее решение:

о признании кандидата на должность руководителя образовательной организации или руководителя образовательной организации не прошедшим аттестацию;

о признании руководителя образовательной организации не прошедшим аттестацию и его несоответствии занимаемой должности.

4.13. В случае положительного результата при прохождении собеседования кандидата на должность руководителя образовательной организации или руководителя образовательной организации Аттестационная комиссия принимает соответствующее решение:

об аттестации кандидата на должность руководителя образовательной организации и о рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации назначить кандидата на должность руководителя образовательной организации;

об аттестации кандидата на должность руководителя образовательной организации и его включении в кадровый резерв Министерства образования и науки Российской Федерации для замещения должностей руководителей образовательных организаций (далее - кадровый резерв);

об аттестации руководителя образовательной организации и его соответствии занимаемой должности.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 4.13.1 с 2 декабря 2017 г. - Приказ

4.13.1. Включение и исключение из кадрового резерва оформляется протоколом в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 4.13.2 с 2 декабря 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2017 г. N 1052

4.13.2. Основаниями исключения из кадрового резерва являются:

а) личное заявление;

б) назначение на должность руководителя образовательной организации;

в) непрерывное пребывание в кадровом резерве в течение пяти лет;

г) смерть (гибель) гражданина либо признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

д) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

ж) наличие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;

з) признание гражданина полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.14. На основании заявления руководителя образовательной организации, не прошедшего аттестацию, Аттестационная комиссия вправе принять решение о его повторной аттестации. О месте, дате и времени проведения аттестации руководитель образовательной организации извещается в соответствии с настоящим Порядком.

4.15. Руководитель образовательной организации, не прошедший в установленные сроки аттестацию и в отношении которого не принято решение о повторной аттестации, отстраняется от работы приказом Министерства на весь период времени до успешного прохождения аттестации с определением Министерством при этом исполняющего обязанности руководителя образовательной организации.

4.16. Руководитель образовательной организации, в отношении которого Аттестационной комиссией принято решение о его несоответствии занимаемой должности, может быть освобожден от занимаемой должности (уволен) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

______________________________

*(1) Полномочия данного члена комиссии распространяются на время рассмотрения кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.

*(2) Полномочия данного члена комиссии распространяются на время рассмотрения кандидатуры на должность руководителя автономной образовательной организации.

*(3) Предложения по кандидатам (кандидату) и материалы представляются образовательной организацией в случае, если уставом образовательной организации установлено замещение должности ее руководителя по результатам избрания. Указанные предложения должны быть сформированы из кандидатов, соответствующих требованиям по должности руководителя образовательной организации и прошедших выдвижение в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации.

*(4) В соответствии с частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4586, ст. 4590; ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335, N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50 (часть 4), ст. 6954; N 50 (ч. 5), ст. 6957, ст. 6959; N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30 (Часть I), ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52 (часть I), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26 (часть I), ст. 3405; N 30 (Часть I), ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49 (часть VI), ст. 6918; N 52 (часть I), ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1 (часть I), ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022.

*(5) Подлежит представлению кандидатом, замещающим или замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы, если отдельные функции государственного управления соответствующей образовательной организацией входят (входили) в его должностные (служебные) обязанности.

*(6) В соответствии с частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 1 (1 ч.), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4586, ст. 4590; ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335, N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50 (часть 4), ст. 6954; N 50 (ч. 5), ст. 6957, ст. 6959; N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30 (Часть I), ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52 (часть I), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26 (часть I), ст. 3405; N 30 (часть I), ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49 (часть VI), ст. 6918; N 52 (часть I), ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1 (часть I), ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022.

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов . - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина . - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим -обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов . - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова . - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Для того, чтобы быть аттестованным на должность кандидата в руководители, а проще говоря на заместителя директора — необходимо пройти 2 процедуры: тестирование и собеседование на комиссии.
На сайте московского института открытого образования в разделе «Аттестация руководящих кадров» можно ознакомиться с необходимой информацией, скачать для заполнения необходимые документы, заполнить форму on-line и ждать приглашения на первую процедуру — тестирование.

Но есть некоторые моменты, о которых не пишется, но знать их желательно.

Готовятся следующие документы: личное заявление по форме, указанной на сайте МИОО, анкета кандидата, выписка из трудовой книжки, копия документов об образовании, копию предыдущей аттестации (при наличии), отзыв директора. Отзыв — очень желателен, особенно если Вы аттестовываетесь первый раз. В анкете, в графе «притязания на должность» необходимо указать, на какого зама Вы «притязаете». Не нужно туда писать хвалебные речи о себе. Просто предоставьте информацию о том, что Вы не директор и идете проходить аттестацию на заместителя.

После заполнения всех документов не забудьте везде, где необходимо проставить подписи и печати, отсканируйте и направьте в качестве приложений к электронной форме заявления на сайте МИОО. Следуйте инструкции и у Вас все получится.

Наш кандидат, до прохождения тестирования попробовал протестироваться на demo-версии, а также посетил занятия по стрессоустойчивости у Большиной Л.В. (информация там же, на сайте МИОО).

Тестирование на демоверсии просто показывает структуру самой процедуры ответов. И ни в коем случае не гарантирует правильность ответов. Там в ответах даже были ошибки, поэтому не обращайте на них внимание.

А вот занятия с психологом пролетели очень быстро и плодотворно. За что преподавателю огромное спасибо.

  1. Тестирование.

Вам на почту придет письмо, где Вы можете выбрать дату и время тестирования. В день тестирования Вы приезжаете по адресу: г.Москва, Тимирязевская ул., д.36, каб.307.

Сразу же выключите звук и виброзвонок на телефоне. Это очень отвлекает.

Вам не разрешат брать с собой никакие вещи, кроме паспорта и ручки. Вам предоставят 45 минут и 37 вопросов. А также 2 компьютера, на обном иих которых будет программа с тестом, а другой предоставляет возможность пользоваться интернетом. При этом запрещается использовать все сайты, кроме как официальные сайтыДепартамента образования, Правительства РФ и г.Москвы, сайтов информационных систем Гарант и Консультант.

Тестирование у Вас будет проходить по 5-ти блокам:

  1. Государственная политика в сфере образования;
  2. Правовые основы управления, — основные, неизменные.

3. Финансово-экономические основы управления
4. Деловое администрирование
5. Современные образовательные технологии
6. Обеспечение безопасности образовательного процесса
7. Организация образовательного процесса
8. Использование информационных систем в управлении образовательной организацией
9.Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации
10.Общественно-государственное управление образовательной организацией, — 3 блока на выбор.

Наш кандидат тестировался по 1,2,3,4,9 блокам. Это на должность заместителя директора по ресурсам. Вопросы были по следующей тематике: Конституция РФ, Конвенция по правам ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ», ГК РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», Бюджетный кодекс РФ, ФЗ «Об автономных учреждениях», 44-фз, Положение о ГКУ СФК Департамента образования г.Москвы, Постановление Правительства г.Москвы «О мерах по развитию дошкольного образования в г.Москве» (нормативы финансового обеспечения государственных гарантий) + социальные задачки на тему — кто лучше для директора как помощник — умный, но жесткий или добрый и старательный.

Сертификат с ответами получается сразу на месте. Количество баллов не должно быть меньше 70, а количество минимальных баллов за блок ответов — не менее 50. В противном случае Вы считаетесь не прошедшими тестирование и можете подать заявку на повторное тестирование.

2. Собеседование на аттестационной комиссии.

После успешного тестирования Вам на почту приходит график проведения собеседований. Собеседования проводятся в аудитории Департамента образования г.Москвы.

Posted in
Tagged ,

Примерные вопросы для подготовки руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений к тестированию

Блок I. Государственная политика в сфере образования

1. Что является предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
Ответ: Предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Как определяется стандарт в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»?
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;образовательный С Стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

3. Какие программы относятся к основным образовательным программам ?
Ответ: 1) общеобразовательные
2) профессиональные
3) профессиональной подготовки

4. Основные принципы государственной политики в сфере образования?
Ответ:1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования ;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

5. Цель Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015гг.?
Ответ: Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

6. Какие из перечисленных принципов входят в состав принципов управления Федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО) на 2011 – 2015гг.?
Ответ: Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению полученных результатов, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".

7. Какие мероприятия необходимо провести для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»?
Ответ: 1)обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование , дополнительное образование);
2)развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов;
3)создание единой информационной системы сферы образования;
4)создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

8. Что такое общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ?
Ответ: аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

9. Что включает в себя развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений в ФЦПРО?
Ответ: 1)создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
2)создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;
3)разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

10. Основные направления развития национальной образовательной инициативы НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ 4 февраля 2010 г.
Ответ:1) Переход на новые образовательные стандарты
2) Развитие системы поддержки талантливых детей
3) Совершенствование учительского корпуса
4) Изменение школьной инфраструктуры
5) Сохранение и укрепление здоровья школьников
6) Расширение самостоятельности школ

11. Какие аспекты включает в себя развитие системы поддержки талантливых детей, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
Ответ: Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

12. Какие аспекты включает в себя сохранение и укрепление здоровья школьников, предложенное в Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА?
Ответ: Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

13. Какие механизмы стимулирования заложены в Приоритетный национальный проект «Образование»?
Ответ: В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации» институциональных изменений.

14. Что является целью осуществления поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование"?
Ответ: Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала

15. Цель Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»?
Ответ: Создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

16. Приоритет политики Правительства города Москвы в сфере реализации государственной программы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование"), направленный на обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, проживающему в городе Москве?
Ответ: 100% охваченность различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в городе Москве и нуждающихся в разных формах образования

17. Каким путем достигается повышение качества общего образования в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
Ответ: 1.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих московский стандарт качества образования;
2.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений для всех групп учащихся;
3.поддержка реализации проектов перспективного развития общеобразовательных учреждений, разработанных на основе инициативы «Наша новая школа»;
4.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, реализующих проекты внедрения современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике (развитие метапредметных компетенций, креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия), в т. ч. поддержку общеобразовательных учреждений, реализующих программы, соответствующие международным стандартам (в т. ч. программу Международного бакалавриата);
5.поддержка (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений и их инновационных сетей, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории (в том числе, в условиях предпрофильного и профильного обучения) обучающихся;
6.создание стажировочных площадок для распространения лучших практик

18. С какой целью определено направление повышения качества и престижности программ профессионального образования как приоритет государственной политики?
Ответ:Подготовка востребованных экономикой города Москвы квалифицированных исполнителей и специалистов. Широкое использование механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.

19. Что предполагает комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов как ключевой принцип реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)?
Ответ: Цели Программы достигаются через всю сеть образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Для реализации этого принципа будут созданы межведомственные переговорные площадки, где будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества, реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты ; созданы институциональные партнерства государственных образовательных учреждений с организациями. Будут созданы условия для развития и реализации потенциала негосударственного сектора услуг по образованию и развитию детей , поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.

20. На какие цели направлена государственная политика в области «Дошкольное образование»?
Ответ:1)обеспечение доступности дошкольного образования для населения;
2)создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
3)повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе;
4)сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
5)развитие инклюзивного дошкольного образования;
6)организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

22. Укажите направления подпрограммы «Общее образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
Ответ: 1)достижение каждым обучающимся образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;
2)обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования, независимо от района проживания;
3)формирование «инновационного поколения города Москвы» – плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
4)сохранение и укрепление здоровья детей и подростков за счет создания здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни;
5)индивидуализация образовательного маршрута и организация психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии;
6)формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;
7)обучение детей-мигрантов русскому языку , реализация программ их культурной адаптации и интеграции в общество города Москвы.

23. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
Ответ: 1)ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы;
2)повышение привлекательности программ профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений;
3)повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;
4)совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности;
5)обеспечение эффективной социализации учащейся молодежи города Москвы;
6)вовлечение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в программы профориентации учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
Подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование» ориентирована на укрепление связи системы профессионального образования в городе Москве с реальными потребностями экономики города Москвы. Она предусматривает мероприятия по организационно-структурной и территориальной оптимизации сети государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедрению новых образовательных программ и инструментов оценки качества образования (в т. ч. независимой сертификации профессиональных квалификаций) на основе взаимодействия с работодателями.
Мероприятия по совершенствованию организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования позволят увеличить объемы выпуска продукции и оказания услуг, востребованных организациями и населением города Москвы, повысить инвестиционную привлекательность системы.
Подпрограмма предусматривает мероприятия по формированию системы сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, направленной на освоение ими компетенций построения образовательной и профессиональной карьеры.

24. На какие аспекты ориентирована подпрограмма «Высшее и непрерывное профессиональное образование» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?
Ответ: Интеграция всех государственных образовательных учреждений, реализующих программы высшего и непрерывного профессионального образования на территории города Москвы, в единый образовательный комплекс, что позволит существенно усилить вклад ВУЗов в социально-экономическое и культурное развитие города Москвы. Она предполагает развитие сети государственных образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального образования совместно с федеральными органами исполнительной власти, внедрение новых инструментов управления качеством образования с участием работодателей, создание единой информационной среды профессионального образования и рынка труда. В рамках подпрограммы будут созданы механизмы, позволяющие использовать потенциал учащейся молодежи в интересах развития города Москвы, включая конкурсную поддержку студенческих инициатив, бизнес-инкубаторов и технопарков

25. Какие мероприятия включает в себя подпрограмма «Управление качеством образования» в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)?

Ответ: Мероприятия по формированию оптимальной функциональной и территориальной системы управления, экспертно-аналитическому и организационно-техническому обеспечению деятельности системы образования, информатизации и автоматизации системы управления образованием. Предусмотрены меры по обеспечению информирования и обратной связи с населением, включая перевод государственных услуг в электронную форму, а также мероприятия по развитию инновационной деятельности , межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере образования.

26. Что предусматривает дорожная карта "План мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденная 30 декабря 2012 года?
Ответ: 1)Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
2)Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
3)Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:

27. На что нацелены изменения в сфере дошкольного образования, определённые дорожными картами?
Ответ: 1.предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования;
2.создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
3.обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;
4.создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
5.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
6.разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
7.кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
8.разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
9.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г.) включает в себя:
10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
11.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
12.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

28. На что нацелены изменения в сфере общего образования, определённые дорожными картами?
Ответ: 1.введение федеральных государственных образовательных стандартов;
2.формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;
3.разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников;
4.программу подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования).
5.Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя:
6.разработку и внедрение системы оценки качества общего образования;
7.разработку и реализацию региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях.
8.Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования;
10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования;


29.На что нацелены изменения в сфере дополнительного образования, определённые дорожными картами?
Ответ:1.разработку и реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей;
2.совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
3.распространение региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
4.создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
5.разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей.
6.Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
7.Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:
8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования;

30.На что нацелены изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, определённые дорожными картами?
Ответ:1.мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
2.реализацию региональных программ модернизации профессионального образования;
3.создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций;
4.нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ.
5.Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
6.разработку и внедрение системы оценки качества услуг системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
7.формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
8.Введение эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя:
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
10.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
11.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

31.На что нацелены изменения в сфере науки и технологий, определённые дорожными картами?
Ответ: 1.развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
2.развитие системы инструментов финансирования науки на конкурсной основе;
3.реализацию проектов по созданию крупных научных установок "мега-сайенс" на территории Российской Федерации.
4.Повышение качества кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров включает в себя:
5.формирование сети исследовательских лабораторий на базе образовательных организаций высшего образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центров;
6.совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций.
7.Введение эффективного контракта в государственных научных организациях включает в себя:
8.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками государственных научных организаций;
9.разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями государственных научных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя государственной научной организации;
10.информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

32.На каких принципах основывается государственная политика города Москвы в области охраны труда?
Ответ: 1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

33.Какие виды деятельности реализуются руководителем (директором) ОУ?
Ответ: Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами , уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований

34.В каком документе конкретизируются требования к режиму образовательного процесса?
Ответ: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

35.Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим ученикам с целью получения дополнительного дохода?
Ответ: Да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя , занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
«Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора» (ст. 48 п. 2 Закона об образовании). Получение разрешения на осуществление этой деятельности по основному месту работы, даже если это муниципальное или государственное образовательное учреждение, также не требуется.

36.Прав ли директор ОУ, не допустивший к работе учителя, который отказался от очередного медицинского обследования?
Ответ: Да, во всех случаях.
«Закон об образовании» Статья 53. п. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

37.Чье замечание по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению преподавателю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?
Ответ: Завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;
Педагогические работники вправе по своему усмотрению выбирать для использования в своей профессиональной деятельности методики обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55 п. 4). Никто не вправе обязывать учителя пользоваться той или другой методикой. Если такая методика не дает требуемого качества образования, администрация школы, например, в лице завуча, вправе потребовать от учителя изменить ее или выбрать другую методику обучения. Такое право администрации школы вытекает из статьи 32 пункта 3 подпункта 2 Закона: «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:... качество образования своих выпускников...».

38.Обязывает ли Закон РФ «Об образовании в РФ» всех педагогических работников перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы?
Ответ: Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством.
Действующее законодательство о труде понятие «контракт» не использует. Работник и работодатель вступают в трудовые отношения на основании трудового договора, заключаемого между ними в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (см. Трудовой кодекс РФ ст. 16). Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и определенный срок (не более 5 лет). Срочный трудовой договор должен заключаться только в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания.

21. В соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ. Укажите направления этих программ.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.