Спецоценка рабочих мест организации которые ее проводят. Спецоценка условий труда: правила и последствия

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье ). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Какие работодатели и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • , а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда ( , приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.

Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе

Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Насколько обязательно проведение специальной оценки условий труда в организации, возможны ли штрафы если ее не делать подробнее в статье.

Вопрос: Насколько обязательна СОУТ? Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Ответ: Все работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда на всех рабочих местах. И Этого требует статья 212 ТК РФ. Исключение предусмотрено только для надомников и дистанционных работников (п.3 ст.3 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно в срок не позднее 31 декабря 2018г. Это рабочие места (ч.6 ст.10 и ч.6 ст.27 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ):

Сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

Условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтому если в организации нет работников-вредников, то Ваша компания вправе провести спецоценку поэтапно и завершить ее в срок до 31.12.2018 включительно. При условии, что у организации после 01.01.2014 не было основания для проведения внеплановой спецоценки. Полный их перечень приведен в ст.17 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ. К таковым, например, относятся:

Ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;

Замена производственного оборудования.

Если у компании были основания для проведения внеплановой спецоценки, то ее нужно было провести в следующие сроки:

С 01.01.2014 до 01.05.2016 – в течение 6 месяцев;

С 01.05.2016 - в течение 12 месяцев.

Если компания не провела спецоценку в установленные Законом сроки, то при выявлении этого правонарушения трудовая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 60 до 80 тысяч рублей (ст.5.27.1 КоАП РФ). При этом в Законе не предусмотрено оснований, освобождающих от штрафа.

Имейте в виду, что спецоценка проводится не только для того, чтобы установить гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Она помогает определить класс условий труда. А с 01.01.2014 условия труда на рабочем месте в обязательном порядке должны включаться в трудовой договор. Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах компании провести спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда России от 20.11.2015 №2628-6-1).

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н .

Максимум до 31 декабря 2018 года действуют и результаты аттестации рабочих мест, которую провели до 2014 года по правилам из приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н . В общем случае результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Когда не проводят спецоценку условий труда

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

людей, для которых работодатели – физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Она обязательна для всех компаний, включая религиозные организации.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда

Когда можно проводить поэтапную спецоценку условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия .

Внеплановая спецоценка условий труда

Когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;

2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;

3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

6. на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание , причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Или протокола аттестации рабочих мест;

Или отчета по спецоценке условий труда.

Кому нужно поспешить провести спецоценку

Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ , далее - Закон № 426-ФЗ). Спецоценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (схема 1 ниже). Но результаты аттестации, которая была проведена до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Схема 1 Периоды проведения аттестации и спецоценки

Но, оказывается, тянуть с проведением спецоценки не нужно.Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора. Размеры штрафов приведены в табл. 1 ниже.

Таблица 1 Размер штрафа, если в трудовом договоре нет сведений об условиях труда

Если вы не проводили аттестацию или провели ее более пяти лет назад, проведите спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Кого поддерживают судьи

Ваши доводы о том, что спецоценку можно провести до конца 2018 года, проверяющие не примут. Закон № 426-ФЗ не защитит вас от штрафов за отсутствие обязательных условий в трудовом договоре. Это нарушение трудового законодательства.

Если дело дойдет до суда, арбитры поддержат трудовых инспекторов. Об этом свидетельствуют, например:

Почему инспекторов интересуют трудовые договоры с офисными работниками

До 2014 года офисные рабочие места можно было не аттестовывать (п. 4 Порядка , утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Этой поблажкой пользовались работодатели.

У вашей компании могут быть действующие результаты аттестации. Но в них нет сведений об условиях труда на офисных рабочих местах. Аттестацию таких рабочих мест не проводили. Если у вас еще не было спецоценки, то нет и оснований внести в трудовые договоры сведения об условиях труда.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.

В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Закон № 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
  • права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.

Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций -

Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Спецоценка — это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона

Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?

Когда можно обойтись без спецоценки?

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда () не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации «не пропали даром». Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.

Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа № 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года. рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).


Пример

Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. № 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения ().

Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К ним относяится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Заметьте: подобные события не являлись основанием для повторной аттестации.

Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона № 426-ФЗ.

И вот что еще важно: Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.

Таблица 2

Изменения в перечне условий труда, требующих оценки

Аттестация

Специальная оценка

Надомники

Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу № 33-12014/2011)

Не предусмотрена

Дистанционные работники

Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором ()

Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Не предусматривалась

Работники:

Исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве)

Эксплуатирующие

▪ аппараты копировально-множительной техники настольного типа;

▪ единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации;

▪ иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);

бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства

Не предусматривалась,

за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований)

Проводится на общих основаниях

Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. Имейте в виду: пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности установлены .

На практике использовать право на непроведение аттестации «компьютерных» рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает . Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043).

Елена Диркова, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

Представители Министерства труда и социальной защиты пообещали , что пока не будут штрафовать компании, которые не разобрались, как провести спецоценку рабочих мест, или не успели ее завершить к сроку, установленному . Но инспекторы ГИТ будут уделять большое внимание наличию СОУТ. В ведомстве уже подготовили приказ , позволяющий проводить внеплановые рейды, чтобы проверить, кто не завершил спецоценку условий труда. После рейда инспекторы вправе выдать предписание об устранении нарушений, а если ничего не будет сделано — организовать внеплановую проверку. В дальнейшем нарушителей могут привлечь к ответственности.

Но пока еще можно избежать штрафов. Предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией, как организовать СОУТ для офисных работников.

Шаг 1. Издание регламентирующих документов

Как провести СОУТ в организации, и всем ли нужна ? дает однозначный ответ на этот вопрос. Этой процедуре подлежат почти все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, граждан, работающих на религиозные организации или физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП.

После принятия решения о начале процедуры СОУТ — специальной оценки условий труда, нужно издать:

  • приказ об утверждении комиссии по СОУТ (комиссию возглавляет работодатель, общее количество членов должно быть нечетным);
  • график проведения работ;
  • перечень рабочих мест.

Шаг 2. Подготовка проекта контракта

С 09.03.2019 действует Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н. В приложении № 1 к документу приведен типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда. В контракте 16 разделов и 8 приложений, а именно:

  • техническое задание на оказание услуг;
  • план проведения;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • акт сверки расчетов;
  • приказ о проведении СОУТ;
  • сведения об организации-заказчике;
  • перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ;
  • перечень оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых на рабочих местах, подлежащих СОУТ, а также используемые материалы и сырье.

Это все необходимые бумаги, позволяющие учитывать обязательства обеих сторон, а также возможное участие третьих лиц.

Пользоваться разработанной чиновниками документацией могут все без исключения организации, которые планируют заказывать услуги по проведению СОУТ. Однако для предприятий государственного и муниципального сектора такой типовой контракт и все приложения к нему являются обязательными. Это предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Использовать документацию они должны в том виде, который утвержден. Остальные компании вправе корректировать контракт по своему усмотрению, добавляя или исключая положения. Предлагаем скачать типовой контракт на оказание услуг по проведению СОУТ бесплатно со всеми необходимыми приложениями к нему.

Типовой контракт

Шаг 3. Выбор организации для проведения

Нужно знать не только, как провести спецоценку условий труда в организации, но и как выбрать оценщика. При выборе компании для проведения СОУТ важно проверить, имеет ли она полномочия для такого вида работы и зарегистрирована ли она в специальном реестре. Только имеющие регистрационный номер компании имеют право проводить спецоценку.

1 августа 2019 года Правительстом одобрены и отправлены на согласование в Госдуму изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, в соответствии с которыми, заключая договор на проведение СОУТ, оценщики будут обязаны:

  • подавать сведения о планируемой спецоценке в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
  • связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.
  • мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда;
  • позволит обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки;
  • повысит ответственность работодателя и оценочной организации за выданные результаты.

Немаловажным является вопрос сроков работы и возможности оперативного устранения выявленных недочетов. варьируется в зависимости от количества сотрудников, отрасли организации и наличия в ней . При заключении договора фирмы, проводящие СОУТ, могут помочь вам в составлении необходимых документов: приказа, графика, справки о численности и наличии инвалидов и т. д., так как подобные формы обязательны для всех компаний, начинающих проведение спецоценки.

Количество рабочих мест для СОУТ подсчитывается исходя из штатной расстановки. Аналогичными при этом могут считаться места с одинаковыми должностями, работающие в одном помещении.

Шаг 4. Заполнение перечня рабочих мест

Данная операция может занять немало времени, если в компании трудится большое количество сотрудников. В перечень вносятся абсолютно все работники. Будут ли их рабочие места признаны аналогичными, решат эксперты по СОУТ при проведении оценки. В перечень вносятся следующие данные:

  • Ф.И.О.;
  • должность;
  • СНИЛС (номер пенсионного страхового свидетельства);
  • время работы в офисе и вне его;
  • применяемое в работе оборудование.

Заполненный перечень отправляется организации, проводящей СОУТ, для подготовки к измерениям.

Шаг 5. Подготовка к проведению процедуры

Смысл подготовки к СОУТ видится в информировании руководителей и работников о предстоящей процедуре, обеспечении доступа ко всем помещениям, в которых работают люди. Представители организаций, проводящих спецоценку, обычно разъясняют . В условиях офиса главным измеряемым показателем является освещение, так что имеет смысл убедиться в отсутствии перегоревших ламп в светильниках, наличии настольных ламп в слабо освещенных кабинетах. Также стоит позаботиться о наличии документации на основные орудия труда офисных сотрудниковперсональные компьютеры, потому что они являются источниками электромагнитного излучения, которое является вредным производственным фактором (см. 3.2.2.4 Приложения № 1 к ).

Шаг 6. Проведение измерений

Представителю комиссии по спецоценке следует присутствовать при измерениях. С собой нужно иметь распечатанный перечень рабочих мест, чтобы отмечать проверенные места и делать пометки о недостатках.

На что обращают внимание и что учитывают эксперты по СОУТ:

  1. Высота потолка, количество и мощность светильников верхнего освещения.
  2. Уровень освещенности на рабочем столе без учета естественного света. Для этого закрывают жалюзи или проводят измерения в самом начале рабочего дня либо вечером, когда солнце уже не влияет на показания.
  3. Эксперт делает набросок плана рассадки персонала в кабинете с присвоением номера каждому рабочему месту.

Норма освещенности: 300 лк (люкс) на поверхности стола без учета света от настольной лампы. Этот показатель прописан в гигиенических нормативах СанПиН. Когда освещение незначительно меньше этого показателя, например 260-280 лк, допускается комбинированное освещение, т. е. верхнее и настольная лампа.

Часто представители организации, проводящей спецоценку, разрешают ликвидировать недочеты в процессе замеров: установить лампы, добавить верхнего света. Это помогает улучшить результаты классов рабочих мест.

Шаг 7. Получение отчета от организации-исполнителя и его утверждение

После завершения замеров организация, проводившая СОУТ, подготавливает отчет, в который входят:

  1. Сведения об организации, проводящей СОУТ.
  2. Перечень рабочих мест.
  3. Протоколы оценки производственных факторов.
  4. Сводная ведомость СОУТ.
  5. Перечень мероприятий по улучшению условий труда.
  6. Заключение эксперта.

Данный перечень стандартный. Даже если никакие мероприятия по улучшению условий труда не требуются, документ об этом должен быть составлен. Отчет утверждается генеральным директором и всеми членами комиссии по спецоценке.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Шаг 8. Ознакомление сотрудников с результатами

Этот шаг обязательный, и срок его исполнения — 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Каждый работник должен расписаться в карте спецоценки, а также подписать дополнительное соглашение к трудовому договору о внесении в него информации по условиям труда на рабочем месте. То есть необходимо дополнить текст договора фразой: «условия труда на рабочем месте работника являются допустимыми (2 класс)» или «соответствуют государственным нормативным требованиям». Четкой формулировки закон не предусматривает, важен факт внесения результатов мероприятия.

Шаг 9. Размещение информации

Размещение данных включает в себя следующие шаги:

  1. Уведомление организации-исполнителя в трехдневный срок с момента утверждения отчета.
  2. Уведомление трудовой инспекции в 30-дневный срок путем подачи .
  3. Размещение на сайте своей компании сводных данных о СОУТ.

Штрафы

Каждое из вышеперечисленных действий является обязательным, невыполнение какого-либо из них или нарушение сроков карается штрафами. Для должностных лиц штрафы достигают 10 000 рублей, для юридических — 80 000 рублей. Каждое из действий должно быть подтверждено, например уведомление организации-исполнителя — уведомлением о вручении письма, ГИТ — подписью ее представителя. Наиболее оперативным видится способ курьерской доставки в трудовую инспекцию, так вы будете уверены, что ваша декларация зарегистрирована.

На сайте своей компании (если он есть) нужно разместить весь документ «Сводные данные» в отсканированном виде с подписями членов комиссии.

Несмотря на многошаговость этой процедуры, провести специальную оценку труда несложно, так как компании-исполнители оказывают документальную поддержку и сопровождают процесс на всех стадиях работы.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.