Система юридических лиц в рф. Гражданское право

При этом, некоммерческие организации могут в процессе своей деятельности, использования своего имущества получать прибыль, но:

  • во-первых, как уже было сказано, ее получение не является целью;
  • во-вторых, полученная в процессе деятельности прибыль не распределяется между создавшими организацию лицами, а направляется на решение задач, для которых создавалась организация.

Гражданским законодательством предусмотрен ряд конкретных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, их перечень дан в п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ .

Так, коммерческие организации в зависимости от порядка их создания и управления ими, правового режима их имущества, прав лиц, создающих коммерческую организацию, в отношении ее имущества и т.д., могут быть созданы в формах хозяйственного товарищества и (или) общества, крестьянского фермерского хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, государственного и (или) муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

По другим основаниям все организации также разграничиваются на две большие группы: корпоративные и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ). Критериями отнесения юридического лица к той или иной группе, в данном случае, является то, строится ли организация на основе:

  1. участия (членства)
  2. формируют ли участники (члены) высший орган управления организацией.

Правосубъектность юридического лица

В юриспруденции под правосубъектностью любого лица принято понимать совокупность его правоспособности и дееспособности. При этом под правоспособностью понимается способность обладать правами, под дееспособностью – способность своими действиями реализовывать права, создавать для себя и нести обязанности. Кроме того, иногда в качестве третьего элемента правосубъектности выделяется деликтоспособность – способность нести ответственность за результат своих действий (бездействия).

В отношении юридических лиц закон оперирует понятием правоспособность (ст. 49 ГК). При этом под правоспособностью юр лица понимается способность и иметь права и нести обязанности.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи правоспособность возникает в с момента внесения юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Правоспособность, по общему правилу, может быть универсальной (т.е. общей) и специальной (т.е. ограниченной).

Согласно пункту 1 указанной статьи права юридического лица (и соответственно, обязанности) должны соответствовать целям его деятельности, закрепленным в учредительном документе.

Учитывая, что, как указывалось выше, основной целью создания и деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, очевидно, что правосубъектность коммерческих организаций – универсальная, т.е. коммерческие организации могут иметь любые права и нести любые обязанности. Именно такая норма содержится в части 2 пункта 1 указанной статьи.

Вместе с тем, в данном же пункте делается отсылка на ряд нормативных актов, согласно которым некоторые коммерческие организации имеют ограниченную правосубъектность, т.е. их деятельность ограничена рамками целей их создания. К таким юридическим лицам, в частности, относятся: унитарные предприятия, ипотечные агенты (ст. 8 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ), кредитные организации (ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1), микрофинансовые организации (ст. 12 ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 № 151-ФЗ) и другие.

Кроме того, согласно, части 3 пункта 1 указанной статьи некоторых виды деятельности могут осуществляться организациями только на основании:

  1. лицензии;
  2. (далее – СРО);
  3. выданного СРО свидетельства о допуске к выполнению определенного вида работ.

Основным нормативным правовым актом в сфере лицензирования является ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Так, пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона закреплен перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется наличие лицензии.

Особо следует обратить внимание, что пунктом 3 статьи 12 указанного ФЗ закреплено важное требование, призванное обеспечить защиту прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: введение лицензирования иных (не предусмотренных указанным Федеральным законом) видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих изменений в указанный Федеральный закон.

Читайте также: Продажа доли, принадлежащей ООО - форма Р14001 образец заполнения заявления в 2019 году

Вместе с тем, необходимо учитывать, что указанный в данном пункте перечень не является исчерпывающим. Так, пунктом 2 статьи 1 указанного Федерального закона закреплен перечень видов деятельности, порядок лицензирования которых определяется специальными федеральными законами.

К таким видам деятельности относятся, например: деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 18 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), деятельность кредитных организаций (ст. 13 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), деятельность страховых организаций (ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации») и т.д.

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что ряд видов деятельности лицензируется в соответствии с нормами ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом особенностей порядка лицензирования, которые могут быть предусмотрены иными федеральными законами. К таким видам деятельности относятся, например, частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность (статьи 6, 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (статья 192 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ).

Как указывалось выше, другими, помимо лицензирования, возможными ограничениями для деятельности юридических лиц является требования их обязательного членства в СРО, либо наличие выданного СРО специального разрешения на выполнение определенного вида работ.

Так, например, членство в СРО необходимо юридическому лицу для проведения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, капитального ремонта объектов капитального строительства и др. (статья 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ), осуществления оценочной деятельности (статья 4 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ), аудиторской деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ), организации азартных игр (статья 6 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Общие правила создания, деятельности СРО, членства в них, определяются ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ.

Очевидно, что, как следует из приведенных выше примеров, все ограничения деятельности юридических лиц связаны либо с повышенной опасностью деятельности, осуществляемой юридическим лицом (строительство и т.д.), либо повышенной экономической ответственностью (аудиторская деятельность и т.д.).

Место нахождения и адрес юридического лица

Определение места нахождения юридического лица продиктовано несколькими факторами; отметим некоторые, наиболее важные из них.

Во-первых, место нахождения наряду с наименованием, организационно-правовой формой, является одним из важнейших идентификационных признаков юридического лица, позволяющих отграничить его от иных, схожих с ним, участников гражданского оборота. Необходимость четкого определения места нахождения юридического лица подчеркивается тем, что место нахождения должно быть определено в уставе (учредительных документах) юридического лица.

Во-вторых, место нахождения юридического лица обладает существенным влиянием на его налогообложение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, помимо федеральных налогов и сборов, которые действуют на всей территории Российской Федерации, установлены и взимаются налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. При этом, многие элементы налогообложения (ставка налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей и т.д.), устанавливаются, соответственно, представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, подлежат применению на конкретных территориях. Таким образом, сумма налогов, уплачиваемая юридическими лицами, место нахождения которых находится в разных регионах (местностях), может существенно отличаться.

В-третьих, место нахождения юридического лица имеет, за некоторыми исключениями, решающее влияние на подсудность рассмотрения споров в суде, в случае их возникновения.

Так, по общему правилу, согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), иск предъявляется по месту нахождения ответчика. В случае, если место нахождения ответчика не известно, иск предъявляется по выбору истца, т.е:

  • либо по месту нахождения имущества ответчика;
  • либо по последнему известному месту нахождения ответчика (статья 36 АПК РФ).

Аналогичная норма содержится в статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – иск к организации предъявляется по месту ее нахождения.

Данные нормы подлежат применению в большинстве случаев, кроме т.н. «подсудности по выбору истца» (когда суд, в который подается иск определяется самим истцом), «исключительной подсудности» (когда суд, в который должен быть предъявлен иск определен законом) и «договорной подсудности» (когда суд, в котором будет рассматриваться спор, в случае его возникновения, определяется договором, соглашением между сторонами).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, при которой указывается наименование населенного пункта или муниципального образования.

Как правило, государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; в случае его отсутствия государственная регистрация производится по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 1 статьи 13 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Достаточно близко к понятию «место нахождения» примыкает понятие «адрес юридического лица». Требование об обязательном указании в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) адреса юридического лица закреплено в части 1 пункта 3 статьи 54 ГК РФ.

0

«Система юридических лиц в Российской Федерации»

Введение
1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий
2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности
2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ
2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с предыдущими Гражданскими кодексами. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Юридические лица наиболее оптимально подходят к сложившимся экономическим условиям в сфере производственного присвоения, чем физические. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его
усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.
В Российской Федерации происходит процесс становления рыночных отношений в их развитом виде, включающий страну в русло экономического развития свойственного современной мировой цивилизации.
В России участниками коммерческой деятельности являются, как правило, экономически обособленные юридические лица. На Западе вместо юридического лица говорят о фирме. В российском законодательстве речь всегда идет о юридическом лице.
Рыночная и командная экономическая система отличаются порядком образования, прекращением деятельности, функционированием, пределом полномочий юридического лица.
Проведя аналогию между деятельностью юридических лиц в РСФСР и РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время процедура образования, реорганизации, прекращения деятельности значительно упростилась.
Целью контрольной работы является выявление особенностей функционирования юридических лиц с переходом к рыночным отношениям, рассмотрение проблем, связанных с несовершенством законодательства о юридических лицах, объяснение сущности юридического лица, вопроса о необходимости оптиматизации его организационной структуры для обеспечения более устойчивого функционирования на рынке.
Проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории. Юридические лица как участники гражданского оборота представлены в литературе достаточно, но как система они не рассматриваются.
Теория всегда связана с практикой, и именно потребность практики определяет актуальность теоретических исследований. В последнее время в литературе все чаще появляются суждения о необходимости свертывания исследований по вопросу о сущности юридического лица. По мнению некоторых ученых, они не имеют практического значения и способствуют лишь появлению еще одной новой теории.

1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий.

Юридические лица – один из древнейших институтов гражданского права. Его появлению мы обязаны римлянам. Не следует, однако, преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, ни значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наибольшей международной торговли юридические лица значительной роли не играли. Хозяйство, имевшее в основном натуральный характер, еще не вызывало необходимости в прочных и длительных объединениях отдельных хозяев. Не было в римском праве и термина «юридическое лицо». Тем не менее нельзя не признать, что основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо.
Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения их, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами.
Союзы с религиозными целями имели право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций появляется в период республики: корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации, объединения предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными изменениями.
Понятно, что все эти объединения обладали имущественными средствами, им приходилось вступать в договорные отношения с третьими лицами и что действовали они и в своей внутренней жизни и в отношениях с третьими лицами по некоторым определенным правилам.
Центрами субъективных прав, не имеющих свойств человека, в Риме являлись следующие союзы: государство, союзы публичного права, частные союзы, учреждения с благотворительной целью.
Что касается юридической теории, то римские юристы не довели до конца разработку учения о юридическом лице, они не выяснили внутренней сущности этого явления. Вместо того, чтобы признать юридическое лицо вполне реальным субъектом права, который имеет свою волю и поэтому может действовать через свои органы, римские юристы говорили, что это есть вымышленное юридическое лицо, что на самом деле здесь нет никакого субъекта прав, а только делается предположение, будто такой субъект существует. Соответственно этому юристы учили, что юридическое лицо само воли не имеет и действовать не может. В тех случаях когда мы говорим, что юридическое лицо совершает действия через свои органы, римские юристы говорили, что действие совершено вместо юридического лица его представителями. Юридическое лицо считалось у римлян лишенным воли и поэтому недееспособным.
Девятнадцатый век – век крупных теоретических разработок, теории которых актуальны и сейчас.
В современной теории гражданского права вопрос о существе юридических лиц – один из самых спорных. В цивилистической литературе существует различное множество мнений по этому поводу.
Большинство юристов придерживаются теории фиктивного лица (Савиньи, Виншейд, Пухт). Они утверждают, что человек, и не только человек, является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой воображаемое лицо, которое удовлетворяет потребности юридической техники применять понятие субъективного права также и там, где речь идет не о правах физического лица. Юридическое лицо недееспособно. Дееспособны лишь органы,
состоящие из людей. Не случайно в параграфе 26 Германского гражданского уложения правление юридического лица, именуемого «союз», квалифицируется как его законный представитель.
Такая концепция определяла и порядок возникновения и природу правоспособности юридического лица. Так как юридическое лицо являлось фикцией, то только государство могло определять его сферу деятельности. Разрешительный порядок возникновения и специальная правоспособность юридического лица были направлены прежде всего на обеспечение контроля государства за объединениями лиц, не преследующими извлечения прибыли.
Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. Председатель Верховного суда США Д.Маршалл в своем решении дал следующее определение корпорации: «Корпорация – это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят практика и законодательство Англии и США. Доктрина Англии и США особое внимание уделяла проводимому теорией фикции противопоставлению юридического лица и физического лица правам и обязанностям его членов. Признание существования юридического лица, независимо от членов, его составляющих, стало основополагающим принципом права корпораций в Англии и США.
Против этой теории существовало много возражений. Германисты (сначала Безелер, а потом Гирке) основывались на изучении исторических основ германского национального права, утверждали, что юридическое лицо – вовсе не фикция, а действительный, реально действующий субъект, хотя и не физическое лицо (теория реальности или органическая теория). И юридическое лицо – такой же субъект права, как и физическое лицо, а не только уподобляемое. Некоторые последователи этой теории (Лассон) заходят так далеко, что признают за юридическими лицами совершенно такое же реальное существование, как и за физическими. Но в этом возражении смешиваются два понятия: представление о предмете
смешивается с самим предметом. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие, реальные потребности людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные, а искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты. Например, если мы утверждаем клуб шахматистов и заносим его в реестр обществ, то не возникает новое живое существо.
В нашем государстве в XX годы получает значительное распространение «теория персонифицированного (целевого) имущества» (Ландкоф, Вольфсон, Суханов). Его сторонники считают главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Так как эта теория была воспринята законодательством и советское гражданское право стало признавать юридическим лицом предприятия (объединения). Между тем предприятия представляют собой сугубо производственно-технический механизм, предназначенный для чисто производственной, а не для коммерческой деятельности. Этим, в частности определяется и их внутренняя структура, главную роль в которой обычно играла планово-экономическая, а не снабженческо-бытовая служба. С позиции же рыночной организации экономики такие предприятия – не более чем имущественные комплексы, то есть совокупности зданий, сооружений, оборудования, определенных имущественных прав и обязанностей – объекты, а не субъекты права. Субъектами имущественных отношений здесь признаются нормальные коммерческие структуры, прежде всего различные хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого предприятия. Признание юридическим лицом непосредственно предприятия, без облачения его в форму какого-либо торгового товарищества, не свойственно правовым системам развитых стран. Там субъектом права, как правило, считается предприниматель (индивидуальное лицо, торговое товарищество)
но не предприятие как таковое. Последнее является лишь объектом, но не субъектом права.
Эта теория уникальна тем, что пережила не один гражданский кодекс в нашем государстве. Ее идеи положены и в новый гражданский кодекс.
Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.
Таким образом, проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории.

2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности

2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ

Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с гражданскими кодексами 1964 и 1922 гг. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Правовые основы деятельности юридических лиц в Российской Федерации регулируются ГК РФ, общие положения которого детализируются в федеральных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, а также других законах (например, «О государственной регистрации юридических лиц»), об особенностях деятельности юридических лиц в той или иной сфере).
Систему юридических лиц образуют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ГК РФ коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В
отличие от них у некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности и они не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствующую данным целям.
Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (простое товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (акционерные общества делятся на закрытое и открытое, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, содержащийся в ГК РФ, является закрытым.
Для создания некоммерческих организаций ГК РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Этот перечень, в отличие от коммерческих организаций, является открытым и может быть дополнен федеральным законом. В настоящий момент в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусмотрены такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация. Существует также ряд некоммерческих организаций, не упомянутых в указанном Законе, регулированию деятельности которых посвящены отдельные законы; это – товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы. Могут быть также приняты также другие законы, устанавливающие организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Это положение является достаточно
спорным в действующем законодательстве. Часто случается, что вновь принятый закон о новой организационно-правовой форме противоречит основополагающему Закону в сфере регулирования некоммерческих организаций – «О некоммерческих организациях» - или вводит организационно-правовую форму, имеющую новое название, но по сути являющуюся повторением формы, предусмотренной упомянутым Законом. Следовало бы установить четкую иерархию законодательных нормативных актов в этой области и, возможно, определить, что перечень некоммерческих организаций, установленный в Законе РФ «О некоммерческих организациях», является закрытым.
Некоммерческие организации.
В вопросе относительно деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в действующем законодательстве существуют серьезные противоречия. Многие формы некоммерческих организаций на практике невозможно отличить от коммерческих. Такой спорной формой юридического лица, предусмотренной в ФЗ «О потребительской кооперации в РФ», является потребительский кооператив (потребительское общество). По сути данная форма вряд ли отличима от коммерческой организации. Например, установлено, что основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
В определении потребительского общества указано, что это добровольное объединение граждан и(или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и ивой деятельности. Торговая деятельность – это не что иное, как извлечение прибыли, следовательно, такую организацию следовало бы отнести к коммерческим либо вообще устранить такую спорную организационно-правовую форму. В ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» указано, что сельскохозяйственный кооператив может быть либо производственным, либо потребительским. Каким критерием должны руководствоваться учредители, выбирая ту или иную форму, неясно.
Указанные выше организации можно отнести ко многим другим некоммерческих организаций. Например, в течение долгого времени в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» фондовые биржи могли функционировать только в форме некоммерческого партнерства. В настоящий момент, после внесения соответствующих изменений, фондовые биржи могут создаваться в форме либо некоммерческого партнерства, либо акционерного общества. Вместе с тем деятельность фондовой биржи все-таки направлена на извлечение прибыли, и возможность ее существования в форме некоммерческой организации вызывает некоторые сомнения. Таким образом, в действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)

Организационно-правовые формы предприятий(фирм):
1) Хозяйственные товарищества;
Как было указано выше, конкретные организационно-правовые формы юридических лиц регулируются отдельными законами. Между тем о
отношении товариществ (полных и на вере) такой закон ГК РФ не предусмотрен, а деятельность товариществ подробно урегулирована самим ГК РФ. Тем не менее в этой области существуют серьезные проблемы. Так, каждый полный товарищ в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, вводится двойная и ничем не обоснованная регистрация - участников и самого юридического лица. К этому добавляется еще и требование двойной отчетности и двойного налогообложения, что значительно осложняет образование товарищества. Между тем во многих странах не требуется регистрации не только товарищей, но и самого товарищества.
При рассмотрении проблемы функционирования товариществ следует также учитывать, что в Особенной части ГК РФ существует глава 55 «Договор простого товарищества». По сути, складывается система, при которой функционируют две формы товарищества: юридическое лицо и объединение, основанное только на договоре, не являющееся юридическим лицом. При этом участники и того и другого являются индивидуальными предпринимателями. Договор простого товарищества направлен на реализацию конкретного проекта, а создание юридического лица – товарищества – на постоянное осуществление своей деятельности. Тем не менее существование таких схожих институтов и схожесть наказаний могут вносить известную неразбериху в правоприменительную практику.

2) Хозяйственные общества;
Применительно к хозяйственным обществам можно выделить следующие проблемы как общие для них, так и характерные только для акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Общие проблемы. Прежде всего, следует рассмотреть проблему формирования уставного капитала хозяйственных обществ (особенно характерна указанная проблема для акционерных обществ). В настоящий момент ФЗ «Об акционерных обществах предусмотрен минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ – 100 МРОТ, для открытых – 1000 МРОТ; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает для них минимальный уставной капитал 100 МРОТ. Откуда взяты такие суммы, неясно. Если исходить из того, что уставный капитал должен определять минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, эта сумма представляется спорной. Непонятно и то, почему размер уставного капитала должен исчисляться в МРОТах. Вызывает серьезные сомнения оправданность подхода к формированию уставного капитала, при котором устанавливается его обязательный минимальный размер. В странах Европы, например, такого подхода к формированию уставного капитала не существует, а если и есть требования к минимальному уставному капиталу, то он не так жестко фиксирован и действительно отражает экономические потребности компании и ее кредиторов. В России также можно освободить общества от формирования уставного капитала в каком-то конкретном размере, а его кредиторам дать возможность самим решать, стоит ли им иметь дело с обществом, размер уставного капитала которого, например, 100 руб.
По существующему законодательству в уставной капитал общества вклады могут вноситься деньгами, имуществом, имущественными правами, исключительными правами, в том числе вкладом в имущество общества может быть так называемое «ноу-хау». Поскольку объективно оценить подобные права затруднительно, такие вклады часто служат для формирования фиктивного уставного капитала, никак не обеспечивающего права кредиторов. При этом не установлена ответственность учредителей за неправильное проведение оценки подобного рода прав и за не привлечение к данной работе оценщика в случаях, когда это установлено законом.
С уставным капиталом связана другая проблема – его уменьшение. Кредиторы общества в случае уменьшения его уставного капитала (даже самого незначительного) вправе потребовать досрочного исполнения обязательств общества перед ними и возмещения убытков. Ясно, что в случае, если все кредиторы воспользуются предоставленным им правом и потребуют досрочного исполнения обязательств, это может привести общество к банкротству. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие статьи Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» в частности установления судебного порядка предъявления требований об исполнении обществом своих обязательств перед кредиторами в случае уменьшения уставного капитала. Возможны и иные пути решения данной проблемы.
Проблемы формирования интегрированных структур. Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров.
В отношении дочерних и зависимых организаций можно также указать, что ГК РФ содержит только две статьи: 105 («Дочернее хозяйственное общество») и 106 («Зависимое хозяйственное общество»). Таким образом, встает вопрос о возможности организаций создавать интегрированные структуры не только в виде хозяйственных обществ, но и в какой-либо другой организационно-правовой форме.
Также следует отметить, что в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся статьи, посвященные дочерним и зависимым обществам, а в ФЗ «О производственных кооперативах» таких положений нет. Возникает вопрос о возможности и порядках образования подобных структур производственными кооперативами.
3) Общества с ограниченной ответственностью;
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
4) Общества с дополнительной ответственностью;
В настоящий момент согласно ГК РФ существует отдельная организационно-правовая форма юридического лица – общество с дополнительной ответственностью (п.5 § 2 гл.4 ГК РФ, где содержится всего одна статья – 95). Между тем установлено, что к обществу с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью (ООО), если иное не установлено в ст. 95. Зафиксированное указанной статьей отличие ОДО от ООО состоит в ответственности участников ОДО – они солидарно несут ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.
На практике при применении указанных положений ГК РФ возникает ряд вопросов.
Если к ОДО применяются положения законодательства об ООО, за исключением регулирования ответственности участников, то почему данное юридическое лицо выделяется в отдельную организационно-правовую форму, а не является разновидностью ООО (как в случае с акционерными обществами – они делятся на открытые и закрытые). В результате такого регулирования деятельности ОДО возникают неприятности в применении положений о преобразовании ОДО в ООО, и наоборот. Поскольку ОДО является самостоятельной организационно-правовой формой, его преобразование в ООО должно быть проведено как реорганизация, а не смена типа, как в случае с ЗАО и ОАО. При этом обществу нужно проходить все реорганизационные процедуры, что в данном случае нецелесообразно. Более того, в ст. 92 ГК РФ (реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью) указано, что ООО может быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив. О возможности преобразования ООО в ОДО не сказано. Этот пробел восполнен в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в ст. 56 которого указано, что ООО вправе преобразовываться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Однако в соответствии с тем, что нормы, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать ГК РФ, не ясно, каким нормативным актом следует руководствоваться при проведении преобразования ОДО в ООО, и наоборот.
Очевидно, следует провести работу по устранению законодательных противоречий в регулировании деятельности ОДО, возможно, изменить положение о том, что общество с дополнительной ответственностью является отдельной организационно-правовой, на положение о том, что оно является разновидностью общества с ограниченной ответственностью, а также определить четкий порядок преобразований ОДО, уточнить принципы ответственности его участников.
При рассмотрении указанной организационно-правовой формы следует обратить внимание на то, что ОДО – нечто среднее между товариществом и хозяйственным обществом. За исключением размеров ответственности (товарищи отвечают по долгам товарищества всем имуществом, а участники ОДО по его долгам – своим имуществом пропорционально собственным вкладам) она схожа с товариществом.
В связи с вышеизложенным, возможно, следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.

Правоприменительная практика. Анализ использования для ведения бизнеса такой организационно-правовой формы, как ОДО, показывает, что она выбирается участниками крайне редко, в основном, в сфере оказания услуг. На Западе в таких сферах часто используется форма товарищества, но при отсутствии в законодательстве РФ развитых положений о товариществах учредители выбирают форму ОДО. Подавляющее же большинство компаний, действующих в сфере услуг, выбирают форму ООО или ЗАО.
По мотивировке выбора формы ОДО учредители руководствуются такими мотивами, как повышение обеспечения дополнительных гарантий для
кредиторов и, как следствие этого, - рост привлекательности компании как контрагента (от лат. contrahens - договаривающийся - сторона договора в гражданских правоотношениях) в сделке.
5) Акционерные общества работников (народные предприятия).
В настоящий момент в Российской Федерации существует такая своеобразная форма ведения бизнеса, как народные предприятия. В ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее Закон «Об особенностях…») указано, что народные предприятия являются закрытыми акционерными обществами, но в то же время установлены такие особенности их деятельности, которые позволяют говорить о них, как о самостоятельной организационно-правовой форме.
При рассмотрении данного Закона возникают серьезные сомнения в возможности его существования в связи с противоречием ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».
Статья 1 (п. 3, 4, 5) ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, деятельность каких акционерных обществ должна регулироваться отдельными федеральными законами.
Следует обратить внимание на следующий момент. В Законе «Об особенностях…» для народных предприятий предусмотрена только форма ЗАО и указано, что к народным предприятиям применяется ФЗ «Об акционерных обществах», в частности не противоречащий данному Закону. Между тем, Закон содержит такое количество противоречий с ФЗ «Об АО», что по сути вводит новую организационно-правовую форму юридического лица. Так, установлен минимальный размер уставного капитала 1000 МРОТ, между тем как в ФЗ «ОБ АО» для ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ. В Законе «Об особенностях…» определено, что число акционеров народного предприятия не может превышать 5000, а в ФЗ «Об акционерных обществах» зафиксировано, что число акционеров ЗАО не может быть более 50.
Закон «Об особенностях…» противоречит не только ФЗ «Об акционерных обществах», но и ГК РФ, так как в Кодексе указано, что правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ (в частности, величина уставного капитала, вопросы управления обществом) устанавливаются Законом РФ «Об акционерных обществах». В силу этого указанные положения не могут быть установлены другими федеральными законами.
В тексте Закона «Об особенностях …» содержатся указания на то, что народное предприятие является особой организационно-правовой формой (так, согласно ст.3 заключается договор о создании именно народного предприятия). Вместе с тем ГК РФ содержит закрытый перечень коммерческих организаций, который не может быть расширен федеральными законами.
Возникают серьезные сомнения в экономической стабильности данной формы ведения бизнеса. Например, спорным выглядит положение о том, что общество должно выкупать акции у увольняющихся работников, а также в случае, если количество акций у одного работника превышает 5% уровень. Статья 7 Закона «Об особенностях …» устанавливает, что выкупная стоимость акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров; при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 % от стоимости чистых активов
народного предприятия и, как правило, должна соответствовать их рыночной стоимости.
Не ясно, что делать в случае, если чистых активов общества недостаточно, и как в таком случае производить обязательную покупку акций у увольняющихся работников-акционеров. При этом установлено, что если число акций, принадлежавших работнику, превысило установленную норму, то они выкупаются у работника по номинальной стоимости (непонятно, почему не по рыночной, если она выше номинальной).
Народное предприятие как организационно-правовая форма практически полностью соответствует производственному кооперативу.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют должные правовые механизмы для воплощения института народного предприятия в жизнь. Законодательство в этой области требует дальнейшего совершенствования, и прежде всего на концептуальном уровне.
На сегодня в Российской Федерации функционирует около 50 народных предприятий. Образован даже союз народных предприятий. Поэтому целесообразно не отменять ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а привести его в соответствие с ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрев в последнем возможность установления особенностей деятельности акционерных обществ работников отдельным законодательством.

Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне
специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.

Заключение

В современном гражданском правопорядке России назрела необходимость в критическом анализе законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования. Поэтому наиболее полезным, эффективным для юриспруденции является изучение отечественной правовой политики в названной сфере. Это подразумевает выявление существующих тенденций развития корпоративного права, поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Закономерным итогом подобного подхода в исследуемой области следует признать анализ и развитие юридической техники права юридических лиц, то есть анализ приемов, методов и правовых конструкций, используемых в нормативно-правовых актах.
С переходом к рыночным отношениям появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, что связано с проблемами правового регулирования их деятельности. В действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров/
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух
учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
В связи с функционированием товариществ возникает вопрос о недостаточной регламентации оплаты уставного капитала (сроках, последствиях неисполнения обязанности по внесению вкладов полными товарищами и товарищами на вере).
Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.
Следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.
При совершенствовании законодательного регулирования деятельности товариществ, которое сделает их форму более привлекательной для бизнеса (это такие меры, как отмена обязательной регистрации товарищей в качестве индивидуальных предпринимателей, уточнение минимального уставного капитала и т.п.), необходимость существования этой формы вообще может отпасть.
Юридическое лицо – это организация производственного присвоения. Правовое признание происходит в лице государственных органов, поэтому появление экономического состояния в сфере производственного присвоения является объективным явлением, а вот конкретные юридические требования к признанию и регулированию этих экономических состояний производственного присвоения могут находиться под большим влиянием
национально- правовых и государственных особенностей взаимодействия экономики, государства и права.
В отечественном законодательстве дается такое определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Недостатком такого определения является то, что юридическое лицо выступает только как технико-юридический прием. Необходимо связать организационно-правовую форму с тем экономическим отношением, которое она опосредует. С учетом вышеизложенных рассуждений о сущности и правовой природе юридического лица, его можно определить как правовую организацию отношений незатратной доходности, возникающих в сфере производственного присвоения лица или их групп, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В контрольной работе рассмотрен только небольшой круг проблем, связанный с проблемой функционирования системы юридических лиц в Российской федерации и требующих скорейшего законодательного урегулирования.

Список используемой литературы:

1) Конституция Российской Федерации 1993г.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации.
3) Гражданский кодекс 1964 г.
4) Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»
5) Федеральный Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
6) А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. Часть первая. М.: Проспект,1999.-632с. С115.
7) Д.И. Степанов. Журнал российского права №10 -2002. С51.
8) И.Б Новицкий, И.Б. Претерский. Римское частное право. М: Юристъ 1996 544с. С115.
9) Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 536 с. С467.

Скачать курсовую: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Само понятие закреплено гражданским кодексом, где в статье 48 указано, что лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Термин юридического лица

Юридическое лицо это зарегистрированное в установленной законом порядке форма организации, обладающей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающей по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юрлицо обладает идентификационными признаками, это ОГРН, ИНН и КПП, а также форма собственности (ООО, АО, ПАО) и наименование.

Это могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). К юрлицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Признаки юридического лица

  1. Юридические лица зарегистрированные на территории Российской Федерации обладает следующим признаками:
    • наличие организационного единства.
  2. К примеру наличие учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций;
    • обладание обособленным имуществом.
  3. Наличие самостоятельного баланса или сметы;
    • способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
  4. Учредители общества несут ответственность в размере уставного капитала;
    • обладает правом вступать в хозяйственные отношения от своего имени.
  5. Общество выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование. Наименование коммерческой организации представляет собой фирму (фирменное наименование), являющееся объектом исключительных прав.
    • создание идет только через процедуру регистрации.

Регистрация

Ликвидация и реорганизация

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

  • Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
  • Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Подробнее ликвидация ооо в Москве.

Виды организаций

Общества в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации ().

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками. Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

По видам прав учредителей, участников юридические лица делятся на :

  1. юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, и юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права (п. 3 ст. 48 ГК);
  2. коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК);
  3. корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК);
  4. юридические лица различных организационно-правовых форм.

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, проводится по двум признакам:

  1. в зависимости от наличия цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;
  2. в зависимости от возможности распределять полученную прибыль между участниками.

К коммерческим организациям согласно ГК относятся :

  • хозяйственные общества и товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные кооперативы,
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Классификация видов может происходить:

  • По форме собственности.
  • По целям деятельности.
  • По составу учредителей.
  • По характеру прав участников.
  • По объёму вещных прав.
  • По другим критериям.

Действующие юридические лица обладают собственным сайтом в сети интернет.

Права юридического лица

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (организация) может приобретать и осуществлять гражданские права. Различают разные права (это зависит от организационно-правовой формы, в которой оно создано). Однако права должны полностью отвечать целям деятельности организации, прописанным в ее уставе или прочем учредительном документе.

Действующим законодательством определены случаи, когда юридическое лицо может осуществлять определенные виды деятельности лишь после получения лицензии от государства. Правоспособность юридического лица начинается с момента его регистрации в ЕГРЮЛ. Прекращение правоспособности связано с ликвидацией организации и происходит путем фиксации соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Правоспособность и дееспособность

Лицо обладает правоспособностью и дееспособностью с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Правоспособность может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.



Юридическое лицо(ст.48 ГК) - признается организация, которая имеет в собственности, хоз.ведении или опер.управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) организационное единство;
2) имущественная обособленность, т.е. юр.лицо имеет в собственности, хоз.ведение, опер.управлении имущество;
3) самостоятельная имущ.ответственность т.е. при ненадлежащем исполнении юр.лицом своих обязательств заинтересованное лицо вправе обратиться с взысканием на все имущ. принадлежащие юр.лицу.
4) юр.лицо всегда выступает от собственного имени.

Правоспособность юридического лица (как и дееспособность) - возникает с момента внесения записи в гос.реестр "о регистрации юр.лица", и перестает с момента внесения записи в гос.реестр "о ликвидации юридического лица".
Различают общую(юр.лицо вправе быть участником любых ГПО) и специальную(юр.лицо вправе иметь больше те права и обязанности, которые предоставлены ему учередителем или законом. Ей обладают все некомерч.организации, а из коммерч.: Гос. и Мун. унитарные предприятия) правоспособности.

Органы юр.лица, могут быть коллегиальными(общее собрание, совет директоров), либо единоличными.
Органы юр.лица, состоят из участников юр.лица, могут быть выборными или назначаемыми. Перечень органов управления, а также их компетенция определяется как законодательством, так и учеред.документами.
Органы юр.лица действуют без доверенности(в пределах своих полномочий).
Юр.лицо, может действовать самостоятельно или через свои органы управления, а может действовать через представителей(любое дееспособное лицо), они действуют на основании договора поручения или доверенности.

Виды юридических лиц:

1)В зависимости от цели создания: (создаются с целью получения прибыли) и (такой цели не преследуют, хотя тоже вправе заниматься ПД, но всю прибыли они отправляют только на цели определенные уставом;

2) В зависимости от прав учредителей юр.лица на его имущество: юр.лица учредители которых сохраняют вещные права на имущество переданное в уставной капитал(в ком.организациях- это гос. Мун. унитарные предприятия; в некомерч.организациях - это учреждения.) И юр.лица в которых учредители сохраняют только обязательственные права. Есть юр.лица участники которых не сохроняют ни вещных, не обязательственных прав на имущество в капитале организации(религ.организации)

Образование юридического лица:

Существуют 2а способа создания юр.лиц: 1) явочно-нормативный(исключает необходимость получение предварительного разрешения органов публичной власти на создание юр.лица. Учредители являются в регистр.орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации) и разрешительный порядок(для создания некоторых юр.лиц., помимо воли учредителя, необходимо предварительное разрешение органов публ.власти. Учредитель обязан предоставить учред.документы. Для хоз.товартществ - это учред.договор, для всех остальных организаций - устав.)

Отказ в гос.регистрации возможен только по двум основаниям:
1) неполный пакет документов;
2) документы содержат не достоверные данные

Уставной капитал юридического лица:

Обязательное формирование уст.капитала и требование к его мин.размеру установлен для ком.орг-ий, кроме хоз.товариществ. Уст.капитал должен гарантировать защиту прав кредиторов.

Виды вклада в уставный капитал:

1) деньги;
2) иные вещи в том числе ценные бумаги;
3) имущ.права, вклад в не денежной форме оценивается учредителями, но для хоз.товариществ и унитарных предприятиях в случаях, когда стоимость вклада превышает 200 МРОТ, оценивается независимым оценщиком. В случаи завышения оценки оценщик несет солидарную ответственность с учредителями;
4) права на результаты интел.деятельности.

Представительство и филиалы юр.лиц:
Представительство - это обособленное структурное подразделение расположенное вне места нахождения юр.лица, представляющая его интересы.
Филиал - это обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения юр.лица, представляет интересы юр.лица и осущ. часть его функций.
Руководитель представительства или филиала назначается юр.лицом и действует на основании доверенности.

Реорганизация юридического лица:

Формы реорганизации:
1) Разделение - т.е. вместо одного юр.лица, которое прекращает свое существование, образуется два или более новых юр.лиц;
2) Выделение - из структуры юр.лица выделяется как правило его подразделение, которое приобретает статус юр.лица;
3) Слияние - два или более юр.лиц прекращают свое существование и обьединяя активы и пассивы, образуют единое новое юр.лицо;
4) Присоединение - 1о или несколько юр.лиц прекращая свое существование, объединяют активы и пассивы ране существовавшими юр.лицами. При слиянии или присоединении права и обязанности передаются на основании передаточного акта;
5) Преобразование - решение о реорганизации принимается участниками юр.лица. Такое решение может быть принято в суд.порядке, в случае когда закон предусматривает такую возможность.
Реорганизация считается завершенной при внесении записи в гос.реестр. Общие положения о реорганизации закреплены в ГК, особенности реорганизации предусмотрены ФЗ "Об отдельных организационно-правовых формах юр.лиц".

Ликвидация юридического лица:

Решение о ликвидации юридического лица выносится Арб.судами. Суд обязан указать конкретное нарушение действующего законодательства, носившее основание для принятия такого решения. Далее суд создает ликвидационную комиссию и к ней переходят все права и обязанности по управлению юр.лицом. Ликвид.комиссия направляет в налог.орган, а также в вестник гос.регистрации информацию о принятом решении, а также информацию о сроке предъявления кредиторами своих требований, этот срок не должен быть менее 2х месяцев. Ликвид.комиссия уведомляем кредиторов о ликвидации юр.лица, которые в течении 2х месяцев вправе предъявить требования к ликвид.юр.лицу. По истечению срока установленного для предъявления требований кредитора, коммисия производит расчет с кредиторами. Требования кредиторов не удовлетворенные в силу недостающего имущества считаются погашенными. Если же после расчетов с кредиторами у юр.лица осталось имущество, оно распределяется среди учередителей. Очередность расчета с кредитором ст.64 ГК. Кредиторы 1ой очереди, граждане перед которыми юр.лицо несет ответственность за возмещение вреда причиненного жизни или здоровью работникам юр.лица. Перед любыми 3ми лицами, если их жизни или здоровью был причинен вред по вине юр.лица.

Несостоятельность (банкротство):
Признаки банкротства юр.лиц:
1) наличие задолженности у юр.лица не менее 100 тыс.рублей, исключение составляют градообразующие предприятия и предприятия оборонного комплекса;
2) должник не может выполнить свои фин.обязательства в течении 3х месяцев.
Признаки банкротства физ.лица:
1) задолженность на сумму 10тыс.рублей;
2) неспособность выполнить обязательства в течении 3х месяцев;
Для признания банкротом необходимо, чтобы сумма долгов превышала стоимость его имущества.

С заявлением в Арб.суд могут обратиться:
1) сам должник;
2) конкурентные кредиторы;
3) органы уполномоченные на взыскание обязательных платежей в бюджетной и не бюджетной форме.
До обращения в Арб.суд возможно применение такой процедуры как санация (кредиторы либо 3е лица вправе предоставить должнику денежные средства для восстановления платежной способности). Все остальные процедуры являются судебными и вводятся на основании определения суда.

Судебная процедура с момента признания о несостоятельности вводиться процедура:

1) Наблюдение -действует до судеб.заседание в котором будет рассмотрен вопрос о введении след.процедуры банкротства, либо об отказе принятия лица банкротом. Арб.судом назначается Арб.управляющий, его задача:
- оценить фин.состояние должника;
- способствовать сохранению имущества должника.
В стадии наблюдения органы управления должника от своих обязанностей не отстраняются, но ряд сделок они вправе совершать только с согл.Арб.управляющего;

2) Финансовое оздоровление - кредиторы или третьи лица вправе принять решение о доп.денежных средствах должнику. Завершая стадию наблюдения Арб.суд вправе ввести такую процедуру как.

3) Внешнее управление - процедура вводиться на 1 год и может быть продлена еще 6 месяцев. Органы управления должника от ведения дел отстраняются и введение дел поручается Арб.управляющему, однако ряд сделок Арб.управляющий вправе совершать только с согл.собрания кредиторов. По завершению этой процедуры суд может принять решение, либо об восстановлении платежной способности должника, либо решение о введении конкурсного производства. Общим для наблюдения фин.оздоровления и внешнего укрепление является введение маратория. На период введения в действие процедуры банкротства не начисляются санкции по денежном обязательствам кредиторов. Кредиторы имеют право только на начисление процентов по ставки ЦБ. Размер ставки определился на день введения соответствующей процедуры. Мараторий не распространяется на задолженность перед кредиторами 1 и 2 очереди, которая подтвердила вступившем в законную силу суд.актом. С момента введение процедуры банкротства все требования кредиторов предъявлялся только по правилам закона "О банкротстве" включ.процедуру конкурсного производства.

Особенности банкротства физических лиц:

Условие для подачи заявления о признании банкротом:
1) Наличие задолженности не менее 10 тыс.рублей;
2) Должник не рассчитывается по обязательствам более 3х месяцев.
В ст.446 ГПК есть перечень видов имущ-ва на которое взыскание не может быть обращено. В отношении гражданина вводиться процедура наблюдение еще процедура конкур.производство. Реестр требований кредитора формируется по общим правилам, конкурс.масса формируется по общим правилам но с учетом ст.446 ГПК.

Особенности:
У ИП могут быть кредиторы, чьи требования связаны с ведением ПД и кредиторы эти могут быть как конкурсными так и не конкурсными. У ИП могут быть кредиторы чьи требования не связаны с ПД(не уплачивал уплату коммунальных услуг или алиментов). Кредиторы задолженность которых не связана с ПД учитываются в реестре отдельно. Если денежных средств не достаточно для расчета с кредиторами они сохраняют право на предъявление требований позже, как имущ-во появиться у должника. После вынесения решения о признании гр.банкротом, онулируется его запись о гос.регистрации и в течении года он не может быть зарегистрирован в качестве ИП. Между кредитором и должником может быть заключено мировое соглашение(на любой стадии).

Теория возникновения юр. лица.

Понятие и признаки юрлица .

Виды юридичиских лиц.

Правоспособность юр. лица .

Индивидуализация юрлица.

Регистрация юр. лица.

Прекращение существования юрлица.

Юр. лицо как субъект преступления.

Ю ридическое лицо.

Ю ридическое лицо - это зарегистрированная в установленном законом порядке , которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юр. лицо - это фирма , которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Третейском суде или в Арбитражном суде .

Теория возникновения юр. лица.

Субъектами права юриспруденция считает не одних только людей. Практическая необходимость заставила ее создать целый ряд искусственных, воображаемых лиц, носящих название юридических, а также фиктивных или моральных.

Юр. лицо - это олицетворенное понятие. Оно не существует как отдельная телесная вещь. Городские постройки с их обывателями, здания монастыря или богадельни со всеми живущими в них, конечно, имеют действительное бытие. Но город, монастырь, богадельня, в смысле отдельных единиц, отличных от составляющих их элементов, представляют собой отвлеченные понятия, столь же недоступные чувствам зрения и осязания, как и какая-нибудь идея добродетели или грации. Тем не менее, подобно тому как живопись и скульптура олицетворяют идеи, чтобы иметь возможность выразить их в чувственных формах, изображая добродетель и грацию в виде прекрасных женщин, так и юриспруденция прибегает к олицетворению и рассматривает союзы людей и учреждения как самостоятельные личности, принимающие участие в гражданском обороте.

Такое объяснение сущности юр. лиц носит название теории олицетворения. Зачатки ее встречаются еще в римском праве. В средние века ее обстоятельно развили папа Инокентий IV и комментатор Бартоль, а в новое время воспроизвел Савиньи, за которым последовали многие другие ученые (Пухта, Унгер, Арндтс и др.). Если выразить ее логический остов в виде силлогизма, то получится такая формула. Право есть мера власти, принадлежащей лицу. Следовательно, нет права без субъекта. Но практическая необходимость заставляет приписывать союзам и учреждениям права, отличные от прав их членов и управителей. Поэтому приходится прибегнуть к фикции и распространить понятие лица на корпорации и учреждения, которые таким образом олицетворяются и приобретают значение искусственных субъектов права.

Итак, в основе теории олицетворения лежит фикция. Под фикцией вообще понимается заведомо ложное предположение, принятое с целью облегчить объяснение какого-либо факта. Благодаря ей данные отношения подводятся под нормы, установленные для других отношений. Так, фикция юрлица дает возможность применить к союзам и учреждениям правила, относящиеся к физ. лицам. Поэтому в юриспруденции фикция имеет значение "особой формы аналогического расширения закона " (Иеринг).

Хотя теория олицетворения может быть признана господствующей по настоящее время, однако кроме нее существует в литературе еще целый ряд других. С наиболее важными и распространенными из них следует вкратце ознакомиться.

Теория целевого имущества. Она признает ложным положение, что нет права без субъекта. "Напротив, права мыслимы и без субъектов", - возражают Виндшейд, Бринц и Беккер, упуская из виду, по верному замечанию Бирлинга, то обстоятельство, что не все возможное в мысли возможно в действительности: мысленно можно представить себе живого человека без головы, но кто останется в живых после гильотинирования? Так наз. Юридические лица, по словам указанных писателей, представляют собой именно случай бессубъектных прав. Когда образуется корпорация или учреждение, то происходит в сущности следующее: определенное имущество предназначается для какой-нибудь цели. Другими словами, возникает не фиктивное лицо, а просто целевое имущество.

Оно не принадлежит никому, не имеет определенного субъекта, а существует только для цели. Поэтому ни в какой фикции нет надобности. Зачем придумывать каких-то заведомо несуществующих субъектов к целевым имуществам, если эти имущества в действительности не имеют субъекта? юридические лица - это бездушные чучела. Они должны быть изгнаны из юриспруденции, как изгнаны из зоологии чучела, выставляемые в огородах для пугания птиц (Бринц). Место юрлиц должны занять целевые имущества и бессубъектные права и обязанности, возникающие относительно них в гражданском обороте.

Такова теория "целевого имущества". Построенная на ложном основании (возможности бессубъектных прав), она, желая устранить фикцию, на самом деле вводит целый ряд других фикций: бессубъектное право - фикция; бессубъектная обязанность - тоже; цели, которым принадлежат имущества, - фикция, так как цель существует только в уме того человека, который поставил ее себе и стремится к ее достижению (Бирлинг). Кроме того, говорить, что имущество принадлежит цели, - значит в сущности олицетворять цель, возводя ее в субъект права.

Теория реальной личности. Писатели, известные под именем германистов (Блунчли, Безелер и др.), отрицая фикции, провозгласили юридические лица реально существующими личностями высшего порядка. Обратив главное внимание на сущность государства и внутреннее устройство германских общин, они пришли к заключению, что как государство , так и общины представляют собой организмы, имеющие самостоятельную волю.

Основная ошибка теории германистов состоит в том, что они приняли подобие за тождество. Государство , да и другие формы общественных союзов во многих отношениях сходны с животными организмами; но отсюда еще не следует, что они на самом деле организмы: обезьяна похожа на человека, однако она не человек. Самым важным различием между общественным союзом и организмом является то обстоятельство, что в животном организме одно сознание, один ум, одна воля, тогда как в обществе их столько, сколько людей, из которых оно состоит. Другими словами, "не существует ничего похожего на какое-либо общественное чувствилище" или общественную волю, которые представляют собой просто метафорические выражения, употребляемые для большей наглядности, подобно тому, как говорят, напр., "призма чувства", "очки недоверия", вовсе не думая этим утверждать, что такие предметы действительно продаются в оптических магазинах.

Теория германистов была в недавнее время дополнена и развита Оттоном Гирке. По его учению, когда люди соединяются между собой для образования корпорации или когда кто-нибудь основывает учреждение, то в обоих случаях возникают реальные личности, обладающие особой волей. Именно в корпорациях воля каждого члена выделяет из себя частицу, сливающуюся с частицами воли всех других членов в единую новую волю; в учреждениях индивидуальная воля основателя выделяет из себя частицу, делающуюся центром, вокруг которого группируются воли администраторов учреждения.

Нетрудно заметить, что Гирке не удалось устранить коренной ошибки, которою страдает теория германистов: он тоже принял метафору за выражение реального факта. Выделение частиц воли и группировка их могут происходить только в нашем уме, но не на самом деле: воля так же не существует вне организма, как зрение - без глаз.

Это обстоятельство упустил из виду другой родственный Гирке по воззрениям ученый - Цительман, прямо заявивший, что юр. лицо представляет собой в сущности "бестелесную волю". По его словам, есть воля, образовавшаяся от соединения волей всех ее членов и существующая самостоятельно вне всякого материального субъекта, а учреждение - воля основателя , выраженная им в учредительном акте и продолжающая жить после его смерти. Цительман, таким образом, порвал всякую связь между волей и организмом и переселился в мир метафизических духов, существующий только в его воображении. Предложенный им термин "бестелесная воля" заключает в себе такое же внутреннее противоречие, как, напр., выражение "безногий скороход".

Остальные теории. Редкий из современных германских ученых не пытался если не построить собственной теории юр. лиц, то хоть видоизменить какую-либо из уже существующих. Иеринг, примыкая отчасти к теории олицетворения и считая юрлицо не более как искусственно созданным механизмом, предназначенным облегчить внешние отношения корпораций и учреждений в гражданском обороте, в то же время заявил, что настоящими обладателями имуществ юрлиц являются те люди, которые пользуются этими имуществами (т.е. члены корпорации, больные лечебницы, бедные, живущие в богадельне, и т.п.).

Но пользоваться правом еще не значит быть его субъектом: разбойник и вор тоже могут фактически воспользоваться правами своих жертв. С другой стороны, если бы точка зрения Иеринга была верна, то существование корпораций и учреждений зависело бы от усмотрения лиц, пользующихся их имуществами: члены сельской общины могли бы уничтожить общину, больные - закрыть богадельню, читатели - библиотеку, посетители музея - музей и т.п.

Весьма близко к теории олицетворения подходит воззрение Белау, который говорит, что юридические лица не субъекты права, а имущества, играющие роль субъектов. Но это в сущности все равно. Представлять ли себе имущество лицом или говорить, что оно играет роль лица, разница заключается только в словах, в титуле и соответствует разнице между директором гимназии и исправляющим должность директора.

Больце отнесся отрицательно к теории олицетворения и предложил похоронить юр. лиц, как никому ненужных мертвецов. По его словам, в корпорациях субъектом прав является совокупность их членов, в учреждениях же никакого субъекта нет, а юридические отношения по имуществам, предназначенным для какой-либо цели, возникают и происходят в силу непосредственного распоряжения закона подобно тому, как в силу закона охраняется наследство и права умершего лица до явки наследников. Однако теория олицетворения вовсе не утверждает, что юридические лица - живые существа. Она их создает только для того, чтобы упростить и облегчить понимание тех отношений, которые возникают для союзов людей и учреждений.

Это же возражение следует обратить против Сермана и проф. Суворова, по мнению которых истинными субъектами прав, приписываемых теорией олицетворения воображаемому лицу, являются органы корпораций и управители учреждений, но не в качестве частных лиц, могущих по произволу распоряжаться правами, а в качестве именно органов и управителей учреждений, связанных законами, уставами и статутами и ограниченных в своих распоряжениях. Но разве теория олицетворения не говорит того же самого только иными словами? Называя органы корпорации и управителей учреждения представителями воображаемого лица, от имени которого они якобы действуют, она хочет только возможно рельефнее и нагляднее оттенить тот факт, что органы и управители не могут вполне самостоятельно и бесконтрольно распоряжаться предоставленными им правами.

Что касается воззрений остальных писателей, то Сальковский примкнул отчасти к Иерингу, а проф. Дювернуа - к Беккеру; Леонгард видоизменил теорию целевого имущества; Карлов занял среднее место между этой теорией и учением Гирке.

Юр. лицо - искусственное создание, фикция. Следовательно, оно не может родиться, подобно физ. лицу , а должно быть создано, как создается манекен или машина. Когда несколько людей соединяются для совместной деятельности или когда кто-либо предназначает часть своего имущества для осуществления какой-либо цели, то одно это обстоятельство еще не вызывает к жизни юр. лица: союз людей остается союзом, имущество - имуществом. Для того чтобы они обратились в воображаемые лица, необходимо постановление закона, предписывающее считать их лицами: так, водород и кислород, смешанные в необходимых для образования воды долях, все-таки сохраняют газообразное состояние в форме гремучего газа и обращаются в воду только тогда, когда чрез них будет пропущена электрическая искра. Роль такой искры, вызывающей к жизни юр. лицо, играет постановление закона. Оно бывает двоякого рода: законодатель может либо раз навсегда определить те условия, при наличности которых каждый союз людей и каждое имущество, предназначенное для какой-либо цели, обращаются в юридические лица, либо создавать такие лица особыми постановлениями для всякого отдельного случая.

Итак, для возникновения юрид. лица необходимы два условия: - наличность материальной подкладки или субстрата (именно совокупности лиц или имущества), которые можно было бы олицетворить, и - постановление положительного права, объявляющее этот субстрат лицом.

Наряду с физ. лицами , юридические лица - субъекты частноправовых отношений, то есть частного права (гражданского права).

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, число действующих в стране юрлиц на 1 июня 2006 года составило 3,7млн. (рост на 36,9% за год). Из них 85% зарегистрированы в форме общества с ограниченной ответственностью, 8,2%— в форме закрытого или открытого акционерного общества (АО). В стадии ликвидации на 1 июня 2006 находилось 2693 организации .

Понятие и признаки юрлица.

Понятие и сущность юр. лица раскрывается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ . Согласно этой статье, юр. лицом признается , которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Юридическое лицо" в других словарях:

    Юридическое Лицо - (artificial person) Лицо, признаваемое законом, но не являющееся конкретным человеком. Например, компания является лицом в том смысле, что она может выставлять иски и быть ответчиком, владеть собственностью и т.д. от своего имени. Она, однако, не … Словарь бизнес-терминов

    Юридическое лицо - по российскому законодательству организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и… … Бухгалтерская энциклопедия

    ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающая в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая основные признаки юридического лица: а) независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц, б) … Экономический словарь

    юридическое лицо - Организация в форме товарищества, корпорации или траста, предусмотренной правовым законодательством. Ср. с Объект учета (Accounting Entity). Данное понятие соответствует принятому в российской практике понятию «организация» как… … Справочник технического переводчика

    ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, смотри Лицо юридическое … Современная энциклопедия

    ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - см. Лицо юридическое … Большой Энциклопедический словарь

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.