Надбавка заработной платы бюджетникам. Повышение заработной платы бюджетникам

Повышение заработной платы бюджетным работникам совершается постепенно на протяжении нескольких лет, но вряд ли она станет достаточной в существующих реалиях сопровождаемых кризисом, ростом цен на товары народного потребления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы повысить заработную плату правительство Российской Федерации разработало нормативные акты, регламентирующие процесс по достижению поставленных задач.

Кто относится к этой категории?

Организации образованные государственной властью, органами местного управления, носящие некоммерческий характер и финансируемые из государственного бюджета либо внебюджетного фонда относятся к бюджетным учреждениям.

Из них сформирована система, состоящая из:

  • органов исполнительной власти;
  • органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Федерации;
  • предприятия оборонной промышленности;
  • судебные учреждения, правоохранительные органы, прокуратура;
  • научные и образовательные организации;
  • учреждения культуры;
  • органы социальной защиты;
  • избирательные комиссии.

Бюджетные организации принадлежит к непроизводственной сфере по роду деятельности.

Государство выступает в качестве работодателя, нанимая работников для реализации функций в бюджетных организациях управленческих, социальных, культурных, научно-технических, образовательных.

Работники указанных организаций называются бюджетниками или бюджетными работниками.

Система подразделяется на три уровня:

  • к первому уровню отнесены бюджет Федерации, внебюджетные фонды государства;
  • ко второму уровню причислены бюджет субъектов РФ, региональные государственные внебюджетные фонды;
  • третий составляют бюджеты местного самоуправления, муниципальных административно-территориальных единиц, городских административных округов, муниципальные образования городов, имеющих федеральное значение, сельские поселения.

К категориям бюджетных работников относятся граждане страны, которым заработную плату выплачивает государство из своего бюджета. Их уровень оплаты труда полностью зависит от государства, проводимой им политики. Они получают заработную плату из поступающих в бюджет денежных средств, являющихся налогом.

В их состав входят:

  • работники, которые трудятся в социальной сфере, работники социальных фондов;
  • государственные служащие, представленные чиновниками различных рангов, которые занимают посты в структуре государственного управления;
  • военнослужащие срочной службы, работники МЧС, пожарники, полицейские;
  • работники культуры;
  • вузовские преподаватели, научные сотрудники;
  • преподавательский состав колледжей и техникумов;
  • учителя образовательной системы всех видов;
  • младшая категория бюджетников, куда вошли воспитатели детских садов и яслей, дошкольного образования;
  • врачи, младший персонал медицинских учреждений всех профилей;
  • работники коммунального хозяйства.

У большинства бюджетных работников очень низкая заработная плата. Хотя , несмотря на нее, их уровень дохода значительно превышает зарплату выплачиваемую учителям общеобразовательных школ.

Сегодняшний день бюджетников

Средняя зарплата

Каждое министерство и ведомство рассчитывают среднюю заработную плату с учетом всех категорий работников, числящихся у них вне зависимости от служебного положения, включая ведущих специалистов с высокими окладами.

Например, уровень заработной платы у федеральных бюджетников высшего ранга составляет от 132 тыс. рублей до 715 тыс. рублей.

У бюджетных работников, относящихся ко второму и третьему уровню заработки существенно меньше. Однако руководители некоторых региональных субъектов обладают высокими доходами, превышающими заработок большинства бюджетников в разы.

К тому же:

  • в их распоряжении находится служебный транспорт;
  • у них улучшенные жилищные условия;
  • им оплачивают командировочные при поездках за границу;
  • они имеют помощников и секретарей;
  • им выплачивают пособия за лечение, предоставляют специальные санатории и больницы.

Чтобы выполнить распоряжение президента России о поднятии уровня заработной платы бюджетных работников к 2020 году местные управленцы обязаны нарастить объем финансовых средств за счет снижения капиталовложений в экономику. Например в этом году затраты государства и региональных субъектов на увеличение оплаты труда повысились на 13 % , вместе с тем размер инвестиций уменьшился на 10 % .

Динамика прошедших лет

Одной из плановых задач правительства является повышение заработка государственным служащим, которое начало осуществляться по указу президента России с мая 2012 года. За прошедшие годы заработок федеральных чиновников повысился на 20 % , региональных на 50 % , потому что за эти годы возросла доля финансирования с 31 до 36 % , выделяемая на оплату труда бюджетникам.

Средняя месячная зарплата за прошлый год у бюджетников выросла до 33 000 рублей. Заработную плату за прошедшие годы врачам подняли до 45 000 рублей, у среднего и младшего персонала она возросла до 26 000 рублей, у учителей она приблизилась к 30 000 рублям.

Например, если зарплата у медицинских работников с высшим образованием составляла 129,7 %, то в 2020 году она стала равна 130,7 % . Для сравнения: заработок мастера производственного обучения в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования в 2013 году была 80 % от средней российской зарплаты, в 2020 она составила 85 % .

У педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений к 2013 году возросла на 100 %, поэтому для них повышение зарплаты не предусматривается. Но необходимо отметить, что программой предусмотрено количественное соответствие заработной платы некоторой категории бюджетников со средней заработной платой других граждан по стране или по субъектам Федерации. В прошлом году МРОТ был увеличен, притом существенно, что повлекло к увеличению средней зарплаты, сообразно ему повысилась оплата труда бюджетников приблизительно на 30 %. Отсюда можно сделать вывод, что программа реализовывается.

Что касается заработной платы государственных служащих, то ситуация складывается неопределенная. Министерство финансов вносит предложение о замораживании индексации из заработка на текущий год и последующие. Однако у них зарплата выросла в 2020 году на 29,7 %, если сравнить ее с 2012 годом. Индексация для них не предусматривается, но зарплату намечено поднять.

В федеральный бюджет 2020 года не была заложена статья финансирования заработной платы полицейских, хотя испущен закон об осуществлении доплат к ней из регионального бюджета.

В прошлом году у полицейских произошло повышение заработка в регионах, которые не относятся к дотационным. Для военнослужащих заработная плата в прошлом году осталась на уровне 2013 года и не была индексирована.

Последние новости

Правительство вынесло решение, по которому будет снижен рост заработной платы бюджетникам в текущем году. Оно должно уменьшить нагрузку на федеральный и региональный бюджет. В этом году регионам выделяется регионам на повышение зарплаты 80 миллиардов рублей , хотя было запланировано 130.

К тому же правительство по предложению Минфина рассматривает вопрос о введении поправок в методику расчета заработной платы.

По ней будет допущено отклонение в пределах до 5 % по величине зарплаты бюджетника от среднего годового размера.

Указанная мера поможет снизить затраты регионов приблизительно на 90 миллиардов рублей. Уровень экономии на ближайшие два года будет составлять 241 миллиарда рублей.

Введение поправки было вызвано мерами, способствующими поддержке частного бизнеса, так как он ориентирован на величину заработной платы в бюджетных организациях. Повышение уровня оплаты труда в них приводит к возрастанию издержек частных владельцев.

Приостановление роста заработной платы привело к положительным результатам, потому что расходы на увеличение зарплаты со 189 миллиардов рублей снизились до 101 миллиардов. К тому же правительство намеревается в 2020-2017 годы продолжить поэтапное повышение зарплаты, но его рост находится в прямой зависимости от общего экономического положения в стране.

По прогнозам экспертов в текущем году ВВП должно возрасти на 1,2 % , в следующем на 2,3 % , к 2020 году намечается его рост на 3 % . Причем не исключен вариант о продлении роста заработной платы на более поздние сроки, не останавливая его в 2020 году.

Будет ли индексация?

По сведениям преданным огласке Министерством финансов Федерации уровень индексации зарплаты в этом году будет составлять 5,5 %, что соответствует намеченной бюджетом степени инфляции. Несмотря на решение правительства о том, что уровень индексации заработных плат бюджетных работников будет составлять не менее 10 %.

В этом году им заработная плата будет индексирована сообразно степени инфляции в экономике, что отвечает сложившейся ситуации в стране.

Минфином внесено предложение об исключении из расчета средней зарплаты, оплачиваемой регионами, доходов работников госслужащих и военнослужащих, так как увеличение их заработной платы повлечет к существенному повышению размера средней зарплаты по региону, например, к увеличению оплаты труда медикам либо учителям, что не каждый регион сможет обеспечить.

Повышение возможно?

Повышение заработной платы учителям, врачам происходит согласно программе, которая предусматривает поэтапное совершенствование системы по совершению оплаты труда. Она была принята в 2012 году сроком действия на шесть лет.

По ее указаниям к 2020 году величина заработной платы преподавателей ВУЗов, научных сотрудников, медиков с высшим образованием должна возрасти на 100 % от средней заработной платы в целом по стране, педагогов разных уровней и учителей, среднего и младшего медицинского персонала, работников культуры, социальных работников на 200 %.

Министерство финансов намеревается совершить ограниченную индексацию зарплаты бюджетных работников осенью текущего года, а именно в октябре или ноябре. Весь текущий год у бюджетников зарплата останется на прежнем уровне, ее повышение приостановлено.

В предложенном Минфином проекте федерального бюджета на этот год значительно сокращен объем дотаций по регионам, которые предназначались на повышение заработной платы работников образовательных и медицинских учреждений. Возобновление увеличений зарплат бюджетников, возможно, произойдет в 2016 году .

Дополнительные выплаты в 2020 году

Комиссией занимающейся вопросами регулирования социально-трудовых отношений разработан документ, в котором даются рекомендации по определению системы оплаты труда для граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях на 2020 год. В нем определен принцип формирования системы оплаты труда в организациях, которые финансируются государством.

Так называемая новая система оплаты труда (НСОТ) медицинских работников создавалась, как водится, с самыми лучшими намерениями – ликвидировать «уравниловку» и поощрить за хорошую работу лучших специалистов. Однако, как показал опрос работников и руководителей государственных стоматологических клиник, они оказались не способны правильно ответить почти на две трети вопросов об основных принципах НСОТ. По данным Vademecum, осведомленность о структуре своей зарплаты у врачей и администраторов в учреждениях других профилей находится примерно на том же уровне. Представители клиник жалуются, что понять логику НСОТ им мешает избыточное количество нормативных документов и недостаток информации от руководства.

Опрос среди работников государственных стоматологических клиник проводили Центральный научно-исследовательский институт стоматологии, Институт повышения квалификации ФМБА и Рязанская стоматологическая поликлиника №1.

Целью исследования, проведенного тремя медучреждениями, стало изучение того, насколько врачи и организаторы здравоохранения в стоматологии компетентны в новой системе оплаты труда, то есть насколько они разбираются в принципах формирования своей заработной платы. Раздача и сбор анкет проводились в 2016 году в государственных стоматологических поликлиниках Москвы и Рязани. Кроме того, врачи-стоматологи анкетировались на конференциях, мастер-классах, на форумах и выставках. Всего на вопросы анкеты ответили 630 профильных специалистов.

Анкета, предложенная респондентам, содержала семь тематических вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Из 6 138 полученных от респондентов ответов верными оказались только 2 253, или 36,7%. То есть основная часть врачей и управленцев в стоматологии не разбираются в принципах НСОТ, резюмируют авторы исследования.

«Одной из главных проблем реализации НСОТ является недостаточное понимание работниками учреждений здравоохранения ее основных принципов и конкретных критериев оценки качества их труда, что нивелирует потенциально высокий эффект от ее введения, – говорится в отчете. – Повышение прозрачности системы оплаты труда позволит значительно увеличить мотивацию персонала на достижение качественных и количественных показателей труда, заложенных в нее администрацией учреждения и связанных с целями работы как самого учреждения, так и здравоохранения в целом».

Почему же показатель осведомленности о системе оплаты труда у врачей и управленцев в стоматологии оказался таким низким?

Что такое НСОТ?

Реформирование системы оплаты труда для всех бюджетных организаций предполагало переход от оплаты труда по единой тарифной сетке к зарплате, состоящей из фиксированного оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. В здравоохранении НСОТ должна была мотивировать специалистов на оказание качественных медицинских услуг, удержать в госсегменте компетентных врачей и привлечь молодые кадры, что в целом должно было позитивно отразиться на качестве и доступности помощи населению. Соответственно, упор делался на стимулирующих выплатах, то есть мотивационной части зарплаты за интенсивность и качество работы.

Внедрение НСОТ в здравоохранении, как и в других бюджетных сферах, началось с постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583. Дальше Минздравсоцразвития утвердило целый ряд нормативных документов, регулирующих, как новый механизм должен быть реализован на практике. Среди них, например, Перечень видов выплат компенсационного характера (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №822) и Перечень видов выплат стимулирующего характера (приказ Минздравсоцразвития России от 20.12.2007 №818). Были утверждены профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда в медицинских организациях. Когда основная нормативная база была утверждена, окончательная доработка системы стимулирования специалистов легла на плечи самих медицинских организаций – первыми внедрять механизм начали федеральные медицинские центры, а затем и все остальные.

Предпринятое в 2012 году изучение результатов реформы показало, что за четыре года существования система не решила задачу стимулирования специалистов по результатам их работы и требует изменений. За это время было принято большое число нормативно-правовых документов, но все они регулировали НСОТ фрагментами, отсутствовал ряд определений.

Выяснилось, что размер базовой части заработной платы врача оказался очень низким. Поэтому на практике стимулирующая часть НСОТ определялась по критериям без измеримых параметров, например, «за добросовестное выполнение обязанностей», и выплачивалась как часть фиксированной зарплаты, без привязки к результатам работы.

В результате была разработана программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012–2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р).

В распоряжении правительства от 2012 года были расписаны все мероприятия, которые должны привести к нормальному функционированию системы. Среди них утверждение новых нормативных документов и методических рекомендаций, которые должны были способствовать созданию прозрачного механизма оплаты труда специалистов государственных клиник.

Из чего состоит зарплата врача?

Основа зарплаты врача – это ее базовая часть, состоящая из оклада и доплаты за уровень.

Конкретные размеры окладов врачей устанавливаются руководителем медицинской организации, здесь учитываются установленные законодательно минимальные рекомендуемые размеры окладов, ранжированные по профессиональным квалификационным группам.

К окладу могут устанавливаться повышающие коэффициенты: по занимаемой должности, по учреждению (структурному подразделению учреждения), персональный повышающий коэффициент, коэффициент за квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания.

Стимулирующие выплаты – это мотивационная часть заработной платы врача, они могут устанавливаться за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

Компенсационная часть зависит от условий труда работника. К выплатам компенсационного характера относятся надбавка за вредность, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, доплата за совмещение профессий (должностей), доплата за расширение зон обслуживания, доплата за увеличение объема работы, доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, доплата за выполнение работ различной квалификации, доплата за работу в ночное время, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Структура зарплаты и долевое распределение ее компонентов менялись в процессе внедрения НСОТ. До 2016 года в медицинских организациях большинства регионов страны доля окладной части составляла 30% и менее. Но позже руководители субъектов РФ снизили размер стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника. В результате доля окладной части стала а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок эффективности, увеличилась почти вдвое, а стимулирующая часть составила треть зарплаты врача.

Основанием для этих мер стал «О мероприятиях по реализации социальной политики» №597 от 07.05.2012, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, а также Решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений №12 от 25.12.2015 (п. «б» ст. 37).

Что врачи знают о НСОТ?

Как показал опрос сотрудников и руководителей государственных стоматологических клиник, врачи и управленцы не ориентируются в том, что такое заработная плата в принципе и что представляют собой ее базовая, стимулирующая и компенсационная части.

Только 38,4%, или 242 респондента, считают, что зарплата – это сумма всех денежных выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты. Больше трети специалистов затруднились ответить, что такое зарплата, а 10% респондентов ответили, что это вознаграждение, «предоставляемое работодателем работнику по результатам проделанной работы в зависимости от выработанных единиц трудоемкости».

Всего 8,62% из 630 опрошенных ответили, что базовая часть зарплаты зависит от профессиональной квалификационной группы работника, и только 25,20% знают о повышающих коэффициентах. При этом 19,59% респондентов считают, что базовая часть определяется общей суммой дохода, поступившего на счет стоматологической организации, 26,34% – эффективностью трудовой деятельности. Пятую часть ответов составляет доля затруднившихся ответить на вопрос.

Результаты анкетирования свидетельствуют, что 37,78% затрудняются ответить на вопрос, какова доля базовой части в фонде оплаты труда в их организации.

К стимулирующей части зарплаты 30,63% опрошенных относят выплаты за интенсивность и высокие результаты, 29,73% – выплаты за качество работ, 16,65% – повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания, 2,11% – выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Затруднились ответить на вопрос 20,88% респондентов. При этом 50,48% опрошенных сказали, что стимулирующая часть – это 50 и более процентов заработной платы.

О том, что к компенсационной части относятся выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, знают только 24,81% опрошенных, 22,90% знают о выплатах за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни». Однако почти четвертая часть – 23,6% медицинских работников – к компенсационным выплатам отнесли выплаты за качество выполняемых работ и 13,22% – выплаты за стаж работы, выслугу лет, которые относятся к стимулирующим выплатам.

Почему медики так и не разобрались в принципах оплаты своего труда?

Vademecum провел мини-опрос среди врачей других специальностей и выяснил, что их осведомленность о принципах НСОТ находится примерно на том же уровне.

«Люди не хотят разбираться – они хотят стабильности. В понимании врачей зарплата – это фиксированный месячный доход, она не делится на части. И если в одном месяце врач получил меньше, чем в другом, врач не осознает, что это уменьшилась стимулирующая часть. Причиной здесь может быть отсутствие разъяснений со стороны работодателей о том, как зарплата строится», – рассуждает попросивший об анонимности кардиолог Российского кардиологического научно-производственного комплекса им. А.Л. Мясникова (РКНПК).

Другой специалист РКНПК врач-кардиолог Екатерина Смолякова полагает, что врачи сами должны проявлять инициативу и спрашивать о зарплате. Со стороны организации этот вопрос поднимается один раз – при трудоустройстве, а потом в тонкостях оплаты труда нужно разбираться самостоятельно.

А представитель Республиканской клинической психиатрической больницы им. В.М. Бехтерева Минздрава Республики Татарстан считает, что разъяснения нужны не всем. «Система реформируется постоянно, есть детали, которые ежегодно пересматриваются, но об этом с сотрудниками никто толком не говорит. Врачам это тоже не очень интересно, все привыкли, что зарплата меняется на несколько тысяч ежемесячно, но средний доход при этом стабилен, из чего он состоит – уже не так интересно», – говорит собеседник Vademecum.

«На данный момент система управления медицинских организаций должна задействовать новые инструменты для повышения компетенций персонала. Необходимо обеспечить пространство для профессиональной коммуникации с коллегами по НСОТ», – отмечают в своем отчете авторы опроса стоматологов. Какие именно инструменты должны быть для этого задействованы, в отчете не уточняется.

Зарплаты врачей, врачи, зарплата медработников, эффективные контракты, минздрав

«Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, … и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» ст. 129 ТК РФ

Данная статья, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, носит информационный характер. Если вам интересна услуга по расчету заработной платы и стипендий в бюджетном учреждении, перейдите .

К расчету заработной платы бюджетников относятся следующие выплаты:
1. Собственно заработная плата:
- по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни.

2. Надбавки:
- за выслугу лет, за особые условия работы, за квалификационный разряд и т.д., согласно положению об оплате труда.

3. Отпускные:
- за ежегодные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск, за отпуска в период обучения работников.

4. Выплат пособий и компенсаций за дни временной нетрудоспособности.

5. Другие расходы по заработной плате:
- выплаты поощрительного, стимулирующего характера.

К прочим выплатам относятся:
1. Пособия, компенсации.
2. Ежемесячные пособия на ребенка.

Основание для начисления заработной платы

Основанием для начисления сотрудникам заработной бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.

Постановление № 86 – ПП утратил силу

Приложение № 7 Постановления Правительства Москвы № 86-ПП от 22.03.2011 «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», утратил силу. В данном постановлении были рекомендации по расчету стоимости ученика-часа для установления базового оклада преподавателя. Заработная плата педагога зависела от количества учеников в преподаваемом классе, от количества часов, от приоритетности предмета и т.д.

С 01.01.2014 данные рекомендации не действуют, но в силу того, что учебная нагрузка преподавателей устанавливается на учебный год, то есть с 01 сентября по 31 августа, то большинство управляющих советов организаций приняло решение о том, что новое положение о системе оплату труда на основании новых рекомендаций будет действовать с 01 сентября 2014 года, с нового учебного года.

Базовый оклад педагога

Теперь Положение системе оплаты труда работников организации должно предусматривать фиксированные размеры окладов (базовых окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 г. № 216 н.

«Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат», ст. 129 ТК РФ

Если данную статью Трудового кодекса применять к педагогическим работникам, то в базовый оклад включается аудиторная занятость, без компенсирующих выплат.

Расчет заработной платы бюджетников формируется на основании:
1. Трудового кодекса РФ, «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)».
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
3. Региональных нормативных актов.
4. Локальных нормативных актов организации.
5. Положении о системе оплату труда в организации, утвержденного управляющим советом, профсоюзным комитетом, руководителем организации.

Расчёт зарплаты учителя в 2015 году

Расчет заработной платы педагога теперь зависит от размера его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Под фиксированным размером оплаты труда педагогических работников, следует понимать размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы, составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20,24,25,30,36 часов в неделю.

Условия оплаты труда педагогических работников:

  • показатели квалификации;
  • зависимость размеров оплаты труда от объемов учебной (пед.) работы;
  • соотношения по повышенным ставкам за работу в определенных учреждениях;
  • определение размеров ставок исходя из утвержденных норм часов за ставку;
  • порядок и случаи почасовой оплаты;
  • порядок доплат за вредные условия труда;
  • порядок исчисления стажа пед. работы.

Перечень квалификационных групп педагогических работников приказа № 216 Н Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

«Размеры заработной платы учителя, педагогического работника, устанавливается с включением в них размера ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, не ниже размера, установленного по состоянию на 31 декабря 2012 года.» раздел «Единые рекомендации по установлению на Федеральном, Региональном и Местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.»

Месячный расчет заработной платы учителя и других педагогических работников, определяется с учетом умножения фактического объема учебной нагрузки на размер должностного оклада и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю.

Например:
Должностной оклад равен – 20000,00
Норма часов – 18 часов в неделю
Фактическое количество часов – 24 часа
24 часа x 20000,00 / 18 часов

Размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, и другие виды дополнительной работы предусматриваются в трудовых договоров сотрудников помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Размер заработной платы учителя в школе также может зависеть от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени, в том случае, если данные условия прописаны в положении о системе оплаты труда.

Гарантии по оплате труда работников государственных учреждений (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда в РФ;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических работников;
  • продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ);
  • работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени;
  • нормы часов за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 для педагогических работников.

Должностной оклад состоит из минимального должностного оклада по перечню квалификационных групп и повышающих коэффициентов.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Использованные источники:
- «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)»
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008г., № 216н

Статья актуальна на февраль 2015 года.

Ксения Шеина

Заместитель руководителя департамента по аутсорсингу государственных учреждений.

Конституция Российской Федерации гарантирует право на труд граждан. Каждый трудящийся имеет полное право надеяться на хорошую оценку своей работы и в качестве вознаграждения за нее получить денежные средства.

Организация заинтересована в том, чтобы оплата работы была понятна и справедлива, а также мотивировала бы трудящихся на отличное выполнение своих должностных обязанностей . Структура заработной платы включает в себя несколько частей, которые подробно разберем в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Структура по ТК РФ

В законодательстве (№90-ФЗ) произошли некоторые изменения, в частности в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, и оплата труда на данный момент является синонимом .

Заработная плата (оплата работника) является вознаграждением за труд, которое зависит от его квалификации, качества и сложности.

Компенсационные начисления также входят в понятие заработной платы, в том числе и за работу в сложных условиях, а также мотивирующие на труд выплаты (доплаты и премии).

Данная структура состоит из следующих частей (см. схему):

  1. базовая (основная) часть;
  2. выплаты компенсационные;
  3. выплаты стимулирующие.

Базовая часть определяется из основной системы оплаты за работу.

Ее размер не может быть меньше минимального размера оплаты труда.

Базовая часть представляет собой основу зарплаты и на ее размер не оказывает влияния количество продаж, полученный доход и другие нюансы. Базовая зарплата определяется за отработанный период времени по факту, либо за итоги выполненного труда по должностным окладам.

Когда руководитель выводит базовую часть зарплаты, он должен иметь в виду следующие данные:

  • заработная плата сотрудника может определяться, исходя из его квалификации, объема труда и сложности производственных задач;
  • нельзя допускать любую дискриминацию во время определения условий оплаты за работу;
  • оплата должна соответствовать выполненной работе.

Выплаты компенсационные , а также стимулирующие представляют собой переменную долю зарплаты , а она в свою очередь зависит от условий и гарантий начислений за труд у конкретного руководителя. Данные выплаты не зависят от вознаграждения за отработанное время по факту, либо фактически выполненных заданий.

Для компенсационных выплат характерен способ локального регулирования. В наибольшей степени это касается мотивирующих выплат, при установлении законодательством основных правил. Законодательством определен перечень выплат компенсационных, а выплачивать их должен руководитель:

  • за выполнение заданий при определенных обстоятельствах (работа в тяжелых условиях, с вредными веществами, в районах со специфическим климатом);
  • за выполнение работы в местностях, где произошло радиоактивное загрязнение;
  • за работу при таких обстоятельствах, которые нормальными не считаются (выполнение дополнительных заданий в связи с отсутствием еще одного трудящегося, работа в ночные часы, либо , а также труд в праздники и выходные дни).

Объем компенсационных выплат назначается, исходя из соглашений и коллективных . Размер данных выплат не может быть менее установленных законодательством. Наряду с этим, законодательством определена более высокая выплата за работу тем гражданам, которые трудятся вахтовым методом, либо в области Крайнего Севера.


Исходя из этого, главной задачей компенсационных оплат считается возмещение чрезмерных трудовых затрат сотрудника, которые зависят от рабочего графика и условий для выполнения заданий. Компенсационные выплаты производятся в качестве прибавки к должностным окладам и ставкам по тарифу.

Стимулирующими выплатами считается переменная составляющая зарплаты, и она зависит от основного дохода, от конкретного итога труда сотрудника, и прочее.

Стимулирующие выплаты, а также премиальная часть не подлежат регулированию со стороны законодательства.

Осуществлять такие выплаты – это право руководителя . Необходимо сделать пометку, что если мотивирующие выплаты предполагаются режимом оплаты труда, то руководитель должен их осуществить, а сотрудник может их потребовать, если выполняет рабочий план.

Можно сделать вывод, что стимулирующие выплаты подпадают под характеристику финансовых выплат за выполнение конкретных трудовых задач.

Мотивирующие выплаты нужны, чтобы у сотрудников был стимул добиваться тех результатов , для которых недостаточно начисления основного оклада, а также поощрение желания трудящихся к повышению их квалификации и минимизации текучки кадров.

Стимулирующие выплаты назначаются в следующих случаях:

  • за профессионализм;
  • отличную квалификацию;
  • выработку лет на предприятии;
  • владение иностранными языками.

Нужно отметить, что для мотивирования сотрудников к труду на предприятиях существует премиальная система . Премии выплачиваются в качестве вознаграждения за качественное выполнение сотрудником своей работы. Премиальная система делится на две части:

  1. Вознаграждения, которые входят в оплату за работу.
  2. Сотрудник имеет право на данное вознаграждение, и это означает, что руководитель должен осуществлять данную выплату, если сотрудник выполняет конкретные планы, за которые положено премирование . При иных обстоятельствах премию сотрудник просить не может.

  3. Поощрения, которые не прописаны в плане оплаты труда.
  4. Такие выплаты осуществляются единовременно по желанию руководителя. Поощрения не выплачивают каждый месяц, а осуществляются при конкретных достижениях сотрудника . При этом обстоятельстве руководитель не обязан делать такие выплаты, но они могут осуществляться по его желанию.

Из чего складывается среднемесячная заработная плата?

Периодически случается, что для предоставления сотруднику сведения или осуществления выплат, которые соответствуют законодательству, руководитель идет на хитрости. Чаще всего ей является учет лишь одного оклада, а дополнительные выплаты остаются в стороне . Конечно, такие действия происходят не в соответствии с законом.

Отпускные – это часть зарплаты или нет?

В расчет средней зарплаты трудящегося включаются все начисления, которые производит ему руководитель. Также эти начисления должны учитываться в списке налогов по ЕСН, которые переводятся в Фонд Социального Страхования РФ.

Согласно Постановлению правительства РФ (№375), отпускные не входят в определение среднего заработка.

Во время подсчета среднего заработка также не принимают во внимание:

  • количество дней отпуска;
  • период командировки;
  • период нетрудоспособности;
  • отпуск по беременности и родам.

Смотрите ролик про структуру дохода сотрудника:

Знаете ли вы, что заработная плата за интеллектуальный труд госслужащих Новой Зеландии, Японии, Бразилии, Швеции напрямую зависит от показателей темпов роста экономического развития?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В то же самое время российские чиновники зачастую не заинтересованы в результатах своего труда, так как им гарантируется ежемесячный невысокий, но стабильный доход.

Вопросу, каким образом рассчитывается денежной содержание руководителей исполнительных органов власти, что влияет на формирование совокупной суммы заработной платы специалистов подразделений и функциональных органов, и посвящена данная статья.

Нормативная база

Оплата труда государственных служащих производится строго по положениям ФЗ № 79.

В данном нормативном акте вопросам денежного содержания посвящены три статьи – 50, 51 (глава 10) и 55 (глава 12).

Каждая из них описывает следующие положения:

Статья Содержание Редакции
№ 50 «Оплата труда» Описывает составляющие части зарплаты госслужащих разных рангов. Действие пунктов 11, 12, которые касаются , приостановлено в соответствии с 68-ФЗ от 06.04.2015 г. до 01 января 2020 года.
№ 51 «Фонд оплаты» Эта статья – хорошее подспорье для главного бухгалтера, начальника финансово-экономического отдела. Она позволяет спрогнозировать расходы на оплату труда государственных служащих на год вперед. Таблица составляется совместно с штатным расписанием. Нет изменений.
№ 55 «Поощрения и награждения» Здесь определяется порядок выплат при поощрении, а именно: при объявлении благодарности, награждении почетными грамотами и медалями, присвоении знаков отличия, выходе на пенсию за выслугу лет и т.д. Введены поправки по Указу Президента РФ от № 765 (последняя редакция от 29.03.2013 г.).

Особенности зарплаты госслужащих

Зарплата госслужащих – это фундамент, который формируется «по кирпичикам».

Доходы напрямую зависят от регионального коэффициента, оклада по должности, на которую претендует гражданин, квалификации, установленной по результатам аттестации, и от продолжительности предыдущего срока государственной (муниципальной) службы.

Не на последнем месте – благосклонность начальства, так как руководство самостоятельно решает вопрос о назначении надбавок за особые условия.

Из чего состоит и как формируется?

Итак, для каждого работника устанавливаются индивидуальные размеры ежемесячных выплат.

Любой новичок может без труда из узнать о размере оклада и надбавки за особые условия.

В свою очередь, опытный «воин» получает и доплаты за классный чин, и хорошую добавку за выслугу лет.

Минимальные доплаты

Максимальные доплаты

Различия в оплате для служащих федеральных органов и органов субъектов

Несмотря на единые стандарты при расчётах денежного содержания государственных служащих, принятых на уровне Президента РФ и др. федеральных органов власти, оплата труда государственных гражданских служащих различается по регионам присутствия и осуществления деятельности.

Различия обнаруживаются не только по региональному признаку, но и по профессиональным особенностям.

Не секрет, что зарплата специалиста Счетной платы, Министерства (департамента) финансов выше, чем денежное содержание работника, замещающего должность в Министерстве (департаменте, отделе) образования или социальной политики.

Если данное обстоятельство описано в нормативном акте муниципального образования, края, области, максимальные выплаты также получают те, которые имеют:

  • Звание профессора или кандидата наук.
  • Основной регион проживания и работы – Дальний Восток или регионы Крайнего Севера (максимальный районный коэффициент).
  • Почетное звание.
  • Доступ к работе с данными, которые являются государственной тайной.

Размеры окладов (на примере Пермского края)

Так, специалисту 2-го разряда, осуществляющему госфункции в небольшом округе с населением до 90 тысяч человек, фиксируется оклад 3346.95. В других ситуациях, например, министр может рассчитывать на оклад 23260 рублей, начальник инспекции (Комитета) – на 18500, а начальник управления, расположенного в Коми-Пермяцком округе, — на минимум 10000 рублей.

Разница между размерами окладов в зависимости от группы должностей

Порядок выплаты зарплаты и премии

Регулярная выплата денежного содержания выполняется согласно ТК РФ 2 раза в месяц.

Сроки для перечисления:

  • 15 день каждого месяца (аванс и премия за предыдущий месяц);
  • последний день месяца (окончательные выплаты за месяц).

Для квартальных и годовых премий устанавливаются иные периодичности выплат, что фиксируется в Положении о премировании отдельного функционального органа власти.

Порядок выплаты надбавок

Надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством об оплате труда госслужащих.

Как правило, новичок получает фиксированный процент сразу же после года успешного труда. Он составляет на тот момент всего лишь 10 процентов.

Что же касается надбавки за особые условия, то ее размер зафиксирован с первого дня, когда служащий приступает к должностным обязанностям.

По мере получения новых инструкций, по приказу и распоряжению начальника, данный показатель может возрасти в геометрической прогрессии.

Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, могут составлять от 5 до 70 процентов от оклада. Все зависит от характера данных и их грифа.

Порядок выплаты материальной помощи

Материальная помощь выплачивается по заявлению государственного служащего. Обычно она составляет один или два должностных оклада.

Поводом для ее назначения могут быть следующие события:

  • предстоящий (два оклада);
  • юбилейные даты, совпавшие с днем выхода на пенсию по старости;
  • гибель близкого родственника;
  • вступление в брак.

Как рассчитывается?

Итак, денежное содержание государственного служащего устанавливается по формуле:

Должностной оклад+ районный коэффициент+ надбавка за особые условия + классный чин + надбавка за выслугу лет + надбавка за работу с секретными данными + надбавка за ученую степень.

Примеры

Пример 1:

На должность государственной службы назначен Иванов И.И. который подтвердил свой продолжительный 15-летний стаж справками с предыдущего места работы и записями в трудовой книжке, военном билете.

В документах указано, что его действующий классный чин определяется как «советник юстиции 1 класса». Данная категория соответствует «советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса». Следовательно, Иванов И.И. может рассчитывать на максимальные добавки к окладу, в соответствии с чином и стажем государственной службы.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.