Организация торговых мест на рынке. Как получить разрешение на торговлю: пошаговая инструкция

Проходя по улицам, мы периодически натыкаемся на большие и маленькие лотки, которые предлагают своим покупателям фрукты и овощи, различные мелочи, мороженое и цветы, газеты и журналы. Наверняка каждый из вас видел небольшие хаотичные рынки, на которых можно купить свежие ягоды и зелень. Продают их дачники, что гарантирует натуральность этих продуктов. Но мало кто знает, что требуется сначала взять разрешение на торговлю на улице. Что это такое и каким образом его получить, мы сегодня и поговорим.

Зачем власти контролируют уличную торговлю

На самом деле у уполномоченных органов достаточно причин недолюбливать стихийные рынки. Это связано с частыми нарушениями Большие скопления лотков сложно контролировать, такие рынки могут достигать довольно крупных размеров, а значит, повышается риск возникновения пожаров и аварий на дорогах.

Не только городская администрация, но и предприниматели, которые действуют в соответствии с законом, тоже негативно относятся к подобным продавцам, устанавливающим палатки прямо под окнами их заведений. Это снижает приток посетителей, а в итоге сказывается на прибыли и казне за счет уменьшения поступающих налогов.

Кто уполномочен совершать надзор

Есть специальные органы, которые могут проверять уличные лотки на предмет соответствия их деятельности закону. Эти мероприятия бывают плановыми или стихийно организованными, поэтому предугадать дату очень сложно. Главные проверяющие органы - это:

  • СЭС (Роспотребнадзор).
  • Местная администрация.
  • Налоговая служба.
  • Полиция.

У каждого из них - свои претензии к предпринимателю. СЭС и полиция отмечают нарушения правил ведения торговли, а налоговая служба покарает в том случае, если обнаружит отсутствие регистрации и уклонение от уплаты налогов.

Кому требуется подобный документ

В первую очередь мы вспоминаем про дачников с редиской и клубникой, а также бабушек, которые сидят с газетами и журналами. Но это не единственная аудитория. Разрешение на торговлю на улице потребуется также тем, кто формально находится в помещении. Это небольшие быстровозводимые ларьки, которые устанавливают без фундамента. По закону это тоже уличные лотки. Кроме этого, аналогичный документ потребуется заведению общепита, если его хозяин захочет установить рядом летние столики. Как видите, аудитория довольно обширная, поэтому тема актуальна для многих.

Бизнес-план

Не забывайте о том, что частное лицо не сможет получить соответствующих документов. Поэтому когда вы видите дачников, которые торгуют продукцией со своего огорода, то можете быть уверены, что делают они это без какого-либо контроля. Получить разрешение на торговлю на улице может только официально зарегистрированный предприниматель. Есть еще один нюанс: городская администрация сама определяет места для торговли. Если облюбованная вами остановка не проходит по планам, то документы получить невозможно, а работа без них чревата штрафами.

Порядок размещения объектов торговли

Раз мы заговорили про распределение мест для осуществления коммерческой деятельности, то давайте остановимся на этом вопросе подробней. Разрешение на торговлю на улице проще всего получить, если вы настроены на территорию муниципальных рынков. В этом случае нужно просто обратиться в местную администрацию для получения соответствующего документа. Приобретя его, можно сразу устанавливать лоток и осуществлять коммерческую деятельность. Единственное, что от вас потребуется, это регулярно платить администрации «за место».

Но есть и другие варианты. Логично предположить, что уличная торговля на территории рынка проходит в условиях жесткой конкуренции. В более выгодной позиции будут коммерсанты, уже имеющие в собственности землю, целевое назначение которой позволяет использование ее для торговли.

Если своего участка нет, то можно обратиться к владельцу выбранного. Это может быть администрация или частный собственник. Вам будет необходимо обсудить условия и заключить договор аренды места для размещения палатки или лотка.

Выбираем продукцию

Уличная торговля - это определенная группа риска, так как условия не предполагают полных соблюдений санитарных норм и правил. Это значит, что если вы захотите торговать то городская администрация обязательно организует проверку и закроет ваше предприятие при обнаружении нарушений. Есть одна оговорка. Дачников, торгующих по утрам зеленью, обычно не трогают. Хотя если их собирается много вместе, полиция может на один день и разогнать, но без применения штрафных санкций. Другое дело - это крытый лоток посреди города, который реализует пирожные, выпечку или что-нибудь аналогичное.

Ответственность за нарушение закона

Если предприниматель считает, что может взять любой товар, расположиться в удобном месте и вести коммерческую деятельность в свое удовольствие, то скоро его ждет большое разочарование. Если продавец не зарегистрирован как юридическое лицо или ИП, то он рискует получить штраф в размере 2 тыс. рублей. Гораздо суровей будет наказание, если реализуемый товар ненадлежащего качества.

Торговля в неположенном месте облагается штрафом в сумме 1.5 тыс. р. в первый раз. Если нарушение будет повторным, либо предприниматель захочет развернуть павильоны для торговли без разрешения, то наказание может быть более суровым.

Без проблем с законом

Чтобы спать спокойно и не иметь неприятностей в будущем, нужно знать определенные правила. Торговля на улице без разрешения может какое-то время приносить доход, но если дойдет дело до серьезной проверки, то можно потерять намного больше. Итак, в первую очередь нужно зарегистрироваться в местной налоговой службе в качестве ИП или ООО. Именно сейчас придется выбрать режим для работы . Для стартового, небольшого бизнеса лучше всего подойдут упрощенная система и единый налог. Подробней про них вам могут рассказать непосредственно в уполномоченных органах, сегодня мы не будет останавливаться на этих тонкостях.

Использование труда наемных работников

Второй момент, с которым нужно определиться, - будете ли вы сами непосредственно заниматься торговлей или для этого наймете продавцов. Второй вариант требует регистрации в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Когда с этими документами вопрос решен, можно идти дальше. Так как получить разрешение совсем несложно, лучше пройти всю процедуру до конца. В этом случае будет меньше проблем в дальнейшем.

Итак, следующий шаг - отправляемся в администрацию местного самоуправления. По-другому его называют отделом торговли. Вместе с заявлением установленного образца необходимо предоставить полный пакет документов. Как правило, потребуются:

  • План или карта расположения торговой точки.
  • Копия свидетельства о регистрации в форме ООО или ИП.
  • Документ о принятии на учет в налоговой службе.
  • Копия документа, удостоверяющего личность.
  • Справка об отсутствии неуплаченных налогов.

Принятие решения будет зависеть от выбранного места. В городе есть определенные зоны, где павильоны для торговли не размещаются, и с этим придется считаться. В течение 10 дней комиссия рассматривает предоставленный пакет документов, после чего выносит свой вердикт. Разрешение выдается на определенный срок, а в случае отказа у вас есть возможность предоставить пакет на проверку еще раз.

Приступаем к работе

Итак, все документы собраны, остается оборудовать место и приступать к работе. Теперь еще раз возвращаемся к тому, чем вы будете торговать. Помните, что СЭС тоже частенько устраивает рейды по городу и отыскивает нарушителей. Поэтому, если вы планируете реализовывать через уличный прилавок продукты питания, то потребуется санитарная книжка и обязательное соблюдение всех норм. Если среди реализуемой продукции есть мясо или рыба, то будьте готовы к тому, что от вас потребуют еще и ветеринарный сертификат, подтверждающий качество продукции. Вообще, торговля продуктами - это одна из самых сложных областей. В ней нужно детально разобраться, чтобы не заработать большие штрафы.

Сколько стоит патент

Не дороже вашего спокойствия и безопасности. На самом деле сложно сказать заранее, сколько придется отдать за оформление документов. Все будет зависеть от политики городских властей, масштабов вашего бизнеса и выбранной системы налогообложения. В определенных зонах, специально выделенных для подобной деятельности, может быть бесплатной даже аренда участка. Главное - это соблюдение санитарных норм.

Регистрация в налоговых органах - тоже не слишком дорогостоящая процедура. Вам потребуется сделать копии документов, приложить заявление и оплатить пошлину, которая не превышает 400 рублей. Если решите воспользоваться услугами специальных организаций, которые самостоятельно готовят для вас весь пакет документов по открытию и ведению бизнеса, то тут расценки могут быть разными. Проще всего будет сначала обзвонить некоторые из них и выяснить, сколько стоит патент. Тогда на руках будут уже конкретные цифры. А может, удобней вести бизнес по УС? Об этом лучше спросить у бухгалтера.

Основные требования Роспотребнадзора

Если вы планируете торговать цветами, очками или сувенирами, то можете смело пропускать этот пункт. Однако чаще всего предпринимателям приходит в голову заработать на том, что люди хотят есть и пить. Это действительно прибыльное дело, но нужно внимательно отнестись к оборудованию рабочего места, чтобы не было замечаний со стороны проверяющих органов. Конечно, у каждого продавца должна быть санитарная книжка. Это даже не подлежит обсуждению.

  • Реализация без холодильного оборудования недопустима. Поэтому торговля рыбой и мясом, молоком и другими аналогичными продуктами на улице в летний зной просто запрещена.
  • Не допускается хранение оборотной тары на месте работы и прилегающей территории. Ее нужно регулярно вывозить.
  • Стол для торговли должен поддерживаться в идеальной чистоте. Сам предприниматель или продавец обязан приходить на рабочее место в опрятной спецодежде, носить головной убор и иметь нагрудный фирменный знак.
  • В палатках и автолавках допустимо торговать комбинированным ассортиментом товаров, но только если площадь позволяет размещать каждую группу на отдельной полке. Кроме того, если продажа осуществляется одним продавцом, то все продукты, включая хлеб, обязаны быть в заводской упаковке.
  • Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, котлеты) должны отпускаться из изотермических емкостей.
  • Температура на рабочем месте в летний период не может быть выше +26, а зимой ниже -18 градусов.

Вместо заключения

Ведение собственного бизнеса - это заманчивая идея, которая преследует сегодня множество людей. Если вы решили попробовать и начать с уличной торговли, то вначале познакомьтесь с материалом, изложенным в нашей статье. Это позволит избежать ошибок на старте и заложить прочный фундамент своего будущего. Многие торговые сети-гиганты начинали именно с уличных лотков, постепенно вырастая по мере набора постоянных клиентов и спроса на предлагаемую продукцию.

Для тех, кто решил заняться торговой деятельностью основным требованием (и, пожалуй, единственным) являлось получение в установленном порядке государственной регистрации как юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация являлась необходимым условием для продавцов, намеренных заняться торговой, т. е. предпринимательской деятельностью, независимо от их организационно-правовой формы. С 1 июля 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Согласно положениям данного закона, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

С 1 апреля 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон о розничных рынках), который пересмотрел требования к организации розничного рынка юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Следует отметить, что некоторые положения данного Федерального закона вступили в силу раньше 1 апреля 2007 г., а именно с 15 января 2007 г. – это часть 7 ст. 15, часть 6 ст. 22, и статья 25. Все эти положения касаются иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и иностранных работников. В частности ч. 7 ст. 15 ограничила предоставление торговых мест с учетом допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, иностранным гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также лицам, привлекающим в качестве продавцов иностранных работников. Часть 6 ст. 22 предусматривает, что сокращение допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора, заключенного с иностранным работником, или досрочного расторжения заключенного с ним гражданско-правового договора. А статьей 25 вносятся изменения в ст. 83 Трудового кодекса РФ, согласно которым общее количество иностранных работников должно быть приведено в соответствие с допустимой долей таких работников, следовательно с иностранными работниками, подлежащими увольнению, трудовой договор должен быть прекращен не позднее установленного Правительством срока (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683) для приведения работодателями общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников. Прекращение трудового договора должно происходить с соблюдением правил прекращения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников.

В соответствии со ст. 24 Закона о розничных рынках организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 г.

Следует отметить, что с 1 января 2010 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Закона о розничных рынках. Субъекты Российской Федерации вправе сократить указанный срок. Также с 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. Что касается сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, то указанные выше требования в отношении них применяются с 1 января 2012 года.

В соответствии с Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления.

Причем, место организации розничного рынка выбирается в соответствии с планом организации рынков на территории субъекта Российской Федерации, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный план должен соответствовать архитектурным, градостроительным и строительным нормам и правилам, проектам планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования.

Данное разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка») , поданного данным юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. В этом заявлении должны быть указаны:

Полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

Тип рынка, который предполагается организовать.

К указанному заявлению прилагаются:

Копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

Нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

Нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления заявления. Но в случае, если срок данного разрешения закончен и подано заявление на его продление, то срок рассмотрения данного заявления не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления. В течение срока рассмотрения заявления юридического лица на право получения разрешения на организацию розничного рынка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом.

В день поступления заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган проводит проверку правильности заполнения заявления и наличия прилагаемых к нему документов, регистрирует их и в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, вручает заявителю уведомление о приеме заявления к рассмотрению.

В случае если указанное заявление оформлено не в соответствии с определенными требованиями, а в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют необходимые документы, заявителю вручается уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и представления отсутствующих документов.

После принятия решения о разрешении (или отказе) организации розничного рынка орган местного самоуправления в срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения направляет заявителю (юридическому лицу) уведомление о выдаче выше указанного разрешения с приложением оформленного разрешения, в котором указываются:

Наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение;

Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок;

Тип рынка;

Срок действия разрешения;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Номер разрешения;

Дата принятия решения о предоставлении разрешения.

При этом формы указанных разрешения и уведомления утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка.

Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.

В соответствии со ст. 7 Закона о розничных рынках заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

Отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории субъекта Российской Федерации;

Несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, указанному плану;

Подача заявления о выдаче разрешения с нарушением установленных требований и (или) предоставление документов, прилагаемых к заявлению, содержащих недостоверные сведения.

Как было уже упомянуто, срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Но оно может быть переоформлено только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или типа рынка.

Объекты собственности (товары) реализуются только в строго отведенных для торговли местах (торговых местах). Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) – это абстрактное понятие, под которым подразумевается сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. Товарный рынок – это рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. В рамках российского законодательства было установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти субъектов РФ, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. Торговые предприятия и изготовители независимо от форм собственности, осуществляющие торговлю с лотков и автомашин, обязаны иметь вывеску с указанием местонахождения, профиля и форм организации их деятельности. Указанные продавцы несут ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

Воплощением товарного рынка является торговая сеть – совокупность торговых предприятий, находящихся в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Стационарная торговая сеть расположена в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах разносной и развозной торговли.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров проводится классификация предприятий розничной торговли на виды (например, универмаг, универсам, магазин «Спорттовары», магазин «Продукты»" и т. д.).

В зависимости от торговой площади и форм торгового обслуживания покупателей предприятия розничной торговли классифицированы по типам (например, супермаркет с системой самообслуживания населения или традиционный магазин).

Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также со смешанным ассортиментом товаров.

1. Универсальный магазин – предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров (например, супермаркет).

2. Специализированный магазин – предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть (например, магазин «Спорттовары»).

3. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (например, магазин «Бытовая техника»).

4. Магазин со смешанным ассортиментом товаров – предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров (например, магазин осуществляет продажу хлебобулочных и молочных изделий, а также иных продовольственных товаров обще потребительского назначения, а также различные чистящие средства, иные предметы бытовой химии).

Особым местом (и способом) торговли является ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Ярмарка может проводиться с целью рекламы и одновременной продажи товаров либо только с целью их продажи. На ярмарке представляются как продовольственные товары определенных видов (хлебобулочные, колбасные изделия, винно-водочная продукция и т. д.), так и непродовольственные товары (например, книгопечатные издания, пластиковые окна, металлические двери и т. д.).

К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, авто магазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Павильон – это специально оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка (ларек) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

В последние годы потребительский рынок на территории Российской Федерации активно развивается, однако по-прежнему неудовлетворительно состояние рынков в конкретных субъектах РФ. В связи с этим органы представительной власти субъектов РФ принимают многочисленные нормативные акты, регулирующие порядок торговли на соответствующей территории, в том числе касающиеся создания торговых комплексов.

Под торговым комплексом понимается совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Функции хозяйственного обслуживания:

1) инженерное обеспечение строения (электроосвещение, тепло– и водоснабжение, канализация, средства связи);

2) ремонт зданий, сооружений и оборудования;

3) уборка мусора;

4) охрана торговых объектов;

5) организация питания служащих и т. п.

На практике наиболее частым воплощением торгового комплекса является огромное крытое рыночное помещение – это сооружение, расположенное на специально отведенной территории, закрытое, все службы которого (торговые, административные, подсобно-хозяйственные, технические и т. д.) находятся под одной крышей. При этом все рыночные строения подключены к магистралям водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и т. д. Торговые ряды, расположенные под навесами, к крытым рынкам не относятся. Более того, такие торговые места в настоящее время по решению органов исполнительной власти местного самоуправления могут быть расположены и вне помещений рынков.

Иными субъектами торговой деятельности, имеющими много общего с торговым комплексом, являются торговый центр и торговый дом.

Торговый центр – это совокупность торговых предприятий (или предприятий по оказанию услуг), реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Торговый дом – это многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Ко всем выше перечисленным специально оборудованным и предназначенным для ведения торговли зданиям и строениям, предъявляются определенные требования.

Так например, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие санитарных правил» были утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

В соответствии с разделом II данного нормативного акта требования к размещению организаций торговли включают в себя следующее:

1) при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться указанными санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования;

2) организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условий проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли. В помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины площадью более 1000 кв. м;

3) загрузку продуктов в торговые помещения следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений;

4) при размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций;

5) территория товарного рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта. В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции). Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом. Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте. При размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов. На территории организации следует предусматривать устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном, а также устройство поливочных кранов для уборки территории;

6) нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами.

Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13) утверждены требования:

К планировке, перепланировке и застройке рынка,

Реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений;

Согласно данным требованиям планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации и к которым относятся:

1) предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка;

2) характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними;

3) характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.

Оборудование и содержание рынка также должна осуществлять управляющая рынком компания, в обязанности которой входит:

1) оборудовать торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования;

2) организовать обособленную от торговых мест стоянку для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей;

3) оборудовать места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций;

4) оборудовать доступное для обозрения место, на котором размещаются:

а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест;

б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;

в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;

г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;

д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;

е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;

ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;

з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов «горячей линии») для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.

5) должна обеспечить:

а) своевременную уборку и мероприятия по его благоустройству;

в) выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Также данным законом установлено, что в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, а в случае осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) на рынке в доступном месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).

Разрешение на торговлю подразумевает, что деятельность по продаже товаров согласована с органами государственной власти. Но вот получать данное разрешение не всегда обязательно. Когда же оно требуется и куда нужно за ним обращаться - вот о чем пойдет речь в статье.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально. В итоге он выглядит так:

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Порядок подачи уведомления

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Скачать форму разрешения

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ОГРН;
  • юр. адрес и фактический адрес объекта торговли;
  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.06.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

Не знаете свои права?

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут уже могут оштрафовать на 20 000-30 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Скачать форму разрешения

Нестационарный объект торговли - это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

Разрешение для организации розничного рынка

Скачать форму разрешения

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответственный госорган о начале своей деятельности. Но не стоит забывать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.