Организация социального обслуживания. Организация социального обслуживания населения

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных которое включает в себя различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон « Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12.19995 № 195-ФЗ; Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ; Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адоптации и реабилитации граждан, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации.

«Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого основания социальной помощи, как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание в нашей стране имеют граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

1. адресность: предоставление обслуживания персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о беженцах располагают миграционные службы; о лицах без определенного места жительства- органы внутренних дел и пр.;

2. доступность: обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок, условия оказания должны соответствовать государственным стандартам установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается. Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.1995 № 1151.

3. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов;

4. добровольность: социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг;

5. гуманность: граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств и физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

6. приоритетность предоставления услуг несовершеннолетним;

7. конфиденциальность: сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.» Введение в социальную работу. М.: Академический Проект, 2001. С. 393.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:

· материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

· социальное обслуживание на дому. Оно направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддерживания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения и другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом); содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг.

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Социальные услуги, входящие в Федеральный и территориальный перечни, предоставляются гражданам бесплатно либо на условиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 473.

Следующие группы населения имеют право на получение услуг бесплатно: одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг на дому не должен превышать 25% разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом; в полустационарных условиях - 50% разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом; в стационарных условиях- суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом. Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150% выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов. Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Изучение правового регулирования основных направлений социальной работы, используемых методов и форм целесообразно начать с рассмотрения сферы социального обслуживания. В данной сфере социальные работники наиболее активно реализуют себя как профессионалы.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основах социального обслуживания 2013 г.) система социального обслуживания включает в себя:
. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;
. орган государственной власти субъекта Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;
. организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
. организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Федерации;
. негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
Законом подробно регулируются права и обязанности получателей социальных услуг, а также их поставщиков. Получатели социальных услуг имеют право на: уважительное и гуманное отношение; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; отказ от предоставления социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в составлении индивидуальных программ; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время, а также социальное сопровождение.
В то же время получатели социальных услуг обязаны предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг, а также соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Поставщики социальных услуг имеют право: запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем; быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации и получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Поставщики социальных услуг вправе также предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
Обязанности поставщиков социальных услуг включают довольно широкий перечень, в том числе:
. осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством;
. предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований закона;
. предоставлять срочные социальные услуги, если это установлено законом;
. предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
. использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
. предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
. осуществлять социальное сопровождение в соответствии с требованиями законодательства, в том числе содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
. предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети Интернет и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
. выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
. обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
. обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг и исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения; применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними, а также помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
Федеральный закон об основах социального обслуживания 2013 г. подробно регулирует также порядок обращения о предоставлении социального обслуживания и принятия решения поданному обращению. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Уполномоченный орган субъекта Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
В то же время гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги.

Формы социального обслуживания

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, а также в:
. полустационарной форме, представляющей собой социальное обслуживание организацией в определенное время суток;
. стационарной форме, т.е. предоставление услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной или стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика и оказание иных видов посторонней помощи.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления таких услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в их предоставлении. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Важное значение в организации деятельности по социальному обслуживанию имеет межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации, которое осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Федерации в связи с реализацией его полномочий в данной сфере. Регламент такого взаимодействия определяет:
. перечень органов государственной власти субъекта Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;
. виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Федерации;
. порядок и формы межведомственного взаимодействия;
. требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;
. механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению;
. порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

В последние несколько лет организация социального обслуживания в столице совершенствуется. И текущий год не исключение.

Материалы по теме:

pgu и gosuslugi в помощь

После получения информации, необходимой для доступа в личный кабинет одного из этих порталов, и подтверждения мобственной личности в любом МФЦ (для pgu.mos.ru) или с кодом активации по почте России или визитом в центре обслуживания клиентов «Ростелекома» (для портала gosuslugi.ru)

Для того, чтобы заявить о своем желании получать социальные услуги, уже не обязательно топлиться в очередях в душных коридорах. Их можно получить через Интернет.

Чтоб иметь возможность получать государственные услуги в электронном виде, необходимо зарегистрироваться — если вы там еще не зарегистрированы — на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы или на Едином портале государственных и муниципальных услуг .

В личном кабинете того из указанных порталов, который вам больше нравится, нужно будет заполнить на онлайн-форму заявления и приложить отсканированные копии документов, которые требуются для оказания конкретной услуги.

После подачи заявления в электронном виде приходить в РУСЗН лично не требуется.

В случае отсутствия у заявителя возможности самостоятельно подать заявление на указанных порталах, он может обратиться за помощью в учреждения социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы и Многофункциональные центры предоставления государственных услуг лично или через представителя.

Организация социального обслуживания в Москве в 2013 году предусматривает экстерриториальный принцип работы. Заявление на предоставление той или иной государственной услуги принимается вне зависимости от места постоянной регистрации. Лично подавать заявление на предоставление услуги все еще приходится в управление соц защиты по месту постоянного места жительства. Но сотрудники того управления, в которое вы предоставили свое заявление, сами направят его в управления социальной защиты по месту вашего жительства.

Какие услуги по социальному обслуживанию можно получить онлайн?

Для людей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых и ветеранов войн департамент соцзащиты в на данный момент предоставляет возможность электронного обращения за следующими услугами:

  • получение путевки в Пансионат для инвалидов по зрению (предоставляется гражданам РФ);
  • получение путевки в пансионат для ветеранов труда (предоставляется гражданам, имеющим регистрацию в Москве).

Направления в учреждения стационарного социального обслуживания — подача заявлений через интернет и лично

Документы для получения путевки в пансионат для инвалидов по зрению

Заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии

Заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии (оригинал)

Справка об отсутствии медицинских противопоказаний

Справка об отсутствии медицинских противопоказаний (оригинал)

Пенсионное удостоверение

Пенсионное удостоверение и его заверенная копия

Страховой полис обязательного медицинского страхования ()

Страховой полис обязательного медицинского страхования и его заверенная копия

Заполненная форма заявления на портале

Заявление на предоставление путевки в пансионат для инвалидов по зрению (оригинал)

Подача заявления через представителя (только для личного присутствия)

Документы, подтверждающие полномочия представителя физического лица действовать от имени третьих лиц ( , оформленная в установленном порядке, и документ, удостоверяющий личность). Потребуются заверенные копиии обоих документов

В России сейчас 3882 учреждения для престарелых (интернаты общего типа и , центры соцобслуживания и специальные дома для одиноких, состоящие из так называемых социальных квартир). В стационарах находится около 270 тыс. стариков, 17,8 тыс. человек стоят в очереди, дожидаясь места в стационаре (основная часть — более 14 тыс. человек — должна быть направлена в психоневрологические интернаты). При этом расходы на соцобслуживание (не только пожилых, но и других категорий населения, которым полагается помощь) за пятилетний период, с 2006-го по 2011 год, выросли в полтора раза.

— «Эксперт» №11 (843) /15 мар. 2013

Документы для получения путевки в пансионат для ветеранов труда

Для подачи заявления через интернет (все оригинальные документы предоставляются в отсканированном виде)

Для подачи заявления на приеме в МФЦ лично

Паспорт и его заверенная копия

Справка медико-социальной экспертизы об инвалидности (для граждан, признанных инвалидами)

Справка медико-социальной экспертизы об инвалидности (для граждан, признанных инвалидами) и ее заверенная копия

Индивидуальная программа реабилитации (для граждан, признанных инвалидами)

Индивидуальная программа реабилитации (для граждан, признанных инвалидами) и ее ее заверенная копия

Адресная социальная помощь

Адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Адресная социальная помощь предоставляется в виде:

  • продовольственной помощи;
  • вещевой помощи;
  • санитарно-гигиенических услуг;
  • патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
  • услуг по комплексной уборке квартир.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя (либо его представителя);
  • акт обследования материально-бытовых условий проживания;
  • копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из УСЗН района и отделения Пенсионного фонда Российской;
  • копия справки Государственного учреждения Инженерной службы;
  • личное заявление или служебная записка социального работника, осуществляющего надомное обслуживание (при обращении за услугой по уборке квартиры, санитарно-гигиеническими или патронажными услугами);
  • медицинское заключение о необходимости санитарно-гигиенических услуг (если вы обращаетесь за ними);
  • для диабетиков — справка от лечащего врача о наличии заболевания сахарным диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе (предоставляется при первом обращении).

По просьбе гражданина и его письменном согласии, вышеуказанные документы (кроме паспорта и справки от врача) запрашиваются УСЗН.

Решение о предоставлении данного вида услуг принимается межведомственной комиссией, созданной при управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы, по представлению центра социального обслуживания.

Платное социальное обслуживание

Услуги тем, ко не имеет права на их безвозмездное получение, либо имеет, но хочет воспользоваться дополнительным сервисом, нужно будет заплатить.

Чтобы получить помощь на платной основе, заявитель (либо его представитель) должен обратиться в учреждение нестационарного социального обслуживания (ЦСО), оформить документы на предоставление услуги, после чего получить решение руководителя учреждения о предоставлении услуги (могут и отказать, если решать, что заявитель недостаточно нуждается). В случае принятия положительного решения — подписать договор услуг и полностью оплатить услугу не позднее, чем за 3 дня до начала предоставления сервиса.

Тарифы на услуги небольшие. В среднем, в зависимости от вида сервиса, это 50-100 рублей за час. Со всеит тарифами вы можете ознакомиться в документе «О социальном обслуживании на дому», .

Если вы хотите помочь ближнему, но не знаете как, читайте статьи « » и « »

Автономная некоммерческая организация профессионального образования

«Уральский колледж экономики и права»

Утверждаю

Зав. учебной частью

Г.М. Урасова

«_____» ________ 2017 г.

на производственную практику (по профилю специальности)

для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

по профессиональным модулям:

Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

Место прохождения практики – организация социального обслуживания

Цель практики: 1) Приобретение студентами практического опыта по следующим видам профессиональной деятельности:

Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

2) Развитие у студентов следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

3) Формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

1. Ознакомиться с организацией социального обслуживания и дать ее характеристику.

2. Изучить и проанализировать информацию, представленную на сайте и стендах организации.

3. Ознакомиться и описать деятельность структурного подразделения организации, в котором студент проходит практику или специалиста, под руководством которого студент походит практику.

4. Ознакомиться с компьютерными программами, используемыми в работе структурного подразделения (специалиста), и описать их базу данных.

5. Принять участие в процедуре приема граждан.

6. Провести наблюдение за процессом общения специалиста с гражданами пожилого возраста и инвалидами во время приема.

7. Ознакомиться с перечнем социальных услуг, предоставляемых учреждением, для конкретной категории граждан.

8. Изучить и описать порядок предоставления социальных услуг получателям услуг (на выбор студента 3 социальные услуги).

9. Ознакомиться с обращениями граждан, поступающими в учреждение и провести анализ обращений.

10. Ознакомиться и описать организацию работы учреждения по выявлению и осуществлению учета лиц, нуждающихся в социальной помощи.

11. Изучить и описать порядок формирования пакета документов получателей социальных услуг.

12. Составить отчет по практике и подготовить его защиту.

Под социальным обслуживанием понимается система организаций и лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности людей, которые не способны удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи. В качестве синонима понятия "социальное обслуживание" часто используется понятие "социальная помощь".

■ люди преклонного возраста;

■ инвалиды;

■ тяжелобольные;

■ люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии;

■ бездомные.

В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать, и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. Маленькие дети требуют постоянного внимания и помощи со стороны взрослых. Как правило, они получают их от своих родителей, родственников, соседей. Но во многих случаях семьи обращаются к услугам посторонних лиц для присмотра за детьми в течение нескольких часов или для их обслуживания в течение более длительных периодов времени. В постоянной помощи со стороны других лиц нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Часть людей преклонного возраста имеет проблемы с физическим функционированием или психическим здоровьем, и вероятность появления таких проблем увеличивается с возрастом. Среди старых людей, инвалидов, хронически больных есть те, кто не способен к самообслуживанию и требует помощи со стороны других людей*. Многие люди, оказавшиеся в такой ситуации, получают необходимую им помощь от членов своих семей и родственников. Хотя в ряде стран, прежде всего в странах Запада, большая часть старых людей не живет со своими детьми и внуками, они получают от своих родных значительную помощь, когда они в ней нуждаются. В ряде случаев за престарелыми ухаживают друзья, соседи**. В тех же случаях, когда престарелые, инвалиды и тяжелобольные люди, требующие ухода, не имеют родственников или знакомых, готовых оказать им безвозмездную помощь, они нуждаются в обслуживании сторонними людьми или специальными организациями вне своего дома.

* Неспособность удовлетворять определенные потребности вследствие физических недостатков, травм, перенесенных заболеваний может быть относительной, иметь конкретно исторический, социально обусловленный характер. С точки зрения социальной концепции ограниченной способности людей, инвалиды предстают не как индивидуальные жертвы стечения обстоятельств, а как коллективные жертвы невнимательного общества. Барьеры, окружающие людей, лишенных возможности ходить (отсутствие лифтов и подъемников, пандусов, узкие двери и т.д.), являются очевидными примерами социальных причин неспособности таких лиц самостоятельно обеспечивать себя продуктами, пользоваться услугами прачечных, парикмахерских и т.д. Именно подобные барьеры ограничивают людей с функциональными повреждениями и недостатками, а не повреждения сами по себе.



** Можно было бы предположить, что сторонние люди поступают так потому, что рассчитывают на унаследование их доходов. Однако исследования в западных странах свидетельствуют, что подобные соображения не являются серьезным мотивом для оказания помощи (Finch J., Wallis L. Inheritance, Care Baigains and Elderly People"s Relationships with the Children // Health and Community Care: UK and International Perspectives / Ed. by D. Challis, B. Davies, K. Traske. Aldershot: Gower, 1994).

Лица, пережившие сильные стрессовые ситуации (жертвы насилия, люди, потерявшие своих близких, и др.) или живущие в постоянных стрессовых условиях (несовершеннолетние в семьях алкоголиков и т.п.), алкоголики, наркоманы часто нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой они не могут самостоятельно выйти из депрессивного состояния, обрести утраченный смысл своей жизни.

Люди, не имеющие жилья и достаточных доходов, чтобы снять жилое помещение, не способны без содействия других лиц обрести защищенное от угроз безопасности и здоровью место для ночлега и отдыха.

Различные виды деятельности, относимые к социальной помощи (в дальнейшем они будут называться видами социального обслуживания), можно подразделить на три большие группы:

■ социальный уход;

■ социальная реабилитация;

■ социальный приют.

Под социальным уходом *понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических и/или умственных недостатков, заболеваний и травм.

* За рубежом для обозначения соответствующих видов услуг используется термин "social саге".

Такая деятельность может осуществляться в трех формах:

1) на дому;

2) в стационарных условиях;

3) в стационарах дневного пребывания.

При обслуживании на дому люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные получают нужную им помощь непосредственно в своем жилище. Такое обслуживание может включать: покупку и доставку продуктов и лекарств, приготовление пищи, уборку, стирку, сдачу в ремонт обуви и одежды, смену нательного и постельного белья, проведение гигиенических процедур и т.п. Видом социального ухода на дому являются также услуги по присмотру за малолетними детьми во время отсутствия их родителей.

Обслуживание в стационарных условиях предполагает, что дети и взрослые, требующие помощи, помещаются в специальные места для постоянного пребывания, где им и предоставляются необходимые услуги. В стационары переводятся дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей, а также те, нуждающиеся в уходе люди, которые проживают в одиночестве и либо имеют когнитивные нарушения (задержки в умственном развитии, слабоумие и пр.), либо не в состоянии самостоятельно передвигаться и т.п.

Обслуживание в стационарах дневного пребывания (дневных стационарах) осуществляется путем предоставления услуг вне дома в течение части дневного времени. Примерами таких стационаров дневного пребывания являются ясли и детские сады, группы дневного пребывания престарелых людей в центрах социального обслуживания, лечебно-спортивные центры для умственно отсталых, алкоголиков, наркоманов.

Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги могут предоставляться в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам – на дому.

Под социальным приютом понимаются организация проживания детей, оставшихся без попечения родителей, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

В нашей стране в последнее десятилетие вышеуказанные виды услуг включают в понятие "социальная работа". Но содержание этого понятия трактуется более широко: оно охватывает также иные виды деятельности, направленные на разрешение различных социальных проблем (семейные проблемы, неравноправие женщин, миграция, девиантное поведение и т.д.).

Социальным обслуживанием занимаются разнообразные организации. Среди них можно выделить три типа организаций, различающихся по уровню специализации.

1. Многопрофильные организации социального обслуживания, осуществляющие широкий спектр видов деятельности, связанных с социальным уходом, реабилитацией, приютом. Примером таких организаций являются центры социального обслуживания, существующие в нашей стране и других странах.

2. Специализированные организации, деятельность которых связана с определенной категорией получателей помощи и с определенной формой социального обслуживания. Примерами таких организаций являются: центры социальной помощи на дому, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома и интернаты для умственно отсталых детей, дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, службы защиты детей, подвергающихся насилию, приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания и т.п.

3. Организации, сочетающие социальное обслуживание с иными видами деятельности (медицинской, образовательной, культурной). Например, гериартрические госпитали, существующие в Австралии и Японии и занимающиеся медицинским и социальным обслуживанием старых людей. Другим примером сочетания этих видов деятельности являются дома сестринского ухода, в которые помещаются люди, требующие длительного ухода после перенесенных заболеваний, травм, хирургических вмешательств и т.п. Некоторые виды социального обслуживания трудно четко разграничить с медицинским обслуживанием, зачастую в практической деятельности эти виды помощи переплетаются. Для обозначения таких видов деятельности применяется термин "медико-социальная помощь ". Примерами организаций, сочетающих социальное обслуживание и образовательную деятельность, служат ясли, детские сады, школы-интернаты и детские дома. Разделение таких организаций смешанного типа между разными отраслями социальной сферы является конвенциональным. Так, в нашей стране ясли, детские сады и школы-интернаты относятся к образовательным организациям, а детские дома – к организациям социальной зашиты.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.