Бизнес церковная лавка. Бизнес-план цеха по производству церковных свечей

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В настоящем проекте рассмотрено открытие цеха по производству парафиновых церковных свечей. Производство будет организовано в помещении промпредназначения на площади 40 кв. метров. Продукция будет реализовываться оптом в церковные лавки и приходы одной из епархий.

Среди основных преимуществ проекта:

    Невысокая себестоимость производства свечей;

    Большие объемы производства за счет использования автоматических станков;

    Короткие сроки окупаемости оборудования;

    Отсутствие строгих требований к помещению для производства;

    Легкость освоения работы с оборудованием;

    Отсутствие строгих условий хранения продукции;

    Отсутствие необходимости в высококвалифицированных кадрах;

    Безотходность производства.

Вложения в открытие цеха составят 756 тыс. руб. Источник средств - собственные сбережения. Срок окупаемости проекта 10 месяцев.

Плановый объем продаж, использованный при расчетах в данном бизнес-плане установлен на уровне 185 тыс. руб. Чистая прибыль проекта - 84 тыс. руб. Рентабельность продаж - 45,4%. Интегральные показатели эффективности приведены в Табл. 1 бизнес-плана.

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Свеча является одним из неотъемлемых атрибутов церкви и символом религиозной веры. Спрос на нее имеется круглый год - без свеч невозможно представить себе не один православный храм. Больше всего прихожан, приобретающих свечи, наблюдается во время церковных праздников - в это время свеч приобретается в несколько раз больше обычного. В церковных лавках цены на свечи составляют от 2-3 рублей до нескольких десятков рублей за одну штуку. При этом себестоимость производства свечей, например, из парафина составляет всего несколько копеек. В связи с этим бизнес на продаже церковных свечей считается высокомаржинальным.

С точностью оценить объемы рынка церковных свечей довольно трудно. Во многом это связано с его закрытостью и большим количеством теневых производителей, работающих полуподпольно. Ключевыми игроками данного рынка являются предприятия Русской православной церкви, обеспечивающих своей продукцией большую часть рынка. Остальная часть - представляет собой небольшие цеха, которое удовлетворяют нужды отдельных храмов и епархий. Нередко епархия строго прописывает своим храмам закупать свечи только в определенном месте, в связи с чем вхождение в данный бизнес для частных компаний затруднен.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Тем не менее, при наличии определенных связей и умением вести переговоры, перспективность данного направления очевидна. В данном проекте нами рассмотрено открытие цеха по производству парафиновых церковных свечей. Производство будет располагаться в собственном помещении промпредназначения площадью 40 кв. метров.

Бизнес открывается с нуля: будет зарегистрировано ИП , закуплено оборудование, произведен прием на работу персонала. Производимой продукцией станут парафиновые свечи. На начальном этапе нами будут производиться 8 типоразмеров свечей на автоматическом барабанном свечном станке отечественного производства. Данное оборудование потребует наименьших временных и трудовых затрат в процессе и позволит расширять объемы производства с закреплением компании на рынке. В качестве рынков сбыта выступят церкви и приходы одной из епархий, договоренность с которой установлена на этапе планирования бизнеса.

Вложения в открытие цеха по производству парафиновых свечей составят 756 тыс. руб. Источник средств - собственные сбережения. Срок окупаемости проекта 10 месяцев. В Табл. 2 данного бизнес-плана представлены статьи стартовых затрат.

Таблица 2. Инвестиционные затраты проекта

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Основной производимой продукцией цеха станут парафиновые церковные свечи восьми основных типоразмеров. В качестве сырья будет закупаться парафин марки П-2 стоимостью 150 руб. кг и хлопковый шнур для фитиля стоимостью 25 руб. за кв. метр. Продукция будет реализовываться объемами от 2 кг (размер одной упаковки). Цены на свечи будут установлены ниже рыночных. Стоимость одной упаковки составит 210 рублей. Количество свечей в упаковке будет зависеть от типоразмера свечки. Номенклатура и переменные издержки приведены в Табл. 3.

Таблица 3. Номенклатура и переменные издержки

ТОВАР

Описание товара

ЗАТРАТЫ НА ЕД. (2 кг), руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

Свечи № 20

Свечи парафиновые № 20, вес - 2 кг., высота - 305, диаметр - 9,2, кол-во в упаковке - 102

Свечи № 30

Свечи парафиновые № 30, вес - 2 кг., высота - 290, диаметр - 8,2, кол-во в упаковке - 154

Свечи № 40

Свечи парафиновые № 40, вес - 2 кг., высота - 270, диаметр - 7,7, кол-во в упаковке - 200

Свечи № 60

Свечи парафиновые № 60, вес - 2 кг., высота - 210, диаметр - 6,8, кол-во в упаковке - 300

Свечи № 80

Свечи парафиновые № 80, вес - 2 кг., высота - 190, диаметр - 6,1, кол-во в упаковке - 396

Свечи № 100

Свечи парафиновые № 100, вес - 2 кг., высота - 170, диаметр - 5,8, кол-во в упаковке - 507

Свечи № 120

Свечи парафиновые № 120, вес - 2 кг., высота - 160, диаметр - 5, кол-во в упаковке - 602

Свечи № 140

Свечи парафиновые № 140, вес - 2 кг., высота - 160, диаметр - 4,7, кол-во в упаковке - 705

Выпускаемая продукция не нуждается в каких-либо строгих условиях хранения и транспортировки. Готовая продукция будет обматываться стрейч-лентами и упаковываться в картонные коробки по 10 упаковок по 2 кг каждая. Общий вес одной коробки составит 20 кг. Данная упаковка позволит свести к минимуму все возможные повреждения. Производство свечей является практически безотходным: в случае если свеча по каким-либо причинам не получилась, она будет отправлена на переплавку.

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

В качестве рынка сбыта выступят местные церковные лавки и приходы одной из епархий, договоренность о поставках с которой установлена на этапе планирования бизнеса. Заказчикам будут обеспечены выгодные условия поставки, имеющие преимущества по цене, срокам и качеству. Продукция будет реализовываться небольшими оптовыми партиями.

В связи с закрытостью рынка для посторонних ключевым фактором в налаживании сбыта должны сыграть собственные связи со служителями церкви. Расширение рынка сбыта планируется производить путем личных встреч с возможными заказчиками, телефонных переговоров, раздачи визиток с указанием контактов и т.д. Также планируется участие в специализированных православных выставках, размещение информации о себе на сайтах объявлений. Траты на рекламные цели учтены в финансовых расчетах, приведенных в Приложении 1.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Производство будет организовано в арендованном помещении промышленного предназначения на площади 40 кв. метров. Для производства будет приобретен отечественный станок барабанного типа у положительно зарекомендовавшего себя производителя.

Данный вид станка характеризуется высокой производительностью и способен производить от 50 кг свечей в час. Принцип его работы основан на протягивании фитиля через ванну с расплавленным парафином и последующей нарезкой свечной ленты. Толщина и длина свечей регулируется за счет смены скорости работы станка. Расходы на оборудование приведены в Табл. 4. Обучение работе с оборудованием происходит поставщиком, стоимость обучения включена в стоимость оборудования. Продавец предоставляет гарантию на станок и гарантийное обслуживание сроком на 1 год.

Таблица 4. Перечь оборудования

Теоретически, при работе на полную производственную мощность данный вид бизнеса может окупить себя в кратчайшие сроки, длительность которых исчисляется буквально в сутках. Всего за один час работы можно изготовить 50 кг свечей №140 весом 10 г - а это значит, что в одну 8-часовую смену можно изготовить 400 кг. свечей. Учитывая 5-дневный режим работы цеха, даже при продаже свечей по цене ниже рыночной в 210 руб. за упаковку 2 кг (цена 1 свечи №140 составит около 30 копеек), обороты в месяц составят 924 000 тыс. руб. То есть теоретически стартовые вложения могут окупится за месяц.

Однако стоит отметить, что такие показатели достижимы лишь при наличии отлично отлаженных рынков сбыта. В нашем случае в качестве плановой отметки установлен объем в 5 раз меньше обозначенного - 185 тыс. руб. То есть для достижения данного показателя цеху потребуется реализовывать церковных свечей на сумму 6,1 тыс. руб. в среднем за сутки. Финансовые расчеты на основе данного объема продаж приведены в Приложении 1. При расчетах учтен фактор сезонности - с повышением планового показателя на 50% в основные православные праздники (Рождество, Пасха).

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Организационно-правовой формой бизнеса станет ИП . Руководство персоналом будет осуществлять инициатор проекта,в ведении которого будет финансовая деятельность компании, управление рынком сбыта, стратегическое планирование. Для работы с автоматическим станком потребуется один оператор. Еще один сотрудник будет выполнять обязанности по сортировке и упаковке товара. Штатное расписание и фонд оплаты труда приведены в Табл. 5 бизнес-плана. В дальнейшем, с увеличением рынка сбыта число штатных единиц будет увеличено. Бухгалтерия будет передана на аутсорсинг. Срок подготовительного периода проекта составит 2 месяца.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Оператор свечного станка

Упаковщик

Итого:

39 000

Социальные отчисления:

11 700

Итого с отчислениями:

50 700

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Стартовые вложения в открытие цеха составят 756 тыс. руб. Статьи начальных затрат подробно приведены в Табл. 2. В постоянные затраты (см. Табл. 6) предприятия войдет бухгалтерия, реклама, амортизационные отчисления (рассчитаны линейным способом на 10-летний срок службы производственной линии). В переменные издержки включены затраты на покупку сырья (х/б пряжа, парафин), затраты на электроэнергию, транспортные расходы, упаковка. Переменные издержки подробно приведены в Табл. 3. Все ключевые финансовые показатели в основной период работы даны в Приложении 1 настоящего бизнес-плана.

Таблица 6. Постоянные затраты предприятия

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Об эффективности проекта говорят простые и интегральные показатели эффективности. Объем месячной выручки составит 185 тыс. руб., чистая прибыль - 84 тыс. руб. Рентабельность продаж - 45,4%. Срок окупаемости проекта - 10 месяцев. Дисконтированный срок окупаемости - 11 месяцев. О привлекательности проекта для инвестиций также свидетельствуют: показатель чистой приведенной стоимости (NPV), являющийся положительным, показатель внутренней нормы прибыли (IRR), превышающий ставку дисконтирования и индекс прибыльности равный 1,15 (>1). Интегральные показатели эффективности приведены в Табл.1 настоящего бизнес-плана.


Каждый человек согласится с тем, что большая часть жителей его страны, является православными христианами, которые посещают церкви и аналогичные храмы. В церковь человек приходит, чтобы помолиться о здравии, поставить свечку за упокой, заказать молебен. Все прихожане стараются соблюдать христианские каноны и приобретают в свой дом христианскую атрибутику. В каждой церкви или храме есть своя церковная лавка, в которой продается различная тематическая утварь: свечки, иконки, христианская литература, календарики святых, молитвенники, лампадки, крестики, сувениры.


И все без исключения прихожане, периодически покупают в церковной лавке нужный товар религиозного направления. Но не во всех городах и уголках страны, есть необходимое количество храмов и церквей, куда могут прийти прихожане. Поэтому, во многих местах есть острая необходимость в церковных лавках. В данном случае, открытие церковной лавки является хорошей идеей и выгодным прибыльным бизнесом, в котором будут продаваться товары религиозного характера.


С чего начать бизнес?

Каждый бизнес берет свое начало с изучения спроса на выбранную продукцию, а также оценивается покупательская способность. Если в вашей местности есть уже и не одна церковная лавка, то нужна ли она еще? Оцените спрос на христианскую продукцию, учитывая количество прихожан и конкурентов.


Прежде, чем начинать свой бизнес по продаже религиозной продукции, получите благословение у местных священников. Это поможет вам сориентироваться в дальнейшем в построении бизнеса, ведь служители церкви вам могут помогать не только советом, но и делом. Без получения благословения и разрешения на занятие религиозным бизнесом, ваша идея не будет процветать. Ведь служители местной епархии вправе вам как отказать в вашей затее, так как и разрешить


Получая благословение на торговлю в христианском заведении, вы становитесь полноценной ячейкой их общества, учитывая все каноны и заветы. Хотя, в остальном, открытие обычного магазина аналогичная процедура создания церковной лавки.


Регистрация церковной лавки и выбор помещения

Открывая свой собственный бизнес, вы автоматически становитесь индивидуальным предпринимателем. Поэтому, вам необходимо зарегистрироваться в налоговых органах и получить на свою идею разрешения. Регистрация представляет собой обычную процедуру, хотя в последнее время она значительно упростилась и не требует много времени.


Если вы получили разрешение на торговлю христианской продукции на территории храма или церкви, то с местом вы вопрос решили. Что это будет – беседка на улице при храме или уголок в церкви, решите в плановом порядке.


Если же вы в поиске подходящего помещения, для этого случая старайтесь найти многолюдное место. В нем должна быть сосредоточена основная масса потока людей. Лучше всего расположить торговую точку рядом с большим супермаркетом, вокзалом или станцией метро. Само помещение старайтесь оформить в аналогичной цветовой гамме, которая импонирует христианскому направлению. Золотые, желтые и коричневых тона вполне подойдут для оформления торгового места.


Выбор поставщиков церковной атрибутики

Найти поставщиков христианской продукции для вас не составит проблем. Их вы можете поискать по объявлениям или в сети интернет. Хотя, для закупки такого рода товара существует свои нюансы. Чтобы получить продукцию высокого качества, поинтересуйтесь, у кого закупают товар действующие при храмах церковные лавки. Подбирайте ассортимент только по нужному направлению, хотя в этом вопросе вам вполне могут помочь священники и служители церкви


Продавец христианского товара

К этому вопросу нужно подойти очень серьезно и ответственно. Торговать привезенным товаром совсем несложно, как и подавать его с полочки и получать за него деньги. Но, вот дать полноценные ответы на интересующие вопросы, которые часто задают прихожане, не каждому продавцу под силу.


Поэтому, в этом деле нужен компетентный человек, который полностью разбирается в религиозном направлении. Лучше всего отдать предпочтение верующему человеку, а он в свою очередь, сможет посоветовать нужную атрибутику к определенному случаю.

........................................................................................


Большая часть жителей России – православные христиане. Поэтому спрос на иконы, кресты, киоты, православные книги, аудио и видеозаписи существует всегда. Часто церковные лавки организуются при храмах, но не всегда полностью обеспечивают все потребности потребителя.

Вам понадобится

  • - бизнес-план;
  • - регистрационные документы;
  • - помещение;
  • - торговое оборудование и товар;
  • - наружная реклама;
  • - благословление батюшки.

Инструкция

Для открытия церковной лавки, как и любого другого вида бизнеса, необходимо рассчитать вложения и прибыль. Для решения этого вопроса составьте бизнес-план. Он может пригодиться в дальнейшем еще и при оформлении кредита в банке на открытие или развитие магазина.

Обязательно пойдите оформление в налоговом органе. Достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Найдите помещение для торговли. Желательно, чтобы оно находилось вблизи крупного храма. Особое внимание уделите ремонту и оформлению торгового зала. Используйте коричневые, золотые, неяркие желтые цвета. Позаботьтесь о приглушенном освещении. Выбирайте мебель из натурального дерева. В качестве элементов декора используйте иконы, лампадки, свечи, кружевные скатерти и салфетки.

Договоритесь с поставщиками. Основной производитель церковной утвари в России – художественно-производственное предприятие «Софрино». Большую часть ассортимента вы можете закупать там. Но это не должно ограничивать вашу фантазию. Обсудите с художниками-иконописцами возможность реализации их продукции в своей церковной лавке, попробуйте договориться о поставках из Иерусалима.

Подберите для церковной лавки хороших сотрудников. Зачастую человек стесняется задать какой-либо вопрос батюшке в церкви, а в обычном магазине сделать это будет гораздо проще. Поэтому за прилавком должен стоять искренне верующий человек, знающий и соблюдающий православные обычаи и традиции.

Полезный совет

Верующий людей немало и в глобальной сети. Поэтому можно открыть интернет-магазин, осуществляя доставку церковных товаров по почте.

Куда обычно идет человек с вопросами, впервые пришедший в храм? В храме еще мало, что понятно, к батюшке подойти сразу почему-то не все решаются, а вот лавка порой становится не просто местом продажи необходимых товаров, но и местом утешения, приобщения к церкви. Чем еще лавка отличается от обычного магазина, нам рассказала продавец иконной лавки Елена Волкова

Елена, скажите, как вы попали на эту работу?
В иконную лавку я попала не случайно. В то время я училась в филиале Свято-Тихвинского университета, отец Андрей всех своих студентов хорошо знал и он же и предложил мне эту должность.

Какие трудности были в первое время работы в лавке?
Это само новое место работы и связанные с ней особенности. Нужно было хорошо знать, где что лежит, где какая икона.

Елена, какие качества должны быть у работника лавки? Может ли там работать любой желающий?

Вообще работник Церкви, конечно, должен исповедовать православие. Он должен уметь говорить о своей вере всем, кто приходит в лавку, причем лаконично и ясно, это самое главное.

Было ли в работе поначалу какое-то стеснение? Может страх какой-то?
Скорее не страх, а смущение. И борьба с этим лежит в таинствах Церкви, молитве, покаянии. Помогали советы батюшки, да и сама старалась с этим бороться. В голове всегда произносишь молитву, когда бывают какие-то затруднения.

О чем, как правило, спрашивают покупатели?
Часто спрашивают, как правильно писать записки, о том, почему в церкви не молятся за некрещеных, по этому поводу бывает много негодований. Причем заходят в лавку и много некрещеных, представителей других религий, в том числе и мусульмане.

Чего сейчас не хватает нашей лавке в плане оснащения?
Основная наша проблема всегда заключалась в площади лавки - товара бывает много, а вот места мало.

К сожалению, иногда в лавку попадают лжеправославные книги. Как вы их отбираете?
Сейчас, конечно, таких книг стало намного меньше, есть определенная церковная цензура, которая следит, чтобы такая литература в лавку не попадала.

Как опознать христианину такие книги?
Если человек в духовном плане далек, то определить ему сразу будет трудно. Такой литературы, например, много о новых старцах или о людях, которых называют уже святыми, хотя они не канонизированы.

Если кто-то хочет поработать летом у вас в лавке, возможно ли это?
Даже очень нужно, поскольку летом многие продавцы уходят в отпуск. Желательно, конечно, чтобы такой человек прочитала хотя бы закон Божий, этого требуют от нас от христиан и батюшки.

Елена, спаси Господи за беседу, всего вам доброго!

Вероника Вяткина

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.