Социальная психология групп. Классификация социальных групп Какова классификация групп изучаемых в социальной психологии

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

Осознание индивидом своей принадлежности к группе;

Наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

Границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;

2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;


5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность и т. д. – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные характеристики социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т. д., которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

3) способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

Классификация социальных групп весьма разнообразна. Прежде всего, различают малые, большие и средние группы. Большая группа – это социальные слои, этнические сообщества, возрастные группы и так далее. В рамках изучения средних рассматриваются коллективы, работающие на предприятиях, жители одного города, района. К малым группам можно отнести семью, компании друзей и т.п. Отличительным признаком таковых является наличие контактов и межличностных или эмоциональных отношений их участников друг с другом. Большая часть исследований в области социальной психологии посвящена малым группам. Выделяют первичные и вторичные малые группы. Первичные характеризуются наличием непосредственных контактов между участниками. Во вторичных же для связи используются специальные средства, например, разного рода сообщения. Члены вторичной группы в большей степени отделены друг от друга. Референтная социальная группа служит для индивида определенным стандартом, источником социальных норм и ценностей, однако, он не всегда является ее членом. Идеальная группа может быть как реальной, так и вымышленной. Главное, что человек не участвует в ней, а принятая система ценностей является для него особенно притягательной.

35. Характеристики малой группы (Г. М. Андреева, А. И. Донцов). Классификация малых групп.

1. Малая группа является субъектом какой-либо социальной деятельности. Это означает включенность группы в широкую систему общественных отношений. Именно совместная деятельность, её цели, задачи, ценности, способы осуществления создают фундамент для возникновения малой группы как психологической общности.

2. В малой группе в условиях совместной деятельности разворачивается непосредственное взаимодействие и общение лицом к лицу. Каждый знает каждого. Если группа существует длительное время, то члены группы имеют достаточно полное и отчетливое представление об индивидуальных особенностях друг друга. Например, в семье каждый хорошо знает внутренний мир другого. По этому признаку малая группа существенно отличается от большой группы.

3. В процессе совместной деятельности и непосредственных контактов между субъектами складываются взаимоотношения, т. е. устойчивые избирательные связи делового и (или) личностного характера. Это также отличает малую группу от большой.

4. Совместная деятельность, общение и взаимоотношения субъектов в малой группе регулируются групповыми нормами. Групповые нормы – это своеобразные правила поведения, некоторые эталоны должного, принятые в группе. Они возникают в процессе функционирования малой группы, а также привносятся в группу извне (например, организацией, в рамках которой она существует).

5. В малой группе ярко проявляется “мы-чувство”. Субъекты, входящие в группу, осознают свою принадлежность именно к данной группе и аналогично воспринимаются со стороны.

А. И. Донцов особо выделил ряд признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе:

Члены малой группы обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;

Члены малой группы участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии;

Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе;

Связаны стабильными эмоциональными отношениями.

Распространены классификации деления малых групп на:

1) «первичные» и «вторичные»;

2) «формальные» и «неформальные»;

3) «группы членства» и «референтные группы».

Первичные и вторичные - нет непосредственных контактов, для общения используются посредники, например, средства связи.

Формальные – создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций; цели задаются извне, на основе задач, стоящих перед организацией, в которую включена данная группа.

Неформальные – возникают и действуют вне рамок официальных организаций; обычно возникают и существуют на основе личных интересов их участников, цели могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций.

Референтная – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В этой группе индивид находит для себя образцы для подражания.

Нереферентная – малая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для индивида.

Антиреферентная – группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает или отвергает.

Понятие групповых норм. Характеристики групповых норм в малой группе (Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская). Варианты отношения субъектов к групповым нормам. Проблема нормативного влияния большинства и меньшинства.

Групповые нормы – это своеобразные правила поведения, взаимодействия, некоторые эталоны должного, принятые в данной группе.

Нормы групповые - принятые в социальной группе правила поведения и межличностных отношений, разделяемые всеми или большинством ее участников. Групповые нормы определяют ролевое поведение членов группы, регулируют их личные и деловые взаимоотношения, определяют отношение членов группы к работе и ко всему, что происходит в ней, а также за ее пределами. Нарушители групповых норм подвергаются в соответствующей группе различным санкциям.

Нормы групповые - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, тем самым выполняя своего рода консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных, например, экстремальных условиях. Так, групповые нормы, принятые в корпоративных группировках, жестко и однозначно регламентирующие практически все без исключения действия членов группы, блокируют при этом процессы как группового развития, так и личностного становления подавляющего большинства членов такой общности

Характеристики групповых норм .

Нормы в малой группе возникают в процессе функционирования группы как некоторый результат взаимодействия членов группы, а также привносятся в группу извне (например, организацией, в рамках которой она существует). Нормы, выработанные самой группой, называются первичными. Нормы, внедренные в группу извне, называются конвенциональными. Первичные нормы обычно существуют в виде “неписаных правил” этикета, взаимодействия в сложных ситуациях и т. п. Конвенциональные нормы чаще всего фиксируются в документах, инструкциях, приказах и т. п. Первичные нормы могут находиться в согласии с конвенциональными, но могут и отличаться от них, иногда – вступать в противоречие. Кроме того, в малых группах фиксируют правила взаимодействия не для всех ситуаций, а только для тех, которые являются наиболее значимыми для группы в целом, определяют эффективность её совместной деятельности. Таким образом, групповые нормы не регламентируют все индивидуальные проявления участников, не определяют каждый шаг члена группы.

Возможности нормативного самоопределения субъекта в группе :

Бесконфликтное неосознанное или осознанное принятие групповых норм,

Конформность (внешняя или внутренняя),

Негативизм и нонконформизм,

Коллективизм (коллективистическое самоопределение).

Выраженная позиция конформности, предполагающая подверженность субъекта групповому давлению, обеспечивает в группе нормативное влияние большинства. На конформное поведение влияют следующие факторы: единодушие большинства, особенности ситуации и группы, гендерные, возрастные, индивидуальные особенности и – в первую очередь – значимость ситуации для субъекта. Практически в любой малой группе есть люди, стоящие на позиции нонконформизма, т. е. осознанно оказывающие сопротивление групповому давлению, стремящиеся к самостоятельности и независимости в суждениях и поступках. Нонконформизм не следует отождествлять с негативизмом, суть которого заключается в неосознанном отрицании индивидом норм и ценностей группы по принципу: «Я не как все». Наличие нонконформистов в группе обеспечивает позитивное влияние меньшинства на групповые процессы.

В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников.

В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определять цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов группы, В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных группах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось).

Кроме того, в последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее.

К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников (Д. Майерс, 1977), М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

Проблема группы – это ключевой понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, копания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д.

По мнению Е. В. Андриенко, индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.

По Т. Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями нормами.

Социальную группу в ряде случаев обозначают понятием страт. Основы социальной стратификации заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации являются: 1) качество (предписывание индивиду определенной характеристики); 2) исполнение (оценка деятельности и индивида в сравнении с деятельностью других людей); 3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой.

Используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Для социально-психологического подхода характерно следующее: выполнение различных социальных функций, человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказывается на формировании ее сознания. Для социальной психологии важность группового подхода» состоит в определении степени групповых влияний на содержание сознания личности.

Проблема построения классификации социальных групп в социальной психологии имеет большую историю. Исследователи выделяли различные основания для классификации: уровень культурного развития, преобладающий тип контактов в группе, принципы доступности членства, время существования группы и т. п. Общая черта этих классификаций – формы жизнедеятельности группы . Учитывая важность анализа групп с учетом их включения в систему общественных отношений, Г. М. Андреева предлагает выделяемые социальной психологией группы разделить на реальные и условные .

Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить с результатами, полученными в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т.е. таких, которые существуют в реальной действительности. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Естественные группы подразделяются на большие и малые . Малые группы на всем протяжении развития социальной психологии являлись объектом для изучения. Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни изучаются давно (главным образом это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие – организованные, длительно существующие группы, классы, нации, стали объектом исследования сравнительно недавно.

Представленная классификация свидетельствует о том, что диапазон групп, интересующих социальную психологию, очень широк. Их разнообразие не позволяет дать единого определения понятию «группа». Очень редко встречается включение в понятие «группа» всех разновидностей. Такой синтез попытались осуществить в рамках интеракционизма. Т.Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну.

Социальная психология традиционно изучает некоторые элементарные параметры группы. Согласно такому подходу выделяют следующие основные признаки социальной группы .

1. Наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат и т. д.).

2. Существование основных параметров группы как единого целого (композиция и структура группы, групповые процессы, групповые нормы и санкции). Каждый из перечисленных параметров может иметь различное содержание в зависимости от общего подхода к изучению групп.

Композиция – совокупность характеристик членов группы (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т.е. индивидуальный состав группы. Говоря о составе, важно знать, какая конкретно группа является объектом исследования, и только после этого описывать совокупность ее составляющих.

Структура группы представляет функции, выполняемые членами, группы, а также актуальное состояние формальных и неформальных отношений членов группы. Выделяют несколько формальных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и т. д.

Групповые процессы – динамические показатели группы как социального процесса отношений (лидерство (руководство), стадии развития группы, групповое давление и т. д.).

3. Способность индивидов к согласованным действиям . Зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера-руководителя. В основе другого подхода – положение индивида в группе в качестве ее члена. Рассмотрим основные показатели в рамках этого взгляда.

1. Основным понятием выступает статус , или позиция , обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

2. Еще одно важное понятие – роль . Часто роль рассматривают как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус матери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при сохранении статуса набор соответствующих ему функций может сильно отличаться в различных однотипных группах.

3. В качестве характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий , предполагающая, что всякий член группы обязательно воспринимается, оценивается другими. Благодаря этому качеству группа контролирует деятельность своих членов. В случае рассогласования между ожидаемым и реальным поведением группа могут применять групповые санкции – механизм, посредством которого группа следит за выполнением и соблюдением групповых норм .

52. Проблема способностей в психологии .

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.

В толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет.

Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1.Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он - то и предложил третье из перечисленных определений способностей.

Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

«Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

С.Л. Рубинштейн отмечает, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности.

Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека.

Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности. Во-вторых, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.

Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.

Мы говорим о врожденности задатков, наряду с этим говорят о наследственности способностей. Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врожденным естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения; под наследственным то, что посредством определенных органических механизмов передается индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе – объяснительное: оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию: то, что оказывается врожденным, т.е. наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом одной лишь изолированно взятой наследственности; оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития.

С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, наступают, однако, в более или менее отдаленный от рождения период.

Таким образом, врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата – это прирожденные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.

Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях – продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности.

Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Когда анализировали воображение, то вскрыли, как направленность личности, сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения тенденцию к преобразованию отображаемого. Это была не органическая функция, как, например, чувствительность, и не способность, а определенная закономерность протекания психических процессов. Но в условиях творческой деятельности – писателя, художника, музыканта – осуществление этих процессов преобразования включает ряд дополнительных предпосылок и качеств, вбирая их в себя, человек в процессе деятельности формирует специфические способности.

Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей.

Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее.

Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

Деятельность человека – это, говоря конкретно, трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру. Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека – это проявления, стороны его способности к обучению и к труду.

Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде формируются. Совершенно ошибочной является та точка зрения, будто способности человека в деятельности человека и ее продуктах лишь выявляются вовне, оставаясь независимыми от нее. В действительности между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда, этими материализованными сгустками человеческих способностей, существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. – формировались вместе с развитием различных видов искусства.

По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых – музыкальных или изобразительных – способностей.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда.

Выявляя зависимость структуры человеческих способностей от исторически изменяющихся форм разделения труда, К.Маркс в блестящем и тонком анализе вскрывает изменение психики человека при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной промышленности, от ее начальных к более поздним, зрелым капиталистическим формам.

Итак, способности - совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека.

Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, - одаренность . Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, - гениальность (от латинского "genius" - дух).

Тема 10. Психология социальных групп

Большие социальные группы

Массовая коммуникация

Социальная психика

Малые социальные группы

Классификация малых групп

Групповая динамика

Развитие малой группы

Взаимодействие индивида и малой группы

Конформизм и уступчивость

Эффекты поляризации и огруппления мышления

Деиндивидуализация

Лидерство и руководство

Обзор теорий лидерства

Лидерство и руководство в малых группах

Лидерство, руководство, власть

Стили руководства

Характеристика качеств лидера

Как стать лидером

Классификация социальных групп

При наличии двух и более людей, взаимодействующих друг с другом или осознающих присутствие друг друга, уже можно говорить о группе. Как правило, члены группы имеют общую цель.

Группа – два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают о существовании друг друга, и имеют общую цель.

В «Психологическом справочнике учителя» (Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина) приводится следующее определение группы:

«Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности».

В социальной психологии существует множество классификаций групп, построенных по разным основаниям:

Способ образования,

Организация и тип руководства,

Тип структуры,

Задачи и функции,

Преобладающий тип контактов в группе,

Уровень развития,

Принципы доступности членства в группе,

Размер (число членов),

Прежде всего, для социальной психологии, значимо разделение групп на условные и реальные.

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах.

Реальные лабораторные группы – преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях.

Реальные естественные группы образуются в естественных условиях. К ним относятся большие (нации, профессиональные союзы, общественные классы, половозрастные группы и т.д.) и малые социальные группы (студенческая группа, спортивная команда, семья, рабочая бригада и т.д.).

В целом классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (Рис.10.1).

Очевидно, что каждый человек вступает во взаимодействие с разнообразными группами. Люди постоянно нуждаются друг в друге и полагаются друг на друга. Одни группы опираются на формальные, жестко определенные правила, таковы, например, политические партии, профсоюзы, секты, в основе деятельности которых лежат весьма специфические цели. Однако есть и другие, более неформальные группы, такие как семья, ваши друзья, приятели, с которыми вы взаимодействуете постоянно.

В одних группах есть лидер, другие могут обходиться без него. И действительно, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине, или ожидающие поезда пассажиры не нуждаются в лидере, в то время как оркестр, группа учащихся, как правило, испытывают потребность в руководителе.

Независимо от того, есть в группе лидер или нет, любая группа характеризуется динамикой, т.е. постоянно меняется и люди, взаимодействуя друг с другом, изменяют свои установки и поведение под влиянием группы.

Большие социальные группы

Под большой социальной группой понимается некая социальная реальность, которая выходит за пределы сознания индивида и воздействует на его психику. Это объективный фактор воздействия на психику индивида.

Если малая группа является микросистемой, то большая группа – макросистемой.

Примерами больших социальных групп являются:

Государство,

Национальности,

Кроме того, существуют половозрастные группы (молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины), обладающие специфическими психологическими чертами. Также можно выделить людей, проживающих в разных географических широтах, например, известно, что северные народы более суровы, сдержанны, медлительны, а южные – эмоциональны, раскованны, контактны.

Это группы, возникшие в ходе исторического развития общества, долговременные, устойчивые в своем существовании.

Стихийно возникшие группы – это достаточно кратковременно существующие общности :

Публика,

Аудитория

В больших социальных группах подлежат изучению образ жизни, нравы, обычаи, национальные особенности, язык, фольклор, традиции и т.д. – то, что называют психологией народов, массовидные явления.

Нравы, обычаи, традиции – специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах.

Психология народов – это наука о душе народа, которая не менее реальна, чем индивидуальная психика.

Характеристиками больших социальных групп служат групповые потребности, интересы, ценности, стереотипы, социальные установки, менталитет , под которым понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных ответов на картину мира. Представители определенной культуры, усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения (Г.Н. Андреева). А также некоторые специфические характеристики отдельных групп, например, набор социальных ролей (социальные классы и слои, гендерные группы), национальный характер (этническая группа).

Психология большой организованной группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее . В психологической структуре данной группы почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части:

- психический склад как более устойчивое образование (социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);

- эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения).

Толпа как разновидность стихийных групп по определению Г. Лебона (1841–1931) – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью». Человек массы или человек толпы обладает следующими качествами:

Утрата способности к наблюдению,

Обезличивание, что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций,

Преобладание чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям,

Вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики,

Утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

Масса – более стабильное образование, чем толпа, с нечеткими границами, более организованное. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, митинга.

Публика – стихийная общность людей, объединенных лишь психической связью, поскольку она разобщена и потому медленнее включается в любое действие (например, читающая публика, театральная публика, а также собрание людей для совместного времяпровождения – на стадионе, в зрительном зале).

В более замкнутых пространствах, например, лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.

Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она – более управляема, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ.

Дляхарактера воздействия в стихийных группах специфично:

Заражение (бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям),

Внушение (целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу),

Подражание (воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения)

10.2.1. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп

Развитие общественных отношений сопровождается углублением отношений общения и разветвления связей человека с человеком, народа с народом, т.е. развитием процессов социальной коммуникации в ее массовых формах.

Массовая коммуникация выступает как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на численно большие, рассредоточенные аудитории».

Массовая коммуникация есть разновидность общения, а именно социально ориентированный вид общения ;

Структура информации в поле массовой коммуникации охватывает «спектр типов психологического воздействия от осведомления (информирования) и обучения до убеждения и внушения»;

Массовая коммуникация обеспечивает опосредованный характер общения , предлагаемый современной техникой передачи и приема информации;

Массовая коммуникация составляет органичную связь социальной системы, в которой она выполняет роль инструмента политики и ретранслятора идей .

Системы массовой коммуникации (по Ю.П. Буданцеву):

· Первобытная община – массовые действия карнавального типа, народные шествия, обряды, народный театр;

· Эпоха разложения первобытной общины – театрализованные представления, религиозные службы, различные собрания формальных и неформальных групп;

· Эпоха становления классового общества – библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация;

· Современная эпоха – трансформация «естественных» контактов в «технические».

Функции массовой коммуникации:

· Распространение знаний о действительности, информирование;

· Социальный контроль и управление;

· Интеграция общества и его саморегуляция;

· Формирование общественного мнения;

· Социальное воспитание;

· Распространение культуры;

· Социальная активация личности;

· Социальная релаксация.

Уровни взаимодействия в системе «массовые коммуникации – личность».

Характер и направление влияния массовой коммуникации зависят от выбора одной из принципиальных программ воздействия – манипулятивной или формирующей .

Исходя из разработанной в отечественной психологии модели деятельности, состоящей из двух подсистем: экстравертированной деятельности личности (1 блок) и интравертированной деятельности личности (2 блок), на рис. 10.2 и 10.3 представлены уровни данного взаимодействия.


По отношению к социальной психике массовая коммуникация выполняет несколько значимых ролей:

· Во-первых, регулятора динамических процессов социальной психики;

· Во-вторых, интегратора массовых настроений;

· В-третьих, канала циркуляции психоформирующей информации.

Все это делает органы массовой коммуникации могучим средством воздействия на конкретного человека, а значит, и на социальные группы.

Социальная психика

Социальная психика – функциональная динамическая система общества, которая формируется в процессе общения личностей, больших и малых социальных групп и решает задачи организации и управления совместной деятельности формальных и неформальных объединений. Ее целостность обусловлена:

Свойством индивидуальных психик, которые образуют данную систему,

Механизмами и характером взаимодействия людей, посредством которых они связываются: механизмы подражания, суггестивная (внушение) и авторитарная (власть) связь, конформизм.

Социальная психика – это некий абстрактный конструкт.

Структурными образованиями социальной психики являются:

· Закономерности и механизмы непосредственного общения;

· Групповые психические явления, состояния и процессы (коллективные чувства, групповые мнения, чувство толпы, обычаи, традиции, нормы), возникающие в результате общения;

· Устойчивые психические особенности различных социальных групп (половозрастные, демографические, национальные характеристики), выражающиеся в социальных ценностях, установках;

· Психические состояния индивида в группе, регуляция поведения индивида в группе (ролевые предписания, мотивы и т.д.).

Функции социальной психики:

· Интеграция (объединение);

· Трансляция социального опыта (общество обеспечивает индивиду социальный опыт и через это сама система воспроизводится);

· Социальная адаптация (социальная психика обеспечивает вхождение человека в общество);

· Социальная корреляция (социальная психика коррелирует психику человека, т.е. приводит поведение человека в соответствие с уже существующими нормами, ценностями);

· Социальная активация (социальная психика способна усиливать и активизировать человеческую деятельность с помощью групповых норм, целей, ценностей, создавать массовые эмоции, как побудителя массовой деятельности);

· Социальный контроль (социальная психика выступает как система формальных и неформальных регуляторов через институты, которые информируют, корректируют, транслируют и карают);

· Психологической разгрузки (через спортивные праздники, зрелища и т.п.)

Малые социальные группы

В структуре проблем социальной психологии проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация малых групп

Наиболее распространенными являются три классификации :

1. Деление малых групп на «первичные» и «вторичные»;

2. Деление их на «формальные» и «неформальные»;

3. Деление на «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который просто дал описательное определение первичной группы, назвав такие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули выделил существенный признак первичной группы – непосредственность контактов, но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. По традиции сохраняется деление групп на первичные и вторичные (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники в виде, например, средств связи), но по существу исследуются именно первичные группы, т.к. только они удовлетворяют критерию малой группы.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: группа туристов, люди, случайно объединившиеся для игры в пляжный волейбол, компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам и т.д.

Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви.

В связи с тем, что в реальной действительности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, в социальной психологии введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Необходимо отметить, что в определении формальной группы, в слове «формальный» не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

Деление малых групп на группы членства и референтные группы было введено американским психологом Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которых он принимает, Хаймен назвал референтными группами.

В работах М. Шерифа понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную: референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

В настоящее время, как отмечает социальный психолог Г.М. Андреева, существует двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения» , т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя людей, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, друг, кумир, литературный герой и т.п.

Если группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, то он начинает сопоставлять свое поведение с другой группой – референтной (значимой) для него.

Групповая динамика

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левиным (1939). По его определению «групповая динамика» – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух основных законов гештальтпсихологии:

1. Целое доминирует над его частями.

Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;

Извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;

Каждый член признает, что он зависит от всех других членов.

2. Отдельные элементы объединяются в целое.

Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;

Человек склонен становится членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;

Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных и несколько дополнительных элементов.

Основные элементы:

Цели группы,

Нормы группы,

Структура группы,

Сплоченность группы,

Фазы развития группы.

Дополнительные элементы:

Создание подгруппы (как развитие структуры группы),

Отношения личности с группой (также рассматривается как развитие структуры группы).

Рассмотрим основные элементы групповой динамики.

✓Цели группы определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных ее участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.

✓ Нормы группы возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения». В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их пребывание в группе было возможно. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к каждому ее члену. Нормы группы связаны с ценностями , так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, какие ценности разделяет и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как соотносятся для него социальные, групповые и личностные нормы.

Механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм – санкции . Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные .

Вскрыта зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением норм: как правило, люди с высоким статусом более конформны, в большей степени стремятся соответствовать нормам; им иногда в большей степени «позволено» нарушать нормы.

✓ Структура группы, прежде всего, включает в себя два элемента жизнедеятельности:

Композиция (состав) группы – возрастные, профессиональные или социальные характеристики группы;

Разновидности ее структур – структура межличностных отношений между членами группы, структура власти, структура коммуникаций и др.

Структура межличностных отношений предполагает, прежде всего, выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена. Здесь употребляются понятия:

- «статус», или «позиция» – место индивида в системе групповой жизни;

- «роль» – динамический аспект статуса, который раскрывается через перечень тех реальных функций, выполняющих личностью в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности;

Система «групповых ожиданий» – этим термином обозначается тот факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается и оценивается другими: от каждой позиции, от каждой роли ожидается не просто выполнение некоторых функций, но и качество их выполнения.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют групповые нормы и групповые санкции (см. выше).

Структура власти означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства/лидерства и подчинения. В исследованиях выявлены различные формы власти: награждающая (существующая, например, для поддержания согласия); принуждающая (необходимая, например, для поддержания дисциплины); экспертная (опирающаяся на особые знания, которые могут быть востребованы в каких-то специальных ситуациях); информационная (опирающаяся на убеждение).

Структура коммуникаций показывает насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы.

Выделяют несколько моделей коммуникативных сетей (Рис. 10.4):

А – «кольцо». В кольцевой сети каждый из участников коммуникации взаимодействует только с двумя другими участниками. Информация движется по кругу, процесс ее распространения никем не координируется. Все участники при этом обладают равными полномочиями.

Б – «игрек». Графическое изображение этой разновидности сети напоминает латинскую букву Y. Каждый участвующий в процессе коммуникации взаимодействует с одним, двумя или тремя другими участниками, в зависимости от своего положения в структуре сети. Те из них, кто оказывается в крайних точках сети – в основании буквы Y и на двух верхних оконечностях, - могут вступать в процесс коммуникации лишь с одним партнером. Человек, занимающий срединное положение, может взаимодействовать с тремя партнерами – этот человек самая значимая фигура в сети, остальные участники могут взаимодействовать только с двумя другими.

В – «звезда». Человек, занимающий центральное место в структуре этой сети, взаимодействует со всеми участниками процесса коммуникации, тогда как они не связаны между собой. Вся информация передается в центр и оттуда же исходит. Эта разновидность коммуникативной сети используется во многих компаниях, когда глава фирмы координирует деятельность руководителей подразделений.

Г – «колесо». Эта разновидность сети похожа на «кольцо», так как все ее участники обладают равными правами, а отличается тем, что каждый участник взаимодействует не с двумя, а с тремя другими участниками сети.

Ливитт установил, что наибольшая точность в передаче информации достигается в сети «игрек». В кольцевой сети чаще случаются сбои в передаче информации, видимо оттого, что в данном случае никто не координирует процесс коммуникации. Однако члены кольцевой сети, как и участники сети типа «колесо», чаще бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом. Если проранжировать степень удовлетворенности участников разных типов сетевой коммуникации, то можно сказать, что наибольшее удовлетворение получает человек, находящийся в центре «звезды». За ним следует человек, занимающий центральное положение в сети «игрек». Наименее удовлетворены участники, располагающиеся на лучах «звезды». На основании этих наблюдений Ливитт пришел к заключению, что ключевым фактором удовлетворенности является степень участия человека в общем деле . Людям нравится, когда от них что-то зависит.

✓ Сплоченность группы или групповая сплоченность – это процесс/показатель формирования/сформированности особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. «Индекс групповой сплоченности» есть строго эмоциональная характеристика малой группы.

С. Кратохвил выделяет следующие факторы сплоченности:

Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;

Цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами;

Выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненной пользы от него;

Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

Мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее;

Дружеская, располагающая атмосфера;

Престижность группы, а значит, и членства в ней;

Влияние групповой деятельности:

Притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций),

Групповые приемы усиления сплоченности группы

Соперничество с другой группой или группами;

Враждебное, неприязненное отношение общества к группе.

В результате объединения в группу людей, различающихся позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, возникает напряженность в отношениях.

Ясно, что необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, а напряженность в отношениях порождает неудовлетворенность собой и другими членами группы).

Механизмы групповой динамики. Исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма:

разрешение внутригрупповых противоречий;

«идиосинкразический кредит»;

психологический обмен.

Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур. М.-А. Роббер и Ф. Тельман, классифицируя источники конфликтов, выделяют:

- личный конфликт (когда напряжение, возникшее у одного из членов группы, вызывает напряженность группы и завершается ее перестройкой);

- межличностный конфликт (между двумя или несколькими членами группы);

- конфликт принадлежности (как результат двойной принадлежности к разным группировкам, а также как результат снижения престижности группы);

- межгрупповой конфликт (возникающий в силу несовпадения интересов двух и более групп);

- социальный конфликт (как результат напряженности в обществе).

В результате разрешения конфликта в группе могут произойти организационные изменения (цели, плана действий, структуры группы), смена лидера, удаление инакомыслящих, образование подгрупп и т.д.

Термин «идиосинкразический кредит», введенный Е. Холландером, обозначает поведение отклоняющихся от групповых норм. Это значит, что «идиосинкразический кредит»представляет собой механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей. Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.

Психологический обмен многие авторы определяют через ценностный обмен. Так Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных своих социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Развитие малой группы

Фазы развития группы. Согласно стратегической концепции А.В. Перовского, фазы развития группы определяются следующими критериями:

Во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

Во-вторых, общественной значимостью совместной деятельности.

На основе этих критериев А.В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы:

диффузная группа – общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями;

группа-ассоциация – принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий;

группа-кооперация – межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности;

группа-коллектив – межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности;

корпорация – группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Параметрический подход к динамике группового развития, предложенный Л.И. Уманским, определяет следующую схему:

В центре континуума располагается группа-конгломерат , т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а на полюсах – «коллектив» и «антиколлектив».

Развитие группы к полюсу «коллектива» сопряжено с прохождением группой двух качественных стадий – кооперации и автономизации. При этом между группой-кооперацией и группой-конгломератом возможны и такие стадии развития, как «номинальная группа» и «группа-ассоциация».

Известна также двухфакторная модель Б. Такмена. Он описывает динамику развития группы, исходя из условий, в которых она формируется, выделяя две сферы групповой активности: деловую (решение групповой задачи) и межличностную (развитие групповой структуры). Предполагается, что в каждой из этих сфер группа проходит по четыре стадии своего развития (Рис.10.5).


В течение жизни каждый человек непосредственно взаимодействует и общается с другими людьми, реализуя свою общественную сущность. Такое общение происходит в группах.

Группа - объединение людей, созданное на основе определенной общей для них признаки, что проявляется в их совместной деятельности, в частности в общении.

В социально-психологическом анализе групп одной из важнейших проблем является их классификация. Богатство признаков, при этом можно выбрать в качестве критерия, порождает различные ее варианты. Так, в зависимости от того, непосредственными или опосредованными являются взаимосвязи между индивидами, группы делят на условные и реальные.

Условная группа - объединение людей, условно создано исследователем на основе наличия у них общего признака. Члены такой группы могут быть незнакомыми между собой и никогда не встречаться. Признаки условных групп бывают разными: пол, возраст, профессия, этническая принадлежность и др.. Примерами условных групп являются подростки (все дети в возрасте 10 - 15 лет), символическая сборная команда мира по футболу, которую формируют журналисты и т.д..

Реальная группа - контактное объединение людей, которое образовалось на основе общей для них пространственно-временной признаки. Это ограниченная по размерам сообщество людей, которые в определенное время в определенном месте взаимодействуют и общаются между собой. Время существования реальной группы может быть как коротким, так и длительным. Реальные группы бывают маленькими и большими.

Малая группа - относительно устойчивое объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт индивидов, связанных между собой общими целями, задачами. Численность такой группы - от 2 до 30-40 человек. Человек может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу.

В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичные. Первичная группа - объединение людей, связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 - 7 человек). Вторичная группа - где объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной - община, которая объединяет несколько семей.

В отечественной психологии этот термин имеет несколько иное значение. Выдающийся украинский педагог Антон Макаренко (1888-1939) предлагал делить группы на первичные и вторичные коллективы.

Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное).

Вторичный коллектив - группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др..).

По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа - группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения декана вуза, военное подразделение - по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их численность, а иногда и срок существования.

Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой направленности психологической мотивации - симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы, например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)., Асоциальные группы (воры, наркоманы).

По признаку отношения личности к внутренним норм выделяют референтную (эталонную) группу.

Референтная (эталонная) группа - реальная или мнимая группа, взгляды, нормы которой являются образцом для личности. С ее представителями человек сравнивает себя, на ее нормы и ценности ориентируется в своем поведении и самооценке. Эта группа выполняет нормативную и сравнительную функции.

По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные), корпорации и коллективы.

Диффузная группа - неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она отсутствует. Состав группы - случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии - антипатии. Примером такой группы есть люди, которые едут в одном купе поезда.

Ассоциация - группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее функционирования и на которые ориентируются ее субъекты.

В зависимости от направленности деятельности ассоциации разделяют на просоциальни и асоциальные.

Просоциальни ассоциации - группы, ценности которых не противоречат ценностям общества. Асоциальные ассоциации - группы с антиобщественной ценностями. Примером просоциального ассоциации является общество коллекционеров, асоциального - группа подростков - хулиганов.

Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу, противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов управления.

Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая - общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и ценностей.

Итак, классификация групп по уровню их развития основывается на межличностных отношений, возникающих в условиях совместной деятельности.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.