Осмотрщик ремонтник вагонов 5 разряда. Осмотрщик вагонов: должностная инструкция

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии осмотрщика-ремонтника вагонов 4 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- строение вагонов и контейнеров;
- нормы износа и допусков деталей и узлов;
- сроки плановых видов ремонта;
- правила технического осмотра;
- перевозки и хранения грузов;
- правила и технологию безотцепочного ремонта вагонов;
- передовые методы выполнения слесарных, плотницких и кровельных работ;
- измерительные приборы, инструменты и приспособления, которые применяются во время осмотра и ремонта вагонов, контейнеров и правила пользования ими;
- характеристики грузов;
- порядок отправки по железной дороге пустых контейнеров;
- строение самоходных машин и универсальных установок, причины неисправностей и способы их предотвращения и устранения;
- правила ограждения поезда во время ремонта.

1.4. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет технический осмотр для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-электро-карданных приводов, холодильных моторвентиляционных установок и систем, приборов отопления вагонов, полов, крыш, крытых и изотермических вагонов (в случае технического осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, подготовки вагонов к перевозкам на пунктах технического обслуживания, расположенных на станциях погрузки и выгрузки вагонов, участковых и промежуточных станциях).

2.2. Обслуживает сложные универсальные установки или самоходные машины, которые предназначены для ремонта грузовых вагонов всех типов.

2.3. Поддерживает в исправном состоянии и ремонтирует электродвигатели электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования машин и установок.

2.4. Обеспечивает сохранность грузовых вагонов, предотвращает повреждением их во время маневровых работ и погрузочно-разгрузочных операций.

2.5. Оформляет техническую документацию на поврежденные вагоны.

2.6. Информирует причастных работников о технической готовности поезда и отдельных вагонов.

2.7. Принимает участие в техническом осмотре, ремонте контейнеров и определяет их герметичность, которая обеспечивает сохранность грузов.

2.8. Оформляет на контейнеры наряды, формы сведения.

2.9. Ведет учет неисправных вагонов и контейнеров.

2.10. Определяет и выполняет объем ремонтных работ на вагонах и контейнерах.

2.11. Организовывает и руководит работой бригад.

2.12. Составляет технические акты на поврежденные и исключены из инвентаря вагоны и контейнеры.

2.13. Ограждает поезда во время ремонта.

2.14. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.15. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Специализация

5.1. Старший осмотрщик-ремонтник вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков-ремонтников вагонов, которыми он руководит.

1. ДСП извещает осмотрщика-ремонтника о необходимости производства полного опробования автотормозов.

Локомотивная бригада по указанию ДСП переключает радиостанцию локомотива с канала поездной радиосвязи на канал станционной радиосвязи. При отсутствии канал станционной радиосвязи на локомотиве, неисправности станционной радиосвязи или ненадлежащего качества связи, осмотрщик-ремонтник вагонов вручает машинисту локомотива носимую радиостанцию с каналом станционной радиосвязи. Перед началом полного опробования тормозов производится проверка работоспособности станционной радиосвязи, между осмотрщиком-ремонтником вагонов, машинистом локомотива и ДСП. Осмотрщик-ремонтник, получив информацию, направляется для производства полного опробования автотормозов.

2.После объединения локомотива с составом осмотрщик–ремонтник совместно с машинистом проверяет правильность сцепления автосцепок (по сигнальным отросткам), правильность соединения рукавов, открытие концевых кранов между локомотивом и первым вагоном, после чего ОР, направляясь в хвостовую часть поезда, контролирует открытие концевых кранов, соединение рукавов, соответствие режимов торможения, наличие утечек.

3. Во всех грузовых поездах осмотрщик-ремонтник вагонов обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона при помощи манометра, устанавливаемого на головку соединительного рукава последнего вагона, и убедиться, что зарядное давление в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кгс/см) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0,05 МПа (0,5 кгс/см) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кгс/см) при длине поезда более 400 осей;

Замер давления в магистрали хвостового вагона поезда производится после полной зарядки тормозной сети всего поезда, до проверки целостности тормозной магистрали.

4. Машинист локомотива по радиосвязи, подает команду осмотрщику – ремонтнику, находящемуся в хвостовой части поезда – “ проверяем магистраль”, после чего ОР, соблюдая технику безопасности, открывает последний концевой кран хвостового вагона и по истечении 8 – 10 секунд закрывает его. Результаты проверки целостности тормозной магистрали машинист сообщает осмотрщику – ремонтнику. В случае неполучения эффекта осмотрщик – ремонтник принимает меры по выявлению и устранению причин нарушения целостности тормозной магистрали, которыми могут быть: наличие ледяных или других механических пробок, возможность попадания в соединительные головки рукавов цемента или др. причины.

Проверив целостность тормозной магистрали поезда, ОР закрывает концевой кран, закрепляет ручку концевого крана проволокой и подвешивает рукав.

5. После зарядки тормозной магистрали машинист производит ступень торможения с разрядкой 0,5-0,6 кгс/см (0,05-0,06 МПа), после срабатывания автотормозов осмотрщик-ремонтник по радиосвязи или по связи громкоговорящего оповещения подает команду машинисту «отпустить тормоза». Если обеспечена видимость сигнала, разрешается подавать команду, согласно пункта 51, Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте российской федерации (днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью – такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем). По этому сигналу машинист подает свистком локомотива два коротких свистка и отпускает тормоза. Осмотрщик-ремонтник обязан провести замер наибольшего времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава с момента получения информации о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение до начала отхода колодок от колес;

Проведя замеры времени отпуска, осмотрщик-ремонтник возвращается в головную часть по другой стороне состава, проверяя состояние тормозного оборудования вагонов.

6. После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления машинист и осмотрщик-ремонтник обязаны проверить плотность тормозной сети. При определении плотности тормозной сети поезда осмотрщик-ремонтник находится в локомотиве.

Для поездов с локомотивами в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной сети в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров локомотивов указано в таблице 6.1.

7. По окончании вышеуказанных операций при полной зарядке тормозной сети по сигналу осмотрщика-ремонтника производится проверка действий автоматических тормозов.

После произведенного торможения по истечении 2-х минут для грузовых поездов, у которых все воздухораспределители включены на равнинный режим осмотрщик-ремонтник обязан проверить состояние и действие тормозов у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес.

8. Выполнив контроль действия тормозов вагонов на торможение, осмотрщик-ремонтник производит навешивание сигнала ограждения, обозначающего хвост поезда, и подает сигнал машинисту локомотива «отпустить тормоза». После проведения машинистом операций отпуска автотормозов, осмотрщик-ремонтник должен проверить отпуск тормоза у каждого вагона поезда по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. При выявлении несработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

Если в процессе осмотра и ремонта заменялись воздухораспределители, регулировалась рычажная передача или устранялись другие неисправности, то проверка действия тормозов у данных вагонов повторяется.

9. После окончания полного опробования автоматических тормозов в поезде осмотрщик-ремонтник вручает машинисту локомотива справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии. В справке указываются данные о требуемом и фактическом расчетном нажатии колодок, количестве ручных тормозов в осях для удержания грузовых, грузопассажирских и почтово-багажных поездов на месте и наличие ручных тормозных осей в этих поездах, номер хвостового вагона, величина выхода штока тормозного цилиндра на хвостовом вагоне, количество (в процентах) в поезде композиционных колодок, время вручения справки, данные о плотности тормозной сети поезда, значение зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона грузового поезда, а в справке на грузовые поезда длиной более 100 осей – наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов и данные о плотности тормозной сети поезда при II и при IV положении ручки крана машиниста.

После окончания полного опробования тормозов локомотивная бригада получив доклад от осмотрщика-ремонтника о проведенной работе, переключает радиостанцию на канал радиосвязи, требующийся для проведения дальнейших операций и возвращает носимую радиостанцию осмотрщику-ремонтнику вагонов.


Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 N 283/24-82
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100, Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18, от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22, от 29.06.1998 N 26, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2008 N 641)

Осмотрщик-ремонтник вагонов

§ 50. Осмотрщик-ремонтник вагонов

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 25.12.1996 N 25)

Характеристика работ . Техническое обслуживание с пролазкой для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-карданных приводов, холодильных моторвентиляционных установок, электро- и радиооборудования, приборов отопления вагонов, полов, крыш крытых и изотермических вагонов. Обслуживание сложных универсальных установок и самоходных машин, предназначенных для ремонта грузовых вагонов всех типов. Содержание в исправном состоянии и ремонт электродвигателей электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования универсальных установок и машин. Обеспечение сохранности грузовых вагонов, предупреждение повреждения их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях. Оформление технической документации на поврежденные вагоны. Передача информации о технической готовности поезда и отдельных вагонов. Технический осмотр, ремонт вагонов и контейнеров, определение их герметичности, обеспечивающей сохранность грузов. Оформление на контейнеры нарядов, форм, ведомостей. Ведение учета неисправных вагонов и контейнеров. Определение объема ремонтных работ вагонов и контейнеров. Организация и руководство работой бригад. Составление технических актов на поврежденные и исключаемые из инвентаря вагоны и контейнеры. Ограждение поезда при ремонте.

Должен знать: инструкцию осмотрщика вагонов; устройство вагонов и контейнеров; нормы износа и допусков деталей и узлов; сроки плановых видов ремонта; правила технического осмотра, перевозки и хранения грузов; правила и технологию безотцепочного ремонта вагонов; передовые методы производства слесарных, столярных и кровельных работ; измерительные приборы, инструмент и приспособления, применяемые при осмотре и ремонте вагонов, контейнеров, и правила пользования ими; характеристики грузов; порядок отправления с дороги порожних контейнеров, направляемых в порядке регулировки; устройство самоходных машин и универсальных установок, способы предупреждения и устранения неисправностей; правила ограждения поезда при ремонте.

При техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных предприятий; при техническом осмотре и ремонте контейнеров на контейнерных площадках - 4 разряд;

при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях погрузки и разгрузки вагонов, сортировочных, участковых и промежуточных станциях - 5 разряд;

при техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов - 6 разряд;

при техническом осмотре вагонов, устранении неисправностей перед погрузкой и при ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов, минераловозов и др.), вагонов по перевозке автомобилей на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки, разгрузки вагонов, сортировочных и участковых станциях, пунктах формирования (оборота) пассажирских поездов, на внеклассных пассажирских станциях и пунктах перестановки грузовых и пассажирских вагонов - 7 разряд.

Примечание. Старший осмотрщик-ремонтник вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков-ремонтников вагонов, которыми он руководит.

Осмотрщик-ремонтник вагонов обязан:

  • перед началом работы ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также исправность спецодежды и обуви;
  • осуществить технический осмотр вагонов, подаваемых под погрузку, а также в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах; в процессе осмотра должен выявить неисправности в вагонах и устранить их; по окончании технического обслуживания уведомить оператора или руководителя смены ПТО о готовности вагонов к погрузке или следованию в поезде;
  • по окончании ремонта вагонов стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;
  • выполнять требования правил и инструкций по технике безопасности;
  • осуществлять контроль за сохранностью вагонов при производстве с ними работ на станции, подъездных путях и при возврате их с подъездных путей, не допускать со станции отправления поврежденных вагонов; на поврежденные вагоны составлять акт о повреждении вагонов формы ВУ-25 на основании уведомления формы ВУ-23М и сопроводительные листки Формы ВУ-26М, если отправляются поврежденные вагоны в ремонт.
Осмотрщик-ремонтник должен знать:
  1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
  2. Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
  3. Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
  4. Инструкцию осмотрщика вагонов ПВ-ЦЛ-408.
  5. Инструкцию по ремонту и обслуживанию автоснепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации № 494.
  6. Инструкцию по ремонту тормозного оборудования вагонов Nv 495.
  7. Инструкцию но эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог №2.
  8. Инструкцию по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных нар 3429.
  9. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3ЦBPK.
  10. Типовую инструкцию по охране труда осмотрщика вагонов и слесаря подвижного состава.
  11. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.
  12. Соответствующие разделы о положении технологических процессов станции, пункта технической передачи вагонов, а также технико-распорядительного акта станции.
  13. Приказы и указания, относящиеся к техническому обслуживанию вагонов и работе постов безопасности.
  14. Устройство, назначение, технологию ремонта отдельных вагонных деталей и узлов вагонов различных модификаций.
  15. Устройство и действие применяемых при обслуживании вагонов машин, механизмов и средств измерений.
  16. Технические условия на грузовые и пассажирские вагоны.
После окончания подготовки и сдачи экзаменов по теории и практике осмотрщику-ремонтнику вагонов выдается свидетельство формы КУ-147 на право выполнения технического осмотра и текущего ремонта вагонов.

Организация работы смены

Работа смен на ПТО организуется на основе составления плана обработки вагонов и поездов, своевременной подготовки инструмента, приспособлений, механизмов и запасных частей, правильной расстановки людей в бригадах и группах, выполнения осмотра и ремонта вагонов с использованием прогрессивных методов груда, осуществления тщательного контроля за качеством работы.

Работа смены организуется, как правило, по 12-часовому графику с отдыхом после дневной смены одни сутки, после ночной — двое суток.

Осмотрщики-ремонтники вагонов проверяют в парке на своих участках наличие запасных частей и материалов на стеллажах, состояние и размещение механизмов и приспособлений; о результатах проверки докладывают старшему осмотрщику-ремонтнику вагонов, который принимает меры к устранению недостатков.

Ознакомившись с положением дел на станции и выяснив очередность отправления поездов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов намечает последовательность обработки составов и групп вагонов. В течение рабочей смены старший осмотрщик-ремонтник вагонов постоянно поддерживает связь с работниками станции и оперативно корректирует намеченный ранее план.

Потребность в материалах и запасных частях определяется на основании норм расхода, фактической потребности. Перечень и объем не снижаемого запаса материалов и запасных частей для каждого ППВ и ПТО устанавливаются в технологическом процессе этих пунктов (Приказ 28 Ц).

К окончанию смены рабочие места в парках должны быть подготовлены к сдаче. Снятые при ремонте негодные летали вагонов убирают на определенные места. инструмент и приспособления общего пользования убирают. Личный инструмент сдают в раздаточную кладовую.

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов или мастер ПТО подводит итоги работы смены, указывая на допущенные недостатки при обработке поездов. На таких коротких (10—15 мин) совещаниях работники вносят предложения по ликвидации недостатков, ускорению обработки поездов и повышению качества работы.

Железнодорожный транспорт – один из самых востребованных способов передвижения как пассажирского потока, так и грузов. Важными аспектами соблюдения безопасности перевозок на железной дороге являются своевременный осмотр состава, выявление и устранение возникших неполадок. Для этой цели вагоны на каждой станции проверяются осмотрщиками. С 1 сентября 2013 г. принята инструкция осмотрщика вагонов, на основании которой закреплены обязанности сотрудников, основы оказания медицинской помощи в аварийных ситуациях, порядок проверки составов.

Требования к осмотрщику-ремонтнику вагонов

Должностной регламент осмотрщика вагонов составляется с учетом его разряда. Типовой документ содержит в себе следующие обязательства:

  • осуществление технического осмотра элементов состава, которые подаются для осуществления погрузки. Ведение контроля всех формирующихся и отправляемых поездов с целью выявления неисправностей и своевременного их исправления. Как только проведен полный осмотр, сотрудник обязан уведомить оператора смены о готовности состава;
  • при обнаружении неисправностей на вагоны наносятся меловые записи. Задача осмотрщика заключается в проверке исправления недочета и удалении надписи в случае устранения;

Осмотрщик вагонов

  • должностные обязанности осмотрщика должны выполняться четко в соответствии с инструкцией. Приступая к вахте, сотрудник обязан ознакомиться с новыми приказами, указаниями, касающимися его круга деятельности;
  • перед началом работы осмотрщик проверяет наличие необходимого инструмента, измерительных приборов, комплекта принадлежностей для подачи сигналов. Важно, чтобы в исправности была спецодежда и обувь работника;
  • в обязанности осмотрщика входит контроль за сохранностью вагонов, а также подъездных путей. Недопустимо отправление со станции состава с неисправленными элементами. При обнаружении повреждений должен быть составлен акт на утвержденном бланке.

Работа осмотрщика вагонов строится на знании следующих нормативных актов:

  • правил технической эксплуатации железных дорог;
  • инструкции осмотрщика-ремонтника вагонов;
  • руководство по ремонту тормозного оборудования;
  • руководство по осмотру, ремонту колесных пар.

К сведению! Осмотрщик вагонов регулярно сдает квалификационный экзамен. Проверка знаний проходит при приеме на работу, затем каждые два года.

На должность осмотрщика вагонов может быть назначен только работник, имеющий специальность слесаря подвижного состава. Практическая подготовка проводится непосредственно на рабочих местах.

Обязанности работников железнодорожных путей

Инструкция осмотрщика вагонов по ОТ

Основным документом, на основании которого строится работа сотрудников железнодорожного транспорта на путях, является инструкция осмотрщика. В ней закреплены порядок проведения контроля и осмотра, правила оказания первой медицинской помощи.

Общие требования по охране труда

На основании положений инструкции устанавливаются требования по охране труда для осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту состава. Во время рабочего процесса сотрудники должны проходить инструктажи не реже, чем один раз в квартал. Инструктаж может быть как планового, так и внепланового характера. В обязательном порядке проводятся медицинские осмотры.

В соответствии с инструкцией основными требованиями являются:

  • слесарь и осмотрщик-ремонтник вагонов должны иметь вторую группу электробезопасности. Перед тем как выполнять сварочные работы, требуется прохождение специального обучения;
  • для выполнения осмотра и ремонта на крышах вагона допускаются только сотрудники, которые получили медицинский доступ, позволяющий работу на высоте;

Проведение инструктажа по охране труда

  • во время выполнения служебных обязанностей на сотрудника возможно воздействие внешних факторов: движущийся состав, напряжение сети, падение предмета с высоты. Осмотрщик должен знать о подобных моментах, которые могут возникнуть в процессе работы, требования санитарной, противопожарной и электробезопасности;
  • проход по территории возможен только по утвержденным маршрутам. Нужно соблюдать правила пересечения железнодорожных путей и обход вагонных составов;
  • в обязанности осмотрщика вагонов входит умение оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;
  • при возникновении аварийной ситуации работник обязан уведомить руководство, обеспечить безопасность граждан до приезда бригады.

Соблюдение всех правил и требований инструкции относится в служебной обязанности осмотрщика.

Важно! Неисполнение требований влечет за собой нарушение трудовой дисциплины. Это может привести не только к снижению зарплаты, но и увольнению с места работы.

Требования по охране труда перед началом работы

Перед началом рабочего процесса в соответствии с инструкцией работники обязаны:

  • прослушать целевой инструктаж перед смену;
  • получить средства индивидуальной защиты;
  • привести в порядок спецодежду, надеть сигнальные жилеты для работы на железнодорожных путях;
  • произвести проверку наличия и исправности инструмента, пломб и измерительных приборов;
  • изучить целостность стремянок, приставных лестниц.

Обратите внимание! При обнаружении недостачи инструмента, поломок, неполадок со спецодеждой, работник должен уведомить о данном факте руководство. Приступать к работе до момента устранения запрещено.

Начало рабочей смены

Требования по охране труда во время работы

В соответствии с положениями инструкции во время проведения работы должны соблюдаться следующие требования:

  • осмотр технического состояния подвижного состава в соответствии с параметрами ГОСТа;
  • перед началом осмотра произвести закрепление и ограждение состава;
  • приступать к проверке можно только после получения разрешения от оператора;
  • запрещено проводить работы на закрепленном составе, если рядом двигается другой, а расстояние между путями менее 4,8 м;
  • до момента полной остановки состава сотрудник должен находиться на специально оборудованном островке;
  • по окончанию любого вида работ сотрудник докладывает руководителю;
  • проведение любых мероприятий на крышах вагонов возможно только после снятия напряжения и установки заземления. Категорически запрещено при подъеме пользоваться мокрыми лестницами;
  • осмотр колес и тормозных колодок производится только с междупутья;
  • работа в ночное время требует использование аккумуляторных фонарей.

Важно! Необходимо соблюдать требования по охране труда во время проведения обслуживания отцепных вагонов, при их подъеме и опускании, ремонте ходовой части, тормозов.

Требования по охране труда в аварийных ситуациях

Работа осмотрщиков вагонов сопряжена с большим количеством опасных факторов. Одной из обязанностей сотрудников является умение оперативно действовать в случае возникновения аварийных ситуаций. На рабочем месте могут возникнуть:

  • сход состава с рельсов;
  • падение вагона, которого приподняли с использованием домкрата;
  • пожар, взрыв.

Важно! При возникновении любого типа аварийной ситуации работы должны быть срочно прекращены. Работники обязаны сообщить о случившемся руководителю, затем действовать в зависимости от указаний.

Все сотрудники, которые находятся в непосредственной близости с местом аварии, должны явиться по сигналу тревоги. При ликвидации все действия производятся только в соответствии с утвержденным планом.

Если на территории возникает пожар или появляется угроза взрыва, требуется незамедлительно эвакуировать людей, обеспечить безопасность пассажирам. При наличии пострадавших требуется оказать им медицинскую помощь до приезда бригады скорой помощи.

Действие при аварийных ситуациях

Требования по охране труда по окончании работы

Завершение смены должно проводиться в соответствии с пунктами инструкции. По окончанию работы осмотрщик обязан:

  • проверить порядок на рабочем месте;
  • осмотреть, при необходимости очистить измерительные приборы, инструменты и оборудование. При обнаружении неисправностей, поломок, сдать в ремонт;
  • убрать рабочий инвентарь в специально оборудованные места;
  • снять средства индивидуальной защиты и спецодежду, убрать в раздевалку.

Важно! О всех внештатных ситуациях, поломках и неисправностях, которые произошли в процессе смены, необходимо доложить руководителю.

Действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах и заболеваниях

При выполнении своих обязанностей и функций осмотрщик может столкнуться с аварийной ситуацией, которая повлечет за собой травмы находящихся рядом людям. В соответствии с инструкцией работник обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Механические травмы

Если человеком получена механическая травма, в первую очередь необходимо предпринять меры по остановке кровотечения. Для этого необходимо наложить давящую повязку на область ранения, при этом поврежденная часть тела должна находиться в возвышенном положении.

В случае с открытием артериального кровотечения требуется наложение жгута. Под него необходимо положить бумажку с данными о том, в какое время проведено наложение. Держать его можно в холодное время не более получаса, в теплое время до одного часа.

При возникновении переломов накладывается шина. Она может быть стандартной или изготовлена самостоятельно из подручных средств. Если перелом открытый, то перед наложением требуется перевязка раны. Шина должна быть расположена таким образом, чтобы не оказывалось давление на кость.

Важно! Если у пострадавшего произошло растяжение связок, требуется наложение сдавливающей повязки и холода. При любом виде травмы организуется доставка пострадавшего в медицинское учреждение.

Термические ожоги

Степени получения ожогов:

  • первая характеризуется легким покраснением и проявлением отечности;
  • при второй степени образуются пузыри с жидкостью. На место ожога нужно наложить стерильную повязку. Категорически запрещено прокалывать пузыри, вскрывать их. Нельзя смазывать поврежденное место жиром или жирными мазями.

Если ожог тяжелой формы, на поврежденный участок накладывается стерильная повязка. Пострадавшего необходимо отправить в больницу.

Оказание первой медицинской помощи

Ожоги кислотами и щелочами

Если человек получил ожог от воздействия щелочи или кислоты, поврежденный участок тела необходимо промыть водой с добавлением зубного порошка или раствора магнезии. Если под рукой таких средств нет, проводится обильное поливание места ожога чистой водой.

После воздействия на кожу едких щелочей участок обмывают водой с лимонной или уксусной кислотой. Обязательно требуется доставка пострадавшего в больницу.

Отравления

Первая медицинская помощь при отравлении продуктами питания заключается в промывании желудка большим количеством теплой воды. Нужно дать пострадавшему выпить не менее шести стаканов. Ее предварительно слегка подкрашивают марганцовкой. После промывания дают выпить две таблетки активированного угля.

Если человек отравился кислотами, после промывания желудка ему дают обволакивающие средства. Это могут быть яйца, молоко.

При утечке газа человека обязательно нужно вынести на свежий воздух. Если это невозможно, необходимо отрыть окна и двери, чтобы обеспечить сквозняк. При остановке сердца необходимо приступить к проведению искусственного дыхания и массажу сердца.

Травмы глаз

Если человек получил ранение острым предметом в область глаза, его необходимо срочно направить в больницу. Самостоятельно вынимать предметы нельзя, это может привести к еще большему повреждению. На глаз накладывается стерильная повязка.

Обратите внимание! При получении ожога химическими веществами требуется открыть веки и промыть глаза в течение 10 мин. струей проточной воды.

Обморожения

Места на теле, которые подверглись обморожению, растирают суконной тряпкой. Такие мероприятия проводятся при легкой степени. Нельзя растирать снегом, так как может быть занесена инфекция.

После того как будет восстановлено кровообращение, кожа покраснеет, проявится чувствительность, можно наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в больницу.

Если на поврежденном участке появляются пузыри, необходимо перевязать место стерильной тканью, затем доставить пострадавшего к врачу. При общем обмораживании всего тела человека заносят в теплое помещение, снимают с него одежду, растирают до тех пор, пока не произойдет покраснение кожи, мышцы не станут мягкими. Затем пострадавшего тепло укрывают и поят теплым чаем.

Область применения

Инструкция по техническому обслуживанию вагонов, предназначенная для осмотрщиков, предназначена для установления порядка проведения обслуживания технического плана вагонов, как грузовых, так и пассажирских.

В документы закрепляются технические требования, предъявляемые к транспортным железнодорожным узлам, деталям состава. Эти знания и соблюдение правил необходимы для обеспечения безопасности движения железнодорожных составов, перевозки пассажиров и обеспечения сохранности транспортируемого груза.

Соблюдение инструкции для обеспечения безопасности пассажиров

Организация работы осмотрщика-ремонтника

Работа каждой смены должна проводиться в соответствии с планом. Он содержит в себе осмотр вагонов, подготовку инструментов, расстановку рабочих в бригадах, проведение планового ремонта, контроль за качеством выполнения работ.

Обратите внимание! Смена длится по 12 ч., затем предоставляются сутки отдыха. Если осмотрщики выходили в ночное время, для отдыха дается двое суток.

Работа начинается с проверки наличия и исправности инструментов. О результатах проверки докладывается старшему по смене. Он обязан принять меры в случае обнаружения неполадок.

Ежедневно должна определяться потребность в запасных частях и деталях. Она распределяется на основании норм расходов по фактическим потребностям. По окончанию смены все рабочие места должны быть проверены и подготовлены к передаче следующим работникам.

Соблюдение инструкции осмотрщика не только помогает правильно организовать рабочий процесс, но и обеспечивает безопасность, как самим работникам, так и пассажирам. Нарушение положений инструкции может привести к возникновению аварийной ситуации, повлекшей за собой жертвы.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.