Формы международного движения трудовых ресурсов. Причины и последствия международного движения рабочей силы

Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями , а участников этого процесса — мигрантами .

Страну, принимающую мигрантов, называют страной-резидентом , импортером рабочей силы, а въезжающих в нее мигрантов — иммигрантами. Страна, из которой выезжает рабочая сила, называется страной-донором , экспортером рабочей силы, а выезжающие из нее в поисках работы граждане — эмигрантами.

Виды миграций населения

В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянные , или безвозвратные, миграции и временные (иногда сезонные, например, на период работы, учебы) миграции. Характер, масштабы и направление миграционных потоков в современную эпоху заметно отличаются от потоков как далекого, так и довольно близкого прошлого.

Старая миграция

Под старыми миграциями имеются в виду переселения, возникшие в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.) и последующий период вплоть до . Европейские государства захватывали огромные территории, создавая мировую колониальную систему. Богатства и труд населения колоний были призваны умножить мощь и процветание метрополий. Для поддержания порядка и организации эксплуатации аборигенов (коренных жителей) началось массовое заселение Америки , в первую очередь Северной. Одновременно европейцы колонизовали крупные регионы Азии, а также всю Африку, Австралию и Новую Зеландию. Наряду с добровольными мигрантами в освоении земель принимали участие и вынужденные переселенцы (насильственно завезенные в США африканские негры, ссыльные английские каторжники в Австралии и Новой Зеландии, а также этапированные заключенные других европейских государств). Считается, что с начала XIX в. вплоть до Первой мировой войны из Европы эмигрировало около 50 млн. человек (примерно треть которых затем вернулась на родину).

Промышленный переворот конца XVII — начала XIX вв. означал не только создание нового типа производительных сил, но и возникновение новых форм международных миграций населения. В эпоху капитализма перемещение трудовых ресурсов все более утрачивало черты внеэкономического принуждения. И ныне в мирных условиях оно определяется в основном экономикой международного , т. е. предложением и спросом на нее.

В конце XIX и первой половине XX столетия наибольший приток мигрантов отмечался из стран Европы в США, быстро развивающаяся промышленность которых испытывала острую нехватку рабочей силы. Переселения носили преимущественно добровольный семейный характер, т. е. включали все возрасты. В дальнейшем ситуация изменилась. Страны Западной Европы сами стали привлекать иностранных рабочих, главным образом мужчин молодых возрастов. Теперь пополнение трудовых ресурсов происходило преимущественно из стран Азии и Африки. Смена источников получения рабочей силы означала, что на место старой миграции пришла новая миграция. Наиболее активно в деле привлечения иностранных рабочих действовала Германия, имевшая незначительные колонии и потому почти не пользовавшаяся эксплуатацией заморского труда. Привлечение иностранных рабочих, согласных практически на любые условия труда, послужило мощным толчком экономического прогресса стран Западной Европы и Северной Америки.

Новая миграция

Основными причинами новой миграции стали преимущественно экономические и военно-политические.

Экономические причины

С XV в. западноевропейские государства формировали колониальную систему, которую использовали в качестве важнейшего источника первоначального накопления капитала. На протяжении почти пяти столетий прямое ограбление колоний и неэквивалентный обмен способствовали росту материального благосостояния метрополий и сдерживали развитие стран других континентов, превращенных в колонии или полуколонии.

Лишь во второй половине XX в. подъем национально-освободительного движения, поддержанный странами социализма, привел к ликвидации колониальной системы. Место прямого ограбления заняла его более завуалированная форма — неэквивалентный обмен , при котором на свободном рынке устанавливаются высокие цены на промышленные товары индустриальных государств и низкие цены — на сырье освободившихся стран. В мировых экономических отношениях широкое распространение приобрели инвестиции, кредиты и субсидии, приводившие к росту внешней задолженности развивающихся стран и их финансовой зависимости.

Создание новой системы (нередко называемой неоколониализмом), в которой сохранялись экономически и политически неравноправные отношения, обеспечило государствам не только продолжение, но и усиление эксплуатации практически всех стран третьего мира. Это позволило наиболее преуспевшим государствам Северной Америки и Западной Европы, а также Японии выделиться в особую группу стран золотого миллиарда (по численности проживающего в этих странах населения).

Эта группировка навязывает либерально-рыночную систему международных экономических отношений для использования национальных богатств, особенно сырьевых и людских ресурсов бывших колоний, превращенных в страны-доноры. Ныне страны золотого миллиарда потребляют 75% сырьевых ресурсов мира, а США с их 4,5% населения планеты — свыше трети. Спрос на сырье, в частности, топливно-энергетические ресурсы, по прогнозам, будет расти и в XXI в., несмотря на внедрение синтетических заменителей или энергосберегающих технологий.

В результате перекачки и эксплуатации иностранных рабочих (и ряда других факторов) стран золотого миллиарда, приходящийся на душу населения, в настоящее время превышает 30 тыс. долл. США в год, тогда как в остальных странах мира, включая Китай, Индию и Россию, он в среднем достигает 5 тыс. долл. (а в некоторых странах — даже 500 долл.). Причем, по данным , разрыв в уровнях подушевого дохода за последние 50 лет не сократился, а увеличился. Продолжающаяся поляризация стран и народов привела к созданию на одном полюсе общества потребления, а на другом — общества нищеты и полуголодного существования (от голода в странах Африки и Азии ежегодно умирает несколько сот миллионов человек). Естественно, что высокий жизненный уровень индустриальных государств является для мигрантов мощной притягательной силой, а нищета на родине — выталкивающим фактором . Отсюда — стремление миллионов людей «уйти туда, где лучше».

Следует напомнить, что Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней. Поэтому в послевоенный период страны Западной Европы испытывали острую нехватку рабочей силы. К тому же был нарушен процесс воспроизводства населения из-за внушительной потери мужчин фертильных (детородных) возрастов. Страны Западной Европы решили выйти из трудного положения, предлагая демобилизованным воинам, набранным в армию в колониях, остаться на постоянное или временное проживание в метрополии. Более того, они стали поощрять переезд трудоспособных мужчин, гарантируя им получение работы.

С этой целью было срочно пересмотрено иммиграционное законодательство. Например, Франция в 1946 г. сняла 95% ограничений на въезд в страну жителей своих колоний (формально оставались лишь карточки, удостоверяющие состояние здоровья). Проживавшие на 1 января 1947 г. в метрополии 50 тыс. алжирцев получили французское гражданство (подобная практика продолжалась до 1962 г., когда Алжир добился независимости). В самом Алжире подбирали рабочих по двум признакам: состоянию здоровья и отсутствию у них работы.

Уже в 1950-х гг. в странах Западной Европы возникла идея интеграции, превратившаяся в мощную тенденцию, действующую по сей день. Римский договор о создании ЕЭС 1957 г. провозглашал устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов. Поэтому предусматривалось устранение всякой дискриминации иностранных рабочих. Однако на практике страны сообщества все чаще стали вводить различные ограничения на въезд иностранных рабочих.

Дело в том, что на численный и качественный состав иммигрантов все большее воздействие стала оказывать начавшаяся НТР (научно-техническая революция). Индустриальные государства во все большем объеме предъявляли спрос на квалифицированную рабочую

Изменение спроса на рабочую силу привело к тому, что в конце 1960-х гг. западноевропейские государства внесли существенные коррективы в свою иммиграционную политику. С одной стороны, они установили жесткий контроль не только за состоянием здоровья, но и за квалификацией рабочего, навыками его работы на современном предприятии. Спрос на неквалифицированную рабочую силу заметно сократился. С другой стороны, законодательство некоторых стран Запада начало предусматривать ограничения на въезд иностранных граждан.

Еще более весомые перемены в иммиграционной политике западных государств произошли с конца 1973 г., когда стали развиваться нефтяной и структурный кризисы . Правительства этих государств, ссылаясь на свертывание производства и рост безработицы, начали в одностороннем порядке вводить новые законодательства, сначала по ограничению притока иммигрантов, а затем и по полной его приостановке. Так, Франция на три года (1974-1977) приостановила иммиграцию. Бельгия лишь ограничила приезд иностранных рабочих с семьями. США ввели количественное ограничение: квота для иммигрантов была снижена до 400 тыс. человек в год. Новые законодательства свидетельствовали об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики в соответствии с ее изменениями на мировом рынке рабочей силы.

Иное отношение сложилось к специалистам высшей квалификации (кроме гуманитарной). В странах Западной Европы эти лица принимались практически без ограничений. А Соединенные Штаты даже поставили политику привлечения иностранных научно-технических кадров на государственную основу. В 1968 г. США приняли закон, который отменял привилегии на въезд из ряда западноевропейских государств, а прибытие специалистов из развивающихся стран получило некоторые преимущества. Уже тогда американское государство посчитало, что приток специалистов из Азии, Африки или Латинской Америки может стать одним из источников национальных ресурсов. Вплоть до 2000 г. индустриальные страны Запада изменяли свое законодательство, облегчая и даже поощряя приток высококвалифицированных кадров из слаборазвитых стран.

В период, когда промышленно развитые государства стали ограничивать иммиграцию неквалифицированных рабочих, существенно возросла роль некоторых развивающихся стран в качестве импортеров рабочей силы. Особенно разительные перемены произошли в нефтеэкспортирущих странах Ближнего Востока, в которых с конца 1973 г. началось резкое увеличение доходов, но не в связи с мощным развитием производительных сил, а в связи с высокой конъюнктурой мировых цен на нефть. Доходы от продажи нефти достигли в странах Ближнего Востока беспрецедентных масштабов.

Получение столь крупных поступлений нефтедоларов создало условия для экономического бума, для реорганизации национального хозяйства. Однако нефтеэкспортирующие страны не располагали для этого необходимыми трудовыми ресурсами, поскольку доля экономически активного населения составляла в среднем 20% и буквально мизерной была доля квалифицированных рабочих и специалистов. Такое состояние трудовых ресурсов вынудило внезапно разбогатевшие страны искать выход в импорте иностранной рабочей силы.

С 1974 г. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия и другие нефтеэкспортеры приступили к массовому использованию иностранных рабочих. В отдельные годы численность иностранных граждан в ОАЭ и Кувейте в 3-4 раза превосходила численность местных работников. Причем разрыв в уровнях оплаты иностранных и местных рабочих был еще больше, чем в индустриальных государствах. За короткий промежуток времени нефтедобывающие страны смогли с помощью иностранных рабочих преобразовать свои полуфеодальные структуры в современные хозяйства. Можно утверждать, что именно эксплуатация труда десятков миллионов иностранных рабочих помогла странам Ближнего Востока, как ранее государствам Запада, совершить экономическое чудо.

С начала 1980-х гг. мировые цены на нефть стали снижаться, и соответственно сокращаться доходы нефтеэкспортирующих стран. Но они к этому времени смогли оснастить производство современной техникой и технологией, а также подготовить некоторое количество национальных кадров. Нефтеэкспортирующие страны стали постепенно вводить ограничения на иммиграцию неквалифицированной рабочей силы. Одновременно они, подобно индустриальным государствам, стали вводить систему поощрения приезда квалифицированных рабочих и специалистов. Для последних они обеспечивали достаточно комфортные условия проживания (вместе с семьями) и довольно высокие оклады. На такие предложения откликались высококвалифицированные специалисты не только развивающихся стран, но и промышленно развитых государств, включая Англию и США.

Экономические причины для найма за рубежом превалируют и у самих эмигрантов. С одной стороны, это стремление приобщиться к более благополучной жизни. Опросы, проведенные в большинстве стран-доноров, показали, что основной причиной отъезда рабочих служило намерение больше заработать (60-80% опрошенных). К этому следует добавить желание получить специальность или повысить квалификацию (4-6%). С другой стороны, это боязнь остаться без работы. Правда, доля безработных среди отъезжающих была относительно небольшой (8-10%).

С течением времени правительства некоторых развивающихся стран стали ограничивать отъезд квалифицированных рабочих, а тем более специалистов, необходимых и подготовленных для собственной экономики. Они требовали компенсации за полученное образование или повышали стоимость виз. Периодически в странах-донорах развертывалась широковещательная кампания по возвращению на родину ученых, инженеров, компьютерщиков и др., а правительство обещало им улучшить материальное положение и условия работы. Однако эти усилия приносили ограниченный результат, и «утечка умов » продолжала наносить ущерб национальному хозяйству.

Военно-политические причины

Существует широко распространенное мнение, что XX в. стал наиболее цивилизованным и гуманным. Но именно в этом столетии заметно возросла политическая, этническая и религиозная нетерпимость. Именно в это столетие проходил кровавый передел мира, вызвавший расчленение и упразднение целых государств.

За многими этими событиями зачастую просматриваются экономические причины, в частности, стремление стран золотого миллиарда обеспечить доступ к чужим сырьевым ресурсам. В данном случае важно отметить, что каждое такое военно-политическое событие порождает массовое перемещение населения , чаще всего именуемое временным переселением, хотя оно, как правило, носит долговременный и нередко межстрановой характер

Первая мировая война и в определенной мере предшествующие ей Балканские войны создали новую военно-политическую обстановку в Европе. Кровопролитные сражения, разрушение гражданских объектов, даже приближение противника поднимали массы людей с мест постоянного проживания, превращая их в беженцев, перемещенных лиц или политических эмигрантов. Многие европейцы перебрались тогда в более спокойные регионы Северной и Южной Америки или Австралии, и лишь небольшая часть их вернулась после завершения Первой мировой войны.

В промежутке между двумя войнами в Италии и Германии утвердился фашизм , порожденный западной цивилизацией. Новый режим, особенно в Германии, проявил расовую и религиозную нетерпимость, поэтому многие представители других национальностей или вероисповеданий покинули фашистские страны. А начатая Германией Вторая мировая война привела к возникновению множества потоков беженцев. Миллионы европейцев переселялись в более безопасные места: в США, Канаду, Австралию или в колонии Англии, Франции, Бельгии.

С конца 1940-х гг. развернулось национально-освободительное движение, поддержанное социалистическими странами. Большинство колоний и зависимых территорий смогло добиться независимости мирным путем, но меньшинству пришлось с оружием в руках изгонять английских, французских или американских оккупантов. В ходе сражений тысячи беженцев в поисках спасения пересекали государственную границу.

Пять арабо-израильских войн, гражданские войны в Ливане, Эфиопии, Сомали, Кампучии, Конго, исламская революция в Иране, война между Ираком и Ираном, нападение Ирака на Кувейт, гражданская война в Югославии и затем агрессия НАТО против Югославии — все эти трагические события дестабилизировали мирную жизнь населения Евразии и Африки, принуждая мирных жителей к бегству. Смена режима в Афганистане и ввод советских войск положили начало потоку беженцев , насчитывающих к концу 1980-х гг. от 6 до 8 млн. человек.

Бесспорно, беженцы составляют иную категорию мигрантов. Их численность достигла внушительных размеров: в 1970 г. — 2 млн., а в 2000 г. — уже 40 млн. человек. Официально только в 1990 г. в Западную Европу прибыло 420 тыс. беженцев, в том числе из Турции (в тыс.) — 46,5, Ливана — 28,3, Шри Ланки — 17,9, Ирана — 16,5, Индии — 11,2, Сомали — 10,4 и т. д. Рано или поздно они начинают искать себе ту или иную форму занятости.

Общую численность мигрантов, включая беженцев, трудно определить из-за текучести этой категории людей или незаконности их пребывания. По приблизительным оценкам, в 2000 г. в перемещениях рабочей силы принимало участие более 80 млн. человек, а с семьями — около 150 млн., из которых на долю граждан стран Востока приходится свыше 60%. В зависимости от экономической или военной ситуации эти цифры могут существенно увеличиться.

Основная масса легальных и нелегальных мигрантов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (приблизительно по 25-30 млн. человек), а также на нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока (БВ) (12-15 млн. человек). В индустриальных государствах они сосредоточились в промышленности и сфере услуг, а в странах БВ — в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. В зависимости от конъюнктуры занятость иностранных рабочих может изменяться безотносительно их квалификации.

Экономические последствия международных трудовых миграций

Все исследования международных организаций и отдельных ученых показали, что использование иностранных рабочих содействовало хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогло многим из них совершить экономическое чудо. Конечно, если бы это было не так, то индустриальные и нефтеэкспортирующие государства давно бы отказались от импорта рабочей силы.

Однако в преддверии XXI в. странах Западной Европы развернулись жаркие споры о ряде социальных и демографических последствий. Противники импорта рабочей силы утверждают, что в 2000 г. в странах Западной Европы насчитывается 20 млн. безработных. Поэтому приток иммигрантов поднимает еще выше уровень безработицы и, как следствие, уровень преступности. Другой аргумент привел популярный французский исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, в ближайшей перспективе в результате переселения североафриканцев вся Европа будет говорить не по-французски, не по-английски, не по-немецки, а только по-арабски. Его сторонники указывают на формирование крупных диаспор арабов, турок, персов и других народов с их языком, культурой и религией. Удельный вес неевропейцев, ныне составляющий 8-12% населения, постоянно растет, вытесняя белую расу. По их мнению, белого человека уже можно заносить в Красную книгу.

Экономические последствия миграций для стран-доноров

1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной рабочей силы не поднял уровень безработицы в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной работы на другую или переезжать в соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

Выше отмечалось, что доля безработных среди выезжающих на работу за рубеж была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны ;

Действительно, в ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.

В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления рабочих страны-доноры брали новые кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство , т. е. в реальный сектор экономики.

Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

Экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу

  • Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила);
  • Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства;
  • Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих;
  • Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы

Труд – один из главных факторов производства. Экономический рост в обобщенной форме характеризуется величиной изменения двух показателей – увеличением населения и увеличением наличных ресурсов. Численность и структура населения стран мира, материальная обеспеченность, развитие науки, образования, культуры, общества, трудовые резервы и миграция – эти (и не только эти) вопросы непосредственно связаны с экономическим ростом стран и мировой экономики в целом. Рост населения и динамика численности работников, качество их трудовых функций и складывающиеся трудовые отношения на протяжении столетий служили основным источником экономического роста и развития стран мира.

Понятие, сущность. Факторы производства, в том числе рабочая сила, обладают способностью к международному перемещению и, таким образом, до определенной степени могут заменять международные торговые отношения. Из рассмотренного в данной главе материала следует, что многие важные аспекты международной миграции рабочей силы и ее последствия схожи с эффектами от внешней торговли стран. Рабочая сила перемещается из стран, в которых существует ее явный избыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток. Такое перемещение, несомненно, повышает эффективность национальной экономики, которая использует иностранных рабочих и их труд. Эта дополнительная рабочая сила расширяет выпуск товаров для мирового рынка и в то же время вызывает эффект перераспределения доходов, что затрагивает интересы отдельных групп населения.

Международная кооперация на базе международного разделения труда осуществляется в двух главных формах:

  • 1) товарного обмена;
  • 2) трудовой миграции.

С точки зрения понятийного осмысления проблемы существует "внутренняя" миграция рабочей силы, которая происходит внутри страны, между ее разными регионами, и "внешняя" – между двумя или (и) большим количеством стран. Иногда политическая эмиграция трансформируется в трудовую миграцию, поскольку политэмигранты трудоустраиваются, превращаясь в работников-мигрантов; это разновидность вынужденной внешней эмиграции.

Международная миграция рабочей силы это переселение населения в трудоспособном возрасте из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное экономическими причинами (намерением трудоустройства).

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны в другие страны; иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из других стран. "Утечка умов " – международная миграция высококвалифицированных кадров специалистов.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Трудовая миграция – явление, которое существовало даже в весьма отдаленные времена. Поэтому важно знать, в каких формах и видах это явление наблюдалось в предшествующие периоды. Формы социальной мобильности изменчивы, но само это явление органически присуще человеческим обществам.

Согласно Питириму Сорокину, социальная мобильность является естественным состоянием общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и социальных объектов – всего того, что создало человечество в процессе его деятельности. Сорокин выступал против теории классов и впервые ввел понятие "экономическая стратификация", подразумевая иод этим устойчивые социальные группы-общества по уровню их доходов и роду занятий. При этом он делает вывод о том, что основные структурные группы, изменяя лишь название, продолжают существовать на протяжении жизни всех известных цивилизаций, с самой глубокой древности доныне во всех системах государств: демократических, коммунистических, диктаторских и т.д. "И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей". Самые мощные удары по этим стратификационным группам наносят войны и иные социальные конфликты, взрывным образом порождая потоки беженцев. В результате быстро ломаются вековые традиции народа, формируются процессы деградации структуры этноса, возникают новые внецивилизационные конфликты (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

На рис. 13.1 представлена достаточно сложная структура современной миграции; приведенные здесь понятия содержат мотивационные причины целой классификационной группы миграций, которые прямо или косвенно имеют отношение к трудовым миграциям.

Общие причины миграций. История человечества знает множество крупнейших территориальных перемещений, одно из которых получило название великого переселения народов. На первых этапах население снималось с традиционных мест обитания под воздействием комплекса причин, когда определяющую роль играли естественно-природные обстоятельства. Позже наступил период бесконечных войн, когда основной формой вознаграждения победителей выступали захватываемые в плен люди, предназначаемые для продажи в рабство. Далее основную роль стали играть демографически-экономические причины, а в Новейшее время – в большей степени экономические причины. Отступлением от этого правила были два периода мировых войн – 1914–1918 гг. и 1939–1945 гг., когда десятки миллионов людей оказались перемещенными из одних стран в другие и последствия таких перемещений были не менее впечатляющими, чем в эпоху великого переселения. В конце XX в. в связи с участившимися региональными конфликтами появилась регионально-международная вынужденная миграция, которая не связана с поисками работы (этот вопрос возникает позже, когда беженец, убедившись в том, что он цел и невредим, начинает искать кров и пищу). Это, например, мигранты из Вьетнама, Кампучии, Чили, Кубы, Гаити, Греции (после переворота "черных полковников" в 1950–1970-х гг.), а также интеллектуалы США во времена фашиствующего сенатора Маккарти (конец 1940-х – начало 1950-х гг.) и т.п. – всех их вынудили бежать из своей страны преследования и репрессии. Военные конфликты в Африке и Латинской Америке, которые происходили в 1960–1990-е гг., оборачивались миллионами беженцев. Этническая война в бывшей Югославии, а затем бомбардировки Сербии вооруженными силами НАТО стали огромной трагедией для миллионов людей, многие сотни тысяч из них вынуждены были бежать за пределы своей родины.

Как пожар в лесу, стали вспыхивать локальные конфликты, переходящие в военные действия по всей территории СССР (Узбекистан, Казахстан, Прибалтика, Молдавия, Южная Осетия, Ингушетия и Северная Осетия, Абхазия, наконец, Чечня). Военные конфликты и последствия развала СССР непосредственно способствовали тому, что беженцами стали около 10 млн человек.

Новые потоки беженцев порождены операцией НАТО в Ливии.

Отметим, что в основе послевоенных международных миграций трудовых ресурсов находятся собственно экономические причины, а не только указанные военно-политические коллизии. Международные миграции трудовых ресурсов повлекли за собой крупные изменения как в странах-реципиентах, так и в странах-донорах. Перемены носят многоплановый характер, поэтому они привлекают внимание не только экономистов, но и социологов, демографов и т.д.

Международные миграции стали актуальными для всех стран, народов и континентов. ООН явление миграции определяет как "любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев". По официальным данным ООН, в 1994 г. число беженцев составило более 24 млн человек (в 1980 г. – менее 10 млн). В 2010 г. число мигрантов в мире составило около 214 млн человек; видимо, не случайно XX в. назван "веком беженцев".

Иммигранты из развивающихся стран. Безработица, низкий уровень жизни, стремление вырваться из нищеты – вот основные мотивы иммиграции из развивающихся стран в развитые регионы мира. Наряду с ярко выраженными экономическими причинами подвижности населения возникали и усиливались политические, социальные и демографические факторы, которые в той или иной мере содействовали перемене места жительства на определенное время или навсегда. Степень их воздействия была различной в развивающихся странах, но порой она оказывалась весьма значительной.

Мобильность населения следует больше связывать не столько с плотностью, сколько с его имущественной поляризацией и быстрым ростом числа жителей развивающихся стран. Общей чертой бедных стран Азии и Африки, в меньшей мере стран Латинской Америки является высокий прирост населения, что воздействует па все стороны жизни этих стран. Известно, что с 1950 по 2005 г. население Азии увеличилось на 1,8 млрд человек, т.е. на величину, значительно большую, нежели нынешнее население всех экономически развитых государств мира.

Вследствие демографического взрыва практически во всех странах Азии и Африки заметно возросла плотность населения и, что еще более важно, сократились размеры обрабатываемых площадей, приходящихся на одну сельскую семью. Например, в Индии за 1950–1995 гг. размер земельного участка уменьшился в три раза, а в Пакистане со времени достижения независимости – в 2,7 раза; в Турции на душу сельского населения в 1950 г. приходилось 0,7 га обрабатываемых площадей, в 1960 г. в результате освоения ранее неиспользуемых земель – 0,8 га, затем этот показатель систематически снижался и к 1995 г. составил менее 0,4 га.

Вместе с ростом населения увеличиваются потребности в продовольствии, жилье, обрабатываемых площадях, водоснабжении, энергетических мощностях, а также в рабочих местах. Объективные же возможности такого обеспечения населения снижаются. Все это дает основание утверждать, что быстрый рост населения стран является одной из важнейших причин эмиграции в бедных государствах. Причины и последствия международного движения трудовых ресурсов неоднозначны, они постоянно изучаются специалистами применительно к каждой стране (или группе схожих стран).

Бедность главная причина трудовой миграции. Главные причины трудовой миграции (при всей важности других компонентов, о которых мы упоминали) – это поиск работы, которая давала бы возможность для достойной жизни человеку (и его семье, если она имеется). В развитых странах существует определенная тенденция среди специалистов менять обстановку, страну, работу, переезжая, например, из Великобритании в США, Канаду или Австралию – или наоборот. Но не эти мотивы лежат в основе современной трудовой миграции как важнейшего социально-экономического и международного явления. В основе этого явления – бедность, столь характерная для большинства стран мира, которое составляют экономически слаборазвитые страны, где во-первых, высок уровень безработицы, а во-вторых, даже наличие работы далеко не всегда удовлетворяет человека в силу плохих условий или низкой оплаты труда.

Поэтому основной источник происхождения современной трудовой миграции – это экономически слаборазвитые страны. Причем картина складывается достаточно сложная. Например, многие ученые, аналитики, высококвалифицированные рабочие выезжают из России в западноевропейские страны в поисках лучших условий жизни и труда. Но, в свою очередь, в Россию в массовом порядке устремляются мигранты из бывших союзных республик, где эти условия намного хуже. Такая ситуация является характерной для целой группы стран, в том числе переходных, которые развиваются достаточно успешно, но все еще значительно отстают по социальным параметрам от группы развитых стран мира.

Как мы выяснили, главная причина того, что люди выезжают из страны в поисках работы, это поиски средств к существованию. Неравномерность социально-экономического развития привела к повышению подушевого национального дохода сначала в индустриальных государствах, а затем в нефтедобывающих (точнее, экспортирующих нефть в больших объемах), что породило мощные внутренние сдвиги в традиционных обществах, способствуя их модернизации и формированию мотивов перемещения части людей. Конечно, национальный доход увеличивается и в развивающихся странах, но во многих из них он растет медленно в отличие от разрыва в уровнях дохода на душу населения между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Низкий жизненный уровень, порой беспросветная нищета выражаются в низком уровне потребления в первую очередь продуктов питания, не говоря уже о товарах длительного пользования. Еще одна группа причин миграции имеет преимущественно социальный характер. Неразвитость местной системы образования, сети учреждений здравоохранения, неуверенность в завтрашнем дне, неудовлетворенность примитивным образом жизни – все это способствует формированию эмиграционного капитала, вызывает желание уехать в те страны, где условия жизни лучше. В ряде случаев можно выделить специфические формы трудовых миграций. К ним можно отнести, например, переезд молодых пакистанцев в Оман, где они по найму служат в армии султана. Другой, относительно редкой, формой можно считать переезды с целью заключения брака. Например, в ФРГ еще недавно насчитывалось около 500 брачных агентств, которые поставляли для состоятельных мужчин кротких и послушных невест из Юго-Восточной Азии. В условиях низкой оплаты труда, слабой индустриальной основы, невозможности использовать полученные знания в стране многие специалисты высокой квалификации в развивающихся и новых капиталистических странах также предпочитают покидать свои страны. Так сформировался миграционный поток в области "утечки умов" – отъезд из страны национальных кадров высокой квалификации и молодых перспективных ученых.

Другая причина – исключительная мобильность (или эластичность) иностранных рабочих, что проявляется преимущественно в двух случаях:

  • 1) при переходе из неперспективных отраслей в новые, более перспективные. В частности, во всех индустриальных и во многих нефтедобывающих государствах иммигранты работали в основном в сфере услуг;
  • 2) при угрозе безработицы или депортации они достаточно быстро перебирались из одной страны в другую, тем более что иммигранты, потеряв работу, не получали пособия по безработице в странах Запада вплоть до середины 1980-х гг., а в нефтедобывающих странах и в настоящее время.

Иммигранты в определенной мере содействуют уменьшению безработицы: иностранные рабочие, потребляя различные товары и услуги, повышают тем самым спрос. Расширение производства требует дополнительной занятости, в том числе за счет как иностранной, так и национальной рабочей силы. В результате благодаря труду иммигрантов постоянно увеличивалась занятость во всех странах- реципиентах при сохранении стабильной безработицы как коренных жителей, так и мигрантов.

График Кругмана – Обстфелда. Исходя из общих тенденций международной миграции рабочей силы (выравнивание заработной платы, рост мирового производства продукции, противоречивое влияние на разные группы населения) как фактора перераспределения мировых трудовых ресурсов, Π. Р. Кругман и М. Обстфелд построили график, иллюстрирующий причины и следствия мобильности (подвижности) рабочей силы (рис. 13.2).

Исследователи вопросов международных трудовых миграций, как правило, ссылаются на происходящий процесс нивелирования (выравнивания) уровней оплаты труда страны-эмигранта и страны-иммигранта. Этот вывод верен лишь при анализе миграции рабочей силы внутри группы развитых стран мира и никак не подтверждается фактами, когда речь идет о миграционных потоках рабочей силы "развивающиеся страны – развитые страны", если не иметь в виду ситуацию в сравнительно небольшой группе арабских нефтедобывающих стран, которая, однако, не влияет на выявившиеся общие тенденции.

Эффект иммиграции. Очевидно, что миграционные потоки оказывают глубокое и многомерное воздействие на жизнедеятельность принимающих обществ. Отметим следующие сферы воздействия:

Эффект иммиграции в значительной мере определяется ее масштабами. Согласно данным ООН, численность мигрантов США достигает 35 млн, далее следуют: Россия –

Рис. 13.2.

  • 13 млн, Германия – 7,3, Франция – 6,2, Канада – 5,8, Австралия – 4,7 млн. Каждый девятый житель развитых государств – иммигрант, более того, в некоторых из них иностранцы составляют ныне весьма существенную часть населения: в Австралии – 24%, Швейцарии – 19, Канаде – 17, США – 11%;
  • наряду с чисто количественными параметрами важны и структурные показатели миграционных потоков, в частности соотношение различных категорий мигрантов. За исключением небольшой группы стран (Швейцарии, Австралии, Португалии и Великобритании), доля экономических мигрантов, целенаправленно принимаемых в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы, в общих миграционных потоках невелика. Подавляющее большинство мигрантов принимаются по-прежнему по гуманитарным, а не экономическим соображениям. По каналам воссоединения семей прибывают 70–80% пришлых жителей в США, Швеции, Дании. На беженцев приходится около 20% иностранцев, живущих в Норвегии, Франции и Швеции. Еще более значительна доля иммигрантов в Бельгии и Нидерландах. Такие мигранты увеличивают число иждивенцев и создают дополнительную нагрузку на общество;
  • в современных условиях все большую роль играет уровень образования и профессиональной квалификации мигрантов. Как правило, уровень образования иммигрантов в целом ниже, чем местных жителей. Однако в Канаде и некоторых странах Южной и Центральной Европы в последнее время наблюдаются обратные тенденции: в Канаде в 2000–2005 гг. почти 26% иммигрантов в возрасте 25–44 лет имели образование третьей ступени против 20% местных жителей того же возраста. Среди вновь прибывающих работников их доля еще выше. В Канаде среди иммигрантов, принятых в 2001–2004 гг. на постоянное место жительства по программе квалифицированных работников, 46% имели образование третьей ступени, в том числе 15% – как минимум диплом магистра. При этом профессионально-квалификационный состав иммигрантов отличается высокой поляризацией, отражая современный спрос на иностранную рабочую силу и наличие специальных программ, которые, с одной стороны, поощряют приток определенных категорий высококвалифицированных специалистов, а с другой – обеспечивают свои потребности во временных, в том числе сезонных, малоквалифицированных рабочих для сельского хозяйства, туристического бизнеса и т.д. В последние годы на долю инженеров, ученых и менеджеров в ЕС приходилось около 40% вновь прибывшего иностранного экономически активного населения, в США – около 35%. Высококвалифицированные мигранты обычно приносят более высокую экономическую отдачу, легче проходят процесс социально-экономической интеграции и быстрее усваивают стандарты социального поведения местного населения, тогда как прием малоквалифицированных мигрантов может иметь негативные социально-политические последствия;
  • актуален вопрос о национальном составе иммиграции. Примерно треть иммигрантов в ФРГ – турки, во Франции – марокканцы и алжирцы, в США – мексиканцы. Увеличение численности иноэтнического пришлого населения, формирование этнических анклавов, превращение принимающих обществ в мультикультурные заостряют в них проблемы межэтнических отношений, что сопровождается усилением ксенофобии и способствует укреплению позиций экстремистских сил;
  • деструктивный эффект иммиграции в значительной степени определяется нелегальным характером большей части ее потоков. Число незаконных иммигрантов достигает, по некоторым оценкам, в европейских странах от 2,5 до 7 млн, в США – до 9–10 млн. Рост не поддающихся планированию, трудно контролируемых спонтанных перемещений населения рассматривается сейчас в контексте угроз национальной безопасности развитых государств, прежде всего терроризма, ухудшения криминогенной, санитарно-эпидемиологической ситуации и т.п.

Почему необходимы мигранты ? Сокращение численности и старение населения, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями характерны сейчас для многих развитых стран ожидается, что в ближайшие 50 лет население ЕС уменьшится примерно на 12%. На фоне увеличения продолжительности жизни каждый шестой житель ЕС в настоящее время старше 65 лет, а к 2050 г. это будет каждый четвертый (может быть, даже третий), причем в группе населения возраста 65–69 лет лишь 10% продолжают работать. В результате сокращается численность экономически активного населения. В настоящее время иммиграция обеспечивает в развитых странах мира свыше половины демографического прироста, а в Европе – около 90%. Для того чтобы сохранить численность экономически активного населения в 2000– 2050 гг., по прогнозам ООН, странам ЕС необходимо ежегодно принимать 1,4 млн человек. Кроме того, иммиграция оказывает и вторичное воздействие на демографическую ситуацию в принимающих государствах, обусловливаемое более высокими показателями рождаемости во многих семьях иммигрантов, особенно в первые годы после переселения. Соответственно, во многих развитых странах происходит рост доли иностранцев в рабочей силе: в Австралии она составляет 24,6%, в Швейцарии – 21,8, Канаде – 19,9, США – 15,3%.

Существенное влияние иммиграции испытывает и социопрофессиональная составляющая трудовых ресурсов. В условиях острых структурных профессионально-отраслевых и территориальных диспропорций на рынке рабочей силы она носит далеко не однозначный характер. В западных странах существует как хроническая, так и периодически возникающая временная и сезонная нехватка неквалифицированного персонала, необходимого для выполнения тяжелых, грязных, опасных и низкооплачиваемых работ, от которых отказываются местные жители. Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40% строительных рабочих, в США – 70% занятых в аграрном секторе.

В то же время дефицит наемного труда ощущается в группах высококвалифицированных специалистов технического профиля и квалифицированных рабочих среднего уровня. Так, в Австралии нехватка специалистов в области информационных технологий на 2001–2006 гг. оценивалась в 27–35 тыс. человек.

В США ныне работает около 1,5 млн ученых и инженеров иностранного происхождения (включая натурализованных мигрантов), в ЕС насчитывается около 2 млн иностранных ученых, инженеров, менеджеров и техников. Самая высокая доля иностранцев среди высококвалифицированных специалистов наблюдается в традиционных странах эмиграции: Австралии (25%), Канаде (18%) и США (9%), которые многие десятилетия целенаправленно проводят политику привлечения лучших мировых умов.

В качестве важного канала для пополнения человеческих ресурсов в научно-технической сфере рассматривается и прием иностранных студентов. В развитых странах сейчас обучаются 5 млн студентов, примерно треть из них приходится на долю США. В условиях снижения численности отечественных студентов, обучающихся естественным и техническим дисциплинам, эти страны проявляют возрастающую заинтересованность в иностранных студентах данного профиля, завершающих обучение на их территории, и вносят в свою миграционную политику изменения, облегчающие получение рабочих виз такими выпускниками. В Канаде, например, 36% иностранных студентов проходят курс обучения по этим дисциплинам, а в США при том, что доля иностранцев среди получивших степень PhD составляла 22%, в инженерных науках, математике и сфере информационных технологий она превышала 40%.

Важной формой международного сотрудничества является международное перемещение факторов производства. Оно включает:

Международное перемещение трудовых ресурсов;

Международное движение капитала посредством международного кредита;

Прямые зарубежные инвестиции.

Причины международного перемещения факторов производства по своей сути не отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя и существует методологическая общность анализа международной торговли и перемещения факторов, тем не менее, анализ последнего требует некоторого расширения понятий, связанных с движением товаров и услуг.

1. Страна с избытком трудовых ресурсов под воздействием одних обстоятельств может импортировать капиталоемкие товары; под воздействием других

Получать капитал посредством заимствования за границей.

2. Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или привлекать рабочих иммигрантов.

3. Страна, которая не может поддерживать эффективные размеры производства, может импортировать товары, в производстве которых крупные фирмы имеют преимущество или разрешить производство этих товаров филиалам зарубежных фирм.

Международное движение факторов производства на практике порождает большие трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем за движением капитала, строгой регламентацией прямых зарубежных инвестиций и т.п.

Вот почему изначально возможен анализ торговли в отсутствии перемещения факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, ибо значительно повышает эффективность производительных сил мира. Оно составляет предмет особого анализа.

Анализ международного движения факторов производства начинается обычно с анализа международной мобильности трудовых ресурсов - наиболее простой формы движения факторов.

Экономическая природа международной миграции рабочей силы.

Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух основных процессов: эмиграционных и иммиграционных.

Эмиграция - это выезд из одной страны в другую определенного контингента людей.

Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну.

На взаимосвязь указанных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции.

Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внутреннего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами, т.е. состоянием международной экономики, экономических связей между странами.

В определённые периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности Могут выступать также политические, военные, национальные, культурные и другие социальные факторы.

Причины международной трудовой миграции можно понять только ка конкретную совокупность названных факторов.

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции.

Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения, заработная плата которого не обеспечивает ему прожиточный минимум. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Как правило, данная цель достигается в экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни.

Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 основных этапа

1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в конце ХVIII - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда

Формирование мирового рынка труда содействовало:

Экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы,

Колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.

II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства Высокий уровень концентрации производства и капитали в передовых странах (США,Великобритания и т.д) обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия,Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила

III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-иммигранта - США Это было обусловлено следующими причинами:

1. Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., проявившегося в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов;

2. Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

IV этап начался после II мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и который получил название «утечка умов»;

Усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции.

Масштабы, формы и направления международной миграции.

К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1% населения планеты

Не менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной концентрации миграции, специфики использования труда рабочих-мигрантов. Эти обстоятельства играют существенную роль в системе международных экономических отношений как способ межгосударственного и внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства

Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы

Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой.

Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки.

В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют. постоянную миграцию. Эта форма преобладала до 1 мировой войны и была характерна тем; что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное место жительства в США, Канаду, Австралию и др. Переселение в обратном направлении было незначительным;

Временную миграцию, предполагающую возвращение мигрантов на родину после окончания определенного срока В этой связи следует отметить, что современная трудовая миграция приобрела ротационный характер;

Нелегальную миграцию, которая весьма выгодна предпринимателям стран-иммигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им рабочей силы

Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

Последствия международной миграции весьма разнообразны

1.Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производства

2. В стране эмиграции.

а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переволы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов.

б) при постоянной миграции создаются условия лишения страны квалифицированной рабочем силы, потерь связанных с так называемой «утечкой умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны

В стране эмиграции в целом потери превышают выгоды Возможными ответными мерами правительства могут быть:

Запрет эмиграции как таковой;

Налог за «утечку умов»,

Создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы.

3. В стране иммиграции.

а) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

6) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. Так, в США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты;

в) иммиграция создает излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих;

г) к отрицательным внерыночным эффектам, порожденными иммиграцией, относятся: социальные трения, обострение национальных проблем, преступность и т. д.

Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда

Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дед а также специально созданные государственные и межгосударственные органы

Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные кик в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране

Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных работников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях.

Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Она функционирует в составе СОН

Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция.

Украина в мировых миграционных процессах Украина в составе СССР была изолирована от мировых миграционных процессов. Сейчас делаются первые шаги цивилизованного включения в эти процессы

1. Украина является членом МОТ, что обязывает ее соблюдать международные миграционные нормы

2. В Украине возникли организации, оказывающие услуги по трудоустройству за рубежом Сегодня существуют два основных вида фирм, оказывающих подобного рода услуги: информационно-консалтинговые фирмы и имплоймент-агентства

3. Издержками в становлении посреднических фирм в Украине является то, что существует немало "агентов" по трудоустройству, связанных с криминальным бизнесом. Поэтому для деятельности информационно-консалтинговых фирм и имплоймент-агентств в Украине необходимы сертификаты и лицензии Министерства труда Украины

4. Основные направления миграционных потоков из Украины только начинают вырисовываться. В качестве векторов эмиграции выделяются Такие страны как США, Канада, Израиль, Германия, Греция, ЮАР и др. В последнее время в качестве центра притяжения эмигрантов становится Россия. В эти страны устремляются потоки как высококвалифицированных специалистов (речь идет в т ч. об "утечке умов"), так и рабочие низкой квалификации, готовых к выполнению любой деятельности.

    Мировая экономика (широкое определение) - это сумма всех национальных экономик мира.

    Сущность и понятие рынка труда. Причины и виды миграций рабочей силы, основные тенденции и проблемы данного явления, их разрешение. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы.

    Неоклассические модели домохозяйства. Высокие доходы, возможные в США. Новая экономикс и неоклассическая теория миграции, противоречия.

    Курсовая работа по экономической теории на тему: интеллектуальная собственность «утечка умов» выполнил студент МБК 2–го курса гр. 2 сб–13 ухтаров Р. К.

    Условия и факторы, определяющие международную миграцию трудовых ресурсов. Понятие, сущность и причины мировой трудовой миграции, влияние на экономику стран. Современные центры притяжения рабочей силы. Регулирование процессов миграции рабочей силы.

    Дискриминация мигрантов. Рациональные объяснения дискриминации. Уничтожение необходимости миграции. Незапрещение миграции.

    Экзаменационный билет по предмету МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Билет № Преимущества международной специализации производства, его формы и организация в условиях НТР.

    Анализ основных документов по новому международному экономическому порядку. Доклад независимой Комиссии по вопросам международного развития.

    Сущность международной миграции рабочей силы и её причины. Виды трудовой миграции. Особенности миграции трудовых ресурсов. Мировые центры рабочей силы. Последствия международной миграции рабочей силы.

    Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика. Миграционная политика. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы.

    Безработица - это социально-экономическое явление, при котором- часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

    Причины трудовой миграции. Неравенство между богатыми и бедными странами. Связь между принимающими и отправляющими странами. Проблемы адаптации мигрантов. Последствия трудовой миграции для посылающих и принимающих стран. Демографические последствия.

    Роль международной торговли в системе международной экономики. Специфические черты международной торговли. Экономическая основа торговли. Специализация и сравнительные преимущества. Выигрыш от международной торговли.

    Либерализация движения населения. Перемещение рабочей силы. Нео-либеральный порядок.

    Подвижность населения и трудовых ресурсов как важнейшая особенность современной демографии. Миграции трудовых ресурсов, эволюция ее теорий, виды, причины и последствия. Анализ принятия миграционных решений с точки зрения теории человеческого капитала.

    Анализ масштабов внутренней миграции в России. Причины сокращения численности населения. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом. Общие итоги миграции за 2006 и 2007 гг. Определение численности экономически неактивного населения.

    Развернутые ответы на 15 экзаменационных билетов.

Самостоятельным процессом в международных экономических отношениях является миграция рабочей силы. Однако принимая во внимание специфику данного ресурса, который связан непосредственно с самим человеком как имманентная его составляющая, при рассмотрении причин и условий миграции трудовых ресурсов должны учитываться не только экономические, но и политические, социальные, правовые, религиозные, национальные, культурные, демографические предпосылки и последствия.

Причины миграции трудовых ресурсов

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населения, остановимся в основном на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего необходимо указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут служить такие промышленно развитые страны, как Франция и Германия.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую иммиграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социалистические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграционная квота была увеличена в 1,5 раза. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испытывать огромные трудности в области финансирования науки, образования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, России и другим странам навязываются программы развития, предусматривающие резкое сокращение государственных расходов на социальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Российская система образования, науки и культура испытали и продолжают испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубежной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной экономики. В нашей стране разрушены многие научные школы, особенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует

поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными правовыми актами, если они подписываются соответствующими государственными органами. В правовом поле регулирования миграционных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отстаивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведением политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эмигрантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику страны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную политику, которая опирается на комплекс законодательных, организационно-

финансовых и иных мер, направленных на регулирование эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы социальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.

Миграция (от лат. «перехожу», «переселяюсь») – это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как правило, со сменой места жительства.

Международная миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит добровольный характер. Но истории известны факты принудительной миграции (доставка черных рабов на Американский континент).

Виды миграции:

1) Эмиграция – это выезд граждан из своей страны, иммиграция – это въезд граждан другого государства на территорию данной страны;

2) Внешняя миграция – миграция населения между странами, внутренняя миграция – миграция в пределах национальных границ;

3) Трудовая миграция. Международный рынок рабочей силы существует в виде трудовой миграции, которая является формой экспорта и импорта рабочей силы.

Все перемещения рабочей силы слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграции) . Разница между этими потоками дает объем чистой миграции , а их сумма – объем валовой миграции .

По классификации ООН, постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.

Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка.

Социально-экономические причины трудовой миграции:

1. Неравномерность экономического развития различных стран; пребывание их в разных фазах экономического цикла.

2. Различные уровни доходов в разных странах.

3. Существенное отличие уровней безработицы в странах.

4. Специфика формирования трудовых ресурсов в экономически отсталых странах (перенаселенность, безработица, низкая производительность труда).

5. Относительная дешевизна трудовых услуг слаборазвитых стран.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1. Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;

2. Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;

3. Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг);

4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно (называют этих людей фронтальеры);

5. Нелегальная – незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (туристами, по приглашению) с последующим нелегальным трудоустройством;

6. «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).

Предыдущая
2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.