Художественная роспись по ткани. Роспись по ткани: создаём шедевры

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии , где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.
Классическую индонезийскую палитру можно разделить на цвета с оттенком слоновой кости, все многообразие оттенков коричневого, и конечно же самый яркий цвет – синий.
Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.
В древности считалось, что одежда, украшенная росписью,
защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае .
Ведь именно китайцы подарили миру пожалуй самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.
В переводе на японский, батик звучит как «рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. В этот век появляются разнообразные техники росписи тканей, например такие как – суримон (восковая набойка), кокэти – техника нанесения узоров по трафарету и т.д. Со временем технологии батика менялись и становились совершенней, уже к началу XIX века изготовление тканей и узоров достигает совершенства, в этот период происходит переход от ручной работы к штамповке.

Первыми европейцами , которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе.
На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика.
Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей.
Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания.
Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Но не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно, это связано с постепенным спадом спроса на платья с асимметричным рисунком и шелковые шали с орнаментом в восточном стиле. Главным в то время считался именно изображенный символ,
а не технология его рисования.
Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом.

Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, сегодня радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам доход и удовольствие.

На сегодняшнем рынке есть не мало и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Так, например, также распространены акриловые краски для ткани.
Считается, что они впервые появились в 1950 году в Мексике , затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

Роспись по ткани – удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ткань акриловый краска батик

Роспись по ткани - древнее искусство, пришедшее в Европу из Индонезии. Наиболее ранние сведения об окраске тканей относятся к I веку н.э. Особенное развитее это искусство получило в Китае и Японии. Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейшую популярность этого вида искусства в Европе.

С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне интереса к росписи по ткани. Экзотические мотивы, загадочные орнаменты, интересные цветовые решения, этнический колорит - все это стало привлекать внимание профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Для себя я решила освоить один из самых традиционных видов художественной росписи акриловыми красками. Почему акрил? На мой выбор повлиял очень существенный момент, рисунок будет наноситься на предмет одежды, а именно майку из синтетики. Так как это изделие для повседневного назначения, оно будет подвергаться стирке, а именно акрил выдерживает воздействия температуры и воды.

Существуют различные мотивы рисунка. Темой росписи для моего изделия является стилизация образа животного, а именно кошки.

Научно исследовательская часть

Ручная художественная роспись тканей -- своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов -- так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

Батик -- способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском -- крашение -- сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и _ терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Акриловые краски появились около 50 лет тому назад и сразу же получили широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом простотой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. В последние годы успехи в разработке акриловых эмульсий, содержащих все более мелкие и светостойкие частицы, позволяли получать все более качественные краски. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми. Кроме того, они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Все акриловые краски фабрики "Феррарио" имеют в качестве связующей основы водную суспензию синтетических смол, к которой добавлены натуральные или синтетические чистые пигменты, коалесцентные вещества и стабилизаторы. В результате переработки этих исходных материалов получаются очень эластичные и яркие краски, которые отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: холстом, картоном, бумагой, деревом, фанерой, фаэзитом, штукатуркой, глиной, тканью. Все акриловые краски могут наноситься как кистью, так и шпателем, а при соответствующем разбавлении - и аэрографом. В целях обеспечения постоянно высокого стандарта качества фабрика "Феррарио" _ осуществляет контроль степени измельчения, вязкости, постоянства цвета для каждой краски. Кроме того, для каждой краски указываются степень покрывной способности, светостойкость и применяемый пигмент. Учитывая быстроту высыхания, рекомендуется закрывать тюбики сразу после пользования и промывать рабочие инструменты теплой водой. С помощью многочисленных разбавителей фабрики "Феррарио" художник может работать в самой разной технике.

1. Основные характеристики акриловых красок

Высыхание акриловых красок происходит в результате испарения воды; при этом краска образует химически стабильную эластичную пленку, состоящую из пигмента и связующего вещества. В отличие от масляных красок, высохший акрил характеризуется большей прочностью (менее ломкий); краска не крошится, ее слой не образует трещин, поверхность не отслаивается. С течением времени акриловая краска не морщинится, она не восприимчива к воздействию нормальных перепадов температур и изменений условий влажности. Краски существуют уже более 50 лет, поэтому их светостойкость совершенно очевидна. Акрил высыхает довольно быстро. Если вы предпочитаете работать тонким слоем, он высохнет так же быстро, как и акварель. Более плотные слои высыхают медленнее -- в пределах нескольких минут (если слой очень густой и толстый, срок высыхания значительно возрастает). Высохшую акриловую краску нельзя удалить водой, она едва поддается соскабливанию или зачистке.

2. Разбавление краски

Частицы пигмента акриловых красок связаны между собой жидкой, напоминающей молоко пластической массой, которая после высыхания становится прозрачной. Акрил растворяется в воде, которую можно использовать в качестве разбавителя и смывки для очистки кистей и палитры. В отличие от других водных красок, акрил становится нерастворимым после высыхания. Это его положительное качество, поскольку законченная работа уже не подвержена влиянию воды, кроме _

того, можно наносить краски по просохшим слоям. Недостатком является то, что акрил способен испортить кисти, если их регулярно тщательно не промывать. Вода - не единственное средство, которое разбавляет акриловые краски. Большинство производителей выпускают собственные средства, способные менять «манеры поведения» акриловых красок. Наиболее важными из них являются глянцевые и матовые разбавители. Глянцевый разбавитель способствует улучшению кроющих качеств краски и при высыхании придает ей характер блестящей поверхности; матовый обладает той же консистенцией, но, высыхая, образует матовое покрытие. Хорошим свойством этих красок является скорость высыхания. Акрил сохнет, как только испаряется вода содержащаяся в краске. Обычный показатель высыхания акрила, это около 30 минут, далее можно наложить еще слой акриловой краски. Этими замечательными качества краски пользуются художники, кода нужно работать быстро, чтобы успеть запечатлеть быстро меняющиеся пейзаж. Можно создать пастозную подложку, практически не прерывая работу, причем не понадобится много времени на высыхание краски, как в случае с масляной краской.

3. Акрил в качестве грунтовки

Акриловая краска может служить основой для работы в других видах техники. Можно комбинировать акриловые и масляные краски, сделав подмалевок или фактурную подготовку быстро высыхающим акрилом, а затем писать маслом. Подобный подход позволяет сделать общее решение композиции акрилом, а затем детально проработать ее маслом. (Помните, что можно накладывать масло на акрил, а не наоборот.) Комбинирование акриловых и масляных красок - хороший способ работы на открытом воздухе, позволяющий заканчивать этюд маслом в условиях мастерской. Этот подход близок манере старых фламандских мастеров, создававших основу произведений яичной темперой, потом поверх этого слоя писавших лессировками маслом. Помимо быстрого высыхания и водостойкости, акрил обладает хорошей адгезией. Это качество позволяет успешно использовать его в наружной росписи, краски не подвержены влиянию погодных условий и хорошо ложатся на большинство поверхностей. Акриловые краски прекрасно подходят для коллажа, так как могут использоваться как клей для бумаги или ткани. Фактурные акриловые пасты (гели) и моделирующие средства обладают сильными адгезивными свойствами и могут использоваться для создания рельефных поверхностей.

4. Фактура акрила

Вы можете добиться практически любой фактуры поверхности живописи этими красками. Акрил «под акварель» воспроизводит все характерные качества акварельных красок, в то время как густые акриловые краски от масляных часто неотличимы. Среди художников часто можно слышать следующие комментарии относительно внешних свойств акриловой живописи цвета, якобы, чересчур кричащие, грубоватые или, наоборот, слишком тусклые и невыразительные. Это весьма неглубокий взгляд, основанный на примитивном опыте использования акрила.

5. Акриловые краски в Аэрографии

Все акриловые краски как правило наносятся кистью из волоса колонка, синтетики, щетины, так и мастихином (тонкая упругая стальная (реже роговая) пластинка в виде лопаточки или ножа), а при разбавлении краски водой на 50% пригодны для работ аэрографом. Акриловыми красками можно также работать в технике акварельной живописи.

Художественными акриловыми красками можно работать главным образом на холсте, а также картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами (станковая масляная живопись). А так же работать на сухих поверхностях, оштукатуренных известковыми растворами (темперная живопись).

Время высыхания работы в тонком и среднем слое на бумаге -- 1 час, а при добавлении замедлителя высыхания -- до 3_х часов. Учитывая быстроту высыхания, рекомендуется закрывать тюбики сразу после пользования и промывать рабочие инструменты теплой водой.

Свойства красок можно регулировать, используя вспомогательные материалы, изготовленные на основе тех же акрилатных водных дисперсий, что и краски. К таким материалам следует отнести: различные виды связующих, загустителей, разбавителей, гель-замедлитель высыхания, текстурные пасты, покрывные лаки.

6. Виды акриловых красок в продаже

Акрил можно приобрести в тубах или банках. Краски в тубе в общих чертах напоминают консистенцию масла и по сравнению с красками в банках употребляются более широко.

Жидкая краска в банках часто используется в работе с большими поверхностями.

Размеры туб варьируются в зависимости от производителя.

Наиболее популярный -- туба объемом в 60 мл. Некоторые краски продаются также в тубах емкостью 140 и 205 мл. Далеко не все производители предлагают краски в больших тубах. Несмотря на то, что они экономичны, на пленэре пользуйтесь небольшими тубами, поскольку их вес и объем могут тяжким бременем «лечь на ваши плечи». Наиболее часто покупаемая краска в тубе крупного размера -- белила титановые, которые постоянно нужны для замесов.

Банки для акриловых красок производятся в диапазоне нескольких размеров; существуют емкости, равные 55, 250 г, 0,5 литра и емкости, равные 1 и 4,5 литра. Если вы работаете краской еще более жидкой, чем в банках, заготовьте посуду для замесов, чтобы в дальнейшем вы могли разбавлять краски водой или специальными вспомогательными средствами.

После работы следует плотно закрывать тубу бушоном, а банку -- крышкой. Кроме того, тщательно очистите горлышко тубы или банки от остатков краски, чтобы в следующий раз вы открыли их без особых усилий. Помните, акрил -- надежное клеящее средство.

7. Основные виды росписи по ткани акриловыми красками

Горячий батик

Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белой ткани, хорошо натянутой на раму. Ткань податливо принимает в свои объятия краску, и она, благодарная, начинает творить чудеса. Но у краски свой характер - она норовиста и не знает границ своего разбега. И тогда начинается творческое колдовство. Рукой и кисточкой с краской и по воле разума и фантазии создают чудо. И ты попадаешь в волшебный мир художественной росписи тканей. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.

Существует несколько способов художественной росписи ткани. Это -холодный, узелковый и горячий. Наиболее интересным является горячий батик. Изделия, выполненные в этой технике очень выразительны и колоритны. Только в этой технике можно добиться разработке цвета бесконечно разнообразной по структуре, оттенкам и цветосочетаниям.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию, мышление и волю, дают большие возможности для самовыражения.

Горячий батик - наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, обнаруживаешь, что воск - благодатный материал для всевозможных экспериментов, поисков необычных художественных приемов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.

Холодный батик

Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается.

Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть.

Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Техника узелкового батика («бандан»)

Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов - техника «планги» - был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко _ перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. Выполняется этот узор так. Термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями. Потом перевязывают еще в одном-двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно и в несколько цветов. Самый простой вариант -- в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных поверх емкости с краской.

Окрашивая сухую ткань, вы получаете более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) -- более плавные границы перехода. После того как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и, в свою очередь, поместить оставшуюся неокрашенную часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках.

Еще один способ. Туго скручивают изделие или отдельные участки жгутом, закрепляя его положение нитями, чтобы жгут не мог развернуться. Нити обвязки должны быть затянуты очень туго. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры.Таким же образом можно окрасить ткань (изделие) в несколько цветов. В этом случае, завязав узлы. И жгуты, окрашивают ткань в самый (светлый из задуманных цветов). Например, решено окрасить изделия. В следующие цвета: белый (исходный), желтый, оранжевый, красный и темно-коричневый. Для этого нужно всего три красителя -- желтый, красный и темно-коричневый. Окрасив сначала ткань (изделие) с узлами и жгутами (расположение и количество которых зависит от замысла) в желтый цвет, получаем белый узора на желтом фоне. Прополоскав и отжав неразвернутое изделие, развязываем те узлы и жгуты, ткань под которыми должна стать красной, и _ завязываем новые, которые в итоге останутся желтыми. Теперь опустив ткань в красный краситель. Участки ткани под нитями обвязки и внутри жгутов останутся белыми и желтыми, фон станет оранжевым, а места, где были сняты нити после первого крашения, станут красными. Снова прополоскав ткань, повторяем весь процесс, создавая уже оранжевый узор. И наконец, окрашиваем в самом темном красителе. В результате получается сложный многоцветный узор, в котором переливаются не только цвета красителей, но и всевозможные варианты их смешения и взаимопроникновения.

Прополоскав изделие в проточной воде (сначала с узлами, потом - без них), слегка влажную ткань высушивают утюгом. Ваше изделие готово.

В этом заключается одно из преимуществ узелковой росписи--красители закрепляются в процессе крашения и не требуют дополнительной обработки.

Один из видов узелковой росписи -- так называемый складной батик. Здесь эффект достигается также путем перевязывания и окрашивания, но результат более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается жгутом.

В технике шитый батик можно создавать еще более тонкий орнамент. Конечный результат здесь всегда известен.

Выберите орнамент и нарисуйте его на ткани. Пройдитесь по его линиям швом «вперед иголка». Длина стежка -- 0,5-- 1 см. Используйте только прочную нить. Проложите ее по рисунку, соберите ткань как можно туже и закрепите нить иголкой или обвяжите ткань. После окрашивания и удаления нити на ткани получится узор из маленьких прямоугольников или лучиков, перпендикулярных линии, по которой двигалась иголка.

Образующиеся на ткани складки очень малы, краситель легко проникает в них. Поэтому эти изделия надо окрашивать быстро в горячем растворе. Закрепить их можно, высушив утюгом через бумагу.

Свободная роспись

Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

8. Способ скрытого резерва

В росписи тканей помимо основных способов, описанных выше, существует множество дополнительных приемов и нюансов, которые позволяют максимально точно воплощать художественные замыслы, уделяя больше внимания творческой стороне процесса, а не особенностями технологии. Часть этих приемов со временем можно изобрести самостоятельно, но владея всем арсеналом изначально, гораздо проще достигнуть желаемого результата. Сочетание приемов в различных вариантах еще больше расширяет диапазон возможностей.

Характерная особенность холодного батика - обязательное наличие контура. Это основа всей технологии. Однако бесцветный резерв, нанесенный на поверхность ткани, не только создает непреодолимые для красителя границы, но и оставляет контур цвета ткани. А так как ткань, как правило, белая, рисунок получается обведенным белым контуром. Это не всегда желательно.

Представьте, что на фоне кроны дерева должна выделяться ажурная вязь ветвей. Если выполнять работу обычным способом, каждая веточка с двух сторон будет обведена белой линией. Как этого избежать? В данном случае достаточно сначала закрасить участок кроны, высушить и уже потом нанести резервом контур ветвей. Бесцветный резерв сольется с цветом фона, а более темный краситель ветвей скроет под собой краску кроны, приобретя дополнительно небольшой оттенок ее цвета.

В качестве примера разберем последовательность выполнения двух работ.

На первой изобразим вазу, полную больших ярких цветов. Выполнить эту работу под силу даже тем, кто считает, что совсем не умеет рисовать.

Ткань натягивают на раму и в верхней половине наносят светлым ярким красителем несколько пятен. Выбирая красители, представьте себе, какие цветы вы будете рисовать -астры, хризантемы, георгины. Пятен должно быть столько, сколько будет цветов. Нарисовав пятна, высушите их феном.

В рамках каждого цветного пятна бесцветным резервом нарисуйте серединку цветка, похожую на звездочку. Форма лучей-лепестков зависит от вида цветка. У астры и хризантемы они более острые, у георгина - закругленные. Резерв высушите феном.

Теперь смешайте краситель немного темнее, чем серединка цветов. Например, если середина светло-желтая, можно взять ярко-желтую краску или добавить немного оранжевой, к розовой середине подбирают цвет более темного розового цвета. Определившись с краской, нанесите ее кистью вокруг проведенных резервом лепестков. Старайтесь, чтобы краска до конца проникала в узкие промежутки между лепестками. У вас получатся светлые звездочки на более темном фоне. Снова высушите ткань феном.

Нарисуйте резервом второй ряд лепестков, стараясь располагать их между лепестками первого ряда. Просушите и снова обведите более темным красителем. Повторяйте так до тех пор, пока цветы не достигнут нужного размера.

9. Роспись ткани аэрографом

Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы - распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива.

Доступность, простота, эффективность конечного результата снискали этой технике большую популярность. Часто встречаются почтовые открытки, нежные, мерцающие мотивы, сделанные с помощью аэрографа, дополнены отдельно прорисованными мотивами.

Прежде чем работать с аэрографом на ткани, нужно сделать несколько опытов на бумаге. Можно поэкспериментировать с растениями. Некоторые из них, увядая, не теряют форму, но приобретают мягкость, позволяющую придать им нужное направление или изгиб. Работая с аэрографом, необходимо было учитывать, что сильная струя воздуха, выходящая вместе с краской может сдвинуть разложенные растения. Поэтому их надо придерживать рукой в резиновой перчатке. Струю краски удобнее направлять под углом вдоль стебля растения. Для получения четкого резкого края листа струю краски следует направлять от середины к краям и немного кверху. Аэрограф держится на расстоянии около 30 см., тогда краска ложиться равномерно, не образуя пятен.

Растения можно последовательно накладывать в два или несколько слоев. Тогда композиция будет сложной и объемной. Сначала на листе располагают крупные листья и растения «второго плана». Обрабатывают их аэрографом. Потом накладывают следующие растения и снова окрашивают. Композицию можно построить и так. На листе бумаги размещают растения основного мотива, если предполагается, что они должны остаться белыми. Прикрепляют их портновской булавкой. Обрызгивают красителем. Накладывают следующие элементы, прикрепляют и окрашивают. Можно повторить эту операцию несколько раз. При решении в черно-белом диапазоне на работе будут представлены все переходы _

белого цвета в черный. При использовании нескольких красителей необходимо следить, чтобы они взаимосочетались и дополняли друг друга.

Еще один вариант создания интересной фактуры, листья которой могут также служить бумагой для подарков или обложками для книг, выполняется очень просто. Лист бумаги сминают в комок. Затем расправляют, но не разглаживают. Струю красителя из аэрографа направляют практически параллельно плоскости листа. Обращенные к красителю плоскости прокрасятся с разной интенсивностью, а обратные стороны останутся почти белыми. Потом бумагу тщательно разглаживают. Если работа сделана водяными красителями, ее просто проглаживают, высушивая утюгом. Если были использованы автомобильные эмали, бумагу смачивают губкой и проглаживают.

На поверхности листа проявляется кажущийся объемным рисунок, напоминающий вид горных хребтов с самолета.

Этот вид росписи, пожалуй, самый простой в исполнении. Достаточно только выбрать цветовую гамму. Влажную ткань разложить на целлофановой пленке, собрать произвольно складками. Складки могут быть бессистемными или упорядоченными, крупными или мелкими. От этого зависит, какой рисунок в результате получится на ткани. Затем распыляла краску зеленого цвета. Не меняя положения складок, снова нанесла краситель - желтый, но уже с противоположной стороны. Можно смещать складки для получения более богатых цветовых оттенков. Выбирая цвета для росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь, друг на друга, красители дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при нанесении один на другой не образовалась некрасивых по цвету пятен. Лучше использовать родственные цвета цветового круга. Нанеся последний, самый темный цвет, необходимо оставить ткань, не расправляя, до высыхания. Нельзя увлекаться темным цветом, пусть он только оттенит красоту других цветов.

При росписи готового изделия с целью обновить его, дополнить колорит или просто ввести дополнение в гладко окрашенную ткань нужно проложить между слоями изделия полиэтиленовую пленку и расписать сначала одну сторону до высыхания, потом другую.

В такой технике расписывают ткани для интерьера - шторы, покрывала и т.д. Если использовать красители, закрепляющиеся утюгом, ткань можно не запаривать.

В данной технике можно расписать ткань для одежды и интерьера, используя живые и специально засушенные растения. Растение должно быть засушено в том виде, в каком оно будет использоваться, т.е. удалены все лишние листья и черешки, которые при росписи исказят силуэт растения. В отличии от росписи с живыми растениями (более воздушной и объемной) роспись с засушенными - силуэтная и плоскостная.

Работа с засушенными растениями в чем-то легче, чем с живыми, особенно с травами, которые объемны и с трудом ложатся на плоскость ткани, затрудняя передачу их изящного рисунка. Поэтому летом следует засушить под прессом букет трав и, выбирая из него подходящие, вставлять в композиции с живыми растениями.

Растения в росписи открыток и панно, лучше располагать, «корнями вниз». В зависимости от размера открыток или панно выбирается и размер растения. Зернистость поверхности ткани придает изделию дополнительную фактуру. Открытки оформляют обычным способом, при желании дополняя надписями.

При нанесении краски аэрографом может появиться пятно, можно попробовать дорисовать из этого пятна листик, травинку и т.д., то, что больше подходит к данной композиции. Или, если это невозможно, перекрыть с помощью дополнительного элемента композиции более темным красителем, Если ткань раппортная, попытаться ввести исправленный элемент во все мотивы росписи или чередуя их через один. В станковой вещи или открытке можно добавить новые элементы.

10. Современный подход к росписи ткани

Ткань с древнейших времен задействовалась человеком в самых различных целях. Одна из функций ткани - придавать красоту и уют человеческому бытию. Для того чтобы разнообразить естественные, не самые приглядные цвета ткани, люди всегда изыскивали возможность для ее покраски.

Современные краски для ткани делятся на две обширные категории: промышленные краски и любительские краски или «хобби». Последние вбирают в себя акриловые краски, которые широко используют любители и профессионалы. Этот вид красок имеет в своем составе синтетическую смолу. Акриловые краски высыхают предельно быстро. Кроме того, они не обесцвечиваются со временем и имеют отличный ассортимент цветов. Для растворения акриловых красок вполне подходит даже вода. Однако после затвердения краска имеет отличную стойкость к воде. В комплекте с этой краской зачастую продаются специальные растворители, которые улучшают качество покраски. Акрил отлично подходит для создания рельефных изображений.

Любительские краски для ткани должны соответствовать строгим требованиям многочисленных стандартов. Все дело в том, что с этим видом красок люди работают непосредственно. Предъявляются серьезные требования к экологичности, отсутствию аллергенности, наличию должных сертификатов. Отвечающие всем этим стандартам краски просто не могут быть дешевыми. В комплекте с красками зачастую продаются дополнительные улучшающие составы. Некоторые из этих составов приглушают яркость цвета, другие, наоборот, содействуют яркости, некоторые сгущают консистенцию. Важным компонентом в рисовании красками по ткани являются специальные составы, ограничивающие растекание краски. С их помощью участки ткани, не предназначенные для покраски, предохраняются от попадания краски.

Для нормальной работы мастеру по покраске ткани нужно запастись требуемым набором инструментов, к которому можно отнести: раму, набор кистей, крючки и булавки для закрепления ткани, пульверизатор, пипетки, палитры, трафареты и прочее.

11. Материалы и инструменты

Набор красок «Decola» по ткани

Ткань, предварительно выстиранная, проглаженная

Деревянная рамка или пяльцы

Палитра для смешивания красок

Кнопки или натяжные крючки

Резерв для красок по ткани

Разбавитель красок по ткани

Мягкие кисти

Емкости для воды и красок

Палочки с паралоновым наконечником («спонж»)

Ватные палочки

Рабочее место

Идеальное рабочее место должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, иметь достаточное пространство, чтобы можно было передвигаться вокруг подрамника и рисовать с любой стороны. Важно что бы пере глазами была вся палитра имеющаяся в распоряжении красок. Так возможно подобрать нужные цвета.

Технология применения акриловых красок

Предлагаемые акриловые краски по ткани разбавляются водой. Рекомендуется не добавлять много воды, чтобы краски по ткани не растекались и не снижали окрашивающую способность. Кисти и принадлежности промывайте водой до высыхания краски.

Краски по ткани предназначены для украшения натуральных тканей, таких как лен и хлопок. Структура натуральных тканей позволяет краскам по ткани проникать в глубь волокон и прочно закрепляться на них. Если Вы используете краски по ткани для синтетических материалов, учитывайте, что они более чувствительны к стирке, так как синтетические ткани не обеспечивают прочного сцепления с краской.

Для получения промежуточных цветов краски по ткани можно смешивать между собой в любых соотношениях. При использовании новых тканей перед применением краски по ткани необходимо произвести стирку. Мятую ткань следует тщательно прогладить, чтобы устранить все складки.

Ткань можно натянуть на рамку или просто разложить на рабочем столе, подложив под нее лист бумаги или картона для защиты стола. Проникновение краски по ткани на тыльную сторону ткани является положительным фактором, способствующим наилучшему закреплению рисунка. Если вы украшаете футболку или наволочку, необходимо изолировать переднюю сторону от задней с помощью бумаги или картона. Для упрощения работы ткань можно закрепить на столе с помощью липкой ленты.

Для создания долговечного рисунка на ткани следует избегать наложения краски по ткани плотными слоями друг на друга.

Существует несколько простых способов нанесения краски по ткани на материал. При работе кистью сначала необходимо с помощью цветного карандаша или копировальной бумаги для портных (она не оставляет пятен на ткани) нанести на ткань любой рисунок, взяв его например из журнала по вышиванию.

Для выполнения цветовых проб необходимо держать под рукой кусочек холста или похожей ткани. При работе с оттенками важно помнить, что начинать удобнее со светлых тонов, постепенно переходя к темным. Светлые тона получают, смешивая белые краски по ткани с цветными до необходимого оттенка.

Контуры рисунка наносятся светлой краской с помощью мягкой тонкой кисти. Раскраску внутри контура и переход тона от светлого к темному осуществляют с помощью более крупной кисти. Рисунок получится наиболее удачным, если сделать большое количество переходов от светлого тона к темному. Старайтесь _ работать как можно быстрее, тогда еще не проникшие в глубь материала краски по ткани будут перемешиваться, не оставляя заметных границ между тонами.

Другим способом нанесения рисунка на ткань может быть трафаретная печать. Необходимо закрепить выбранный трафарет на ткани, убедившись в его плотном наложении. В зависимости от размера украшения подобрать кисть для тамповки или использовать поролоновый тампон. Слегка обмакнув тампон в краску, тщательно обработать прорези трафарета так, чтобы краски по ткани проникли в глубь волокон. Можно использовать как чистые, так и смешанные цвета в одной или разных прорезях. По окончании работы осторожно поднять трафарет, дать рисунку просохнуть 12 часов, после чего закрепить работу утюгом.

После завершения работы необходимо выждать 12-15 часов, после - закрепить рисунок, проглаживая горячим утюгом с изнаночной стороны в течение 2-3 минут. Помните о том, что краски по ткани содержат термозакрепляющуюся смолу, которая становится несмываемой только после термообработки. Температура утюга должна соответствовать типу ткани, проглаживание проводите медленно и непрерывно, не задерживайте утюг в одном месте. Во время глажения доску защитите тканью. По окончании ткань необходимо перевернуть и быстро прогладить рисунок, накрыв его материалом.

Украшенная ткань - результат ручной работы, поэтому созданные с помощью краски по ткани рисунки нуждаются в бережном отношении во время стирки. При использовании машинной стирки лучше выбирать программы для тонких тканей с температурой не выше 40 °С. Не используйте продолжительный отжим, это приводит к преждевременному износу рисунка. Если изделие имеет небольшой размер, лучше стирать его вручную. Не используйте отбеливатель, чтобы краски по ткани не потеряли в цвете.

Нам потребуется, футболка, кисти, акриловые краски, карандаш простой, рисунок, стаканчик с водой, пяльца, пакет или файл, два полотенца, утюг, фен.

Переносим рисунок простым карандашом на футболку. Или просто подложила рисунок внуторь футболки и обрисовать, если она светлая, она хорошо просвечивала. И вставить рисунок в пяльца.

Подкладываем под рисунок файл или пакет

А теперь разукрашиваем наш эскиз. Краски разводим небольшим колличеством воды. Если хотите получить размытый рисунок, то наносите краски друг на друга не давая им засохнуть, если нужны четкие линии, то слои надо немного подсушить иначе все растекется. Когда закончили рисовать надо подсушить наше творчесто до полного высыхания краски.

Когда рисунок высохнет, вытаскиваем пакет и подкладываем во внуторь полотенце сложеное в несколько слоев и на верх рисунка накладываем полотенце. Теперь ставим утюг на 2 и отключаем пар. Проглаживаем примерно 3-5 минут

Теперь футболку можно постирать, что бы удалить остатки линий от простого карандаша. Стирать можно при ручной стирке при температуре 30-40 градусов, говорят можно и в машинке, но не желательно.

12. Изготовление образца

Для изготовления своего образца бала выбрана акриловая краска по ткани серии "Decola" от производителя: Завода художественных красок "Невская палитра" (Россия, Санкт-Петербург). Краски на основе водной акриловой дисперсии. Краски предназначены для росписи натуральных хлопчатобумажных и шелковых тканей, а так же тканей из синтетических волокон и нитей, к данной группе и относится ткань для игзотовления данного образца. Набор можно использовать для свободной росписи тканей, оформлении тканей методом "холодного батика".

В набор входят 12 цветов в банках объемом 20 мл: белая, желтая средняя, оранжевая, красная, зеленая средняя, бирюзовая, небесно-голубая, синяя темная, фиолетовая светлая, черная, серебро, золото.

При росписи синтетических тканей рекомендуется убедиться в прочности закрепления рисунка на образце ткани в соответствии с инструкцией по применению. Ткань предварительно выстирайте, выгладите, натяните на раму или разложите на рабочем столе. Краски наносятся непосредственно на ткань кистью, штемпелем или по трафарету. Обладают хорошей растекаемостью. Не тускнеют, светостойкие. Быстро сохнут.

Просушите роспись в течение 24 часов. Прогладьте утюгом без пара 5 мин. через х/б ткань при температуре, соответствующей х/б ткани. Спустя _ 48 часов после проглаживания допускается стирка изделия мягкими моющими средствами при температуре от 30 до 40 градусов без сильного механического воздействия.

Предметом художественной росписи с помощью акриловых красок была выбрана футболка черного цвета из синтетической ткани. На выбор повлияла задумка, суть которой состоять в следующем, рисунок - стилизованный образ животного, а именно кота. Выбор черного цвета футболки так же не случаен, это ночной кот.

Подготовка рисунка на футболку была редактирована не один раз, первоначальный вариант этот вариант был выбран не совсем удачно, так как по задумке это ночной кот. В результате изменений данного рисунка мы внесли коррективы в мордочку кота, а именно изменили оскал, а точнее добавили злой оскал, сделав кота ночным охотником, а так же глаза. Изменения кота показаны на рисунке, но и на этом мы не остановились. Где же вы видели у ночного кота, прижатый к телу хвост. И вот что у нас получилось в итоге наших многочисленных корректив. Окрас коты был выбран рыжий с белым, глаза зеленые, а лапы белые на когтях кота - кровь. Бант у него уже на весит на шее как, днем, а находится под лапами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Выполнение надглазурной росписи ручным способом с использованием керамических и люстровых красок, технология их изготовления. Необходимое оборудование для росписи, правила нанесения рисунка. Причины возникновения дефектов при обжиге изделий из фарфора.

    отчет по практике , добавлен 28.12.2012

    История развития батика в Индонезии, Китае, Японии и России. Особенности создания декоративного текстиля в интерьере. Композиция и колорит в текстиле. Особенности шелковых тканей. История шелка. Приемы росписи на шелке. Технология и материалы.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Анализ ассортимента и выявление основных требований к женскому жакету. Выбор ткани, инструментов и приспособлений для изготовления изделия. Раскладка деталей кроя. Инструкция по технике безопасности при работе с тканью. Экономическое обоснование проекта.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Технология ручной росписи ногтей, подбор сюжета и цветов лака. Подготовка рабочего места специалиста, техника безопасности. Перечень инструментов и материалов. Этикет при обслуживании клиента. Выбор дизайна маникюра, последовательность его создания.

    творческая работа , добавлен 01.12.2013

    История возникновения гончарного производства. Развитие фаянсовой промышленности, производства, росписи (Конаковский фаянс, Торжокская игрушка, Лихославльская керамика). Материалы и оборудование для производства посуды. Мастера завода Конаковского фаянса.

    реферат , добавлен 06.10.2014

    Требования к жакету на подкладке, экспертная оценка значимости свойств комплектующих материалов. Лабораторный анализ драпируемости, осыпаемости и прорубаемости ткани, ее усадки и способности к формованию на примере гладкокрашеной ткани черного цвета.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2012

    Технология придания объемно-пространственной формы деталям швейных изделий, влажно-тепловая обработка тканей: виды, стадии, режимы, технические условия выполнения работ; оборудование и приспособления, история утюга. Уход за изделиями из различных тканей.

    презентация , добавлен 14.09.2011

    Определение волокнистого состава образца ткани, вида ткацкого переплетения, отделки и структуры поверхности. Анализ расположения нитей основы и нитей утка, плотности. Оценка качества исследуемого образца. Техника безопасности при выполнении работы.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Разнообразие ассортимента шелковых тканей. Разделение шелковых тканей на группы по оформлению и по назначению. Ткани креповые, гладьевые, жаккардовые, ворсовые, специального назначения и штучных изделий. Набивные, пестротканые и гладкокрашеные ткани.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Прокладывание уточной нити на ткацких станках с малогабаритными прокладчиками утка. Технологические операции формирования ткани. Основные механизмы ткацкого станка. Отвод ткани и подача нитей основы. Механизм для питания станка утком различных видов.

Батик – вид живописи, знакомый многим буквально с детства. Основная его особенность заключается в том, что местом для рисования является не холст и не бумага, а ткань. Батиком украшают платки, подушки, скатерти – все, на что хватит фантазии.

Так о чём же стоит знать человеку, решившему приобщиться к подобному виду творчества?

Батик зародился в Индонезии, даже его название состоит из двух индонезийских слов – «ткань» и «капля».

Каждый, кто хоть раз капал краской на ткань, знает, что далеко не всегда капля занимает то место, что ей положено. Она или скатывается, или растекается пятном, и нельзя предсказать, какие у неё будут границы. Для того чтобы подобных казусов не возникало, существуют резервы – специальные составы, препятствующие «расползанию» краски. От того, какой вид батика избран для росписи – зависит и то, каким будет резерв.

Самая древняя разновидность батика – горячий батик. При использовании этой техники в качестве резерва выбирается воск (или парафин).

Подробнее тут:

Первый этап работы в этой технике – это натягивание ткани на специальную раму и нанесение на неё карандашом рисунка, который будет раскрашиваться в дальнейшем. Затем контуры и места, где разная краска не должна смешаться, обрабатывают воском – его наносят обычно при помощи кисточки или специального штампа. Границы оказываются защищены благодаря свойству воска не пропускать краску на ткань. После окончания работы воск снимается с ткани.

Важно помнить, что для такой техники росписи подходят только натуральные ткани , такие как шёлк, хлопок и лён. Перед работой ткань обязательно нужно постирать, хорошо просушить, погладить, и натянуть на раму.

Если есть горячий, значит, существует и холодный батик. В этой технике в качестве резерва обычно используется густая масса резинового происхождения. Нанести её кисточкой невозможно, поэтому используется специальная стеклянная трубка с резервуаром на конце. Обычно состав прозрачный, но сейчас можно приобрести и цветной состав, если это необходимо.

Вот мастер-класс по холодной технике росписи ткани:

Если на ткань наносится не определённый рисунок, а просто узор, можно поэкспериментировать с техникой узелкового батика. Она довольно простая: ткань обвивается жгутом и опускается в резервуар с краской. Места, защищённые жгутом, остаются непрокрашенными.

При помощи подобной техники можно получить узоры из полос или кругов. Если внутрь жгута поместить небольшой предмет (пуговицу или бусину, например), контур непрокрашенной полосы несколько изменится. Экспериментировать подобным образом можно бесконечно.

Вот урок по данной технологии (шибори).

Существует несколько способов художественной росписи ткани. Это -холодный, узелковый и горячий. Наиболее интересным является горячий батик. Изделия, выполненные в этой технике очень выразительны и колоритны. Только в этой технике можно добиться разработке цвета бесконечно разнообразной по структуре, оттенкам и цветосочетаниям.

Горячий батик. Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белой ткани, хорошо натянутой на раму. Ткань податливо принимает в свои объятия краску, и она, благодарная, начинает творить чудеса. Но у краски свой характер - она норовиста и не знает границ своего разбега. И тогда начинается творческое колдовство. Рукой и кисточкой с краской и по воле разума и фантазии создают чудо. И ты попадаешь в волшебный мир художественной росписи тканей. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию, мышление и волю, дают большие возможности для самовыражения. Горячий батик - наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, обнаруживаешь, что воск - благодатный материал для всевозможных экспериментов, поисков необычных художественных приемов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.

Холодный батик. Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Стиль - "холодный батик ", это европейское изобретение эпохи модерна. Четкий "витражный" контур делает эту технику привлекательной. Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается.

Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть .

Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Свободная роспись. Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись. Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Роспись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Свободная роспись с использованием кристаллов соли. Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Лессировка. Этот известный прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи ткани. Строится прием на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что и приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в такой технике.

Использовать прием лессировки можно в любой работе, но в качестве тренировки неплохо изобразить стилизованный натюрморт из бокалов, графинов и других емкостей интересной формы. Представьте себе, что перед вами стоит несколько стеклянных сосудов разного цвета. Причем стоят они так, что их края как бы накладываются один на другой. При этом легко увидеть, что при наложении розовый и голубой цвета дадут сиреневый оттенок, голубой и желтый - зеленый и т.д.

Сначала подготовьте рисунок и переведите его на ткань. Обведите контуры резервом. Закрасьте какой-либо предмет выбранным цветом. Соседний предмет окрасьте в два приема: сначала основную его часть, потом место пересечения с другим предметом. Продолжайте работу, пока не будет расписан весь натюрморт.

Если цвет какого-нибудь предмета покажется вам слишком светлым, нанесите второй слой краски. Особенно интересные эффекты получаются в местах наложения двух-трех предметов.

В последнюю очередь расписывают фон. Цвета для такой росписи обязательно должны быть светлыми и прозрачными. Смешивать больше трех цветов не рекомендуется. Не желательно также смешивать контрастные цвета, например красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Часто такое сочетание дает грязноватый серый или коричневый оттенок.

Техника узелкового батика ("бандан"). Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи

Батик в технике "бандан", пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов - техника "планги" - был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых "горохов". При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект "жатости".

Способ скрытого резерва. В росписи тканей помимо основных способов, описанных выше, существует множество дополнительных приемов и нюансов, которые позволяют максимально точно воплощать художественные замыслы, уделяя больше внимания творческой стороне процесса, а не особенностями технологии. Часть этих приемов со временем можно изобрести самостоятельно, но владея всем арсеналом изначально, гораздо проще достигнуть желаемого результата. Сочетание приемов в различных вариантах еще больше расширяет диапазон возможностей.

Роспись ткани аэрографом. Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы - распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива .

Я хочу рассказать вам о способе художественной ручной росписи тканей, который называется батик. Это интересная идея, которую можно использовать в оформлении абсолютно любого интерьера. Большинство из нас старается сделать свой дом как можно более уютным, украшая интерьер необычными и интересными вещами. Кто-то покупает готовые изделия, отдавая предпочтение произведениям известных мастеров или модным брендам, кто-то ищет творения умельцев народных промыслов. А есть люди, которые считают лучшим интерьерным украшением вещи, сделанные своими руками. Батик - это увлечение как раз для таких творческих и неординарных людей!

Немного истории

Учёные не пришли к единому мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII-XIV вв. Но корни его, несомненно, уходят в глубокую древность. Родиной батика принято считать индонезийский остров Ява, где это искусство получило наибольшее развитие.

Мне довелось побывать в одной мастерской, занимающейся художественной росписью тканей. Индонезийки - настоящие мастерицы, украшающие неповторимым и сказочно красивым рисунком предметы одежды и интерьера.

Виды ручной росписи тканей способом «батик»
Батик - это способ росписи ткани, при котором участки ткани, которые не должны быть окрашены, покрываются специальной смесью - резервом. В качестве резерва может быть использован парафин, пчелиный воск или различные смолы.

Батик бывает нескольких видов:

  • Холодный батик. Этот способ подразумевает нанесение резерва в виде замкнутого контура, в пределах которого осуществляется роспись красками.
  • Горячий батик. Расплавленный резерв может наноситься на контур рисунка и/или покрывать отдельные участки полотна.
  • Свободная роспись ткани. Первоначальный рисунок наносится краской, резерв используется только в завершающей обработке.
  • Узелковый батик имеет существенные отличия от предыдущих способов. Его трудно назвать росписью, это - окрашивание ткани. Полотно складывается различными способами, перевязывается в нескольких местах или прошивается нитками, после чего окрашивается краской.

Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику.

Украшать художественной росписью можно любую одежду (платья, платки, шарфы, рубашки и т.д.), предметы интерьера (шторы, покрывала, скатерти) и создавать отдельные панно.

Для начала давайте попробуем научиться искусству художественной росписи тканей холодным батиком.

Подготовка ткани

Для художественной росписи можно применять различные виды ткани. Наиболее удобны в работе гладкие ткани, имеющие полотняное переплетение. Чаще всего используют хлопок, вискозу или натуральный шёлк.

В изготовлении этих тканей применяются разные добавки, которые желательно удалить. Для этого ткань замачиваем в воде на 1-3 часа, затем вывариваем в воде с добавлением любого стирального порошка или мыла в течение 30 минут. Далее ткань прополаскиваем и сушим.

Рама для ткани

Готовая к работе ткань натягивается на деревянную раму. Если роспись осуществляется на небольшом полотне, можно использовать обычные пяльца. Для более крупных полотен можно приобрести в магазине раздвижной подрамник или изготовить раму самим.

Как изготовить раму

Четыре деревянных бруска необходимой длины скрепляем между собой саморезами по углам, чтобы в итоге у нас получилась квадратная или прямоугольная рамка. Толщина бруска может быль любой, но лучше брать не очень тонкий брусок (во время работы раму с натянутой тканью нужно положить на ровную поверхность так, чтобы ткань не соприкасалась с поверхностью).

На раму при помощи канцелярских кнопок закрепляем ткань. Можно крепить слегка влажное полотно. Сначала прикалываем углы, затем фиксируем кнопки по центру каждого края, следом крепим все остальные кнопки.

Краски, резерв и инструменты
Красок для тканей существует много, как отечественного, так и импортного производства. Обязательно покупайте краску в специализированном магазине, так как от качества краски будет зависеть внешний вид изделия и его долговечность.

Резерв для холодного батика может быть различного состава. Можно купить готовый резерв или сделать его самим.

Возможный состав резерва для холодного батика:

  • Резиновый клей - 200 г, бензин - 250 г, пчелиный воск - 50 г.
  • Резиновый клей - 200 г, бензин - 250 г, парафин - 50 г.
  • Резиновый клей - 215 г, бензин - 200 г, вазелин - 85 г.

Для приготовления резерва можно использовать металлическую или стеклянную банку. Банку помещают в металлическую посуду (ковш, кастрюлю). Варят резерв на водяной бане.

Сначала в банку кладут парафин, потом - резиновый клей и остальные добавки. Бензин вливают в последнюю очередь осторожно и постепенно. Это делается для того, чтобы при необходимости можно было уменьшить или увеличить количество бензина в зависимости от густоты полученной массы. Всё хорошо перемешивают и снимают готовый резерв с электроплиты. Хранить резервную смесь нужно в банке с плотно закрытой крышкой.
Обязательно соблюдайте меры противопожарной безопасности и не забудьте открыть окна, чтобы проветрить помещение.

Инструменты

Краски на ткань наносятся с помощью кисти. Кисти бывают различных форм и размеров, с натуральной и искусственной щетиной. Для мелких деталей возьмите тонкие кисти с острым кончиком, фон или крупные детали удобно прокрашивать поролоновой плоской кистью.

Резерв наносится с помощью стеклянной трубочки с заострённым концом или пластмассовой бутылочки с металлической насадкой. Их можно купить в магазине вместе с красками. Для нанесения резерва также используют чертёжный рейсфедер.

Для устранения подтёков краски вам понадобятся ватные палочки и спонжи.

Ну вот, теперь, когда подготовка к работе закончена, можно немного отдохнуть и приступить непосредственно к ручной росписи ткани способом «батик».

Технология работ

Для работы нам понадобятся:

  • мягкий карандаш
  • краски
  • кисти
  • спонж
  • ватные палочки
  • резерв
  • инструмент для нанесения резерва (стеклянная трубочка или рейсфедер)

  1. Карандашом наносим рисунок на ткань или переводим рисунок с бумаги. Если вы используете второй вариант, то бумагу нужно приколоть иголками с изнаночной стороны и через ткань обвести контур рисунка.
  2. По карандашным линиям аккуратно наносим резервную смесь. От угла наклона инструмента зависит толщина линий - чем меньше угол, тем будет тоньше линия. Перед нанесением краски нужно дождаться полного высыхания резервной смеси, чтобы избежать смешивания различных цветов (около 40 минут). При холодном способе резервная смесь не удаляется с ткани.
  3. Когда вы используете для росписи ткань, по которой краска хорошо растекается (хлопок, натуральный шёлк), ставьте кисточку в центре обведённого контуром участка, и краска сама будет подтекать к краям. При использовании ацетатных или капроновых тканей кисть можно подводить к самому контуру, так как на таких тканях краска растекается гораздо хуже.
  4. Если при работе всё же не удалось избежать затекания краски, то получившееся пятно можно попробовать органично вписать в рисунок. В любом случае, это - авторская работа, и никто не ограничивает вашу фантазию.
  5. Сушим готовое изделие на рамке в горизонтальном положении.

Если вы изготовили декоративное панно, то можно смело поздравить себя с окончанием работы. Те же изделия, которые в дальнейшем предполагается стирать (одежда, скатерти, шторы), необходимо подвергнуть «запариванию» для закрепления краски. Делается это следующим образом.

  1. Если у вас в домашнем хозяйстве имеется автоклав, то это - идеальный вариант. При отсутствии автоклава для запаривания можно использовать большую кастрюлю, ведро или пароварку. Кастрюлю наполняем водой примерно на 1/5, доводим до кипения. Накрываем её куском хлопчатобумажной ткани (ткань должна немного провисать).
  2. Готовое изделие раскладываем на ровной поверхности лицевой стороной вверх. Чистой тканью закрываем рисунок. Аккуратно сворачиваем ткань трубочкой и перевязываем. Если изделие большое и не помещается в кастрюлю, тогда его нужно свернуть так, как мы сворачиваем носовые платки (пополам, затем снова пополам и т.д.).
  3. Кладём наше изделие на хлопчатобумажную ткань, которой мы накрыли кастрюлю. Очень важно, чтобы вода при кипении не попала на ткань. Сверху нужно положить свёрнутое в несколько раз одеяло и накрыть всё это крышкой. Время запаривания зависит от вида красителя. Для активных красителей достаточно 30 минут, для других видов красок - от 1 до 1,5 часов.
  4. Достаём готовое изделие. Теперь его можно с удовольствием использовать и стирать сколько угодно с любым порошком.

В статье был рассмотрен только один способ ручной росписи батик, но, главное - начать. Зная основы, изучить другие способы или придумать самому что-то новое будет уже гораздо проще.

Ручная роспись «батик» - процесс настолько интересный и увлекательный, что он легко может превратиться в любимое хобби.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.