«Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» на пути к берегам Сирии. Из сирии на базу вернулся авианосец "адмирал кузнецов" Маршрут крейсера адмирал кузнецов

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, скончавшегося 2 сентября от кровоизлияния в мозг, подняла вопрос о смене власти в стране. Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного хаба Среднего Востока делает Узбекистан важным как для региональных игроков, так и для глобальных акторов. А граница с Афганистаном определяет его как […]

Американское издание Defense News опубликовало эксклюзивный материал Кристофера П. Каваса – первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне. […]


  • «Летающий зад» отправился в первый полет

    В Великобритании в первый полет отправился гигантский дирижабль Airlander 10, длина которого составляет почти сто метров. Airlander 10 (полное название Hybrid Air Vehicles HAV 304 Airlander) - гибридный дирижабль, созданный компанией Hybrid Air Vehicles для армии США по проекту Long Endurance Multi-intelligence Vehicle (LEMV), в котором Northrop Grumman была генеральным подрядчиком. В программе LEMV дирижабль предназначался для […]


  • Митридат Великий - «дикий» царь, который практически победил Рим ядом

    У Рима было много врагов. Но этот был самым опасным. Его звали Митридат Великий. Царь Понта, правивший в 120-63 годы до н. э., он стал величайшим врагом самых могущественных полководцев и диктаторов Римской республики, который воевал при помощи собственно изобретенных ядов. Невероятная история Митридата Великого, царя Азии, который заставил содрогнуться могущественную Римскую республику в первом […]


  • Битва под Дубно: танковый армагеддон

    Битва за Дубно-Луцк-Броды - одно из крупнейших танковых сражений в истории, проходившее во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года. В течение недели в треугольнике между городами Дубно, Луцк и Броды сошлись две танковых армады общей численностью около 4500 бронированных машин. Известно также под названиями битва за Броды, танковое сражение под Дубно, Луцком, Ровно, контрудар мехкорпусов […]


  • Знакомьтесь: великая и ужасная A2/AD

    В последнее время ведущие западные издания радуют российских читателей громкими заголовками с не менее скандальным содержанием. То: «Российские военные силы в их нынешнем состоянии способны захватить Таллинн и Ригу менее чем за 60 часов», то: «силы Североатлантического альянса не в состоянии защитить восточные границы ЕС перед лицом России», а недавно Bild решило пойти еще дальше […]

  • .
    Несмотря на то, что КАГ СФ в составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Пётр Великий" и судов обеспечения ещё не прибыла в пункт(ы) постоянного базирования (ожидается 08-09.02.2017 ссылка 1 , ссылка 2 ), уже имеется достаточно информации, чтобы обобщить итоги восьмого дальнего похода (боевой службы) нашего авианосца и сделать кое-какие выводы.


    01. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" Североморск−Гибралтар, 15-25.10.2016 (скриншот из 2-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)


    1. Достижения

    Бесспорных положительных результатов, достигнутых в результате почти четырёхмесячной БС "Кузнецова" (предварительно − 117 сут. или 3,84 мес.), можно назвать семь:

    1) вопреки всем мрачным прогнозам (включая те, что содержались в комментариях некоторых гостей моего блога), авианосец всё-таки вышел в дальний боевой поход и вышел не с одним БПК, как часто бывало раньше, а в сопровождении весьма внушительного (и не только по нашим меркам) наряда кораблей охранения (надеюсь, что в скором времени мы узнаем, кто прикрывал КАГ из-под воды); ради этого кораблестроители (судоремонтники), военные моряки и палубные лётчики приложили поистине титанические усилия, заслуживающие государственных наград;

    2) насколько известно, котлотурбинная ГЭУ авианосца, небезосновательно считавшаяся его "ахиллесовой пятой", отработала без сбоев (по крайней мере, без серьёзных сбоев), что является наилучшим свидетельством качественно выполненного предпоходового ремонта (силами 35 и 82 СРЗ и их контрагентов); на переходе Североморск−Гибралтар (15-25.10.2016, 2 890 миль) КАГ шла со средней скоростью 12,0 узлов, т. е. "ущербный" "Кузнецов" не уступал атомному "Петру Великому" (22.10-01.11.2013 ТАРКР, находясь в одиночном плавании, преодолел то же расстояние за то же время); в Средиземном море продвижение группы значительно замедлилось (25.10-08.11, 2 030 миль, 6,5 узлов), что было вызвано, в числе прочего, необходимостью пополнения запасов (одна заправка топливом и водой занимает около суток ссылка 3 , 36:35); средняя скорость на переходе Североморск-Сирия (4 920 миль, 24 сут.) составила 8,5 узла;

    3) ранее "Адмирал Кузнецов" совмещал обязанности авианосца ПВО (дальней ПВО) и противолодочного вертолётоносца, начиная с 08.11.2016 (со дня начала боевой работы по берегу) он имеет полное право классифицироваться как многоцелевой АВ, причём столь разнообразной авиагруппы на его борту никогда ещё не видели − тяжёлые истребители-бомбардировщики (теперь именно так) Су-33, лёгкие МиГ-29К(УБ), ударные вертолёты Ка-52К, десантные (транспортно-боевые) Ка-29, ДРЛО Ка-31, противолодочные Ка-27ПЛ и поисково-спасательные Ка-27ПС;

    4) то, что Су-33 смогут результативно работать по наземным целям, стало настоящим сюрпризом для общественности (даже для автора блога, допускавшего возможность такого поворота событий − ); результаты боевой работы авиагруппы "Кузнецова" за два месяца (59 суток − 08.11.2016-06.01.2017), озвученные начальником генштаба ВС России В. Герасимовым, производят впечатление: 420 боевых вылетов (7,1 в день), из них - 117 ночью (27,9 %), 1252 поражённых объекта террористов (21,2 в сутки) (ссылка 5 ) − скорее всего, без СВП-24-33 тут дело не обошлось;

    5) подключение военных моряков к операции по борьбе с террористическими группировками позволило в кратчайшие сроки освободить от боевиков экономическую столицу Сирии Алеппо" (В. Герасимов, заподозрить которого в лукавстве и преувеличении роли ВМФ России в Битве за Сирию, можно только с похмелья) (ссылка 5);

    6) несмотря на поток бранных слов (в основном с Британских островов) поход нашей КАГ наглядно продемонстрировал миру, что у России есть боеспособный океанский флот пока не столь многочисленный, как хотелось бы, но в случае необходимости способный собрать свои силы в кулак и спроецировать их на любой регион планеты;

    7) есть уверенность, что после завершающейся БС КАГ "Кузнецова" отношение к военному флоту и морской службе в России изменится в лучшую сторону, прчём изменится качественно, и необходимость строительства новых авианосцев уже не будет вызывать сомнений, недоумения и обвинений в разбазаривании народных денег на то, чтобы "бомбить пингвинов" (из реплики одного из моих гостей).


    02. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" от Гибралтара до Сирии, 25.10-08.11.2016 (скриншот из 3-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)

    2. Большой пиар

    Напомню, что пиар (от англ. PR Public Relations ) − это информация, целенаправленно распространяемая СМИ ради привлечения внимания к кому-либо (чему-либо), а в конечном итоге − для формирования общественного мнения о ком-либо (чём-либо) (формулировка Google в редакции автора блога).

    Цитата из себя любимого (из записи от 05.03.2016 − одной из многих "ЗА поход"): "В заключение стоит сказать (ещё раз), что очередная боевая служба "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море даёт редкий шанс океанской компоненте российского военного флота показать себя во всей своей красе и силе. Очень хочется надеяться, что главкомат ВМФ и руководство страны не упустят такую возможность" ( )... И они не упустили .

    Столь грандиозного пиара отечественного ВМФ я не припомню за всю свою жизнь. На полётной палубе, в ходовой рубке и других помещениях авианосца журналистов и операторов российских СМИ было едва ли не больше, нежели штатных членов экипажа корабля. ГТРК Россия, 1-й канал, RT , НТВ, Рен-ТВ, ТРК Звезда, Т24 − все сочли своим долгом (и, надо полагать, большой журналистской удачей) аккредитоваться на "Кузнецове" во время его исторического похода (не удивлюсь, если на его борту побывала и съёмочная группа "Дождя"). Было снято множество репортажей и как минимум два документальных фильма, вышедших из-под пера объектива "Военной приёмки" и Т(ехно)24.

    Если сказанное в п. 7 предыдущего раздела соответствует (будет соответствовать) действительности, страна и её ВМФ должны благодарить за это прежде всего тех сугубо штатских "десантников" с камерами и микрофонами, которые высаживались на палубу "нашего единственного" на протяжении всей его боевой службы.

    3. Зависть бриттов

    Оголтелая травля российского авианосца британскими СМИ ("ржавое корыто", "корабль позора") имеет, на мой взгляд, вполне понятную подоплёку − зависть. С одной строны, это зависть подданных бывшей империи, которой никогда более империей не стать, к другой бывшей империи, сохранившей не только имперские амбиции, но и реальные возможности вновь (в третий раз) реализовать их на практике. С другой стороны, это зависть адмиралов Royal Navy , которые ещё не получили от своего ВПК первый за долгие годы большой авианосец, но, когда "Кузнецов" вошёл в Ла-Манш (с двумя изготовившимися к прыжку Су-33 на носовых стартовых позициях) вдруг поняли, что их F-35B − не что иное, как "небесные этажерки", не имеющие шансов в полноценном (маневренном) воздушном бою с российскими истребителями даже предыдущего поколения, не говоря о тех, что придут им на смену, и что ВМС Велико Британии уже никогда более не станут Гранд Флитом.

    4. Состав авиагруппы: ревизия

    Настоящая ревизия состава авиагруппы "Кузнецова (коснувшаяся в основном её самолётной составляющей) имела целью подтвердить численность ЛА, имевшихся на борту во время боевой службы, и выявить (подтвердить) бортовые номера потерянных машин (МиГ-29К 13.11.2016 и Су-33 03.12.2016). Для этого были тщательно просмотрены видео- и фотоматериалы, сделанные после 03.12.2016 − во время визитов на ТАВКР начальника генштаба ВС Сирии А. Айюба (06.01.2017) и командующего ВС Ливии Х. Хафтара (11.01.2017), а также на борту авианосца и в Североморске-3 в ходе перелёта авиагруппы на аэродром берегового базирования (03.02.2017).

    Видеорепортажи пресс-службы минобороны Сирии и арабского филиала RT от 06.01.2017, сделанные перед самым отбытием "Кузнецова" в Россию, позволяют отследить его самолётный парк с точностью до машины. На размещённых ниже скриншотах можно видеть: в ангаре − Су-33 б/н 88 и б/н хх; на стартовых позициях №1 и №2 − Су-33 б/н 84 и хх; на технических позициях ТП6-ТП15 (с носа в корму) − Су-33 б/н хх, 85, хх, 78, 66; на ТП19-ТП22 − МиГ-29К(УБ) б/н 53, 52, 49, 41 ; итого 9 "Сухих" и 4 МиГа (видео 720 − ссылка 7 , ссылка 8 ) (номера техпозиций − от Pavel Polikarpoff ).

    Отсутствие Су-33 б/н 67 и МиГ-29К б/н 47 подтверждает их потерю (charly015 оказался прав).

    Вертолётная составляющая (по сравнению с предыдущей записью на данную тему) оставлена без изменений за исключением подтверждения коллегой milinfolive участия в походе двух Ка-52К (по материалам документального фильма телеканала Т24 − ссылка 10 ). Новых машин выявлено не было, кроме Ка-27ПЛ б/н 47 в Североморске-3, который, скорее всего, просто "пролетал мимо". В итоге, с большой степенью вероятности можно утверждать, что в период 15.10.2016-03.02.2017 на борту "Кузнецова" находились следующие машины:

    Су-33 - 62 , 66 , 67 (потерян), 71 , 76 , 77 , 78 , 84 , 85 , 88 ;
    МиГ-29КУБ − 52 , 53 ;
    МиГ-29К − 41 , 47 (потерян), 49 ;
    Ка-52К − 2 машины без бортовых номеров;
    Ка-27ПС − 52 , 55 , 57 , 60 ; Ка-27ПЛ − 32 , 45 ; Ка-29 − 23 , 75 ; Ка-31 − 90 .

    Итого в авиагруппе: 10 Су-33, 2 /3 МиГ-29 (КУБ / К) , 2 Ка-52К, 1 Ка-31, 2 Ка-29, 2 /4 Ка-27 (ПЛ / ПС) , всего 26 ЛА минус 2 = 24 ЛА.

    Примечание 1 . Откуда взялись на обратном пути " более 40 летательных аппаратов корабельной авиации, использовавшихся для нанесения ударов по международным террористическим группировкам" известно только И. Конашенкову (ссылка 11 ), т. к. даже с учётом трёх штатных вертолётов "Петра Великого" их набирается всего 27.

    Примечание 2 . Кроме боевых вылетов палубной авиацией КАГ СФ было выполнено " 750 вылетов для выполнения задач поисково-спасательного, авиационно-транспортного обеспечения, воздушной разведки и поддержания благоприятного оперативного режима" (В. Герасимов, ссылка 5). Добавим сюда демонстрационные вылеты Су-33 специально для сирийских и ливийских высоких гостей.


    03. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


    04. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


    05. Стартовые позиции №1 и №2 − Су-33 б/н 84 (слева) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    06. Технические позиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66 и 78, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    07. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78 и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    08. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78, б/н хх, б/н 85, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    09. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 78 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    10. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н хх, б/н 85 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    11. Техпозиции ТП19-ТП22 − МиГи б/н 53, 52, 49 и 41, садится Су-33 б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


    12. Су-33 б/н 62 взлетает с ТАВКР с 3-й СП, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    13. Су-33 б/н 62, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    14. Су-33 б/н 66 и 77, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


    15. Су-33 б/н 71 на кормовом подъёмнике ТАВКР, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    16. Су-33 б/н 71 готовится к взлёту с ТАВКР курсом на Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    17. Су-33 б/н 76, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    18. Су-33 б/н 77 и 85, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    19. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    20. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    21. Су-33 б/н 84 на палубе ТАВКР у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    22. Су-33 б/н 84, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    23. Су-33 б/н 85 и 84, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


    24. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    25. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy )


    26. МиГ-29К б/н 41, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    27. МиГ-29К б/н 49 взлетает с ТАВКР, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    28. МиГ-29К б/н 49, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТВ Россия 24)


    29. МиГ-29КУБ б/н 52, МиГ-29К б/н 49 (ближе − б/н 53, дальше − б/н 41), 06.01.2016 (скриншот из видео ТРК Звезда)


    30. Все четыре МиГа-29К(УБ) (б/н 52, 53, 41, 49) перед вылетом в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    31. МиГ-29КУБ б/н 52, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    32. МиГ-29КУБ б/н 53, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из программы НТВ "Сегодня")

    Авианосная ударная группа Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» (флагман корабельной группы), авианосца «Адмирал Кузнецов» достигла берегов Норвегии. Уже 9 февраля корабли вернутся в главную базу флота - Североморск, завершив многомесячный дальний поход к берегам Сирии. Дома, на берегу, экипажи уже ждет «жареный поросенок» - символ успешного выполнения боевого задания.
    Поход российской эскадры наделал не меньше шума, чем сама антитеррористическая операция российских Воздушно-космических сил в регионе. Общий эффект от присутствия в регионе превысил все ожидания. Весь маршрут следования за кораблями неустанно следили представители НАТО. Ведь впервые со времен СССР Москва собрала полноценную авианосную группировку, способную наносить массированные авиационные и ракетные удары по морским и береговым целям. Корабельная авианосная группа Северного флота выдвинулась к берегам Сирии 15 октября.

    Проход авианосца, тяжелого атомного ракетного крейсера, а также кораблей сопровождения «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков» и вспомогательных судов, а также нескольких подводных лодок с Севера на Юг вдоль побережья Европы и далее в Средиземном море вызвал пристальное внимание ВМС региона. На обратном маршруте глава минобороны Великобритании Майкл Фэллон почему-то назвал возвращающийся из Сирии российский авианосец «кораблем позора». Что именно хотел сказать министр этой фразой не совсем понятно, ведь все четыре месяца боевой службы за российской авианосной группой не только следовали, но и активно мешали ее работе десятки кораблей и самолетов НАТО и США.

    Почему? Ответ прозаичен - боятся. Именно поэтому нам отказали в возможности пополнять материально-технические запасы в Испании и на Мальте. Хотя об этом было договорено, наверное, за несколько месяцев до выхода группы в поход.Опять же почему? Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что главная причина том, что ВМФ России в ходе операции в Сирии показал то, что ранее считалось ему недоступным. Например, массированный удар крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Каспийского моря по целям террористов ИГИЛ находящихся в 2,5 тыс. километрах от места запуска ракет. А перед самым выходом российских кораблей к берегам Сирии Северный флот показательно провел учения, в ходе которых атомная подводная лодка проекта 949 «Антей» вооруженная сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранитами» или, как их называют на Западе, Shipwreck («Кораблекрушение»), так же показательно уничтожила несколько наземных целей на архипелаге Новая Земля.

    У нас эти ракеты называют «убийцы авианосцев», так как попадание «Гранита» гарантированно топит любой вражеский авианосец. Дальность полета ракеты более 700 км. Она несет полутонную боевую часть, которая может быть, как обычной, фугасной, так и ядерной. К слову, на крейсерах «Петр Великий» и «Адмирал Кузнецов» стоят 24 «Гранита», а на «Кузнецове» - 12. Еще 48 находились на двух подводных лодках, сопровождавших эскадру типа «Антей», безрезультатными поисками, которых активно занимались натовцы в средиземке, но так и не смогли отследить.
    О том, что лодки там есть, буквально «трубили» в зарубежных специализированных блогах, сообщая о резко возросшей активности противолодочных самолетов Р-8-А Poseidon, вылетавших с базы Сигонелла на Сицилии. В военном понимании «не отследили», «не взяли на сопровождение» означает одно – как минимум три месяца в прицеле российских кораблей находились не только корабли, но и многочисленные военные базы альянса, расположенные в Италии, Турции, на Мальте и Кипре. На них к слову, хранится практически весь ядерный потенциал США в Европе.
    И это всё без учета возможностей обновленного авиакрыла российского авианосца, в составе, которого теперь есть не только тяжелые истребители Су-33, но и новейшие российские МиГ-29К/КУБР. Одна из особенностей палубных истребителей в том, что перед выходом корабля все они прошли дооснащение специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, позволяющей применять обычные неуправляемые фугасные болванки с точностью управляемого оружия. Разработанная компанией «Гефест и Т» устройство - это всего несколько блоков, устанавливающихся непосредственно в бортовое оборудование боевого самолета. Исходя из положения самолета в пространстве, его координат и параметров полета, а также данных о цели, СВП рассчитывает оптимальную траекторию сброса бомбы. При этом максимальное отклонение от цели не превышает нескольких метров.
    Как работает СВП, НАТОвцам прекрасно продемонстрировали фронтовые бомбардировщики Су-24М ставшие основными рабочими лошадками российских Воздушно-космических сил в Сирии. Точность, с какой наши машины поражали цели неоднократно демонстрировались Минобороны в ходе брифингов посвященным операции. Но Су-33 и МиГ-29КР/КУБ способны не только «метать» неуправляемые болванки. В зависимости от боевой задачи самолет может нести от одной до двух противокорабельных ракет Х-35 и от двух до четырех бомб семейства КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерно-телевизионными или корректируемыми по GPS/ГЛОНАСС головками самонаведения, что гарантирует ему ювелирное поражение любой морской или береговой цели.
    Боевое применение палубной авиации не состоялось. Подход наших кораблей к побережью Сирии совпал с миротворческой инициативой США и Брюсселя о введении перемирия для выхода беженцев из зон боевых действий. Случайно ли? На этот вопрос ответа нет. Но можно сказать, что с приходом российского авианосца, группировка наших сил в регионе обзавелась второй авиабазой Хмейним. То есть мы могли удвоить свои усилия по уничтожению террористических группировок антиправительственных сил, что категорически не устраивало администрацию ушедшего в отставку американского президента Барака Обамы и европейских лидеров.Как бы там ни было, «Адмирал Кузнецов» достойно завершает боевую службу. По словам командующего российской группировкой войск в Сирии генерал-полковника Андрея Картаполова, летчики российской морской авиации за время операции выполнили 420 боевых вылетов, 117 были совершены ночью. «Практически все полеты проходили в сложных гидрометеорологических условиях», - сообщил он. Для наших палубников это очень большой показатель налета. Так, что главное мы сделали – научили пилотов пользоваться техникой, а значит, можем быть уверены в том, что они смогут воспользоваться ей и в боевой обстановке.

    Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

    Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

    Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

    Фото: Global Look

    В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

    Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

    Фото: Wikimedia

    Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

    Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

    Фото: Wikimedia

    Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

    Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

    Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.


    В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

    Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

    Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

    В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

    Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

    Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

    Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

    В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

    В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

    Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




    Добавить коментарий
    Последние публикации

    Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,
    2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.