Факторы международной среды и разновидности внешнеэкономической деятельности. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономические операции -- это операции, связанные с реализацией внешнеэкономической деятельности и являющиеся структурными звеньями системы внешнеэкономических связей.

Наибольшую долю среди внешнеэкономических операций составляют внешнеторговые операции.

Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К другим общим факторам развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1) неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и примерно такая же доля импортируется;

2) различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн чел. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и др. А также есть регионы (Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка), которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, -- процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира (Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др.) выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах;

  • 3) характер политических отношений. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей;
  • 4) различный уровень научно-технического развития. Формированию внешнеэкономической деятельности способствуют обмен между странами студентами, стажерами, научными сотруд¬никами, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ;
  • 5) особенности географического положения, природных и климатических условий.

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

  • * дальнейшее углубление международного разделения труда;
  • * экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
  • * интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
  • * дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
  • * увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
  • * успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
  • * расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Основные тенденции развития внешнеэкономических связей в XX в.:

  • * углубление процесса глобализации и интеграции финансовых рынков и национальных экономик;
  • * рост масштабов и влияние достижений научно-технического прогресса на внешнеэкономические связи, особенно в сфере торговли;
  • * увеличение объема внешней торговли и количества ее участников;
  • * рост удельного веса в международном обмене сектора услуг;
  • * усиление влияния региональных интеграционных процессов.

Е.Г. Непомнящий
Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности
Курс лекций. – Таганрог: изд-во ТИУиЭ, 2007. –176 с.

Тема 1. Сущность формы и условия развития внешнеэкономической деятельности

1.2. Факторы развития внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира . Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах . Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития . Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий .

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

Дальнейшее углубление международного разделения труда;

Экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

Дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

Увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

Успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

Расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД)

Понятие, принципы и виды внешнеэкономической

деятельности (ВЭД)

Лекция №1. План.

1. Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической деятельности.

2. Понятие (определœение) внешнеэкономической деятельности, её соотношение с хозяйственной деятельностью.

3. Признаки ВЭД (территориальный признак, наличие иностранного элемента).

4. Предмет и методы правового регулирования ВЭД (императивный и диспозитивный методы правового регулирования).

5. Принципы ВЭД.

6. Общая характеристика разновидностей ВЭД.

Ключевые слова и понятия: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая политика, внешнеторговая политика, валютная политика, протекционизм, внешнеэкономическая деятельность, принципы внешнеэкономической деятельности, виды внешнеэкономической деятельности.

Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической

деятельности.

Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих направлений общей экономической деятельности государства. Конечно, государство и раньше активно вмешивалось в сферу международных экономических отношений, используя торгово-таможенную, протекционистскую политику, стимулируя экспорт, осуществляя выравнивание торговых и платежных балансов. Но в настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются под воздействием внешних факторов, внимания к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось.

Международный менеджмент и менеджмент ВЭД возникли приблизительно в 60-х годах ХХ века под воздействием бурного развития международной и коммерческой деятельности транснациональных корпораций, углубления международного распределœения труда, развития международной экономической интеграции. Для понимания становления менеджмента ВЭД, разработки подходов и принципов к его формированию и использование на современном этапе развития страны крайне важно кратко рассмотреть основные этапы развития ВЭД в Украинœе. Современные исследователи выделяют три этапа развития этого процесса.

Первый этап (1918-1987 гᴦ.) – внешнеэкономические связи бывшего Советского Союза в данный период развивались по-разному: в годы ʼʼхолоднойʼʼ войны менее интенсивно, а позже – более интенсивно. В целом, объём внешнего торгового оборота постоянно увеличивался. Так, в 1960ᴦ. он составил 10 млрд. рублей, в 1970ᴦ. – 22 млрд. рублей, в 1980ᴦ. – 91 млрд. рублей, в 1985ᴦ. – 145 млрд. рублей.

При этом в серединœе 80-х годов, темпы роста внешнеэкономического оборота Советского Союза начали резко снижаться. К этому времени, в развитии внешнеэкономических связей бывшего СССР проявились следующие негативные факторы:

· отсталая стратегия и структура внешнеторгового оборота͵ его в основном сырьевая направленность;

· неудовлетворительное использование экспортного потенциала перерабатывающей промышленности, особенно, машиностроения;

· нерациональный характер импорта: в страну ввозился очень широкий ассортимент продукции, которую можно было бы вырабатывать и на отечественных предприятиях;

· недостаточное использование новых форм внешнеэкономических связей. Основной формой международного экономического сотрудничества была внешняя торговля, а такие новые формы как международная специализация и кооперация производства, прямые связи, компенсационные договоры, лицензионная торговля и др.
Размещено на реф.рф
имели незначительное развитие;

· наблюдалось недооценение роли внешнеэкономических связей как фактора экономического роста;

· отчуждение непосредственных производителœей от внешних рынков.

Многие из названных негативных факторов были обусловлены в основном экстенсивным характером экономического роста͵ а также спецификой соответствующих механизмов управления экономикой. В условиях экстенсивного роста͵ главным было достижение количественных результатов, а расходы производства, качество продукции, ее конкурентоспособность, технический прогресс, социальные проблемы отходили на второй план, что негативно влияло на социально-экономическое развитие страны.

Второй этап (1987-1991). Этот этап характеризуется ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю и изменением принципов организации управления ВЭД. В данный период решаются два базовых вопроса:

1. Расширение прав министерств и ведомств, объединœений и предприятий для выхода на внешнеэкономический рынок, установления прямых связей, развития производственной и научно-технической кооперации.

2. дальнейшее усовершенствование государственного регулирования ВЕД.

На данном этапе был принят ряд важных правительственных постановлений, направленных на решение данных вопросов. Особенно следует отметить постановление ʼʼО дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных кооперативных и других общественных объединœений и организацийʼʼ от 12.12.88 ᴦ., в соответствии с которым всœе предприятия получили право выхода на внешний рынок.

Большое внимание на данном этапе уделяется перестройке внешнеэкономического аппарата на уровне предприятий, регионов и страны в целом. Создается новая система регулирования ВЭД. При этом не всœегда ее формирование имело наступательное движение. Предприятия, которые получили право выхода на внешнеэкономический рынок, не владели должным опытом осуществления экспортно-импортных операций, достаточными знаниями в сфере деловых отношений и этики международного бизнеса.

Третий этап (с 1991 года по нынешнее время) - ϶ᴛᴏ период реформирования и развития ВЭД и управления ею в Украинœе, как суверенном государстве.

Суть принятой на начальном этапе концепции состояла в развитии активного сотрудничества со странами дальнего зарубежья, вхождении в мировой интеграционный процесс, в усовершенствовании и дальнейшем развитии экономических связей со странами ближнего зарубежья, переведении их на рыночные отношения. В данный период был принят ряд важных законодательных актов, а именно:

· Закон Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО едином таможенном тарифеʼʼ,

· Закон Украины ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО режиме иностранного инвестированияʼʼ,

· Декрет КМУ ʼʼО системе валютного регулирования и валютного контроляʼʼ

За данный период значительно увеличилось количество субъектов, осуществляющих ВЭД, возрос объём внешнеторгового оборота͵ расширилась география внешнеэкономических связей. При этом в организации и управлении ВЭД в Украинœе остается еще много нерешенных проблем. А именно:

· структура внешнеторгового оборота͵ как и раньше, имеет в основном сырьевой характер,

· всœе еще нерациональным является импорт,

· недостаточно эффективно функционируют СП с иностранным капиталом.

Большого внимания требуют и такие вопросы, как создание стабильной правовой базы, благоприятного инвестиционного климата͵ эффективной системы управления ВЭД на уровне предприятия, повышение качества экспортной продукции и много других. Особого внимания требует подготовка специалистов для сферы ВЭД.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что национальные экономические системы могут эффективно развиваться только при условии их взаимодействия и переплетения. По этой причине сейчас тяжело найти государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не было бы субъектом международных экономических отношений и не подвергалось влиянию внешней (международной) среды.

В случае если рассматривать экономику государства с точки зрения функциональной ориентации, она состоит из двух секторов: внутренней и внешней экономики. Назначение внутренней экономики - удовлетворение потребностей потребителœей за счёт внутреннего производства, внешней -выход на международные рынки товаров, услуг и факторов производства с целью повышения общеэкономического благосостояния государства. Таким образом основной критерий выделœения этих двух секторов - наличие экономических связей между хозяйствующими единицами, которые взаимопредставляют разные государства.

Исходя из этого можно дать определœение внешнеэкономических связей как комплексной системы разносторонних форм международного сотрудничества государств и их субъектов в разных отраслях экономики.

Среди базовых причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить такие: неравномерность экономического развития разных государств мира, отличия в сырьевых ресурсах, отличия в человеческих ресурсах, неравномерность размещения финансовых ресурсов, характер политических отношений, разный уровень научно-технического развития, специфика географического положения, природных и климатических условий.

Таким образом большинство государств мира, имея ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок не в состоянии производить достаточное количество эффективных товаров, которые необходимы для внутренних потребностей. Для таких государств внешнеэкономические связи есть способом получения необходимых товаров. Государство с большим сырьевым потенциалом базирует свои экономические системы на основании реализации экспортного потенциала. То есть, крайне важно сть существования внешнеэкономических связей обуславливается тем, что разные государства имеют разные производственные условия.

Зачем Украинœе нужны внешнеэкономические связи? Украина как молодое суверенное независимое государство, существующее как таковое всœего лишь 20лет на сегодняшний день отличается низким жизненным уровнем населœения, нестабильностью экономики, отсутствием развитой системы стимулирования экспорта͵ финансирования экспортных поставок, страхования. Как и любое государство, Украина стремиться к выходу на эффективный общий рынок, к свободному передвижению товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, к устранению любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечению равных возможностей для свободной экономической деятельности, а это невозможно без внешнеэкономических связей.

Эффективность связей во многом предопределœена внешнеэкономической политикой самого государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является одной из базовых составных экономической политики Украины.

Внешнеэкономическая политики - совокупность целœенаправленных государственных методов относительно реализации экономического потенциала государства на внешнем рынке и удовлетворение собственных потребностей за счёт товаров и услуг иностранного производителя.

Основные элементы внешнеэкономической политики государства:

1. Внешнеторговая политика.

2. Валютная политика.

3. Политика в сфере привлечения иностранных инвестиций.

4. Таможенно-тарифная политика.

Внешнеторговая политика - это государственная политика, которая влияет на внешнюю торговлю через налоги, субсидии, прямые ограничения экспортных и импортных операций.

Существует 2 системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля (либерализация). Протекционизм направлен на обеспечение благоприятных условий для реализации на внутреннем рынке товаров национальных производителœей, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика свободной торговли выражается в более открытом доступе на национальный рынок иностранных товаров.

Валютная политика - это совокупность действий государства с целью поддержания экономической стабильности и образования базовых принципов развития международных экономических отношений за счёт влияния на валютный курс и на валютные отношения.

Политика в сфере стимулирования иностранных инвестиций - это комплекс мер государства для привлечения и использования иностранных инвестиций и территорий государства, а также регулирования вывоза инвестиций за границу.

Таможенно-тарифная политика - комплексная система мер, направленных на обеспечение экономического суверенитета государства, охраны государственных границ, реализация внешнеэкономической стратегии через сферу таможенных отношений.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер её воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняется исходя из внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом, для достижения желаемых результатов используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. И исходя из того, каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных связей, ᴛ.ᴇ. какому типу внешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств. В Украинœе используется такой тип внешнеэкономической политики, как протекционизм. Протекционизм представляет собой

внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов,

способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.Среди таких можно выделить следующие: протекционистские пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры – лицензирование, неоправданные стандарты качества, добровольные экспортные ограничения и др.

Обретение независимости Украиной породило процессы рыночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое пространство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отношений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного происхождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отечественной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регулирующего ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность охватывает очень широкий спектр отношений, в связи с этим для регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности государство устанавливает специальные нормы, совокупность которых создает внешнеэкономическое право.

Нормы внешнеэкономического права можно поделить на общие и особенные.

Общие нормы – составляют общую часть права, в которую входят основные понятия внешнеэкономической деятельности, ее субъекты и объекты, виды и порядок ее осуществления, положения о предмете и методе внешнеэкономического права, ее источники, принципы, формы и методырегулирования внешнеэкономической деятельности.

К особенной части внешнеэкономического права можно отнести положения об особенностях осуществления ВЭД в разных отраслях экономики, в производственной и непроизводственной сферах, экспортный контроль, сертификация продукции и услуг, валютное регулирование, ответственность субъектов ВЭД, страхование ВЭД, валютные операции и др.

Наряду с этим, в системе норм права Украины, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, есть нормы разных областей права, которые относятся к разной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, финансового, уголовного и других областей. Это объясняется тем, что процесс внешнеэкономической деятельности является довольно сложным по своему правовому характеру, его субъекты вступают в разного рода общественные отношения. Так, к примеру, нормы конституционного права определяют правовой статус и общие принципы деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Украины. Одной из областей права, которая также используется как средство государственного управления внешнеэкономической деятельностью, является административное право. В административном законодательстве выделяются нормы, которые определяют основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, компетенцию государственных органов в этой сфере и т.п.

Значительную роль в регулировании ВЭД играет гражданское право, нормы которого содержатся в Гражданском кодексе Украины, а также в ряде гражданско-правовых актов. Гражданское право принадлежит к фундаментальным областям права, основную сферу его регулирования составляют имущественные отношения. Вместе с тем, особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования относятся к области хозяйственного права. В частности, в ст. 1 ХК Украины отмечается, что Хозяйственный кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украинœе и регулирует хозяйственные отношения, которые возникали в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Ряд важных аспектов ВЭД регулируется нормами финансового права - в частности, бухгалтерский учет и отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенное, налоговое и валютное регулирования ВЭД.

Важное значение в регулировании ВЭД приобретают нормы уголовного права, поскольку оно выполняет охранительную функцию относительно определœенных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Уголовным правом наказываются наиболее опасные правовые нарушения, которые наносят наибольший ущерб экономическим отношениям, представляют угрозу экономической безопасности страны.

Определœение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой ʼʼвнешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силойʼʼ.

Напомним, что ч. 1 ст. 139 ХК Украины определяет термин ʼʼимуществоʼʼ как ʼʼсовокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектовʼʼ.

Основные характеристики определœения ВЭД бывают воспроизведены также на основании Закона Украины ʼʼО внешнеэкономической деятельностиʼʼ от 16.04.1991 (далее - Закон "О ВЭД"). В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.

В литературе отмечаются определœенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом ʼʼО ВЭДʼʼ, в частности относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины. При этом такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа "последующий закон отменяет действие предыдущего" (lex posteriori derogat prioti): законодатель отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее результатов таможенной границы Украины.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ" 2017, 2018.

1 этап (1986-1988) – характеризовался изменением принципов организации процессов управления в системе внешней торговли и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи: 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединений и организаций по выходу на внешней рынок, установлению прямых связей, осуществлению производственной и научно-технич кооперации с зарубежными партнерами, представление предприятиями – производителям продукции, предназначенной для экспорта, самостоятельности в осущ ВЭД. 2. Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур – совместных предприятий (СП), производственных кооперативов, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами (АВЭС), межправительственных международных объединений и организаций (МО) с целью ускорения научно-технического прогресса в области и экспортного производства. Второй этап (1989 – 1991 гг.) : характеризовался дальнейшим развитием сферы ВЭД и формированием системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего с помощью методов нетарифных ограничений экспорта. Именно на этом этапе право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено всем предприятиям – производителям конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг. Около 97% всего объема экспортно-импортного операций приходилось на госуд внешнеторговые объединения. Третий этап (!992-1995 гг.) – на этом этапе усилия государства были направлены, во-первых, на разработку внешнеэкономической стратегии России и создание нового механизма госрегулирования ВТД, соответствующих принципам либерализации, а также законодательства в сфере ВЭД. Стратегические цели ориентировали на совершенствование структуры внешнеторгового оборота и экспорта, использование современных эффективных форм работы на внешних рынках и расширение их географии, развитие промышленных технологий в экспортном производстве за счет привлечения иностранных партнеров, повышение конкурентных параметров и доли экспорта машинотехнической продукции. Важным моментом данного этапа стало принятие основополагающих для внешнеэкономической сферы законов: «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ. Четвертый этап (1995- 1999)отличался процессами совершенствования методов государственного регулирования ВТД в направлении его унификации с международной практикой.. Появились вынужденные формы контроля (валютного, таможенного). На современном этапе основные усилия направлены на приведение отечественной практики и законодательства по госрегулированию в соответствии с правилами и соглашениями ВТО, согласование позиций в торговых уступках со странами - участницами ВТО. Однако до настоящего момента в РФ нет четкой общепризнанной долгосрочной стратегии интеграции в мировую экономику и развития внешнеэкономич сферы исходя из национальных интересов и приоритетов.

Основные Виды и формы ВЭД

ВЭД могут осуществляться в различных видах:

Внешняя торговля: экспорт, импорт, бартерные сделки, товарообмены, компенсационные сделки;

Виды внешнеэкономической деятельности

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или в момент фактического предоставления услуг или передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товара приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза их с таможенной территории РФ, в частности толлинг (внешний и внутренний).

Внутренний толлинг – закупка иностранным юридическим лицом (нерезидентом) у российского юридического лица (резидента) товара или ресурса (сырья) и передача его другому российскому юридическому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного сырья за границу.

Внешний толлинг – это закупка товара или сырья за рубежом для переработки в стране и последующего вывоза товара за границу.

Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или фактического получения услуг, или прав на интеллектуальную собственность.

Реэкспорт – ввоз товара на территорию данной страны в целях его последующего экспорта в другие страны без какой-либо промежуточной обработки.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там обработке (не проданные на аукционе, выставке, забракованные покупателем и другие).

Но если изначально товары к продаже не предназначались, они не засчитываются в реимпорт.

Торгово-посреднические операции – это операции связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

Работа через посредников представляет собой косвенный метод ведения торговли, в отличие от прямого метода – непосредственного контакта между производителем и покупателем.

Операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д.

1. Одним из основных факторов развития ВЭС являются географические условия, различия в природных ресурсах (речь идёт о запасах полезных ископаемых, климата, плодородия почвы).

Значительное увеличение объёмов выпуска продукции, появление новых отраслей и видов производств ведут к резкому увеличению спроса на различные виды сырья, материалов, топлива. Однако, в одной отдельно взятой стране это ограниченно природными условиями. Для примера рассмотрим Японию, островное государство с достаточно жёстким климатом, бедными почвами и практически полным отсутствием полезных ископаемых. Но развитие промышленности в этой стране очень высоко. Конечно научно-технический прогресс привел к более экономному расходованию сырья, его комплексному и многократному использованию, внедрению синтетических материалов, что в некоторой степени снизило зависимость промышленно-развитых стран от внешних источников сырья, но в то же время для ооеспечения новых прогрессивных отраслей существенно возросла доля импорта ряда редких цветных металлов, нефти, газа.

Нельзя не учитывать технический переворот в сельском хозяйстве, что позволило промышленно-развитым странам значительно повысить производство сельхозпродукции и производительность труда в этой области, а это привело к самообеспечению продовольствием в странах Западной Европы после второй мировой войны, но и сейчас многие страны ввозят из за границы часть необходимого им продовольствия (кофе, чай, пряности, некоторые виды морепродуктов и т.п.)

Таким образом географические условия, различия в природных ресурсах, Запасах полезных ископаемых, климате, плодородии почвы являются первым фактором развития внешнеэкономических связей.

2. Теперь возьмем машинную промышленность — это массовое производство, связанное с необходимостью углубления специализации, улучшающей условия производства, способству ющей росту производительности труда, что ведет к наращиванию объема выпускаемых машин и оборудования сверх емкости внутреннего рынка страны производителя. Целью такого нара щивания выпуска машин является сбыт части продукции в других странах, где машинная индустрия развита слабее (здесь вытесняется менее конкурентно-способные предприниматели) или вовсе не развита (здесь преследуется цель приобретения сырья или продовольствия). Отсюда следует, что в экономике практически всех промышленно развитых стран кроме удовлетворения спроса на внутреннем рынке возрастает роль внешних рынков сбыта. В то же время отсутствие производства некоторых видов промышленной продукции ведет к повышению доли импорта для удовлетворения потребностей национальной экономики. Чем выше уровень экономического развития, тем более необходимым становится участие страны в международном разделении труда(МРТ) и во внешнеэкономических связях.

Вторым фактором развития внешнеэкономических связей является создание крупных предприятий по выпуску специализированной продукции с расчетом не только на внутренний рынок, но и на внешний.

3. Третьим фактором, усиливающим тенденции интернационализации хозяйственной жизни, становится научно-техническая революция. В связи с ростом в условиях НТР расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и капиталовложения для создания новых видов продукции увеличиваются оптимальные размеры предприятий и в то же время намного расширяется номенклатура выпускаемых изделий.

Показателем повышения роли внешней торговли в экономике основных промышленно-развитых стран служит рост отношения объема экспорта к величине валового национального продукта (BHП), что свидетельствует о том, что все большая часть их конечного общего продукта реализуется на внешних рынках, но возможны в экономике любой страны периоды, когда рост экспортной квоты приостанавливается. Такое наблюдается в период возникновения новых производств, ориентирующихся вначале на внутренний рынок. Однако общая тенденция увеличения экспортной квоты остается неизменной.

Б большой зависимости от внешнеэкономических связей находятся государства с небольшой территорией и численностью населения. Они лишены возможности организовывать массовое производство всей номенклатуры современной продукции, поэтому там складывается производственная структура с ограниченным кругом отраслей. В таких странах как Нидерланды, Бельгия, Норвегия 1/2 часть Валового национального продукта экспортируется, а 1/2 часть потребляемой продукции импортируется. С ростом НТР зависимость таких стран от внешних связей будет увеличиваться, т.к. в экономике все больший удельный вес занимают новые и новейшие наукоемкие производства, развитие которых в этих странах возможно лишь на базе участия в международной специализации и кооперировании.

Такие крупные производители как США, Германия в меньшей степени зависят от внешних связей, но и здесь в условиях НТР эта зависимость быстро возрастает.

Так же заинтересованность некоторых стран обеспечена не только потребностями сбыта, но и получением определенных товаров извне, для производства которых в их хозяйстве нет необходимых условий.

Огромную роль внешний рынок играет в экономике развивающихся стран.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.