Единый реестр субъектов МСП: системное решение проблем малого бизнеса? Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В статье вы узнаете, как получить выписку из реестра МСП по ИНН и другим реквизитам субъекта малого бизнеса. Кроме того, речь пойдет и о самом реестре, о том, какие данные из него можно получить.

Какие данные содержатся в реестре

Прежде чем получить выписку из единого реестра СМП, необходимо разобраться, что это за реестр и какие сведения в него включаются. Его ведение предусмотрено ст. 4.1 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В соответствии с п. 3 указанной статьи в перечень включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (СМП):

  • название фирмы либо ФИО предпринимателя;
  • юридический адрес юрлица, место регистрации физлица;
  • категория СМП (среднее, малое, микропредприятие);
  • ОКВЭД, которые переносятся из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • данные об имеющихся лицензиях и другие сведения.

Чтобы узнать, содержатся ли сведения об определенном юрлице или предпринимателе в реестре, нужно заказать выписку из реестра СМП.

Как получить выписку из единого реестра субъектов МСП

Прежде всего расскажем, где получить. В соответствии с п. 2 рассмотренной нами выше статьи 4.1, реестр ведет налоговая инспекция, следовательно, и получить её можно там.

Заказать в ИФНС можно тремя способами:

  • используя специальный сервис. Об этом расскажем далее.
  • обратившись в налоговую инспекцию лично или через представителя;
  • отправив запрос по почте.

Сразу отметим, что первый способ наиболее быстр и удобен. Получить выписку из реестра СМП по ИНН можно в течение нескольких минут.

Чтобы получить выписку из реестра МСП через интернет (нередко такой запрос называется еще «выписка из реестра СМП по ИНН») нужно:

  1. Зайти на сайт ofd.nalog.ru ;
  2. Ввести в поисковую строку название или ИНН или ОГРН фирмы; ФИО предпринимателя или его ОГРНИП;
  3. Посмотреть результаты поиска, если отобразилось несколько фирм, выбрать нужную.
  4. Нажать на название фирмы либо ФИО предпринимателя. При этом выписка из реестра СМП с ЭЦП налоговой скачается в формате PDF на Ваш компьютер.

В случае необходимости, можно произвести расширенный поиск. Используя его можно, например, сделать выборку субъектов малого бизнеса по региону или по определенной отрасли. Результаты поиска можно экспортировать в Excel. Можно сформировать выписку из реестра СМСП по ИНН, введя список ИНН не более 30 тысяч.


Как мы видим, скачать выписку из реестра СМП довольно просто. Далее остановимся на том, где ее можно использовать. Если участник госзакупки предоставил выписку из единого реестра МСП России, у госзаказчика отсутствуют правовые и фактические основания для отклонения заявки. Таким образом, выписку из единого реестра МСП вместо декларации использовать можно.

Применение выписки из единого реестра субъектов МСП

У госзаказчиков существовал вопрос можно ли использовать выписку из реестра СМП вместо декларации? Кто-то участников, представивших выписку из единого реестра МСП России, до торгов допускал, кто-то нет. Судебная практика подтверждает правоту первых. В постановлении АС ЗСО от 23.01.2018 по делу А56-26032017 сделан вывод о том, закон № 44-ФЗ не содержит строгой формы декларации. При этом правовое значение имеет суть документа, а не его форма.

Отдельный вопрос представляет собой срок действия выписки из реестра СМП. В указанной выше статье 4.1 прописано следующее:

  • данные, содержащиеся в реестре, размещаются на сайте 10-го числа каждого месяца;
  • данные являются общедоступными в течение 5-ти лет, следующих за годом их публикации.

Однако субъект малого предпринимательства может быть исключен из реестра, поэтому госзаказчикам рекомендуется проверять содержащиеся в выписке из единого реестра СМСП сведения.

Вложенные файлы

  • Выписка из реестра СМП.pdf

Представляет собой открытую базу данных. Этот инструмент позволяет убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым и средним предпринимателям.

Предполагается, что реестр, как системное решение, поможет снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упростит поиск поставщиков. Полезным реестр окажется и для ведомств, которые смогут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку в ближайшие три года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 ), - в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Критерии попадания в реестр

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

  • до 15 человек (микропредприятия);
  • до 100 человек (малые предприятия);
  • 101-250 человек (средние предприятия).

Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

  • 120 млн руб. (микропредприятия);
  • 800 млн руб. (малые предприятия);
  • 2 млрд руб. (средние предприятия).

Участие других организаций в уставном капитале

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25%.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 .

Инновационная и интеллектуальная деятельность

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с «Об инновационном центре «Сколково».

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных . Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с ;
  • созданы в соответствии с ;

Как предпринимателю попасть в реестр самому

С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию. Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.

Для чего создан реестр предприятий малого и среднего бизнеса?

Согласно пункту 7 статьи 10 закона «О внесении…» от 29.12.2015 № 408-ФЗ, с 1 августа 2016 года налоговые органы обязаны вести специальный реестр малого и среднего предпринимательства, размещенный на сайте ФНС и доступный для всеобщего сведения. Основная цель создания реестра малого бизнеса — это автоматическое признание за организацией или ИП соответствующего правого статуса, что дает предпринимателям целый ряд льгот и дополнительных преимуществ без дополнительного подтверждения своих прав на такие привилегии при заключении сделок, участии в конкурсах, аукционах и т. д.

Так, например, госзаказчики в силу требований статьи 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязаны не менее 15% продукции, необходимой для их нужд, закупать исключительно у субъектов малого и среднего бизнеса. Аналогичные обязанности по закупкам предусмотрены и пунктом 2 статьи 5.1 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ для госкорпораций и других заказчиков, подпадающих под требования обозначенного акта.

Важно отметить, что для включения в реестр малого и среднего бизнеса от организаций и ИП не требуется совершения каких-либо обязательных юридических процедур. Согласно части 4 статьи 4.1 закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, наполнение реестра производится органами ФНС самостоятельно, путем использования доступной налоговым органам информации:

  • данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • сведений о среднесписочной численности сотрудников;
  • данных о доходах организаций и ИП, получаемых из налоговой отчетности и документов о применении тех или иных налоговых режимов;
  • сведений из других официальных источников (от бирж, инновационного центра «Сколково», субъектов РФ, муниципальных образований и т. д.).

Какие организации включаются в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Признаки, по которым субъект подлежит включению в реестр, определяются статьей 4 ФЗ № 209. Согласно данной статье, быть включенными в перечень могут товарищества (партнерства) и общества, ИП, кооперативы и фермерские хозяйства, для чего каждый из таких субъектов должен соответствовать 2 обязательным требованиям, касающимся:

  • численности занятых в организации;
  • величины дохода.

Помимо 2 перечисленных критериев к товариществам и обществам предъявляется и третье требование — о ведении определенной деятельности или предельной концентрации акций (размера долей) не у субъектов малого либо среднего предпринимательства.

Численность занятых для реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Для получения соответствующего статуса среднесписочная величина работников, исчисляемая за промежуток, равный календарному году, не должна быть, согласно части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209, более 250 человек. При этом в пределах указанной величины также производится градация на 3 группы:

  • при числе занятых до 15 человек организация относится к микропредприятиям;
  • при числе работающих от 15 до 100 — к малым предприятиям;
  • при числе трудящихся в пределах от 101 до 250 человек — к средним предприятиям.

Следует помнить, что вновь организованные компании в период с 10 августа по 31 июля следующего после создания года (то есть еще не определившие годовую среднесписочную величину занятых), согласно части 3 статьи 4 ФЗ № 209 автоматически относятся к категории микропредприятий. Что же касается индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников, то к ним требование статьи 4 ФЗ № 209 о численности сотрудников не применяется.

Величина дохода для включения в единый реестр малого и среднего предпринимательства

Значение предельного ежегодного дохода измеряется за промежуток, равный календарному году, по правилам пункта 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265 также исходя из градации на малые, средние и микропредприятия:

  • 120 млн руб. — предел дохода для микропредприятия;
  • 800 млн руб. — для малого предприятия;
  • 2 млрд руб. — для средней организации.

При исчислении дохода принимается во внимание выручка, полученная от всей осуществляемой организацией деятельности.

Не знаете свои права?

Дополнительное требование к обществам и товариществам для попадания в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

В пункте 1 части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 перечислены 6 условий, хотя бы одному из которых должно соответствовать общество или товарищество:

  1. Акции ПАО, оборот которых происходит на бирже (ином организованном рынке), относятся к инновационному сектору экономики.
  2. Общество или товарищество ведет бизнес в сфере применения или внедрения результатов интеллектуальной деятельности, которые являются результатом деятельности их учредителей — бюджетных организаций и учреждений.
  3. Общество или товарищество включено в проект «Сколково».
  4. Учредителями или участниками таких обществ (товариществ) являются организации, осуществляющие инновационную деятельность согласно требованиям закона «О науке…» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
  5. Размер долей в обществе, принадлежащих государству, бюджетным и некоммерческим структурам, не превышает 25%, а размер долей, принадлежащих крупным компаниям или корпорациям, составляет не более 49%.
  6. В случае владения акциями должны соблюдаться аналогичные цифры (25 и 49%) для государства (бюджетных и некоммерческих организаций) и крупных компаний, если речь идет об акционерном обществе.

Какие сведения включает налоговая в реестр малого бизнеса?

В реестре субъектов малого предпринимательства учитываются и публикуются данные, перечисленные в части 1 статьи 4.1 ФЗ № 209:

  1. Инициалы ИП или наименование организации.
  2. ИНН ИП или организации.
  3. Сведения о месте жительства (регистрации).
  4. Дата включения сведений в перечень.
  5. Категория субъекта (исходя из числа занятых сотрудников).
  6. Сведения о том, является ли субъект недавно начавшим свою деятельность.
  7. Информация о том, какую хозяйственную деятельность ведет учтенный субъект (по кодам ОКВЭД).
  8. Сведения о получении (наличии) лицензий для ведения бизнеса в лицензируемых сферах.
  9. Сведения о производимом учтенным субъектом продукции (работ, услуг), а также информация о том, является ли таковая к инновационной.
  10. Сведения об участии в партнерских программах с другими организациями в сфере закупок, организованных в порядке, предусмотренном ФЗ № 223.
  11. Данные о контрактах, заключенных с государственными, муниципальными и иными заказчиками, согласно уже упомянутым ФЗ № 44 и 223.

Для справки отметим, что доступ к перечисленным сведениям, размещенным в реестре на сайте ФНС РФ, осуществляется:

  • при помощи ввода в специальную форму данных о конкретной организации (ИНН, ОГРН, названия или инициалов ИП).
  • посредством поиска по определенным критериям (по регионам, форме осуществляемой деятельности, численности сотрудников и т. д.).

Когда в последний раз ФНС обновила реестр малого бизнеса?

Порядок корректировки данных, содержащихся в реестре, определен частью 5 статьи 4.1 ФЗ № 209. Согласно подпункту 1 данной нормы, сведения в полном объеме о работающих как минимум 1 год организациях и ИП вносятся ежегодно 10 августа текущего года. При этом в обязательном порядке предоставляется информация по пунктам 1-5, 7, 8 из указанного выше перечня.

Для вновь созданных организаций и ИП, которые работают менее 1 года, действует иной порядок внесения сведений (ввиду отсутствия по ним данных о годовом доходе и численности занятых). Пункты 1-5, 7, 8 для таких субъектов подлежат заполнению 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда данные о таких субъектах появились у налоговых органов.

При этом, согласно пункту 4 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, для вновь созданных организаций и ИП заполняется пункт 6 указанного выше перечня — это указывает на то, что данные о конкретном субъекте являются неполными. Соответственно, при получении полных годичных данных 10 августа текущего года информация из пункта 6 исключается и данные о таком субъекте вносятся в полном объеме.

В свою очередь, корректировка данных при их изменении у субъекта, включенного в реестр (смене наименования, получении лицензии, изменении и дополнении вида деятельности и т. д.), производится 10 числа того месяца, который будет следующим за месяцем получения налоговыми органами данных о внесенных изменениях.

Информация в пункты 9-11 для всех включенных в реестр субъектов вносится в общем порядке 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда соответствующая информация появляется у ФНС РФ.

Исключение из реестра

Согласно пунктам 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, при прекращении организацией или ИП своего бизнеса такой субъект подлежит исключению из реестра 10 числа месяца, следующего за месяцем получения налоговыми органами данных о завершении хозяйственной деятельности.

В случае если организация или ИП перестает соответствовать требованиям, которые позволяют им находиться в реестре, не представляет годичные данные о доходе и численности занятых либо не подает налоговую отчетность, исключение такого субъекта производится 10 августа текущего календарного года.

Подводя итог, отметим, что наличие реестра организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего бизнеса, значительно упрощает работу как таких лиц, так и их партнеров по бизнесу. Жесткие же требования к порядку обновления данных делают информацию, содержащуюся в реестре, актуальной на текущий момент.

На 1 августа запланировано размещение в свободном доступе первой редакции единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр субъектов МСП). Напомним, ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " " (далее – закон о развитии МСП), которая предусматривает создание этого нового информационного ресурса, начала свое действие в начале июля (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ " "; далее – Закон № 408-ФЗ).

Согласно задумке авторов закона, реестр субъектов МСП объединит информацию обо всех без исключения юридических лицах и ИП, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП и позволит этим хозяйствующим субъектам избежать необходимости подтверждать свой статус малого или среднего предприятия каждый раз обращаясь за господдержкой, а также участвуя в госзакупках. А кроме того, добавляют в пресс-службе Минэкономразвития России, создание такого реестра даст возможность снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий и повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статус субъекта МСП дает ИП или юридическому лицу ряд преимуществ, по сравнению с крупным бизнесом. Так, они пользуются правом на упрощенное ведение бухгалтерского учета и кассовых операций, упрощенный порядок статистического контроля. Субъекты МСП имеют также преимущества при участии в размещении государственных и муниципальных заказов. Кроме того, для них действует особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества.

Также статус субъекта МСП необходим для исключения из плана проверок в рамках "надзорных каникул" с начала 2016 года по 31 декабря 2018 года. Напомним, "надзорные каникулы" касаются практически всех видов надзорно-контрольных мероприятий и освобождают от визитов контролеров весь малый и средний бизнес ( , п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " ", ). Однако, для того, чтобы воспользоваться всеми этими привилегиями предпринимателям приходится собирать, подчас, солидный пакет документов. А прохождение положенных процедур нередко отнимает у бизнесмена не только время, но и деньги. Освободить малый и средний бизнес от ряда бюрократических процедур как раз и призван реестр МСП.

Рассмотрим, что представляет из себя новый реестр и как его создание отразится на повседневной жизни малого и среднего бизнеса.

Какие сведения попадут в реестр субъектов МСП

В первую очередь необходимо еще раз подчеркнуть, что наличие информации о том или ином хозяйствующем субъекте в реестре субъектов МСП автоматически подтверждает его соответствие определенным законом о развитии МСП критериям. Это основная идея разработчиков , реализация которой должно облегчить жизнь российским предпринимателям ().

О том, на какие отношения не распространяется преимущественное право субъектов МСП на приватизацию недвижимости, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!

В действующей редакции закона о развитии МСП приведен перечень сведений о субъекте МСП, которые включаются в реестр. Так, в реестр будут включены сведения о:

  • регистрационных данных экономического субъекта (наименование, ИНН, место нахождения, категория МСП, код ОКВЭД и т. д.);
  • имеющихся у предприятия или ИП лицензиях;
  • производимой продукции, с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  • включении юрлица или ИП в число участников программ партнерства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ);
  • наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " и (подп. 1 – 11 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Кроме этих сведений, в результате июльских поправок была предусмотрена возможность дополнить реестр МСП дополнительной информацией о хозяйствующих субъектах в соответствии с требованиями иных федеральных законов, или по решению правительства. Однако пока эта возможность не реализована на практике ().

Таким образом, новый информационный ресурс позволит не только подтвердить статус субъекта МСП, но и расскажет потенциальным заказчикам продукции и услуг о перспективах сотрудничества с тем или иным предприятием или ИП.

Как реестр будет наполняться информацией о субъектах МСП

За ведение и наполнение данными реестра МСП отвечает ФНС России. Она же будет обеспечивать доступ к нему, который будет открытым и бесплатным. Как отмечают представители службы, ознакомиться с содержимым реестра можно будет на официальном сайте ФНС России. Доступ к информационному ресурсу будет обеспечен в разделе электронных сервисов на сайте www.nalog.ru ( , ответ на обращение, опубликованный на официальном сайте ФНС России "www.nalog.ru", июнь 2016 г.).

Как неоднократно подчеркивало Минэкономразвития России, присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам и внесение об этом данных в реестр субъектов МСП, будет происходить автоматически, на основе уже имеющихся в распоряжении федеральных органов власти данных. Отдельно подчеркивается отсутствие дополнительных административных процедур, связанных с предоставлением предпринимателями и юридическими лицами дополнительных документов для этого. Так, реестр субъектов МСП будет сформирован на основании сведений:

  • содержащихся в налоговой отчетности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • поступивших от других органов государственной власти и уполномоченных организаций ( , ).

Таким образом, полнота и достоверность содержащихся в реестре сведений зависит не только от качества работы оператора информационного ресурса, но и от дисциплинированности самих субъектов МСП. Тем не менее, сведения о производимой продукции, об участии в программах партнерства с заказчиками, о наличии заключенных госконтрактов, субъекты МСП будут представлять самостоятельно в форме электронных документов, посредством функционала сайта ФНС России с использованием квалифицированной электронной подписи ().

При этом специального порядка проверки достоверности вносимых в реестр сведений не предусмотрено. Как отмечают в Минэкономразвития России, малые и средние предприятия будут самостоятельно нести риски представления недостоверной информации. А в отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для верификации сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

Сведения о юрлицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 закона о развитии МСП, будут вноситься в реестр ежегодно 10 августа на основании данных, которыми располагала ФНС России на 1 июля текущего календарного года. Таким образом, как отмечают в пресс-службе Минэкономразвития России, если, допустим, ИП или юрлицо не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, ФНС России не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году ().

Следует также отметить, что в первоначальной редакции реестра субъектов МСП окажутся как юрлица и ИП, соответствующие требованиям закона о развитии МСП в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, так и юрлица, созданные в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года. Также 1 августа в реестр попадут сведения о производственных кооперативах, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые были созданы в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года, а также сведения об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в период с 1 января 2016 года по 1 июля 2016 года ( , ). Таким образом, с учетом предусмотренного переходного периода, в реестр 1 августа должны попасть все без исключения предприятия и ИП, отвечающие признакам субъекта МСП на момент запуска информационного ресурса. При этом те субъекты МСП, которые уже отвечают требованиям , и получают господдержку до 1 августа этого года, сохранят на нее право до конца 2016 года ().

Что будет происходить с данными о субъектах МСП после попадания в реестр

Нужно добавить, что актуализироваться данные реестра субъектов МСП, в случае изменения их статуса, будут ежемесячно, также 10-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в ФНС России обновленных сведений. Так, ежемесячно будет обновляться информация о:

  • изменении регистрационных данных субъектов МСП;
  • юридических лицах, ИП, прекративших свою деятельность;
  • производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц ( , ).

Храниться сведения о субъекте МСП будут в реестре на протяжении пяти календарных лет, причем, как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития России, вне зависимости от того, сохранил ли субъект МСП свой статус или нет. А если же предприниматель будет исключен из реестра субъектов МСП, то об этом в реестре будет сделана только соответствующая отметка, однако данные об этом хозяйствующем субъекте в перечне останутся на весь пятилетний срок ( , ).

Исключаться из реестра будут те субъекты МСП, которые:

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения к субъекта МСП в соответствии со ст. 4 закона о развитии МСП, а также деятельность которых прекращена в установленном порядке ( , ).

***

Запуск единого реестра субъектов МСП станет ощутимым подспорьем в деле развития малого и среднего предпринимательства. Причем важно, что бенефициарами этого процесса являются в первую очередь предприниматели, а не чиновники. При этом необходимо, чтобы информационная система заработала без сбоев с самого первого дня – ведь от этого может зависеть успех того или иного коммерческого предприятия.

В то же время, заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков надеется, что предприниматели не столкнутся с отказами в предоставлении господдержки из-за отсутствия сведений о них в реестре после его запуска. "Но мы планируем в первые месяцы работы реестра мониторить, совместно с предпринимателями, качество его работы и оперативно информировать о выявленных недочетах структуры, ответственные за работу этого информационного ресурса", – подчеркнул эксперт.

Тем не менее, эксперты рассчитывают, что реальный эффект от предложенных нововведений предприниматели смогут ощутить уже сразу после момента запуска реестра. А дебют этого информационного ресурса, напомним, состоится 1 августа.

В Российской федерации большинство коммерческих организаций, оказывающих услуги населению, производящих товары для потребления, сельскохозяйственную продукцию относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Небольшим предприятиям тяжело конкурировать с крупными производственными организациями, они нуждаются в поддержке со стороны государства, путем предоставления налоговых льгот и каникул, в получении банковских кредитов по упрощенным правилам и на выгодных условиях, возможности участвовать в тендерах и конкурсах по государственным закупкам и контрактам.

С целью упорядочивания предприятий, отнесенных к малым и средним субъектам предпринимательства, с 1 августа 2016 года налоговая служба начинает вести реестр, в который будут вноситься вся информация о хозяйствующих организациях, работающих в этой сфере.

Что такое Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Единый реестр представляет собой систематизированные данные по всем предприятиям, зарегистрированным в установленном законом порядке и работающим в сфере малого и среднего бизнеса.

В реестр будут заноситься все сведения о хозяйствующем субъекте, как о юридическом лице, так об индивидуальных предпринимателях. Благодаря реестру можно будет получить исчерпывающую информацию о наименовании, дате создания организации, видах деятельности, которые она осуществляет, о полученных лицензиях.

На основании какого документа создан

Решение о создании такого единого реестра прорабатывалось давно, о необходимости его внедрения в жизнь говорилось на съездах и собраниях предпринимателей, на заседаниях правительства.

В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ряд нормативных актов Правительства РФ, которыми предусматривалось создание и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр должен базироваться на тех сведениях, которые имеются в налоговых органах в отношении юридических лиц и предпринимателей и занесены в ЕГРЮЛ и ЕГРП, а так же по желанию самих бизнесменов могут быть указаны иная информация, в том числе о производимой продукции, опыте участия в конкурсах, крупных проектах и сделках. Словом все, то, что может дать исчерпывающее представление и рекомендацию потенциальным партнерам и контрагентам.

Кто отвечает за его ведение

Функции по ведению реестра возложены на налоговую службу, впрочем это вполне закономерно, поскольку именно ФНС является регистрирующим органом и обладает полной информацией о всех юридических лицах и предпринимателях.

Более того, прообразом реестра являлся ЕГРЮЛ и ЕГРП, в которых содержится вся история созданной организации с момента регистрации: об участниках, о переменах в органах управления, о наличии ликвидационных мероприятий и .

Принцип работы реестра

Сведения из реестра находятся в открытом доступе для любых лиц. Получить информацию возможно на сайте ФНС, зайдя в соответствующий раздел.

Воспользоваться сведениями смогут все заинтересованные лица, в том числе и предполагаемые контрагенты предпринимателей. Банки при выдаче кредитов и проверке заемщиков смогут с помощью данных реестра получить подробную и проверенную информацию и принять правильное решение в отношении поступившей заявки.

Государственные и муниципальные структуры могут проверять участников, в том числе и на наличие опыта в конкретной сфере.

Отраслевые министерства, оказывающие поддержку по государственным программам и проектам структурам малого и среднего бизнеса, могут так же обратиться за характеристикой необходимой организации на сайт ФНС.

Принцип работы реестра очень прост, при его создании использовались современные Интернет технологии, что позволяет запросить нужные данные с любого устройства, даже с обычного мобильного телефона.

Зачем он нужен

Создание реестра преследовало цель – помощь небольшим предприятиям пробиться на российский рынок, что бы оно могло предлагать свои услуги и продукцию на территории всей страны.

По сути это еще один шаг по устранению препятствий и барьеров для бизнесменов, возможность пользоваться при получении различных финансовых субсидий.

Теперь не придется постоянно подтверждать свой статус путем представления многочисленных документов о годовых оборотах, количестве работников, полученной прибыли. Вполне достаточно приложить к заявлениям и прочим деловым запросам выписку из реестра.

Ожидается, что банки смогут кредитовать хозяйствующие субъекты, включенные в реестр на льготных условиях, путем выдачи займов с низкой процентной ставкой, что позволит облегчить нагрузку на бизнес и позволит конкурировать с крупными предприятиями.

Чем реестр МСП может быть полезен для малого и среднего бизнеса

Государство предпринимает очередную попытку создания комфортных условий для ведения бизнеса. Ожидания от нововведения конечно вполне радужные, но полезность реестра станет очевидна по происшествии определенного времени, когда будет сформирована вся необходимая база.

Для самих предпринимателей это бесплатная реклама их деятельности. Вместо того, что бы за деньги публиковать в различных журналах, сайтах и деловых справочниках информацию о себе, теперь вполне достаточно вносить их в реестр, обновляя данные раз в год.

Для контрагентов, которые заняты поиском деловых партнеров в других регионах, не нужно будет нанимать экспертов для выявления подходящих предприятий. Запросив сведения из реестра можно получить проверенный результат и начать совместную работу.

Малое и среднее предпринимательство в России: критерии 2016 года

Для того, что бы предприятие включили в реестр нужно отвечать хотя бы одному критерию из ниже перечисленных:

  • полученная прибыль в течение одного года для мелких предприятий не более 120 млн руб., для малых предприятий — 800 млн. руб., для средних 2 млрд.руб.
  • количество работников в зависимости от величины компании должно быть от 15 до 250 человек.
  • ряд дополнительных условий.

Полностью все критерии малого и среднего предпринимательства в России приведены в статье 4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) — (файл word).

Как попасть в реестр и нужно ли это делать

Все сведения будут вноситься налоговой службой автоматически по результатам отчетности предприятий, дополнительную информацию организация может внести сама с помощью через специальный сервис посредством электронно-цифровой подписи.

Попадание в реестр не грозит ничем предприятию, по сути это тот же ЕГРЮЛ, но с более подробной и проработанной информацией. Для того, что бы получить государственную помощь, одного нахождения в реестре недостаточно, нужно участвовать в специальных программах и проектах.

Итоги

В условиях кризиса предпринимателем стало работать тяжелее, теперь у многих цель просто выжить и сохранить предприятие, не доводя его до банкротства. Поскольку созданный реестр будет своеобразным рекламой хозяйствующего субъекта, то у многих появится шанс поработать в других регионах, предложив свою продукцию или услуги, которые будут востребованы.

Многие товары являются уникальными и производятся только в определенных регионах, поэтому расширенная база, которая формируется в налоговом органе поможет найти своего покупателя и делового партнера.

Как открыть маленькую кофейню с нуля — пошаговая инструкция.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.