Порядок использования личного и служебного автотранспорта. Положение об использовании служебного и личного автотранспорта сотрудниками в служебных целях

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за рул ьп. 2 ст. 209 ГК РФ ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 № 1090 . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договор аст. 57 , ч. 3 ст. 68 ТК РФ .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплат ач. 1, 2 ст. 60.2 , ст. 151 ТК РФ .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

  • не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);
  • может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель - образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Ростру дПисьма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 22-2-897 ; Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1 .

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

  • <или> профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объекта хОпределение Мосгорсуда от 12.10.2010 № 33-29136 ;
  • <или> работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положен аАпелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 № 33-771/2013 .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

  • <или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкци яАпелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 № 33-7293/13 ;
  • <или> работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение)Апелляционное определение ВС Республики Хакасия от 21.05.2013 № 33-1251/2013 ;
  • <или> работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодател яОпределение Приморского краевого суда от 15.12.2010 № 33-10823 ;
  • <или> положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдел аАпелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 № 33-2925/2012 .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой сче тп. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб.ч. 2 ст. 12.31.1 , ч. 1 , п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ Также организацию может наказать и трудовая инспекция - привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАПабз. 12 ст. 212 ТК РФ ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 № 7-1369/2012 .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водител яст. 2 , п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплат а” .

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации - от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя - от 1000 до 5000 руб.ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издерже кстатьи 236, 237 ТК РФ .

При использовании сотрудником служебного транспорта в личных целях (то есть и в служебных целях и в личных происходит пользование транспортом) нужно заключать договор безвозмездного пользования или лучше издать просто приказ об использовании сотрудником служебного транспорта в личных целях и разработать правила пропорционального разделения расходов (амортизация, ТО, ремонт, транспортный налог).? Расходы на ГСМ высчитывать по путевым листам - часть расходов на служебное пользование, часть на личное? Сотрудник должен возместить организации все перечисленные выше расходы или только на ГСМ, а остальные расходы (амортизация и т.д) организация относит за счет прибыли, но работник их не возмещает?Автомобиль приобретен в лизинг и согласия лизингодателя на передачу в безвозмездное пользование нет, достаточно будет приказа (с описанием правил распределения расходов) об использовании сотрудником автомобиля в личных целях?Если договора о безвозмездном пользовании не будет, то НДС всё равно придется заплатить как при безвозмездном пользовании или нет?

1)Официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Даже если договор не оформлять, использование служебного автомобиля в личных целях приравнивается к безвозмездному пользованию имуществом организации.

Поэтому в любом случае нужно разработать методику распределения расходов по Вашей организации. Закрепить и утвердить методику нужно приказом руководителя.

2)В путевых листах безопаснее отражать только служебные поездки. И на основании правильно оформленных путевых листов списывать количество бензина, израсходованного на производственные цели. Разницу в сумме оплаченного бензина, то есть использованного на личные цели, сотрудник должен возместить организации. Иначе с этой суммы организация должна начислить НДФЛ и страховые взносы.

3) Все затраты на данный автомобиль в части использования в личных целях нельзя учесть при расчёте налога на прибыль. Должен ли сотрудник возмещать все расходы или только на ГСМ, организация должна решить сама. Разъяснения контролирующих органов есть только относительно бензина. Но безопаснее, чтобы все расходы были возмещены работником. В этом случае у налоговиков не будет оснований для признания их его доходом, полученным в натуральной форме.

4) Если в договоре лизинга не прописаны конкретные условия использования передаваемого автомобиля (например, использовать только в производственных целях) и не содержится прямых запретов, то достаточно приказа для внутреннего учёта расходов.

5)Да, по общему правилу, при безвозмездной передаче имущества (услуг) нужно начислить НДС. Например, такой вывод сделал Минфин России в письме от 29.06.16 № 03-07-11/37772 по поводу оплаты парковок для сотрудников.

Причем эта обязанность не связана с наличием договора о безвозмездном пользовании.

Обоснование

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как начислить НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг)

Ситуация: нужно ли начислить НДС при передаче имущества в безвозмездное пользование
Да, нужно.

Объектом обложения НДС, в частности, является передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Для целей расчета НДС передачу имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как услугу. Поэтому налог с рыночной стоимости такой услуги нужно начислить в общеустановленном порядке. Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/2069 , от 17 января 2013 г. № 03-07-08/04 , от 29 июля 2011 г. № 03-07-11/204 .

Некоторые суды разделяют позицию финансового ведомства. Они признают передачу имущества в безвозмездное пользование услугой и разъясняют, что рыночную цену такой услуги (налоговую базу по НДС) нужно определять как стоимость аренды аналогичного имущества (см., например, определения ВАС РФ от 28 февраля 2014 г. № ВАС-1319/14 , от 29 января 2009 г. № ВАС-401/09 , постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2012 г. № А78-4990/2011 , Центрального округа от 22 октября 2013 г. № А09-7059/2012 , от 26 августа 2011 г. № А64-3070/2010 , Западно-Сибирского округа от 3 мая 2011 г. № А46-8306/2010 , Северо-Западного округа от 10 октября 2008 г. № А44-157/2008).

Главбух советует : есть факторы, позволяющие организациям не начислять НДС при передаче имущества в безвозмездное пользование. Они заключаются в следующем.

Право безвозмездного пользования вещью ВАС РФ квалифицирует как имущественное право (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98). В целях главы 21 Налогового кодекса РФ имущественные права не признаются имуществом, а следовательно, и товаром (п. , ст. 38 НК РФ). Поэтому их безвозмездная передача реализацией не является (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 , п. 1 ст. 38 НК РФ).

Некоторые суды подтверждают, что при передаче имущества в безвозмездное пользование объект обложения НДС не возникает (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2010 г. № А46-4140/2010 , Московского округа от 29 июня 2006 г. № КА-А41/5591-06 , от 17 февраля 2006 г. № КА-А40/13265-05 , Поволжского округа от 6 марта 2007 г. № А65-13556/2006).

В таких условиях организации придется самостоятельно принимать решение о начислении НДС при передаче имущества в безвозмездное пользование. Если организация решит не начислять НДС, то, скорее всего, такую позицию ей придется отстаивать в суде. При этом если организация докажет, что начислять НДС не нужно, то придется восстановить налог по переданному имуществу (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).


Внимание: использование сотрудником служебного транспорта без путевых листов или других подтверждающих документов может быть расценено как использование автомобиля в личных целях. А раз так, то инспекторы могут потребовать начислить НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме. Например, исходя из стоимости аренды машины за период пользования. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243 .

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как начислять амортизацию в налоговом учете

Ситуация: с какого момента в налоговом учете нужно прекратить, а затем возобновить начисление амортизации по основному средству, переданному в безвозмездное пользование

Основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование, временно исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ).

По общему правилу начисление амортизации по таким объектам приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были переданы в безвозмездное пользование. А возобновляется – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были возвращены собственнику.

4.Из статьи журнала «Упрощёнка», №10, октябрь 2016
Поездка домой на служебном автомобиле

Стоимость бензина может облагаться НДФЛ и страховыми взносами

На вопрос отвечает
Н.Г. Кукурузяк ,
эксперт журнала «Упрощенка»

Руководитель фирмы ездит на работу и обратно на служебной машине. Путевые листы мы составляем. Но там фигурирует домашний адрес директора. Могут ли проверяющие признать наши расходы на топливо доходом директора в натуральной форме и доначислить НДФЛ и страховые взносы?
Бухгалтер ООО «Рига» Л.Д. Белова

Ответ на ваш вопрос зависит от того, есть у директора возможность добраться до работы и обратно общественным транспортом или нет.

Когда такая возможность есть, расходы фирмы на проезд руководителя необоснованны. Они будут считаться личной выгодой директора. И с нее придется заплатить НДФЛ и страховые взносы. В противном случае налоги вам доначислят в ходе проверки (письма Минфина России от 07.09.2015 № 03-04-06/51326 , ФСС РФ от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250 и Минтруда России от 13.05.2014 № 17-4/ООГ-367).

Если же самостоятельно добраться до работы и обратно из-за ее удаленности или труднодоступности ваш руководитель не может, тогда личной выгоды в поездках нет. Следовательно, платить НДФЛ и взносы со стоимости проезда не нужно (письма Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198 и от 06.03.2013 № 03-04-06/6715).

Но! Вам придется доказать труднодоступность рабочего места руководителя. Для этого в трудовом договоре с директором сделайте пометку, что он использует служебный транспорт в силу удаленности рабочего места от его жилья.

5.Из статьи журнала «Учёт.Налоги.Право», №27, август 2016
Чиновники потребовали НДС с бесплатной парковки для работников

Компания обязана начислить НДС, если бесплатно предоставляет своим работникам парковочные места, которые сама арендовала. Такой вывод впервые сделал Минфин России в письме от 29.06.16 № 03-07-11/37772 , отвечая на частный запрос.

В запросе компания уточнила, что арендует машино-места с офисным центром и выделяет их конкретным работникам по заявлению. Но плату с работников не берет. То есть оказывает безвозмездную услугу. В комментируемом письме Минфин решил, что реализация таких услуг облагается НДС. Начислить налог надо с рыночной стоимости парковки. За нее можно взять цену, по которой организация сама арендует машино-места.

В то же время есть три способа освободить парковку от НДС.

Первый способ - не закреплять за работниками конкретные машино-места. А выделить только зону для парковки. Тогда услуга будет не персонифицирована. Ведь не ясно, кто поставит машины в выделенной зоне. А реализация - это оказание услуг одним лицом другому (п. 1 ст. 39 НК РФ). Значит, нет оснований начислять НДС (письмо Минфина России от 08.02.16 № 03-03-06/1/6140). Но такой способ неудобен, если компания предоставляет место под парковку лишь конкретным работникам.

Второй способ - записать в коллективном договоре, что компания выделяет работникам парковку. Тогда предоставление места не будет безвозмездным и не облагается НДС. В подобных спорах судьи поддерживают компании (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.09.10 № А26-12427/2009).

Взносы и НДФЛ можно не платить по другому основанию - компания предоставляет места, чтобы обеспечить бытовые нужды работников и сохранность их имущества. Такие блага - это не плата за труд.

Третий способ - брать за парковку символическую плату. Например, 100 рублей в месяц. И компания заплатит НДС со 100 рублей, даже если сама отдала за аренду больше.

6.Из статьи журнала «Учёт в сельском хозяйстве», №12, декабрь 2013
Служебная машина используется в личных целях

В хозяйстве некоторые автомобили из числа автотранспорта используются не только в производственных, но и в личных целях. Можно затраты на служебные машины полностью учитывать в налоговых расходах?

Отвечает
Ю.В. Ушаков,
аудитор

Нет, так поступить нельзя. Расходами признаются любые затраты при условии, что необходимы для деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому затраты на личные поездки работника на служебном автомобиле нельзя признать в налоговом учете. Причем расходы должны быть возмещены работником, чтобы у налоговиков не было оснований для признания их его доходом, полученным в натуральной форме.

Обоснованность затрат на содержание и эксплуатацию автомобиля должна подтверждаться первичными документами. Например, для учета расхода топлива используется путевой лист, форму которого хозяйство может разработать, утвердить и приложить к учетной политике. В листе фиксируются показания спидометра и расход топлива. Кроме того, чиновники обратили внимание, что нужно указывать подробную информацию о маршруте (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). То есть записи должны быть максимально конкретными. Только так можно установить, связаны были поездки со служебным заданием или нет.

м. п.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛУЖЕБНОГО АВТОТРАНСПОРТА РАБОТНИКАМИ ЛЁНЯ»

ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ № ____

Лёня», принят в соответствии со статьей 8 Трудового кодекса РФ

город Москва 2015 год

Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение об эксплуатации служебного автотранспорта работниками Лёня» (далее по тексту – Положение) разработано в целях эффективного использования автотранспортных средств (далее по тексту также - автомобиль или служебный автомобиль).

Положение определяет права и обязанности Общества с ограниченной ответственность «Дядя Лёня» (далее – Общество) и работников Общества, а также порядок предоставления, использования и эксплуатации работниками Общества автотранспортных средств, принадлежащих Обществу.

2. Предоставляемый работнику Общества автомобиль является собственностью Общества.

3. Автомобиль предоставляется работникам Общества, оформленным на работу в Обществе по трудовому договору , и занимающим должности, исполнение обязанностей по которым связанно с частыми служебными поездками.

Получить в органах ГИБДД справку установленного образца о дорожно-транспортном происшествии.

Статья 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

1. Работник, ответственный за эксплуатацию автомобиля, обязан компенсировать Обществу за счет собственных средств ущерб, возникший в результате:

Умышленного причинения вреда автомобилю, иному транспортному средству или третьим лицам;

Угона (кражи) автомобиля вместе с документами на него (в этом случае страховое возмещение не выплачивается);

Управления автомобилем в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения;

Управления автомобилем лицом, не имеющим путевого листа и/или доверенности на право управления автомобилем;

Использования автомобиля, не прошедшего технический осмотр;

Перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметов и материалов;

Использования автомобиля для неслужебных целей;

Непредставления поврежденного автомобиля эксперту страховой организации для оценки стоимости ущерба до сдачи автомобиля в ремонт;

Нарушения работником при наступлении страхового случая порядка действий, установленных нормативными документами общего назначения, настоящим Положением и иными внутренними документами, действующими в Обществе.

2. Работник, управлявший автомобилем Общества и виновный в причинении ущерба Обществу, обязан из личных средств выплатить разницу между реальной величиной ущерба и суммой страхового возмещения.

Положение РАЗРАБОТАЛ :

Ведущий юрист

Лёня» ____________ ____________

«___» июля 2015 года

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

Лёня _____________ ____________

«___» июля 2015 года

Главный бухгалтер

Лёня» _______________ ____________

«___» июля 2015 года

ЛИСТОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ

с Положением об эксплуатации служебного автотранспорта

работниками Лёня»

подпись

дата

…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»

Переходим

СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЛИЧНЫЙ?

Есть заслуживающая внимание аналитическая статья на «Гарант-сервисе» (официальный партнер компании ГАРАНТ в Липецке и Липецкой области), но сразу скажу, что данная , хоть и подкреплена судебной практикой, но она однобоко рассматривает этот вопрос.

Вопрос о служебном автомобиле в личных целях и как оформить этот момент рассматривается, только с точки зрения налоговых органов. И вопрос по оформлению путевого листа, например, рассматривается без учета еще одного очень важного момента — это требования обеспечения безопасности дорожного движения.

Бухгалтер не знает, что на путевом листе завязаны три мероприятия по обеспечению БДД, поэтому выводы, которые делаются в этой статье задают неправильный вектор поведения. Обращаются внимание на такие моменты:

  • путевой лист можно оформлять на любой срок - от одного дня до одного месяца;
  • компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.
Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.

А также ежедневно должны проставляться отметки специалиста ответственного за техническое состояние автомоблией при выпуске на линию. К тому же в путевом листе должен прослеживаться режим труда и отдыха водителя каждую смену (потому что есть ограничения).

И это относится не только к штатному водителю, но и к директору, если он сам управляет . Поэтому давайте рассмотрим вопрос служебного автомобиля немного в другой плоскости.

  • К сведению! Если вы эксплуатируете служебные автомобили, то законодатель требует обеспечить безопасность дорожного движения (БДД). Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В КАКИХ ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.

Конечно разница есть. Рассмотрим в качестве примера коммерческую организацию. Деятельность ее направлена на извлечение прибыли. И любой автомобиль приобретенный или взятый в аренду, будет рассматриваться налоговым органом либо как объект с помощью которого извлекают прибыль (перевозка на сторону), либо он необходим для работы организации в целом (перевозка для служебных нужд).

Есть 3 (три) варианта для анализа:

  • эксплуатация для личных целей;
  • эксплуатация для служебных целей и (если есть необходимость) для личных целей;
  • Эксплуатация для служебных целей.

Третий вариант я не рассматриваю, потому что в этом случае все понятно (обозначил для полноты).

Что касается первого варианта, то он категорически исключается по одной простой причине. Налоговая принимает обоснованное списание топлива только на расходы деятельности компании. На личное использование списание топлива не происходит (будут проблемы с налоговой).

Поэтому заполнение путевого листа на личные цели бессмысленно. Оно бессмысленно потому, что даже если вы выпишите отдельный путевой лист и водитель заправит за свой счет служебный автомобиль, то бухгалтерия его не сможет приобщить, так как он ничего общего с расходами на организацию не имеет. В итоге у вас возникнет пробел между показаниями спидометра (он же крутится). Этот пробел лишний повод для надзорных органов задавать неудобные вопросы.

Теперь о втором варианте (самом распространенном). Чтобы совместить использование служебного автомобиля в рабочих и личных целях есть выход. Но сразу скажу выходом это назвать сложно, потому что сам процесс хоть и соответствует всем требованиям законодательства и надзорных органов, но является абсолютно не пригодным ввиду его трудоемкости.

Итак, начнем с того что спидометр на автомобиле крутится постоянно (если вы конечно не Кулибин, и не сделали отдельный тумблер на него). Километраж на спидометре и километраж в путевом листе служебного автомобиля должен быть одинаковым — это аксиома.

Также, к слову говоря, аксиомой является и то, что остаток в баке по путевому листу должен быть не больше чем объем бака автомобиля . Иначе встает вопрос, а где водитель возит излишки?

И теперь перед нами стоит задача: как сделать так, чтобы пробел в километраже по спидометру, который вы накрутили при личном использовании, не выпал из документооборота бухгалтерии, а также документооборота транспортного отдела.

Выход (если это можно так назвать) есть. Нужно документально оформлять передачу автомобиля водителю, который будет его использовать в личных целях с фиксацией спидометра. Таким документом является акт приема-передачи автомобиля (кстати образец этого документа есть в ).

Да, да. В этом случае составляется акт приема-передачи автомобиля каждый раз когда служебный автомобиль передается сотруднику для использования в личных целях . Составляет этот акт и контролирует его наполнение не один водитель, как вы знаете, а ответственный за техническое состояние и эксплуатацию (совместно с водителем, конечно).

Но, если вы думаете, что это все. То нет. Если речь идет о водителе, то мало каждый раз составлять акт приема-передачи автомобиля. Необходимо основание для его передачи, потому что акт является конечным документом при передаче автомобиля.

Таким документом является договор аренды (или субаренды если он уже в аренде). Вы спросите для чего он нужен? Здесь есть 2 (два) момента:

  • момент выгоды для коммерческой организации;
  • момент обеспечения БДД.
На счет коммерческой выгоды, вы должны понимать, что коммерческая организация не может работать себе в убыток, и даже не может работать безвозмездно, то есть в «0». Опять будут вопросы у налоговой. Поэтому возмездный договор аренды должен быть, хотя бы на минимальную символическую сумму.

На счет обеспечения БДД. Вы должны понимать, что если водитель взял автомобиль в личное пользование и попал в ДТП с пострадавшими, то вы всегда можете сказать, что водитель был не на служебном задании (вот приказ о предоставлении выходного дня, вот договор аренды, вот акт приема-передачи).

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.

ИТОГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ.

Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:

  • Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
  • Договор аренды (субаренды);
  • Акт приема-передачи.

А теперь представьте, если у вас водитель или специалист по несколько раз в неделю (если не за день) использует служебный автомобиль в личных целях . И каждый раз возникает необходимость правильно оформлять все документы. Именно поэтому я сразу обозначил, что этот вариант совсем не подходит для практического применения. Хотя для редких (разовых) случаев именно так и надо оформлять все документы.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?

Как бы плохо это не казалось, но в этой ситуации нужно просто определиться и сделать выбор. Есть 3 (три) варианта:

  • Либо вы ставите табу на личное использование;
  • Либо вы даете в личное пользование на определенное время, и водитель едет за счет организации и вы это никак не отражаете, принимая на себя все риски (если с ним или с кем-то что-то произойдет);
  • Либо, как говорится, специалист (или водитель) «выписывает» авто. Официально делается Приказ (если необходимо), разовый договор с официальной передачей авто с фиксацией состояния, спидометра и остатка в баке.
  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД , которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
ВЫВОД:
  • Ситуация конечно интересная. Использование служебного автомобиля в личных целях практикуется везде. И, как правило, все действуют по второму варианту. А какой выберете вы? Жду комментариев.
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.