Из каких взаимосвязанных подсистем состоит система управления. Система управления в организации


Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию.
Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимосвязанными или взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в целое. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих действий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами.

В свою очередь, управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая производством и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства, так и самой управляющей системы. В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы: планирующий, регулирующий, маркетинг, учётный и контрольный элементы. Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. Сюда входят цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений.

Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжать своё функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому, что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Таблица 1

Организация, как открытая

Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создаётся добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как:

Прибыль;

Реализация социальной ответственности;

Реализация удовлетворённости работников.

Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Для закрытых систем характерно наличие обратной связи . Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины. Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию.

Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь.

Управление с обратной связью применяется в тех системах, где можно ожидать возникновения ошибок и которые поэтому нуждаются в корректирующем воздействии. Цель таких систем состоит в том, чтобы сделать ошибку настолько малой, насколько это практически осуществимо.

Открытые и закрытые системы управления можно классифицировать в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе . Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами.

Для увеличения надежности работы системы поток информации может распространяться не по одному, а по нескольким каналам обратной связи. Аналогично управляющее воздействие может поступать от одного или от нескольких источников. В системе «человек - человек» на управление оказывают влияние как формальные, так и неформальные взаимоотношения.

В ряде случаев входные данные от многих источников (чувствительных элементов) поступают в какой-то центр. По некоторым из этих связей передаются количественные, объективные данные, но существуют также системы, в которых большая часть информации субъективна, она создает картину состояния системы, зависящую от личных впечатлений или предубеждений человека или предубеждений человека, готовившего информацию. Корректировать работу системы можно прямым или косвенным воздействием, путем «неформального» давления, принуждения. Например, руководители часто полагаются на взаимодействие членов группы, когда необходимо побудить рабочих увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость.

Можно также классифицировать процессы управления в зависимости от того, в какой точке системы вырабатывается управляющее воздействие. На одном полюсе такой классификации находятся системы, имеющие либо устройства типа «черного ящика», либо людей, которые способны непосредственно в месте возникновения первичной информации воспринимать ее, сравнивать с эталонами и корректировать отклонения; на другом – системы, где все управление сосредоточено в центре. При этом информация по каналам обратной связи поступает от периферийных точек в центр. Из центра, когда это необходимо, к месту выполнения операции передается корректирующее воздействие. В системе, включающей людей, управление может быть децентрализовано только в том случае, если цели ее периферийных элементов согласованы с целями всей организации . Это означает, что лица, принимающие участие в управлении, должны усвоить цели и задачи системы

1.2 Эволюция систем управления
В прошлом, как отмечает Ансофф И. (1989), системы управления изобретались самыми передовыми фирмами. Если они оказывались удачными, то принимались большинством. В 80-х годах нынешнего века в создании новых систем принимают участие профессиональные консультанты по вопросам управления, а также ученые. По мере возникновения каждая новая система объявлялась окончательным и полным разрешением всех проблем фирмы, лучшим, чем все предыдущие. Пользуясь тем, что у нас есть историческая ретроспектива, мы видим, что эти системы нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения какой-то определенной задачи и является вспомогательной для решения остальных задач. С течением времени управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности внешней среды. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем соответственно больше усложнялись системы, причем каждая последующая дополняла предыдущую . Сменявшие друг друга системы рассчитывались на растущий уровень нестабильности внешней среды, и в особенности на все большую непривычность событий и все меньшую предсказуемость будущего. Можно выделить четыре этапа в эволюции систем управления : · управление на основе контроля за исполнением (постфактум); · управление на основе экстраполяции когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого; · управление на основе предвидения изменений возникло тогда, когда начали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них. · управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Системы раннего происхождения, включая долгосрочное планирование, сейчас широко применяются в управленческой практике. Стратегическое планирование внедрялось медленно и трудно в течение 20 лет, но теперь и оно все шире входит в практику фирм. Периодически стратегическим планированием начинают интересоваться фирмы, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Управление на основе ранжирования стратегических задач имеет своих сторонников в Японии и США. Управление по слабым сигналам еще только складывается (Ансофф И., 1989). Ретроспективный анализ развития управления , как считает Ансофф И. (1989), позволяет сделать два вывода : · развитие систем управления подчиняется логике, которую диктует меняющийся характер задач, стоящих перед управлением; · каждая последующая система, как правило, не просто заменяла предыдущую систему. Она вбирала в себя ее достижения, расширяла и обогащала их. Эти выводы позволяют нам рассматривать накопленный опыт не как совокупность разрозненных методик решения различных проблем, а как методологический массив.
1.3. Место и роль системы управления в организации
Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию.Управленческая деятельность – это динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления . Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике и динамике . В статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации. В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса). Вероятно, этим объясняется разнообразие вариантов структуризации систем управления, которые мы рассмотрим ниже. Существует несколько подходов к определению роли и места системы управления в организации. Виханский О.С. и Наумов А.И. (1994) рассматривают это как процесс. Фатхутдинов Р.А. (1997) предпочитает рассматривать систему управления с учетом ее взаимодействия с внешней средой, называя это производственным менеджментом. Рассмотрим эти подходы подробнее

1.4 Основы системного подхода в управлении

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое.

Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой с внешним миром коммуникативными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений, мотивацию и контроль

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило своё значение. Появился новый термин «системный подход». Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система, и тем больше переменных, которые необходимо учесть. Например, проблема дискриминации при приёме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства и т.д. Если ресурсы недостаточны то основная цель разбивается на подцели, что облегчает подход к решению основной задачи.

1.5. Производство как система «ресурсы - продукция»

С точки зрения теории систем, любое идеальное образование представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного непроизводственного потребителя.

Бригада, цех, участок, функциональное подразделение – это организованные системы типа «ресурсы – продукция». Через службу снабжения, функции которой различны для разных систем (закупа, взаимоотношение с поставщиками, получение товаров и услуг, контроль качества) на вход системы «ресурсы – продукция» поступают различные виды ресурсов: энергия, финансы, материал, труд, информация по цене за единицу. Эти виды ресурсов преобразовываются в процессе производства (в «чёрном ящике») в продукцию – товары и услуги. Продукция – суть те же виды ресурсов, поступившие на вход системы, но в преобразованной форме.
Эта продукция через службу сбыта распределяется, продаётся, поставляется по цене за единицу, которая устанавливается службой сбыта. Цена определяется стоимостью затрат и добавленной стоимостью преобразования.

Соотношение между объёмами поступавших на входе ресурсов и полученной на выходе продукции определяет результаты функционирования производственной системы.

Каждая конкретная система обладает специфическими особенностями: сочетание видов ресурсов и затратами на них; сочетанием процессов преобразования; сочетанием видов продукции; видами воздействия окружающей среди и т.д. Здесь важно уяснить, что любой производственно – хозяйственной системе присущи все названные элементы и взаимосвязь между ними.

Страница
2

В качестве объекта управления выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.

В отношения управления общественным производством входит сложный комплекс взаимосвязей и взаимных действий людей в процессе подготовки и реализации управленческого решения. Связи непосредственных производителей материальных благ и оказывающих услуги составляют содержание производственных отношений. Содержание отношений управления – это связи, отражающие организацию совместной деятельности участников производства путем согласования общественных, коллективных и индивидуальных интересов. В отличие от главной формы связи как между основными производственными звеньями, так и внутри их, носящей вещную форму (предметы труда, готовая продукция), управленческие отношения не могут реализовываться в такой форме. Управленческое решение (результат деятельности по управлению) не представляет собой материального продукта.

В условиях рыночной экономики радикально меняется социальная природа и цели развития экономики, что приводит к возникновению качественно нового механизма управления. Управление является функцией непосредственно общественного труда, но его содержание зависит от модели рыночной экономики. Управление в условиях социально ориентированной модели рыночной экономики в большей степени предполагает участие государства в согласовании кооперированного труда в рамках общества.

Основа системы, непосредственно управления политикой, экономикой. обществом – осуществляет государство. Государство с помощью программ и концепций координирует отношения между предприятиями различных форм собственности. В своей деятельности оно использует различные методы управления (экономические, административные, социально-психологические), а также способы принуждения в интересах развития всего общества.

Система управления и её составляющие

Совокупность средств производства и производственных процессов по преобразованию предметов труда в готовую продукцию представляет собой физическую (вещественную), или производственную, систему. Особенностью производственной системы в условиях рынка является то, что в нее входят и нематериальные элементы: постоянные деловые связи, положение на рынке, приобретенная репутация, клиентура.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику и т.д. В первую очередь это линейное управление: президент АО, директор предприятия, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные, или штабные, организации: служба заводоуправления и цехов. В каждом хозяйственном звене управление решается по-разному, т.е. количество ступеней и количество управляющих органов на каждой ступени определяется целями, задачами и функциями управления.

Каждая организация, объединение, отрасль и народное хозяйство в целом управляется только определенным органом. Этот орган наделен полнотой прав и имущественной самостоятельностью, требуемыми для управления. Для оперативного решения вопросов необходим минимум инстанций управления. При этом требуется четкое разграничение ответственности отдельных ступеней управления и их функций.

В свою очередь управляющая подсистема состоит из двух частей:

1. управляющая производством;

2. управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства, так и самой управляющей подсистемы.

В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия); маркетинг ; учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Необходимость наличия этих элементов в системе основана на сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и т.д. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.

При формировании и совершенствовании систем управления исходят из того, чтобы они максимально соответствовали целям функционирования. Производственная система должна соответствовать всем пяти классам целей: технические, технологические, организационные, экономические, социальные.

Административно-командная система ставила перед управлением производством следующие задачи: наращивание производства и снижение издержек выпуска продукции по строго регламентированной номенклатуре. Системы управления не были ориентированы на перспективу. Естественно, что с такими критериями работы управляющая подсистема не соответствует требованиям рыночной экономики.

В условиях рыночных отношений при рассмотрении деятельности предприятия используется ситуационный подход, согласно которому внутрифирменное строение системы управления есть результат действия факторов как в самой организации (внутренние переменные), так и в окружающей среде (внешние переменные).

При плановом производстве и постоянной номенклатуре в административно-командной системе усилия управленца сосредоточивались внутри предприятия. В условиях же рынка деятельность управленческих структур разветвляется. С одной стороны, они обязаны обеспечить высокий уровень производства и качества выпускаемой продукции, а с другой – удовлетворять интересы предприятия за его пределами (сбыт продукции, удовлетворение спроса потребителей, обеспечение сроков поставок, поддержание конкурентоспособности и забота о репутации своего предприятия).

Менеджмент в условиях рыночной экономики

Происходящие перемены коснулись человека и его деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмент.

Возникнув в конце XIXв., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. прошлого столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, которые по мощи можно сопоставить с целыми государствами, роль менеджеров возросла.

Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов - управляющего и управляемого . Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем , (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия , включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления . Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

Под управляющей подсистемой системы управления понимают ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Под управляемой понимают ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления , которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, целиработников, их взаимоотношения и т.п.).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

От субъекта управления необходимо отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей, в которых персонифицируются управленческие отношения - руководителей и сотрудников аппарата.

Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых , они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а следовательно и реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

Более того, должны быть совместимыми друг с другом , чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых , в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью . Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие , основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых , как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая - в их своевременном и точном исполнении.

Возможность субъекта управлять, обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. Поэтому, возможность достижения ими своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую степенью контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к нему через управляемую.

Управляемость проявляется как реакция подчиненного, управляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие. Она может иметь форму выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, то есть характеризуется готовностью к выполнению требований руководства и сотрудничеству. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действиемеханизма управления , под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

Механизм управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной , что предполагает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств участников, обеспечения оптимального размера подразделений.

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Таким образом, существует три класса управления:

· в неживой природе (технических системах);

· в организмах (биологических системах);

· в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами системами машин – изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются естественные науки.

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы с различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения общественных наук.

Социальное управление воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда.

В широком смысле слова управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, армией, больницей, предпринимательским союзом и т.д. В этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли: промышленные организации, банки, страховые и транспортные компании. Управление в этих организациях носит название менеджмент.

С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. Однако до эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. В процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства (тресты, концерны, корпорации). Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда.

В качестве объекта управления выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, которые необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики.

Система управления и ее составляющие

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи, совершенствоваться.

Система управления – это совокупность элементов различной природы, образующая единое целое и предназначенная для реализации функции управления, - восприятия определенных проблем, формирование будущего состояния управляемой системы, выполнения набора действий (процессов, в результате которых вырабатываются решения), оптимизирующие деятельность управляемой системы. Система управления носит целостный характер. В ней созданы условия передачи, накопления и преобразования управляющей информации.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Для осуществления функции управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В первую очередь это линейное управление: генеральный директор, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные организации: службы заводоуправления и цехов.

В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы:

· планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства);

· регулирующий (направлен на поддержание и совершенствования установленного режима работы предприятия);

· контролирующий (получение информации о состоянии управляющей подсистемы).

В управляемую подсистему входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе производственных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий.

По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, которые могут решать конкретные задачи. Не посредственно на предприятии техническая подсистема – это производственные мощности.

Технологическая подсистема – это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической технологическая подсистема под воздействием НТП изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, производственные площади, труд людей.

Организационная подсистема заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в их упорядочении. Целью организации является обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда.

Экономическую подсистему нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему общественного производства, т.е. совокупность производственных сил и производственных отношений. Основу ее составляет тип производственных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производственные отношения, которые соответствуют данному способу производства.

Социальную подсистему составляет единство социальных отношений, которые возникают в трудовом коллективе предприятия.

Система управления отвечает ряду требований :

· наличие между элементами причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами;

· система управления является динамичной, т.е. обладает способностью менять качественное состояние;

· управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.

Наука и практика управления

менеджмент – область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического использования стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда.

Организация управления

менеджмент как организация управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы (капитал, сырье, материалы), для чего необходимо осуществлять различные виды деятельности, т.е. выполнять определенные функции. Функции закрепляются за конкретными подразделениями предприятия, деятельность которых осознанно направляется для достижения общей цели предприятия. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте как организационной деятельности. Организация может рассматриваться как орган управления (его субъект), т.е. тот, кто управляет, и как объект управления, поскольку ею управляет вышестоящая организация.

Процесс принятия решений

поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления и затрагивают как внутреннюю, так и (главным образом) внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

Подводя итог всему сказанному, можно привести следующие определения менеджмента.

Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. (А. Файоль)

Менеджмент - это эффективное использование и ко­ординация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. (Международный справочник по менеджменту)

Управление – это особый вид деятельности, превра­щающий организованную толпу в эффективную целена­правленную группу. (П. Друкер)

Управление представляет собой не что иное, как на­страивание других людей на труд. (Ли Якокка)

Менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. (Р. Дафт)

По мнению Г. Минцберга, и сами управленцы, и общество в целом воспринимают менеджмент скорее как науку или как профессию, которой можно обучиться в стенах университета. Тогда как менеджмент - это тончайшее искусство, овладеть которым без опыта невозможно. Только с опытом может прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст.

Разделение труда

Т.е. разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда «горизонтальное разделение труда» - создание подразделений (отделы, службы), за которыми закрепляются только им присущие задачи, и которые добиваются только им присущих целей. Координация деятельности для достижения общих целей является следствием разделения труда по вертикали , что по сути представляет собою само управление.

Управление

Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В малых организациях четко выполненной линии управления нет. Здесь координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. В сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы.

Фазы жизненного цикла организации и их характеристика

Рост (этап коллегиальности)

Этап коллегиальности - период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства ). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации на этом этапе зависит:

От того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

От того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

От готовности членов организации реализовывать решения лидера;

От того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями - тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном , групповом , организационном .

Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля.

В целом стадия роста характеризуется:

Увеличением числа сотрудников;

Разделением труда и ростом специализации;

Более формальными и обезличенными коммуникациями;

Внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы комбинации знаний выходят за рамки индивидуального уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

Школа научного управления

В к 19 в. в индустриальном обществе ощущалась потребность в научной организации производства, труда и управления, т. к. производственные процессы, построенные на основе «дедовских» принципов, уже не могли в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса того времени. Своеобразным откликом на эту общественную потребность стало возникновение и развитие школы «научного менеджмента», основателем которой явл-ся Фредерик Уинслоу Тейлор.

Усилия учёных первой школы научного менеджмента были направлены на достижение главной цели - максимальное увеличение производительности труда на предприятиях, для чего была сформулирована строгая система принципов, позволяющих рационализировать организацию труда, производства и управления.

Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов . Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

Школа поведенческих наук

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг.

Главной целью школы явл-ся оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, раскрытия творческого потенциала, повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности использования её человеческих ресурсов.

Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Американская модель

Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, “богоизбранность ”, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Японская модель

Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus - отцовский, pater - отец) - доктрина об “отеческом”, “благотворительном” отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Факторы прямого воздействия

Окружение, в котором непосредственно оперирует организация, или среда задач (функциональная среда), воздействует на большинство ее повседневных функций, непосредственно связанных с основными видами деятельности.

Потребители

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Также необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей и спрос.

Потребителями организации выступают индивиды и организации, приобрета­ющие ее товары или услуги, что, в конечном итоге, и определяет успех фирмы на рынке. Потребителями услуг больниц являются пациенты, услуг учебных заведений - школьники и студенты, авиакомпаний - туристы и деловые люди. Многие компании ищут способы охватить рынок для подростков и молоде­жи, размещая маркетинговые послания в онлайновых сообществах.

Сегодня потребители обладают большей властью благодаря развитию Ин­тернета, который несет с собой для менеджеров и угрозы, и возможности. Ны­нешние потребители могут непосредственно влиять на репутацию организа­ции и объемы продаж. Например, это можно сделать через сайты для жалоб. «В новой ин­формационной среде необходимо исходить из того, что всем известно абсолютно все».

Конкуренты

Действующие в одной и той же отрасли или сфере бизнеса и предлагающие свои товары или услуги одним и тем же группам потребителей организации являются конкурентами организации. Отраслевая конкуренция отличается определенной спецификой. Конкурентная борьба в отрасли звукозаписей но­сит принципиально иной характер, чем рыночное соперничество в металлур­гической или фармацевтической промышленности.

Отраслевая конкурентная борьба легко перерастает в настоящие маркетин­говые или марочные войны. Бренды «Соке» и «Рерsi» неустанно сражаются за рынок прохладительных напитков.

Влияние на организацию такого фактора, как конкуренция, невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго «не продержаться на плаву». Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Фирма «Харлей-Дэвидсон», которой в 1955 г. принадлежало почти 70% рынка мотоциклов, к 1970 г. сохранила за собой лишь 5%, а к 1983 г. - 3,7%. На роли премьеров этой сцены вышли японские фирмы «Хонда», «Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки». То, что казалось фирме «Харлей-Дэвидсон» зрелой отраслью, новички трансформировали в нечто совсем иное, перепроектировав мотоциклы и высоко эффективно использовав маркетинг, чтобы создать в результате новые имиджи и новые рынки.

Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители - это не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования ресурсов в товары и услуги. Основные разновидности ресурсов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Рынок труда

Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в органи­зации. Любой организации требуются образованные и квалифицированные со­трудники. Состояние рынка труда во многом определяется деятельностью проф­союзов, профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников.

Можно выделить следующие непосредственно воздействую­щие на организацию факторы рынка труда: 1) растущая потребность в хорошо разбирающихся в информационных технологиях работниках; 2) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков; 3) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда, расположения производственных мощностей на распределение ра­бочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.

Планирование как функция менеджмента

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции делятся на общие и конкретные. Общими функциями являются:

Планирование;

Организация;

Мотивация;

Контроль.

Конкретные функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса. К ним относятся: перспективное, текущее экономическое и социальное планирование; организация работы по стандартизации; экономический анализ; управление технической подготовкой производства; организация производства; маркетинг; управление персоналом; материально-техническое снабжение и др.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

  • где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
  • куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей;
  • как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

ПЛАНИРОВАНИЕ – определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.

Планирование как управленческая деятельность представляет собой процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации. При этом подразумевается, что желаемое состояние организации не наступит, если не выработать и не осуществить комплекс специальных мер.

функция планирования заключается в разработке взаи­мосвязанных плановых заданий, направленных на достижение единой цели и определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программы работ или отдельных мероприятий на ближайшую и будущую перспективу. Функция планирования участвует во всех производственных и управленческих работах, функционально их обеспечивая. Вне осуществления данной фун­кции невозможна успешная производственно-хозяйственная дея­тельность.

Особенностью планирования является необходимость непре­рывного пересмотра планов, так как в сложной и динамичной рыночной сфере никакой план не может быть окончательным.

В процессе планирования разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном.

Благодаря планированию обеспечивается увязка между отдельными структурными подразделениями в технологической последовательности: научные исследования и разработки; производство; сбыт.

Предпосылкой планирования является прогнозирование - вы­явление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состоя­ний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтерна­тивных путей этого развития и сроков их осуществления.

Выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно организация хочет достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер.

Эффективность планирования как функции управления зависит от принципов , которыми руководствуются при составлении планов:

o полнота планирования (должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации);

o точность планирования (при составлении планов используются современные методы и средства, обеспечивающие точность прогнозов);

o ясность планирования (цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки);

o непрерывность планирования ;

o экономичность планирования (расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым эффектом).

29. Виды и методы планирования

Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.

Существует три способа планирования:

1. От достигнутого уровня (наиболее простой способ, не нацеливает коллектив на поиск резервов повышения эффективности производства; консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений; при этом способе не уделяется должного внимания НТП).

2. Оптимальное планирование (более прогрессивный способ; оно строится на системе научно обоснованных нормативов, ЭММ, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов; такое планирование часто связано с качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов; недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий).

3. Адаптивное планирование (позволяет более гибко реагировать на изменения во внешней среде; акцент делается на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений; большое внимание уделяется самому процессу составления плана).

В настоящее время сложилось несколько методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.

Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т.е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организацииресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточнятьсяи корректироваться).В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.

Составляются также оперативные бюджеты:

Производства;

Рабочей силы;

Материальных запасов;

Готовой продукции;

Накладных, коммерческих, административных и иных расходов;

Распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);

Поступления наличности и проч.

Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.

Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает организацию снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов). Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема -расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится.

Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.

Нормой называется периодически пересматривающаяся с учетом достижений НТР предельно допустимая затрата различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы.

Под нормативом понимаются:

Удельный расход элемента нормирования (ресурса) на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы;

Удельная величина технологических отходов и потерь;

Удельные размеры отчислений и платежей.

К графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализациейи контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.Исходным моментом применения указанного метода является определениепродолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.

Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы;

Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Признаки: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Бывают материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации.

Любая система управления должна иметь четыре основных элемента: вход основной системы; выход основной системы; канал обратной связи; блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Подсистемы: структура управления; техника управления; процесс управления; методология управления. Методология включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.Процесс – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления. Структура – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала. Техника и технология включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.

Основными элементы СУ: ц ель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании. Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели. Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива. Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации. Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения. Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные. Функция – порученная человеку работа, услуга или обязанность. Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций. Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям. Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации. Функциональные структур – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании. Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов. Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.