Разница между администратором и менеджером. Чем отличается администратор от менеджера Чем отличается управление от администрирования

Возникает вопрос - можно ли считать, что английское понятие "менеджмент" и русское "управление" и, соответственно, "менеджер" и "руководитель" - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными.

Во-первых, говоря о "менеджменте", американцы почти всегда подразумевают фигуру "менеджера" - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации.

В более общем смысле они применяют термин "администрация", "администрирование" (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления.

Во-вторых, когда говорят "менеджер", то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Менеджер -- центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое, но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди -- она может лишиться и того и другого.

Менеджер -- это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Основная задача каждого менеджера, независимо от того, является ли он президентом компании, руководителем высшего звена или начальником производства, состоит в мотивации людей. Самая большая проблема, с которой я сталкивался, заключается в том, что существуют люди, которые не видят разницы между менеджментом и администрированием. Большинство из них считает, что это одно и то же, но в действительности это совершенно разные понятия.

Под администрированием мы понимаем действия человека, на которого возложен контроль над тем, чтобы все детально выполнялось, чтобы все заказы и поставки своевременно осуществлялись, чтобы все планы и графики были составлены, чтобы зарплата работникам выдавалась в срок. Задачей администрирования является забота о каждой мелочи для достижения успеха в организации управления предприятием.

Менеджмент со своей стороны, направлен на мотивацию людей с целью, чтобы они работали самым лучшим образом. Многие руководители высшего звена очень хорошо справляются с одними вопросами и не так хорошо владеют другими. Поэтому, если начальник достаточно умен и объективен в оценке самого себя, он будет уверен, что в области, в которой сам не силен, его место на втором плане, и позаботится, чтобы его подчиненный или заместитель был квалифицированным специалистом нужного профиля. Большинство же менеджеров считает, что если они являются хорошими администраторами, то выполняют свою работу. Но это - не их работа. Тот факт, что они получили скрепки для бумаг, бумаги приведены в порядок вовремя, зарплата начислена и подготовлена к оплате в нужное время, не делает их хорошими менеджерами. Это делает их хорошими администраторами.

Если менеджеры не могут понять исключительную важность мотивации людей, то они обязательно потерпят неудачу. Мотивация людей является главнейшей задачей. Убедить людей работать на вас, поверить в вашу миссию, стремиться к поставленной вами цели, следовать вашим идеям и делать все это с энтузиазмом и энергией - это очень сложно. Вы не можете силой заставить людей работать на вас, вы не можете, даже будучи главным администратором, приказать: "Послушайте, я - главный администратор. Вы должны, вам следует...". Таким способом вы ничего не добьетесь. Люди обладают очень важными достоинствами, которые могут пойти вам на пользу. Они работают, расходуя свое время и энергию, которые фактически из-за издержек от неправильного руководства могут уйти на что-нибудь еще.

Кроме того, ваша задача как менеджера состоит в том, чтобы убедить подчиненных работать на вас. Если вы разбираетесь в своей работе, вы позаботитесь о всех возможных способах поощрения людей, чтобы они работали с полной отдачей. Очевидно, самый важный момент - это нанять квалифицированных специалистов и не мешать им работать. Просто не мешать им. Это сложно для образа мышления администратора, очень сложно, поскольку администратор всегда хочет все контролировать.

Менеджер-администратор

м е/неджер-администр а/тор, м е/неджера-адмнистр а/тора


Слитно. Раздельно. Через дефис. . Б. З. Букчина .

Смотреть что такое "менеджер-администратор" в других словарях:

    менеджер - предприниматель, директор, начальник, управленец, руководитель, распорядитель, администратор Словарь русских синонимов. менеджер сущ., кол во синонимов: 17 администратор (13) … Словарь синонимов

    администратор - См … Словарь синонимов

    Администратор - (administrator) 1. Всякое лицо, назначенное судом либо частным договором для управления имуществом другого лица. 2. Всякое лицо, которому судом поручено привести в порядок дела человека, умершего, не оставив завещания. В его обязанности входит… … Словарь бизнес-терминов

    АДМИНИСТРАТОР - (англ. executive) см. МЕНЕДЖЕР. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    АДМИНИСТРАТОР - менеджер, руководитель, управляющий … Энциклопедия трудового права

    администратор - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? администратора, кому? администратору, (вижу) кого? администратора, кем? администратором, о ком? об администраторе; мн. кто? администраторы, (нет) кого? администраторов, кому? администраторам,… … Толковый словарь Дмитриева

    Менеджер - м. 1. Наемный руководитель производства, администратор, профессионал в области управления. 2. Предприниматель, организующий творческую, спортивную и т.п. деятельность какого либо коллектива или отдельного лица. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    АДМИНИСТРАТОР Большой бухгалтерский словарь

    АДМИНИСТРАТОР - управляющий, руководитель, менеджер … Большой экономический словарь

    МЕНЕДЖЕР - (от англ manager управляющий) 1) профессиональный управляющий предприятия, наемный руководитель производства, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно хозяйственной сфере, администратор; специалист в области управления; 2)… … Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Команда двух. Шесть ролей помощника руководителя , . Если вы - администратор, секретарь, менеджер телефонной поддержки, управляющий приемной или доверенное лицо руководителя, если ваше предназначение - помогать своему боссу, то эта книга… Купить за 390 руб
  • "Команда двух" :шесть ролей помощника руководителя. Книга для тех, у кого есть руководитель, и для тех, у кого есть личный помощник , Орлова М.. Если вы – администратор, секретарь, менеджер телефонной поддержки, управляющий приемной или доверенное лицо руководителя, если ваше предназначение – помогать своему боссу, то эта книга…

УПРАВЛЯЮЩИЙ САЛОНА КРАСОТЫ

Управляющий салона красоты относится к категории высшего управленческого персонала. Именно ему учредитель (владелец) вверяет управление своей компанией (салоном красоты).

Характеристика профессии

Профессия управляющий (руководитель, директор) относится к типу «Человек – Человек», так как она связана с общением и взаимодействием с людьми.

По своему характеру профессия управляющий является профессией руководящего класса, так как связана с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений.

Описание профессии

Какими навыками должен обладать ваш управляющий салона красоты?

Управляющий салона красоты работает в интересах владельца салона и обеспечивает ему получение прибыли.

Управляющий салона красоты должен быть разносторонне развитым человеком, хорошо ориентироваться во многих областях знаний: менеджмент, маркетинг, финансы и учет, управление кадрами, психология, этика и эстетика и т.д.

Управляющий салона красоты должен уметь ориентироваться в тенденциях и перспективах развития индустрии красоты, знать ведущие бренды отрасли, а также модные тренды каждого сезона. Он должен иметь представление об особенностях финансово-хозяйственной деятельности, специфике внутренней структуры деятельности такой организации как салон красоты.

Управляющий салона красоты осуществляет общее руководство работы салона. Особенность работы управляющего салона красоты заключается в том, что в малом бизнесе основные направления работы такие же, как в крупном, только штата для выполнения этих обязанностей нет.

В деятельности управляющего салона красоты можно выделить пять основных направлений: руководство производственно-хозяйственной деятельностью, финансы и учет, руководство работой персонала, обеспечение высокого уровня сервиса и взаимодействие с внешними контрагентами, контролирующими и проверяющими организациями, органами власти.

Он несет полную ответственность за эффективное использование и сохранность имущества салона, содержание в исправном состоянии помещений и имущества в соответствии с правилами и нормами эксплуатации, санитарно-гигиеническими и противопожарными требованиями, обеспечивая тем самым благоприятные и комфортные условия работы для персонала салона, соответствующие нормам и правилам охраны труда.

Руководя финансово-экономической деятельностью, управляющий несет ответственность за результаты этой деятельности и достижение запланированных финансовых показателей, рост объемов предоставляемых клиентом услуг и увеличение прибыли и конкурентоспособности предприятия.

Управляющий салона красоты ведет весь документооборот: издает приказы по организации деятельности и кадровым вопросам, оформляет и визирует всю финансовую и кадровую документацию, в установленные сроки представляет отчеты о финансовой деятельности салона владельцу компании.

Управляющий должен уметь распределить и делегировать полномочия по операционному управлению салоном администраторам, чтобы освободить время для решения других, в первую очередь, стратегических задач.

В отличие от администратора управляющий должен уметь представить салон красоты не только посетителям, но и потенциальным и\или действующим партнерам, уметь грамотно и корректно отстраиваться от конкурентов, взаимодействовать со специалистами по продвижению и рекламе, участвовать в разработке вопросов по стратегии развития бизнеса.

Управляющий салоном красоты не должен работать с клиентами салона, заменяя администратора, но он должен много времени проводить в зале: встречать клиентов, интересоваться их мнением о салоне, знакомиться с новыми клиентами, тепло приветствовать постоянных клиентов.

Хороший управляющий салоном красоты встречает клиентов, как радушный хозяин дома встречает гостей. Он стремиться к тому, чтобы у всех гостей было хорошее настроение, им было уютно и комфортно.

Управляющий должен обеспечить в салоне высокий уровень клиентоориентированного сервиса. Создавать и организовывать проведение различных программ и акции, направленных на повышение лояльности клиентов, заботиться о расширении клиентской базы и увеличении числа постоянных посетителей салона.

Особое внимание управляющий уделяет разрешению конфликтных ситуаций с клиентами. Если клиент предъявляет претензии к качеству сервиса или качеству проведенных процедур, управляющий должен сделать все возможное, чтобы разрешить эту проблему так, чтобы не пострадала репутация салона, а у клиента осталось благоприятное впечатление о компании.

Большую часть времени управляющий салона красоты отводит на работу с персоналом салона. Управляющий салона красоты непосредственно занимается подбором, тестированием, повышением квалификации, аттестацией сотрудников, анализирует их деятельность по качественным и количественным показателям.

Основная часть сотрудников относится к натурам «творческим», поэтому очень часто демонстрируя высокое качество работы, у некоторых сотрудников бывают проблемы с соблюдением трудовой дисциплины. Иногда мастера, стремясь к большей самостоятельности, просто «уводят клиентов из салона». Поддержание высокого уровня лояльности персонала к компании – одна из важнейших задач управляющего салоном красоты. Этому способствуют как различные корпоративные мероприятия, так и правильно построенная система мотивации персона, направленная на повышение эффективности и построение системы внутреннего взаимодействия сотрудников.

Таким образом, хороший управляющий салоном красоты должен быть одновременно и стратегом и тактиком. Так как с одной стороны он вместе с владельцем разрабатывает стратегию развития бизнеса, а с другой стороны должен уметь выполнять тактические задачи и решать текущие проблемы.

Что должен знать ваш управляющий салона красоты?

Управляющий салона красоты должен знать:

  • Правила бытового обслуживания населения РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Закон о защите прав потребителей
  • тенденции развития рынка индустрии красоты, актуальные направления его развития;
  • основы менеджмента
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • правила учета товарно-материальных ценностей и ведения финансовой отчетности;
  • основы маркетинга и организации рекламы;
  • основы этики и эстетики;
  • правила делового этикета;
  • основы психологии;
  • правила работы с ПК (MS Office: Word, Excel, 1C 8салон и др.).

Что должен уметь ваш управляющий салона красоты?

Опираясь на свои знания, управляющий салона красоты руководит работой салона красоты.

Основные виды деятельности:

  • Руководит производственно-хозяйственной деятельностью салона красоты;
  • Руководит финансово-экономической деятельностью салона красоты;
  • Обеспечивает уровень клиентского сервиса, соответствующий классу салона красоты, организует комплекс мероприятий по постоянному улучшению качества обслуживания клиентов;
  • Обеспечивает соблюдение технических и санитарно-гигиенических норм, пожарной безопасности;
  • Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием клиентов, предпринимает меры по профилактике, предупреждению и возникновению возникновений конфликтных ситуаций, связанных с обслуживанием клиентов;
  • Обеспечивает выполнение салоном красоты всех обязательств перед поставщиками, заказчиками, кредиторами и пр., включая учреждения банка, а также выполнение хозяйственных и трудовых договоров;
  • Принимает меры по обеспечению салона красоты квалифицированными кадрами, обеспечивает рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов, обеспечивает их безопасными и благоприятными условиями труда, способствует их саморазвитию и повышению их квалификации;
  • Основываясь на утвержденных руководителем организации (владельцем салона) правилах, стандартах и регламентах работы сотрудников салона красоты осуществляет управление персоналом, организует и контролирует выполнение их работ, обеспечивает при необходимости их эффективное взаимодействие;
  • Контролирует соблюдение сотрудниками салона красоты трудовой и производственной дисциплины, правил пожарной безопасности, норм охраны труда, техники безопасности и санитарно-гигиенических правил;
  • Обеспечивает своевременное ведение и предоставление отчетности руководителю организации (владельцу салона) о финансово-хозяйственной деятельности салона красоты;
  • Осуществляет взаимодействие с проверяющими организациями, представляет интересы салона в государственных учреждениях, органах государственной власти и управления, в суде, арбитраже и пр.

Условия труда

Управляющий салона красоты самостоятелен в своей деятельности и несет полную ответственность за принятые им решения. Принимая решения в соответствии с ситуацией, приоритетными для управляющего являются интересы владельца салона красоты.

Не смотря на наличие графика работы (обычно 5\2), рабочий день управляющего чаще не нормирован.

Управляющий осуществляет свою деятельность в помещении за рабочим местом, мобилен. В салоне у управляющего чаще всего есть свой кабинет, однако ежедневно определенное время он проводит в зале или гостевой зоне салона. Профессиональное общение проводит непосредственно или с помощью технических средств связи.

Медицинские ограничения:

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата
  • Заболевания нервной системы
  • Заболевания сердечнососудистой системы
  • Заболевания органов слуха, речи и зрения
  • Психические расстройства
  • Различные формы аллергий (особенно на косметические средства)

Индивидуальные особенности специалиста

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности управляющего салона красоты:

Способности

  • Хорошие организаторские способности (воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход и др.)
  • Способность руководить
  • Способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными
  • Коммуникативные возможности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и др.)
  • Способность управлять собой (способность к саморегуляции в процессе самоуправления и рефлексии)
  • Умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, гибко реагировать на изменения окружающего мира и т.д.
  • Хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать, анализировать ее)
  • Способность к абстрагированию
  • Высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности

  • Эрудированность
  • Энергичность
  • Внешняя привлекательность (опрятность, элегантность, хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная и живая речь)
  • Уверенность в себе, в принимаемых решениях
  • Целеустремленность (приоритет мотивов организаторской деятельности)
  • Тактичность (способность проявлять чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений)
  • Действенность (умение увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения)
  • Требовательность
  • Критичность (умение обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм)
  • Гибкость (способность гибко реагировать на разные изменения в управленческих ситуациях)
  • Креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации)
  • Наличие развитой интуиции
  • Стремление к постоянному личностному росту
  • Наличие чувства юмора (оказание положительного влияния на психологический климат в коллективе)

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • Низкий уровень интеллектуального развития
  • Отсутствие организаторских и коммуникативных способностей
  • Неуверенность в себе
  • Нерешительность
  • Неорганизованность
  • Недисциплинированность
  • Безынициативность
  • Беспринципность, отсутствие чувства долга
  • Неуравновешенность
  • Бестактность
  • Ригидность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды)
  • Склонность перекладывать ответственность на других.

На первый взгляд, кажется, что для нас, практиков управления, не имеет большого значения, какими понятиями и терминами определяется то, чем мы ежедневно занимаемся, включаясь в круговорот дел и событий, происходящих в наших образовательных организациях. Работы и ответственности от этого меньше не становится:

Но прежде, чем мы начнем разбираться в терминологии, давайте определимся, для чего нам это надо, и каким путем мы пойдем в наших рассуждениях.

smile

Напутствие от капитана Врунгеля: Как вы лодку назовете, так она и поплывет!

Для чего же нам необходимо четко обозначать (означивать) в терминах и понятиях нашу деятельность? Означивание — это обретение текстом смысла, который пока скрыт от нас. А со смыслом связано понимание, которое согласно В. Далю, рассматривается как 1) способность, умение проникнуть в смысл чего-либо, усвоить, сознать его; 2) состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.

А вот после того, как нам раскрывается СМЫСЛ, мы сможем с вами подняться еще на две важных ступеньки вверх, чтобы от смысла понятия перейти к ОСМЫСЛЕНИЮ действительности и придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ нашим действиям:

Итак, нам предстоит пройти трудный путь через значение к смыслам, а затем от осмысления действительности и осмысленности действий — к формированию, а возможно, и принципиальному изменению своего отношения к тому, что мы называем «управленческая деятельность», и обретению личностного профессионального взгляда на реальность практических будней.

Облегчит ли нам тяжесть работы это понимание и осмысление? Не знаю, и не могу быть в этом уверенной. Но то, что, проникая в смысл, мы сможем увидеть разную направленность, а значит и разные (и важные) черты, и особенности нашей деятельности, — за это я ручаюсь.

Итак, перед нами четыре понятия:

УПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Одни специалисты считают, что принципиальной разницы между ними нет, и все это синонимы понятия «управление», связанные, как правило, с различными трактовками перевода:

УПРАВЛЕНИЕ англ. managemen t англ. government англ. administration

При этом правда, редко когда уточняется, что в английском языке разным значениям по действию «управлять» соответствуют свои глаголы:

pen

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством — control (direction); управлять страной — rule; управлять делами — manage; управлять машиной — operate, run; управлять автомобилем — drive; управлять оркестром — conduct; управлять , руководить — govern и т. д. [1 ]

Русский язык как уникальный смысловой язык, наоборот, позволяет нам улавливать различные смыслы одного и того же слова. Недаром, В. И. Даль назвал свой словарь толковым:

УПРАВЛЯТЬ — управить чем, править, давая ход, направленье; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, «Не управишь собою, не управишь и другим». «Кто сам собою не управит, тот и других не наставит». УПРАВЛЯТЬ ЧЕМ успешно, распоряжаться, делаться, ладить; одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем; приводить в порядок. УПРАВЛЕНЬЕ / управа/ — Место, управляющее, заведывающее чем-либо, правленье. | Управа= расправа. УПРАВЛИВАТЬ кого — давать право, власть, уполномочивать.

РУКОВОДСТВОВАТЬ И РУКОВОДИТЬ кого в чем, кем, чем, руководительствовать, управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чем, в деле, работе, труде и пр. Руководствоваться кем, следовать чьему указанью; чем, принять что за правило, за наставленье; | быть руководиму. Руковод, -дец, -дитель, -тельница ж. руководящий чем, кем-либо, указатель, наставник.

Сейчас становится модным стараться избегать иностранных слов, и пользоваться только русскими обозначениями. Однако в науке, которая является общечеловеческим достоянием, уже невозможно изъять общепринятые термины. Поэтому лучше, не обкрадывая себя, наоборот, обогатить свои знания тем, что накопило человечество.

Другие специалисты считают, что понятие управление является более общим и представляет собой «элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [2 ], а «менеджмент», «руководство» и «администрирование» — раскрывают различные аспекты именно социального управления.

Будем придерживаться этой точки зрения и выделим главные сущностные черты управления в социальных системах, различные взаимодействия между которыми позволят нам в дальнейшем отличать менеджмент от администрирования и видеть разные грани руководства через призму менеджмента и администрирования.

Итак, под социальным управлением понимается «сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [3 ]. Более точно под взаимодействием субъекта и объекта мы будем понимать сложные отношения, связанные с воздействием субъекта на объект управления и получение обратной связи от объекта, влияющие на принятие субъектом управленческих решений по дальнейшему воздействию на объект. Здесь очень важно понимать, что объект управления представляет собой многогранное явление. Это могут быть не только различные виды деятельности, процессы и проекты, но и общности, группы людей и конкретные исполнители той или иной задачи, которая перед ними ставится.

Поэтому не надо обижаться педагогам, родителям и детям, если для директора или его заместителя любимый педагогами, родителями и детьми их 5«б» класс является только одним из объектов внутришкольного управления.

Поэтому не будем обижаться, если для вашего начальника образовательная организация № … со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и вкладываете столько жизненных сил, является лишь объектом управления, одним из элементом управляемой им системы.

Переиначим известную фразу из кинофильма: «Ничего личного, только бизнес» в нашем контексте: «Ничего личного, только объект управления».

Именно там, где действуют «безличные законы» управления, и где во главу угла поставлена ФУНКЦИЯ, простирается область АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.

Так уж сложилось, что мы часто руководствуемся своим отношением к тому, чем занимаемся. И столкнувшись хоть раз с холодностью и бездушием какого-то управленца-администратора, для которого «бумага важнее человека», навсегда закрепляем в своем сознании негативное восприятие термина «администрирование». Да и определения в словарях только подкрепляют наше отношение:

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:

  • формально-бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении [4 ];
  • «(от лат. administro -управляю, заведую) бюрократический метод управления посредством командования» [5 ];
  • обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений [6 ].

Но не будем столь категоричны в своем негативном отношении к администрированию, и обратимся к истории управленческих наук, раскрывающей перед нами уникальный мир исследований, которые начались в конце 19 века и уже к началу 20 века обогатили человечество трудами классической школы управления.

Вудро Вильсон, прежде, чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.

Анри Файоль прошел путь от горного инженера до родоначальника классической школы управления. Возглавив в 1888 г. горнорудную компанию, находившуюся на грани банкротства, за три дцать лет сделал её одним из самых процветающих предприятий Франции. На основе многолетних наблюдений и обобщений практики Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916г.

(Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale,1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б.В.Бабина-Кореня. - М.:1923)

Классическая школа потому и называется так, что она не только заложила основы современного управления, но представила закономерности и принципы управления, которые работают и действуют до сих пор и представляют собой опору (основу, базис) любого управления.

Чтобы в нашем восприятии возник этот образ опоры, возьмем в качестве примера всем известную детскую пирамидку, в которой разные по цвету и диаметру кольца нанизываются на стержень. Вот этот «стержень» и олицетворяет собой те классические основы управления, которые представляют собой принципы и закономерности, не потерявшие своей актуальности и сегодня.

Речь, в первую очередь, идет о стержневых 14 принципах управления А. Файоля : Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительства (командования). Единство руководства. Подчинение частных интересов общему. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство состава персонала. Инициатива. Единение персонала [7 ].

Вряд ли кто-либо из нас, кто связан с управлением, сможет сказать, что эти принципы за 100 лет устарели. И в каждой образовательной организации, и в каждом органе государственного и муниципального управления образованием эти принципы являются актуальными при построении отраслевого и внутриорганизационного управления.

Обратите внимание, что первым принципом А. Файоль обозначил именно РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, результатом которого «является специализация функций и разделение власти», обеспечивающее распределение работников по должностям и функциям (функционалу) с определением зоны ответственности.

Еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации. И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры организации и структуры управления, оптимально рассредоточивающей ресурсы под цели.

Эффективная реализация разделения труда и выполнение работниками своих функций напрямую зависит от власти, единства руководства, дисциплины и порядка. Чего греха таить, каждый из нас знает и ежедневно ощущает на себе, что львиная доля управленческого времени как раз и приходится на поддержание единства распорядительства и установление дисциплины и порядка в ОО. И поддерживать это нам помогает иерархия и централизация управления в ОО.

Может быть именно поэтому, зная или не зная «основу основ» управления, мы усиленно наводим порядок в организации, добиваясь исполнения наших приказов и распоряжений нижестоящими в иерархии структуры управления, действуя по «формуле» администрирования: «кто Лев, тот и прав», не замечая, подчас, как становимся истинными бюрократами. Зато очень хорошо понимаем и ощущаем на себе, как действует эта формула на тех, кто находится внизу иерархической лестницы управления, когда сами являемся подчиненными и отвечаем перед вышестоящими органами за исполнение их распоряжений.

И тогда нам остается лишь уповать на исполнение таких файолевских принципов администрирования, как «Справедливость. Инициатива. Единение персонала», и ожидать, что новый начальник будет справедливым, поддерживающим инициативу и объединяющим людей на решение общих задач… и, главное, будет видеть в нас людей, а не «ходячие функции».

Вот только незадача-то и заключается в том, что живя и действуя только по законам администрирования, такого нам достичь будет вряд ли возможно, поскольку в этой области управления работает «формула» безликого, а точнее, безличностного управления.

Люди являются лишь трудовым ресурсом, работниками, в обязанности которых входит выполнение определенных функций (С=Ф), надлежащее исполнение совокупности которых и обеспечивает функционирование организации.

Чаще всего так мы и воспринимаем администрирование, когда сталкиваемся с ним «лицом к лицу», а точнее, лицом к функции, носителем которой и является человек, с которым мы общаемся по долгу службы, или обращаемся к нему как к должностному лицу. Это происходит чаще всего там, где мы ждем человеческого участия в нашей проблеме, понимания, сочувствия, поддержки, умного совета, и т. д., а вместо этого сталкиваемся с ответами: «это не в моей/не в вашей компетенции», «это не входит в круг моих должностных обязанностей», «ничем не могу вам помочь, у вас нет необходимых документов», «не вижу проблемы, поскольку так действовать предписано инструкцией» и т. д., и т. п.

А ведь мы знаем другие примеры и хотим, чтобы управление было «с человеческим лицом»!

Но прежде, чем мы перейдем к разговору о таком управлении, сделаем остановку и… реабилитируем администрирование.

А отдать должное этой составляющей управления мы сможем, если представим себе гипотетическую картину управления без администрирования, в котором:

  • нет начальников и подчиненных, а есть только соратники;
  • нет должностных инструкций, а есть поле деятельности, где каждый может проявить свои способности и таланты;
  • нет приказов и инструкций, а есть только просьбы, выполнение которых зависит от желания того, к кому обратились;
  • нет надоевших всем функций управления (и особенно нелюбимых нами анализа, планирования и контроля), а есть творческий процесс созидания;
  • нет авралов и мобилизации всех и вся на выполнение задачи, а есть размеренный ход событий и совместное решение проблем по мере их поступления с теми, кто хочет их решать;
  • нет никаких мониторингов, рейтингов, оценок, а есть только похвала и благодарность…

Хотели бы Вы руководить организацией, в которой действует только такое управление? А если хотели, то смогли бы эффективно управлять организацией?

Вот и ответ на наш вопрос. Эффективного управления без администрирования не бывает.

Но и только одним администрированием управление не может быть представлено. Как говорят математики, это условие необходимое, но не достаточное .

Не достаточно оно уже потому, что главным действующим лицом в управлении являются не функции, а люди, выполняющие эти функции. А люди бывают разными…

И чаще всего администрирование, такая важная составляющая управления, благодаря которой в организации существуют правила и порядок, наталкивается на то, что принято называть «человеческий фактор»:

Как только мы обращаемся к области взаимодействия, где значимыми становятся взаимоотношения между участниками управления, мы переходим на сторону менеджмента.

Что же такое «МЕНЕДЖМЕНТ», и чем менеджмент отличается от администрирования?

Об этом мы будем говорить в следующий раз.

Литература

[1 ] Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000., — 180 c., C.14.

[2 ] Афанасьев В.Г. Управление //БСЭ.

[3 ] Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990.

[4 ] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978;

[5 ] Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф. полит. наук Санжаревский И.И. 2010;>

[6 ] Юридический словарь //http://enc-dic.com/legal/Administrirovanie-913.html

[7 ] Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Часть II. Принципы и элементы управления. Глава 1. Общие принципы управления//http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783/5787

Каждый адекватный руководитель хочет, чтобы его сотрудники и команда развивались. Есть избитая ситуация, когда сотрудник считает, что он выложился на 110%, его начальник не принимает результаты работы даже за удовлетворительные . Стараний много, усердие бурлит, а руководство «не ценит и не принимает».

Этот диссонанс повторяется у меня на глазах каждую неделю. Сотрудник, вплоть до уровня CEO-1 настаивает, что сделал все правильно: объем, цена, выручка, прибыль. А начальник раз за разом вместо похвалы дает обратную связь «переделать». Обе стороны в негативных эмоциях. Сотрудник считает шефа некоструктивным. А босс считает подчиненного бесперспективным.

Побывав в обеих ролях и, оглядываясь назад, скажу, что 9 раз из 10 правда скорее на стороне руководителя. Зачастую, спорив раньше с шефом, я видел только часть картинки, поэтому логически в своем поле я был прав, а в рамках всей перспективы — нет. Буквально месяц назад после одного казуса я нашел отличные термины, как объяснить шефа подчиненному, а подчиненного шефу.

Это администратор против менеджера. Вот вам три истории.

Ситуация первая. Через электронную площадку собрано заявок/заказов сверх плана/возможности обслужить. Сотрудник закрывает страницу на сайте, уведомляя клиентов, что весь объем распродан. Причем, некоторая часть заявок/заказов/регистраций также вычеркивается, так как в этом месяце они не могут быть обслужены.

«Я все круто сделал, мы закрыли нужный объем, управились быстрее срока. Теперь можно неделю спокойно позаниматься другой задачей, ведь продажи мы завершили с успехом».

Взгляд со стороны начальника. « Ну зачем они сайт закрыли! Мы же пытаемся все в онлайн увести, а тут выясняется, что электронная площадка работает только десять дней в месяц, а оставшиеся три недели висит либо битая ссылка, либо мертвый сайт. Объем раскидали так быстро, значит точно с ценами просадили, либо посредникам сдали. И пару постоянных клиентов подвесили. Ну и доверяй людям после этого, хоть сам продавать иди».

Анализ. Шеф отнесся к продажам как к менеджерам, которые работают на прибыль компании, поэтому если что-то идет вдруг слишком легко, то они задумаются, не продешевили ли/не проглядели ли. Сотрудники сработали как администраторы процесса, ведь цель по % продаж через онлайн выполнена, в прейскурант попали, и чего только шеф ругается?

Ситуация вторая. Запустили новый продукт. По нему сметы себестоимости на основании факта прошлых периодов еще нет. Поэтому в погоне за успешностью команда перестраховалась на представительских и рекламных расходах, а также в прямой себестоимости тоже перезаложились.

Взгляд со стороны сотрудника. «Мы новую линейку успешно открыли. Отзывы хорошие, клиенты готовы от пробного контракта перейти к постоянным заказам. Все про нас знают, спрос высокий, будет хит».

Взгляд со стороны начальника. «Ну зачем они массовую рекламу запустили, у нас же B2B продукт?! Вот, проглядел, вроде как сам виноват, что дал полномочия, а надо было перепроверять. Себестоимость пилота такая, что прибыли в ноль. Неудивительно, что на такой продукт такой спрос, еще бы с такой ценой да на такие расходы. Да и на кейтеринг потратили в два раза больше обычного».

Анализ. Шеф снова передоверился. Он проектной команде поставил задачу как менеджерам — сделать новую прибыльную линейку. А проектная команда сработала как администраторы — обеспечили продукт, нашли клиентов, обеспечили качество за счет повышенных расходов. Самооценка снова на высоте, а руководитель снова скрипит зубами и думает, когда же команда подрастет-то.

Ситуация третья. В обычном стандартном продукте обнаружен дефект перед отправкой к клиенту. Самый обычный дефект, который по внешним показателям не заметен, пока в анализ состава не полезешь. Проблема в том, что дефект заметил только сам СЕО, когда решил до отгрузки посмотреть на свой commodity товар.

Взгляд со стороны сотрудников и даже главного по качеству . «Система показала все параметры в норме. Мы даже с превышением шли, как раз в рамках задачи повысить качество на 20% год к году. Просто баг в программном обеспечении случился, вот часть дефектных и прошло. Ну ведь нашли же, значит, исправим».

Взгляд со стороны СЕО . «Как чувствовал, что надо просто взять и проверить эту партию. Они опять на тот же тип ошибки попали. В прошлый раз баг на одном датчике, теперь сбой на другом. Когда же они системно поймут, что наша репутация у клиента может быть потеряна на одной бракованной партии?»

Анализ. Сотрудники относятся к выпуску, как к объему для анонимного потребителя, поэтому просто администрировали процесс. Шеф хочет, чтобы команда выступила как менеджеры, понимая, что вдолгую рано или поздно сбои доходят до клиента и портят отношения.

Если сотрудник ведет себя как администратор , то есть отвечает за вверенные ему параметры, то он будет думать, что работает круто, а руководитель постоянно станет критиковать. Диссонанс неизбежен, так как в системе ценностей и целей подчиненного он сделал все верно, поэтому виноват руководитель, что не поставил задачу с более точными параметрами. Администраторы не растут, потому что даже лояльность в какой-то момент перестает терпеть уровень ошибок.

Если сотрудник ведет себя как менеджер , то он сначала подумает: «А почему шеф поставил эту задачу именно так? Точно ли я понимаю, что мы на одной волне о том, что нужно сделать». В этом случае, сотрудник понимает, что ни одно сложное поручение никогда не может быть отдано с идеальной точностью. Поэтому нужно думать и коммуницировать, и управлять ожиданиями. Менеджеры растут, потому что пытаются думать о поставленных задачах и ответственности с позиции выше.

Если вы сотрудник (а это 99.9% населения) , то подумайте, что от вас требует начальник и как бы вы поступили на его месте, если бы финальное решение или ответственность были ваши. Ментальное упражнение: вы сами являетесь исполняющим обязанности и на вас конечное решение.

Если вы СЕО (0.1% населения), или начальник ниже СЕО (это 20% населения) , то вы уже знаете, что очень грустно видеть, когда сотруднику даешь шансы карьерного роста и возможности заработать премию, а он раз за разом наступает на грабли администратора, вместо того, чтобы быть менеджером.

Мне менторы добрый десяток лет говорили, что надо думать с позиции выше. Оглядываясь назад, я вижу, что каждый раз, когда я вел себя как администратор, то проигрывал. Как только я начинал думать как менеджер с позиций бОльшего поля ответственности, то неизбежно выигрывал.

Все остальные решения можно найти в

В планах дальнейших публикаций практик управления на уровне СЕО и СЕО-1:
- Чему обучать свою команду.
- Работа с данными и регрессии.
- Активный совет директоров на практике.
- Первая цель управленческого учета в бизнесе.
- Obligation to dissent на словах, на бумаге и в жизни.

Вы можете отслеживать новые публикации на

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.